Учреждение образования
«Солигорский государственный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор учреждения
образования «Солигорский государственный колледж»
___________Т.Н.Проходская
___________
Экзаменационные материалы
для государственного экзамена по специальности
для учащихся, сдающих государственный экзамен по специальности профессионального компонента учебного плана учреждения образования по специальности 2-01 01 01 Дошкольное образование, специализация 2-01 01 01 36 Творческая деятельность, в заочной форме получения образования в учебных группах ДО-221зб, ДО-222зб, ДО-223зп, ДО-224зп
Теоретический этап
Общее понятие о психологии как науке.
Методы исследования в психологии.
Основные закономерности и факторы психического развития.
Внимание как психический процесс.
Развитие внимания у детей раннего и детей дошкольного возраста.
Понятие об ощущении. Виды и свойства ощущений.
Понятие о восприятие. Виды и свойства восприятия.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста.
Общая характеристика памяти.
Особенности развития памяти в дошкольном возрасте.
Общая характеристика мышления как высшей формы познавательной деятельности личности.
Развитие мышления у детей дошкольного возраста.
Общая характеристика воображения, особенности развитие воображения в дошкольном возрасте.
Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте.
Деятельность как проявление целенаправленной активности личности. Структура деятельности.
Понятие об общении. Стороны общения.
Общее понятие о группе. Основные виды групп.
Понятие о личности. Структура личности.
Понятие о темпераменте. Типология темперамента.
Общее понятие о характере. Черты характера.
Общая характеристика способностей.
Эмоции человека, их рефлекторная природа. Виды эмоциональных состояний.
Воля и ее значение в жизни человека. Волевые качества личности и их характеристика.
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста
Основные структурные компоненты психологической готовности ребенка к школе.
Педагогика как наука.
Белорусская народная педагогика.
Дошкольное образование в системе непрерывного образования.
Адаптация ребенка к условиям учреждения дошкольного образования.
Режим дня как средство воспитания здорового ребенка.
Методика организации режимных процессов в учреждении дошкольного образования.
Ознакомление детей дошкольного возраста с основами безопасности жизнедеятельности.
Режиссерская игра.
Сюжетно-ролевая игра.
Театрализованная игра.
Дидактическая игра.
Игрушка. Белорусская народная игрушка.
Виды и формы организации трудовой деятельности детей.
Экономическое воспитание.
Познавательно-практическая деятельность детей.
Методы обучения.
Занятие как форма организации обучения.
Индивидуальный и дифференцированный подход в педагогике.
Воспитание гуманизма и морально-волевых качеств у детей.
Культура поведения воспитанников.
Формирование национального самосознания детей.
Сотрудничество учреждения дошкольного образования и семей воспитанников.
Преемственность обучения в учреждении дошкольного образования и общего среднего образования.
Образовательный процесс в учреждении дошкольного образования и его планирование.
Развивающая среда в учреждении дошкольного образования.
Практический этап
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
«МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»
Подобрать дидактическую игру для формирования умения у воспитанников первой младшей группы обозначать количество предметов словами «один», «много». Определить структуру дидактической игры. Подобрать дидактические материалы. Продемонстрировать приемы ее проведения.
Подобрать дидактическую игру для формирования умения у воспитанников первой младшей группы определять положение предметов в пространстве. Определить структуру дидактической игры. Подобрать дидактические материалы. Продемонстрировать приемы ее проведения.
Разработать фрагмент занятия во второй младшей группе для реализации программной задачи: «Формировать представление о способе установления неравенства групп изображений предметов (сравнения их практическим приемом приложения), соблюдая правила выполнения этих действий». Подготовить дидактический материал. Продемонстрировать приемы работы.
Разработать фрагмент занятия во второй младшей группе для реализации программной задачи: «Формировать представления о параметре величины - длина». Подготовить дидактический материал. Продемонстрировать приемы работы.
Разработать дидактическое упражнение для формирования умения у воспитанников второй младшей группы определять временной отрезок (поры года). Подготовить дидактический материал. Продемонстрировать приемы его проведения.
Разработать два дидактических упражнения для формирования умения у воспитанников дошкольного возраста (возрастная группа по выбору) считать количественным, порядковым счетом. Подготовить дидактический материал. Продемонстрировать приемы их проведения.
Разработать дидактические упражнения для формирования умения сравнивать, группировать и классифицировать предметы по 1–2 признакам. Подготовить дидактический материал. Продемонстрировать приемы их проведения.
Разработать фрагмент занятия в средней группе для реализации программной задачи: «Формировать умение элементарного обследования геометрической фигуры прямоугольник осязательно-двигательным путем под контролем зрения». Подготовить дидактический материал. Продемонстрировать приемы работы.
Разработать фрагмент занятия в средней группе для реализации программной задачи: «Формировать представления о способах построения сериационных рядов из пяти элементов по образцу, сравнивая объекты по двум параметрам величины одновременно». Подготовить дидактический материал. Продемонстрировать приемы работы.
Разработать фрагмент занятия в старшей группе для реализации программной задачи: «Формировать представления о способах образовании числа 7». Подготовить дидактический материал. Продемонстрировать приемы работы.
Подобрать дидактическое упражнение для развития умения определять положения изображений на листе бумаги у воспитанников старшей группы. Подобрать дидактические материалы. Продемонстрировать приемы организации упражнения.
Подобрать дидактическую игру для формирования представлений о днях недели, их последовательности у воспитанников старшей группы. Определить структуру дидактической игры. Подобрать дидактические материалы. Продемонстрировать приемы ее проведения.
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
«МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»
Разработать план-конспект проведения подвижной игры (по выбору) для детей старшего дошкольного возраста. Продемонстрировать приёмы проведения подвижной игры.
Разработать и продемонстрировать план-конспект проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке по типу занятий тематического характера (возрастная группа по выбору).
Разработать план-конспект утренней гимнастики для детей среднего дошкольного возраста (форма проведения по выбору). Продемонстрировать фрагмент утренней гимнастики.
Разработать и продемонстрировать варианты проведения физкультминуток на занятиях по образовательным областям: «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Элементарные математические представления» для детей старшего дошкольного возраста.
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
«МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Разработать цикл наблюдений за живым объектом (золотая рыбка) в уголке природы в повседневной жизни для детей старшего дошкольного возраста. Включить в цикл наблюдения, отражающие: морфологические особенности, поведение (функционирование), среду обитания животного
Разработать содержание занятия по организации труда в уголке природы на тему «Посадка лука» в среднем дошкольном возрасте. Продемонстрировать приёмы руководства трудовой деятельностью детей.
Определить тематику опытов с водой для детей дошкольного возраста, руководствуясь требованиями учебной программы дошкольного образования. Указать возрастную адресованность, цель, познавательную задачу, содержание опытов.
Разработать конспект проведения дидактической игры «Чудесный мешочек» для детей младшего дошкольного возраста. Указать задачи, продемонстрировать приемы обучения детей дидактической игре.
Разработать модель календаря за сезонными изменениями в природе для детей старшего дошкольного возраста. Раскрыть методику работы с ним.
Разработать задачи, структуру и содержание экскурсии в лес в летний период с воспитанниками среднего дошкольного возраста.
Указать структуру и разработать содержание занятия обобщающего типа по образовательной области «Ребенок и природа» на тему «Домашние животные» для детей старшего дошкольного возраста.
Разработать структуру и содержание природоохранной акции на тему «Зеленая елочка - живая иголочка» детей старшего дошкольного возраста.
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
«МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Определить программные задачи занятия по рисованию во второй младшей группе по теме «Жучки в траве». Продемонстрировать показ способа изображения на занятии по теме.
Подготовить способы рисования деревьев в младшей и старшей группах. Охарактеризовать зарисовку соответствующего образа и подбор изобразительного материала.
Определить программные задачи занятия по рисованию в старшей группе по теме «Дома на нашей улице», спланировать предварительную работу с детьми. Разработать вопросы к совместному анализу детских работ.
Определить программные задачи занятия по лепке в средней группе, тема «Кошечка». Разработать вопросы к совместному анализу детских работ.
Подготовить вариант предметного изображения на занятии по лепке во второй младшей группе, тема «Лисичка». Подобрать методы и приемы обучения, используемые на занятии.
Продемонстрировать показ способа изображения на занятии по лепке в старшей группе, тема «Клоун». Охарактеризовать способ лепки предметного изображения в старшей группе.
Продемонстрировать показ способа изображения на занятии по аппликации во второй младшей группе, тема «Салфетка». Подобрать методы и приемы обучения, используемые на занятии.
Составить алгоритм выполнения вариантов изображения на занятии по аппликации в средней группе, тема «Зайчик». Разработать вопросы к совместному анализу детских работ.
Продемонстрировать фрагмент занятия по аппликации в старшей группе, тема «Рушник» (по мотивам белорусской вышивки). Подобрать методы и приемы обучения, используемые на занятии.
Определить программные задачи занятия по конструированию из бумаги в старшей группе, тема «Волшебный стаканчик». Разработать вопросы к совместному анализу детских работ.
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
«МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ»
Подобрать дидактическую игру с игрушками для развития речи воспитанников первой младшей группы. Определить структуру дидактической игры. Продемонстрировать приемы ее проведения.
Подобрать упражнение по воспитанию звуковой культуры речи у воспитанников дошкольного возраста (возрастная группа по выбору). Подготовить дидактический материал. Продемонстрировать приемы его проведения.
Продемонстрировать приемы работы с картиной (картина по выбору). Сформулировать вопросы для анализа картины.
Определить структуру занятия по пересказу сказки «Заяц, лиса и петух». Продемонстрировать приемы работы по обучению воспитанников дошкольного возраста пересказу.
Разработать фрагмент занятия по проведению звукового анализа слова «лиса». Продемонстрировать приемы обучения детей дошкольного возраста звуковому анализу слов.
Разработать фрагмент занятия по чтению художественного произведения в средней группе (произведение по выбору), подобрать вопросы для беседы с детьми после прочтения. Продемонстрировать выразительное чтение произведения.
Подобрать пример описательного рассказа об игрушке (игрушка по выбору). Продемонстрировать приемы обучения детей дошкольного возраста составлению описательного рассказа.
Подобрать дидактическую игру по формированию грамматического строя речи у воспитанников дошкольного возраста. Определить структуру дидактической игры. Продемонстрировать приемы ее проведения.
Подобрать дидактическую игру по ознакомлению воспитанников дошкольного возраста со слоговым строением слова. Определить структуру дидактической игры. Продемонстрировать приемы ее проведения.
Подобрать дидактическую игру по ознакомлению воспитанников дошкольного возраста со звуком. Определить структуру дидактической игры. Продемонстрировать приемы ее проведения.
Подобрать упражнение по подготовке воспитанников дошкольного возраста к письму. Подготовить дидактический материал. Продемонстрировать приемы его проведения.
Составить фрагмент занятия в старшей группе по подготовке к восприятию поэтического произведения (произведение по выбору). Продемонстрировать выразительное чтение стихотворения.
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
«МУЗЫКА И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»
Подобрать музыкально-дидактическую игру по обучению детей слушанию музыки. Разработать план проведения игры, подобрать необходимый дидактический материал. Продемонстрировать проведение игры с указанием методов и приёмов работы.
Подобрать музыкально-дидактическую игру по обучению детей музыкально-ритмическим движениям. Разработать план проведения игры, подобрать необходимый дидактический материал. Продемонстрировать проведение игры с указанием методов и приёмов работы.
Подобрать музыкально-дидактическую игру по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах. Разработать план проведения игры, подобрать необходимый дидактический материал. Продемонстрировать проведение игры с указанием методов и приёмов работы.
Разработать алгоритм сценария музыкальной сказки (по мотивам народных сказок) и участие в ее постановке детей разных возрастных групп. Подобрать необходимый дидактический материал. Продемонстрировать фрагмент постановки с указанием методов и приёмов работы.
Составители: Галай Г.П.,
Клюбко М.Н.,
Косач Т.П.,
Ланевская В.М.,
Михневич Т.А.,
Савченко Т.С.,
Шляхова Т.Г.,
Шпилевская С.А.
.
Рассмотрено на заседании
цикловой комиссии
общепрофессиональных предметов
_12.03.2025__ протокол №_9_
Председатель цикловой комиссии ___________________ А.В.Иванова
Учреждение образования
«Солигорский государственный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по
учебной работе учреждения
образования «Солигорский
государственный колледж»
_______________Л.С.Бузун
_________________2025
Перечень средств обучения,
информационно-аналитических материалов, предназначенных для использования на государственном экзамене по специальности
для учащихся, сдающих государственный экзамен по специальности профессионального компонента учебного плана учреждения образования
по специальности 2-01 01 01 Дошкольное образование, специализация 2-01 01 01 36 Творческая деятельность, в заочной форме получения образования в учебных группах ДО-221зб, ДО-222зб, ДО-223зп, ДО-224зп
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП
1. Учебная программа государственного экзамена по специальности специальность 2-01 01 01 Дошкольное образование, утвержденная директором учреждения образования «Солигорский государственный колледж», рассмотрена на заседании цикловой комиссии общепрофессиональных предметов 12.03.2025 года, протокол № 9 – 6 экземпляров.
2. Учебная программа дошкольного образования /Министерство образования Республики Беларусь, - Минск: НИО; Аверсэв, 2022.
3.Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 года с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 14 января 2022 года №154-з.
4. Санитарные нормы и правила для учреждений дошкольного образования – постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г.
5.Образовательные стандарты дошкольного образования - постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15.03.2019 г.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Учебный предмет
«Методика физического воспитания и развития детей»
1. Учебная программа дошкольного образования /Министерство образования Республики Беларусь, - Минск: НИО; Аверсэв, 2022.
Оборудование для организации работы по физическому воспитанию:
1. Гимнастические обручи разного размера (диаметр 45см, 75 см) – 2 шт.
2 Гимнастические палки – 2 шт.
3. Конусы-ориентиры (большие и маленькие) – 4 шт.
4.Мячи резиновые среднего размера (диаметр 20-22 см), малого размера (диаметр 5-6 см)
5 Скакалки – 2 шт.
6. Кегли – 5 шт.
7. Набор больших мягких игрушек (собачка, зайчик и др.)
8. Набор шапочек (зайчик, лиса, волк, медведь)
9. Разноцветные кубики – 12 шт.
10.Мешочки с песком – 2 шт.
11. Гимнастический шнур (длина 3 м) - 1 шт.
12.Гимнастические коврики – 1 шт.
Учебный предмет «Методика экологического образования»
1.Пластмассовые стаканы (6 шт.).
2. «Краска гуашь» (белая).
3.Мелкая детская игрушка (камень небольшой)
4.Растворимый материал (соль, сахар).
5.Кисть.
6. Пластиковый контейнер с песком,
7. Пластиковый контейнер с мелкими камушками.
8. Природный материал (шишки, каштаны, желуди, веточки).
9. Наглядно-дидактический материал (картинки с изображением деревьев и кустарников.
10.Листы формата А4 (4 шт.), скотч, ножницы, цветные карандаши, фломастеры.
11.Простой карандаш, ластик.
Учебный предмет «Методика развития речи»
Учебная программа к государственному экзамену по специальности (5 экземпляров).
Учебная программа дошкольного образования /Министерство образования Республики Беларусь, - Минск: НИО; Аверсэв, 2022.
Игрушки: кукла, машина.
Набор картин
Текст сказки «Заяц, лиса и петух».
Дидактические игры.
Картина «Лиса»
Фишки для звукового анализа слов.
Наглядно-иллюстративный материал.
Хрестоматия для детей дошкольного возраста.
Дидактические игры, пособия
Альбом для рисования.
Цветная бумага.
Ножницы.
Клей.
Учебный предмет «Методика формирования элементарных математических представлений»
Учебная программа дошкольного образования /Министерство образования Республики Беларусь, - Минск: НИО; Аверсэв, 2022.
Демонстрационный материал для построения сериационного ряда: 5 полосок разного цвета, разные по высоте, ширине, ориентир для построения ряда.
Демонстрационный материал для показа приемов сравнения по величине: полоски (ленты) разные по длине, ширине; цилиндры разные по высоте, толщине – по 2шт.
Набор геометрических фигур.
Модели временных отрезков
Фишки
Счетные палочки
Набор цифр
Набор карточек для счета на разную тематику
Карточки для сравнения множеств
Логические блоки Дьенеша
Цветные счетные палочки Кюизенера
Набор для счета «Деревья»
Игрушки для счета, определения множества (20 шт.)
Альбом для рисования А4
Набор цветных карандашей (фломастеров)
Ножницы
Линейка
Простой карандаш
Учебный предмет
«Методика обучения изобразительной деятельности»
Учебная программа дошкольного образования /Министерство образования Республики Беларусь, - Минск: НИО; Аверсэв, 2022.
«Краски гуашь» – 12 цветов.
Краски «Акварель»- 12 цветов.
Кисточки разного размера – 4 шт.
Цветная бумага – 6 цветов.
Пластилин -12 цветов.
Альбом для рисования.
Ножницы.
Клей-карандаш.
Стакан-непроливайка с водой.
Салфетка из клеенки – 1 шт.
Бумажные салфетки.
Учебный предмет «Музыка и методика музыкального воспитания»
1.Музыкальные инструменты (ксилофон (металлофон), бубен, барабан, труба, флейта, дудочка).
2.Магнитофон.
3.Музыкально-дидактические пособия (карточки-задания, музыкальный материал для проведения игр)
Составители: : Галай Г.П.,
Клюбко М.Н.,
Косач Т.П.,
Ланевская В.М.,
Михневич Т.А.,
Савченко Т.С.,
Шляхова Т.Г.,
Шпилевская С.А.
.
Рассмотрено на заседании
цикловой комиссии
общепрофессиональных предметов
_12.03.2025__ протокол №_9_
Председатель цикловой комиссии ___________________ А.В.Иванова