Пояснительная записка
Программа кружка внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Юный патриот» составлена в соответствии:
со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 г. № 1241; от 22.09.2011 г. № 2357; от 18.12.2012 г. № 1060; от 29.12.2014 г. № 1643; от 18.05.2015 г. № 507.
письмо Министерства образования и науки российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта образовательного стандарта общего образования»
Направленность программы
Программа «Юный патриот» относится к духовно-нравственному направлению. Программа “Юный Патриот” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Актуальность программы
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Цель и задачи курса «Юный патриот»
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Общая характеристика программы курса
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Юный патриот” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия), а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.
Формы и режим занятий
Формы занятий:
Классные часы;
Беседы, викторины;
Экскурсии, поездки, походы;
Тренинги
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Ролевые игры
Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Программа предусмотрена для учащихся 6 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Таким образом, общий объём занятий составляет 34 часа.
Срок освоения программы – 1 год.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений.
Метапредметные:
Познавательные УУД
Получение знаний о семье, Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (стихи о Родине, заметки). Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками.
Регулятивные УУД
Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников.
Коммуникативный УУД
Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью.
Учебный план
№ | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | «Мой дом, моя семья». | 10 |
2 | «Моя малая Родина». | 13 |
3 | «Моя Родина – Россия» | 11 |
Итого | 34 |
Формы подведения итогов реализации программы
Формы контроля: мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры; диспуты, викторины; исследовательская деятельность; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования; портфолио.
Форм подведения итогов: викторина, конкурс знатоков истории, конкурс рисунков, беседа, тестирование по теме и т.д.
Содержание разделов программы
Программа «Юный патриот» включает в себя три блока:
«Мой дом, моя семья».
«Моя малая Родина».
«Моя Родина – Россия»
1 блок. «Мой дом, моя семья» (10ч)
Задачи:
воспитывать в детях уважение и любовь к семье;
формировать чувства ответственности перед будущей семьей.
Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.
2 блок. «Моя малая Родина» (13 ч)
Задачи:
формировать представления о специфике города, об истории города;
приобщать детей к насущным заботам жителей города, к участию в различных общественных инициативах;
воспитывать гордость, любовь к своему городу, уважение к его истории и жителям.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему.
3 блок. «Моя Родина - Россия» (11 ч)
Задачи:
формировать представления об истории России, о культурных, политических, экономических особенностях
воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей народа России.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата проведения занятия | Содержание деятельности | Предполагаемый результат деятельности |
|
1 | Родной дом и семья. Члены семьи. | | Беседа о ценности семьи, обязанностях каждого члена семьи, семейном досуге | добросовестно выполняю свои обязанности по дому; посильно участвую в решении семейных проблем; участвую в организации досуга семьи; |
2 | Родословная. Внимательные и заботливые отношения в семье. | | Составление семейной родословной, родственные связи | Уметь составлять родословное древо |
3 | Панорама добрых дел | | Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». | Рисунок «Я и моя семья» |
4 | ДОМ - территория семьи, мир вещей. | | Ценные вещи в доме. Домашняя коллекция каждого ученика | Предоставлении домашний коллекции (фото, рисунки) |
5 | Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. | | Традиционные семейные праздники | Знать семейные праздники |
6 | Семейные реликвии и святыни | | Что такое реликвия, семейная реликвия и святыня. | Знать отличительные особенности семейных реликвий. |
7 | Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой. | | Что такое семейные герои | Предоставление коллажа «Семейный герой» |
8 | Проект «Военная летопись нашей семьи». | | Что такое летопись. Военная летопись семьи. Династии военных | Защита проекта |
9 | Я - ученик. Мой класс – моя семья. Моя школа. Традиции школы. | | Традиции школьной жизни, традиции и праздники класса | Знать традиции школы и класса |
10 | Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника. История школы. | | Составление символики школы, ее значение и особенность | Предоставление рисунков «Символика школы» |
11 | Территория и географическое положение края | | Знакомство с картой, границы, история образования нашего. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов. | Знать расположение Курской области, уметь находить Курскую область на карте |
12 | Заповедные места Курской области | | Знакомство с заповедными местами Курской области, виртуальное путешествие | Знать заповедные места Курской области |
13 | Растительный мир Курской области | | Составление книги растений Курской области | Книга «Растения Курской области» |
14 | Животный мир Курской области | | Составление книги животных Курской области | Книга «Животные Курской области» |
15 | Культурные традиции народов, проживающих на территории Курской области | | Изучение традиций народа живущего в Курской области | Знать традиции народа Курской области |
16 | Наши известные земляки. | | Составление коллажа «Наши земляки» | Коллаж «Наши земляки» |
17 | Наш край в годы Великой Отечественной войны. | | История края во время ВОВ, просмотр видеосюжета о нашем крае в годы ВОВ | Знать историю Курской области до ВОВ и во время ВОВ |
18 | «Коренная Пустынь» - сердце православного Курска | | Заочная экскурсия в Коренную пустынь | Знать историю Коренной пустыни |
19 | Музей-усадьба Фета в Курской области | | Интерактивная экскурсия в усадьбу А.А.Фета(презентация) | Знать интересные факты об усадьбе А.А.Фета и судьбе поэта |
20 | Усадьба Марьино в Курской области | | Составление плана экскурсии в Марьино | Знать историю постройки усадьбы, основные даты |
21 | Картинная галерея им. Дейнеки | | Экскурсия в картинную галерею им.Дейнеки | Составление описания одной из увиденных картин |
22 | Музей Курской битвы в Прохоровке | | Урок-путешествие в Прохоровку. Рассказ о Курской битве | Знать основные даты битвы на Курской дуге |
23 | Литературный музей Курска | | Мультимедиа-урок, изучение отделов литературного музей, краткий экскурс по творчеству К.Воробьёва | Составление рассказа о изни и творчестве К.Воробьёва |
24 | Курский музей археологии | | Мультимедиа-урок, изучение отделов музея археологии в Курске | Составление рассказа об одном из экспонатов музея |
25 | Проект «Памятники города Курска» | | Составление проекта «Памятные места Курска» | Подготовка проектов |
26 | Проект «Памятники города Курска» | | Защита проекта «Памятные места Курска» | Защита проектов |
27 | Народные праздники России. | | Знакомство с традициями народных праздников | Знать традиции народных праздников |
28 | Русские народные песни и игры | | Знакомство с русскими народными играми. Прослушивание русских народных песен, их особенности. | Знать русские народные игры , уметь их проводить, знать русские народные песни |
29 | Русские полководцы и флотоводцы. | | Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский | Знать целостный образ Дмитрия Донского и Александра Невского как великих полководцев, почитаемых народом |
30 | Русская культура: архитектура, живопись, музыка, скульптура, балет, театр и т.д. | | Знакомство с особенностями архитектуры и живописи российских художников и скульпторов | Знать отличительные особенности русской культуры |
31 | Национальная кухня русского народа. | | Знакомство с национальными блюдами России | Знать национальные блюда России |
32 | Национальная кухня русского народа. | | Создание книги «Русская кухня» | Предоставление книги «Русская кухня» |
33 | Государственная символика России | | Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов | Знать о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов |
34 | Обобщающее занятие. Конкурс рисунков «Я патриот!» | | Подведение итогов работы, обзор курса. Рефлексия. Отзывы и пожелания. | Рисунок «Я патриот» |
Критерии оценивания
Критерии | Индикатор | Измеритель |
Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Имеет четкое представление о принадлежности к РФ | Анкета |
Испытывает чувство гордости за родную страну | Анкета, педагогическое наблюдение, педагогический анализ |
Имеет представление о понятии «гражданин» | Анкета |
Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека | Анкета, анализ творческих работ, собеседование |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, родителей |
Ценностное отношение к учебному труду; сформированность первоначальных навыков общественно-полезной и личностно-значимой деятельности | Имеет ценностную установку «Учение», «Труд» | Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения проектных работ |
Участвует в общественно-полезной деятельности | Мониторинг участия в общественно-полезных делах, акциях |
Ценностное отношение к природе, окружающей среде | Имеет ценностную установку «Природа» | Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ |
Ценностное отношение к прекрасному, сформированность представления об эстетических идеалах | Имеет ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке. | Методика изучения ценностных установок и ориентаций, педагогическое наблюдение, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ |
Ценностное отношение к семье, старшему поколению | Имеет ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями | Анкета, анализ творческих и проектных работ, собеседование, отзывы родителей |
Развитое социальное партнерство | Степень участия и эффективность взаимодействия с учреждениями дополнительного образования | Анализ воспитательной работы класса, отзывы социальных партнеров, достижения обучающихся |
Материально техническое обеспечение
Средства | Перечень средств |
Технические средства обучения | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. |
Экранно-звуковые пособия | Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности). Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности). Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности) |
Оборудование класса | Ученические столы с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п. |
Список литературы
Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2011.
Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2012.
Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2013.
Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 2013. - 221с.
Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2011. - №17. - 9 - 13с.
Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2011
Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2011. - №1. – 147с.
Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2012.
Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2011. - №3. – 40с.