СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Юный патриот"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Юный патриот» относится к духовно-нравственному направлению. Программа “Юный Патриот” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни. 

Просмотр содержимого документа
«Программа "Юный патриот"»

Пояснительная записка

Программа кружка внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Юный патриот» составлена в соответствии:

со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 г. № 1241; от 22.09.2011 г. № 2357; от 18.12.2012 г. № 1060; от 29.12.2014 г. № 1643; от 18.05.2015 г. № 507.

письмо Министерства образования и науки российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта образовательного стандарта общего образования»



Направленность программы

Программа «Юный патриот» относится к духовно-нравственному направлению. Программа “Юный Патриот” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.



Актуальность программы

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Цель и задачи курса «Юный патриот»

Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.


Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.


Общая характеристика программы курса

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа “Юный патриот” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия), а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.


Формы и режим занятий

Формы занятий:

Классные часы;

Беседы, викторины;

Экскурсии, поездки, походы;

Тренинги

Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

Ролевые игры

Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов


Программа предусмотрена для учащихся 6 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Таким образом, общий объём занятий составляет 34 часа.


Срок освоения программы – 1 год.



Планируемые результаты освоения программы

Личностные:

Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений.


Метапредметные:

Познавательные УУД

Получение знаний о семье, Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (стихи о Родине, заметки). Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками.

Регулятивные УУД

Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников.

Коммуникативный УУД

Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью.



Учебный план


Тема раздела

Кол-во часов

1

«Мой дом, моя семья».

10

2

«Моя малая Родина».

13

3

«Моя Родина – Россия»

11

Итого

34



Формы подведения итогов реализации программы

Формы контроля: мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры; диспуты, викторины; исследовательская деятельность; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования; портфолио.

Форм подведения итогов: викторина, конкурс знатоков истории, конкурс рисунков, беседа, тестирование по теме и т.д.











Содержание разделов программы

Программа «Юный патриот» включает в себя три блока:

«Мой дом, моя семья».

«Моя малая Родина».

«Моя Родина – Россия»

1 блок. «Мой дом, моя семья» (10ч)

Задачи:

воспитывать в детях уважение и любовь к семье;

формировать чувства ответственности перед будущей семьей.

Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.

2 блок. «Моя малая Родина» (13 ч)

Задачи:

формировать представления о специфике города, об истории города;

приобщать детей к насущным заботам жителей города, к участию в различных общественных инициативах;

воспитывать гордость, любовь к своему городу, уважение к его истории и жителям.

Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему.

3 блок. «Моя Родина - Россия» (11 ч)

Задачи:

формировать представления об истории России, о культурных, политических, экономических особенностях

воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей народа России.

Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.







































Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Дата проведения занятия

Содержание деятельности

Предполагаемый результат деятельности


1

Родной дом и семья. Члены семьи.


Беседа о ценности семьи, обязанностях каждого члена семьи, семейном досуге

добросовестно выполняю свои обязанности по дому;

посильно участвую в решении семейных проблем;

участвую в организации досуга семьи;


2

Родословная. Внимательные и заботливые отношения в семье.


Составление семейной родословной, родственные связи

Уметь составлять родословное древо

3

Панорама добрых дел


Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья».

Рисунок «Я и моя семья»

4

ДОМ - территория семьи, мир вещей.


Ценные вещи в доме. Домашняя коллекция каждого ученика

Предоставлении домашний коллекции (фото, рисунки)

5

Ритмы домашней жизни. Праздники и будни.


Традиционные семейные праздники

Знать семейные праздники

6

Семейные реликвии и святыни


Что такое реликвия, семейная реликвия и святыня.

Знать отличительные особенности семейных реликвий.

7

Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой.


Что такое семейные герои

Предоставление коллажа «Семейный герой»

8

Проект «Военная летопись нашей семьи».


Что такое летопись. Военная летопись семьи. Династии военных

Защита проекта

9

Я - ученик. Мой класс – моя семья. Моя школа. Традиции школы.


Традиции школьной жизни, традиции и праздники класса

Знать традиции школы и класса

10

Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника. История школы.


Составление символики школы, ее значение и особенность

Предоставление рисунков «Символика школы»

11

Территория и географическое положение края


Знакомство с картой, границы, история образования нашего. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.

Знать расположение Курской области, уметь находить Курскую область на карте

12

Заповедные места Курской области


Знакомство с заповедными местами Курской области, виртуальное путешествие

Знать заповедные места Курской области

13

Растительный мир Курской области


Составление книги растений Курской области

Книга «Растения Курской области»

14

Животный мир Курской области


Составление книги животных Курской области

Книга «Животные Курской области»

15

Культурные традиции народов, проживающих на территории Курской области


Изучение традиций народа живущего в Курской области

Знать традиции народа Курской области

16

Наши известные земляки.


Составление коллажа «Наши земляки»

Коллаж «Наши земляки»

17

Наш край в годы Великой Отечественной войны.


История края во время ВОВ, просмотр видеосюжета о нашем крае в годы ВОВ

Знать историю Курской области до ВОВ и во время ВОВ

18

«Коренная Пустынь» - сердце православного Курска


Заочная экскурсия в Коренную пустынь

Знать историю Коренной пустыни

19

Музей-усадьба Фета в Курской области


Интерактивная экскурсия в усадьбу А.А.Фета(презентация)

Знать интересные факты об усадьбе А.А.Фета и судьбе поэта

20

Усадьба Марьино в Курской области


Составление плана экскурсии в Марьино

Знать историю постройки усадьбы, основные даты

21

Картинная галерея им. Дейнеки


Экскурсия в картинную галерею им.Дейнеки

Составление описания одной из увиденных картин

22

Музей Курской битвы в Прохоровке



Урок-путешествие в Прохоровку. Рассказ о Курской битве

Знать основные даты битвы на Курской дуге

23

Литературный музей Курска



Мультимедиа-урок, изучение отделов литературного музей, краткий экскурс по творчеству К.Воробьёва

Составление рассказа о изни и творчестве К.Воробьёва

24

Курский музей археологии



Мультимедиа-урок, изучение отделов музея археологии в Курске

Составление рассказа об одном из экспонатов музея

25

Проект «Памятники города Курска»


Составление проекта «Памятные места Курска»

Подготовка проектов

26

Проект «Памятники города Курска»


Защита проекта «Памятные места Курска»

Защита проектов

27

Народные праздники России.


Знакомство с традициями народных праздников

Знать традиции народных праздников

28

Русские народные песни и игры


Знакомство с русскими народными играми. Прослушивание русских народных песен, их особенности.


Знать русские народные игры , уметь их проводить, знать русские народные песни

29

Русские полководцы и флотоводцы.


Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский

Знать целостный образ Дмитрия Донского и Александра Невского как великих полководцев, почитаемых народом

30

Русская культура: архитектура, живопись, музыка, скульптура, балет, театр и т.д.


Знакомство с особенностями архитектуры и живописи российских художников и скульпторов

Знать отличительные особенности русской культуры

31

Национальная кухня русского народа.


Знакомство с национальными блюдами России

Знать национальные блюда России

32

Национальная кухня русского народа.


Создание книги «Русская кухня»

Предоставление книги «Русская кухня»

33

Государственная символика России


Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов

Знать о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов

34

Обобщающее занятие. Конкурс рисунков «Я патриот!»


Подведение итогов работы, обзор курса. Рефлексия. Отзывы и пожелания.


Рисунок «Я патриот»





























Критерии оценивания



Критерии


Индикатор

Измеритель

Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Имеет четкое представление о принадлежности к РФ

Анкета



Испытывает чувство гордости за родную страну

Анкета, педагогическое наблюдение, педагогический анализ

Имеет представление о понятии «гражданин»

Анкета


Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека

Анкета, анализ творческих работ, собеседование

Сформированность моральных норм и правил поведения

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, родителей

Ценностное отношение к учебному труду; сформированность первоначальных навыков общественно-полезной и личностно-значимой деятельности

Имеет ценностную установку «Учение», «Труд»




Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения проектных работ

Участвует в общественно-полезной деятельности

Мониторинг участия в общественно-полезных делах, акциях

Ценностное отношение к природе, окружающей среде

Имеет ценностную установку «Природа»

Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ

Ценностное отношение к прекрасному, сформированность представления об эстетических идеалах

Имеет ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке.

Методика изучения ценностных установок и ориентаций, педагогическое наблюдение, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ

Ценностное отношение к семье, старшему поколению

Имеет ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями

Анкета, анализ творческих и проектных работ, собеседование, отзывы родителей

Развитое социальное партнерство

Степень участия и эффективность взаимодействия с учреждениями дополнительного образования

Анализ воспитательной работы класса, отзывы социальных партнеров, достижения обучающихся



Материально техническое обеспечение


Средства

Перечень средств

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Экранно-звуковые пособия


Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Слайды  (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)

Оборудование класса


Ученические столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.















Список литературы

  1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2011.

  2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2012.

  3. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2013.

  4. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

  5. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 2013. - 221с.

  6. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2011. - №17. - 9 - 13с.

  7. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2011

  8. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2011. - №1. – 147с.

  9. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2012.

  10. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2011. - №3. – 40с.