СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель программы: создание организационно-педагогических условий, способствующих профилактике, своевременной диагностике, коррекции и дальнейшему развитию письменной и устной речи младших школьников в рамках логопункта ОУ.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 пгт Серышево
имени Сергея Бондарева
«Утверждена»
приказ № ______от________2019
Директор МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени С. Бондарева
__________О.Н. Щербина
«Рассмотрена»
На заседании
методического совета
Протокол № ________
«_____» _____________ 2019 г.
«Согласована»
Зам. директора по УВР
_____________ В.М. Пасечник
«_____» _____________ 2019 г.
ПРОГРАММА
«Коррекция и развитие устной и письменной речи младших школьников»
1-4 класс
Срок реализации 2019-2020 учебный год
Учитель-логопед: Слабуха Юлия Викторовна
Серышево, 2019
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
– Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
– ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
– ФГОС среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
– Устава МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева;
–Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева;
– Положения об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся в МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева;
– Положения о внутренней системе оценки качества образования МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева;
– Положения о формах обучения МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева;
-ОООП НОО МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменно-речевой деятельности у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии.
Обучение учащихся грамотно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме в настоящее время выходит за рамки уроков чтения и русского языка и является одной из задач всего процесса обучения в школе.
Письмо и письменная речь, являясь «базой» всего дальнейшего обучения, вызывает значительные затруднения у младших школьников с недоразвитием речи, что оказывает отрицательное воздействие на усвоение школьной программы и влияет на процесс их социальной адаптации в целом.
К настоящему времени сложилась определённая концепция толкования письменной речи как сложной формы психической деятельности человека, необходимой ему в повседневной жизни и включающей, с одной стороны, активное выражение своих мыслей средствами той или иной письменности – письмо и, с другой стороны, восприятие и понимание написанного средствами чтения.
Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной речи формируются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения.
Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, которая требует определённой степени зрелости многих психических функций ребёнка.
Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи ребёнка. Значение формирования письменной речи возрастает по отношению к детям с особенностями в развитии.
Недостатки звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят более или менее отчётливое выражение в письме в виде смешения букв, искажения слоговой структуры слов, ошибок в словообразовании, согласовании и управлении, в бедности синтаксических построений в письменной речи учащихся.
В настоящее время большое количество детей к началу школьного обучения имеют различные речевые отклонения, влекущие за собой нарушения письма и чтения.
Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.
Основными направлениями работы учителя- логопеда в логопункте ОУ являются:
диагностика устной и письменной речи детей;
развитие звуковой стороны речи;
развитие лексического запаса и грамматического строя речи;
формирование связной речи;
развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;
формирование полноценных учебных умений;
развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;
формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности;
разъяснение специальных знаний по логопедии среди родителей, педагогов учреждения.
Цель программы: создание организационно-педагогических условий, способствующих профилактике, своевременной диагностике, коррекции и дальнейшему развитию письменной и устной речи младших школьников в рамках логопункта ОУ.
Задачи программы:
профилактика нарушений устной и письменной речи у младших школьников;
комплексная диагностика уровня развития устной речи, а также письма и чтения у учащихся начальной школы;
коррекция дефектов произношения;
формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия);
совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
обогащение словарного запаса детей;
развитие умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями разных синтаксических конструкций;
развитие навыков связного высказывания;
развитие и совершенствование мелкой моторики рук;
развитие зрительного восприятия;
расширение объёма и уточнение зрительной памяти;
формирование пространственных представлений;
развитие зрительного анализа и синтеза;
систематическое взаимодействие всех участников коррекционно-воспитательного процесса (учителя - логопеда, родителей, педагогов ОУ и детей);
консультирование учителей ОУ и родителей;
повышение уровня квалификации учителя - логопеда (самообразование).
Теоретической и методологической основой коррекционного обучения являются положения, разработанные Л.С. Выготским, М. Е.Хватцевым, М. В. Фомичевой, Г.А. Каше, А.В. Ястребовой, Л.Н. Ефименковой, Г.Г.Мисаренко, И.Н.Садовниковой и др.
Логопедическая работа имеет свою специфику и строится на основе общих педагогических принципов:
Принцип развития, который состоит в анализе объективных и
субъективных условий формирования речевой функции ребёнка.
Разностороннее и динамическое обследование ребёнка с этих позиций
позволяет выявить ведущий речевой дефект и обусловленные им
недостатки психического развития. В дальнейшем, при планировании
коррекционной работы это учитывается.
Принцип системного подхода, который предполагает анализ
взаимодействия различных компонентов речи и организации
преемственной работы всех участников коррекционно-развивающего
процесса. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного
формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических
компонентов языка. Коррекция нарушений произношения звуков и
слоговой структуры слова позволяет добиваться нужной чёткости и
внятности речи. В то же время развитие фонематического восприятия
подготавливает основу для формирования грамматической и
морфологической системы словообразования и словоизменения.
Принцип связи речи с другими сторонами психического развития,
который раскрывает зависимость формирования отдельных
компонентов речи от состояния других психических процессов.
Выявление этой связи лежит в основе воздействия на те
психологические, особенности детей, которые прямо или косвенно
препятствуют эффективной коррекции речевой деятельности.
Принцип наглядности.
Принцип постепенного перехода от простого к сложному.
Принцип сознательности усвоения материала.
Принцип учёта возрастных особенностей.
Методы, применяемые в практике учителя – логопеда в рамках логопункта ОУ:
практические (игры, упражнения);
наглядные (демонстрация, иллюстрации);
словесные (объяснения, разъяснения, рассказ, инструкция, беседа).
Формы работы учителя – логопеда в рамках логопункта ОУ:
логопедические занятия с детьми (групповые, подгрупповые, индивидуальные);
консультирование (диалог, индивидуальная консультация, беседа-лекция) для группы педагогов или родителей;
совместная работа родителей и детей дома по заданиям логопеда.
Рекомендации к организации и планированию коррекционной работы
В целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в ОУ организован логопедический пункт. Основные задачи логопункта – коррекция нарушений устной и письменной речи, а также своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной ими; разъяснения логопедических знаний среди педагогов, родителей обучающихся (лиц, их заменяющих).
Организационно - методическое руководство деятельностью логопункта осуществляется руководителем ОУ, зам.директора по учебно–воспитательной работе. Ответственным за работу логопункта является учитель-логопед.
В логопункт зачисляются учащиеся ОУ, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи.
Зачисление учащихся на логопедические занятия осуществляется на основе результатов обследования речи младших школьников, которое проводится с 1 по 15 сентября, а также с15 по 30 мая.
Обучающиеся с недостатками речи регистрируются в списке. На каждого обучающегося в логопункте учитель-логопед заполняет речевую карту.
В логопункте одновременно занимается не менее 20 и не более30 человек. Занятия с обучающимися проводятся как в часы свободные от уроков, так и по согласованию с администрацией ОУ во время уроков. Логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи, являются основной формой коррекционного обучения.
Логопедические занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции, делятся на групповые, подгрупповые и индивидуальные. Основной формой являются групповые занятия. В группы подбираются ,по возможности ,обучающиеся с однородными нарушениями речи.
Темы групповых, индивидуальных занятий, а также регистрация обучающихся фиксируются в типовом классном журнале, который является финансовым документом.
Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Групповые занятия проводятся:
С обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушениями чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трёх раз в неделю;
С обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма , обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трёх раз в неделю;
С обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз в неделю;
С заикающимися обучающимися не менее трёх раз в неделю.
Индивидуальные занятия проводятся не менее трёх раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи 2 уровня; дефекты речи ,обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (ринолалия, дизартрия.)
Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия- 20 минут.
Срок коррекционного обучения у детей с ФФН и ФН и обусловленными ими нарушениями чтения и письма составляет 4-9 мес.; с ОНР и нарушениями чтения и письма, обусловленными им-1,5-2 года.
Выпуск учащихся производится в течение всего учебного года после устранения у них дефектов речи.
В случае необходимости (при согласии родителей или лиц, их заменяющих) учащиеся могут быть направлены в районную поликлинику для обследования врачами- специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую консультацию для уточнения диагноза.
Ответственность за обязательное посещение учащимися ОУ занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и администрация данного учреждения.
Материально- техническое обеспечение
и оснащение логопедического кабинета ОУ:
По целенаправленному оснащению и применению кабинет можно разделить на несколько рабочих зон:
Зона коррекции звукопроизношения располагает настенным зеркалом и столом со стульями;
Образовательная зона. Это пространство оборудовано магнитной доской комплектом магнитов, указкой, учебными столами со стульями.
Зона свободного пользования дидактическим материалом. Здесь расположен шкаф с полками, на которых лежат дидактические игры, конструкторы, фломастеры, карандаши, некоторые игрушки, настольные игры с кубиками и фишками, домино, пазлы и детские книжки.
Зона ТСО предполагает нахождение в этом месте магнитофона для прослушивания на логопедических занятиях музыкальных отрывков.
Информативная зона для педагогов и родителей расположены на планшете «Советы логопеда», содержащем популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.
Зона методического, дидактического и игрового сопровождения представлена книжным шкафом и содержит следующие разделы:
Справочная литература по логопедии;
Материалы по обследованию речи детей;
Методическая литература по коррекции звукопроизношения;
Учебно-методическая литература по коррекционному обучению;
Поурочные планы работы на каждую группу учащихся;
Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках и конвертах);
Систематизированный по звукам картинный материал в коробках.
Оздоровительно-развивающая зона оснащена пособиями на развитие дыхания и мелкой моторики, материалами для проведения физкультминуток.
Рабочий стол учителя-логопеда. На столе располагается распечатанный вид документации учителя-логопеда логопедического пункта:
Этапы логопедической работы.
Профилактика речевых нарушений у младших школьников.
Данную работу целесообразно проводить в консультативной форме с родителями и педагогами во время весенних занятий и в течение учебного года с дошкольниками.
Цель: ознакомление с особенностями речевого развития детей 6-7-милетнего возраста и предупреждение возникновения речевых нарушений посредством проведения следующих приёмов и мероприятий:
Первичные консультации с педагогами, родителями (методические рекомендации «Готов ли ребёнок к школе?»)
Вторичные консультации («Как подготовить ребёнка к школе?»)
Индивидуальные консультации для родителей и детей.
Развитие зрительно - пространственных функций у детей.
Развитие памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности у детей.
Формирование языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя.
Устранение нарушений устной речи.
Материалы:
Систематизированный пакет консультативного материала для родителей в печатном виде;
Систематизированный пакет консультативного материала для педагогов в печатном виде;
Пакет материалов по диагностике уровня речевого развития детей 4-6 лет.
Диагностика уровня речевого развития младших школьников.
Логопедическое обследование направлено на выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, а также глубины и степени.
Цель: выявление этиологии, симптоматики, механизмов нарушения чтения и письма; определение степени выраженности, характера и вида нарушений.
Необходимо учитывать состояние зрения, слуха, центральной нервной системы, познавательной деятельности ребёнка.
Задачи:
Изучение анкетных данных медико-педагогической документации.
Обследование органов периферического отдела артикуляционного аппарата.
Обследование речевой моторики.
Обследование слуховых функций.
Обследование звукопроизношения.
Обследование состояния фонематического анализа, синтеза и представлений.
Обследование фонематического восприятия.
Изучение особенностей словарного запаса и грамматического строя речи.
Обследование состояния зрительной функции.
Обследование состояния процесса чтения; скорости и способа чтения.
Обследование состояния различных видов письма.
Требования к процедуре диагностики
уровня развития устной и письменной речи младших школьников:
1.Обследованию подлежат основные виды познавательной деятельности ребёнка. Выявляются наиболее существенные операции мышления: анализ и синтез, обобщение и абстракция. Устанавливается, умеет ли ребёнок отличать существенные признаки и свойства предмета от несущественных ,находить сходство или различие ,обобщать окружающие предметы по какому-либо признаку и т.д.
2. Диагностическое обследование каждого ребёнка должно состоять из двух частей: констатирующей и обучающей (что имеется в данный момент и может ли усвоить новый материал.)
3.При оценке уровня познавательных возможностей должны учитываться не только конечные результаты и скорость выполнения задания, но и данные анализа самого процесса деятельности. Поэтому в процессе обследования необходимо обращать внимание на то, проявляет ли ребёнок интерес к деятельности, внимателен или быстро отвлекается, как относится к успехам и неудачам в своей работе, каковы трудности , и умеет ли он их преодолевать.
4.Обследование ребёнка рекомендуется начинать с выполнения заданий, доступных его возрасту и, в случае необходимости, упрощать их до тех пор, пока ребёнок не будет справляться с новой для него формой деятельности.
При диагностике речевого развития ребёнка используется совокупность приёмов и методов с учётом всех данных о ходе развития ребёнка. Материал для обследования познавательной деятельности предъявляется преимущественно в наглядной форме.
Обследование не может быть стандартным по отношению ко всем детям. В зависимости от возраста ребёнка, его развития, речевых возможностей и уровня знаний варьируются методы и приёмы обследования, предъявляемый материал и формулирование задания.
У детей школьного возраста проверяется навык усвоения письма и чтения.
Преемственно-перспективная и пропагандистская работа.
Цель: осуществление связи с ДОУ, ОУ для детей с нарушениями речи, логопедами и врачами- специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических консультаций.
Задачи:
Вести разъяснительную работу среди педагогов, родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической коррекционной работы по преодолению неуспеваемости учащихся, имеющих нарушения речи.
Участвовать в работе методических объединений учителей-логопедов.
Информировать советы ОУ о задачах, содержании, результатах работы логопедического пункта.
Повышать свою профессиональную квалификацию.
Материалы:
Систематизированный пакет консультативного материала для родителей в печатном виде;
Пакет консультативного материала для педагогов в печатном и рукописном виде.
Коррекционно-развивающая логопедическая деятельность.
Механизмы нарушений устной речи, а также чтения и письма во многом являются сходными, поэтому и коррекционно-развивающая работа по их устранению имеет много общего.
Она осуществляется в соответствии с авторской коррекционно-образовательной программой логопедического пункта
Данная образовательная программа состоит из трёх блоков:
1. «Учимся говорить правильно»
Задачи:
Коррекция дефектов произношения.
Формирование полноценных фонетических представлений( на базе развития фонематического восприятия).
Совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
Развитие неречевых процессов.
Периодичность проведения индивидуальных занятий зависит от сложности дефекта, и их цикличность составляет 1-3 раза в неделю.
2.«Учимся читать и писать правильно»
Задачи:
Обогащение словарного запаса детей.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
Развитие навыков словообразования и словоизменения.
Формирование навыков звукослогового и звукобуквенного анализа и синтеза.
Развитие навыков работы со словосочетаниями, моделями разных синтаксических конструкций.
Развитие неречевых процессов.
3.«Учимся связному высказыванию»
Задачи:
Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.
Развитие умения отвечать на вопросы и задавать их.
Формировать навыки строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
Отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, оценка, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
Точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.
Развивать навыки свободной речи.
Развитие у учащихся навыков самоконтроля.
Содержание коррекционных блоков, их порядок и комплектование формируется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и структуры речевого дефекта. В комплекс занятий каждого блока включены упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, а также упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
Логопедическая работа с учащимися, имеющими
речевое заключение:
«Общее недоразвитие речи 3 уровня».
Характеристика группы.
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
Дефектное произношение 2-5 звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»).
Недостаточная сформированность фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других.)
Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов, ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).
Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
трудности овладения учебными понятиями, терминами;
трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
недостаточное развитие связной речи.
Психологические особенности.
Неустойчивое внимание.
Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым
явлениям.
Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
Недостаточное развитие способности к переключению.
Недостаточная способность к запоминанию преимущественно
словесного материала.
Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области
языковых явлений.
Недостаточная сформированность произвольности в общении и
деятельности.
Следствие:
недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе.)
Основные направления работы:
1.Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении ,моделями предложений различных синтаксических конструкций.
3. Формирование связной речи:
развитие навыков построения связного высказывания, программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
устойчивости внимания;
наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
способности к запоминанию;
способности к переключению;
навыков и приёмов самоконтроля;
познавательной активности;
произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений:
планирование предстоящей деятельности: принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в материале; определение путей и средств достижения учебной цели;
контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);
работа в определённом темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.)
применение знаний в новых ситуациях;
анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
6.Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика;
умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
ответы 2-3-мя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
обращение к учителю-логопеду или к товарищу по группе за разъяснением;
пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
развёрнутый отчёт о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов работы;
формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы;
соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ | Коррекция нарушений звукопроизношения | Звуки-буквы | Лексические темы | Связная речь | Кол-во часов |
| Диагностический этап |
|
|
|
|
1 | Обследование ручной моторики, зрительно-пространственных ориентировок Обследование зрительного и слухоречевого внимания, памяти
|
|
|
| 1 |
2 | Обследование строения, подвижности артикуляционного аппарата, состояния звукопроизношения Обследование состояния слухового восприятия и дифференциации фонем, слогоритмической структуры слов |
|
|
| 1 |
3 | Обследование лексического запаса, грамматического строя речи. Обследование связной речи. |
|
|
| 1 |
| Подготовительный этап |
|
|
| 1 |
1 | Работа над развитием пространственных представлений. Уточнение представлений о форме, величине. | Звук [а] и буква а | Овощи | Составление простых распространенных предложений по картинкам. | 1 |
2 | Работа над развитием пространственных представлений. Уточнение и определение направлений в пространстве. | Звук [о] и буква о. | Фрукты | Обучение умению задавать вопросы и давать полные ответы. | 1 |
3 | Работа над развитием зрительного восприятия. Узнавание изображенных предметов. | Звук [и] и буква и. | Ягоды | Обучение умению пересказывать народные сказки (Колобок).
| 1 |
4 | Работа над развитием зрительного восприятия. Зрительный анализ и синтез изображений. | Звук [у] и буква у. | Грибы | Обучение умению пересказывать народные сказки («Репка»)
| 1 |
6 | Тренировка речеслуховой памяти. Повторение коротких стишков, потешек. | Звуки [н], [н’] и буква н. | Золотая осень. | Обучение умению пересказывать народные сказки («Гуси-лебеди».) | 1 |
7 | Работа над развитием слухового восприятия. Восприятие неречевых звуков. | Звуки [с], [с’] и буква с. | Домашние животные. Дикие животные.
| Заучивание коротких стихов, потешек. Скороговорок. | 1 |
9 | Развитие чувства ритма. Различение и воспроизведение заданных ритмов. | Звуки [к], [к’] и буква к. | Птицы. Рыбы. | Составление предложений по сюжетной картинке. | 1 |
13 | Работа над развитием мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика. | Звуки [т], [т’] и буква т. | Одежда и обувь. | Обучение составлению рассказа по серии сюжетных картинок. | 1 |
14 | Работа над развитием мелкой моторики рук. Упражнения на переключение движений. | Звуки [л], [л’] и буква л. | Зима. | Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке. | 1 |
15 | Работа над развитием мелкой моторики рук. Конструирование. | Звуки [р], [р’] и буква р. | Подготовка животных к зиме. | Пересказ коротких текстов, прочитанных учителем. | 1 |
16 | Работа над развитием мелкой моторики рук. Обводка по шаблону-контуру. | Звуки [в], [в’] и буква в. | Игрушки. | Чтение слов, предложений и соотнесение их с соответствующими картинками. | 1 |
17 | Работа над подвижностью артикуляционного аппарата. Комплекс артикуляционной гимнастики. | Буква е. | Инструменты. | Договаривание предложений по предметным, сюжетным картинкам. | 1 |
18 | Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения для губ, щек. | Звуки [п],[п’] и буква п. | Посуда. | Совершенствование навыка пересказа по серии сюжетных картинок. | 1 |
19 | Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения на определение положения губ. |
| Мебель. | Обучение составлению рассказа описательного характера по наводящим вопросам. | 1 |
20 | Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения на определение положения кончика языка. | Звуки [м], [м’] и буква м. | Транспорт | Составление предложений по опорным словам.
| 1 |
21 | Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения на различение узкого и широкого языка. |
| Музыкальные инструменты. | Составление рассказа по опорным словам.
| 1 |
22 | Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения на формирование кинетической основы движений. | Звуки [з], [з’] и буква з. | Электрические приборы. | Придумывание конца рассказа.
| 1 |
23 | Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения по развитию динамической координации артикуляторных движений. |
| Весна. Прилет птиц. | Работа над выразительностью пересказа, рассказа.
| 1 |
| Основной этап |
|
|
|
|
1 | Специальная артикуляционная гимнастика для постановки звуков. | Звуки [б], [б’] и буква б. | Цветы. |
|
1 |
2 | Постановка звуков. | Звуки [д], [д’] и буква д. | Деревья. |
|
1 |
3 | Автоматизация поставленных звуков. Изолированно. | Буква я. | Временные понятия. |
| 1 |
4 | Автоматизация поставленных звуков в прямых слогах. | Звуки [г], [г’] и буква г. | Лес. |
| 1 |
5 | Автоматизация поставленных звуков в обратных слогах. | Звук [ч]и буква ч. | Сад и огород. |
| 1 |
6 | Автоматизация поставленных звуков в слогах со стечением. | Буква ь. | Школа. |
| 1 |
7 | Автоматизация поставленных звуков в словах (произнесение слов с ударение на слоге). | Звук [ш] и буква ш. | Школьные принадлежности. |
| 1 |
8 | Автоматизация поставленных звуков в словах (произнесение слов без ударения на слоге). | Звук [ж] и буква ж. | Человек и семья. Профессии. |
| 1 |
10 | Автоматизация поставленных звуков в предложениях. | Звук [й] и буква й. | Цвет, форма, величина. |
| 1 |
Итого: 33 часа
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ | Разделы, темы занятий | Количество часов | Дата
|
| Диагностический этап |
|
|
1 | Обследование состояния речи и неречевых психических функций. Заполнение речевых карт. | 1 |
|
| Подготовительный этап
|
|
|
2 | Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Определение правого и левого направлений в пространстве | 1 |
|
3 | Уточнение временных представлений. Времена года
| 1 |
|
4 | Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы С |
|
|
5 | Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Т |
|
|
6 | Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Л | 1 |
|
7 | Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Р | 1 |
|
8 | Автоматизация гласного звука и буквы А Автоматизация гласного звука и буквы О
| 1 |
|
9 | Автоматизация гласного звука и буквы И Автоматизация гласного звука и буквы У
| 1 |
|
10 | Буква Е | 1 |
|
11 | Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы М | 1 |
|
12 | Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация гласного звука и буквы З | 1 |
|
13 | Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Б | 1 |
|
14 | Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Д | 1 |
|
15 | Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Ч | 1 |
|
16 | Буквы Ь и Ъ | 1 |
|
17 | Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Ш | 1 |
|
18 | Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Ж | 1 |
|
19 | Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация гласного звука и буквы Ц | 1 |
|
20 | Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация гласного звука и буквы Щ | 1 |
|
21 | Дифференциация гласных и согласных звуков | 1 |
|
22 | Звуковой анализ слогов | 1 |
|
23 | Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне |
|
|
24 | Слово-предмет Слова-действия | 2 |
|
25 | Простые двусоставные предложения | 1 |
|
26 | Слова-признаки | 1 |
|
27 | Дифференциация понятий предложение – слово | 1 |
|
28 | Единственное и множественное число предметов. Один – много | 1 |
|
29 | Дифференциация имён существительных мужского и женского рода | 1 |
|
30 | Работа с предлогами в, на Работа с предлогами к, от | 1 |
|
31 | Работа с предлогами в – из, на – с (со) Работа с предлогами около (у), из-за Работа с предлогами над, под, по | 1 |
|
32 | Коррекционная работа на лексическом уровне
| 1 |
|
33 | Составление предложений | 1 |
|
34 | Диктант | 1 |
|
Итого: 34часа.
Календарно-тематическое планирование 3 класс | ||||
№ | Тема занятия. | Содержание занятия. | Кол-во часов | Дата |
1. | Речь. Предложение. Слово. | Речь устная и письменная. Грамматическое оформление предложения. Составление по опорным словам и схемам. Дид. Материал «Развитие мышления и речи» (прочитать зашифрованную пословицу). |
2 |
|
2. | Звуки и буквы. | Различие звука и буквы. Гласные и согласные.. Образование звонких-глухих согласных. Характеристика звука. Звуковая схема. |
2 |
|
3. | Слогообразующая роль гласной. | Понятие «слог». Слоговая схема. Слоговой анализ и синтез. Д/И «Слоговое домино», «Играем и читаем», «Путаница» (составление слов из слогов, последних в стихотворных строчках). Получение слов перестановкой слогов. |
1 |
|
4. | Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных | Поиск ошибок. Составление слов из букв. Д/И «Подпиши картинку», «Играем и читаем», «Созвездие слов». Дид. Материал «Развитие мышления и речи» (соединить стрелками буквы, чтобы получилось слово, соответствующее названию картинки; вставить буквы в слова – лексические темы «Овощи. Фрукты. Ягоды. Птицы. Рыбы. Животные. Мебель. Посуда»; составить слова из букв – «Помоги Барабашке»). Изографы. Работа с текстом (чтение, вставка слов по звуковым схемам и др.) |
1 |
|
5. | Получение слов убавлением (добавлением) буквы. | Ребусы. Вставка букв в слова (река-репка). Изографы. Шарады. Д/И «Флот помог», «Колодец». Поиск в предложениях слов, различающихся одной буквой. |
1 |
|
6. | Получение слов заменой буквы. | Работа со стихотворением А.Шибаева «Буква потерялась». Нелепицы (дид. Материал). Нахождение смысловых ошибок, связанных с заменой буквы, в предложениях. Шарады. Составление цепочек слов (раздаточный материал). Дид. Материал «Развитие мышления и речи» (составить из кубиков слова, заменяя букву: …очка). |
1 |
|
7. | Звукобуквенный и слоговой анализ слов сложной слоговой структуры. | Цифровой ряд. Слоговая и звуковая схема. Работа с деформированными словами (пропуск, перестановка букв и слогов). Д/И «Поле чудес», «Печатная машинка». Отгадывание загадок с последующим составлением слов-отгадок из букв. Работа с тематическим лото (подбор картинок к звуковым и слоговым схемам). |
1 |
|
8. | Твёрдые-мягкие согласные. | Сравнение звучания и артикуляции. Рядоговорение. Условное обозначение (цвет). Характеристика звука с использованием сигналов. Подбор слов на твёрдые-мягкие звуки. Электронная игра. Развитие зрительного восприятия (4-й лишний – силуэт, тема «Ягоды» и др.). Д/И «Играем и читаем». II способа обозначения мягкости согласных. |
1 |
|
9. | Обозначение мягкости согласного с помощью ь в конце слова. | Дидактический материал. Дописывание Ь в нужных случаях. Поиск ошибок. Сравнение пар слов: МЕЛ-МЕЛЬ, ГОВОРИТ-ГОВОРИТЬ. Составление предложений. Темы «Дни недели. Месяцы. Времена года». Лото. |
1 |
|
10. | Обозначение мягкости согласного с помощью ь в середине слова. | Дидактический материал. Вставка Ь в нужных случаях. Поиск ошибок. Сравнение пар слов: ПОЛКА-ПОЛЬКА. Составление слов из слогов. Составление предложений. Отбор картинок с Ь в названиях. Работа с текстом. |
1 |
|
11. | Разделительный Ь. | Чтение и сравнение слогов: ТЯ-ТЬЯ. Подбор слов с заданным слогом. Сравнение пар слов: КОЛЯ-КОЛЬЯ. Включение в предложения. Поиск ошибок, в том числе смысловых, обусловленных пропуском или необоснованной вставкой Ь. Притяжательные прилагательные. Д/И «Чей? Чья? Чьё? Чьи?». Кроссворды. Диктант. |
1 |
|
12. | Дифференциация А-Я в слогах, словах, предложениях, тексте. | Дидактический материал. Работа со слоговыми таблицами. Подбор слов по начальному слогу. Поиск ошибок. Простые аналогии. Правописание ЧА, ЩА. Сравнение пар слов: ФЛАГИ-ФЛЯГИ с включением в предложения Изложение по опорным схемам «Митина шляпа». |
1 |
|
13. | Дифференциация О-Ё в слогах, словах, предложениях, тексте. | Дидактический материал. Работа со слоговыми таблицами. Изменение существительных по числам (село-сёла). Сравнение пар слов: ПОТОМКИ-ПОТЁМКИ с включением в предложения. Изложение по опорным схемам «Три котёнка». |
1 |
|
14. | Дифференциация У-Ю в слогах, словах, предложениях, тексте. | Дидактический материал. Работа со слоговыми таблицами. Сравнение пар слов: КАТУШКА-КАТЮШКА с включением в предложения. Правописание ЧУ-ЩУ. Кроссворд. |
1 |
|
15. | Дифференциация Ы-И в слогах, словах, предложениях, тексте. | Сравнение артикуляции и написания. Дидактический материал. Работа со слоговыми таблицами. Сравнение пар слов: МЫШКА-МИШКА. Включение в предложения. Правописание ЖИ-ШИ. Работа с текстами Изложение по опорным схемам «Чижик». |
1 |
|
16. | Звонкие-глухие согласные. Дифференциация Д-Т в слогах, словах, предложениях, тексте | Сравнение артикуляции и участия голоса. Дидактический материал (вставка букв и слогов в слова; сравнение пар ТРЕЛЬ-ДРЕЛЬ, ПЛОТ-ПЛОД и включение в предложения; простые аналогии; 4-й лишний; составление словосочетаний и предложений). Графический диктант. Правописание в конце слова и в середине перед глухим согласным. Кроссворды.. |
1
|
|
17. | Дифференциация Б-П в слогах, словах, предложениях, тексте | Сравнение артикуляции и участия голоса. Дидактический материал. Сравнение пар БОЧКА-ПОЧКА с включением в предложения. Кроссворд.. |
1
|
|
18. | Дифференциация В-Ф в слогах, словах, предложениях, тексте | Сравнение артикуляции и участия голоса. Дидактический материал. Сравнение пар ДРОВА-ДРОФА с включением в предложения. Кроссворды. Лексические темы «Птицы», «Животные». |
1
|
|
19. | Дифференциация С-З в слогах, словах, предложениях, тексте | Сравнение артикуляции и участия голоса. Дидактический материал. Работа с таблицами контурных изображений предметов, наложенных друг на друга. Лексическая тема «Зима». Сравнение пар САЙКА-ЗАЙКА с включением в предложения. Кроссворд.. | 1
|
|
20. | Дифференциация Г-К в слогах, словах, предложениях, тексте | Сравнение артикуляции и участия голоса. Дидактический материал. Работа с таблицами контурных изображений предметов, наложенных друг на друга. Сравнение пар ГОРКА-КОРКА, ЛУК-ЛУГ с включением в предложения. Тематический кроссворд (птицы, животные). |
1 |
|
21. | Дифференциация Ж-Ш в слогах, словах, предложениях, тексте. | Сравнение артикуляции и участия голоса. Дидактический материал. Сравнение пар: ЖИЛ-ШИЛ с включением в предложения. Отработка способа проверки сомнительного согласного. Кроссворд. Д/И «В гости к сказочным героям». |
1 |
|
22. | Парные звонкие-глухие согласные. | Лото. Поиск ошибок. |
1 |
|
23. | Дифференциация С-Ш в слогах, словах, предложениях, тексте.
| Сравнение звучания и артикуляции. Графическое обозначение. Рядоговорение. Слоговая схема. Распределение слов в три столбика. Дидактический материал. Чистоговорки (письмо по памяти). Пословицы. |
1 |
|
24. | Дифференциация З-Ж в слогах, словах, предложениях, тексте | Сравнение звучания и артикуляции. Графическое обозначение. Рядоговорение. Слоговая схема. Дидактический материал Кроссворд. Д/И «Шифровальщики». |
1
|
|
25 | Дифференциация Ч-Т’ в слогах, словах, предложениях, тексте | Сравнение звучания и артикуляции. Рядоговорение. Вставка букв и слогов в слова. Простые аналогии. Урок-путешествие. |
1 |
|
26. | Дифференциация Ч-Щ в слогах, словах, предложениях, тексте | Сравнение звучания и артикуляции. Соотнесение звуков с буквами с опорой на зрительные образы (чайка, щётка). Словообразование (рука-ручка-ручища). Чистоговорки. Работа с таблицей контурных изображений предметов. Чтение цепочек слов с установкой на запоминание.Изложение по опорным схемам «Щука и кот». |
1 |
|
27. | Дифференциация Ч-Ц в слогах, словах, предложениях, тексте | Сравнение звучания и артикуляции. Соотнесение звуков с буквами с опорой на зрительные образы (чайка, цепь). Работа с таблицей контурных изображений предметов. Чтение цепочек слов с установкой на запоминание. |
1 |
|
28. | Дифференциация С-Ц в слогах, словах, предложениях, тексте | Артикуляция звуков. Рядоговорение. Слоговая схема. Логопедическое лото. Дидактический материал Кроссворд. |
1 |
|
29. | Дифференциация С’-Щ в слогах, словах, предложениях, тексте. | Сравнение звучания и артикуляции. Рядоговорение. Слоговые таблицы. Чтение цепочек слов с установкой на запоминание |
1 |
|
30. | Дифференциация Ч-С в слогах, словах, предложениях, тексте. | Сравнение звучания и артикуляции. Рядоговорение. Вставка букв и слогов в слова. Составление словосочетаний (Д/И «Лётчики») и предложений. Поиск ошибок. Родственные слова (час, часовой, часовщик и др.). Поиск в стихотворениях. | 1
|
|
31. | Дифференциация свистящих-шипящих звуков. Закрепление. | Артикуляция. Чистоговорки. Определение частотного звука. Вставка букв и слогов в слова. Поиск ошибок. Составление предложений. |
1 |
|
32. | Дифференциация Р-Л в слогах, словах, предложениях, тексте. | Сравнение звучания и артикуляции. Рядоговорение. Чистоговорки (письмо по памяти). Поиск ошибок. Слоговая схема). Кроссворд. |
1 |
|
Итого:34 часа.
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов | Дата |
1
| Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия | Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, на развитие памяти и логического мышления. | 1 |
|
2 | Звуки и буквы. Алфавит. | Различие звука и буквы. Характеристика звуков (с использованием перфокарт). Звукобуквенный анализ слова (случаи, когда количество букв не совпадает с количеством звуков). Дид. Материал «Развитие мышления и речи» (Д/И «Созвездие слов»). |
1 |
|
3 | Дифференциация гласных букв А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е | Гласные буквы Я, Ю, Е, Ё, И. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме. | 1 |
|
4 | Мягкий знак Разделительный мягкий знак | Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. Мягкий знак как разделительный. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения. Соотнесение слов с мягким знаком со схемой. | 1 |
|
5 | Звонкие и глухие согласные | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов с со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 1 |
|
6 | Звуки Г – Г’, К – К’
| Звуки Г – Г’, К – К’ . Дифференциация звуков изолированно, на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 1 |
|
7 | Звуки Д – Д’, Т – Т’ | Звуки Д – Д’, Т – Т'. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 1 |
|
8 | Звуки З – З’, С – С’ | Звуки З – З’, С – С’. Дифференциация звуков изолированно, на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 1 |
|
9 | Звуки Ж – Ш | Звуки Ж – Ш. Звуки Д – Д’, Т – Т’ . Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 1 |
|
10 | Звуки С – С’, Ш | Звуки С – С’, Ш. Дифференциация звуков С – С’, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Выделение данных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами- паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 1 |
|
11 | Звуки З – З’, Ж | Звуки З – З’, Ж. Дифференциация звуков З – З’, Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами- паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 1 |
|
12 | Звуки С – С’, Ц | Звуки С – С’, Ц. Дифференциация звуков С – С’, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами- паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 1 |
|
13 | Звуки ТС – Ц | Знакомство со звуками занятия. Дифференциация звуков ТС – Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами- паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 1 |
|
14 | Звуки Ч –Щ | Звуки Ч – Щ. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза. | 1 |
|
15 | Звуки Ч –ТЬ | Звуки Ч – ТЬ. Дифференциация звуков Ч – ТЬ в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами- паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 1 |
|
16 | Звуки Ч – Ш | Звуки Ч – Ш. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок. | 1 |
|
17 | Звуки Ч – Ц | Звуки Ч – Ц. Дифференциация звуков Ч – Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами- паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 1 |
|
18 | Родственные слова | Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования. | 1 |
|
19 | Корень слова | Знакомство с понятием «корень». Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов. | 1 |
|
20 | Приставка | Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных отношений. Развитие зрительного и слухового внимания. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами. | 1 |
|
21 | Суффикс | Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Работа по развитию и обогащению словаря по темам «Профессии», «Детёныши» (с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением). Выбор суффикса. | 1 |
|
22 | Предлоги | Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временных и пространственных отношений. Выбор того или иного предлога. | 1 |
|
23 | Слова-предметы | Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря. | 1 |
|
24 | Практическое употребление слов в форме единственного и множественного числа
Практическое употребление существительных разного рода | Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизмов в устной речи. Формирование навыка образования форм единственного и множественного числа имён существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного). Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу. Обогащение словаря. Развитие логического мышления. | 1 |
|
25 | Употребление существительных в косвенных падежах | Знакомство с падежными формами имён существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Формирование навыка словоизменения. Преодоление аграмматизмов в устной речи. | 1 |
|
26 | Слова-признаки | Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словообразованию и словоизменению. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой. | 1 |
|
27 | Согласование прилагательных с существительными в роде и числе | Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию имён прилагательных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами и синонимами. | 1 |
|
28 | Согласование прилагательных с существительными в падеже | Согласование прилагательных с существительными в роде. Согласование прилагательных с существительными в падеже. Преодоление аграмматизмов в устной речи. | 1 |
|
29 | Слова-действия | Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, со схемой. | 1 |
|
30 | Согласование глагола с существительным в числе
Согласование глагола с существительным в роде | Работа по словоизменению. Согласование имён существительных с глаголами в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление аграмматизмов в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия. Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами и синонимами. | 1 |
|
31 | Согласование глагола с существительным во времени | Знакомство с категорией времени глагола. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений. | 1 |
|
32 | Имя числительное | Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизмов в устной речи. | 1 |
|
33 | Предложение
Состав предложения
| Соотнесение предложений с графическими схемами. Знакомство со словосочетанием и предложением. Виды связи в словосочетаниях и предложениях. Построение сложных предложений различных типов. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение – словосочетание – текст. Виды связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов. Преодоление аграмматизмов в устной речи. Работа с деформированными предложениями. | 1 |
|
34 | Работа над текстом
| Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых частей текста. | 1 |
|
Итого: 34 часа