СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Коррекция и развитие устной и письменной речи младших школьников" 1-4 класс

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: создание организационно-педагогических условий, способствующих профилактике, своевременной диагностике, коррекции и дальнейшему развитию письменной и устной речи младших школьников в рамках логопункта ОУ.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Коррекция и развитие устной и письменной речи младших школьников" 1-4 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 пгт Серышево

имени Сергея Бондарева



«Утверждена»

приказ № ______от________2019

Директор МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени С. Бондарева

__________О.Н. Щербина





«Рассмотрена»

На заседании

методического совета

Протокол № ________

«_____» _____________ 2019 г.


«Согласована»

Зам. директора по УВР

_____________ В.М. Пасечник

«_____» _____________ 2019 г.













ПРОГРАММА


«Коррекция и развитие устной и письменной речи младших школьников»

1-4 класс

Срок реализации 2019-2020 учебный год





Учитель-логопед: Слабуха Юлия Викторовна








Серышево, 2019



Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

– Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;

– ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;

– ФГОС среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;

– Устава МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева;

–Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева;

– Положения об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся в МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева;

– Положения о внутренней системе оценки качества образования МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева;

– Положения о формах обучения МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева;

-ОООП НОО МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменно-речевой деятельности у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии.

Обучение учащихся грамотно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме в настоящее время выходит за рамки уроков чтения и русского языка и является одной из задач всего процесса обучения в школе.

Письмо и письменная речь, являясь «базой» всего дальнейшего обучения, вызывает значительные затруднения у младших школьников с недоразвитием речи, что оказывает отрицательное воздействие на усвоение школьной программы и влияет на процесс их социальной адаптации в целом.

К настоящему времени сложилась определённая концепция толкования письменной речи как сложной формы психической деятельности человека, необходимой ему в повседневной жизни и включающей, с одной стороны, активное выражение своих мыслей средствами той или иной письменности – письмо и, с другой стороны, восприятие и понимание написанного средствами чтения.

Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной речи формируются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения.

Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, которая требует определённой степени зрелости многих психических функций ребёнка.

Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи ребёнка. Значение формирования письменной речи возрастает по отношению к детям с особенностями в развитии.

Недостатки звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят более или менее отчётливое выражение в письме в виде смешения букв, искажения слоговой структуры слов, ошибок в словообразовании, согласовании и управлении, в бедности синтаксических построений в письменной речи учащихся.

В настоящее время большое количество детей к началу школьного обучения имеют различные речевые отклонения, влекущие за собой нарушения письма и чтения.

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.

Основными направлениями работы учителя- логопеда в логопункте ОУ являются:

  • диагностика устной и письменной речи детей;

  • развитие звуковой стороны речи;

  • развитие лексического запаса и грамматического строя речи;

  • формирование связной речи;

  • развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;

  • формирование полноценных учебных умений;

  • развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;

  • формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности;

  • разъяснение специальных знаний по логопедии среди родителей, педагогов учреждения.



Цель программы: создание организационно-педагогических условий, способствующих профилактике, своевременной диагностике, коррекции и дальнейшему развитию письменной и устной речи младших школьников в рамках логопункта ОУ.


Задачи программы:

  • профилактика нарушений устной и письменной речи у младших школьников;

  • комплексная диагностика уровня развития устной речи, а также письма и чтения у учащихся начальной школы;

  • коррекция дефектов произношения;

  • формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия);

  • совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;

  • обогащение словарного запаса детей;

  • развитие умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;

  • совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями разных синтаксических конструкций;

  • развитие навыков связного высказывания;

  • развитие и совершенствование мелкой моторики рук;

  • развитие зрительного восприятия;

  • расширение объёма и уточнение зрительной памяти;

  • формирование пространственных представлений;

  • развитие зрительного анализа и синтеза;

  • систематическое взаимодействие всех участников коррекционно-воспитательного процесса (учителя - логопеда, родителей, педагогов ОУ и детей);

  • консультирование учителей ОУ и родителей;

  • повышение уровня квалификации учителя - логопеда (самообразование).


Теоретической и методологической основой коррекционного обучения являются положения, разработанные Л.С. Выготским, М. Е.Хватцевым, М. В. Фомичевой, Г.А. Каше, А.В. Ястребовой, Л.Н. Ефименковой, Г.Г.Мисаренко, И.Н.Садовниковой и др.


Логопедическая работа имеет свою специфику и строится на основе общих педагогических принципов:

  • Принцип развития, который состоит в анализе объективных и

субъективных условий формирования речевой функции ребёнка.

Разностороннее и динамическое обследование ребёнка с этих позиций

позволяет выявить ведущий речевой дефект и обусловленные им

недостатки психического развития. В дальнейшем, при планировании

коррекционной работы это учитывается.

  • Принцип системного подхода, который предполагает анализ

взаимодействия различных компонентов речи и организации

преемственной работы всех участников коррекционно-развивающего

процесса. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного

формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических

компонентов языка. Коррекция нарушений произношения звуков и

слоговой структуры слова позволяет добиваться нужной чёткости и



внятности речи. В то же время развитие фонематического восприятия

подготавливает основу для формирования грамматической и

морфологической системы словообразования и словоизменения.

  • Принцип связи речи с другими сторонами психического развития,

который раскрывает зависимость формирования отдельных

компонентов речи от состояния других психических процессов.

Выявление этой связи лежит в основе воздействия на те

психологические, особенности детей, которые прямо или косвенно

препятствуют эффективной коррекции речевой деятельности.

  • Принцип наглядности.

  • Принцип постепенного перехода от простого к сложному.

  • Принцип сознательности усвоения материала.

  • Принцип учёта возрастных особенностей.

Методы, применяемые в практике учителя – логопеда в рамках логопункта ОУ:

  • практические (игры, упражнения);

  • наглядные (демонстрация, иллюстрации);

  • словесные (объяснения, разъяснения, рассказ, инструкция, беседа).

Формы работы учителя – логопеда в рамках логопункта ОУ:

  • логопедические занятия с детьми (групповые, подгрупповые, индивидуальные);

  • консультирование (диалог, индивидуальная консультация, беседа-лекция) для группы педагогов или родителей;

  • совместная работа родителей и детей дома по заданиям логопеда.



Рекомендации к организации и планированию коррекционной работы


В целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в ОУ организован логопедический пункт. Основные задачи логопункта – коррекция нарушений устной и письменной речи, а также своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной ими; разъяснения логопедических знаний среди педагогов, родителей обучающихся (лиц, их заменяющих).

Организационно - методическое руководство деятельностью логопункта осуществляется руководителем ОУ, зам.директора по учебно–воспитательной работе. Ответственным за работу логопункта является учитель-логопед.

В логопункт зачисляются учащиеся ОУ, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи.

Зачисление учащихся на логопедические занятия осуществляется на основе результатов обследования речи младших школьников, которое проводится с 1 по 15 сентября, а также с15 по 30 мая.

Обучающиеся с недостатками речи регистрируются в списке. На каждого обучающегося в логопункте учитель-логопед заполняет речевую карту.

В логопункте одновременно занимается не менее 20 и не более30 человек. Занятия с обучающимися проводятся как в часы свободные от уроков, так и по согласованию с администрацией ОУ во время уроков. Логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи, являются основной формой коррекционного обучения.

Логопедические занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции, делятся на групповые, подгрупповые и индивидуальные. Основной формой являются групповые занятия. В группы подбираются ,по возможности ,обучающиеся с однородными нарушениями речи.

Темы групповых, индивидуальных занятий, а также регистрация обучающихся фиксируются в типовом классном журнале, который является финансовым документом.

Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.


Групповые занятия проводятся:

  • С обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушениями чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трёх раз в неделю;

  • С обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма , обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трёх раз в неделю;

  • С обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз в неделю;

  • С заикающимися обучающимися не менее трёх раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся не менее трёх раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи 2 уровня; дефекты речи ,обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (ринолалия, дизартрия.)

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия- 20 минут.

Срок коррекционного обучения у детей с ФФН и ФН и обусловленными ими нарушениями чтения и письма составляет 4-9 мес.; с ОНР и нарушениями чтения и письма, обусловленными им-1,5-2 года.


Выпуск учащихся производится в течение всего учебного года после устранения у них дефектов речи.

В случае необходимости (при согласии родителей или лиц, их заменяющих) учащиеся могут быть направлены в районную поликлинику для обследования врачами- специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую консультацию для уточнения диагноза.


Ответственность за обязательное посещение учащимися ОУ занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и администрация данного учреждения.


Материально- техническое обеспечение

и оснащение логопедического кабинета ОУ:


По целенаправленному оснащению и применению кабинет можно разделить на несколько рабочих зон:

  1. Зона коррекции звукопроизношения располагает настенным зеркалом и столом со стульями;

  2. Образовательная зона. Это пространство оборудовано магнитной доской комплектом магнитов, указкой, учебными столами со стульями.

  3. Зона свободного пользования дидактическим материалом. Здесь расположен шкаф с полками, на которых лежат дидактические игры, конструкторы, фломастеры, карандаши, некоторые игрушки, настольные игры с кубиками и фишками, домино, пазлы и детские книжки.

  4. Зона ТСО предполагает нахождение в этом месте магнитофона для прослушивания на логопедических занятиях музыкальных отрывков.

  5. Информативная зона для педагогов и родителей расположены на планшете «Советы логопеда», содержащем популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.



  1. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения представлена книжным шкафом и содержит следующие разделы:

Справочная литература по логопедии;

Материалы по обследованию речи детей;

Методическая литература по коррекции звукопроизношения;

Учебно-методическая литература по коррекционному обучению;

Поурочные планы работы на каждую группу учащихся;

Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках и конвертах);

Систематизированный по звукам картинный материал в коробках.

  1. Оздоровительно-развивающая зона оснащена пособиями на развитие дыхания и мелкой моторики, материалами для проведения физкультминуток.

  2. Рабочий стол учителя-логопеда. На столе располагается распечатанный вид документации учителя-логопеда логопедического пункта:


Этапы логопедической работы.


      1. Профилактика речевых нарушений у младших школьников.

Данную работу целесообразно проводить в консультативной форме с родителями и педагогами во время весенних занятий и в течение учебного года с дошкольниками.

Цель: ознакомление с особенностями речевого развития детей 6-7-милетнего возраста и предупреждение возникновения речевых нарушений посредством проведения следующих приёмов и мероприятий:

  • Первичные консультации с педагогами, родителями (методические рекомендации «Готов ли ребёнок к школе?»)

  • Вторичные консультации («Как подготовить ребёнка к школе?»)

  • Индивидуальные консультации для родителей и детей.

  • Развитие зрительно - пространственных функций у детей.

  • Развитие памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности у детей.

  • Формирование языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя.

  • Устранение нарушений устной речи.

Материалы:

  • Систематизированный пакет консультативного материала для родителей в печатном виде;

  • Систематизированный пакет консультативного материала для педагогов в печатном виде;

  • Пакет материалов по диагностике уровня речевого развития детей 4-6 лет.


      1. Диагностика уровня речевого развития младших школьников.

Логопедическое обследование направлено на выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, а также глубины и степени.

Цель: выявление этиологии, симптоматики, механизмов нарушения чтения и письма; определение степени выраженности, характера и вида нарушений.

Необходимо учитывать состояние зрения, слуха, центральной нервной системы, познавательной деятельности ребёнка.

Задачи:

  • Изучение анкетных данных медико-педагогической документации.

  • Обследование органов периферического отдела артикуляционного аппарата.

  • Обследование речевой моторики.

  • Обследование слуховых функций.

  • Обследование звукопроизношения.

  • Обследование состояния фонематического анализа, синтеза и представлений.

  • Обследование фонематического восприятия.

  • Изучение особенностей словарного запаса и грамматического строя речи.

  • Обследование состояния зрительной функции.

  • Обследование состояния процесса чтения; скорости и способа чтения.

  • Обследование состояния различных видов письма.





Требования к процедуре диагностики

уровня развития устной и письменной речи младших школьников:


1.Обследованию подлежат основные виды познавательной деятельности ребёнка. Выявляются наиболее существенные операции мышления: анализ и синтез, обобщение и абстракция. Устанавливается, умеет ли ребёнок отличать существенные признаки и свойства предмета от несущественных ,находить сходство или различие ,обобщать окружающие предметы по какому-либо признаку и т.д.

2. Диагностическое обследование каждого ребёнка должно состоять из двух частей: констатирующей и обучающей (что имеется в данный момент и может ли усвоить новый материал.)

3.При оценке уровня познавательных возможностей должны учитываться не только конечные результаты и скорость выполнения задания, но и данные анализа самого процесса деятельности. Поэтому в процессе обследования необходимо обращать внимание на то, проявляет ли ребёнок интерес к деятельности, внимателен или быстро отвлекается, как относится к успехам и неудачам в своей работе, каковы трудности , и умеет ли он их преодолевать.

4.Обследование ребёнка рекомендуется начинать с выполнения заданий, доступных его возрасту и, в случае необходимости, упрощать их до тех пор, пока ребёнок не будет справляться с новой для него формой деятельности.


При диагностике речевого развития ребёнка используется совокупность приёмов и методов с учётом всех данных о ходе развития ребёнка. Материал для обследования познавательной деятельности предъявляется преимущественно в наглядной форме.

Обследование не может быть стандартным по отношению ко всем детям. В зависимости от возраста ребёнка, его развития, речевых возможностей и уровня знаний варьируются методы и приёмы обследования, предъявляемый материал и формулирование задания.


У детей школьного возраста проверяется навык усвоения письма и чтения.



Преемственно-перспективная и пропагандистская работа.

Цель: осуществление связи с ДОУ, ОУ для детей с нарушениями речи, логопедами и врачами- специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических консультаций.


Задачи:

  • Вести разъяснительную работу среди педагогов, родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической коррекционной работы по преодолению неуспеваемости учащихся, имеющих нарушения речи.

  • Участвовать в работе методических объединений учителей-логопедов.

  • Информировать советы ОУ о задачах, содержании, результатах работы логопедического пункта.

  • Повышать свою профессиональную квалификацию.


Материалы:

  • Систематизированный пакет консультативного материала для родителей в печатном виде;

  • Пакет консультативного материала для педагогов в печатном и рукописном виде.



      1. Коррекционно-развивающая логопедическая деятельность.


Механизмы нарушений устной речи, а также чтения и письма во многом являются сходными, поэтому и коррекционно-развивающая работа по их устранению имеет много общего.

Она осуществляется в соответствии с авторской коррекционно-образовательной программой логопедического пункта

Данная образовательная программа состоит из трёх блоков:


1. «Учимся говорить правильно»

Задачи:

  • Коррекция дефектов произношения.

  • Формирование полноценных фонетических представлений( на базе развития фонематического восприятия).

  • Совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

  • Развитие неречевых процессов.

Периодичность проведения индивидуальных занятий зависит от сложности дефекта, и их цикличность составляет 1-3 раза в неделю.


2.«Учимся читать и писать правильно»

Задачи:

  • Обогащение словарного запаса детей.

  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

  • Развитие навыков словообразования и словоизменения.

  • Формирование навыков звукослогового и звукобуквенного анализа и синтеза.

  • Развитие навыков работы со словосочетаниями, моделями разных синтаксических конструкций.

  • Развитие неречевых процессов.


3.«Учимся связному высказыванию»

Задачи:

  • Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

  • Развитие умения отвечать на вопросы и задавать их.

  • Формировать навыки строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

  • Отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, оценка, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

  • Точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.

  • Развивать навыки свободной речи.

  • Развитие у учащихся навыков самоконтроля.

Содержание коррекционных блоков, их порядок и комплектование формируется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и структуры речевого дефекта. В комплекс занятий каждого блока включены упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, а также упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Логопедическая работа с учащимися, имеющими

речевое заключение:

«Общее недоразвитие речи 3 уровня».

Характеристика группы.


Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.


  1. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.


    1. Дефектное произношение 2-5 звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»).

    2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

  • недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

  • недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

  • трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других.)


  1. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.


        1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов, ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).

        2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.


Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

  • недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

  • трудности овладения учебными понятиями, терминами;

  • трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

  • недостаточное развитие связной речи.


  1. Психологические особенности.

              1. Неустойчивое внимание.

              2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым

явлениям.

              1. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

              2. Недостаточное развитие способности к переключению.

              3. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно

словесного материала.

              1. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области

языковых явлений.

              1. Недостаточная сформированность произвольности в общении и

деятельности.


Следствие:

  • недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

  • трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе.)


Основные направления работы:


1.Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

  • уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

  • уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении ,моделями предложений различных синтаксических конструкций.

3. Формирование связной речи:

  • развитие навыков построения связного высказывания, программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

  • установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

  • устойчивости внимания;

  • наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

  • способности к запоминанию;

  • способности к переключению;

  • навыков и приёмов самоконтроля;

  • познавательной активности;

  • произвольности общения и поведения.

5. Формирование полноценных учебных умений:

  • планирование предстоящей деятельности: принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в материале; определение путей и средств достижения учебной цели;

  • контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);

  • работа в определённом темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.)

  • применение знаний в новых ситуациях;

  • анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

6.Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

  • умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика;

  • умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

  • умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

  • умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

  • ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

  • ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

  • ответы 2-3-мя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

  • применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

  • употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

  • обращение к учителю-логопеду или к товарищу по группе за разъяснением;

  • пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;

  • развёрнутый отчёт о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов работы;

  • формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

  • проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы;

  • соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);

  • составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
















Календарно-тематическое планирование

1 класс


Коррекция нарушений звукопроизношения

Звуки-буквы

Лексические темы

Связная речь

Кол-во часов


Диагностический этап





1

Обследование ручной моторики, зрительно-пространственных ориентировок

Обследование зрительного и слухоречевого внимания, памяти





1

2

Обследование строения, подвижности артикуляционного аппарата, состояния звукопроизношения

Обследование состояния слухового восприятия и дифференциации фонем, слогоритмической структуры слов




1

3

Обследование лексического запаса, грамматического строя речи. Обследование связной речи.




1


Подготовительный этап




1

1

Работа над развитием пространственных представлений. Уточнение представлений о форме, величине.

Звук [а] и буква а

Овощи

Составление простых распространенных предложений по картинкам.

1

2

Работа над развитием пространственных представлений. Уточнение и определение направлений в пространстве.

Звук [о] и буква о.

Фрукты

Обучение умению задавать вопросы и давать полные ответы.

1

3

Работа над развитием зрительного восприятия. Узнавание изображенных предметов.

Звук [и] и буква и.

Ягоды

Обучение умению пересказывать народные сказки (Колобок).


1

4

Работа над развитием зрительного восприятия. Зрительный анализ и синтез изображений.

Звук [у] и буква у.

Грибы

Обучение умению пересказывать народные сказки («Репка»)


1

6

Тренировка речеслуховой памяти. Повторение коротких стишков, потешек.

Звуки [н], [н’] и буква н.

Золотая осень.

Обучение умению пересказывать народные сказки («Гуси-лебеди».)

1

7

Работа над развитием слухового восприятия. Восприятие неречевых звуков.

Звуки [с], [с’] и буква с.

Домашние животные.

Дикие животные.


Заучивание коротких стихов, потешек. Скороговорок.

1

9

Развитие чувства ритма. Различение и воспроизведение заданных ритмов.

Звуки [к], [к’] и буква к.

Птицы.

Рыбы.

Составление предложений по сюжетной картинке.

1

13

Работа над развитием мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика.

Звуки [т], [т’] и буква т.

Одежда и обувь.

Обучение составлению рассказа по серии сюжетных картинок.

1

14

Работа над развитием мелкой моторики рук. Упражнения на переключение движений.

Звуки [л], [л’] и буква л.

Зима.

Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке.

1

15

Работа над развитием мелкой моторики рук. Конструирование.

Звуки [р], [р’] и буква р.

Подготовка животных к зиме.

Пересказ коротких текстов, прочитанных учителем.

1

16

Работа над развитием мелкой моторики рук. Обводка по шаблону-контуру.

Звуки [в], [в’] и буква в.

Игрушки.

Чтение слов, предложений и соотнесение их с соответствующими картинками.

1

17

Работа над подвижностью артикуляционного аппарата. Комплекс артикуляционной гимнастики.

Буква е.

Инструменты.

Договаривание предложений по предметным, сюжетным картинкам.

1

18

Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения для губ, щек.

Звуки [п],[п’] и буква п.

Посуда.

Совершенствование навыка пересказа по серии сюжетных картинок.

1

19

Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения на определение положения губ.


Мебель.

Обучение составлению рассказа описательного характера по наводящим вопросам.

1

20

Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения на определение положения кончика языка.

Звуки [м], [м’] и буква м.

Транспорт

Составление предложений по опорным словам.


1

21

Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения на различение узкого и широкого языка.


Музыкальные инструменты.

Составление рассказа по опорным словам.


1

22

Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения на формирование кинетической основы движений.

Звуки [з], [з’] и буква з.

Электрические приборы.

Придумывание конца рассказа.


1

23

Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения по развитию динамической координации артикуляторных движений.


Весна. Прилет птиц.

Работа над выразительностью пересказа, рассказа.


1


Основной этап





1

Специальная артикуляционная гимнастика для постановки звуков.

Звуки [б], [б’] и буква б.

Цветы.




1

2

Постановка звуков.

Звуки [д], [д’] и буква д.

Деревья.




1

3

Автоматизация поставленных звуков. Изолированно.

Буква я.

Временные понятия.


1

4

Автоматизация поставленных звуков в прямых слогах.

Звуки [г], [г’] и буква г.

Лес.


1

5

Автоматизация поставленных звуков в обратных слогах.

Звук [ч]и буква ч.

Сад и огород.


1

6

Автоматизация поставленных звуков в слогах со стечением.

Буква ь.

Школа.


1

7

Автоматизация поставленных звуков в словах (произнесение слов с ударение на слоге).

Звук [ш] и буква ш.

Школьные принадлежности.


1

8

Автоматизация поставленных звуков в словах (произнесение слов без ударения на слоге).

Звук [ж] и буква ж.

Человек и семья. Профессии.


1

10

Автоматизация поставленных звуков в предложениях.

Звук [й] и буква й.

Цвет, форма, величина.


1


Итого: 33 часа


Календарно-тематическое планирование

2 класс

Разделы, темы занятий

Количество

часов

Дата



Диагностический этап



1

Обследование состояния речи и неречевых психических функций. Заполнение речевых карт.

1



Подготовительный этап




2

Уточнение и развитие пространственно – временных

представлений. Определение правого и левого направлений в пространстве

1


3

Уточнение временных представлений. Времена года


1


4

Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы С



5

Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Т



6

Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Л

1


7

Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Р

1


8

Автоматизация гласного звука и буквы А

Автоматизация гласного звука и буквы О


1


9

Автоматизация гласного звука и буквы И

Автоматизация гласного звука и буквы У


1


10

Буква Е

1


11

Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы М

1


12

Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация гласного звука и буквы З

1


13

Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Б

1


14

Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Д

1


15

Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Ч

1


16

Буквы Ь и Ъ

1


17

Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Ш

1


18

Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Ж

1


19

Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация гласного звука и буквы Ц

1


20

Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация гласного звука и буквы Щ

1


21

Дифференциация гласных и согласных звуков

1


22

Звуковой анализ слогов

1


23

Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне



24

Слово-предмет

Слова-действия

2


25

Простые двусоставные предложения

1


26

Слова-признаки

1


27

Дифференциация понятий предложение – слово

1


28

Единственное и множественное число предметов. Один – много

1


29

Дифференциация имён существительных мужского и женского рода

1


30

Работа с предлогами в, на

Работа с предлогами к, от

1


31

Работа с предлогами в – из, на – с (со)

Работа с предлогами около (у), из-за

Работа с предлогами над, под, по

1


32

Коррекционная работа на лексическом уровне


1


33

Составление предложений

1


34

Диктант

1




Итого: 34часа.

Календарно-тематическое планирование

3 класс

Тема занятия.

Содержание занятия.

Кол-во

часов

Дата

1.

Речь. Предложение. Слово.

Речь устная и письменная. Грамматическое оформление предложения. Составление по опорным словам и схемам. Дид. Материал «Развитие мышления и речи» (прочитать зашифрованную пословицу).



2


2.

Звуки и буквы.

Различие звука и буквы. Гласные и согласные.. Образование звонких-глухих согласных. Характеристика звука. Звуковая схема.



2


3.

Слогообразующая роль гласной.

Понятие «слог». Слоговая схема. Слоговой анализ и синтез. Д/И «Слоговое домино», «Играем и читаем», «Путаница» (составление слов из слогов, последних в стихотворных строчках). Получение слов перестановкой слогов.





1


4.

Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных

Поиск ошибок. Составление слов из букв. Д/И «Подпиши картинку», «Играем и читаем», «Созвездие слов». Дид. Материал «Развитие мышления и речи» (соединить стрелками буквы, чтобы получилось слово, соответствующее названию картинки; вставить буквы в слова – лексические темы «Овощи. Фрукты. Ягоды. Птицы. Рыбы. Животные. Мебель. Посуда»; составить слова из букв – «Помоги Барабашке»). Изографы. Работа с текстом (чтение, вставка слов по звуковым схемам и др.)









1


5.

Получение слов убавлением (добавлением) буквы.

Ребусы. Вставка букв в слова (река-репка). Изографы. Шарады. Д/И «Флот помог», «Колодец». Поиск в предложениях слов, различающихся одной буквой.



1


6.

Получение слов заменой буквы.

Работа со стихотворением А.Шибаева «Буква потерялась». Нелепицы (дид. Материал). Нахождение смысловых ошибок, связанных с заменой буквы, в предложениях. Шарады. Составление цепочек слов (раздаточный материал). Дид. Материал «Развитие мышления и речи» (составить из кубиков слова, заменяя букву: …очка).







1


7.

Звукобуквенный и слоговой анализ слов сложной слоговой структуры.

Цифровой ряд. Слоговая и звуковая схема. Работа с деформированными словами (пропуск, перестановка букв и слогов). Д/И «Поле чудес», «Печатная машинка». Отгадывание загадок с последующим составлением слов-отгадок из букв. Работа с тематическим лото (подбор картинок к звуковым и слоговым схемам).



1


8.

Твёрдые-мягкие согласные.

Сравнение звучания и артикуляции. Рядоговорение. Условное обозначение (цвет). Характеристика звука с использованием сигналов. Подбор слов на твёрдые-мягкие звуки. Электронная игра. Развитие зрительного восприятия (4-й лишний – силуэт, тема «Ягоды» и др.). Д/И «Играем и читаем». II способа обозначения мягкости согласных.







1


9.

Обозначение мягкости согласного с помощью ь в конце слова.

Дидактический материал. Дописывание Ь в нужных случаях. Поиск ошибок. Сравнение пар слов: МЕЛ-МЕЛЬ, ГОВОРИТ-ГОВОРИТЬ. Составление предложений. Темы «Дни недели. Месяцы. Времена года». Лото.





1


10.

Обозначение мягкости согласного с помощью ь в середине слова.

Дидактический материал. Вставка Ь в нужных случаях. Поиск ошибок. Сравнение пар слов: ПОЛКА-ПОЛЬКА. Составление слов из слогов. Составление предложений. Отбор картинок с Ь в названиях. Работа с текстом.





1


11.

Разделительный Ь.

Чтение и сравнение слогов: ТЯ-ТЬЯ. Подбор слов с заданным слогом. Сравнение пар слов: КОЛЯ-КОЛЬЯ. Включение в предложения. Поиск ошибок, в том числе смысловых, обусловленных пропуском или необоснованной вставкой Ь. Притяжательные прилагательные. Д/И «Чей? Чья? Чьё? Чьи?». Кроссворды. Диктант.







1


12.

Дифференциация А-Я в слогах, словах, предложениях, тексте.

Дидактический материал. Работа со слоговыми таблицами. Подбор слов по начальному слогу. Поиск ошибок. Простые аналогии. Правописание ЧА, ЩА. Сравнение пар слов: ФЛАГИ-ФЛЯГИ с включением в предложения Изложение по опорным схемам «Митина шляпа».





1


13.

Дифференциация О-Ё в слогах, словах, предложениях, тексте.

Дидактический материал. Работа со слоговыми таблицами. Изменение существительных по числам (село-сёла). Сравнение пар слов: ПОТОМКИ-ПОТЁМКИ с включением в предложения. Изложение по опорным схемам «Три котёнка».





1


14.

Дифференциация У-Ю в слогах, словах, предложениях, тексте.

Дидактический материал. Работа со слоговыми таблицами. Сравнение пар слов: КАТУШКА-КАТЮШКА с включением в предложения. Правописание ЧУ-ЩУ. Кроссворд.



1


15.

Дифференциация Ы-И в слогах, словах, предложениях, тексте.

Сравнение артикуляции и написания. Дидактический материал. Работа со слоговыми таблицами. Сравнение пар слов: МЫШКА-МИШКА. Включение в предложения. Правописание ЖИ-ШИ. Работа с текстами Изложение по опорным схемам «Чижик».





1


16.

Звонкие-глухие согласные. Дифференциация Д-Т в слогах, словах, предложениях, тексте

Сравнение артикуляции и участия голоса. Дидактический материал (вставка букв и слогов в слова; сравнение пар ТРЕЛЬ-ДРЕЛЬ, ПЛОТ-ПЛОД и включение в предложения; простые аналогии; 4-й лишний; составление словосочетаний и предложений). Графический диктант. Правописание в конце слова и в середине перед глухим согласным. Кроссворды..





1





17.

Дифференциация Б-П в слогах, словах, предложениях, тексте

Сравнение артикуляции и участия голоса. Дидактический материал. Сравнение пар БОЧКА-ПОЧКА с включением в предложения. Кроссворд..



1





18.

Дифференциация В-Ф в слогах, словах, предложениях, тексте

Сравнение артикуляции и участия голоса. Дидактический материал. Сравнение пар ДРОВА-ДРОФА с включением в предложения. Кроссворды. Лексические темы «Птицы», «Животные».



1



19.

Дифференциация С-З в слогах, словах, предложениях, тексте

Сравнение артикуляции и участия голоса. Дидактический материал. Работа с таблицами контурных изображений предметов, наложенных друг на друга. Лексическая тема «Зима». Сравнение пар САЙКА-ЗАЙКА с включением в предложения. Кроссворд..

1







20.

Дифференциация Г-К в слогах, словах, предложениях, тексте

Сравнение артикуляции и участия голоса. Дидактический материал. Работа с таблицами контурных изображений предметов, наложенных друг на друга. Сравнение пар ГОРКА-КОРКА, ЛУК-ЛУГ с включением в предложения. Тематический кроссворд (птицы, животные).







1


21.

Дифференциация Ж-Ш в слогах, словах, предложениях, тексте.

Сравнение артикуляции и участия голоса. Дидактический материал. Сравнение пар: ЖИЛ-ШИЛ с включением в предложения. Отработка способа проверки сомнительного согласного. Кроссворд. Д/И «В гости к сказочным героям».





1


22.

Парные звонкие-глухие согласные.

Лото. Поиск ошибок.



1


23.

Дифференциация С-Ш в слогах, словах, предложениях, тексте.


Сравнение звучания и артикуляции. Графическое обозначение. Рядоговорение. Слоговая схема. Распределение слов в три столбика. Дидактический материал. Чистоговорки (письмо по памяти). Пословицы.





1


24.

Дифференциация З-Ж в слогах, словах, предложениях, тексте

Сравнение звучания и артикуляции. Графическое обозначение. Рядоговорение. Слоговая схема. Дидактический материал Кроссворд. Д/И «Шифровальщики».



1



25

Дифференциация

Ч-Т’ в слогах, словах, предложениях, тексте

Сравнение звучания и артикуляции. Рядоговорение. Вставка букв и слогов в слова. Простые аналогии. Урок-путешествие.



1


26.

Дифференциация Ч-Щ в слогах, словах, предложениях, тексте

Сравнение звучания и артикуляции. Соотнесение звуков с буквами с опорой на зрительные образы (чайка, щётка). Словообразование (рука-ручка-ручища). Чистоговорки. Работа с таблицей контурных изображений предметов. Чтение цепочек слов с установкой на запоминание.Изложение по опорным схемам «Щука и кот».





1


27.

Дифференциация Ч-Ц в слогах, словах, предложениях, тексте

Сравнение звучания и артикуляции. Соотнесение звуков с буквами с опорой на зрительные образы (чайка, цепь). Работа с таблицей контурных изображений предметов. Чтение цепочек слов с установкой на запоминание.





1


28.

Дифференциация С-Ц в слогах, словах, предложениях, тексте

Артикуляция звуков. Рядоговорение. Слоговая схема. Логопедическое лото. Дидактический материал Кроссворд.



1


29.

Дифференциация

С’-Щ в слогах, словах, предложениях, тексте.

Сравнение звучания и артикуляции. Рядоговорение. Слоговые таблицы. Чтение цепочек слов с установкой на запоминание





1


30.

Дифференциация Ч-С в слогах, словах, предложениях, тексте.

Сравнение звучания и артикуляции. Рядоговорение. Вставка букв и слогов в слова. Составление словосочетаний (Д/И «Лётчики») и предложений. Поиск ошибок. Родственные слова (час, часовой, часовщик и др.). Поиск в стихотворениях.

1





31.

Дифференциация свистящих-шипящих звуков. Закрепление.

Артикуляция. Чистоговорки. Определение частотного звука. Вставка букв и слогов в слова. Поиск ошибок. Составление предложений.



1


32.

Дифференциация Р-Л в слогах, словах, предложениях, тексте.

Сравнение звучания и артикуляции. Рядоговорение. Чистоговорки (письмо по памяти). Поиск ошибок. Слоговая схема). Кроссворд.



1




Итого:34 часа.





Календарно-тематическое планирование

4 класс


п/п

Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов

Дата

1






Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия

Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, на развитие памяти и логического мышления.

1


2

Звуки и буквы. Алфавит.

Различие звука и буквы. Характеристика звуков (с использованием перфокарт). Звукобуквенный анализ слова (случаи, когда количество букв не совпадает с количеством звуков). Дид. Материал «Развитие мышления и речи» (Д/И «Созвездие слов»).





1


3

Дифференциация гласных букв А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е

Гласные буквы Я, Ю, Е, Ё, И. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме.

1


4

Мягкий знак

Разделительный мягкий знак

Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.

Мягкий знак как разделительный. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения. Соотнесение слов с мягким знаком со схемой.

1


5

Звонкие и глухие согласные

Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов с со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

1


6

Звуки Г – Г, К – К


Звуки Г – Г, К – К. Дифференциация звуков изолированно, на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

1


7

Звуки Д – Д, Т – Т

Звуки Д – Д, Т – Т'. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

1


8

Звуки З – З, С – С

Звуки З – З, С – С. Дифференциация звуков изолированно, на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

1


9

Звуки Ж – Ш

Звуки Ж – Ш. Звуки Д – Д, Т – Т . Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

1


10

Звуки С – С, Ш

Звуки С – С, Ш. Дифференциация звуков С – С, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Выделение данных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами- паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

1


11

Звуки З – З, Ж

Звуки З – З, Ж. Дифференциация звуков З – З, Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами- паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

1


12

Звуки С – С, Ц

Звуки С – С, Ц. Дифференциация звуков С – С, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами- паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

1


13

Звуки ТС – Ц

Знакомство со звуками занятия. Дифференциация звуков ТС – Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами- паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

1


14

Звуки Ч –Щ

Звуки Ч – Щ. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза.

1


15

Звуки Ч –ТЬ

Звуки Ч – ТЬ. Дифференциация звуков Ч – ТЬ в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами- паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

1


16

Звуки Ч – Ш

Звуки Ч – Ш. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок.

1


17

Звуки Ч – Ц

Звуки Ч – Ц. Дифференциация звуков Ч – Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами- паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

1


18

Родственные слова

Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования.

1


19

Корень слова

Знакомство с понятием «корень». Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов.

1


20

Приставка

Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных отношений. Развитие зрительного и слухового внимания. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами.

1


21

Суффикс

Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Работа по развитию и обогащению словаря по темам «Профессии», «Детёныши» (с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением). Выбор суффикса.

1


22

Предлоги

Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временных и пространственных отношений. Выбор того или иного предлога.

1


23

Слова-предметы

Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря.

1


24

Практическое употребление слов в форме единственного и множественного числа


Практическое употребление существительных разного рода

Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизмов в устной речи. Формирование навыка образования форм единственного и множественного числа имён существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного).

Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу. Обогащение словаря. Развитие логического мышления.

1


25

Употребление существительных в косвенных падежах

Знакомство с падежными формами имён существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Формирование навыка словоизменения. Преодоление аграмматизмов в устной речи.

1


26

Слова-признаки

Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словообразованию и словоизменению. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой.

1


27

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе

Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию имён прилагательных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами и синонимами.

1


28

Согласование прилагательных с существительными в падеже

Согласование прилагательных с существительными в роде. Согласование прилагательных с существительными в падеже. Преодоление аграмматизмов в устной речи.

1


29

Слова-действия

Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, со схемой.

1


30

Согласование глагола с существительным в числе


Согласование глагола с существительным в роде

Работа по словоизменению. Согласование имён существительных с глаголами в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление аграмматизмов в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия.

Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами и синонимами.

1


31

Согласование глагола с существительным во времени

Знакомство с категорией времени глагола. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений.

1


32

Имя числительное

Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизмов в устной речи.

1


33

Предложение






Состав предложения


Соотнесение предложений с графическими схемами. Знакомство со словосочетанием и предложением. Виды связи в словосочетаниях и предложениях. Построение сложных предложений различных типов. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение – словосочетание – текст.

Виды связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов. Преодоление аграмматизмов в устной речи. Работа с деформированными предложениями.

1


34

Работа над текстом





Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых частей текста.

1



Итого: 34 часа