Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Архангельская средняя школа имени А.А. Кудрявцева»
Рассмотрена на заседании педсовета _______________________ Протокол № _____от ________2022г. Председатель педсовета | «Утверждаю» Директор школы _______________ Приказ № ___ от ____ 2022 г. |
Согласована
Заместитель директора по ВР
________________________
«__» ______ 2022 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Прекрасное рядом»
Направление: социально-гуманитарное.
Уровень реализации: школьники (учащиеся 4б класса ).
Срок реализации – 1 год.
Составитель: учитель начальных классов Малахова В. Д., высшая квалификационная категория.
с. Архангельское
2022 год.
Пояснительная записка
В основу программы кружка «Прекрасное рядом» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Настоящая программа создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Актуальность: программа кружка «Прекрасное рядом» разработана как целостная система воспитания нравственных чувств и этического сознания, гражданственности и уважения к обязанностям человека, обучения учащихся музыкальной грамоте и ценностного отношения к прекрасному, создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка и представлен в программе следующими содержательными линиями:
Рабочая программа «Прекрасное рядом» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Цели программы:
-
содействовать формированию гуманной, нравственной личности с развитой эстетико-эмоциональной сферой, и её адаптацией к условиям социальной среды;
-
дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.
Задачи:
-
сформировать у учащихся начальных классов умение ориентироваться в новой социальной среде;
-
сформировать коммуникативную культуру, умение общаться и сотрудничать;
-
развивать волевую и эмоциональную регуляцию поведения и деятельности;
-
развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
-
научить приёмам исполнительского мастерства;
-
научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
-
воспитать духовно–нравственные качества личности.
Сроки реализации программы «В мире прекрасного».
Программа «Прекрасное рядом» разработана для учащихся 4 класса.
Количество занятий - 1 раз в неделю.
Формы организации творческого коллектива могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего результата. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию основных задач:
-
формирование первоначальных представлений об элементарных правилах поведения в обществе, основ культуры речи, общения, этикета;
-
развитие коммуникативных умений;
-
развитие нравственных и эстетических чувств;
-
развитие способностей к творческой деятельности.
Программа кружка направлена на развитие воспитательных результатов:
-
приобретение учащимися социального опыта;
-
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
-
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• формирование у младших школьников первоначальных представлений об элементарных правилах поведения в обществе, этикета;
• формирование основ и навыков культуры речи во всех её проявлениях;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к произведениям культуры;
• пробуждение познавательного интереса к ценностям мировой культуры.
Программа «Прекрасное рядом» начинается с истории возникновения этикета (западный, восточный этикет, традиции воспитания в России). Охватывает элементарные правила общения людей и их традиции. Правила этикета являются введением в систему правил поведения в общественных местах.
Раздел «Путешествие в мир музыки» предполагает знакомство с музыкальной грамотой и историей музыкальных инструментов, далее охватывая изучение знаменитых произведений культуры и искусства, а также посещение концертов детских музыкальных школ.
Раздел «Жил-был художник». Учащиеся получат начальное представление об основах живописи, биографии художников, представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; получат первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России
Раздел «В мире поэзии» посвященный воспитанию у младших школьников любви к книгам, формирование первоначальных умений видеть красоту в окружающем мире через художественную литературу; посещение библиотеки.
Предполагаемые результаты программы
«Прекрасное рядом»
Получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным и культурным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде (в форме концертов, выставок и т.д.)
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
-
формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей;
-
развитие нравственного самосознания;
-
укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Ценностные ориентиры содержания предмета.
-
Приоритетная цель эстетического воспитания в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира; воспитание гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
-
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироощущения.
-
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
-
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
-
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
-
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
-
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
В результате изучения курса «Прекрасное рядом» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «В мире прекрасного»:
-
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-
сформированности эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-
сформированнгости эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
-
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-
умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
-
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
-
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
-
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
-
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
-
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
-
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
-
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-эстетической деятельности:
-
знание элементарных правил поведения, культуры общения, этикета;
-
знание видов художественной деятельности;
-
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
-
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
-
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
-
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
-
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
-
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
-
умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека;
-
применение основ музыкальной грамоты, умений и знаний,
Предполагаемые результаты:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс (34 часа)
Раздел 1. « История хороших манер» (5 часов)
Возникновение этикета и культура поведения. Западный этикет. Восточный этикет. Как этикет попал в Россию. Приглашение на обед в 19 веке.
Раздел 2. «Правила этикета» (9 часов)
Элементарные правила общения людей. Правила поведения в общественных местах. Правила поведения в музее, театре и на концерте. Рыцарский турнир (занятие-конкурс)
Раздел 3. «Путешествие в страну Доброты и Красоты» (9 часов)
Путешествие с «волшебными словами». Тайна «золотого» правила. Что означают наши имена. Рыцари и Дамы. В гостях у Мойдодыра и королевы Чистоты. Взаимопомощь. Бережливость. Заботливость. Ложь.
Раздел 4. «Путешествие в мир музыки» (4 часа)
Музыка в нашей жизни и звуки, которые нас окружают. В гостях у музыкальных инструментов. Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов. Весенняя сказка в музыке.
Раздел 5. «Жил – был художник» (4 часа)
Родина на полотне. Природа в живописи (конкурс рисунков). Как прекрасен этот мир – посмотри!
Раздел 6. «В мире поэзии» (3 часа)
Звучный мир поэзии. В книжном царстве-государстве. Экскурсия.
Тематическое планирование.
№\№ | Разделы, темы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
| Раздел 1. « История хороших манер» | 5ч | |
1 | Возникновение этикета и культура поведения. | 1 | interneturok.ru |
2 | Западный этикет | 1 | РЭШ |
3 | . Восточный этикет | 1 | interneturok.ru |
4 | Как этикет попал в Россию | 1 | РЭШ |
5 | Приглашение на обед в 19 веке. | 1 | interneturok.ru |
| Раздел 2. «Правила этикета» | 9 | |
6 | Элементарные правила общения людей | 3 | interneturok.ru |
7 | Правила поведения в общественных местах. | 2 | РЭШ |
8 | Правила поведения в музее. | 1 | interneturok.ru |
9 | Правила поведения в театре. | 1 | РЭШ |
10 | Правила поведения на концерте | 1 | interneturok.ru |
11 | Рыцарский турнир (занятие-конкурс). | 1 | interneturok.ru |
| Раздел 3. «Путешествие в страну Доброты и Красоты» | 9 | |
12 | Путешествие с «волшебными словами». | 1 | interneturok.ru |
13 | Тайна «золотого» правила | 1 | РЭШ |
14 | Что означают наши имена. | 1 | interneturok.ru |
15 | Рыцари и Дамы. | 1 | РЭШ |
16 | В гостях у Мойдодыра и королевы Чистоты | 1 | interneturok.ru |
17 | Взаимопомощь. | 1 | РЭШ |
18 | Бережливость. | 1 | interneturok.ru |
19 | Заботливость. | 1 | interneturok.ru |
20 | Ложь. | 1 | interneturok.ru |
| Раздел 4. «Путешествие в мир музыки» | 4 | |
21 | Музыка в нашей жизни и звуки, которые нас окружают. | | interneturok.ru |
22 | В гостях у музыкальных инструментов. | | РЭШ |
23 | Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов | | interneturok.ru |
24 | Весенняя сказка в музыке. | | РЭШ |
| Раздел 5. «Жил – был художник» | 4 | |
25 | Родина на полотне. | 1 | interneturok.ru |
26 | Природа в живописи (конкурс рисунков). | 1 | РЭШ |
27 | Как прекрасен этот мир – посмотри! | 1 | interneturok.ru |
28 | Как прекрасен этот мир – посмотри! | 1 | РЭШ |
| «В мире поэзии» | 6 | |
29 | Звучный мир поэзии. | 1 | interneturok.ru |
30 | Звучный мир поэзии. | 1 | РЭШ |
31 | В книжном царстве-государстве. | 1 | interneturok.ru |
32 | В книжном царстве-государстве. | 1 | РЭШ |
33 | В книжном царстве-государстве. | 1 | interneturok.ru |
34 | Экскурсия | 1 | interneturok.ru |
| | | |
| Итого | 34ч | |
Перечень учебно-методического обеспечения.
Репродукции картин, музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов.
CD, DVD диски
Учебно-методическая литература.
-
Богуславская М.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет. – Екатеринбург: Арго, 1997. – 192 с.
-
Волчкова В.Н. «Конспекты занятий». – Воронеж 2008, - 203 с.
-
Давыдов В.В. Педагогика искусства. – Киев – Минск, 1997. – 253 с.
-
Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа – пресс,1996–336 с.
-
Корчинова О.В. Детский этикет ( серия «Мир вашего ребёнка»). – Ростов н\Д: Феникс, 2002 – 192 с.
-
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева. – М., 1991.
-
Прозорова А.Н. В некотором царстве, в музыкальном государстве. – Изд. 2-е. – М: Крипто-логос, 1998. – 88с.
-
Суняйкина Т.В. «В мире доброты и красоты», Краснодар 2005.
-
Энциклопедия живописи. – М.: АСТ, 1997. – 799 с., ил.
-
Энциклопедия хорошего тона. – М.: Аркадия, 1997. – 368 с.
-
Этикет для маленьких леди и джентельменов.Ю.А.Матюхина, Н.С.Попова .Ростов-на-Дону,Феникс, 2009г.