СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка поможет развить у учащихся правильные ценности жизни. ценности жизни

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Архангельская средняя школа имени А.А. Кудрявцева»



Рассмотрена на заседании

педсовета _______________________

Протокол № _____от ________2022г.

Председатель педсовета


«Утверждаю»

Директор школы

_______________

Приказ № ___ от ____ 2022 г.


Согласована

Заместитель директора по ВР

________________________

«__» ______ 2022 г.







Дополнительная общеразвивающая программа

«Прекрасное рядом»





Направление: социально-гуманитарное.



Уровень реализации: школьники (учащиеся 4б класса ).

Срок реализации – 1 год.



Составитель: учитель начальных классов Малахова В. Д., высшая квалификационная категория.





с. Архангельское

2022 год.

Пояснительная записка

   В основу программы кружка «Прекрасное рядом»  положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.   Настоящая программа создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Актуальность: программа кружка «Прекрасное рядом» разработана как целостная система воспитания нравственных чувств и этического сознания, гражданственности и уважения к обязанностям человека, обучения  учащихся музыкальной грамоте и ценностного отношения к прекрасному, создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка и представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • Искусство хороших манер

  • Правила этикета

  • Путешествие в страну Добра и Красоты

  • Путешествие в мир Музыки

  • Жил-был художник

  • В мире поэзии  

Рабочая программа «Прекрасное рядом» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Цели  программы:

  • содействовать формированию гуманной, нравственной личности с развитой эстетико-эмоциональной сферой, и её адаптацией к условиям социальной среды;

  •  дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.  

Задачи:

  • сформировать у учащихся начальных классов умение ориентироваться в новой социальной среде;

  • сформировать коммуникативную  культуру, умение общаться и сотрудничать;

  • развивать волевую и эмоциональную регуляцию поведения и деятельности;

  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;

  • научить приёмам исполнительского мастерства;

  • научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

  • воспитать духовно–нравственные качества личности.

Сроки реализации программы «В мире прекрасного».

Программа «Прекрасное рядом» разработана для учащихся 4 класса.

Количество занятий - 1 раз в неделю.

Формы организации творческого коллектива  могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего результата. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. 

Общая характеристика курса

Программа направлена на реализацию основных задач:

  • формирование первоначальных представлений об элементарных правилах поведения в обществе, основ культуры речи, общения, этикета;

  • развитие коммуникативных умений;

  • развитие нравственных и эстетических чувств;

  • развитие способностей к творческой деятельности.

        Программа кружка направлена на развитие воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;

  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• формирование у младших школьников первоначальных представлений об элементарных правилах поведения в обществе, этикета;

 • формирование основ  и  навыков культуры речи во всех её проявлениях;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к произведениям культуры;

• пробуждение познавательного интереса к ценностям мировой культуры.

Программа «Прекрасное рядом» начинается с истории возникновения этикета (западный, восточный этикет, традиции воспитания в России). Охватывает элементарные правила общения людей и  их традиции. Правила этикета являются введением в систему правил поведения в общественных местах.

Раздел «Путешествие в мир музыки» предполагает знакомство с музыкальной грамотой и историей музыкальных инструментов, далее охватывая изучение знаменитых произведений культуры и искусства, а также посещение концертов детских музыкальных школ.

Раздел  «Жил-был художник». Учащиеся получат начальное представление об основах живописи, биографии художников, представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; получат первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России

   Раздел «В мире поэзии» посвященный воспитанию у младших школьников любви к книгам, формирование первоначальных умений видеть красоту в окружающем мире через художественную литературу; посещение библиотеки.

Предполагаемые результаты программы

«Прекрасное рядом»

Получение обучающимися начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным  и культурным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде (в форме концертов, выставок и т.д.)

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

  • формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей;

  •  развитие нравственного самосознания;

  •  укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

Ценностные ориентиры содержания предмета.

  • Приоритетная цель эстетического воспитания в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира; воспитание гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

  • В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироощущения.

  • Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

  • Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

  • Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

  • Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

  • Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

В результате изучения курса «Прекрасное рядом» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «В мире прекрасного»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированности эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированнгости эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень

  • сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-эстетической деятельности:

  • знание элементарных правил поведения, культуры общения, этикета;

  • знание видов художественной деятельности;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека;

  • применение основ музыкальной грамоты, умений и знаний,

 

Предполагаемые результаты:

  • внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

  • улучшение психологической и социальной комфортности в  едином  воспитательном пространстве;

  • укрепление здоровья воспитанников;

  • развитие творческой активности каждого ребёнка;

  • укрепление связи между семьёй и школой.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4 класс (34 часа)

Раздел 1. « История хороших манер» (5 часов)

Возникновение этикета и  культура поведения.  Западный этикет.  Восточный этикет. Как этикет попал в Россию. Приглашение на обед в 19 веке.

Раздел 2. «Правила этикета» (9 часов)

Элементарные правила общения людей. Правила поведения в общественных местах. Правила поведения в музее, театре и на концерте. Рыцарский турнир (занятие-конкурс)

Раздел 3. «Путешествие в страну Доброты и Красоты» (9  часов)

Путешествие с «волшебными словами». Тайна «золотого» правила. Что означают наши имена. Рыцари и Дамы. В гостях у Мойдодыра и королевы Чистоты. Взаимопомощь. Бережливость. Заботливость. Ложь.

Раздел 4. «Путешествие в мир музыки» (4 часа)

Музыка в нашей жизни и звуки, которые нас окружают. В гостях у музыкальных инструментов. Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов. Весенняя сказка в музыке.

Раздел 5. «Жил – был  художник» (4 часа)

Родина на полотне.  Природа в живописи (конкурс  рисунков). Как прекрасен этот мир – посмотри!

Раздел 6. «В мире поэзии» (3 часа)

Звучный мир поэзии. В книжном царстве-государстве. Экскурсия.









Тематическое планирование.


№\№

Разделы, темы

Количество часов

Электронные

(цифровые) образовательные ресурсы



Раздел 1. « История хороших манер»


 


1

Возникновение этикета и  культура поведения.  

1

interneturok.ru 

2

Западный этикет

1

РЭШ

3

.  Восточный этикет

1

interneturok.ru 

4

Как этикет попал в Россию

1

РЭШ

5

Приглашение на обед в 19 веке.


1

interneturok.ru 


Раздел 2. «Правила этикета»

9


6

Элементарные правила общения людей

3

interneturok.ru 

7

Правила поведения в общественных местах.

2

РЭШ

8

Правила поведения в музее.

1

interneturok.ru 

9

Правила поведения в театре.

1

РЭШ

10

Правила поведения на концерте

1

interneturok.ru 

11

Рыцарский турнир (занятие-конкурс).

1

interneturok.ru 


Раздел 3. «Путешествие в страну Доброты и Красоты»


9


12

Путешествие с «волшебными словами».

1

interneturok.ru 

13

Тайна «золотого» правила

1

РЭШ

14

Что означают наши имена.

1

interneturok.ru 

15

Рыцари и Дамы.

1

РЭШ

16

В гостях у Мойдодыра и королевы Чистоты

1

interneturok.ru 

17

Взаимопомощь.


1

РЭШ

18

Бережливость.


1

interneturok.ru 

19

Заботливость.


1

interneturok.ru 

20

Ложь.


1

interneturok.ru 


Раздел 4. «Путешествие в мир музыки»


4


21

Музыка в нашей жизни и звуки, которые нас окружают.


interneturok.ru 

22

В гостях у музыкальных инструментов.


РЭШ

23

Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов


interneturok.ru 

24

Весенняя сказка в музыке.



РЭШ


Раздел 5. «Жил – был  художник»

4


25

Родина на полотне.  

1

interneturok.ru 

26

Природа в живописи (конкурс  рисунков).

1

РЭШ

27

Как прекрасен этот мир – посмотри!


1

interneturok.ru 

28

Как прекрасен этот мир – посмотри!


1

РЭШ


«В мире поэзии»


6


29

Звучный мир поэзии.

1

interneturok.ru 

30

Звучный мир поэзии.

1

РЭШ

31

В книжном царстве-государстве.

1

interneturok.ru 

32

В книжном царстве-государстве.

1

РЭШ

33

В книжном царстве-государстве.

1

interneturok.ru 

34

Экскурсия

1

interneturok.ru 






Итого

34ч




Перечень учебно-методического обеспечения.

Репродукции картин, музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов.

CD, DVD диски

Учебно-методическая литература.

  1. Богуславская М.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет. – Екатеринбург: Арго, 1997. – 192 с.

  2. Волчкова В.Н. «Конспекты занятий». – Воронеж 2008, - 203 с.

  3. Давыдов В.В. Педагогика искусства. – Киев – Минск, 1997. – 253 с.

  4. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа – пресс,1996–336 с.

  5. Корчинова О.В. Детский этикет ( серия  «Мир вашего ребёнка»). – Ростов н\Д: Феникс, 2002 – 192 с.

  6. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева. – М., 1991.

  7. Прозорова А.Н. В некотором царстве, в музыкальном государстве. – Изд. 2-е. – М: Крипто-логос, 1998. – 88с.

  8. Суняйкина Т.В. «В мире доброты и красоты», Краснодар 2005.

  9. Энциклопедия живописи. – М.: АСТ, 1997. – 799 с., ил.

  10. Энциклопедия хорошего тона. – М.: Аркадия, 1997. – 368 с.

  11. Этикет для маленьких леди и джентельменов.Ю.А.Матюхина, Н.С.Попова .Ростов-на-Дону,Феникс, 2009г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!