СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Естествознание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пропедевтический интегрированный курс естествознания для 5-7 классов. Основной задачей курса является формирование естественнонаучного мышления, овладение методами исследований, формирование основных физических понятий, умение проводить лабораторные эксперименты по заданной схеме.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Естествознание"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Кондровская средняя общеобразовательная школа №3»








Программа кружка



«Естествознание»




для обучающихся 5, 6 классов

на 2014 – 2016 учебный год







Составитель программы

Аболмасова Валентина Николаевна

высшая квалификационная категория
















Пояснительная записка

          Программа кружка"Естествознание" составлена на основе

  • Закона РФ "Об образовании в РФ" № 273-ФЗ от 09.12.2012;

  • СанПиН 2.4.2 2821 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., региональный номер 19993);

  • Образовательной программы основного общего образования 6-9 классы МКОУ "Кондровская СОШ №3" на 2015 – 2019 уч.годы;

  • Программы дополнительного образования МКОУ «Кондровская СОШ №3» на 2015-2018 гг.

  • Устава школы;

  • Программы « Основы естественнонаучных исследований» для средней школы.

Авторы программы «Естественнонаучное образование» для основной школы:
  • Африна Елена Ильинична – руководитель авторского коллектива, кандидат физико-математических наук, учитель физики и естествознания

  • Шаронова Наталия Викторовна – доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики обучения физике МПГУ

  • Габайдулина Лия Ириковна - аспирант МПГУ, учитель астрономии, естествознания и информатики

  • Горидченко Татьяна Петровна - кандидат биологических наук, учитель биологии

  • Крылов Алексей Игоревич - методист, старший преподаватель кафедры географии МИОО, учитель географии

  • Аликберова Людмила Юрьевна - кандидат химических наук, профессор кафедры неорганической химии МИТХТ

  • Кириченко Андрей Владимирович – учитель физики, астрономии и информатики

Предметная область - естественнонаучные предметы

Предмет:

- естествознание (5-6 классы)

Ступень образования, класс

Основное общее образование, 5 - 6 классы


Общее количество часов для каждого класса: 70 (2 часа в неделю)


Новизна разрабатываемого продукта

Новизна предлагаемого подхода заключается в построении интегрированного пропедевтического учебного курса «Основы естественнонаучных исследований» (естествознание) для 5 - 7 классов. Интегрирующем стержнем этого курса предлагается избрать единство методов естественнонаучного познания и организовать процесс обучения, ориентированный на овладение методами познания путем включения учащегося в активную самостоятельную успешную деятельность и создающий необходимые условия для развития всех сфер личности учащегося на этой основе, для формирования общеучебных умений учащихся и для подготовки учащихся к успешному овладению систематических естественнонаучных учебных предметов.

Интеграцию в предлагаемой системе естественнонаучного образования школьников 5 – 6 классов предлагается осуществлять при особой роли исследовательской работы учащихся. Такая работа представляет собой поиск ответов на конкретные вопросы о том, как что-то происходило, как может произойти. Решение проблемы связано с постановкой некоторых вопросов, ответы на них представляют собой программу действий. Такая учебная работа учит школьников принимать решения в данной конкретной ситуации. В ходе выполнения исследовательских проектов обязательно создается некоторый конкретный "продукт". Отличительной особенностью предлагаемой системы выступает широкое применение интегрированных исследовательских заданий различных по объему и сложности работы, моделирующих реальные практически значимые типовые профессиональные задачи и обеспечивающих поэтапное развитие компетентности учащихся.

Пропедевтический интегрированный курс естествознания для 5-х классов предполагает преобладание процессуальной стороны над содержательной. Основной задачей курса выступает формирование у учащихся естественнонаучного мышления на основе овладения методами естественнонаучных исследований.

В 6 классе происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторные эксперименты по заданной схеме.


Цели обучения и предполагаемые результаты

Основными целями обучения являются:

  • формирование у учащихся знаний об основных методах исследования, используемых в естественных науках,

  • формирование основных понятий, используемых в естественных науках,

  • формирование умений и навыков работы с различными источниками информации, а также умений и навыков обработки результатов наблюдений и опытов.



Общие принципы формирования межпредметных связей

Интегрирующей основой курса является естественнонаучный подход к рассмотрению явлений окружающего мира. Наблюдение (в том числе инструментальное) и описание феноменов природы, сопоставление получаемых результатов, их обсуждение и "обобществление", постановка задачи для следующего цикла наблюдений составляют методический каркас многократно повторяющейся процедуры, выполняемой учащимися с использованием различного предметного материала. Формируемые при этом навыки аналитического рассуждения, практические умения в работе с различными инструментами и приборами (в том числе – с компьютером), привычка к совместной работе в группе с позитивной взаимозависимостью, составляют ожидаемые результаты учебной работы.

Таким образом, идея интеграции естественнонаучного образования осуществляется на основе единства методологии естественнонаучного исследования. При этом принцип межпредметных связей преобразуется в принцип интеграции содержательной и процессуальной сторон обучения. Такой подход позволяет реализовать основную цель курса естествознания - обеспечить условия для развития учащихся в процессе освоения основ естественнонаучной методологии, опираясь на понимание естественнонаучной картины мира как модели природы на современном уровне развития естественных наук.

Обычно в школе преподавание естественнонаучных дисциплин ведется таким образом, как будто учителя отдельных предметов и не подозревают о том, что происходит в соседних учебных кабинетах: изучаемые курсы не согласованы друг с другом, часто используются разные термины, иногда совершенно по-разному трактуются одни и те же явления природы. Единого подхода к изучению естественных наук не формируется.

Следуя традиции, восходящей к великим педагогам античности, необходимо показать учащимся, что естественные науки неразрывны, так как изучают (каждая несколько по-своему) практически одни и те же явления природы. Эта проблема является очень важной, поскольку у ученика надо сформировать целостное представление об окружающем мире, о взаимной связи природных процессов и явлений.

Очевидно, для этого сначала надо научить детей наблюдать и описывать предметы и явления реального мира, отмечая при этом и физические, и химические свойства этих объектов, прослеживая биологические аспекты протекающих процессов и учитывая пространственные и временные характеристики, например такие, как географические условия и роль изучаемых объектов во Вселенной с позиций астрономии. На следующем этапе обучения необходимо сформировать умение делать выводы из своих наблюдений и обобщать полученные данные. Вряд ли стоит на этом этапе обучения учить детей решению сложных задач по физике и химии, это лучше сделать в профильных классах старшей школы.

Содержание курса призвано развивать идею единства методов естественнонаучного познания, положенную в основу пропедевтического курса «Естествознание», и обеспечить формирование у учащихся основной школы представлений о естественнонаучной картине мира, развитие их естественнонаучного мышления и компетентности в области решения задач с применением естественнонаучных знаний.

Интеграцию в предлагаемой системе естественнонаучного образования школьников предлагается осуществлять при особой роли исследовательской работы учащихся. Такая работа представляет собой поиск ответов на конкретные вопросы о том, как что-то происходило, как может произойти. Решение проблемы связано с постановкой некоторых вопросов, ответы на них представляют собой программу действий. Такая учебная работа учит школьников принимать решения в данной конкретной ситуации. В ходе выполнения исследовательских проектов обязательно создается некоторый конкретный "продукт". Отличительной особенностью предлагаемой системы выступает широкое применение интегрированных исследовательских заданий различных по объему и сложности работы, моделирующих реальные практически значимые типовые профессиональные задачи и обеспечивающих поэтапное развитие компетентности учащихся.

Пропедевтический интегрированный курс естествознания предполагает преобладание процессуальной стороны над содержательной. Основной задачей курса выступает формирование у учащихся естественнонаучного мышления на основе овладения методами естественнонаучных исследований.

Данный курс позволит обеспечить функционирование новой в содержательном и процессуальном аспектах особой системы естественнонаучного образования учащихся на основе интеграционного подхода и применения информационно-коммуникативных технологий обучения.

Соотнесение данной программы с действующими программами по базовым предметам

Соответствует действующим программам по естествознанию по содержанию (с некоторой корреляцией отдельных тем). Но несколько отличается по формам работы, а также по последовательности изучения учебного материала. Это связано с тем, что основной целью обучения учащихся является не только формирование знаний и умений, но и освоение ими методов естественнонаучных исследований и формирование умений их самостоятельно применять.


2. Тематическое планирование по курсу

«Естествознание»

5 класс – 70 часов



Раздел «Вводный лабораторный практикум» - 50 часов




Тема «Пространственно-временные характеристики растений» - 20 часов



Номер и тема занятия

Основное

содержание занятия

Формы работы на занятии

Оборудование к занятию

(на одно рабочее место)

Домашнее задание

класс



Занятие №1 Введение. Летние наблюдения учащихся

Знакомство учителя с учащимися. Рассказ о курсе и его особенностях. Беседа о летних наблюдениях учащихся

Беседа

Работа в малых группах

Общее оборудование (компьютер, проектор, экран)

Визитки на столах учащихся

Листочки бумаги для записи рассказов учащихся

Листы формата А3 для подготовки стендовых докладов

Сделай иллюстрации к своему рассказу о летних наблюдениях (можно выполнить рисунки на компьютере).


.



Занятие №2

Наблюдения за растениями.

Времена года







Науки о природе. Ученые-естествоиспытатели. Наблюдения и опыт. Растения и времена года.

Мини-конференция

Беседа

Самостоятельная подготовка текстов учащимися

Общее оборудование (компьютер, проектор, экран)

Стендовые доклады учащихся

Визитки на столах учащихся

Набор иллюстраций «Растения и его основные части», «Осенние пейзажи»

Подготовь устный рассказ на тему «Растения и времена года» (по выбору) -

Растения осенью (зимой, весной или летом). Ты можешь рассказывать об одном каком-то растении или о нескольких.




Занятие №3

Измерение длины


Протяженность тел. Длина. Единицы длины. Измерение длины


Беседа.

Лабораторная работа

Общее оборудование (компьютер, проектор, экран)

Лабораторное оборудование

Линейка, брусок,

3-4 разных листочка,

кусок нитки, стаканчик, зерна.

Подбери луковицу для проращивания; при появлении корешков или стрелок ежедневно измеряй их длину и записывай полученные результаты; опиши любые изменения, замеченные тобой в процессе наблюдений за прорастанием луковицы. Сделай зарисовки этой луковицы на разных стадиях наблюдений (можно сделать серию фотографий или снять происходящие изменения на видео).

Это задание можно выполнить, взяв вместо (или кроме) луковицы, веточку, срезанную с какого-либо комнатного растения, Это может быть традесканция, колеус или бальзамин («Ванька - мокрый»).




Занятие №4

Графики

Различные способы представления результатов наблюдений и опытов. Графики.

Построение графиков

Беседа.

Самостоятельная работа учащихся по построению графиков

Общее оборудование (компьютер, проектор, экран)

Линейка, цветные карандаши или ручки

Построй график скорости роста корней и стрелок луковицы по результатам своих измерений.

Подготовь устное сообщение о результатах своих наблюдений




Занятие №5

Измерение площади




Площадь и способы ее измерения. Единицы площади. Палетка.

Беседа. Лабораторная работа

Общее оборудование (компьютер, проектор, экран)

Лабораторное оборудование

Брусок, линейка.

Приготовь из плотной бумаги, картона или пленки три фигуры неправильной формы, а также засуши три разных небольших листа. Сложи все приготовленное в небольшой конверт и подпиши его.




Занятие №6

Измерение объема


Трехмерность пространства. Объем. Единицы объема. Способы измерения объема.

Беседа. Лабораторная работа












Общее оборудование (компьютер, проектор, экран)

Лабораторное оборудование

Брусок, линейка, мензурка цилиндрическая, сосуд с водой, набор из трех тел разного объема (к каждому телу должна быть привязана нитка), свинцовая дробь (мелкие бусинки или гвоздики) примерно 40-50 штук.

Сделай мензурку. Используй для этого небольшой стеклянный или пластиковый прозрачный сосуд. Нанеси шкалу в единицах объема – куб.см. Для разметки шкалы используй какую-либо посуду, на которой уже есть шкала в единицах объема.

Подготовь описание способа изготовления мензурки и разметки шкалы. Проиллюстрируй его рисунками или фотографиями.




Занятие №7

Приборы для измерения объема


Приборы для измерения объема.

Самостоятельная работа «Измерение долины, площади и объема»

Беседа. Демонстрационный эксперимент

Контрольная работа

Общее оборудование (компьютер, проектор, экран)

Демонстрационное оборудование:

Отливной сосуд и несколько мензурок разной формы и с разной ценой деления.

Определи с помощью своей мензурки объем яблока, морковки, свеклы, картофеля и т.п.

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об этой работе: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.

Приготовь небольшой устный рассказ о часах (об истории часов или о видах часов)




Занятие №8 Время и его измерение. Колебания


Длительность процессов. Время. Единицы времени. Колебания. Изучение колебаний шарика на нити

Беседа. Лабораторная работа


Общее оборудование (компьютер, проектор, экран)

Лабораторное оборудование

Штатив с муфтой и лапкой, металлический шарик на нити длиной 50-60 см, секундомер, сантиметровая лента,

Сделай маятник, подобрав длину нити так, чтобы период колебания этого маятника составлял одну секунду.

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об этой работе: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.




Занятие №9

Изучение колебаний маятника

Периодичность. Изучение колебаний груза на пружине. Различные способы измерения времени.


Беседа. Лабораторная работа


Общее оборудование (компьютер, проектор, экран)

Лабораторное оборудование

Штатив с муфтой и лапкой, секундомер, сантиметровая лента, пружина, набор 100-граммомых грузов.

Демонстрационное оборудование:

Бюретка, пустой стеклянный сосуд и сосуд с водой.

Сделай модель песочных часов.

Подготовь описание способа изготовления и принципа действия своих песочных часов. Укажи, какой промежуток времени они могут измерять. Проиллюстрируй свой отчет рисунками или фотографиями.





Занятие №10

Измерение углов


Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Приборы для измерения углов.

Беседа. Лабораторная работа

Контрольная работа по теме «Измерения»

Общее оборудование (компьютер, проектор, экран)

Лабораторное оборудование

Транспортир, линейка, самодельный угломер.

Сделай угломерный инструмент.

Подготовь описание способа изготовления своего угломера и проиллюстрируй свой отчет рисунками или фотографиями.

Ежедневно, в течение двух недель, в одно и то же время измеряй температуру воздуха на улице и записывай свои наблюдения за погодой.





Тема «Характеристики вещества и тепловых явлений» - 20 часов




Занятие №11

Изменение размеров тел при нагревании









Нагревание и охлаждение Изменение размеров твердых тел при нагревании

Изменение объема жидкостей и газов при нагревании

Беседа. Лабораторная работа

Демонстрационный эксперимент




Общее оборудование (компьютер, проектор, экран)

Приборы для наблюдения теплового расширения металлического стержня и металлического диска.

Демонстрационное оборудование:

Приборы для наблюдения теплового расширения жидкости и газа, электрическая плитка.

Сделай модель термометра (вспомни опыты по тепловому расширению, проведенные тобой в классе).

Подготовь рисунок и описание своей модели термометра.

Продолжай наблюдать за погодой. Не забывай записывать результаты своих наблюдений.





Занятие №12

Температура и ее измерение

Температура и ее измерение. Термометры. Модели термометров.

Обсуждение результатов наблюдений за погодой и построение графика изменения температуры

Беседа.

Мини-конференция.

Самостоятельная работа учащихся по построению графика

Общее оборудование (компьютер, проектор, экран)

Демонстрационное оборудование:

Термометры разных типов.

Модели термометров

Пронаблюдай за нагреванием и кипением воды, подготовь устный рассказ о своих наблюдениях




Занятие №13 Измерение температуры воды в процессе ее нагревания


Особенности процесса нагревания и кипения воды

Измерение температуры воды в процессе ее нагревания и построение графика зависимости температуры воды от времени нагревания

Беседа. Лабораторная работа.

Самостоятельная работа учащихся по построению графика

Общее оборудование (компьютер, проектор, экран). Демонстрационное оборудование:

Штатив с муфтой и лапкой, жидкостный термометр (до 100оС), термостойкий сосуд с водой, спиртовка или электрическая плитка

Подготовь устный рассказ о старинных и (или) современных весах. Подбери иллюстрации к своему рассказу.





Занятие №14

Измерение массы









Тела и вещества. Масса. Единицы массы. Весы и правила взвешивания

Измерение массы


Беседа. Лабораторная работа.



Общее оборудование (компьютер, проектор, экран).

Лабораторное оборудование

Лабораторные весы с набором разновесов, набор тел для взвешивания, сосуд с водой, небольшая емкость для взвешивания воды, пипетка, зерна.

Сделай весы и подготовь материалы для изготовления разновесок.

Подготовь описание способа изготовления весов и проиллюстрируй свой отчет рисунками или фотографиями.





Занятие №15

Масса и плотность



Проверка моделей весов и изготовление разновесок. Характеристики вещества. Плотность. Единицы плотности. Сравнение масс тел равного объема

Беседа. Лабораторная работа

Общее оборудование (компьютер, проектор, экран).

Лабораторное оборудование

Лабораторные весы с набором разновесов, набор калориметрических тел, три деревянных бруска разного размера,

Сделай отливной сосуд

Подготовь описание способа изготовления отливного сосуда и проиллюстрируй свой отчет рисунками или фотографиями.





Занятие №16

Определение плотности твердых тел

Определение плотности твердых тел. Работа с таблицей плотностей. Изменение плотности вещества в различных процессах.

Беседа. Лабораторная работа


Общее оборудование (компьютер, проектор, экран).

Лабораторное оборудование

Лабораторные весы с набором разновесов, набор калориметрических тел, мензурка, сосуд с водой, алюминиевые или стальные ложка и вилка.

С помощью своих домашних приборов (мензурка, отливной сосуд, весы) найди плотность яблока, картофелины, морковки, луковицы, соли, сахара, молока, растительного масла.

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об этой работе: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.




Занятие №17

Прибор для определения плотности жидкости



Способы определения плотности жидкостей и газов. Прибор для определения плотности жидкости

Беседа. Лабораторная работа. Демонстрационный эксперимент








Общее оборудование (компьютер, проектор, экран).

Лабораторное оборудование

Набор тел разной плотности, сосуд с водой, две чашки Петри, бруски одинакового объема из разных материалов, стакан с соленой водой, дробь свинцовая (мелкие гвоздики или гайки), маленькая пробирка или пластиковая трубочка герметично закрытая с одной стороны.

Демонстрационное оборудование:

прозрачные емкости, с жидкостями разной плотности, в которых могут плавать одинаковые деревянные

Ареометры разных типов.

Сделай модель ареометра из небольшой пластмассовой трубочки или палочки; нанеси на его «шкалу» - отметки, соответствующие глубине его погружения в разные жидкости (вода, молоко растительное масло, соленая вода …)

Подготовь описание способа изготовления модели ареометра и проиллюстрируй свой отчет рисунками или фотографиями.






Занятие №18 Ареометр. Модели ареометров


Типы ареометров и их применение. Проверка моделей ареометров. Работа с таблицей плотностей Проверочная работа

Демонстрационный эксперимент

Беседа.

Мини-конференция

Контрольная работа

Общее оборудование (компьютер, проектор, экран).

Демонстрационное оборудование:

ареометры разных типов, несколько прозрачных сосудов с различными жидкостями, модели ареометров

Сделай весы - поплавок. Не забудь, что его шкала должна быть проградуирована в единицах массы!

Подготовь описание способа изготовления этого прибора и проиллюстрируй свой отчет рисунками или фотографиями.





Занятие №19

Итоговое занятие по теме «Измерения»


Анализ результатов контрольной работы. Повторение: измерение различных величин, единицы измерения, измерительные приборы. Подготовка к конференции по теме «Измерения»

Беседа.

Работа в малых группах

Общее оборудование (компьютер, проектор, экран).

Демонстрационное оборудование:

Приборы для измерения длины, площади, объема, температуры, массы и плотности


Подготовься к выступлению на конференции по теме «Измерения». Продумай текст своего выступления, используя план, составленный на уроке, а также материалы книги для чтения.

На листе бумаги формата А3 подготовь иллюстрированные тезисы своего выступления.




Занятие №20

Конференция «Измерения»

Конференция «Измерения». Выступления учащихся. Подведение итогов конференции

Конференция. Работа в малых группах.

Беседа

Общее оборудование (компьютер, проектор, экран).

Модели и стендовые материалы учащихся

Подготовь устный рассказ о строении глаза человека





Тема «Оптические явления и их характеристики» - 10 часов




Занятие №21

Линзы. Лупа



Свет и его восприятие человеком. Расстояние наилучшего зрения. Расширение возможностей зрения человека с помощью оптических приборов. Линзы. Фокус линзы. Лупа и ее увеличение.

.Беседа. Демонстрационный эксперимент. Лабораторная работа


.

Общее оборудование (компьютер, проектор, экран).

Лабораторное оборудование

Набор линз, экран, линейка или сантиметровая лента,

Демонстрационное оборудование:

Лампа

Рассмотри мелкие объекты через капли нескольких прозрачных жидкостей в двух ситуациях: капля жидкости находится на прозрачной поверхности или в небольшом отверстии. Выясни, могут ли такие капли играть роль лупы. Всегда ли с их помощью получается увеличенное изображение рассматриваемых объектов.

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об этой работе: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.




Занятие №22

Получение изображений с помощью линз


Получение изображений с помощью линз. Сравнение полученных изображений. Определение увеличения.


.Беседа. Лабораторная работа


Общее оборудование (компьютер, проектор, экран).

Лабораторное оборудование

Набор линз, экран, линейка или сантиметровая лента, свеча на подставке, спички, стеклянная миллиметровая сетка,

Подготовь устный рассказ о микроскопах (история их появления, виды, сферы использования)






Занятие №23

Микроскоп и модель микроскопа

Система линз Модель микроскопа и микроскоп. Работа с микроскопом. Изучение готовых препаратов и изготовление микропрепарата.

Беседа. Лабораторная работа

Общее оборудование (компьютер, проектор, экран).

Лабораторное оборудование

Набор линз, экран, линейка или сантиметровая лента, стеклянная миллиметровая сетка, микроскоп, набор готовых препаратов, покровное и предметное стекла, сосуд с водой, пипетка, бумажная салфетка, иголка или булавка, кожица лука.

Подготовь устный рассказ о лупах и их использовании при изучении жизни растений




Занятие №24

Итоговое занятие по теме «Оптические приборы»

Контрольная работа

Подготовка к конференции «Оптические приборы»

Контрольная работа.

Беседа.

Работа в малых группах.


Общее оборудование (компьютер, проектор, экран).


Подготовься к выступлению на конференции по теме «Оптические приборы» Продумай текст своего выступления, используя план, составленный на уроке, а также материалы книги для чтения.

На листе бумаги формата А3 подготовь иллюстрированные тезисы своего выступления. Вместо таких тезисов можно подготовить компьютерную презентацию.




Занятие №25

Конференция «Оптические приборы».

Конференция «Оптические приборы». Выступления учащихся. Подведение итогов конференции

Конференция. Работа в малых группах.

Беседа

Общее оборудование (компьютер, проектор, экран).

Модели и стендовые материалы учащихся

Сделай из прозрачной пластиковой бутылки стакан, В его донышке проделай два-три маленьких отверстия. Насыпь в стакан сухую почву и поставь его в блюдце с небольшим количеством воды. Пронаблюдай, как почва впитывает в себя воду.

Возьми одну ложку почвы из горшка с домашним растением, положи в небольшую металлическую баночку и нагревай ее на плите в хорошо проветриваемом помещении. Только учти, что проводить этот опыт нужно обязательно вместе с взрослыми!

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об этой работе: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.






Раздел «Развитие растений» - 16 часов





Тема «Питание и дыхание растений» - 8 часов




Занятие №26

Растения и почва



Почва. Свойства и состав почвы. Изготовление фильтра, фильтрование. Растения и почва. Угол откоса и его измерение. Корневая система растений.

.Беседа. Демонстрационный эксперимент. Лабораторная работа

Общее оборудование (компьютер, проектор, экран).

Лабораторное оборудование

Две емкости с образцами почвы (песчаной и глинистой), два стакана с водой и пустой стакан, фильтровальная бумага, пипетка.

Демонстрационное оборудование:

Литровая банка с плотно закрывающейся крышкой, почва для комнатных растений, сосуд с водой, штатив с муфтой и лапкой, воронка, пустой сосуд, транспортир, фильтровальная бумага, ножницы, стеклянная палочка, предметное стекло, пипетка, спиртовка или электрическая плитка

Срежь веточку комнатного растения «Ваньки - мокрого», поставь ее в сосуд с водой и пронаблюдай за появлением корешков так же, как ты это делал при проращивании лука. Через три-четыре дня добавь в воду немного красящего вещества, пронаблюдай за теми изменениями, которые будут происходить со срезанной веточкой и принеси ее на следующее занятие.

Не поливай три-четыре дня одно из домашних растений (только не кактус!). Как изменится его внешний вид? Что произойдет с растением, если его полить после такого перерыва? А как выглядит контрольное растение, которое поливали в обычном режиме?

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет ко второй части домашнего задания: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.



Занятие №27

Растения и вода



Роль воды в жизни растений. Гидропоника. Смачивание. Капиллярные явления. Изучение капиллярных явлений

Беседа. Лабораторная работа.

Демонстрационный эксперимент.

Общее оборудование (компьютер, проектор, экран).

Лабораторное оборудование

Лупа, набор капиллярных трубочек, сосуд с подкрашенной водой, шерстяные нитки разной толщины, полоски разной ткани, чашка Петри.

Демонстрационное оборудование:

Две пипетки, чашка Петри, сосуд с водой и сосуд с маслом, фольга, лист комнатного растения, весы с разновесами, электрическая плитка или спиртовка.

Накрой одну из веточек домашнего растения (или все растение, если оно маленькое) небольшим полиэтиленовым пакетом. Пронаблюдай в течение нескольких дней за тем, что там будет происходить.

Капни на бумажную салфетку по одной капле разных жидкостей (вода, молоко, растительное масло, одеколон и т.п.) Какие жидкости испаряются быстрее?

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет к первой или ко второй части домашнего задания: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты



Занятие №28

Испарение и конденсация




Испарение воды растениями. Изучение особенностей процесса испарения. Конденсация.



Беседа. Лабораторная работа.

Демонстрационный эксперимент

Общее оборудование (компьютер, проектор, экран).

Лабораторное оборудование

Чашка Петри, фильтровальная бумага, ножницы, пипетка, сосуд с водой, ацетон, спирт и/или бензин, жидкостный термометр, кусочек мягкой ткани.

Демонстрационное оборудование:

Сосуд с водой, круглодонная колба с пробкой и трубкой, фильтровальная бумага, два штатива с муфтой и лапкой, спиртовка или электроплитка, круглодонная колба с водой, закрытая пробкой с изогнутой трубкой, стеклянный или металлический «экран», чашка Петри.

Возьми маленькие, плотно закрывающиеся пузырьки или пробирки. Положи в один из них семена, в другой – срезанный лист, в третий – срезанные корешки, в четвертый - кусочек стебля и, плотно закрыв их, поставь рядом. Что появится на стенках этих закрытых пузырьков через несколько дней?

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об этой работе: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты




Занятие №29

Влажность воздуха и приборы для ее измерения

Влажность воздуха. Способы ее изменения. Приборы для измерения влажности воздуха. Гигрометры. Психрометры. Работа с психрометрической таблицей

Итоги - Значение влажности воздуха в жизни растений

Беседа. Лабораторная работа.

Демонстрационный эксперимент

Работа с психрометрической таблицей

Общее оборудование (компьютер, проектор, экран).

Демонстрационное оборудование:

Психрометр, волосной и металлический гигрометры. Психрометрическая таблица

Сделай волосной гигрометр. Вместо волоса можешь использовать тонкую полоску гигроскопичной бумаги или ткани.

Сделай психрометр и проведи несколько измерений относительной влажности воздуха дома и на улице. Можно использовать один и тот же термометр для измерения температуры воздуха сначала как «сухой», а затем как «влажный».

Подготовь описание способа изготовления своего прибора и проиллюстрируй отчет рисунками или фотографиями.



Тема «Как живут растения» - 10 часов


Занятие №30

Парники и теплицы

Модели гигрометров. Выращивание растений в открытом грунте. Влияние внешних условий на процесс роста растений. Парники. Зимние сады. Теплицы и оранжереи

Мини-конференция. Проверочная работа.

Беседа.

Общее оборудование (компьютер, проектор, экран).

Модели гигрометров

Подготовь устный рассказ об оранжереях, зимних садах, парниках и теплицах.

Подбери иллюстрации к своему рассказу



Занятие №31

Растения на карте мира


Многообразие мира растений. Растения на карте мира. Комнатные растения и история их появления.

Беседа.

Работа с интерактивной картой

Общее оборудование (компьютер, проектор, экран).

Коллекция комнатных растений

Подготовь устный рассказ об аптекарских и ботанических садах.

Подбери иллюстрации к своему рассказу

Можешь представить эти иллюстрации в виде презентации.


Занятие №32

Конференция «Домашняя лаборатория»

Конференция «Домашняя лаборатория»

Выступления учащихся. Подведение итогов конференции

Конференция. Работа в малых группах.

Беседа

Общее оборудование (компьютер, проектор, экран).

Модели и стендовые материалы учащихся

Подготовься к представлению своего проекта. Продумай текст выступления, подбери иллюстративный материал (модели, плакаты, приборы) и подготовь презентацию.


Занятие №33

Защита индивидуальных проектов.

Представление и защита индивидуальных проектов. Выступления учащихся. Подведение итогов

Конференция. Беседа

Общее оборудование (компьютер, проектор, экран).

Модели и стендовые материалы учащихся

Напиши небольшую статью о проектах, представленных на последнем занятии. Постарайся показать положительные стороны каждого из проектов, какие проекты были интересно оформлены, чьи выступления тебе больше всего понравились и почему. Работу над какими проектами стоило бы продолжить.


Занятие №34

Защита индивидуальных проектов

Представление и защита индивидуальных проектов. Выступления учащихся. Подведение итогов.

Конференция. Беседа

Общее оборудование (компьютер, проектор, экран).

Модели и стендовые материалы учащихся

О проведении летних наблюдений.

Изучение жизни растений можно продолжить во время летних каникул. Наблюдай за интересными природными явлениями: записывай, рисуй, фотографируй, снимай видеосюжеты.

Можно провести самостоятельные исследования, используя материалы четвертой части «Книги для чтения».



Занятие 35

Экскурсия.


6 класс – 70 часов



Раздел 3. Растения на Земле - 70 часов




Тема «Атмосфера Земли и погода в жизни растений» - 18 часов



Номер и тема занятия

Основное

содержание занятия

Формы работы на занятии

Оборудование к занятию

(на одно рабочее место)

Домашнее задание






Занятие №1

Наблюдения за погодой.

Повторение темы «Приборы»

Наблюдение за погодой

Облака и осадки

Образование и типы облаков

Облака, их образование, виды облаков

Осадки и виды осадков

Виды осадков и их изучение

Беседа

Самостоятельная работа учащихся с лабораторным журналом

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран.

Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: измерительные приборы

Иллюстративный материал:

«Таблица GISMETEO», «Метеорологические приборы»: термометр, барометр, анемометр, психрометр, флюгер, осадкомер

1. Проведи наблюдения за облаками и/или изменением температуры – сравни свои данные с результатами других наблюдателей.

2. Подготовь устный рассказ о своей домашней лаборатории и сделай иллюстрации к нему.







Занятие №2

Определение направления и скорости ветра





Проверка домашнего задания

Обсуждение первых результатов наблюдений за погодой

Приборы для определения направления и скорости ветра


Беседа

Самостоятельная работа учащихся с лабораторным журналом и построение графика

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: метеорологические приборы

Иллюстративный материал: «Таблица GISMETEO», портрет Бофорта, «Шкала Бофорта»,

«Метеорологические приборы – флюгер, анемометр и барометры»

1. Оформи отчет о своих наблюдениях как иллюстрированные тезисы своего выступления на конференции

2. Сделай модель флюгера или анемометра.









Занятие №3

Давление. Давление твердых тел


Итоги проверки лабораторных журналов

Проверка домашнего задания: мини-конференция «Погода в начале сентября», показ моделей флюгера и анемометра

Давление твердых тел



Беседа

Самостоятельная работа учащихся с лабораторным журналом


Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование:

барометр - анероид

Лабораторное оборудование: коробочка с песком, прямоугольный брусок, «грабельки», набор грузов массой по 100 г, два столика

Иллюстративный материал:

«Ртутный барометр», «Устройство барометра-анероида», портреты Торричелли и Види

Подготовь устный рассказ с примерами, иллюстрирующими способы увеличения или уменьшения давления в природе, в технике или в быту.

Подбери иллюстративный материал к своему рассказу.


Подготовь описание способа изготовления своего прибора (флюгера или анемометра) и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями.






Занятие №4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

Давление твердых тел, жидкостей и газов

Беседа

Мини-конференция.

Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: трубка с резиновой пленкой, сосуд с водой, широкая стеклянная трубка, кружок на нитке

Иллюстративный материал: «Лыжник», «Трактор», «Комар», «Режущие и колющие инструменты», «Батискаф и батисфера», «Иглобрюх», «Жабовидная ящерица», «Земляной червь», «Рептилии», «Пауки», «Морские звезды», опрыскиватель, шланг

Проследи за давлением воздуха на стенки воздушного шарика. Пронаблюдай затем, как изменяется поверхность резиновой оболочки при надувании шарика, что с ней происходит при надавливании пальцем на поверхность надутого шарика, как растягиваются стенки этого шарика, если налить в него немного воды.

Подготовь иллюстрированный отчет о своих опытах с шариками.






Занятие №5

Приборы для измерения давления жидкостей и газов



Сообщающиеся сосуды и их применение.

Манометры

Беседа.

Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: гибкая трубка, U-образный манометр, подкрашенная вода, большой мерный цилиндр

Лабораторное оборудование: две прозрачные трубки, гибкое «соединение», сосуды с чистой и подкрашенной водой, подставка или штатив

Подготовь устное сообщение о работе шлюзов.

Подбери иллюстративные материалы для своего рассказа

Сделай модель манометра.

Подготовь описание способа изготовления своего прибора и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями.






Занятие №6

Передача давления жидкостями и газами

Давление жидкости и газа




Беседа.

Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: U-образный манометр, пульверизатор, воронка, трубка, бумажный конус и легкий шарик

Лабораторное оборудование: сосуд с водой, воздушные шарики, два больших и два маленьких шприца, две соединительные трубки для них, пробирка

Иллюстративный материал: «Шлюзы», Водомерное стекло», «Фонтаны»

Возьми небольшую воронку и гибкую трубку. Сделай из бумаги конус таких размеров, чтобы он входил в воронку. Закрепи воронку с вставленным в нее конусом раструбом вниз и попробуй вдувать воздух через резиновую трубку. Что происходит с бумажным конусом? А если втягивать воздух "в себя"?

Повтори оба опыта, используя вместо бумажного конуса легкий шарик.

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об этой работе: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.






Занятие №7

Проявление атмосферного давления

Проявление действия атмосферного давления




Беседа.

Самостоятельная работа с лабораторным журналом

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: U-образный манометр, манометр Бурдона, стакан с водой, пустая емкость, лист бумаги 10х10 см, кусок стекла или пластика 10х10 см

Лабораторное оборудование: дощечка, газета, стеклянная трубка, пустой сосуд и сосуд с водой, ливер, пипетка, шприц.

Иллюстративный материал: портрет Бурдона, «Устройство манометра Бурдона», «Устройство ртутного барометра», «Устройство барометра-анероида», портрет Торричелли

Подготовь устный рассказ по одной из следующих тем: какие бывают ветры,

как человек использует ветер, легенды и мифы о ветрах

Подбери иллюстративный материал к своему рассказу.






Занятие №8

Давление движущихся жидкостей и газов

Давление движущихся жидкостей и газов. Конвекционные потоки.

Ветер, роза ветров



Беседа.

Самостоятельная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: модель флюгера, свеча,

Лабораторное оборудование: два листа бумаги 15х15 см, весы, трубочка, две свечи одинакового размера, воронка, ножницы, легкий шарик, пустая пластиковая бутылка, пробка, кусок нитки (20 см)

Иллюстративный материал: «Аэродинамическая труба», «Ветер», «Движение воздушных потоков в атмосфере Земли: глобальная циркуляция воздушных масс, местные ветры», «Роза ветров»

Подготовь устный рассказ о составе и об основных слоях атмосферы.

Подбери иллюстративный материал к своему рассказу.

Сделай модель пульверизатора. Подготовь описание способа изготовления своего прибора и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями






Занятие №9

Строение и состав атмосферы

Воздух и его состав Строение земной атмосферы

Атмосфера планет Солнечной системы


Самостоятельная работа

Беседа.

Самостоятельная работа с лабораторным журналом

Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: трубочка,

стеклянный сосуд, свеча, сосуд с известковой водой

Лабораторное оборудование: свеча на подставке, стеклянный сосуд, чашка Петри, сосуд с водой

Иллюстративный материал: «Строение атмосферы», «Состав воздуха», опыты

Подготовь устный рассказ об атмосфере планет Солнечной системы.

Сделай пластилиновые кубики с ребром 1 см (20 – 30 штук)

Приготовь несколько щепоток пробкового порошка

Закрепи кусочек мыла и леденца на проволочке или лучинке (каждый на отдельной)







Тема «Гидросфера Земли. Вода и растения» - 12 часов




Занятие №10

Гидросфера Земли. Плавание тел

Гидросфера. Плавание тел.

Беседа.

Лабораторная работа

Общее оборудование: (компьютер, проектор, экран) Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: чашка Петри, пробковый порошок, пипетка, бензол или эфир

Лабораторное оборудование: кусок фольги, сосуд с водой, кусочек пластилина, нитка (10 см), пробковый порошок, пластилиновые кубики, две чашки Петри, деревянный и пенопластовые «плоты», кусочек мыла и леденец, мыльный раствор, набор проволочных каркасов, кусок медной или стальной проволоки длиной 15 см

Иллюстративный материал: «Ветер на планетах Солнечной системы», «Гидросфера Земли», «Гидросфера Земли из космоса», «Вода на планетах Солнечной системы»

1.Подготовь устный рассказ о водомерках.

2. Вырежи из картона небольшую рыбку и маленькую подкову. Аккуратно положи рыбку на поверхность воды так, чтобы верхняя сторона рыбки осталась сухой. Набери в пипетку немного мыльного раствора и осторожно введи одну или две капли в заштрихованную область вырезанного отверстия. Что произойдет с рыбкой? Повтори опыты, заменив рыбку подковой. Затем проведи аналогичный опыт, заменив мыльный раствор маслом.

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об этой работе: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.






Занятие №11

Явления на поверхности воды

Явления на поверхности воды Волны и течения. Приливы и отливы



Беседа.

Лабораторная работа

Контрольная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: волновая ванна с принадлежностями, сосуд с водой

Лабораторное оборудование: две чашки Петри, две пипетки, сосуд с водой, чистое предметное стеклышко и стеклышко, покрытое парафином, фильтровальная бумага, картонная рыбка и подковка, масло, проволочная спираль, кусочки пробки

Иллюстративный материал: «Водомерки», «Приливы и отливы», «Волны» видео и анимация

1. Приготовь два одинаковых сосуда, в один из них налей пресной воды, а в другой столько же соленой воды. Выясни, как будут вести себя в разных сосудах картофелина, сырое или вареное яйцо.

2. Возьми сосуд с водой и свечу, подбери такой грузик, чтобы свеча плавала в воде в вертикальном положении, а ее верхний конец чуть-чуть выступал над поверхностью воды (в качестве грузика можно использовать гвоздь, чтобы его было легче вставить в свечу – его надо предварительно нагреть). Зажги свечу и пронаблюдай за тем, что будет происходить.

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет о своих опытах: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.






Занятие №12

Соленость вод морей и океанов.


Соленость вод морей и океанов.

Растворение и растворы

Беседа.

Лабораторная работа

Самостоятельная работа с лабораторным журналом


Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: шпатель, цилиндрические сосуды с водой, поваренная соль, поплавки, электроплитка

Лабораторное оборудование: шпатели и стеклянные палочки, лупа, несколько сосудов с водой, набор веществ для растворения, кусочки листьев алоэ, предметные стекла.

Иллюстративный материал: «Осадка судна», карта «Соленость морей и океанов», «Ллойдовская марка», «Типы растворов». «айсберги», «Испарение с поверхности Мирового океана, перемешивание вод в приповерхностном слое»

1. Исследуй растворимость твердых и жидких веществ. Выясни, как растворяются различные твердые вещества в воде или в других жидкостях.

2. Проведи опыты, показывающие, как одни жидкости растворяются в других.

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об этой работе: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.

3. Начни выращивание кристаллов






Занятие №13

Гидропоника


Гидропоника

Растения в космосе

Беседа.

Лабораторная работа


Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Раздаточные материалы для групповой работы

Иллюстративный материал: «Вода в природе»

1. Закончи выращивание кристаллов

2. Изучи особенности замерзания соленой и пресной воды, молока и других жидкостей

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет о своих исследованиях: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.






Занятие №14

Вода в природе.

Вода в природе (твердая, жидкая и газообразная)

Круговорот воды в природе.

Роль растений в этом процессе.

Кристаллы

Беседа.

Лабораторная работа


Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: лед, два штатива с муфтой и лапкой, прозрачный сосуд, экран, нагреватель, прозрачная широкая емкость,

Лабораторное оборудование: предметные стекла, лупа, кусочки листьев

Иллюстративный материал: «Кристаллы», «Выращивание кристаллов»,

«Транспирация», «Круговорот воды в природе»,


1. Срежь «макушку» у морковки и вставь в центр прозрачную трубочку длиной 6-15 см, помести морковку с трубочкой в небольшой сосуд с водой, расположив ее вертикально; в трубочку налей до половины соленой воды и пронаблюдай, что произойдет. Изменится ли ход опыта, если в трубочку ничего не наливать (придется взять другую морковку).

2. Вырежи из картофелины три одинаковых кубика. Возьми три одинаковых сосуда. В один из них налей чистую воду, в другой – подсоленную, в третий – очень соленую. В каждый сосуд опусти по картофельному кубику и посмотри, что с ними произойдет через 2-3 часа.

3. Положи на тарелочку несколько тонких ломтиков яблок, апельсинов, морковки, свеклы и т.п. Попробуй посыпать их сахаром.

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об своих исследованиях: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.






Занятие №15

Диффузия, осмос и хроматография


Диффузия твердых тел, жидкостей и газов. Осмос и его роль в жизни растений. Хроматография и ее применение для изучения питания и дыхания растений

Беседа.

Лабораторная работа

Проверочная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: установки для демонстрации осмоса, диффузии газов и жидкостей

Лабораторное оборудование: пипетки, раствор соли, чернила, зеленка, фильтровальная бумага, чашки Петри, препарат кожицы лука,

Иллюстративный материал: «Диффузия твердых веществ», «Диффузия жидкостей», «Приборы для проведения хроматографического анализа»

1. Возьми три одинаковых стакана, налей в них одинаковое количество воды, только в одном стакане вода должна быть холодной, во втором теплая, а в третьем практически кипяток. Теперь опусти в каждый по одному кусочку сахара, только не размешивай. Наблюдай за процессами, происходящими в стаканах.

2. Подготовь устный рассказ о способах распространения семян. Подбери иллюстративный материал к своему рассказу







Тема «Механические и тепловые явления и их роль в жизни растений» - 8 часов




Занятие №16

Движения в жизни растений. Сейсмология

Механические явления и их роль в жизни растений Колебательные явления, сейсмология

Беседа.

Лабораторная работа


Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: модель сейсмографа, графическая иллюстрация колебаний

Лабораторное оборудование: деревянные, металлические и пластмассовые планки, штатив с муфтой и лапкой, бумажные трубки и полоски, две подставки, набор грузов

Иллюстративный материал: «Движение семян растений», «Старинные сейсмографы», «Горизонтальный маятник», «Современный сейсмограф»

1..Возьми ложки из разного материала (сталь, серебро, пластмасса, стекло, дерево) и опусти в стакан с очень горячей водой. Попробуй выяснить, какая ложка быстрее нагреется.

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об своих исследованиях: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.






Занятие №17

Тепловые явления


Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний при нагревании и охлаждении Теплопроводность различных веществ

Беседа

Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: кусочки льда (или снег), калориметр, пробирки, держатель,

Лабораторное оборудование: сосуды с холодной и горячей водой, мензурка, термометр, кусочки льда (или снег), калориметр, небольшая пластиковая ложка, несколько ложек из разных материалов

Иллюстративный материал: «Рельсы», «Распространение семян» (промерзание семян для всхожести), «Мерзлотные процессы, многолетняя мерзлота»

1. Сделай две вертушки и проведи опыты, располагая каждую вертушку над настольной лампой, сбоку или снизу от нее.

2. Возьми зажженную свечу и аккуратно проследи за язычком ее пламени, помещая свечу у окна, у открытой двери, у самого пола или в других самых разных местах комнаты (квартиры).

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об своих исследованиях: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.






Занятие №18

Конвекция и излучение


Конвекция. Конвекционные потоки и ветер

Инфракрасное излучение и его воздействие на различные поверхности


Беседа

Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: спиртовка или сухое горючее, лист бумаги, круглодонная колба, марганцовка, штатив с муфтой и лапкой, набор вертушек, электрическая плитка, весы, спички, модель воздушного шара, болометр, U-образный манометр,

Лабораторное оборудование: две или три вертушки, нагреватель

Иллюстративный материал: «Учет теплопроводности в технике», «Снегозадержание на полях». «Теплопроводность почвы»,

«Схема конвекционных потоков», «Подъем воздушного шара»

«Парники и теплицы»

Сделай небольшой парник, и помести в него семена для проращивания, ежедневно наблюдай за ними и записывай результаты своих наблюдений.

Подготовь описание способа изготовления своего парника и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями.






Занятие №19

Рост, питание и дыхание растений в парниках и на открытом воздухе.

Рост, питание и дыхание растений в парниках и на открытом воздухе.

Способы проращивания

Беседа

Самостоятельная работа с текстами

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран.

Лабораторные журналы, комплект текстов о различных способах проращивания растений

Демонстрационное оборудование: модель парника, растение в горшке с почвой и растение с корешками, выросшее в воде

Лабораторное оборудование: набор проросших семян, листьев и черенков, лупа

Иллюстративный материал: « Питание и дыхание растений», «Парники», «Проращивание растений»

1. Подготовь иллюстрированный отчет о своих исследованиях по проращиванию семян в парнике.

2. Подготовь устный рассказ об искусственных и естественных источниках света








Тема «Свет и растения» - 12 часов





Занятие №20

Свет и тень.

Световые явления и их роль в жизни растений.

Листовая мозаика.

Солнечные часы. Затмения

Беседа

Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: сообщающиеся сосуды, два источника света, два тела разных размеров, экран, фигуры из плотного картона, модель солнечных часов, теллурий

Лабораторное оборудование: экран, источник света, набор фигурок для изучения теней, сантиметровая лента, чистый лист формата а 4

Иллюстративный материал: «Солнечные часы», «Листовая мозаика», «Затмения»

1. Подготовь устный рассказ по одной из тем: «Листовая мозаика», «Смена дня и ночи»,

«Продолжительность светового дня». Подбери иллюстративный материал к своему рассказу

2. Сделай модель солнечных часов






Занятие №21

Восприятие света и его особенности

Глаз и зрение Стробоскопический эффект, стереоизображение.

. Беседа

. Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: модель глаза, механический и электронный стробоскопы

Лабораторное оборудование: ножницы, материалы для изготовления модели стробоскопов, лупа, кусочки старой кинопленки

Иллюстративный материал: «Листовая мозаика», «Солнечные часы», «Камера-обскура», «История кино», «Стробоскопический эффект», «Стереоэффект»

1. Сделай модель камеры – обскуры,

стробоскопа и «кино»

Подготовь описание способа изготовления своего прибора и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями.

2. Подготовь рассказ на тему «Глаз и зрение»





Занятие №22

Отражение света

Отражение света. Миражи.

Зеркала

Перископ и калейдоскоп

Беседа

Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: плоское, выпуклое и вогнутое зеркала, спички, две свечи одинакового размера, кусок стекла, штатив с муфтой и лапкой, большая линейка

Лабораторное оборудование: два плоских зеркала, транспортир, выпуклое и вогнутое зеркала

Иллюстративный материал: «Дворец миражей или иллюзий», «Перископ», портрет Брюстера «Калейдоскоп»,

1. Сделай модели перископа или калейдоскопа

Подготовь описание способа изготовления своего прибора и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями.

2. Приготовь устный рассказ о миражах Подбери иллюстративный материал к своему рассказу





Занятие №23

Преломление и дисперсия света


Преломление и дисперсия света

Радуга.

Спектры и спектральные приборы

Беседа

Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: источник света,, стеклянная призма, спектроскоп, спиртовка (или сухое горючее), набор химических реактивов, Лабораторное оборудование: призмы, транспортир, стеклянная пластинка с параллельными гранями, спектроскоп прямого зрения,

Иллюстративный материал: «Радуга», «Перископ», «Калейдоскоп», «Спектроскоп», портреты Снеллиуса, Кирхгофа, Бунзена, Мальпиги, Бэкона

1. Пронаблюдай за поведением мыльных пузырей: висящих на конце трубочки, летящих в воздухе и упавших на какую-то поверхность. Подготовь отчет о своих опытах. Сделай для отчета рисунки или фотографии.

2. Подготовь устный рассказ о том, какие явления похожие на радугу ты видел.





Занятие №24

Интерференция, дифракция и поляризация света.

Интерференция света в тонких пленках. Дифракция от щелей и при отражении света от некоторых поверхностей.

Поляризация света

Свет и цвет

Беседа

Лабораторная работа

Контрольная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: источник света, два поляроида, кристаллы исландского шпата

Лабораторное оборудование: старый компакт-диск, набор светофильтров, нитки, два предметных стекла, дифракционная решетка Иллюстративный материал: «Дифракция на щели», «Интерференция в тонких пленках», «Растительные клетки и кристаллы в поляризованном свете»

1. Сделай модель «Диск Ньютона» и пронаблюдай за изменением цветового восприятия при изменении скорости его вращения.

2. Возьми несколько кусочков из прозрачного материала разного цвета (стеклышки, пластик, ткань и т.п.) и пронаблюдай с их помощью результаты сложения цветов.

Подготовь отчет о своих опытах. Сделай для отчета рисунки или фотографии.





Занятие №25

Фотосинтез и его роль в жизни растений


Фотосинтез.

и его роль в жизни растений

Круговорот веществ в природе

Беседа

Самостоятельная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Лабораторное оборудование: предметные стекла, набор засушенных листьев растений, росших на свету и в затемненном помещении, лупа Иллюстративный материал: «Фотосинтез»,

«Круговорот веществ в природе», «Как сделать султанчик»

1. Подготовь устный рассказ о янтаре. Подбери иллюстрации к своему рассказу

2. Сделай два султанчика, используя для этого любые толстые нитки, полоски из фольги, полиэтилена или тонкой бумаги.






Тема «Электромагнитные явления и растения» - 8 часов




Занятие №26

Электрические явления в природе



Электрические явления в природе Электризация.

Взаимодействие наэлектризованных тел

Электроскоп

Беседа

Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: электроскоп и электрометр, стеклянная и эбонитовая палочка, куски шелка и меха.

Лабораторное оборудование: два султанчика, чашка Петри, кусочки ваты, бумаги и фольги, деревянная, металлическая и пластмассовая линейка, кусочки ткани, полиэтилена, меха (10х10 см), ножницы, подъемный столик, подставка с выпуклой поверхностью Иллюстративный материал: «Янтарь», «Молния», «Старинные электроскопы», «Огни святого Эльма»

Сделай модель электроскопа и придумай, какие опыты можно провести с его помощью.

Подготовь описание способа изготовления своего прибора, а также проведенных опытов и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями.




Занятие №27

Магнитные явления в природе

Магнитные явления в природе.

Естественные и искусственные магниты. Взаимодействие магнитов

Беседа

Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: компас, полосовой, кольцевой и подковообразный магниты, сосуд с водой, два пенопластовых «плота» для магнитов, набор «перегородок» из разных материалов

Лабораторное оборудование: магнитная стрелка на подставке, маленький магнит, колба, сосуд с водой, кусок картона, стальные опилки, полосовые, кольцевые и подковообразный магниты, стальные скрепки, гвозди, подставка для кольцевых магнитов

Иллюстративный материал: «Магнетит», «Естественные магниты», «Магнитные аномалии», карта «Месторождения магнитных руд»

1. Сделай магнитную игрушку. Подготовь описание способа изготовления своей игрушки и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями.

2. Подготовь устный рассказ об одном из способов ориентирования.





Занятие №28

Ориентирование на местности


Способы ориентирования на местности.

Компас

План и карта. Географические и астрономические карты.

Глобус

Беседа

Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: глобус, компас,

Лабораторное оборудование: полосовые, кольцевые и подковообразный магниты, стальные опилки, лист картона 20х20 см, компас, географические и астрономические карты Иллюстративный материал: «Глобус», «Компасы», географические и астрономические карты, космоснимки.

1. Подготовь устный рассказ на тему «Азимут»

Подбери иллюстративный материал к своему рассказу.

2. Сделай подвижную карту звездного неба.




Занятие №29

Влияние электрических и магнитных явлений на жизнь растений


Влияние электрических и магнитных явлений на жизнь растений

Полезные ископаемые

Могут ли растения помочь в поиске полезных ископаемых?

Беседа

Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: коллекция полезных ископаемых,

Лабораторное оборудование: набор для изучения электризации, магнит, зеленые и сухие листья, кусочки стеблей или маленькие ветки,

Иллюстративный материал: «Растения - рудоуказчики», портрет Гильберта, подвижная карта звездного неба

Подготовь устный рассказ «Основные месторождения и добыча полезных ископаемых» по одной из тем – нефть, уголь, торф, соль, железо, золото, алмазы и т.п.

Подбери иллюстративный материал к своему рассказу





Тема «Как живут растения» - 10 часов


Занятие №30

Растения и полезные ископаемые


Растения и полезные ископаемые

Индикаторы для распознавания состава полезных ископаемых

Беседа

Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: коллекция полезных ископаемых

Лабораторное оборудование: набор индикаторов, прозрачные стаканчики, пипетки, стеклянные палочки, лупа, образцы для исследования

Иллюстративный материал: «Растения -индикаторы полезных ископаемых». «Полезные ископаемые на карте мира», «Полезные ископаемые России»

Проведи опыты по изучению чистых жидкостей и растворов с помощью индикаторов

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об своих исследованиях: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.




Занятие №31

Почва -


Почва - ее образование и строение.

Типы почв.

Беседа

Лабораторная работа

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы

Демонстрационное оборудование: прозрачные емкости с почвами разного типа, образцы минералов

Лабораторное оборудование: емкости с образцами почв, лупа

Иллюстративный материал: карта месторождений полезных ископаемых, «Растения – индикаторы почв», «Механическое выветривание», «Химическое выветривание»

Проведи опыты по изучению морозного выветривания.

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об своих исследованиях: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.




Занятие №32

Плодородие почвы.

От чего зависит плодородие почвы? Работы Докучаева

Удобрения и их роль в жизни растений

Беседа

Лабораторная работа

Тестирование

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы.

Демонстрационное оборудование: прозрачные емкости с различными удобрениями

Лабораторное оборудование: набор прозрачных сосудов с водой, емкости с образцами удобрений, шпатели или ложечки, стеклянные палочки, набор индикаторов

Иллюстративный материал: «Типы почв», засоление почв, «Есть ли почва на планетах солнечной системы»,

«Виды удобрений», «Как получают удобрения?», «Влияние удобрений на жизнь культурных растений»

Подготовь устный рассказ на тему «Гидропоника и растения в невесомости»

Подбери иллюстративный материал к своему рассказу




Занятие №33

Можно ли встретить растения на других планетах?


Можно ли встретить растения на других планетах?

Обобщение изученного материала.

Подготовка к итоговой конференции и защите индивидуальных проектов

Беседа.

Работа в группах

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы, тексты и табличные данные об условиях на планетах Солнечной системы

Демонстрационное оборудование: модель Солнечной системы

Лабораторное оборудование: -

Иллюстративный материал: «Планеты Солнечной системы», «Атмосфера планет Солнечной системы»

Подготовься к выступлению на итоговой конференции




Занятие №34

Итоговая конференция

Защита «выпускных работ»

Индивидуальные и групповые выступления

Общее оборудование: компьютер, проектор, экран.

Демонстрационное оборудование: подбор демонстрационного оборудования определяется темами «выпускных работ»

Иллюстративный материал: готовится учащимися в соответствии с темами и содержанием их выступлений на защите «выпускных работ»

Изучение жизни растений можно продолжить во время летних каникул. Наблюдай за интересными природными явлениями: записывай, рисуй, фотографируй, снимай видеосюжеты.

Можно провести самостоятельные исследования, используя материалы четвертой части «Книги для чтения».






Экскурсии – 2 часа.




3. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Описание формируемых компетенций

Предлагаемая система естественнонаучного образования школьников обеспечит выполнение требований образовательных стандартов по естествознанию и будет способствовать реализации образовательного стандарта по информатике и ИКТ. При этом будет способствовать формированию коммуникативных компетенций, в том числе:

  • организация и проведение эксперимента;

  • поиск, сбор, отбор и анализ информации;

  • организация и представление информации;

  • организация дискуссии и участие в дискуссии;

  • выступление с использованием мультимедиа презентации.

Спектр сформированных общеучебных умений учащихся как важнейшего компонента компетентности личности в естественнонаучной области будет включать исследовательские, компьютерные и коммуникативные умения

1. Исследовательские умения:

  • умение формулировать исследовательскую проблему, выдвигать гипотезу, планировать и реализовывать проверку гипотезы, анализировать результаты исследования;

  • умение обращаться с простейшими приборами;

  • знание основных методов измерений и способов представления полученных результатов в виде таблиц, диаграмм и графиков;

  • знакомство с правилами приближенных вычислений и правильное использования микрокалькулятора для проведения простейших расчетов;

  • умение вести журнал лабораторных исследований;

  • навыки систематизации полученных данных;

  • оценка достоверности полученных результатов;

  • умение сопоставлять и описывать результаты экспериментов, выполненных в разных условиях;

  • навыки работы с дополнительной литературой.

2. Компьютерные умения:

  • умение вести индивидуальный архив;

  • умение пользоваться коллективными архивами на машинном носителе информации;

  • умение работать с одним из редакторов текста (набор и редактирование текста, вставка, замена, проверка орфографии, работа с двумя файлами, работа с редактором формул);

  • знакомство с элементами компьютерной графики (векторной и растровой);

  • умение пользоваться текстовым и графическим редактором для оформления результатов экспериментов, подготовки собственных отчетов и статей;

  • умение вывести текст и рисунки на печать;

  • умение работать с редактором электронных презентаций;

  • знакомство с устройством компьютерной сети (локальной и глобальной), с работой программ-браузеров;

  • овладение навыками поиска и сохранения информации (тексты, рисунки, ссылки) в глобальной сети ;

  • умение подготавливать, отправлять и получать электронную почту, регистрировать собственный почтовый адрес;

  • знание этикета работы в компьютерной сети.

3. Коммуникативные умения:

  • знакомство с основными ролями участников группы сотрудничества;

  • освоение форм взаимодействия людей в работе, способов сотрудничества и конкуренции;

  • формирование умений слушать, поощрять, выполнять роли координатора и участника группы сотрудничества.

Характеристика новых образовательных результатов, к которым приведет обучение по данной программе.

Принципиальные возможности и общие принципы формирования индивидуальных траекторий обучения.

На основе данной программы формирование индивидуальных образовательных траекторий обучения может осуществляться одним из пяти указанных ниже способами:

1. В процессе работы учащихся в кружковое время.

На уроке учащиеся получают некоторое количество заданий для проведения фронтального лабораторного эксперимента. Первая часть этих заданий является обязательной для выполнений, а вторая предназначается для наиболее активных и организованно работающих учащихся. Например, при изучении темы «Измерение времени. Колебания» к числу необязательных заданий можно отнести следующие:

создание маятника-секундомера путем подбора длины нити;

выяснение зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза;

исследование падения капель с помощью бюретки.

2. В процессе выполнения домашних заданий

Домашние задания содержат две части: обязательную и необязательную. Каждый ученик сам решает, какую часть домашнего задания и как он будет выполнять. Так, например, при изучении темы «Измерение длины» все учащиеся должны пронаблюдать за прорастанием корней лука и бальзамина и подготовить отчет о своих наблюдениях. Но этот отчет можно приготовить несколькими способами:

вести дневник наблюдений в своей домашней тетради,

вести дневник наблюдений в виде файла word.doc;

представить результаты наблюдений в виде компьютерной презентации с рисунками, выполненными в графическом редакторе или в виде серии фотографии или видеоролика.

Вторая, необязательная часть этого домашнего задания «Построение графика скорости роста корешков» выполняется только желающими. И результат также может быть представлен в различных форматах.

3. В процессе работы в компьютерном классе

При выполнении заданий в компьютерном классе учащиеся сами решают, какие именно рисунки к своим отчетам они будут выполнять, самостоятельно работают над дизайном и настройкой слайдов презентации.

4. В процессе подготовки к выступлению на учебно-практических конференциях

Учащиеся самостоятельно проводят свои наблюдения и опыты, готовят текст и электронную презентацию для своего выступления. Учащиеся могут это сделать, так как на уроках естествознания они учатся планировать и проводить наблюдения, анализировать и составлять описание результатов, а на уроках информатики учатся представлять полученные результаты в виде презентаций.

5. В процессе проектной работы

Проектная работа учащихся осуществляется индивидуально или в составе малых групп сотрудничества. При работе в группе школьники самостоятельно распределяют роли и определяют объем работы каждого.


4. Календарно-тематическое планирование

5 класс


Раздел «Вводный лабораторный практикум» - 50 часов



Тема «Пространственно-временные характеристики растений» - 20 часов


Тема занятия

Количество часов

Дата

1

Введение. Летние наблюдения учащихся

2


2

Наблюдения за растениями. Времена года

2


3

Измерение длины

2


4

Графики

2


5

Измерение площади

2


6

Измерение объема

2


7

Приборы для измерения объема

2


8

Время и его измерение. Колебания

2


9

Изучение колебаний маятника

2


10

Измерение углов

2



Тема «Характеристики вещества и тепловых явлений» - 20 часов


11

Изменение размеров тел при нагревании

2


12

Температура и ее измерение

2


13

Измерение температуры воды в процессе ее нагревания

2


14

Измерение массы

2


15

Масса и плотность

2


16

Определение плотности твердых тел

2


17

Прибор для определения плотности жидкости

2


18

Ареометр. Модели ареометров

2


19

Итоговое занятие по теме «Измерения»

2


20

Конференция «Измерения»

2



Тема «Оптические явления и их характеристики» - 10 часов


21

Линзы. Лупа

2


22

Получение изображений с помощью линз

2


23

Микроскоп и модель микроскопа

2


24

Итоговое занятие по теме «Оптические приборы»

2


25

Конференция «Оптические приборы».

2



Раздел «Развитие растений» - 16 часов



Тема «Питание и дыхание растений» - 8 часов


26

Растения и почва

2


27

Растения и вода

2


28

Испарение и конденсация

2


29

Влажность воздуха и приборы для ее измерения

2



Тема «Как живут растения» - 10 часов


30

Парники и теплицы

2


31

Растения на карте мира

2


32

Конференция «Домашняя лаборатория»

2


33

Защита индивидуальных проектов.

2


34

Защита индивидуальных проектов

2


35

Экскурсия

2



Итого

70





Календарно – тематическое планирование

6 класс


Раздел 3. Растения на Земле - 70 часов



Тема «Атмосфера Земли и погода в жизни растений» - 18 часов


Тема занятия

Количество часов

Дата

1

Наблюдения за погодой.

2


2

Определение направления и скорости ветра

2


3

Давление. Давление твердых тел

2


4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

2


5

Приборы для измерения давления жидкостей и газов

2


6

Передача давления жидкостями и газами

2


7

Проявление атмосферного давления

2


8

Давление движущихся жидкостей и газов

2


9

Строение и состав атмосферы

2


Тема «Гидросфера Земли. Вода и растения» - 12 часов


10

Гидросфера Земли. Плавание тел

2


11

Явления на поверхности воды

2


12

Соленость вод морей и океанов.

2


13

Гидропоника

2


14

Вода в природе.

2


15

Диффузия, осмос и хроматография

2



Тема «Механические и тепловые явления и их роль в жизни растений» - 8 часов


16

Движения в жизни растений. Сейсмология

2


17

Тепловые явления

2


18

Конвекция и излучение

2


19

Рост, питание и дыхание растений в парниках и на открытом воздухе.

2




Тема «Свет и растения» - 12 часов


20

Свет и тень.

Восприятие света и его особенности

2


21

2


22

Отражение света

Преломление и дисперсия света

2


23

2


24

Интерференция, дифракция и поляризация света Фотосинтез и его роль в жизни растений

2


25

2



Тема «Электромагнитные явления и растения» - 8 часов


26

Электрические явления в природе

2


27

Магнитные явления в природе

2


28

Ориентирование на местности

2


29

Влияние электрических и магнитных явлений на жизнь растений

2



Тема «Как живут растения» - 10 часов


30

Растения и полезные ископаемые

2


31

Почва

2


32

Плодородие почвы.

2


33

Можно ли встретить растения на других планетах?

2


34

Итоговая конференция

2


35

Экскурсия

2



Итого

70





5. Источники информации и средства обучения


Методическое обеспечение

  1. Лабораторное оборудование;

  2. Демонстрационное оборудование;

  3. Компьютер;

  4. Проектор;

  5. Интерактивная доска.

Литература.


  1. А.Е.Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С.Понтак. Учебник  «Физика. Химия». 5-6 классы.

  2. А.Е.Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С.Понтак. Методическое пособие «Физика. Химия». 5-6 классы.

  3. В.И.Лукашик. Сборник вопросов и задач по физике.

  4. Таблицы по физике для 7-8 классов.

  5. Брыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников //Народное образование.

  6. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск»

  7. Волков А.В. Модели в учебных исследованиях школьников. /Дополнительное образование.

  8. Гальперштейн Л. Забавная физика: Научн. -попул. кн. - М.: Дет. лит.

  9. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты: Для сред. И стар. возраста. - Мн.: Беларусь

  10. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://www.eor.edu.ru)

  11. Единая коллекция ЦОР (http://school-collection.edu.ru/)

  12. Исследовательский интернет-портал «Исследователь.ru» (http://www.researcher.ru/).

  13. Лаборатория образовательных технологий (http://www.trizway.com/art/practical/152.htm