СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Кружка "Юный журналист"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа Кружка "Юный журналист"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 им. К.Минина»















Программа кружка

«Юный журналист»






Учитель русского языка и литературы

Шишкина Е.В.















2018-2019 учебный год


Пояснительная записка.

Творческое объединение «Юный журналист» создается с целью развития и реализации творческих способностей учащихся, совершенствования навыков литературного творчества, практических навыков работы с компьютером, всесторонней оценке событий, происходящих в стенах родной школы и города, выработки умения анализировать и делать аналитические выводы на своем возрастном уровне.

Подготовка статей для школьной газеты требует вовлечения детей в различные формы деятельности. Это и рукописная подготовка заметок, работа корректора, компьютерный набор, правка.

Программа работы объединения рассчитана на учащихся 7-8 классов. Деятельность объединения проводится на основе правовых документов «Конвенция ООН о правах ребенка» и закона Российской Федерации «Об образовании». Программа разработана на основе типовой.

Сегодня выпускникам школ требуются не столько знания, сколько умения и навыки. Соответственно, необходимо изменить организацию процесса обучения таким образом, чтобы школьники могли применять полученные знания на практике. Школьники среднего возраста в силу возрастных особенностей стремятся участвовать во взрослой жизни, значит нужно включать взрослые формы деятельности в учебный процесс.

Данная деятельность позволяет решить межличностные, внутриличностные проблемы учащихся. Ребята изменяются, развивающий характер такой работы подтверждается. Во-первых, у школьника развиваются следующие способности: умение делать выбор, умение быть ответственным за свои решения. Школьное издательство – это и работа по профориентации. Во-вторых, работа по созданию школьной газеты связана с соотнесением собственного замысла с восприятием этого замысла другими, как сверстниками, так и взрослыми. В-третьих, учащиеся в статьях используют знания по разным учебным предметам, а компьютерная верстка заставляет изучать информатику углубленно. В-четвертых, деятельность по созданию газеты схематична, то есть, показав один раз порядок создания, в следующий раз они могут создавать газету самостоятельно.

Журналистская деятельность – мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учебе. Эта работа способствует сплоченности детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению социального статуса, становлению личности.

Программа объединения предназначена для обучения школьников в возрасте 12-14 лет основам литературного творчества и журналистской работы, компьютерной грамотности, способствует сплоченности детей. Группа обучающихся может насчитывать от 10 до 15 детей.

Классы:7-8

Количество часов – 102 (3 часа в неделю)

Цель:

  • создание условий для реализации творческих качеств личности через пердоставление возможности общественного признания, оценки и самооценки учащихся


Задачи:

  • углубление лингвистических знаний, повышение общей языковой культуры;

  • обеспечение развития универсальных учебных действий;

  • формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей.

  • свободное владение языком, знание основных моментов деятельности журналиста

  • развитие умения создавать и обрабатывать материалы

  • развитие знаний стилистических и других особенностей написания газетных статей.

Задачи.

Обучающие:

  • обучение языковым нормам русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний;

  • предупреждение речевых и грамматических ошибок;

  • овладение техникой цитирования, составления выписок, правильного оформления ссылок;

  • изучение основ журналистского творчества;

  • освоение знаний,умений и навыков информационно-компьютерных технологий.

Развивающие:

  • развитие языковых компетенций , обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения;

  • повышение уровня культуры речи;

  • развитие потребности в речевом самосовершенствовании;

  • развитие способности критически относиться к услышанному;

  • развитие навыка работы со справочной литературой.

Воспитательные:

  • воспитание любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;

  • организация диалога обучающихся со сверстниками, взрослыми;

  • формирование потребности в самообразовании, самовоспитании.

Результаты обучения и практических занятий:

  1. Развитие творческих способностей учащихся

  2. Предоставление возможности для общественного признания, оценки, самореализация ребят.

  3. Создание условий для продолжения образования в сфере журналистики. Профориентация.


Схема работы условно поделена на три периода: организационный, основной, итоговый.

Межпредметные связи с курсом русского языка и литературы осуществляются через выполнение практических работ, включающих в себя анализ особенностей жанров журналистики.

Основным организационными формами вовлечения учащихся в журналистскую деятельность являются:

  • самостоятельная работа (исследование предложенных проблем)

  • работа в малых группах

  • индивидуальная работа

  • интернет - форумы, круглые столы, конференции

  • анкетирование, социологический опрос

  • сотрудничество с профессиональными журналистами

Программа подразумевает как теоретические, так и практические занятия на каждом занятии.

Требования к уровню подготовки обучающихся

После изучения курса «Основы журналистики» обучающиеся получат следующие знания, имеющие универсальное, метапредметное значение:

1.Умения организовывать свою деятельность:

определять ее цели и задачи,

выбирать средства реализации цели,

применять их на практике,

взаимодействовать в группе в достижении общих целей,

оценивать достигнутые результаты.

2. Ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности:

обобщенные способы решения учебных задач,

исследовательские, коммуникативные и информационные умения,

умение работать с разными источниками информации.

3. Готовность к профессиональному выбору:

умение ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования с учетом собственных интересов и возможностей.

Предметные знания в области журналистики: поиск информации; интервьюирование; создание заметки, интервью, статьи; понимание важной роли СМИ в современной жизни; умение оценивать актуальность темы; высказывать свою точку зрения и грамотно ее защищать; знать системные элементы и основные жанры журналистских текстов, их особенности.






Содержание программы

Тема 1 «Журналистика как вид деятельности и профессия».

Теория: Введение в журналистику. Знакомство с понятием журналистики, ее основными функциями местом среди типов профессий.

Практика: Знакомство и индивидуальные беседы. Заполнение индивидуальных бланков.



Тема 2 «Профессия журналиста».

Теория: Место журналистики среди других профессий.

Практика: Беседа с членами кружка. Создание собственной редакции (распределение обязанностей).



Тема 3 «Виды средств массовой информации».

Теория: Понятие средств массовой информации

Практика: Презентация периодических печатных изданий: газета,журнал,альманах, бюллетень.



Тема 4 «Этико-правовые основы журналистики».

Теория: Закон о СМИ

Практика: Постатейное обсуждение закона о СМИ



Тема 5 « О чем должен знать журналист, чтобы избежать ненужных проблем. Информация».

Теория: Права и обязанности журналистов.Печатное право. Знакомство с основными терминами журналистики. Проследить специфику работы журналиста.

Практика: Планирование и сбор информации для школьной газеты. Работа в группах



Тема 6 «Интервью».

Теория: Интервью как форма.

Практика: Подготовка к интервью – сбор информации о личности, с которой необходимо побеседовать, о проблеме, которую требуется обсудить.Составление списка вопросов.

Задание: Составить вопросы, которые будут интересны читателю и собеседнику. 5 вступительных вопросов для интервью: а) с педагогом – организатором; б) с учителем-предметником.



Тема 7 «Репортаж».

Теория: Тема репортажа. Виды репортажа.

Практика: Определиться в написании своего репортажа. Рассмотреть основные техники работы журналиста. Выбрать наиболее подходящую для себя.

Задание: Составьте 10 вопросов, посредствам которых вы пробуете вывести на разговор учителя, не желающего беседовать с журналистом после урока, к которому не подготовился весь класс.

Тема 8 «Публицистическая статья».

Теория: Публицистическая статья. Типология оформления текста. Особенности графического оформления.

Практика: Формулирование тезисов, выделение среди них главных. Типология заглавия текста.

Задание: Сдать статью с графическим оформлением.

Тема 9 «Жанры журналистики: комментарий, рецензия, фельетон, эссе».

Теория: Структура, язык и разновидности комментария. Структура рецензии, ее типология и место в печати. Фельетон и его разновидности. Мастера данного жанра. Особенности поиска источников, выдвижения главного тезиса, определения конструкции и особенности повествования.

Практика: Написание комментария к предложенной информации, используя метод пояснения (10 предложений).Определение предмета рецензии в предложенном тексте. Образ журналиста, доброе имя которого (в своих фельетонах!) пытается очернить редакция другой газеты. Написание фельетона в ответ. Вставка в предложения пропущенные слова так, чтобы фразы звучали законченно и красиво.

Задание: Сдать работу в форме рецензии, фельетона или эссе (одну на выбор).



Тема 10 «Обозрение».

Теория: Обзор печати. Тематический обзор. Анализ подшивки.

Практика: Работа в библиотеке. Поиск материала в сети Интернет.



Тема 11 «Журналистское расследование».

Теория: Понятие о журналистском расследовании. Журналистское расследование: его цель (поиск скрытых фактов какого-либо происшествия), тема ( все, что имеет общественное значение; сообщение очевидца, жалоба), ход расследования. Сходство жанра репортажа-расследования с детективом. Акцент расследования на драматизме и полученных итогах.

Практика:Технология журналистского расследования на конкретных примерах. Анализ периодических изданий.Сравнение оформления в разных по жанрам изданиях.



Тема 12 Семинар «Работа над репортажем».

Практика: Анкетирование «Твой вопрос директору».Семинар «Что такое новость?»

Деловая игра « Интервью и интервьюирование». Ролевая игра « Я- репортер».

Задание: подготовить мини-репортаж.



Тема 13 «Фоторепортаж».

Теория: Фотоинвентарь и его использование. Снимок – символ. Фоторепортаж. Искусство фотографии для прессы, правовой механизм в работе фотографа СМИ.

Практика: Изучение текста Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Задание: Сделать фоторепортаж.



Тема 14 «Редакция. Как планировать номер».

Теория: Структура существующих редакций, издательств.

Практика: Смысл планирования и редактирования, функционирования производственного отдела.

Задание: Организационная схема крупной газеты.



Тема 15 «Правка и редактирование текстов».

Теория: Правка и редактирование текстов.

Практика: Исправление текста (конструкция текста, абзацы, заглавия, длина предложений, лексика).



Тема 16 «Компьютерная обработка информации».

Теория: Основы форматирования текста

Практика: Вставка и обработка рисунковВставка фотографий , сканирование. Понятие о шрифтах , их применение Практикум в среде Photoshop.

Задание: редактирование текста.



Тема 17 «Основы форматирования текста».

Теория: Верстка и структурирование газеты. Виды заголовков в газете. Использование объектов WordArt для оформления заголовков.

Практика: Редактирование текста.

Задание: редактирование текста..



Тема 18 «Понятие о шрифтах , их применение».

Теория: Графическое оформление. Шрифты.Практика: Графическое оформление статей, заметок.

Задание: Подбор шрифта, создание собственного варианта последней полосы.



Тема 19 «Типы газет».

Теория: Типы газет.Что такое лид? Способы написания лидов.

Практика: Написать лид к своей статье.



Тема 20 «Рекламный текст в печати».

Теория: Важность сосуществования журналистики и рекламы, разновидности и функции последней, проблемы сотрудничества рекламистов и работников СМИ. Журналистскоая этика.

Практика: Способы избежания крипторекламы. Написание краткого (не более 15 предложений) рекламного текста, в котором необходимо склонить Читателя к приобщению на кружок «Юный журналист» в нашей школе. Правила профессиональной этики журналиста (по памяти).

Задание: Что такое криптограмма и почему журналист не должен ею заниматься.



Тема 21 «Язык рекламных текстов».

Теория: Особенности использования лингвистических приемов в рекламных текстах.

Практика: Анализ 2–5 рекламных сообщениий с точки зрения особенностей использования в них языковых единиц. Примеры использования аналогичных лингвистических приемов в русскоязычных рекламных сообщениях.



Тема 22 « История журналистики.Становление и развитие русской журналистики в XVIII в.».

Теория: Рукописные предшественники журналистики. «Ведомости» - как первенец русской периодической печати.

Практика: обзор «Санкт-Петербургские ведомости», «Московские ведомости».

Задание: Подготовка сообщения о первых частных изданиях А.П.Сумарокова, М.М.Хераскова, Н.И.Новикова. Журналистская деятельность императрицы Екатерины II, журнал «Всякая всячина».





Тема 23 «Русская журналистика в начале XIX века».

Теория: Журналистика на рубеже веков – разделение на консервативно-монархическое и либерально-просветительское, демократическое направление. «Вестник Европы» Н.М. Карамзина, «Сын Отечества» Н.И.Греча. Альманах «Полярная звезда» А.А. Бестужева и К.Ф.Рылеева – подцензурное издание декабристов, участие в издании А.С. Пушкина.

Практика: обзор журнала «Современник» А.С.Пушкина, его публикации в издании, участие в журнале Н.В. Гоголя.

Тема 24 «Журналистика 1840 – 1850 годов»

Теория: Формирование западнической и славянофильской идеологии. Начало журналистского творчества А.И. Герцена, укрепление гоголевской «натуральной школы». «Отечественные записки» - исторический журнал

Практика: обзор журналов братьев М.М. и Ф.М. Достоевских «Время» и «Эпоха».



Тема 25 «Вольная русская пресса за границей. «Полярная звезда» и «Колокол» А.И.Герцена

Журналистика эпохи реформ 1860-х годов».

Теория: Журналистская и публицистическая деятельность А.И.Герцена в России.

Практика: обзор журналов.



Тема 26 «Русская журналистика начала ХХ века».

Теория: Появление фельетона как нового жанра (В.Дорошевич). Появление регулярных газет русских социал-демократов «Искра», «Вперед», «Красное знамя», журнала «Заря». Царский манифест от 17 октября 1905 года и его влияние на характер, политическую направленность прессы и отношения прессы и власти. Издания политических движений и партий.

Практика: обзор газет «Биржевые ведомости» и «Русское слово» И.Д.Сытина.



Тема 27 «Журналистика периода Великой Отечественной войны».

Теория: Изменение облика отечественной печати: сокращение числа центральных и отраслевых изданий, их тиражей и формата. Печатная пропаганда на фронтах. Изменения в тематике журнальной периодики. Фронтовые корреспонденты – писатели А.Твардовский, Е. Долматовский, К. Симонов, М. Шолохов, А.Корнейчук, И.Эренбург, А. Толстой.

Практика: Анализ основной тематики и жанров прессы на начальном и конечном этапах войны.



Тема 28 «Журналистика первого послевоенного десятилетия».

Теория: Перестройка отечественной печати в соответствии с Постановлением ЦК ВКП(б) от 20 июня 1945 г « Об улучшении качества и увеличении объема республиканских, краевых и областных газет». Изменение структуры редакций, создание редакционных коллегий.

Практика: Корреспондентская сеть печатной прессы и ТАСС за рубежом.



Тема 29 «Журналистика второй половины 80-х - начала 90- гг».

Теория: «Закон СССР о печати и других средствах массовой информации» (июнь 1990 г.), видоизменение системы СМИ. Возрождение «новых старых» изданий «Наше наследие», «Куранты»; появление ежемесячника «Совершенно секретно», журнала «Известия ЦК КПСС» и «Правительственного вестника».

Практика: обзор новых тем и новых проблем на страницах прессы, в передачах ТВ и радио.



Тема 30 «Журналистика Российской федерации».

Теория: Реформирование телевидения и радиовещания. Расширение FM диапазона и возникновение частных радиостанций. Активизация русской зарубежной журналистики («Континент» В. Максимова). 300-летие российской журналистики – путь от идейной борьбы до проблем финансового ресурса и свободы слова.

Практика: Написание корреспонденции. Статья. Передовая статья. Проблемная статья. Написание статьи.

Тема 31 Подведение итогов.

Теория: Анализ работы объединения в течение года. Смотр достижений. Интервьюирование учителей и гимназистов по итогам учебного года.

Практика: Обработка материала.. Выпуск номера газеты



Список литературы



1.Богданов, Н.Г. Справочник журналиста [Текст]/ Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский. – Л.: Лениздат, 1971.

2.Ворошилов, В.В. История журналистики России [Текст]: конспекты лекций/ В.В. Ворошилов. – СПб., 2000.

3.Есин Б.И. История русской журналистики (1703 – 1917): учебно-методический комплект (учебное пособие, хрестоматия) –3-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2006.

Есин Б.И. История русской журналистики XIX в. Учебник - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003.

4.Журбина, Е.И. Теория и практика художественно – публицистических жанров [Текст], - М., 1969.

5.О печати: закон РФ.

6.Попов, А.А. Производство и оформление газеты [Текст]/ А.А. Попов, П.С. Гуревич. – М., 1986.

7.Стилистика газетных жанров [Текст]/ под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.

8.Сердобинцева Е.Н. Структура и язык рекламных текстов.-М.:Флинта,2010

9.Хорошев, М.С. Пути-дороги журналистские / Хорошев М.С., - Витна; г. Павлово, 2002.

10.Шостак, М.И. Интервью. Метод и жанр [Текст]/ М.И. Шостак. – М., 1997

11.http://agroweb.unesco.kz/

12.Cpj.org КЗЖ - Комитет защиты журналистов // Press Freedom Online - 13Committee to Protect Journalists CPJ (наангл. языке)

13.Cpj.org/ru/ - сайт КСЖ на русском языке

14.EVARTIST (evartist.narod.ru) - образовательный портал. Журналистика, реклама и пиар.

15.Портал для журналистов "Живое слово" (zhivoeslovo.ru





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!