Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Архангельская средняя школа имени А.А. Кудрявцева»
Рассмотрена на заседании педсовета _______________________ Протокол № _____от ________2022г. Председатель педсовета | «Утверждаю» Директор школы _______________ Приказ № ___ от ____ 2022 г. |
Согласована
Заместитель директора по ВР
________________________
«__» ______ 2022 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Школа будущего первоклассника»
Направление: социально-гуманитарное.
Уровень реализации: дошкольники (дети 6-6,5 лет)).
Срок реализации – 1 год.
Составитель: учитель начальных классов Малахова В. Д. , высшая квалификационная категория.
с. Архангельское
2022 год.
Пояснительная записка.
Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает нагрузка. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет целый комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.
Поэтому в целях создания благоприятных условий для подготовки детей к школе занятия организуются на базе общеобразовательного учреждения.
Во время обучения в кружке «Школа будущего первоклассника» работа идёт над формированием всех составных частей понятия «готовность к школе», это:
мотивация к обучению (желание идти в школу);
умение взаимодействовать со сверстниками, с учителем;
умение действовать в соответствии с поставленными заданиями;
развитие интеллектуальных процессов;
развитие фонематического слуха, речи;
развитие мелкой моторики;
умение в темпе работать в течение всего занятия, успевать работать вместе с детьми группы.
Главное назначение подготовительного курса - выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы при поступлении в школу у них не возникло стрессов, комплексов, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы. Для реализации этого важно научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрывать творческие возможности, развить интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске. В ходе занятий прививается ответственное отношение к труду, развивается любознательность, инициативность, самостоятельность в поиске новых впечатлений, разных способов действия, ответов на возникающие вопросы, в решении проблемных ситуаций. Дети учатся выполнять правила поведения на уроке, приучаются контролировать свое поведение, подчинять правилам свои желания, действия, мысли. Эти качества являются необходимым условием как для успешного усвоения программного материала, так и для продвижения детей в общем развитии, для дальнейшего обучения в школе по всем предметам.
Вопрос правильного обучения волнует многих родителей будущих первоклассников. Поэтому программа кружка «Школа будущего первоклассника» учитывает социальный заказ родителей и направлена на формирование компонентов школьной зрелости ребенка, на раскрытие и развитие индивидуальных способностей и особенностей ребенка.
Принципы, лежащие в основе программы.
Принцип научности. Вся информация, излагаемая в учебной программе, должна быть достоверной.
Принцип адекватности возрасту. Соответствие возрастным и психолого-физиологическим особенностям ребенка.
Принцип личностного подхода. Личность каждого ребенка является непреложной ценностью.
Принцип опоры на интерес. Все занятия должны быть интересны для ребенка.
Принцип ориентации на достижение успеха. Необходимо создавать условия для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха.
Принцип доступности. Излагаемый материал по сложности должен быть доступен пониманию ребенка.
Принцип интерактивного обучения. Методы, приемы, формы и средства обучения должны создавать условия, при которых дети занимают активную позицию в процессе получения знаний.
Принцип последовательности. Изложение материала должно иметь логическую последовательность
Принцип обратной связи. Педагог должен постоянно интересоваться впечатлениями детей от прошедшего занятия.
Основная цель программы: Обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему успешно обучаться в школе.
Основные задачи программы:
Стимулировать игровую, познавательную и коммуникативную активность детей в различных видах деятельности
Подготовить детей к активному взаимодействию с окружающим миром
Выявить и развить интеллектуально-творческий потенциал личности каждого ребенка
Создать комфортную среду обучения и воспитания
Помочь ребенку адаптироваться в детском коллективе, настроить на самостоятельную работу
Методы и формы организации деятельности.
Методы
Формы
Парная
Групповая
Коллективная
Методические особенности занятий:
Занятия проходят в игровой форме, так как игра для ребенка - обязательное условие существования, она является школой сотрудничества со сверстниками и педагогами, учит общению и запоминанию
Диалогичность ведения занятий. На занятиях слово предоставляется ребенку, а педагог организует процесс общения через систему поставленных вопросов.
Программа рассчитана на девять месяцев обучения – 1 занятие в неделю (36 ч.). Срок реализации – 1 год.
Планируемые результаты.
Метапредметные результаты.
В конце обучения дошкольники приобретают новые знания, умения и навыки: повышают свой интеллектуальный уровень, расширяют кругозор
учатся общаться друг с другом, работать в парах и группах
привыкают к школе, появляется желание продолжать обучение именно в ней
готовы учиться с радостью и интересом, мотивированы на хорошую учебу
Предметные результаты.
Знать:
основное отличие звука от буквы
название и последовательность чисел от 0 до10;
состав чисел от 2 до 10.
времена года;
части суток;
отличие живой и неживой природы;
название страны и города, в котором живет.
Уметь:
делить предложения на слова с использованием графических схем;
составлять связные рассказы по картинке из пяти и более предложений;
выделять в словах отдельные звуки;
соотносить слышимое и произносимое слово со схемой моделью;
выполнять звуко - буквенный анализ слов;
ориентироваться на страницах тетради;
правильно сидеть и держать ручку при письме, считать предметы в пределах 10;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10;
ориентироваться в тетради.
различать диких и домашних животных;
различать культурные и дикорастущие растения;
называть характерные признаки времен года;
различать части суток;
рассказать о своей семье.
Содержание программы.
Игра «Давайте познакомимся». Упражнения для развития мелкой моторики. Музыка настроения. Рисование под музыку.
Моя семья. Игра «Дружная семья». Рисование своей семьи.
Времена года. Осень-зима. Сказкотерапия.
Упражнения для развития мелкой моторики. Лепка.
Волшебная страна чувств. Инсценировка сказки о добрых и злых животных. Рисование
Нужно ли учиться говорить? Речь письменная и устная. Упражнения для развития мелкой моторики. Виды штриховок. Работа с трафаретом. Рисование по клеточкам
Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки. Обозначение гласного в схеме. Печатание гласных букв, обозначающих гласные звуки.
Учимся слышать звуки и называть их. Буквы, обозначающие согласные звуки. Обозначение согласного в схеме. Упражнения для развития мелкой моторики. Раскрашивание картинок.
Звук - буква-слог-слово. Развитие речи (работа с загадками).
Гласные и согласные звуки. Рассматривание сюжетной картинки. Дидактическая игра «Черепаха»
Упражнения в определении звуков, схемы звуков. Развитие речи (составление предложений по картинке, работа со схемой предложения)
Звук - буква-слог-слово. Чтение слогов. Учимся рассказывать вместе (описание животного, птицы, растения)
Дифференциация звуков. Схемы слов. Чтение слогов. Составления предложения и схемы к нему.
Деление слов на слоги. Понятие об ударении. Развитие речи (работа с сюжетными картинками)
Звук - буква-слог-слово. Ударение. Составление схем к словам. Угадывание слова по схеме. Развитие речи (описание картинки)
Чтение слов. Дифференциация звуков. Развитие речи (составление рассказа по серии картинок)
Прямой и обратный счет. Разорванный счет.Больше. Меньше. Столько же. Рисование по клеточкам.
Знакомство с 1,2. Состав числа 2. Знакомство с записью цифр 1,2.
Цифра 3.Состав числа 3. Предыдущее, последующее число. Знакомство с записью цифры 3
Цифра 0. Геометрические фигуры: круг, шар Геометрическая фигуры. Треугольник.
Цифра 4.Состав числа 4. Предыдущее, последующее число. Знакомство с записью цифры 4
Геометрические фигуры. Четырехугольник.
Цифра 5.Состав числа 5. Знакомство с записью цифры 5. Лево. Право.
Цифра 6.Состав числа 6. Знакомство с записью цифры 6. Решение рифмованных задач.
Цифра 7.Состав числа 7. Знакомство с записью цифры 7. Решение рифмованных задач.
Цифра 8.Состав числа 8. Знакомство с записью цифры 8.
Цифра 9.Состав числа 9. Знакомство с записью цифры 9.
Закрепление состава числа от2-10. Решение задач по картинкам. Сравнение чисел Цифра 10.Состав числа 10.
Расскажи о себе. Моя семья.
Мир вокруг нас. Времена года. Части суток. Режим дня. Школьное время.
Природа живая и неживая. Дикие и домашние животные
Культурные и дикорастущие растения. Правила поведения в природе.
Россия - наше государство. Столица России. Наш город
В стране забавных историй. Игры «Скажи наоборот», «Составь цепочку», «Кто лишний?» Инсценировка стихотворения.
Времена года. Весна-лето. Релаксирующие упражнения. Рисование на тему
Этот разноцветный школьный мир. Создание позитивного настроения на учение в школе, позиционирование ребенка в роли успешного ученика.
Тематическое планирование
№ п\п | Тема занятия. | Кол-во часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Игра «Давайте познакомимся». Упражнения для развития мелкой моторики. Музыка настроения. Рисование под музыку. | 1 | РЭШ, www.school-collection.edu.ru |
2 | Моя семья. Игра «Дружная семья». Рисование своей семьи. | 1 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
3 | Времена года. Осень-зима. Сказкотерапия. Упражнения для развития мелкой моторики. Лепка. | 1 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
4 | Волшебная страна чувств. Инсценировка сказки о добрых и злых животных. Рисование | 1 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
5 | Нужно ли учиться говорить? Речь письменная и устная. Упражнения для развития мелкой моторики. Виды штриховок. Работа с трафаретом. Рисование по клеточкам | 1 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
6 | Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки. Обозначение гласного в схеме. Печатание гласных букв, обозначающих гласные звуки. | 1 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
7 | Учимся слышать звуки и называть их. Буквы, обозначающие согласные звуки. Обозначение согласного в схеме. Упражнения для развития мелкой моторики. Раскрашивание картинок. | 1 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
8 | Звук - буква-слог-слово. Развитие речи (работа с загадками). | 1 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
9 | Гласные и согласные звуки. Рассматривание сюжетной картинки. Дидактическая игра «Черепаха» | 1 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
10 | Упражнения в определении звуков, схемы звуков. Развитие речи (составление предложений по картинке, работа со схемой предложения) | 1 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
11 | Звук - буква-слог-слово. Чтение слогов. Учимся рассказывать вместе (описание животного, птицы, растения) | 1 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
12 | Дифференциация звуков. Схемы слов. Чтение слогов. Составления предложения и схемы к нему. | 1 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
13 | Деление слов на слоги. Понятие об ударении. Развитие речи (работа с сюжетными картинками) | 1 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
14 | Звук - буква-слог-слово. Ударение. Составление схем к словам. Угадывание слова по схеме. Развитие речи (описание картинки) | 1 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
15-16 | Чтение слов. Дифференциация звуков. Развитие речи (составление рассказа по серии картинок) | 2 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
17 | Прямой и обратный счет. Разорванный счет.Больше. Меньше. Столько же. Рисование по клеточкам. | 1 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
18 | Знакомство с 1,2. Состав числа 2. Знакомство с записью цифр 1,2. | 1 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
19 | Цифра 3.Состав числа 3. Предыдущее, последующее число. Знакомство с записью цифры 3 | 1 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
20 | Цифра 0. Геометрические фигуры: круг, шар Геометрическая фигуры. Треугольник. | 1 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
21 | Цифра 4.Состав числа 4. Предыдущее, последующее число. Знакомство с записью цифры 4 | 1 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
22 | Геометрические фигуры. Четырехугольник. | 1 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
23 | Цифра 5.Состав числа 5. Знакомство с записью цифры 5. Лево. Право. | 1 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
24 | Цифра 6.Состав числа 6. Знакомство с записью цифры 6. Решение рифмованных задач. | 1 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
25 | Цифра 7.Состав числа 7. Знакомство с записью цифры 7. Решение рифмованных задач. | 1 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
26 | Цифра 8.Состав числа 8. Знакомство с записью цифры 8. | 1 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
27 | Цифра 9.Состав числа 9. Знакомство с записью цифры 9. | 1 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
28 | Закрепление состава числа от2-10. Решение задач по картинкам. Сравнение чисел Цифра 10.Состав числа 10. | 1 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
29 | Расскажи о себе. Моя семья. | 1 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
30 | Мир вокруг нас. Времена года. Части суток. Режим дня. Школьное время. | 1 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
31 | Природа живая и неживая. Дикие и домашние животные | 1 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
32 | Культурные и дикорастущие растения. Правила поведения в природе. | 1 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
33 | Россия - наше государство. Столица России. Наш город | 1 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
34 | В стране забавных историй. Игры «Скажи наоборот», «Составь цепочку», «Кто лишний?» Инсценировка стихотворения. | 1 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
35 | Времена года. Весна-лето. Релаксирующие упражнения. Рисование на тему | 1 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
36 | Этот разноцветный школьный мир. Создание позитивного настроения на учение в школе, позиционирование ребенка в роли успешного ученика | 1 | РЭШ www.school-collection.edu.ru |
| | Итого: 36 часов |
Литература.
Бардин В.К. Подготовка ребёнка к школе. М.: ТЦ Сфера, 2003.
Безруких М.М. Ступеньки к школе. М.: Дрофа,2001.
Волина В.В. Праздник числа. Книга для учителей и родителей. М.: Знание,1993
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки –чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: Академия развития,2000.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В Готовим руку к письму. Рабочая тетрадь.М.: РОСМЭН,2004.
Головнева Н.Я., Ильина М.Н., Парамонова Л.Г. 365 проверочных заданий и упражнений для подготовки к школе. СПб.: Дельта,2000.
Дружинин А.А., Дружинина О.А., Первый раз в первый класс. М.: ЗАО Центрополиграф, 2003.
Кабанова М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога. М.: ОЛМА- ПРЕСС,2001.
Ковалёва Е.А., Синицына Е.О. Готовим ребенка к школе. М.: Лист – Нью, 2000.
Морозова О.В. Я иду в школу. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
Прописи для детей 4-5 лет, 5-6 лет (по клеточкам, по контуру, обведи и раскрась, узоры и штриховка, линии и фигуры и др.) М.:РОСМЭН,2003,2004.
Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.:ТЦ Сфера,2003.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М.: АСТ Астрель,2002.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб.: Лань, 1999.
Колесникова Е.В. Я считаю до 10. Математика для детей 5-6 лет. ООО «ТЦ Сфера», 2014 г.
Материально-техническое обеспечение.
DVD – плеер
Компьютер
Проектор
Магнитофон
Наглядные пособия
Спортивный инвентарь.
Интерактивная доска.