СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "В мире профессий"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учителей

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "В мире профессий"»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Дмитровская средняя общеобразовательная школа № 1

им. В.И.Кузнецова




«Утверждено»

Директор МОУ Дмитровской

СОШ №1 им. Кузнецова В.И.

__________________ Чернышова Т.А.

Приказ № _______ от «___» ______ 2019 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


внеурочной деятельности

«В мире профессий»


10 «Б» класс


направление – духовно-нравственное









Крайневой Ирины Николаевны,

Классного руководителя 10 «Б» класса




Дмитров, 2019 г.


1.Пояснительная записка


Данная рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире профессий» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2012 г. №413) с учетом основной образовательной программы среднего общего образования МОУ Дмитровской СОШ №1 имени В.И.Кузнецова (утвержденной приказом директора школы от 01.09.2017 №5/2), на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений, на основе Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего общего образования, планируемых результатов среднего общего образования.

Настоящая программа составлена на 35 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.



Цель программы: создать систему действенной профориентационной работы с обучающимися, способствующей профессиональному самоопределению выпускников школы в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями, и с учетом социокультурной и экономической ситуации в стране.


II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Занятия дают возможность достичь личностных результатов:

- формирование социокультурных норм поведения в социуме;

- развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие негативных факторов;

- умение конструктивно проявлять общественную активность, способность идти на компромиссы;

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

Метапредметными результатами освоения программы являются:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

- умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

- знание мира профессии и предположения относительно своей будущей профессиональной деятельности;

- умение осознанно выбрать направления и формы любительских занятии, уличении, хобби;

- способность принимать решения, которые могут иметь значимые последствия для обучающегося и других людей;

- умение принимать на себя ответственность за пробы в социальном взаимодействии, внесение в него изменений различного масштаба;

- способность дискутировать по социальным вопросам и творчески преобразовывать образцы поведения;

- умение организовывать свой активный и пассивный отдых, контролировать режим сна.


III. Содержание курса внеурочной деятельности


Тема1. Многообразие мира профессий.
Цели и задачи курса. Содержание занятий. Труд в жизни человека и общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности.
Тема2. Я и выбор профессии.
Представление о себе и выбор профессии. Путь к самопознанию. Психические особенности личности и человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху. Развивающие процедуры: методика «Произвольное само описание».
Тема 3. Склонности и интересы в профессиональном выборе.

Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Потребности и мотивы как условие активности личности, виды мотивов.

Тема 4. Возможности личности в профессиональной деятельности.

Профессиограмма. Понятие о профпригодности. Профессионально важные качества. Способности общие, специальные.

Тема 5. Экскурсия в отделение ФГУП «Почта России»

Знакомство с деятельностью работников почтового отделения. Сложности в организации деятельность. Социальная польза учреждения.

Тема 6. Здоровье и выбор профессии.

Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Здоровье и профессионализм.

Тема 7. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда. Понятие интеллекта. Уровень развития интеллекта. Тип интеллекта. Роль познавательных процессов в развитии интеллекта. Общее представление о памяти. Виды памяти. Внимание. Основные свойства внимания. Мышление. Виды мышления. Практическое занятие - тренинг

Тема 8. Формирование адекватного образа «Я»

Типы поведения. Формирование адекватной самооценки. Я-концепция. Психологические аспекты личностного и профессионального роста.

Тема 9. Пути получения профессий.

Система профессионального образования, уровни образования, формы образования. Образовательные стандарты. Типы учебных заведений, условия приема и обучение.

Тема 10. Стили делового общения.

Анализ ролевого поведения. Управление конфликтом. Классификация конфликтов. Причины возникновения. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Эффективное реагирование в конфликтных отношениях. Профилактика конфликтных отношений в коллективе.

Тема 11. Имидж профессионала: карьера и стиль.

Понятие «имиджа» и его составляющие. Внешность делового человека. Вербальные и невербальные составляющие имиджа. Самопрезентация.

Тема 12. Технология поиска работы

Пути поиска информации о трудоустройстве. Правильное комплектование пакета документов. Автобиография, резюме. Телефонный путь поиска работы. Собеседование, факторы, влияющее на его успешность.

Тема 13.Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист.

Тема 14. Экскурсия в парикмахерскую «Персона»

Экскурсия в парикмахерскую «Персона», с ознакомлением видов услуг, особенностей парикмахерской деятельности, профессий. Сложности в организации деятельность. Социальная польза учреждения.

Тема 15. Социальные проблемы труда. Разделение труда. Содержание и характер труда. Виды и формы разделения труда
Тема 16.Разделение труда.

Тема 17. Профессии и специальности. Квалификация
Тема18. Классификации профессий.
Тема19. Мотивы выбора профессии.
Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе профессии.

Тема20. Здоровье и выбор профессии.
Понятие « неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы.
Практическая работа:
письменная работа «Труд в современном обществе», работа с перечнем профессий, специальностей, должностей (контроль знаний), работа с « Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда. Развивающие процедуры: дискуссия, « Какие профессии востребованы в Московской области?».
Тема 21. Анализ профессий.

Тема 22. Профессиональная перспектива. Составление резюме
Тема23. Социально – экономические условия современной России.
Современный рынок труда и его требования к профессионалу

Тема24. Экскурсия в отделение полиции. Знакомство с профессией участкового уполномоченного полиции. Его функции и полномочия. Сложности в организации деятельность. Социальная польза учреждения.

Тема25. Рынок образовательных услуг.
Система профессионального образования.

Тема 26. Понятие о профессиональной пригодности.

Методы изучения способностей.

Тема 27. Развитие способностей.

Призвание. Целеустремленность. Временная перспектива.

Тема 28. Предпринимательство. Маркетинг.

Менеджмент. Иностранные инвестиции. Компьютерная поддержка предпринимательства.

Тема 29. Деньги и торговля. Банки и биржи.

Собственность и ее виды. Творческий труд и интеллектуальная собственность. Основы патентного права; патентирование изделий, объектов, товарных знаков и прав интеллектуальной собственности в РФ и других странах.
Тема 30. Структурная перестройка экономики.

Зачем нужна экономика. Как устроена экономика и как организовано производство благ.

Тема 31. Информационные технологии в экономике.

(интеграция с соответствующими темами информатики).
Ролевая игра «Малое предприятие».
Тема 32. Типы учебных заведений.

Условия приема и обучения студентов

Тема 33. Сочинение « Если бы я был мэром».

Тема 34. Мои жизненные планы, перспективы и возможности.

Тема 35. Практическая работа: сочинение «Мой путь в профессию».

(интеграция с уроками развития речи «Написание сочинений на заданную тему»).


Формы занятий:

групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные; лабораторные и практические работы, доклады и рефераты, экскурсии, пресс-конференции, лекции, беседы, учебно-исследовательские работы, проекты, презентации.



Календарно - тематическое планирование




Тема занятия

Дата проведения урока по плану

Дата проведения урока по факту





10Б


1

Вводное занятие. Многообразие мира профессий. День Знаний. Урок Победы.

02.09-07.09


2

Я и выбор профессии.

09.09-14.09


3

Склонности и интересы в профессиональном выборе

16.09-21.09


4

Возможности личности в профессиональной деятельности

23.09-28.09


5

Экскурсия в отделение ФГУП «Почта России». 5 октября – Международный день Учителя (поздравление учителей)

30.09-05.10


6

Здоровье и выбор профессии

07.10-12.10


7

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда

14.10-19.10


8

Формирование адекватного образа «Я»

21.10-26.10


9

Пути получения профессии

05.11-09.11


10

Стили делового общения

11.11-16.11


11

Имидж профессионала: карьера и стиль

18.11-23.11


12

Технология поиска работы

25.11-30.11


13

Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист.

02.12-07.12


14

Экскурсия в парикмахерскую «Персона».

09.12-14.12


15

Социальные проблемы труда:

16.12-21.12


16

Разделение труда

23.12-27.12


17

Профессии и специальности

13.01-18.01


18

Классификации профессий

20.01-25.01


19

Мотивы выбора профессии «Здоровье — главное усилие человеческого счастья»

27.01-31.01


20

Здоровье и выбор профессии

03.02-08.02


21

Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

10.02-15.02


22

Профессиональная перспектива. Составление резюме.

17.02-22.02


23

Социально – экономические условия современной России.

25.02-28.02


24

Экскурсия в отделение полиции.

02.03-07.03


25

Рынок образовательных услуг.

10.03-14.03


26

Понятие о профессиональной пригодности.

16.03-21.03


27

Развитие способностей.

30.03-04.04


28

Предпринимательство. Маркетинг.

06.04-11.04


29

Деньги и торговля. Банки и биржи.

13.04-18.04


30

Структурная перестройка экономики.

20.04-25.04


31

Информационные технологии в экономике.

27.04-30.04


32

Типы учебных заведений.

04.05-08.05


33

Сочинение « Если бы я был мэром».

11.05-16.05


34

Мои жизненные планы, перспективы и возможности.

18.05-23.05


35

Практическая работа: сочинение «Мой путь в профессию»

25.05-30.05











Список литературы


  1. Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 2015. - №1. С.6-13.

  2. Атласа востребованных профессий и профессиональных проб «Пропуск в профессию». Методическое пособие / Составитель А. К. Белоусова  Абакан: издательство ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» «РОСА», 2017. – 134 с.

  3. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М., 2014.

  4. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание, 2009.

  5. Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах [Текс ]: учеб, пособие / А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 2012.

  6. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? [Текст]: учеб. пособие для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск, 2014

  7. Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

  8. Климов Е.А. Путь в профессионализм. - М.: Флинта, 2003.

  9. Портал «ПроеКТОриЯ» (http//proektoria.online/)

  10. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2011.

  11. Сайт Атлас профессий http://atlas100.ru










«Рассмотрено» и «Согласовано»

Заместитель директора школы по ВР

_________________ Горелова Л.С.


«____» _______________ 2019 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!