СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса Основы религиозных культур и светской этики, «Основы светской этики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Основы светской этики", разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Просмотр содержимого документа
«Программа курса Основы религиозных культур и светской этики, «Основы светской этики»»




РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

Протокол от 30 августа 2019г. № 1



УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ «Красноглинная ООШ №7» ___________________ Н.И.Карманова

Приказ от 30. 08. 2019г. № 99 о/д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По (предмет) Основы религиозных культур и светской этики

на 2019-2020 учебный год

Класс 4

Количество часов:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

В неделю

В год

0 ч

34ч

Плановых контрольных работ:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

0

0

0

0

Лабораторных работ/практических работ:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс






Программа составлена на основе (указать документ):

Концепции «Духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России».

Учебник (название, автор, год издания):

А.А. Шемшурин, Н.М.Брунчукова, Р.Н.Демин, Т.Д. Шапошникова. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс ( 4 – 5 классы)- М.: Дрофа, 2017 г.

Методическое обеспечение учителя

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2015г.

Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2015г.

Рабочую программу составил(а) Киселёва З.В.



Пояснительная записка

Данная программа является частью Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Красноглинная ООШ №7» и разработана на основе:

• Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. №373);

• СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).

• Примерных программ по учебным предметам. 1-4 классы: проект. – 2-е изд. Перераб. – М.: Просвещение, 2015. (Стандарты второго поколения)

Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632).

Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России(2009 г.).

Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

Цели:

- знакомство младших школьников с основами светской этики, формирование первичных представлений о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом, которая складывается из культур всех народов и народностей, наций и национальностей, живущих в нашей стране, людей разного вероисповедания.

- формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

Задачи:

  • - знакомство учащихся с содержание курса;

  • - формирование первичных представлений о религиозных культурах и

светской этике;

  • - развитие представлений младшего подростка о значении норм морали,

общечеловеческих ценностей в жизни людей;

  • - формирование у младших школьников ценностно-смысловых

мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов;

  • - развитие способностей младших школьников к общению в

полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.







Количество часов по учебному плану:


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

в год

0

0

0

34

в неделю

0

0

0

1


Планируемые результаты изучения учебного предмета

«Основы светской этики»

Личностные результаты:

– формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные результаты:

– освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

- умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных), в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»;

- умение высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Предметные результаты:

– готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

– знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

– понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

– формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

– первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

– осознание ценности человеческой жизни.

Требования к уровню подготовки выпускников 4 класса

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

– понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

–формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

–формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

–формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

–знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

–укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Умения и качества обучающихся, вырабатываемые при прохождении курса:

  1. Коммуникативные умения – способность к созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной и сетевой коммуникации в различных формах и контекстах, управление ею и понимание ее.

  2. Ответственность и адаптивность – личная ответственность и гибкость в различных межличностных, профессиональных и социальных ситуациях, установление высоких стандартов и целей для себя и для других, терпимость к другим точкам зрения.

  3. Творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения.

  4. Критическое и системное мышление – развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах.

  5. Умения работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами

  6. Межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения.

  7. Умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы.

  8. Направленность на саморазвитие – осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую.

  9. Социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.


Содержание программы

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора обучающегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и Законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

– понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

–формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

–формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

–формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

–знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

–укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» «Светская этика»

4 класс

Раздел 1. Знакомство с новым предметом

Россия — наша Родина Основное содержание: Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич».

Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо. Основные понятия: Родина, государство, образ мирового дерева, семья, родословное древо. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: построение схемы родословного древа.

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Раздел 2. Знакомство с основами этики

Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике

Основное содержание: этика как часть философии. Значение слова «философия». Вечные вопросы человечества.

Философские рассказы, их идейно-художественные особенности. Философские рассказы для детей.

Мыслители и философы, великие учителя человечества.

Вариативное содержание: философские рассказы для детей.

Основные понятия: философия, этика, философ, мыслитель, вечные вопросы человечества, учителя человечества.

Межмодульные связи: вечные вопросы человечества.

Творческая работа: философский рассказ или иллюстрация к рассказу.

Раздел 3. Этические учения о добродетелях

Что такое добродетель. Основное содержание: определение добродетели по Аристотелю. В. А. Сухомлинский «Обыкновенный человек».

Вариативное содержание: добродетельная жизнь.

Основные понятия: добродетель, порок.

Словарная работа: порок.

Учение Аристотеля о добродетелях

Основное содержание: добродетель в понимании древних философов. Учение Аристотеля о добродетелях. Добродетели ума и добродетели характера.

Воспитание нравственных добродетелей через поступки. Одиннадцать добродетелей характера по Аристотелю. Справедливость — главная добродетель в совместной жизни людей.

Вариативное содержание: Клод Адриан Гельвеций и его учение о принесении личного интереса в жертву во имя общественного блага.

Основные понятия: добродетели ума и добродетели характера.

Словарная работа: совершенство, идеал.

Нравственные качества

Основное содержание: нравственные качества и добродетели.

Отзывчивость. Рассказ об отзывчивости (случай на Параолимпийских играх).

Честность и правдивость. Честность и верность.Честность и справедливость.

Высказывания мыслителей и философов о честности. Честность по отношению к другим и к самому себе.

Вариативное содержание: Софокл - древнегреческий мыслитель и драматург. Фрагмент из повести Н. Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома».

Основные понятия: отзывчивость, честность, правдивость.

Словарная работа: Параолимпийские игры.

Терпение и терпимость

Основное содержание: терпение как нравственное качество. Проявление этого качества в повседневной жизни.

Терпимость. Проявление терпимости в повседневной жизни. Древнеиндийская притча «Прости людей». Восточная притча «О гвоздях».

Вариативное содержание: тактичность. Тактичные и бестактные поступки.

Основные понятия: терпение, терпимость, тактичность.

Убеждения

Основное содержание: убеждения и их роль в жизни человека. Различная природа убеждений.

Д. С. Лихачев о цели жизни, достойной человека. Притча «Зачем нужен ты сам?».

Вариативное содержание: Д. С. Лихачев.

Основное понятие: цель жизни.

Межмодульные связи: притчи.

Словарная работа: сверхличный.

Совесть. Долг. Ответственность.

Основное содержание: совесть и ее роль в жизни человека. Совесть и стыд. Совесть и нравственный выбор.

В. А. Сухомлинский о совести.

Долг. Долг и нравственный выбор. Долг и совесть.Стыд. Ю. Г. Карпиченкова «Бабушка-медведица и внучка».

Вариативное содержание: народные пословицы и поговорки о совести.

Основные понятия: совесть, стыд, долг.

Словарная работа: долг.

Ответственность

Основное содержание: ответственность. Высказывание Ф. М. Достоевского об ответственности.

Басня об Эзопе и камне.

Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Фрагмент сказки — разговор Маленького принца и Лиса об ответственности. Ответственность человека за себя, близких, страну, окружающий мир.

Вариативное содержание: Эзоп. Басни Эзопа. Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Основное понятие: ответственность. Словарная работа: ответственность, басня.

Этика о воспитании самого себя

Основное содержание: учение Эпиктета о стремлении человека к самосовершенствованию.

Положительные и отрицательные качества и привычки человека. Эпиктет о путях самосовершенствования. Самовоспитание.

Вариативное содержание: Эпиктет, его жизнь и философское учение.

Основное понятие: самосовершенствование.

Межмодульные связи: самосовершенствование и самовоспитание.

Словарная работа: самосовершенствование.

Раздел 4. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве

Справедливость

Основное содержание: Мо-цзы и его политические и философские взгляды. Мо-цзы о законах человеческого общежития.

Справедливость как высшая ценность в учении Мо-цзы.

Мо-цзы о правильном устройстве общества. Учение Мо-цзы о всеобщей любви.

Вариативное содержание: учение о всеобщей любви.

Основные понятия: справедливость, всеобщая любовь.

Словарная работа: справедливость.

Государство, основанное на справедливости.

Основное содержание: Конфуций. Учение Конфуция о государстве и правителе. Сравнение государства с семьей. Правила управления государством.

Четыре дао благородного человека. «Беседы и суждения» Конфуция. Изречения Кон-фуция о государстве и правителе.

Философская школа Конфуция.

Вариативное содержание: биография Конфуция.

Основные понятия: самообразование, идеальный правитель, ли, благородство, дао.

Словарная работа: благородство, благородный человек, самообразование.

Раздел 5. Нравственный закон человеческой жизни

Нравственный закон. Десять заповедей

Основное содержание: нравственный закон.

Моисей-законодатель. Десять заповедей. Смысл и значение заповедей. Иудаизм. Тора — священная книга иудаизма.

Вариативное содержание: Моисей. Скрижали Завета. Тора.

Основные понятия: нравственный закон, заповеди и иудаизм, Тора.

Межмодульные связи: религиозные заповеди и нравственный закон. Иудаизм.

Словарная работа: закон, нравственный закон, заповедь.

Заповеди любви

Основное содержание: христианство. Заповеди об отношении человека к Богу, другим людям и самому себе. Заповеди о мыслях и желаниях человека. Любовь как нравственная ценность. Любовь как основа человеческих взаимоотношений.

Библия — священная книга христианства. Вариативное содержание: Иисус Христос. Библия.

Основные понятия: христианство, любовь, Библия.Межмодульные связи: религиозные заповеди и нравственный закон. Христианство.Словарная работа: христианство.

Любовь — основа жизни. Основное содержание: любовь в жизни человека.

В. С. Шишкова «Шерстяное тепло». Любовь в семье.

Китайская притча «Ладная семья».

Вариативное содержание: народные пословицы о любви.

Основные понятия: любовь, семья, взаимоотношения.

Словарная работа: любовь.

Прощение

Основное содержание: различные проявления любви. Проявление любви в поступках. Любовь и нравственный выбор.

Прощение как одно из проявлений любви. Притча о прощении.

Изречения философов и мыслителей о прощении.

Вариативное содержание: обида и прощение. Рассказ В. А. Солоухина «Мститель».

Основное понятие: прощение.

Словарная работа: грех.

Раздел 6. Этика об отношении людей друг к другу

Древнегреческие мыслители о дружбе

Основное содержание: дружба в системе этических ценностей.

Солон о дружбе. Легенда о Солоне и скифском царе Анахарсисе.

Пифагор и пифагорейцы. Пифагорейская дружба. Честность и верность — основа дружбы.

Вариативное содержание: Пифагор. Рассказ о пифагорейской дружбе.

Основные понятия: дружба, пифагорейцы.

Словарная работа: дружба.

Этика об отношении к другим людям и самому себе

Основное содержание: отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике.

Ислам. Пророк Мухаммад об отношении к людям. Законы гостеприимства в исламе. Традиции добрососедских отношений.

Христианство об основах человеческих взаимоотношений.

Иудаизм об основах человеческих взаимоотношений.

Буддизм. Этика буддизма.

Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике.

Вариативное содержание: пророк Мухаммад и хадисы. Коран — священная книга ислама. Будда и буддизм.

Основные понятия: взаимоотношения, ислам, Коран, буддизм.

Межмодульные связи: отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике. Ислам. Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике. Буддизм.

Словарная работа: взаимоотношения.

Мысли и поступки. Слова и речь

Основное содержание: речь человека как отражение его внутреннего мира. Сила слова.

Мысли и поступки человека. Буддийские представления о кармических последствиях положительных и отрицательных мыслей и поступков. Поступок как результат мысли. Л. Н. Толстой о мыслях и поступках. В. А. Сухомлинский «Мальчик и Колокольчики Ландышей».

Вариативное содержание: чистота и красота речи в традиционной системе ценностей российской культуры. В. А. Солоухин «Слово о словах».

Основные понятия: речь, мысли, поступки.Словарная работа: красноречие.

Милосердие

Основное содержание: милосердие в жизни человеческого общества. И. С. Тургенев «Нищий».

Благотворительность. Традиции благотворительности в различных религиозных культурах. Место благотворительности в системе ценностей иудаизма. Помощь ближнему и милосердие в мусульманской традиции. Сострадание и жертвенность как основа христианской этики. Милосердие и сострадание — принципы буддийской религии.

Благотворительные организации в современном мире.

Вариативное содержание: проявления милосердия в повседневной жизни.

Основные понятия: милосердие, благотворительность.

Межмодульные связи: традиции благотворительности в различных религиозных культурах.

Словарная работа: милосердие, благотворительность.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: российские благотворительные организации и их деятельность.

«Золотое правило нравственности»

Основное содержание: взаимоотношения людей в современном мире. «Золотое правило нравственности» — нравственный закон.

Формулировка «золотого правила нравственности» в различных философских и религиозных учениях.

В. А. Сухомлинский «Притча о пахаре и кроте».

Вариативное содержание: В. А. Сухомлинский.

Основное понятие: «золотое правило нравственности».

Межмодульные связи: «золотое правило нравственности» в светской этике и религиозных культурах.

Словарная работа: золотое правило нравственности.

Творческая работа: сочинение-миниатюра «Как я хочу, чтобы люди относились ко мне».

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: «золотое правило нравственности» в современном мире.

Основные понятия: этическое учение Л. Н. Толстого, душа, любовь.

Словарная работа: самовоспитание.

Творческая работа: иллюстрации к произведениям Л. Н. Толстого для детей.

Не совсем обычный урок. «Идти дорогою добра»

Основное содержание: подведение итогов изучения основ светской этики. Поиски ответов на вечные вопросы человечества.

Добро и зло. Добрые чувства, мысли и дела. Благодарность. Любовь и дружба.

Как научиться «взращивать свою душу».

Фрагмент из произведения Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».

Вариативное содержание: Ю. И. Ермолаев «Спор».

Основные понятия: добро и зло.









Примерное планирование учебного материала

Раздел

Тема

Количество часов

l. Знакомство с новым предметом.

1. Россия - наша Родина

2

ll. Знакомство с основами этики.

1. Диалог о философии и этике.

2

lll. Этические учения о добродетелях.

1. Что такое добродетель? Учение Аристотеля о добродетелях.

2

2. Нравственные качества.

2

3. Терпение и терпимость

2

lV. Этика о нравственном выборе.

1. Убеждение

2

2. Совесть. Долг. Ответственность.

2

3. Этика о воспитании самого себя.

2

V.Этика добродетели, справедливости и справедливом государстве.

1. Справедливость. Государство основанное на справедливости.

2

Vl.Нравственный закон человеческой жизни.

1. Нравственный закон. Десять заповедей.

2

2. Заповеди любви. Любовь-основа жизни.

2

3. Прощение.

2

Vll. Этика об отношении людей друг к другу.

1. Древнегреческие мыслители о дружбе.

2

2. Мысли и поступки. Слова и речи.

2

3. Милосердие.

2

4. «Золотое правило нравственности»

2

Vlll. Как сегодня жить по нравственным законам.

1. «Идти дорогою добра».

2


Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Введение. Духовные ценности и идеалы в жизни человека и общества

2 ч

1

Россия – наша Родина

1

2

Духовные ценности человечества

1

2

Основы религиозных культур и светской этики


3

Диалог о философии и этике.

1

4

Мораль и нравственность

1

5

Что такое добродетель.

1

6

Учение Аристотеля о добродетелях.

1

7

Нравственные качества.

1

8

Нравственные качества.

1

9

Терпение и терпимость.

1

10

Не совсем обычный урок. Суд над Сократом

1

11

Убеждения.

1

12

Нравственный выбор

1

13

Совесть, долг

1

14

Ответственность

1

15

Этика о воспитании самого себя.

1

16

Справедливость

1

17

Государство, основанное на справедливости.

1

18

Нравственный закон. Десять заповедей.

1

19

Заповеди любви

1

20

Любовь – основа жизни.

1

21

Прощение

1

22

Древнегреческие мыслители о дружбе.

1

23

Этика об отношении к другим людям и самому себе.

1

24

Мысли и поступки. Слова и речь.

1

25

Милосердие

1

26

Золотое правило нравственности.

1

27

Золотое правило нравственности

1

28

Нравственные законы в современном мире.

1

29

Альберт Швейцер.

1

30

Этическое учение Л. Н. Толстого

1

31,32

Подготовка к защите проектов

1

33,34

Подведение итогов «Идти дорогою добра».

1



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!