РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол от 30 августа 2019г. № 1 | УТВЕРЖДАЮ: Директор МКОУ «Красноглинная ООШ №7» ___________________ Н.И.Карманова Приказ от 30. 08. 2019г. № 99 о/д |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По (предмет) Основы религиозных культур и светской этики
на 2019-2020 учебный год
Класс 4
Количество часов: | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
В неделю | 0ч | 0ч | 0ч | 1ч |
В год | 0 ч | 0ч | 0ч | 34ч |
Плановых контрольных работ:
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
0 | 0 | 0 | 0 |
Лабораторных работ/практических работ:
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
| | | |
Программа составлена на основе (указать документ):
Концепции «Духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России».
Учебник (название, автор, год издания):
А.А. Шемшурин, Н.М.Брунчукова, Р.Н.Демин, Т.Д. Шапошникова. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс ( 4 – 5 классы)- М.: Дрофа, 2017 г.
Методическое обеспечение учителя
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2015г.
Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2015г.
Рабочую программу составил(а) Киселёва З.В.
Пояснительная записка
Данная программа является частью Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Красноглинная ООШ №7» и разработана на основе:
• Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. №373);
• СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).
• Примерных программ по учебным предметам. 1-4 классы: проект. – 2-е изд. Перераб. – М.: Просвещение, 2015. (Стандарты второго поколения)
Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632).
Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России(2009 г.).
Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
Цели:
- знакомство младших школьников с основами светской этики, формирование первичных представлений о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом, которая складывается из культур всех народов и народностей, наций и национальностей, живущих в нашей стране, людей разного вероисповедания.
- формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.
Задачи:
- знакомство учащихся с содержание курса;
- формирование первичных представлений о религиозных культурах и
светской этике;
- развитие представлений младшего подростка о значении норм морали,
общечеловеческих ценностей в жизни людей;
мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов;
полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Количество часов по учебному плану:
| 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
в год | 0 | 0 | 0 | 34 |
в неделю | 0 | 0 | 0 | 1 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Основы светской этики»
Личностные результаты:
– формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты:
– освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
- умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных), в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»;
- умение высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
– готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
– знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
– понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
– формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
– первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
– осознание ценности человеческой жизни.
Требования к уровню подготовки выпускников 4 класса
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
– понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
–формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
–формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
–формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
–знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
–укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Умения и качества обучающихся, вырабатываемые при прохождении курса:
Коммуникативные умения – способность к созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной и сетевой коммуникации в различных формах и контекстах, управление ею и понимание ее.
Ответственность и адаптивность – личная ответственность и гибкость в различных межличностных, профессиональных и социальных ситуациях, установление высоких стандартов и целей для себя и для других, терпимость к другим точкам зрения.
Творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения.
Критическое и системное мышление – развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах.
Умения работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами
Межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения.
Умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы.
Направленность на саморазвитие – осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую.
Социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.
Содержание программы
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора обучающегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и Законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
– понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
–формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
–формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
–формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
–знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
–укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» «Светская этика»
4 класс
Раздел 1. Знакомство с новым предметом
Россия — наша Родина Основное содержание: Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич».
Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо. Основные понятия: Родина, государство, образ мирового дерева, семья, родословное древо. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: построение схемы родословного древа.
ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Раздел 2. Знакомство с основами этики
Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике
Основное содержание: этика как часть философии. Значение слова «философия». Вечные вопросы человечества.
Философские рассказы, их идейно-художественные особенности. Философские рассказы для детей.
Мыслители и философы, великие учителя человечества.
Вариативное содержание: философские рассказы для детей.
Основные понятия: философия, этика, философ, мыслитель, вечные вопросы человечества, учителя человечества.
Межмодульные связи: вечные вопросы человечества.
Творческая работа: философский рассказ или иллюстрация к рассказу.
Раздел 3. Этические учения о добродетелях
Что такое добродетель. Основное содержание: определение добродетели по Аристотелю. В. А. Сухомлинский «Обыкновенный человек».
Вариативное содержание: добродетельная жизнь.
Основные понятия: добродетель, порок.
Словарная работа: порок.
Учение Аристотеля о добродетелях
Основное содержание: добродетель в понимании древних философов. Учение Аристотеля о добродетелях. Добродетели ума и добродетели характера.
Воспитание нравственных добродетелей через поступки. Одиннадцать добродетелей характера по Аристотелю. Справедливость — главная добродетель в совместной жизни людей.
Вариативное содержание: Клод Адриан Гельвеций и его учение о принесении личного интереса в жертву во имя общественного блага.
Основные понятия: добродетели ума и добродетели характера.
Словарная работа: совершенство, идеал.
Нравственные качества
Основное содержание: нравственные качества и добродетели.
Отзывчивость. Рассказ об отзывчивости (случай на Параолимпийских играх).
Честность и правдивость. Честность и верность.Честность и справедливость.
Высказывания мыслителей и философов о честности. Честность по отношению к другим и к самому себе.
Вариативное содержание: Софокл - древнегреческий мыслитель и драматург. Фрагмент из повести Н. Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома».
Основные понятия: отзывчивость, честность, правдивость.
Словарная работа: Параолимпийские игры.
Терпение и терпимость
Основное содержание: терпение как нравственное качество. Проявление этого качества в повседневной жизни.
Терпимость. Проявление терпимости в повседневной жизни. Древнеиндийская притча «Прости людей». Восточная притча «О гвоздях».
Вариативное содержание: тактичность. Тактичные и бестактные поступки.
Основные понятия: терпение, терпимость, тактичность.
Убеждения
Основное содержание: убеждения и их роль в жизни человека. Различная природа убеждений.
Д. С. Лихачев о цели жизни, достойной человека. Притча «Зачем нужен ты сам?».
Вариативное содержание: Д. С. Лихачев.
Основное понятие: цель жизни.
Межмодульные связи: притчи.
Словарная работа: сверхличный.
Совесть. Долг. Ответственность.
Основное содержание: совесть и ее роль в жизни человека. Совесть и стыд. Совесть и нравственный выбор.
В. А. Сухомлинский о совести.
Долг. Долг и нравственный выбор. Долг и совесть.Стыд. Ю. Г. Карпиченкова «Бабушка-медведица и внучка».
Вариативное содержание: народные пословицы и поговорки о совести.
Основные понятия: совесть, стыд, долг.
Словарная работа: долг.
Ответственность
Основное содержание: ответственность. Высказывание Ф. М. Достоевского об ответственности.
Басня об Эзопе и камне.
Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Фрагмент сказки — разговор Маленького принца и Лиса об ответственности. Ответственность человека за себя, близких, страну, окружающий мир.
Вариативное содержание: Эзоп. Басни Эзопа. Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Основное понятие: ответственность. Словарная работа: ответственность, басня.
Этика о воспитании самого себя
Основное содержание: учение Эпиктета о стремлении человека к самосовершенствованию.
Положительные и отрицательные качества и привычки человека. Эпиктет о путях самосовершенствования. Самовоспитание.
Вариативное содержание: Эпиктет, его жизнь и философское учение.
Основное понятие: самосовершенствование.
Межмодульные связи: самосовершенствование и самовоспитание.
Словарная работа: самосовершенствование.
Раздел 4. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве
Справедливость
Основное содержание: Мо-цзы и его политические и философские взгляды. Мо-цзы о законах человеческого общежития.
Справедливость как высшая ценность в учении Мо-цзы.
Мо-цзы о правильном устройстве общества. Учение Мо-цзы о всеобщей любви.
Вариативное содержание: учение о всеобщей любви.
Основные понятия: справедливость, всеобщая любовь.
Словарная работа: справедливость.
Государство, основанное на справедливости.
Основное содержание: Конфуций. Учение Конфуция о государстве и правителе. Сравнение государства с семьей. Правила управления государством.
Четыре дао благородного человека. «Беседы и суждения» Конфуция. Изречения Кон-фуция о государстве и правителе.
Философская школа Конфуция.
Вариативное содержание: биография Конфуция.
Основные понятия: самообразование, идеальный правитель, ли, благородство, дао.
Словарная работа: благородство, благородный человек, самообразование.
Раздел 5. Нравственный закон человеческой жизни
Нравственный закон. Десять заповедей
Основное содержание: нравственный закон.
Моисей-законодатель. Десять заповедей. Смысл и значение заповедей. Иудаизм. Тора — священная книга иудаизма.
Вариативное содержание: Моисей. Скрижали Завета. Тора.
Основные понятия: нравственный закон, заповеди и иудаизм, Тора.
Межмодульные связи: религиозные заповеди и нравственный закон. Иудаизм.
Словарная работа: закон, нравственный закон, заповедь.
Заповеди любви
Основное содержание: христианство. Заповеди об отношении человека к Богу, другим людям и самому себе. Заповеди о мыслях и желаниях человека. Любовь как нравственная ценность. Любовь как основа человеческих взаимоотношений.
Библия — священная книга христианства. Вариативное содержание: Иисус Христос. Библия.
Основные понятия: христианство, любовь, Библия.Межмодульные связи: религиозные заповеди и нравственный закон. Христианство.Словарная работа: христианство.
Любовь — основа жизни. Основное содержание: любовь в жизни человека.
В. С. Шишкова «Шерстяное тепло». Любовь в семье.
Китайская притча «Ладная семья».
Вариативное содержание: народные пословицы о любви.
Основные понятия: любовь, семья, взаимоотношения.
Словарная работа: любовь.
Прощение
Основное содержание: различные проявления любви. Проявление любви в поступках. Любовь и нравственный выбор.
Прощение как одно из проявлений любви. Притча о прощении.
Изречения философов и мыслителей о прощении.
Вариативное содержание: обида и прощение. Рассказ В. А. Солоухина «Мститель».
Основное понятие: прощение.
Словарная работа: грех.
Раздел 6. Этика об отношении людей друг к другу
Древнегреческие мыслители о дружбе
Основное содержание: дружба в системе этических ценностей.
Солон о дружбе. Легенда о Солоне и скифском царе Анахарсисе.
Пифагор и пифагорейцы. Пифагорейская дружба. Честность и верность — основа дружбы.
Вариативное содержание: Пифагор. Рассказ о пифагорейской дружбе.
Основные понятия: дружба, пифагорейцы.
Словарная работа: дружба.
Этика об отношении к другим людям и самому себе
Основное содержание: отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике.
Ислам. Пророк Мухаммад об отношении к людям. Законы гостеприимства в исламе. Традиции добрососедских отношений.
Христианство об основах человеческих взаимоотношений.
Иудаизм об основах человеческих взаимоотношений.
Буддизм. Этика буддизма.
Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике.
Вариативное содержание: пророк Мухаммад и хадисы. Коран — священная книга ислама. Будда и буддизм.
Основные понятия: взаимоотношения, ислам, Коран, буддизм.
Межмодульные связи: отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике. Ислам. Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике. Буддизм.
Словарная работа: взаимоотношения.
Мысли и поступки. Слова и речь
Основное содержание: речь человека как отражение его внутреннего мира. Сила слова.
Мысли и поступки человека. Буддийские представления о кармических последствиях положительных и отрицательных мыслей и поступков. Поступок как результат мысли. Л. Н. Толстой о мыслях и поступках. В. А. Сухомлинский «Мальчик и Колокольчики Ландышей».
Вариативное содержание: чистота и красота речи в традиционной системе ценностей российской культуры. В. А. Солоухин «Слово о словах».
Основные понятия: речь, мысли, поступки.Словарная работа: красноречие.
Милосердие
Основное содержание: милосердие в жизни человеческого общества. И. С. Тургенев «Нищий».
Благотворительность. Традиции благотворительности в различных религиозных культурах. Место благотворительности в системе ценностей иудаизма. Помощь ближнему и милосердие в мусульманской традиции. Сострадание и жертвенность как основа христианской этики. Милосердие и сострадание — принципы буддийской религии.
Благотворительные организации в современном мире.
Вариативное содержание: проявления милосердия в повседневной жизни.
Основные понятия: милосердие, благотворительность.
Межмодульные связи: традиции благотворительности в различных религиозных культурах.
Словарная работа: милосердие, благотворительность.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность: российские благотворительные организации и их деятельность.
«Золотое правило нравственности»
Основное содержание: взаимоотношения людей в современном мире. «Золотое правило нравственности» — нравственный закон.
Формулировка «золотого правила нравственности» в различных философских и религиозных учениях.
В. А. Сухомлинский «Притча о пахаре и кроте».
Вариативное содержание: В. А. Сухомлинский.
Основное понятие: «золотое правило нравственности».
Межмодульные связи: «золотое правило нравственности» в светской этике и религиозных культурах.
Словарная работа: золотое правило нравственности.
Творческая работа: сочинение-миниатюра «Как я хочу, чтобы люди относились ко мне».
Учебно-исследовательская и проектная деятельность: «золотое правило нравственности» в современном мире.
Основные понятия: этическое учение Л. Н. Толстого, душа, любовь.
Словарная работа: самовоспитание.
Творческая работа: иллюстрации к произведениям Л. Н. Толстого для детей.
Не совсем обычный урок. «Идти дорогою добра»
Основное содержание: подведение итогов изучения основ светской этики. Поиски ответов на вечные вопросы человечества.
Добро и зло. Добрые чувства, мысли и дела. Благодарность. Любовь и дружба.
Как научиться «взращивать свою душу».
Фрагмент из произведения Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Вариативное содержание: Ю. И. Ермолаев «Спор».
Основные понятия: добро и зло.
Примерное планирование учебного материала
Раздел | Тема | Количество часов |
l. Знакомство с новым предметом. | 1. Россия - наша Родина | 2 |
ll. Знакомство с основами этики. | 1. Диалог о философии и этике. | 2 |
lll. Этические учения о добродетелях. | 1. Что такое добродетель? Учение Аристотеля о добродетелях. | 2 |
2. Нравственные качества. | 2 |
3. Терпение и терпимость | 2 |
lV. Этика о нравственном выборе. | 1. Убеждение | 2 |
2. Совесть. Долг. Ответственность. | 2 |
3. Этика о воспитании самого себя. | 2 |
V.Этика добродетели, справедливости и справедливом государстве. | 1. Справедливость. Государство основанное на справедливости. | 2 |
Vl.Нравственный закон человеческой жизни. | 1. Нравственный закон. Десять заповедей. | 2 |
2. Заповеди любви. Любовь-основа жизни. | 2 |
3. Прощение. | 2 |
Vll. Этика об отношении людей друг к другу. | 1. Древнегреческие мыслители о дружбе. | 2 |
2. Мысли и поступки. Слова и речи. | 2 |
3. Милосердие. | 2 |
4. «Золотое правило нравственности» | 2 |
Vlll. Как сегодня жить по нравственным законам. | 1. «Идти дорогою добра». | 2 |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Введение. Духовные ценности и идеалы в жизни человека и общества | 2 ч |
1 | Россия – наша Родина | 1 |
2 | Духовные ценности человечества | 1 |
2 | Основы религиозных культур и светской этики | |
3 | Диалог о философии и этике. | 1 |
4 | Мораль и нравственность | 1 |
5 | Что такое добродетель. | 1 |
6 | Учение Аристотеля о добродетелях. | 1 |
7 | Нравственные качества. | 1 |
8 | Нравственные качества. | 1 |
9 | Терпение и терпимость. | 1 |
10 | Не совсем обычный урок. Суд над Сократом | 1 |
11 | Убеждения. | 1 |
12 | Нравственный выбор | 1 |
13 | Совесть, долг | 1 |
14 | Ответственность | 1 |
15 | Этика о воспитании самого себя. | 1 |
16 | Справедливость | 1 |
17 | Государство, основанное на справедливости. | 1 |
18 | Нравственный закон. Десять заповедей. | 1 |
19 | Заповеди любви | 1 |
20 | Любовь – основа жизни. | 1 |
21 | Прощение | 1 |
22 | Древнегреческие мыслители о дружбе. | 1 |
23 | Этика об отношении к другим людям и самому себе. | 1 |
24 | Мысли и поступки. Слова и речь. | 1 |
25 | Милосердие | 1 |
26 | Золотое правило нравственности. | 1 |
27 | Золотое правило нравственности | 1 |
28 | Нравственные законы в современном мире. | 1 |
29 | Альберт Швейцер. | 1 |
30 | Этическое учение Л. Н. Толстого | 1 |
31,32 | Подготовка к защите проектов | 1 |
33,34 | Подведение итогов «Идти дорогою добра». | 1 |