СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса по обществознанию для 10-11 классов «Трудные вопросы обществознания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа курса по обществознанию для 10-11 классов «Трудные вопросы обществознания»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа

Смоленского района Смоленской области




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_________/Е.Н. Веремьёва/

«___» __________2019г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Пригорской СШ

_________/В.П. Понизовцев/

Приказ от «___» ________2019г.

№ ___














Программа курса по обществознанию для 10-11 классов

«Трудные вопросы обществознания»

(по 2,5 часа в неделю в 10-11 классах, всего 170 часов)

Срок реализации программы – 2 года










Трушина Ольга Ивановна,

учитель обществознания
















с. Пригорское, 2019г.

Планируемые результаты освоения предмета

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании всей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

- необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;

- стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур;

- убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций;

- осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

- умении сознательно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей свойственных подросткам;

- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании эстетическим нормам и правилам ведения диалога;

- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.

Предметные результаты

Изучение предметной области «Общественно-научные пред­меты» должно обеспечить:

- формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской граж­данской идентичности, социальной ответственности, право­вого самосознания, политкультурности, толерантности, при­верженности ценностям, закреплённым в Конституции Рос­сийской Федерации;

- понимание основных принципов жизни общества, роли окру­жающей среды как важного фактора формирования качеств личности, её социализации;

- владение экологическим мышлением, обеспечивающим по­нимание взаимосвязи между природными, социальными, эко­номическими и политическими явлениями, их влияния на ка­чество жизни человека и качество окружающей его среды;

- осознание своей роли в целостном, многообразном и быст­ро изменяющемся мире;

- приобретение теоретических знаний и опыта их примене­ния для адекватной ориентации в окружающем мире, адапта­ции в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области соци­альных отношений.

При изучении общественно-научных предметов задача раз­вития и воспитания личности обучающихся является приори­тетной.

Предметные результаты изучения предметной области «Об­щественно-научные предметы» должны отражать:

- формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патрио­тизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Феде­рации;

- понимание основных принципов жизни общества, основ со­временных научных теорий общественного развития;

- приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения ти­пичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, вклю­чая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

- формирование основ правосознания для соотнесения собст­венного поведения и поступков других людей с нравствен­ными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убеждённости в необходимости защищать правопорядок правовыми спосо­бами и средствами, умений реализовывать основные соци­альные роли в пределах своей дееспособности;

- освоение приёмов работы с социально значимой информа­цией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

- развитие социального кругозора и формирование познава­тельного интереса к изучению общественных дисциплин.

Человек. Деятельность человека

Выпускник научится:

- использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

- характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

- в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

- характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

- приводить примеры основных видов деятельности человека;

- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов;

- выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

- выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

- оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

- оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;

- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

- моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

Социальные нормы

Выпускник научится:

- раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

- различать отдельные виды социальных норм;

- характеризовать основные нормы морали;

- критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;

- применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

- раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

- характеризовать специфику норм права;

- сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

- раскрывать сущность процесса социализации личности;

- объяснять причины отклоняющегося поведения;

- описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

Выпускник получит возможность научиться:

- использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

- оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры

Выпускник научится:

- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

- описывать явления духовной культуры;

- объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

- оценивать роль образования в современном обществе;

- различать уровни общего образования в России;

- находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

- описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;

- объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

- учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;

- раскрывать роль религии в современном обществе;

- характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Выпускник получит возможность научиться:

- описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

- характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

- критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

Социальная сфера

Выпускник научится:

- описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;

- объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

- характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;

- выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

- приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

- описывать основные социальные роли подростка;

- конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

- характеризовать межнациональные отношения в современном мире;

- объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;

- характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;

- раскрывать основные роли членов семьи;

- характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни;

- осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов;

- выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

- раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

- выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;

- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

- формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;

- находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

Политическая сфера жизни общества

Выпускник научится:

- объяснять роль политики в жизни общества;

- различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

- давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

- различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

- раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

- называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

- характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

- осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

- соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Гражданин и государство

Выпускник научится:

- характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

- объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

- раскрывать достижения российского народа;

- объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

- называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

- осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

- характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Выпускник получит возможность научиться:

- аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

- использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

Основы российского законодательства

Выпускник научится:

- характеризовать систему российского законодательства;

- раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

- характеризовать гражданские правоотношения;

- раскрывать смысл права на труд;

- объяснять роль трудового договора;

- разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

- характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

- характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

- конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

- характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

- раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

- анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

- исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

- находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;

- применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Выпускник получит возможность научиться:

- на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

- осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

Экономика

Выпускник научится:

- объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

- различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников;

- раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

- раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

- характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

- характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

- объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

- называть и конкретизировать примерами виды налогов;

- характеризовать функции денег и их роль в экономике;

- раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

- анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;

- анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

- формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт;

- использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

- оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

- раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

- характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

- использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

- обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

Выпускник получит возможность научиться:

- анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

- выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

- анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

- решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

- грамотно применять полученные знания для определения экономически

- рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои

- материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.




Содержание курса 10 класс – 85 часов

ТЕМА 1. Введение. Структура и содержание Единого государственного экзамена по обществознанию - 7 часов

Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2020. ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).

ТЕМА 2. Человек как часть природы и общества – 18 часов

Что такое общество. Общество как сложная динамическая система. Динамика общественного развития. Социальная сущность человека. Деятельность – способ существования людей. Познавательная и коммуникативная деятельность.

Свобода и необходимость в деятельности человека.

Особенности современного общества. Глобальная угроза международного терроризма.

ТЕМА 3. Социальная сфера жизни общества – 18 часов

Социальная структура общества. Что такое социальная структура? Социальная мобиль­ность. Многообразие социальных групп. Социальные конфликты и пу­ти их разрешения.

Социальный статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе. В поисках себя. Отцы и дети. По признаку пола.

Нации и межнациональные отношения. Этнос, нация, национальность. Отношения между нациями. От­ношение к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе.

Отклоняющееся поведение. Какое поведение считают отклоняющимся? Алкоголизм и наркомания. «Почему они делают это?

ТЕМА 4. Духовная сфера жизни общества – 18 часов

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: массовая, народная и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире.

Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, её категории. Религия, её роль в жизни общества. Нравственная культура Искусство и духовная жизнь Искусство, его формы, Основные направления.

Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России

ТЕМА 5. Проблемы современного общества - 10 часов

Современные тенденции развития России. Переходный период; угрозы безопасности и их преодоление.

Глобализация и информатизация. Глобальные пробле­мы. Пути преодоления угроз и вызовов современному обще­ству. Особенности современного общества. Глобальная угроза международного терроризма.

Современное социальное развитие. Социальное разви­тие современной России, переходный период, сепаратизм, со­циальное развитие современного мира, социальное развитие вашего региона.

ТЕМА 6. Практические занятия - 14 часов

Практические занятия включают в себя следующие типы заданий:

–задания на установление соответствия между понятием и определением. В таких заданиях определения не совпадают с понятиями. Необходимо привести в соответствие понятие и определение;

–задания на заполнение таблиц. Таблицы заполняются полностью или только пропущенные графы;

–задания на составление схем. Схемы составляются на основе предложенных понятий, взаимосвязь между которыми необходимо проследить по тексту учебника;

–тестовые задания;

–задания по работе с высказываниями мыслителей. Прочитав приведенные цитаты, нужно ответь на вопросы, сформулированные в задании;

–задания на выбор терминов и понятий, необходимых для применения в предлагаемом контексте;

–задания на исправление ошибок в определениях. В заданиях даются неверные утверждения. Нужно найти в учебнике, в конспекте лекций подходящий материал и на его основе исправить ошибку.

–творческие задания, предполагающие написание эссе.





























































Содержание курса 11 класс – 85 часов

ТЕМА 1. Введение. Структура и содержание Единого государственного экзамена по обществознанию - 7 часов

Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2020. ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).

ТЕМА 2. Экономика – 18 часов

Экономика как хозяйство и наука. Основные вопросы эконо­мики. Проблема ограниченности ресурсов. Факто­ры производства: труд, земля, капитал, предпринимательство. Цена равновесия; мо­нополистическая и олигополическая монополия. Виды инфляции. Бюджет семьи, доходы и расхо­ды семьи. Виды акций, облигация, доходность и надёж­ность. Естественный уровень безработицы, полная занятость. Федеральные, региональные и местные налоги. Дефицит и профицит бюджета. Бартер, виды денег, ликвидность. Мировое хозяйство. центральный банк Российской Федерации.

ТЕМА 3. Политика – 23 часа

Политика и мораль. Структура политической системы. Публичная власть. Форма правления: монархия, республика. Демократи­ческие и недемократические режимы. Современная демократия.

Структура гражданского общества. Информаци­онный процесс. Кадровая партия, массовая партия, электорат. Принципы современных выборов. Типы избирательных систем, мажоритарная, пропорциональная и сме­шанная избирательные системы. Политиче­ский процесс, делегирование интересов и политическое реше­ние.

Россия как социальное государство. Политическая культура. Политическая деятельность, толе­рантность. Мировая политика. Глобальная безопасность.

ТЕМА 4. Право – 23 часа

Право и его роль в жизни общества. Нормативный правовой акт. Федеральный конституционный закон, подзаконный акт. Участники пра­воотношений. Виды правонаруше­ний. Уголовная, гражданская, административная и дисциплинарная юридическая ответственность. Структура и виды правовой культу­ры. Принципы конституционного строя РФ. Президент РФ. Система сдержек и противовесов в современной России. Конститу­ционные обязанности гражданина РФ. Государственная образователь­ная политика. Источники семейного пра­ва. Источники трудового права. Источники административного права. Сущность и источники уголовного права. Принципы международного права.

ТЕМА 5. Практические занятия - 14 часов

Практические занятия включают в себя следующие типы заданий:

–задания на установление соответствия между понятием и определением. В таких заданиях определения не совпадают с понятиями. Необходимо привести в соответствие понятие и определение;

–задания на заполнение таблиц. Таблицы заполняются полностью или только пропущенные графы;

–задания на составление схем. Схемы составляются на основе предложенных понятий, взаимосвязь между которыми необходимо проследить по тексту учебника;

–тестовые задания;

–задания по работе с высказываниями мыслителей. Прочитав приведенные цитаты, нужно ответь на вопросы, сформулированные в задании;

–задания на выбор терминов и понятий, необходимых для применения в предлагаемом контексте;

–задания на исправление ошибок в определениях. В заданиях даются неверные утверждения. Нужно найти в учебнике, в конспекте лекций подходящий материал и на его основе исправить ошибку.

–творческие задания, предполагающие написание эссе.



Тематическое планирование – 10 класс


п/п

Наименование раздела

Количество часов, отводимых на изучение раздела

1.

ТЕМА 1. Введение. Структура и содержание Единого государственного экзамена по обществознанию

7 часов

2.

ТЕМА 2. Человек как часть природы и общества

18 часов

3.

ТЕМА 3. Социальная сфера жизни общества

18 часов

4.

ТЕМА 4. Духовная сфера жизни общества

18 часов

5.

ТЕМА 5. Проблемы современного общества

10 часов

6.

ТЕМА 6. Практические занятия

14 часов

Итого: 85 часов







Тематическое планирование – 11 класс


п/п

Наименование раздела

Количество часов, отводимых на изучение раздела

1.

ТЕМА 1. Введение. Структура и содержание Единого государственного экзамена по обществознанию

7 часов

2.

ТЕМА 2. Экономика

18 часов

3.

ТЕМА 3. Политика

23 часа

4.

ТЕМА 4. Право

23 часа

5.

ТЕМА 5. Практические занятия

14 часов

Итого: 85 часов
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!