Образовательная программа школьного профильного лагеря «Эколог» с дневным пребыванием детей
Автор программы: Мясникова Светлана Валентиновна,
Учитель биологии
1.Пояснительная записка.
«Мы – хозяева нашей Родины и она
для нас кладовая солнца с великими
сокровищами жизни».
/ М. Пришвин /
Данная программа профильного лагеря экологического направления является логическим продолжением образовательной программы школы.
Лагерь дневного пребывания организуется на базе Макаровской средней общеобразовательной школы в период летних каникул.
Лагерь формируется из числа учащихся школы в возрасте от 10 до 14 лет.
В лагере ведётся работа по двум направлениям: спортивно –оздоровительное, экологическое.
Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.
Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного экологического образования. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.
Лагерь, предоставляя широкий спектр выбора пространств деятельности, открывает для ребенка удивительную возможность выбора видов деятельности в соответствии с его желаниями и способностями. Чтобы ребенок смог совершить осознанный выбор, необходимо предварительно познакомить его с различными видами деятельности, которые смогли бы его заинтересовать. Роль педагогов – это стимулирование ребенка к расширению круга своих интересов и исследованию новых для себя направлений деятельности. Важно – пробудить в детях исследовательский интерес. Педагог помогает ребенку приобрести необходимые знания и навыки, благодаря которым школьник может успешно исследовать, наблюдать, описывать и организовывать приобретенный опыт.
Самой удачной формой реализации экологического воспитания является работа экологического лагеря, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности. В этом и заключается особенность программы.
2. Содержание программы.
Цель: создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, включение детей в социально -значимую, творческую деятельность, формирования у них чувство ответственного отношения к окружающей среде, готовых к практической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и охране природы.
Задачи:
1)Закаливать и укреплять здоровье детей, содействовать нормальному физическому развитию, формировать здоровый образ жизни.
2) Развивать творческие способности личности ребёнка.
3)Формировать культуру общения и толерантности у детей, сплочение детского коллектива.
4) Развивать экологическое мышление и вовлечение детей в экологическую и природоохранную деятельность.
3. Содержание деятельности и механизм реализации.
Принципы деятельности лагеря.
1. Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения детей в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха, поощрение достигнутого.
2. Принцип включенности детей в социально-значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня; предоставление возможности и право отстаивать свое мнение.
3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого ребенка от негативных проявлений и вредных привычек, формирование чувства ответственности за свои поступки и действия.
4. Принцип сочетания воспитательных мероприятий с экологической деятельностью детей предусматривает; режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности в рамках дня; активное участие детей во всех видах деятельности.
РЕЖИМ РАБОТЫ ЛАГЕРЯ «Эколог»
время проведения | элементы режима дня |
08.30 – 09.00 | Прием детей, линейка, утренняя зарядка. |
09.00 – 09.20 | Завтрак |
09.20 – 13.00 | Работа по плану, оздоровительные процедуры |
13.00 - 13.30 | Обед |
13.30- 14.00 | Послеобеденный отдых |
14.00 -15.00 | Час наедине с природой….(экскурсии) |
15.00 - 16.00 | Досуговые мероприятия, ОПТ |
16.00 | Уход домой |
Живописная природа села Макарово благотворно влияет на эмоциональную сферу ребенка, а непосредственное общение с природой дает возможность детям систематизировать знания, полученные в течение учебного года, обогатить их новыми интересными фактами о тех или иных явлениях, полученных в результате исследовательской деятельности, так и естественного наблюдения за природными объектами
1. Спортивно – оздоровительное направление деятельности лагеря
Одной из важнейших задач осуществления воспитательной работы в лагере является организация двигательной активности школьников, обеспечивающей им активный отдых и удовлетворяющей их естественную потребность в движениях. Организация двигательной активности детей в лагере учитывает возрастные особенности детей, состояние их физического здоровья, распределение продолжительности двигательной нагрузки в течение дня и недели. Основные виды физкультурно – оздоровительных мероприятий в режиме работы лагеря, организованного на базе школы, по продолжительности, формам и содержанию разделены на группы:
- утренняя гимнастика;
- игровые физические упражнения, подвижные игры и эстафеты;
- массовые спортивно – оздоровительные мероприятия.
Общей особенностью этих мероприятий и важнейшими условиями их проведения являются: отсутствие принуждения, преимущественно игровая направленность, свобода выбора и места проведения.
2. Экологическое направление
Содержание экологической деятельности



Программа теоретических
занятий
Программа экскурсионно-практических занятий
Социально-педагогическая программа
Фестиваль экологических достижений
1. Теоретическая программа включает занятия:
- чему учит «Красная книга»;
- значение растений и животных в жизни человека;
- взаимосвязь и взаимозависимость всего живого на Земле.
- заповедники нашей страны (Дарвинский заповедник)
Проведение мастер – классов:
- Как организовать научные исследования?
- Как провести экологическую акцию?
- Как наладить выпуск своей эколого-просветительской газеты?
- Как предотвращать и тушить пожары?
- Как «жить» в полевых условиях?
Проведение беседы по охране природы:
- Закон об охране природы.
- Правила поведения в лесу.
- Лекарственные растения.
- Природа – наш общий дом и т.д.
Ухудшение экологической обстановки, необходимость охраны окружающей среды, рационального природопользования выдвинули в разряд первоочередных проблем формирование ответственного отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически компетентного поведения.
2. Экскурсионно-практическая программа включает следующие занятия:
- Экологическое изучение старинного парка села Северная ферма,
- Проект экологической тропы в старинном парке с. Макарово;
- изготовление гербария растений;
- сбор лекарственных растений;
-изучение природной среды методами биоиндикации.
- исследований природных объектов во время экологических акций;
- поиск редких видов растений и кустарников, произрастающих на
- изучение взаимосвязей организмов и среды;
- природоохранная деятельность ( уборка мусора, лечение деревьев, озеленение, уход за молодыми посадками)
3. Фестиваль экологических достижений включает как индивидуальные, так и командные соревнования, учащиеся демонстрируют опыт и знания, приобретенные за время пребывания на природе. Участие в фестивале экологических достижений – источник новых впечатлений, который позволяет учащимся обсудить друг с другом полученные результаты, поделиться впечатлениями, принять участие в соревнованиях. Это своеобразное и интересное подведение итогов изучения учащимися природных особенностей. Большинство конкурсов, предусмотренных фестивалем рассчитаны на знание особенностей жизни растений, животных и грибов в изученных в ходе экскурсионно-практической и исследовательской деятельности экологического характера, а также на умение представить окружающим свои знания.
Фестиваль экологических достижений включает разнообразие конкурсов:
1. Лучшая экологическая экскурсия.
2. Лучший проект экологической тропы.
3. Лучший знаток местных видов растений и животных.
4. Конкурс на лучший экологический плакат.
6. Конкурс «Остров сокровищ».
7. Конкурс «Следопыт».
8. Конкурс на лучшую поделку из природных и бросовых материалов.
В лагере предусмотрена работа игровой программы «Эколог-эрудит», включающие блоки вопросов:
1. «общая экология»;
2. «животный мир»;
3. «растительный мир»;
и проходящие в несколько туров:
1. Конкурс знатоков «Смекалистые»;
2. «Знатоки экологии»;
3. «Дуэль капитанов»;
4. «Зеленая аптека»;
5. «Шифровальщик»;
6. «Анаграмма»;
7. Экологическая викторина.
4. Ожидаемые результаты.
Результативность реализации Программы определяется:
1) степенью укрепления и оздоровления детей;
2) созданием атмосферы сотрудничества и взаимодействия;
3) проявление потребности работать в коллективе;
5) формированием экологической культуры (потребности в природоохранной деятельности)
6) формировании навыков исследовательской деятельности.
АНКЕТА (на входе)
Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
Твои первые впечатления от лагеря?
Что ты ждешь от лагеря?
Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
В каких делах ты хочешь участвовать?
Что тебе нравиться делать?
Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
Кто твои друзья в лагере?
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому, что…………………………………
Я не хочу, чтобы…………………………………………………
Я хочу, чтобы……………………………………………………
Я боюсь, что………………………………………………………
Пожалуйста, напиши также:
Имя…………………….. Фамилия………………………………
МЕТОДИКА ОПРОСНИКА
Детям даётся задание: написать, что, по их мнению, В детском лагере (отряде) хорошо и что плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы.
Анализ полученной с помощью этой методики информации позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений в лагере, настроения, что является показателем жизнедеятельности детского лагеря.
В нашем детском лагере
Мне понравилось | Мне не понравилось |
1 | 1 |
2 | 2 |
И т.д. | И т.д. |
| |
ИГРА В СЛОВА
Ребята получают карточку с заданием, которое звучит так: «Дорогой друг! Расставь нужные слова в предложении так, чтобы у тебя получился портрет твоего отряда.»
Наш отряд – это _________________ и ________________ люди. Они собрались для того, чтобы ___________________ и __________________ провести время и научиться _______________________________________. Поэтому вместе мы чаще всего занимаемся тем, что ____________________.
Наш отряд объединяет ____________мальчишек и __________девчонок.
Наши воспитатели помогают нам в _______________________________ и нам вместе с ними ____________________ и ____________________.
АНКЕТА (в конце смены)
Что ты ожидал (а) от лагеря?
Что тебе понравилось в лагере?
Что тебе не понравилось?
С кем из ребят ты подружился?
Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?
Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?
Было ли скучно в лагере?
Было ли тебе страшно?
Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
Что бы ты хотел(а) пожелать себе?
Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?
Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?.
Самое важное событие в лагере? Было или оно?
Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?
– Закончи предложения: Я рад, что ……………………………..
Мне жаль, что……………………………………………………...
Я надеюсь, что……………………………………………………..
Твое имя, фамилия и автограф на память __________________________________
ИТОГОВОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ
Фамилия, имя.
Самое яркое впечатление за эти дни у меня …
Из дел, проведённых в отряде, мне больше всего понравилось …
Из дел, проведённых в лагере, мне больше всего понравилось …
Несколько слов о нашем отряде …
Мои впечатления о лагере.
Если бы я был вожатым, то бы я …
Хочу пожелать нашему лагерю …
Хотел бы ты ещё раз отдохнуть в нашем лагере?
Список используемой литературы
Артамонова Л. Е. Летний лагерь: организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. 1 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 288 с.
Кондрашова Л. Ю. Экологический калейдоскоп: Учебно-методическое пособие. Смоленск: СОИУУ, 2002. – 134 с.
Лобачёва С. И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 208 с.
Марфина С. В. Летний лагерь от А до Я. – Ярославль: Академия развития, 2007. - 160 с.: ил.
Руденко В. И. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере: Сценарии и советы для вожатых. – Ростов на/Д: Феникс, 2005. – 224 с.
Шаульская Н. А. Летний лагерь: день за днём. В поисках приключений. Праздники, конкурсы, тематические дни. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 320 с.: ил.
План работы профильного лагеря «Эколог»
Отряды : «Солнышко», «Капелька»
Девиз лагеря : «Береги планету эту, ведь другой на свете нет!»
01.06. «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»
Линейка, посвященная открытию лагерной смены. Праздник открытия лагерной смены «Возьмемся за руки, друзья!» создание отрядов, распределение обязанностей.
Экскурсия «Деревья - памятники природы» Работа по проекту создания экологической тропы. Подведение итогов дня: оформление уголка, дневника (ежедневно)
Конкурс рисунков на асфальте «Мой мир - мои увлечения»
02.06. «Возьмем в союзники природу!»
«В лесном царстве» - экскурсия в лес, сбор природных материалов.
«В мастерской лесных гномов» - изготовление поделок из природного материала
Выставка « Лесная фантазия»
Выпуск листка «Календарь природы»
03.06 « Праздник Детства»
Участие в празднике Детства (село Остахово)
Игра «Ты – это я, а я - это ты».
Конкурсная программа «Миссис лагеря»
04.06. «Движение – это жизнь!»
Спортивно – развлекательная игра «А ну – ка, мальчики!»
Игры с мячом.
Конкурсная программа «Мистер лагеря».
06.06. «День пожарной безопасности».
Познавательная игра и конкурс рисунков « Огонь- друг, огонь – враг!»
Спортивные игры.
07.06 «День природы»
Акция « Чистая клумба»
Спортивная игра «Зов Джунглей»
Беседа «Зеленая аптека»
Умники и умницы «В мире животных»
08.06. «Соблюдай правила дорожного движения!»
Конкурс плакатов «Пусть дорога будет безопасной»
Игра – путешествие «Дорожный лабиринт».
Весёлые старты «Разноцветная эстафета».
09.06. «День здоровья».
Викторина «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»
Спортивно-экологический поход «Лесной тропою к крепкому здоровью»
Выпуск газет «Я – за здоровый образ жизни!»
10.06. «День театра»
Поездка в г. Вологду в драмтеатр на спектакль «В погоню за миллионом»
11.06. «Просторы Родины бескрайни!»
Беседа о символике России, участие в районной викторине ко дню России.
«Я люблю тебя, Россия!»- познавательно-интеллектуальная программа
Конкурс рисунков «Тихая моя Родина»
Экскурсия в сельскую библиотеку.
14. 06. «Мы –исследователи природы»
Выездное практическое занятие по изучению дендрофлоры старинного парка с. Северная ферма»
Игры на свежем воздухе. Акция «Старинным паркам – нашу заботу!»
15.06. «Олимпийские игры»
Интеллектуально-спортивная игра «Секретный пакет».
Спортивная викторина.
Соревнования по баскетболу между отрядами.
16.06. «Мы –исследователи природы»
Выездное практическое занятие в старинный парк с. Северная ферма «Экологическое состояние травянистых растений» Сбор гербария растений.
Игры на свежем воздухе.
17. 06. «День Нептуна»
Праздник Нептуна.
Интеллектуальная игра «Морской бой».
Конкурс рисунков «Морской мир».
18.06 «День экологического творчества»
Познавательная программа «Жители лесного царства – зелёного государства».
Конкурс поделок из бросовых материалов «Рукотворные чудеса».
Игры на свежем воздухе.
20.06. «День Путешественника»
Выездная экскурсия в г. Кириллов.
Обзорная экскурсия по городу и музею Кирилло- Белозерского монастыря
Экологическая акция по сбору мусора ( памятник природы «Чудотворный источник»)
21. 06 «День пожарной безопасности»
Поездка в г.Вологду в музей пожарной части.
Посещение аттракционов в парке Ветеранов труда.
22.06. День Памяти и Скорби»
Акция «Ветеран»
Поездка по святым местам «Память веков: православные храмы» ( Макарово-Андроново – Кубенское –Воздвиженье – Богослово_Макарово)
Торжественная линейка «Закрытие лагерной смены».