Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Василия Дмитриевича Ревякина р.п.Самойловка Самойловского района Саратовской области"
«Утверждаю»
Директор МБОУ
« СОШ №2 им.В.Д.Ревякина
р.п.Самойловка»
__________Р.Н.Будённый
Программа
летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
«Солнышко»
Возраст детей: 7-11 лет
Срок реализации: 2021 г.
Самойловка 2021
Пояснительная записка………………………………...…………….3
Содержание программы……………………………………………10
Формы и методы работы. Учебно-методическое оснащение
программы.………………………………………………………… 12
Направления деятельности……………………………………….13
Режим дня……………………………………………………………14
План работы отряда………………………………………………..15
Приложения…………………………………………………………
\
Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для укрепления здоровья. Здоровье -бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время всё очевиднее становится ухудшение здоровья детей. Поэтому, забота о сохранении здоровья детей- важнейшая обязанность школы,
отдельного учителя и самого ребёнка. Здоровье-основа формирования личности. Приоритетным направлением программы является подготовка и организация воспитательно-оздоровительной работы в летнем пришкольном лагере. Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания, который функционирует на базе школы. В нем отдыхают дети из малообеспеченных, многодетных семей, дети группы риска, состоящих на внутришкольном контроле. Длительность смены 21 день. В пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами, укрепляет здоровье.
Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, - было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. Пришкольный лагерь открывается на основании приказа по учреждению и комплектуется из обучающихся 1-4 классов. Зачисление производится на основании заявления родителей (законных представителей). В лагере организуются отряды с учётом возрастных особенностей и интересов обучающихся, строго соблюдаются требования санитарно-гигиенических норм и правил, правил техники безопасности.
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
Лагерь размещается на базе МБОУ«СОШ №2 им. В.Д.Ревякина р.п.Самойловка». В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка, организацию активного, насыщенного отдыха детей, проведение работы по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря. Основная идея программы - обеспечить ребёнку возможность сохранения здоровья в летний период, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни. Представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков.
Цель: Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.
Задачи:
Создать условия для активного и здорового отдыха детей.
Формирование устойчивой мотивации на здоровье у уч-ся, педагогов родителей.
3.Формировать развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
4. Формировать качества, составляющие культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
Сроки реализации программы: с 15 июня по 13 июля 2021 года: 1 лагерная смена; одна смена – 21 день.
Ожидаемые результаты работы лагеря:
укрепление здоровья детей(мониторинг здоровья)
развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой испортом;
расширение социального опыта;
формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
формирование осознанного отношения к своему здоровью.
Методические основы и принципы работы Методической базой для проектирования воспитательной работы в лагере являются достижения отечественной лагерной педагогики и методики воспитания. Педагогами разработан комплексный подход к организации работы с детьми в лагере на основе разнообразия видов и форм деятельности, отказа от излишнего увлечения массовыми мероприятиями, от авторитарного принуждения, внимания к личностному росту каждого ребенка.
Программа летнего лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений
уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
уважение и терпимость к мнению детей;
самоуправление в сфере досуга;
создание ситуаций успеха;
приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;
защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем лагере «Солнышко» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях: необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
o оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной,
учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях: вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности; сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей; постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»); грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно
мне»); грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»); грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других
людей и для природы»).
Принцип личностного Я
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях: при развитии детского самоуправления;
при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа. при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия; oв учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов
Принцип открытости.
Участие в процессе воспитания максимального количества институтов и людей.
Объективные факторы работы лагеря
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
Временный характер детского объединения.
Разнообразная деятельность– насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.
Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностноориентированный подход означает, что степеньинтенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
Изменение позиции ребёнка– своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природноклиматических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
Здоровьесберегающие технологии – воздушные ванны, разучивание спортивных комплексов упражнений.
Нормативно-правовая база
1. Международные документы:
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН, 20.11.1989 г.) - Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) 2. Федеральные документы:
ФЗ РФ от 29.12.2012 г, № 273 «Об образовании в РФ"
ФЗ РФ от 05.04.2013 г. N 56 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»
3. Локальные документы
Устав МБОУ«СОШ №2 им. В.Д.Ревякина р.п.Самойловка»
Программа летнего отдыха детей в оздоровительном лагере «Солнышко»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Организационно-педагогическая деятельность
комплектование штата лагеря кадрами
участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей
совещание при директоре, зам. директора по воспитательной работе по организации летнего отдыха учащихся
проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей
Оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
утренняя гимнастика;
принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
организация пешеходных экскурсий по местам посёлка;
организация здорового питания детей;
организация спортивно-массовых мероприятий:
спортивные эстафеты;
подвижные спортивные игры;
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
Огонёк «Будем знакомы!»
Коммуникативные игры «Тутти-фрутти», «Снежный ком», «Назовись» и др..
Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас» и др..
Игры на сплочение коллектива «Зоопарк – 1», «Заколдованный замок», «Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!», «Хвост дракона», «Зоопарк-2» и др.
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
Инструктажи для детей:«Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде» и др.
Беседы: «Мой рост, мой вес», «Друзья Мойдодыра и наше здоровье», «Значение спорта в жизни человека», «Осторожно, клещ!», «Чтоб всегда красивым быть, надо…», «Твой режим дня на каникулах», «Вредные привычки и их последствия для организма».
Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасный путь в лагерь», «Безопасность в доме», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде».
Мероприятия на развитие творческих способностей:
Оформление отрядных уголков, стенных газет, ярмарка идей и предложений; загадки, кроссворды, ребусы, мастер – класс «Гексафлексагон» в технике оригами, конкурс «Летний вернисаж» и др.
Развлекательные мероприятия: «Счастье, солнце, дружба – вот, что детям нужно!», игровая программа «Игры нашего двора», спортивно – игровая программа «Что за прелесть эти сказки», конкурс «Раз картинка, два картинка» (соревнование по собиранию пазлов), квест – игра «По следам дикого зверя».
Работа по привитию навыков самоуправления
Выявление лидеров, генераторов идей;
Распределение обязанностей в отряде;
Закрепление ответственных по различным видам поручений;
Дежурство по столовой, игровым площадкам;
Формы и методы работы
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение ,организация конкурсов рисунков, плакатов, утренников, экскурсий; метод интерактивного обучения ( тренинги, ролевые игры,дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации. Организация содержательного досуга при минимальных затратах, обеспечить ребёнку возможность сохранения здоровья в летний период. Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание детского самоуправлениясамостоятельности в проявлении инициативы.
Учебно-методическое оснащение программы
О.Е.Жиренко «Я-гражданин России!», М: «Вако», 2008г.
М.А.Михайлова «Поём, играем, танцуем», М: «Просвещение», 2010г.
Л.Н.Яровая «Внеклассные мероприятия», В: «Учитель», 2000г.
П.М.Горев «Творческие прогулки под звёздами», Киров: «МЦИТО», 2014г.
Н.Г.Кувашова «Праздники в начальной школе», В: «Учитель», 2005г.
М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры», М: «Просвещение», 2003г.
М.Константинова «Школьный год – без хлопот!», Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000г.
М.Р.Максиняева «Занятия по ОБЖ с младшими школьниками», М: «ТЦ Сфера», 2004г.
Направления деятельности:
Образовательная деятельность предусматривает мероприятия с изучением духовно-нравственных традиций, истории родного края, знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивноразвлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Трудовая деятельность – одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.
Формы деятельности:
Благоустройство пришкольного участка: уход за зелеными насаждениями, полив цветов.
Уход за комнатными растениями.
Дизайнерские работы: оформление стендов, художественных мини-галерей.
Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.). Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
РЕЖИМ ДНЯ
детского оздоровительного лагеря «Солнышко»
с дневным пребыванием
МБОУ «СОШ №2 им. В.Д.Ревякинар.п.Самойловка»
в летний период 2021 года
Сбор детей, зарядка | 8:30–9:00 |
Утренняя линейка | 9:00–9:15 |
Завтрак | 9:15–10:00 |
Работа по плану отрядов, общественно полезный труд, работа кружков и секций | 10:00-12:00 |
Оздоровительные процедуры | 12:00-13:00 |
Обед | 13:00-14:00 |
Свободное время | 14:00-14:30 |
Уход домой | 14:30 |
Приложение №1
Анкета организационного периода.
Дорогой друг! Мы рады приветствовать тебя в детском лагере Чтобы ты смог лучше провести время в лагере, мы предлагаем тебе ответить на несколько вопросов. Твои ответы помогут нам построить свою работу так, чтобы ты смог хорошо отдохнуть и восстановить свои силы. Выбери из предложенных ответов тот, который считаешь нужным и подчеркни его.
Если у тебя есть свой вариант ответа, то впиши его.
1.Чего ты больше всего ждешь от пребывания в лагере (выбрать не более 3-х вариантов)?
а) подружиться с ребятами, найти друзей
б) приобрести новые знания, умения в области своих интересов
в) научиться влиять на людей, самостоятельно организовать какие-либо дела
г) укрепить свое здоровье, улучшить физ. подготовку
д) выявить свои возможности, лучше узнать и понять себя
е) просто__ отдохнуть, весело провести время
Предлагаем тебе выбрать направления студий, мастер-классов, в которых ты хотел бы заниматься: а) вокал
б) танцы
в) спорт
г) общение
д) прикладное творчество
е) свой вариант (запиши)
Отметь, пожалуйста, те качества, которые, по твоему мнению, очень важны для людей: а) любознательность
б) честность
в) доброта
г) дисциплинированность
д) смелость
е) трудолюбие-
ж) инициативность
з) толерантность
и) справедливость
Как ты относишься к физическим упражнениям и спорту?
а) Постоянно тренируюсь, участвую в соревнованиях
б) Занимаюсь на досуге
в) Спортом интересуюсь как зритель, болельщик
г) Занятия спортом меня не увлекают 5. Как ты оцениваешь свое здоровье?
а) Чувствую себя совершенно здоровым
б) Здоровье в целом хорошее, но хотелось бы быть более крепким
в) Здоровье иногда «хромает», хотя больным себя не ощущаю
г) К сожалению, здоровьем похвастать не могу, болею довольно часто 6. Как ты думаешь, стоит ли уделять особое внимание своему здоровью?
а) Да, это необходимо
б) Да, нужно, но я специально этим не занимаюсь
в) Я над этим не задумывался
г) Я не считаю это необходимым, т.к. считаю себя здоровым
7. Что из ниже перечисленного тебе удается лучше всего без особых усилий?
а) Познакомиться с новыми людьми, вступить с ними в разговор
б) Найти для себя интересное дело
в) Организовать других ребят для выполнения какого-либо дела, игры, занятия
г) Справиться с возникающими в жизни проблемами
д) Довести задуманное дело до конца
е) Прийти на помощь к другим при необходимости
ж) Выступить с каким-либо предложением
з) Самостоятельно решить вопрос и принять решение
Анкета адаптации детей в условиях лагеря:
Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?
Если тебе интересно в лагере, то, что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то ещё?
Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы и др.?
Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?
Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
Ты пойдёшь на следующий год в лагерь? Если не пойдёшь, то почему?
Тебе хотелось бы остаться на вторую смену?
Что ты рассказываешь дома о лагере?
Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).
Хочется ли тебе идти домой после лагеря?
Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?
Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, туристическая эстафета, праздники, экскурсии, походы)?
Анкета итогового периода:
1.Как ты думаешь, что стало для тебя самым важным в смене?
2.В какой роли ты смог выступить в течение смены?
3.Улучшилось ли состояние твоего здоровья?
4.С какими проблемами ты столкнулся в лагере?
5.Кто тебе помогал решать возникшие проблемы?
6.Назови, пожалуйста, самое яркое событие в смене.
7.От чего бы ты отказался в лагере?
8.Если у тебя будет желание посещать лагерь еще раз, ты бы:
Выбрал бы снова свой отряд
Выбрал бы себе другой отряд
Ни за что бы сюда больше не пришел.
Опросник
Если вас заинтересовал анализ качества вашей работы в течение смены, то рекомендуем вам провести анкету «КАК МЫ ЖИЛИ?»
Анкета
Нравится ли тебе посешать оздоровительный лагерь?
Ты пришел (а) по желанию или по настоянию родителей?
Жалеешь ли ты об этом?
Чего, с твоей точки зрения, в этой смене в жизни лагеря было больше:
положительного отрицательного
Можно ли сказать, что вожатые и воспитатели работали хорошо?
Чего, по твоему мнению, в жизни отряда в этой смене было больше:
положительногоотрицательного
Считаешь ли ты, что ваш вожатый самый лучший?
Если да, то почему?
а) потому что закрывает глаза на поведение;
б) личная симпатия;
в) умеет зажечь, руководить, рассказывать и т.д.
Хотел бы ты начать смену сначала в том же составе?
В каком году в лагере было лучше?
Разумеется, предложенные вопросы не ограничивают весь их перечень, которым может пользоваться вожатый. Какая информация вам необходима? Основываясь на этом, вы можете составить свои вопросы.
УСТАВ
Лагеря « Солнышко»
Вожатый и педагог обязаны:
Иметь свой план работы и следовать ему.
О
рганизовать активный интеллектуальноэмоциональный и насыщенный отдых в течение дня.
Жить и творить вместе с членами отряда.
Предоставить каждому ребенку свободу выбора.
Уметь понимать себя и других.
Знать о местонахождении каждого ребенка в течение дня.
Быть искренними.
Помочь каждому ребенку, если ему трудно.
Верить в свой отряд.
Проводить утром и в обед отрядные сборы.
Вожатый и педагог имеют право:
Быть не руководителями, а товарищами.
Помогать членам отряда в реализации их идей.
Помнить, что воспитывают не только словом, но и делом и личным примером.
Чаще вспоминать, какими они были в детском возрасте.
Дети обязаны:
Неукоснительно соблюдать режим.
Бережно относиться к имуществу лагеря.
Принимать активное участие во всех мероприятиях.
Найти себе занятие по душе.
Быть полезными для других.
Верить в себя и свои силы.
Реализовать все свои способности и таланты.
Не скучать.
Дети имеют право:
Иметь свою точку зрения и уметь ее отстоять.
Разделить с вожатыми и педагогами ответственность за организацию жизни отряда.
Иметь время для занятий по интересам.
Обсуждать любые вопросы, связанные с жизнью отряда.
Фантазировать. Изобретать. Творить.
Приложение №2
Дидактический материал по теме «Пожарная безопасность»
Тесты.
Выберете правильные ответы:
Какой материал являются легковоспламеняемым?
А) металл Б) бензин В) бетон
Что может явиться причиной пожара?
А) вода, выливающаяся из шланга
Б) включенный в розетку утюг
В) попугай, сидящий на люстре
Что можно отнести к средствам пожаротушения?
А) газовый баллончик Б) вода В) песок
Что нельзя использовать в качестве игрушки:
А) куклу
Б) конструктор «Лего»
В) спички
Чем можно защититься от дыма во время пожара?
А) мокрой тряпкой, закрыв лицо
Б) противогазом
В) прозрачным полиэтиленовым пакетом
Какие вещи разрешается развешивать на электропроводах?
А) мокрые
Б) сухие
В) никакие
Кроссворд по теме «Пожарная безопасность»
По горизонтали:
Что в народе называют «красным петухом»? /огонь/
Болезненное состояние, вызванное попаданием в организм вредных и ядовитых веществ. /отравление/
В деревянном домике проживают гномики.
все такие добряки – раздают всем огоньки. /спички/
По вертикали:
Я и туча, и туман, и ручей , и океан,
И летаю, и бегу, и пожар тушить могу /вода/
Это бедствие – огонь, дым, жар.
Называется -- …../пожар/
Защищу я от огня
В комнате, машине.
Лишь нажмите мой рычаг.
Я - …… /огнетушитель/