Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования села Марково»
ПРОГРАММА
ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
с. Марково 2022 г
Срок реализации программы: 2022-2026 г.
Краткосрочный на период летней смены.
Паспорт программы
Полное название программы | Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей |
Юридический адрес организации заявителя/ телефон | 689530, Чукотский автономный округ, Анадырский район, село Марково, ул. Брезина 19. 8(427)3291190 |
Приоритетные категории детей | Дети от 7 до 14 лет : - дети социально благополучной категории - дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; - не более 65 человек в одну смену |
Цель программы | Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул. Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие, приобщение детей к трудовой деятельности. Профилактика правонарушений и обеспечение занятости подростков в летний период. |
Направление деятельности | Комплексная. Включает в себя разноплановую деятельность , объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря |
Содержание программы | Мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты и условия реализации, приложения. |
Срок реализации | 2022-2026 г. Краткосрочный на период летней смены. |
Разработчики Программы | Педагогический коллектив МБОУ «Центр образования с. Марково» |
Исполнители Программы | Участники образовательного процесса МБОУ «Центр образования с. Марково» |
Пояснительная записка
Детские лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Ежегодно для учащихся открываются оздоровительные смены в лагере с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «Центр образования с. Марково».
Цель. Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи
Создание условий для организованного отдыха детей.
Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
Создание системы физического оздоровления детей.
Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
Привитие навыков трудовой деятельности.
Профилактика правонарушения и безнадзорности.
Воспитание ответственности, бережного отношения к природе, развитие экологического кругозора.
Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря ориентирована на организацию содержательного досуга детей в каникулярный период. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей, детей, находящихся в социально-опасном положении. Данная программа является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления отдыха и воспитания детей.
В лагере создаются от 2х до 4х разновозрастных отряда, различной направленности: физкультурно – спортивное направление, трудовой отряд экологического направления, художественно- творческое направление и другие.
Воспитателями в лагере работают квалифицированные педагоги из числа педагогов Центра. Решению поставленных задач помогают условия, созданные в школе для работы лагеря: игровые комнаты, спортивный зал, пришкольная спортивная площадка, библиотека, сельский ДК.
Основное содержание программы
Работа лагеря дневного пребывания начинается с реализации программы и составления плана работы, план начинается с выбора тематики и создания легенды. От этого выбора во многом зависит успех всей смены и летней кампании в целом.
Каждый год легенды меняются и потому они вписываются не программу лагеря, а в план-сетку с разработкой сценария мероприятий. Поэтому педагогический коллектив МБОУ «Центр образования с. Марково» большое внимание уделяет выбору тематики смены и написанию соответствующей легенды.
Рекомендации. Для простоты можно ориентироваться на то, год чего объявлен в России (например, Год народного искусства). Продумать, какие праздники и памятные даты можно будет органично включить в план-сетку. Можно также за основу взять популярный мультфильм, историческое событие, интересный краеведческий материал или местную легенду, достопримечательность. Необходимо учитывать соответствие тематики возрастному контингенту детей-участников смены.
Желательно придумать собственную изюминку. Нестандартные решения всегда находят высокую оценку детей. Более того, одна нестандартная идея может указать на множество других хороших идей. Когда тема смены выбрана, следует устроить «мозговой штурм» для проработки деталей, ключевых мероприятий. Для этого можно выписать на листе бумаге максимум ассоциаций, связанных с ней. Выделите из этого списка наиболее яркие, существенные ассоциации. Например, для смены «ЛетоФильм» в «Солнечном городе»: киностудия, «Оскар», съёмочная площадка и т.д. Из этого логично вытекает, что отряды становятся киностудиями, начальник лагеря – генеральным директором, старший вожатый – режиссёром, воспитатель – продюсером, валютой – «кадрики», общеотрядное мероприятие – премьера, «Мисс и Мистер лагеря» – «Мисс и Мистер Голливуд» и т.д.
Далее план-сетка и ключевые мероприятия разрабатываются более подробно с использованием составленного списка ассоциаций. Для оформления лагерного стенда и отрядных уголков это будет включать разработку антуража (например, в виде киноленты, в каждом кадре которой будут отображаться жизнь лагеря и отряда, ключевые события) и детальную разработку каждого кадра («Режим дня», «Поздравлялочка», «Меню», «Список отряда» и т.д.) с учётом выбранной тематики (отряд – киностудия и т.д.).
Приоритетные направления воспитательной работы
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей- это педагогическая система, способствующая развития ребенка как творческой личности, гражданина и патриота своей Родины, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.
В основу реализации программы заложены разные виды деятельности:
Гражданско – патриотическая деятельность
Физкультурно – оздоровительная деятельность
Художественно – творческая деятельность
Трудовая (экологическая) деятельность
Досуговая деятельность
Кружковая деятельность
Гражданско – патриотическая деятельность
Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления формируют у детей соответствующие знания о правах и правилах поведения.
Задачи
Воспитание школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы, родного края; от воспитания любви к родной школе и отчему дому к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Приобщение к духовным ценностям российской истории.
Развитие волонтерского движения
Основные формы работы
Интерактивные викторины
Конкурсы рисунков (в том числе и на асфальте)
День памяти и скорби «Никто не забыт, ничто не забыто»;
Библиотечные часы
Беседы, игры, викторины по теме «Мой край родной»
Акции волонтерского движения
Физкультурно – оздоровительная деятельность
В это направление входят мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, ПБ, ПДД, оказание первой медецинской помощи.
Задачи
Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
Выработка и укрепление гигиенических навыков;
Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы работы
Утренняя гимнастика (зарядка)
Спортивные игры на спортивной площадке.
Подвижные игры на свежем воздухе
Эстафеты, спортивные мероприятия (спортивная игра «Веселые старты», эстафета
«Вместе мы сильнее», «Малые олимпийские игры»)
Беседы, лекции «По дорожке, по тропинке в страну здоровья », «Мы – за
правильное питание!» (с использованием ИКТ)
Ожидаемый результат
Социально - активная личность, физически и психически здоровая, обладающая
духовно-нравственными качествами
Художественно – творческая деятельность
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Задачи
Приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, воспитывая у детей потребность, вносить элементы прекрасного в окружающую
среду, свой быт.
Формирование художественно-эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства, свой труд.
Развитие творческих способностей детей.
Основные формы работы
Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс
стенгазет и рисунков «Лето нашей мечты»)
Конкурсные программы ( «С детства дружбой дорожи!»)
Творческие конкурсы («Мир всем детям земли!», конкурс рисунков «Профессии моих родителей», «Растение, которое я бы хотел спасти!», «С волшебной кисточкой по сказкам Пушкина», «Мы – дети России!» )
Игровые творческие программы («Вместе весело шагать»)
Концерты («Алло, мы ищем таланты!»)
Мастер-класс по прикладному творчеству
Ожидаемый результат
Развитое чувство прекрасного.
Умение найти себя в творчестве.
Массовое участие в культурном досуге.
Трудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Задачи
Формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности
Воспитание у детей личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.
Основные формы работы
Бытовой самообслуживающий труд (дежурство)
Общественно значимый труд (уход за цветочными клумбами)
Уборка прилегающей территории
Операции «Чистое село – чистая совесть», «Уют»
Досуговая деятельность
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Задачи:
Основные формы работы:
Мероприятия различной направленности
Игры «Тропа испытаний» и тд.
Викторина «Устами младенца» и т.д.
Конкурсно-развлекательная программа «Лето красное – звонче пой!» и т.д.
Инсценирование отрывка из русских народных сказок
Флешмоб «Танцуй вместе снами!» и т.д.
Конкурсная программа «Фабрика звезд» и т. д.
Ожидаемый результат:
Личность, творчески проводящая свободное время.
Механизм реализации программы
Нормативно правовые условия реализации программы:
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991 г.
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990 г.
Устав МБОУ «Центр образования с. Марково»
Санитано- эпидемиологическое заключение. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чукотскому автономному округу
Положение о пришкольном лагере дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности. (инструктажи)
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Акт приемки лагеря.
План работы.
Материально – технические условия предусматривают
№ | Помещения | Применение |
1 | Кабинеты | Комнаты для отрядов, для отдыха, подготовки отрядных мероприятий |
2 | Спортивный зал | Занятия спортом, состязания |
3 | Спортивная площадка | Линейка, зарядка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания |
4 | Школьный двор | Отрядные дела, игры-путешествия |
5 | Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря |
6 | Школьная столовая | Завтрак, обед |
7 | Комнаты гигиены | Туалеты, раковины для умывания |
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение – это целенаправленный процесс и результат оснащения педагогов, воспитателей методическими средствами и информацией, которые способствуют эффективному осуществлению работы в лагере. Методическая работа осуществляется посредством следующих форм:
Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
Должностные инструкции всех участников процесса.
Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Проведение ежедневных планёрок.
Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Журнал по технике безопасности и охране здоровья детей.
Кадровое обеспечение программы
Подбор педагогических сотрудников для работы осуществляется из числа работников Центра образования, имеющих педагогическое образование. Планирование и организацию работы лагеря осуществляют: зам.директора по ВР- руководитель летнего отдыха детей, педагоги – предметники, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, музыкальный работник, медицинские работники, учитель физической культуры
5. Мероприятия по реализации программы
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Подготовительный - март- апрель- май |
Прием заявлений от родителей Составление списков детей. | Март | Зам. директора по ВР- руководитель летнего отдыха |
Составление необходимой документации для деятельности лагеря Приказы, план- сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д. | Апрель- май | Зам. директора по ВР- руководитель летнего отдыха |
Сбор документов для получения. Санитано- эпидемиологическое заключение. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чукотскому автономному округу | Май – июнь | Зам. директора по ВР- руководитель летнего отдыха |
Организационный –– июнь |
Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей | Июнь | Воспитатели |
Запуск программы | | Воспитатели |
Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря. | | Воспитатели медсестра |
Практический – июнь |
1 период 2-3дня 1. запуск программы; 2. встреча детей, оформление отрядных комнат, подготовка к открытию лагерной смены; 3. знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря; 4. проведение мониторинга физического развития обучающихся в начале лагерной смены (измерение роста, веса, мышечной силы, спирометрия лёгких) | Июнь | Воспитатели, педагоги дополнительного образования , Учитель физической культуры , медицинская сестра |
2 период 1. реализация основных принципов и идей смены; 2. вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел 3. мастерских, творческих лабораторий, проведение общелагерных, отрядных мероприятий, тематических дней, ролевых игр, трудовых десантов, экскурсий; 4. сбор фотоматериалов для создания альбома о лагерной смене «Наши лучшие моменты» | Июнь – июль | Воспитатели, педагоги дополнительного образования , Учитель физической культуры , |
Заключительный этап – июль |
Подведение итогов смены 1. итоговое дело; 2. закрытие смены; 3. проведение мониторинга физического развития обучающихся в конце лагерной смены (измерение роста, веса, мышечной силы, спирометрия лёгких); 4. создание фильма о лагерной смене; 5. составление фотоальбома; | Июль | Воспитатели, педагоги дополнительного образования , Учитель физической культуры , медицинская сестра |
Рефлексия | Конец смены | Воспитатели |
Мониторинг | Конец смены | Воспитатели |
Выработка перспектив развития программы | Июль | Зам. директора по ВР- руководитель летнего отдыха |
Приложение
Режим дня
Летнего оздоровительного лагеря
на базе МБОУ «Центр образования с. Марково»
№ п/п | Элементы режима дня | Пребывание детей с 09.00 до 15.00 часов |
1 | Сбор детей, утренний фильтр, зарядка | 09.00 – 09.30 |
2 | Утренняя линейка | 09.30 – 09.40 |
3 | Завтрак | 09.40 – 10.10 |
4 | Работа по плану отрядов, общественно полезный труд, работа кружков и секций | 10.10 – 13.00 |
5 | Оздоровительные процедуры | 13.00 – 13.50 |
6 | Обед | 14.00 – 14.30 |
7 | Свободное время | 14.30 – 15.00 |
8 | Организационные моменты, инструктажи | 14.30 – 15.00 |
9 | Уход домой | 15.00 |
Устав лагеря
Педагоги обязаны:
Иметь свой план работы и следовать ему.
Организовывать активный, интеллектуально-эмоциональный и
насыщенный отдых в течение дня.
Жить и творить вместе с членами отряда.
Предоставить каждому ребенку свободу выбора.
Уметь понимать себя и других.
Знать о местонахождении каждого ребенка в течение дня.
Быть искренними.
Помочь каждому ребенку, если ему трудно.
Верить в свой отряд.
Педагог имеет право:
Быть не руководителем, а товарищем.
Помогать членам отряда в реализации их идей.
Помнить, что воспитывают не только словом, но и делом и личным
примером.
Чаще вспоминать, какими они были в детском возрасте.
Дети обязаны:
Неукоснительно соблюдать режим.
Бережно относится к имуществу лагеря.
Принимать активное участие во всех мероприятиях.
найти себе занятие по душе.
быть полезными для других.
верить в себя и свои силы.
Реализовывать все свои способности и таланты.
Не скучать.
Дети имеют право:
Иметь свою точку зрения и уметь её отстоять.
Разделить с педагогами ответственность за организацию жизни
отряда.
Иметь время для занятий по интересам.
обсуждать любые вопросы, связанные с жизнью отряда.
Фантазировать. Изобретать. Творить.
Речевки:
Спортивная речевка (из журнала
«Вожатый»)
- Мы идем на стадион.
- Отряд наш будет чемпион.
- Мускулы сильные (говорят
мальчики).
- А сами мы красивые (говорят
девочки).
- Кто задору, солнцу рад?
- Эй, спортсмены, стройтесь в ряд!
- А команда есть?
- Есть!
- Капитаны здесь?
- Здесь!
- Выходи скорей на поле
Поддержать отряд и честь!
В столовую
- Раз, два,
- Мы не ели,
- Три, четыре,
- Есть хотим!
- Открывайте шире двери,
А то повара съедим.
Поварятами закусим,
Поварешками запьем.
Ложки, вилки поломаем,
А столовую запрем,
Нас кормите, повара,
Прокричим мы вам «ура»!
Собирайся, детвора!
На обед нам всем пора.
Там оладьи с пылу, с жару,
Суп, котлетки здесь на пару!
Бери ложку, бери хлеб
И садись-ка за обед!
До чего блюда вкусны!
И съедим их быстро мы.
Что голодный хор поет,
Когда повар есть зовет?
- Дети, дети!
- Да, да, да!
- Есть хотите?
- Да-а! Да-а! Да-а!
Нам еда полезна будет,
Силы новые разбудит.
На зарядку! (журнал «Вожатый»)
- На зарядку выходи!
- На зарядку всех буди.
- Все ребята говорят:
- Физзарядка – друг ребят!
- Физкультурничек – ребенок,
- Набирайся-ка силенок!
- Физзарядка по утрам
Не во вред – на пользу нам.
Левая, правая, бегая, плавая.
Вырастем смелыми,
На солнце загорелыми.
Патриотическая
- Печатая шаг.
- Сильные руки,
- Гордые плечи,
- Солнце в ладонях,
- Солнце в глазах.
- Слышишь, товарищ,
- Пульс планеты?
-Ребята шагают
- Руки – к штурвалу,
- Помыслы – к солнцу,
Нам высота – не помеха!
Сегодня мечтаем, а завтра дерзаем
– Ребята Нового века!
Названия, девизы детских отрядов
Отряд «Морячки»
Девиз:
Друг за друга мы горой,
Таков обычай наш морской.
Отряд «Паровозик»
Девиз:
Катись, катись, но не споткнись!
или
Всех возьмет с собой
Паровозик озорной.
Отряд «Неунывайка»
Девиз:
Убедитесь вы не раз –
«Неунывайка» – это класс.
Отряд «Лопухи»
Девиз:
Расти, лопух, – не знай проблем,
Цвети, лопух, на зависть всем,
Кто создает нам множество
проблем.
Отряд «Чирикнутый»
Девиз:
Наша стайка хоть мала,
Но подвижна и умна.
Отряд: «Веселые гномы»
Девиз:
«Гномом» стал, так не пищи –
Легкой жизни не ищи.
Отряд «Черный кот»
Девиз:
Вперед, коты!
Трубой хвосты,
Не смейте обращаться
К нам на «ты».
Отряд «Мумий тролль»
Девиз:
Хоть ты лопни, хоть ты тресни,
«Мумий тролль» – на первом
месте.
Отряд: «Бабки Ежки»
Девиз:
Если долго мучиться,
Что-нибудь получится.
Оглянись скорей вокруг,
Нет ли дел для наших рук?
Анкета
личностного роста
1. Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?
2. Если тебе интересно в лагере, то что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то ещё?
3. Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы и др.?
4. Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?
5. Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
6. Ты пойдёшь на следующий год в лагерь? Если не пойдёшь, то почему?
7. Тебе хотелось бы остаться на вторую смену?
8. Что ты рассказываешь дома о лагере?
9. Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).
10.Хочется ли тебе идти домой после лагеря?
11.Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
12.Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?
13.Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, туристическая
эстафета, праздники, экскурсии, походы)