УТВЕРЖДАЮ
Директор
МАОУ «Бургуйская СОШ»
____________/Тудунова Д.Б./
Программа
лагеря труда и отдыха
КРУТО
( команда ребят умеющих трудиться и отдыхать)
Возраст детей: 14-17лет; Срок реализации: 1 год.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. | Направление программы | Спортивно - оздоровительное, патриотическое, досуговое, трудовое, творческое, социально- адаптационное. |
2. | Полное название программы | Программа лагеря труда и отдыха «Круто» при МАОУ «Бургуйская СОШ» |
3. | Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу | Муниципальное автономное образовательное учреждение «Бургуйская средняя общеобразовательная школа» |
4. | Организаторы программы | Педагогический коллектив МАОУ «Бургуйская СОШ» |
5. | ФИО авторов программы, с указанием места работы, должности, контактного телефона | Шагдурова А.Г, педагог-организатор МАОУ «Бургуйская СОШ» 891436387040 |
6. | Цель программы | Создание оптимальных условий по предотвращению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в период летних каникул, организация каникулярной занятости подростков, трудоустройство. Организация труда и отдыха учащихся, помощь в укреплении семейной экономики. |
7. | Задачи | Закрепление практических навыков сельскохозяйственных работ в процессе благоустройства школы в летний период; Социально - трудовая подготовка через производительный труд, самообслуживание, труд по благоустройству; Закрепление практических навыков проведения ремонтных работ и работ по благоустройству. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, популяризация здорового образа жизни; Формирование культуры межличностного общения; Профилактика безнадзорности, правонарушений подростков. |
8. | Ожидаемый результат | -Внедрение эффективных форм организации труда и отдыха, оздоровления и летней занятости детей; - Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря; -Формирование умений и навыков, приобретение жизненного опыта, адекватного поведения; -Развитие индивидуальных способностей и задатков каждого ребёнка |
9. | Место реализации программы | МАОУ «Бургуйская СОШ» |
9. | Адрес, телефон | Республика Бурятия, Закаменский район,,с. Бургуй., ул. Наринская д.9 |
8. | Количество участников программы | 1 смена – 24 учащихся |
9. | Возраст участников программы | 14 -17 лет |
10. | Сроки реализации | 1 смена - 01.06.18-18.06.18г |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лето - самая долгожданная пора в жизни любого школьника, ведь это самые длинные в году каникулы. А каникулы - это время восстановления здоровья, восполнения сил, израсходованных в течение учебного года, развития творческих способностей, открытий нового и интересного. Летнее время препровождение это кардинальное изменение процесса формирования личности. Психологи уверяют, что в личностном плане лето - более напряженный период, чем зима.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет ЛТО.
Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению, как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта учащегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.
Создаются большие возможности для организации неформального общения. Неформальность же обстановки позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.
Большая роль отводится организации занятости детей в летний период времени, остающихся в посёлке как мощная форма против безнадзорности, асоциального и аддитивного поведения подростков.
За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
модернизацией старых форм работы и введением новых;
необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в
реализации цели и задач программы.
Таким образом, главная идея создания летнего трудового лагеря - помочь учащихся использовать период летнего отдыха для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями. Предоставить возможность каждому подростку проявить свои творческие организаторские способности, приобщить учащихся к трудовой деятельности, расширить круг общения детей через совместное обсуждение тех или иных вопросов со своими педагогами, сверстниками.
При разработке программы также учитывалась социальная среда, в которой обитают воспитанники лагеря. Некоторые из них живут в неполных семьях, часть детей - опекаемые.
Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в возрастных отрядах с наполняемостью до 20 человек.
Трудовой лагерь при школе организуется из учащихся 8-х и 10-х классов на 18 календарных дней. Каждая бригада работает на различных объектах.
ЦЕЛЬ: Создание оптимальных условий по предотвращению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в период летних каникул, организация каникулярной занятости подростков, трудоустройство. Организация труда и отдыха учащихся, помощь в укреплении семейной экономики.
ЗАДАЧИ:
закрепление практических навыков сельскохозяйственных работ в процессе благоустройства школы в летний период;
социально - трудовая подготовка через производительный труд, самообслуживание, труд по благоустройству;
Закрепление практических навыков проведения ремонтных работ и работ по благоустройству.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, популяризация здорового образа жизни;
Формирование культуры межличностного общения;
Профилактика безнадзорности, правонарушений среди подростков.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
Конституция РФ;
Закон РФ «Об образовании»;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
Приказ «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ | Этапы и виды деятельности | Сроки реализации |
1 | Подготовительный этап Работа по подготовке программы а) проведение совещания с целью заинтересованности педагогического коллектива по вопросам планирования и организации летней оздоровительной кампании; б) издание приказа по школе о проведении летней кампании; в) отбор кадров для работы в лагере труда и отдыха; г) прохождение медицинского осмотра членами педагогического коллектива; д) прохождение инструктажа по технике безопасности. а) проведение родительских собраний в 1- 10-х классах по планированию летней занятости детей; б) проведение анкетирования. а) проведение анкетирования; б) оформление документации. Разработка документации положение о лагере социальный паспорт лагеря штатное расписание график работы персонала изучение документов по технике безопасности составление должностных инструкций приказ об открытии лагеря, составление списков отрядов | апрель - май |
| 3.Подготовка территории и помещений для работы лагеря | Май-июнь |
|
| Организационный этап | Май-июнь |
2 | Основной этап • Реализация основных положений программы | Июнь |
3 | Заключительный этап • Психолого -социально - педагогический анализ результатов летней оздоровительной кампании | Август - сентябрь |
СРОКИ И УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ Программа реализуется в течение одной лагерной смены. Финансирование лагеря осуществляется из регионального бюджета, фонда социального страхования и родительской платы.
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
Основной состав лагеря - это учащиеся школы в возрасте 14 - 17 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, опекаемых, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в отрядах до 20 человек.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
^ Территория, помещения. При работе лагеря используется территория МАОУ Бургуйская средняя общеобразовательная школа, спортивная площадка, ФАП, кабинеты: комната отдыха, кабинет информатики, библиотека, спортивный зал.
^ Оборудование. Для успешной реализации программы используется:
Перчатки для сельскохозяйственных работ; Садовый и уборочный инвентарь;
№ П/П | ТЕРРИТОРИЯ, ПОМЕЩЕНИЯ | ПРИМЕНЕНИЕ | ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
1. | Кабинеты | Комната отдыха, игровая | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
2. | Спортивный зал | Занятия спортом, Соревнования, Линейка (в случае плохой погоды) | Физрук |
3. | Спортивная площадка | Линейка, проведение спортивных соревнований, игр | Физрук |
4. | Школьный двор | Работы бригады «Ландшафтный дизайн» | Начальник лагеря, воспитатели |
5. | Фойе школы | Праздничные мероприятия, репетиции | Воспитатели, администрация лагеря |
6. | Медицинский кабинет | Медицинский контроль мероприятий лагерной смены | Медицинский работник |
7. | Школьная библиотека | Литература для детей и воспитателей | Библиотекарь |
8. | Кабинет информатики | Проведение мероприятий игры | Администрация лагеря |
9. | Школьная столовая | Завтрак, обед | Работники столовой |
10. | Комнаты гигиены | Туалеты, раздевалки | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В реализации программы участвуют:
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
^ соответствие направлений и форм работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка;
^ отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей учащихся;
^ обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления;
^ единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
наличие необходимой документации
программы деятельности и план работы на смену
проведение инструктивно-методических совещаний
памятки и инструктивные карты для воспитателей
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление деятельности | Формы работы |
Нравственно-этическое | Часы общения Этические праздники и игры |
Художественно-эстетическое | Праздники Конкурсы |
Спортивно-оздоровительное | Утренняя зарядка Соревнования Эстафеты |
Общественно-полезная деятельность | Озеленение школьного двора Трудовые десанты Экологические десанты |
Досуговая деятельность | Коллективно-творческие дела в соответствии с планом-сеткой |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Внедрение эффективных форм организации труда и отдыха, оздоровления и летней занятости детей;
Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря;
Формирование умений и навыков, приобретение жизненного опыта, адекватного поведения; Развитие индивидуальных способностей и задатков каждого ребёнка.
Направление | Ожидаемые результаты | Критерии | Методы | | • Формирование | • Приобретение знаний о | Педагогическое | | интерес к истории своей | значимых событиях, людях, | наблюдение, беседы, | | «малой родины», чувства | истории своего края. | анкеты, соревнования, | Патриотическое | патриотизма и любви к | • Включенность участников | игры - турниры. | | своему родному краю. | программы в социально | Посещение | | • Расширение | значимые акции. | Сельского | | кругозора детей через | | краеведческого музея. | | изучение краеведческого | | Выставки детских | | материала. • Умение работать с литературой, самостоятельно собирать информацию. | | работ. | | • Укрепление физического | • Снижение уровня заболе- | Антропометрические | | и психического здоровья | ваемости. | показатели. | Спортивно-оздоровительное | детей. | • Отсутствие травматизма. | Педагогическое | | • Привитие | • Выполнение режима дня, | наблюдение. | | положительного отношения | знание основ правильного | Анкетирование. | | к здоровому образу жизни. | питания. | | | • Знание элементарных | • Знания об отрицательном воз- | | | правил личной гигиены. | действии на здоровье курения, | |
| • Сформированная | алкоголя, наркотиков и др. | | | осознанная потребность в | • Знания об опасных для жизни и | | | ежедневной утренней | здоровья ситуациях; умение | | | зарядке | правильно повести себя в такой | | | • Знание элементарных правил личной безопасности. | ситуации (правила поведения с незнакомым взрослым, на проезжей части и т.д.) | | | • Организация | • Желание участия в | Рефлексия после всех | | полноценного | мероприятиях. | мероприятий и дел | Досуговое | культурного досуга | • Количество участников | (обсуждение, | | воспитанников. | мероприятий. | оценивание, | | • Возникновение | • Инициатива в организации | планирование с | _ | потребности в организации | детьми интересных дел и | учетом пожеланий | | своего свободного времени, | мероприятий. | воспитанников). | | полноценного досуга. | • Ребенок - активный участник массовых мероприятий. | Анкетирование. Беседы. | | • Приобретение новых и | • Желание детей принимать | Наблюдение. | | совершенствование | участие в работе кружков. | Выставки: уровень | Творческое | имеющихся знаний, умений | • Выставочная деятельность, | работ, количество | | и навыков в творческой | качество представленных на | работ. | | деятельности. | выставку изделий, поделок. | Участие в конкурсах | | • Расширение общего | • Личная заинтересованность в | и концертах. | | кругозора, раскрытие новых | проведении КТД. | Уровень проведения | | творческих способностей. •Саморазвитие детей и подростков. | • Желание детей и после смены заниматься выбранным видом творческой деятельности. | КТД. |
Социально-адаптационное | Развитие навыков разновозрастного общения, этичного поведения в сложных жизненных ситуациях. Создание временного коллектива с характеристиками доброжелательности, терпимости, взаимного уважения во взаимоотношениях между детьми, между детьми и педагогами, между детьми и старшим поколением. | Расширение круга общения, в т.ч. со старшими по возрасту. Выбор этичных вариантов поведения. Доброжелательность, отзывчивость, взаимопонимание, проявление чуткости к людям. Организованность и активность детей отряда. | Педагогическое наблюдение. Беседа. Анкетирование. |
Трудовое | | Количество и качество проводимых трудовых мероприятий. Прополка сорняков, рыхление, прореживание, полив. | Наблюдение. Смотр объектов труда. Оценка деятельности труда. |
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ (ИНДИКАТОРЫ) ПРОГРАММЫ
Анкетирование учащихся, родителей, педагогов.
Наблюдение за участием детей в деятельности отряда.
Медицинский осмотр учащихся.
Психологические тесты.
Ежедневная рефлексия в отряде и лагере.
Оформление
Фотогазеты
Список использованной литературы:
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007;
Титов С.В. Лето, здравствуй! Методические рекомендации по организации работы в лагере. - Волгоград: Учитель, 2001.
«Упражнения и подвижные игры на свежем воздухе», Санкт-Петербург: «Детство-пресс» 2005;
А.Н. Никульников. «Школьная площадка», Новосибирск, 2006;
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.
Журналы «1 сентября», электронная версия газеты «1 сентября. Начальная школа».
ПЛАН РАБОТЫ ЛАГЕРЯ ТРУДА И ОТДЫХА С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ «КРУТО» | Мероприятие | 1 день (1.06.18) | Открытие лагеря труда и отдыха Инструктаж по охране труда, пожарной и антитеррористической безопасности, ПДД Распределение обязанностей среди обучающихся. Выбор органа детского самоуправления - Совет лагеря Определение законов лагеря Знакомство с режимом, планом работы, анкетирование Конкурсно - игровая программа, посвященная Дню защиты детей | 2 день (2.06.18) | «Трудовой десант» - благоустройство территории школы Просмотр фильмов на патриотическую тему: художественных, документальных. | 3 день (3.06.18) | | 4 день (4.06.18) | | 5 день (5.06.18) | | 6 день (6.06.18) | «Трудовой десант» - работа на пришкольном участке Оформление летописи Лагеря Спортивные игры: волейбол | 7 день (7.06.18) | | 8 день (8.06.18) | | 9 день (9.06.18) | - «Трудовой десант» - работа на пришкольном участке | 10 день (10.06.18) | - «Трудовой десант» - благоустройство спортивного городка - Просмотр фильмов документальных, художественных и других, пропагандирующих здоровый образ жизни, анкетирование подростков на тему «Профилактика наркомании. - Мое отношение к алкоголизму и наркомании»- ролевые игры. | 11 день (11.06.18) | | 12 день (12.06.18) | |
13 день (13.06.18) | - «Трудовой десант»- работа на пришкольном участке |
14 день (14.06.18) | День памяти и скорби. Возложение цветов к обелиску воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Коллективно-творческое дело «Одна школа - одна страна» Диагностика уровня сплоченности коллектива |
15 день (15.06.18) | - Спортивные игры |
16 день (16.06.18) | |
17 день (17.06.18) | |
18 день (18.06.18) | Прощание с Лагерем Концерт «До новых встреч!» Ярмарка «Волшебный сундучок», награждение воспитанников памятными подарками. Подведение итогов смены |