Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кислоканская средняя школа» Эвенкийского муниципального района Красноярского края
Программа летнего лагеря
с дневным пребыванием детей
“Мы и лето!”

2019 год
Визитная карточка
Название лагеря: «Мы и лето!»
Тип лагеря: лагерь с дневным пребыванием детей
Профиль лагеря: комплексный
Модель лагеря: разновозрастное объединение школьников
Кадровое обеспечение: начальник лагеря, воспитатели, медицинский работник, обслуживающий персонал
Продолжительность смены: 21 день
Возраст участников: 8– 14 лет
Срок проведения смены: 5 июня – 29 июня 2019 года
Количество детей: 10 человек
Количество отрядов: 1

…Вот и лето наступило.
Летний лагерь дверь открыл.
Чтобы весело всем было,
Чтоб на всё хватило сил.
Сколько нас сегодня здесь?
Нам за день не перечесть!
Солнце, воздух, игры, смех
И здоровье тут для всех!
Введение
Летние каникулы — это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают детские оздоровительные лагеря.
Лето — наилучшая пора для общения, постоянная смена впечатлений, встреч. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок, сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного. В каникулы он может общаться, с кем хочет, и этот выбор делает он сам, и главное, в период организации отдыха направить в надежное русло эти знакомства и общение.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации. Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Лагерь является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Пояснительная записка
Ежегодно на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Кислоканская средняя школа» Эвенкийского муниципального района Красноярского края (далее школа) функционирует лагерь с дневным пребыванием детей.
Программа предназначена для учащихся школы от 8 до 14 лет. Она имеет цель и задачи, в ней указаны принципы, на которые она опирается, описаны ожидаемые результаты.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение 1 лагерной смены (21 день).
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.
Развитию творческого потенциала детей способствует включение в программу работы кружковых объединений. Запланированы тематические дни, привлекаются специалисты других организаций: работники СДК, сельский библиотекарь, медицинский работник.
Понятие “здоровый образ жизни” необходимо закладывать ещё в детстве. Важна сила воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, закаливание и прогулки, работа на свежем воздухе.
Многофункциональность программы дает основание для создания условий самореализации детей различного возраста и особенностей характера, разного физического состояния, помогает ребятам найти своё место в детском коллективе, развить свое творчество, укрепить здоровье.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Паспорт программы.
Основания для разработки программы | 1.Конвенция о правах ребенка 2. СанПиН 2.4.4.2599-10 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»; 3.Приказ директора школы от 11.03.2019 года № 25ПР «Об открытие лагеря с дневным пребыванием детей» 4.Федеральный закон от 24.07. 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». - Программа работы школы в каникулярное время. |
Заказчик программы | Администрация школы, и родители (законные представители) |
Цель программы | Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период |
Основные задачи программы. | 1.Проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом; 2.Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей и осмысленного отношения каждого к своему здоровью; 3.Профилактика детской и подростковой безнадзорности, правонарушений в летний период; 4.Формирование навыков общения и толерантности, культурного поведения, санитарно-гигиенической и экологической культуры; 5.Привитие навыков здорового образа жизни и культуры поведения; 6.Развитие творческих, организаторских, интеллектуальных способностей детей; 7.Расширение сферы познавательных интересов о себе и окружающем мире; 8.Обучение нормам социальной жизни, культуре взаимоотношений; 9.Создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации ребёнка на положительные действия и поступки. |
Принципы Программы. | 1.Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса. 2.Принцип сотрудничества: результатом деятельности воспитательного характера является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью. 3.Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей. 4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает: отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей; создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня); взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня; активное участие детей во всех видах деятельности. 5.Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал. |
Условия реализации программы. | 1. Лагерь организуется на базе школы Выполнение программы смены обеспечиваются материально-техническим оснащением: методическая литература, канцелярские и игровые принадлежности, музыкальный центр, караоке, спортивный зал, игровая площадка, спортивный инвентарь (мячи, обручи, канат, маты), настольные игры (шашки, шахматы, конструкторы, головоломки и др.) 2. Кадровые условия: - начальник лагеря Катцына Л.Ф. - воспитатели: Дзюба В.Л. И Катцына Л.Ф. - медицинский работник Монго Н.Л.; - обслуживающий персонал. 3. Охрана жизни и здоровья детей в лагере: - начальник и сотрудники пришкольного лагеря несут ответственность за полную безопасность жизни и здоровья детей в лагере; - сотрудники пришкольного лагеря допускаются к работе с детьми после специального инструктажа по охране жизни и здоровья детей и медицинского освидетельствования; - воспитатели проводят инструктаж по т/б с детьми перед выполнением различных форм деятельности. |
Перечень основных мероприятий программы | - Создание оптимальных условий для организации отдыха и оздоровления учащихся школы; - Обновление содержания и форм работы по организации летнего лагеря с дневным пребыванием при школе; - Совершенствование уровня кадрового обеспечения и деятельности летнего лагеря при школе; - Научно-методическое обеспечение; - Оздоровление детей и профилактика заболеваний. |
Ожидаемые результаты реализации Программы | 1.Укрепление здоровья детей. 2. Развитие творческих способностей, инициативы и активности ребенка. 3.Привитие навыков самообслуживания. 4. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов 5. Формирование активной гражданской позиции, чувства патриотизма. 6. Профилактика детской и подростковой безнадзорности и правонарушений в летний период. 6.Пополнение жизни детей интересными социо – культурными событиями; 7.Уважение к природе и родному краю. |
Система организации контроля над исполнением программы | Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря и зам. директора по воспитательной работе. |
Этапы реализации программы.
1. Подготовительный этап.
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок исполнения | Ответственный исполнитель |
1 | Проведение совещания по теме «Летний отдых 2019» | 11 марта на еженедельной планерке | Директор |
2 | Проведение общешкольного родительского собрания по вопросу «Летняя оздоровительная кампания» | 15 марта | Директор |
3 | Заключение контрактов на поставку продуктов питания | до конца марта | Директор |
4 | Подготовка нормативной документации для открытия лагеря (режим дня, список детей, штатное расписание, приказ о назначении персонала и т.д.) | до 22 марта | Директор |
5 | Направление заявления в Роспотребнадзор для получения заключения на открытие лагеря | до 22 марта | Директор |
6 | Подготовка методических материалов воспитателями лагеря | до 5 июня | Воспитатели |
2. Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы «Мы и лето!»;
формирование органов самоуправления,
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
3. Основной этап смены
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно - творческих дел;
спортивно-оздоровительные мероприятия.
4. Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
В качестве критериев оценки эффективности и успешности реализации Программы применяется следующий инструментарий:
Анкетирование детей в течение смены.
Карта наблюдения за состоянием здоровья детей, антропометрия.
Содержание программы:
Так как программа является комплексной, то её работа строится по нескольким направлениям:
-экологическое;
- физкультурно-оздоровительное;
- нравственное;
-эстетическое;
- культурное;
- патриотическое;
- профилактическое.
План мероприятий
№ дня | дата | Мероприятия | Ответственные |
1 день «Здравствуй, лето!» | 5.06 | Открытие лагеря. «Посвящение в отдыхающие». Знакомство с режимом дня Оформление уголка лагеря. Проведение инструктажа по ТБ. Фиксация антропометрических данных детей. | Дзюба В.Л. Катцына Л.Ф. |
2 день «День добрых дел» | 6.06 | Трудовой десант. Мероприятие «Если добрый ты…» Минутки здоровья «Твой режим дня на каникулах». | Дзюба В.Л. Катцына Л.Ф |
2 день «День цветов» | 7.06. | Мероприятие «Знатоки цветов». Конкурс по изготовление цветов. Спортивный час «Поиграй со мной» | Дзюба В.Л. Катцына Л.Ф |
4 день «Спортивная суббота» | 8.06 | Минутки здоровья «Гигиена тела». Спортивно-развлекательный праздник «Пинкод бабы яги». | Дзюба В.Л. Катцына Л.Ф |
5 день «День индейцев» | 10.06 | Познавательно-развлекательное мероприятие «Игры великих индейцев» Игра-розыгрыш «Индейцы великих равнин» Кто куда, а мы в кино! (просмотр фильма об индейцах). | Дзюба В.Л. Катцына Л.Ф |
6 день «День России» | 11.06 | 12 июня – день независимости России (беседа, конкурс рисунков «Пусть всегда будет солнце»). | Дзюба В.Л. Катцына Л.Ф |
7 день «День наоборот» | 13.06 | День шиворот-навыворот. Беседа «Права и обязанности ребенка». Караоке-конкурс. | Дзюба В.Л. Катцына Л.Ф |
8 день «Путешествие в космос» | 14.06 | День космических путешествий. Мероприятие «Путь к звёздам». Конкурс рисунков , плакатов «Мой звёздный отряд». | Дзюба В.Л. Катцына Л.Ф |
9 день «День ПДД» | 15.06 | Правила дорожного движения – должны знать все. Дорожная азбука в загадках. | Дзюба В.Л. Катцына Л.Ф |
10 день «Спорт – это сила!» | 17.06 | Спортивный час «Игры народов мира». Кто куда, а мы в кино (просмотр детского фильма) | Дзюба В.Л. Катцына Л.Ф |
11 день «День интеллекта» | 18.06 | Интеллектуальная игра «Колесо удачи», Спортивные игры «В здоровом теле здоровый дух». | Дзюба В.Л. Катцына Л.Ф |
12 день «День вежливости» | 19.06 | Мероприятие «Волшебные слова». Конкурс рисунков на тему «Дружба». | Дзюба В.Л. Катцына Л.Ф |
13 день «День профессий» | 20.06 | Мероприятие «Все профессии нужны, все профессии важны». Конкурс- инсценировка «Моя будущая профессия». | Дзюба В.Л. Катцына Л.Ф |
14 день «Путешествие в страну Литературию» | 21.06 | Конкурсная программа «В гостях у дедушки Крылова». | Дзюба В.Л. Катцына Л.Ф |
15 день «День памяти» | 22.06 | Митинг у обелиска «Никто не забыт, ничто не забыто». Знакомство с литературой и просмотр фильма о ВОВ. | Дзюба В.Л. Катцына Л.Ф |
16 день «День пожарной безопасности | 24.06 | Беседа о правилах пожарной безопасности. Конкурс плакатов «Защитим лес от пожаров». | Дзюба В.Л. Катцына Л.Ф |
17 день «День бабочек»» | 25.06 | Мероприятие «Что мы знаем о бабочках?» Конкурс поделок «Лучшая бабочка». Минутки здоровья «Путешествие в страну Витаминию». | Дзюба В.Л. Катцына Л.Ф |
18 день «День традиций» | 26.06 | Мероприятие «Летние обряды и обычаи славян». Знакомство с игрой «Пушкинские горелки». | Дзюба В.Л. Катцына Л.Ф |
19 день «День семьи» | 27.06 | Беседа «Моя семья в истории моей страны». Создание генеалогического древа семьи. (просмотр детского фильма) | Дзюба В.Л. Катцына Л.Ф |
20 день «Азбука здоровья» | 28.06 | Игра-путешествие «Все нам лето подарило!». Листок динамики здоровья , анкетирование. | Дзюба В.Л. Катцына Л.Ф |
21 день «До свидания, лагерь!» | 29.06 | Закрытие лагерной смены. Игра «Кладоискатели». Конкурс сочинений «Как я провел лагерную смену», «Интересные дни в лагере». Конкурс рисунков «Лагерь – это маленькая жизнь». | Дзюба В.Л. Катцына Л.Ф |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета (на входе)
Твои первые впечатления от лагеря?
Что ты ждешь от лагеря?
Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
В каких делах ты хочешь участвовать?
Что тебе нравиться делать?
Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
Кто твои друзья в лагере?
Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому, что………………………………
Я не хочу, чтобы…………………………………………………
Я хочу, чтобы…………………………………………………
Я боюсь, что…………………………………………………………
Выбор
Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен
Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.
В пришкольном лагере у меня обычно хорошее настроение.
У нас хорошие воспитатели.
Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
У меня есть любимый взрослый в нашем лагере.
В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.
У меня есть любимые занятия в нашем лагере.
Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.
Обработка полученных данных.
Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов.
У = общая сумма баллов / общее количество ответов
Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.
Игра в слова
Ребята получают карточку с заданием, которое звучит так:
«Дорогой друг! Расставь нужные слова в предложении так, чтобы у тебя получился портрет твоего отряда.»
Наш отряд – это _________________ и ________________ люди.
Они собрались для того, чтобы ___________________ и _________ провести время и научиться ______________________. Поэтому вместе мы чаще всего занимаемся тем, что ______________ . Наш отряд объединяет __ мальчишек и ____девчонок. Наши воспитатели помогают нам в ______________ и нам вместе с ними ____________________ и ____________________.
Методика опросника
Детям даётся задание: написать, что, по их мнению, в пришкольном лагере (отряде) хорошо и что плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы.
Анализ полученной с помощью этой методики информации позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений в лагере, настроения, что является показателем жизнедеятельности пришкольного лагеря.
В нашем пришкольном лагере «Мы и лето!» с дневным пребыванием
Мне понравилось | Мне не понравилось |
1 | 1 |
2 | 2 |
3 | 3 |
4 | 4 |
АНКЕТА (в конце смены)
Хотелось бы тебе еще раз принять участие в лагерной смене?
Да | |
Скорее да, чем нет | |
Затрудняюсь ответить | |
Скорее нет, чем да | |
Нет | |
Насколько интересно был организован твой отдых?
Оцени по десятибалльной шкале.
Что для тебя было самым интересным в лагере?
Участие в конкурсах, концертах | |
Спортивные мероприятия | |
Экскурсии | |
Встречи с интересными людьми | |
Открытие смены | |
Другое | |
Какие новые способности ты раскрыл в себе в лагере?
Творческие | |
Спортивные | |
Организаторские | |
Затрудняюсь ответить | |
Итоговое анкетирование
Самое яркое впечатление за эти дни у меня …
Из дел, проведённых в отряде, мне больше всего понравилось …
Несколько слов о нашем отряде …
Мои впечатления о нашем лагере.
Если бы я был вожатым, то бы я …
Хочу пожелать нашему лагерю «Солнышко» …
Хотел бы ты ещё раз отдохнуть в нашем лагере?
Анкета для родителей
Фамилия, имя ребёнка, посещающего лагерь
____________________________________________________________
Возраст ребёнка (сколько полных лет) _____________________________________________________________
Сколько раз посещал ребёнок лагерь при МАОУ СОШ с.Истошино ____________________________________________________________
Знакомы ли Вы с программой, направлением, по которым работает наш лагерь ____________________________________________________________
С каким настроением ребёнок приходит из лагеря, делится ли своими впечатлениями о прожитом в лагере дне ____________________________________________________________
Ваше отношение к питанию в лагере _____________________________________________________________
Планируете ли Вы посещать наш лагерь в дальнейшем _____________________________________________________________
Проводились ли воспитателями лагеря с Вами беседы _____________________________________________________________
Ваши пожелания, замечания, отзывы о работе лагеря _____________________________________________________________
ИЗУЧЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ
Анкета
по изучению удовлетворенности детей организацией лагерной смены
Чего ты ожидал от лагерной смены?
( из предложенного списка выбери три варианта ответа)
— встреч со знаменитыми, интересными людьми
— просмотра новых художественных и мультипликационных фильмов
— возможность попробовать себя в роли жюри
— возможности проявить себя в разных направлениях
— зрелищности и веселья
— приятного времяпровождения
— ничего
— свой вариант
Насколько оправдались твои ожидания?
— оправдались полностью, все было здорово
— могло быть и лучше
— программа была скучной и неинтересной
-Мне запомнилось только_______________________________
— свой вариант________________________________________
3.Кем ты был в течении смены?
— членом детского жюри
— активным участником всех дел
— заинтересованным зрителем
— наблюдателем
— свой вариант ___________________________________________________
Если бы ты был организатором, то изменил бы (убрал, добавил …)
_________________________________________________________
Твое самое яркое впечатление о лагере
Анкета
по выявлению степени удовлетворенности родителей организацией лагеря
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в анкетировании, которое проводится с целью выявления степени удовлетворенности Вами организацией отдыха и оздоровления ваших детей
Удовлетворены ли Вы? | ДА | Частично | НЕТ | Затрудняюсь |
организацией отдыха вашего ребенка | | | | |
организацией оздоровления вашего ребёнка | | | | |
организацией питания в лагере | | | | |
учетом индивидуальных особенностей вашего ребенка в лагере | | | | |
возможностью проявиться способностям и умениям вашего ребенка | | | | |
организацией досуговой занятости, перечнем мероприятий | | | | |
участием ребенка в мероприятиях | | | | |
организацией работы кружков и секций | | | | |
взаимодействием всех организаций на территории микрорайона/села по организации отдыха и оздоровления детей | | | | |
оснащенностью настольными играми | | | | |