СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Логопедическая диагностика устной и письменной речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая диагностическая программа учитывает образовательные потребности и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей). Эта программа направлена на постановку правильного логопедического заключения на основе результатов экспресс-диагностики и выдачу своевременных логопедических рекомендаций в соответствии с актуальным уровнем речевого развития ребёнка. Материалы для диагностических пакетов учитель-логопед подбирает индивидуально.

Данная Программа разрабатывалась для учителей-логопедов, консультирующих в центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам.

Просмотр содержимого документа
«Программа Логопедическая диагностика устной и письменной речи»

Программа «Диагностика устной и письменной речи».


Пояснительная записка


Логопедическая диагностика является важнейшим компонентом системы логопедической работы. В процессе диагностики выявляются симптомы отклонений в развитии речи, механизм нарушения, его причины. Основу логопедической диагностики составляют симптомологический и патогенетический подходы. Учитель-логопед должен максимально подробно и объективно составить картину развития речи ребёнка и определить факторы, оказывающие отрицательное и положительное влияние на эту картину.

Настоящая диагностическая программа учитывает образовательные потребности и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей). Эта программа направлена на постановку правильного логопедического заключения на основе результатов экспресс-диагностики и выдачу своевременных логопедических рекомендаций в соответствии с актуальным уровнем речевого развития ребёнка. На основании диагностического обследования выявляются дети, имеющие дефекты звукопроизношения, нарушения в формировании навыка чтения и письма и нуждающиеся в получении дальнейшей логопедической помощи.

По результатам диагностики родители получают квалифицированную логопедическую консультацию, которая позволяет им правильно определить образовательный маршрут ребёнка и активно участвовать в процессе коррекции, воспитания и образования.


Цели программы:

Своевременное прогнозирование нарушений речевого развития ребёнка.

Предупреждение возникновения нарушений письма и чтения.


Задачи:

Получить информацию об уровне интеллектуального и речевого развития ребёнка, выявить особенности его поведения, черт характера, способности.

Определить причины трудностей в обучении русскому языку у учеников начальных классов и оказать помощь в их преодолении.

Сформулировать логопедическое заключение и формировать рекомендации по выбору образовательного маршрута в устранении выявленных проблем.

Оказать квалифицированную логопедическую консультацию педагогам, родителям ребёнка с прогнозом его речевого развития в случае устранения речевого дефекта, либо при отсутствии помощи.


Ожидаемые результаты реализации программы:

Удовлетворение запроса родителя.

Постановка правильного логопедического заключения на основе результатов экспресс-диагностики.

Выдача своевременных логопедических рекомендаций в соответствии с актуальным уровнем речевого развития ребёнка.

Данная диагностика учитывает возрастные и индивидуальные особенности речевого развития детей.

Результаты диагностики являются точкой отсчёта для прогнозирования особенностей развития ребёнка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приёмов адекватного педагогического и коррекционного воздействия.


Условия реализации программы.

Организуются индивидуальные (20-30 мин.) занятия для детей 3-7 лет, младших школьников 1-4 класс, школьников 5-9 класс. Занятия проводятся на базе ЦППМСП.


Содержание программы.

Программа состоит из пяти этапов, которые могут использоваться как все вместе, так и автономно.


I этап – ориентировочный.

Задачи первого этапа: сбор анамнестических данных; выяснение запроса родителей; выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.

Решение данных задач позволяет сформировать адекватный возрастным и речевым возможностям, а также интересам ребенка пакет диагностических материалов для логопедической экспресс-диагностики.

Виды деятельности: изучение медицинской и педагогической документации; изучение работ ребенка; беседа с родителями.

Обычно перечень необходимых документов обговаривается заранее с родителями при записи на обследование и его объём может зависеть от характера трудностей, которые испытывает ребёнок. По ходу изучения медицинской документации логопед составляет представление о возможной этиологии речевой патологии, и её патогенезе. Особое внимание необходимо обратить на данные о протекании беременности и родов, о раннем развитии ребёнка, на наличие тяжёлых и/или хронических заболеваний. В процессе знакомства с медицинской документацией логопед намечает те вопросы, которые он будет обсуждать в личной беседе с родителями.


Следующие II, III, IV диагностические этапы представляет собой собственно процедуру обследования речи ребенка. При этом взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение следующих моментов: какие языковые средства сформированы к моменту обследования; какие языковые средства не сформированы к моменту обследования; характер несформированности языковых средств и в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании, чтении, письме).

В качестве дидактического материала могут быть использованы игрушки и муляжи, сюжетные и предметные картинки, предъявляемые единично, сериями или наборами, устно предъявляемый вербальный материал, карточки с напечатанными заданиями, альбомы и т.д. Характер дидактического материала в каждом конкретном случае будет зависеть: от возраста ребенка; от уровня развития речи; от уровня психического развития ребенка; от уровня обученности ребенка.

Диагностический этап проводится в присутствии родителей. Это необходимо для того, чтобы родители наглядно могли увидеть те проблемы, которые есть у ребенка, а на заключительном этапе логопед мог проиллюстрировать свое заключение и рекомендации примерами из обследования.


II этап – проверка уровня сформированности устной речи.

Для обследования устной речи используется диагностический материал О.Б. Иншаковой «Альбом для логопеда».

Процедура начинается с установления контакта специалиста с ребёнком, через беседу исследуются представления об окружающем мире, выясняются интересы и занятия ребёнка. Учитель-логопед в беседе с ребёнком уже с первых моментов обследования может отметить следующее: качество звукопроизношения; уровень речевой активности в целом (адекватная, слабая, чрезмерная); развёрнутость высказываний.

При предъявлении картин с недостающими элементами, контурным, пунктирным, зашумлённым изображением отмечается сформированность предметного гнозиса, буквенного гнозиса и праксиса.

При исследовании сформированности представлений о пространственных, временных, пространственно-временных и квазипространственных отношениях, анализируются знания ребёнка о взаиморасположении объектов в пространстве, правильное употребление предлогов и слов, обозначающих пространственные отношения (в, на, под, за, перед – спереди, сзади – позади, сверху, снизу, сбоку, слева, справа, внутри, снаружи, между и т.д.) на конкретных предметах. Здесь же оценивается и их вербализация, возможность пассивной ориентации в пространственных отношениях. Анализируется сформированность представлений ребёнка о временных соотношениях (дальше, короче, быстрее, медленнее), возможность актуализации серийных рядов (времена года, месяцы, дни недели, время суток, в том числе и в варианте «что перед…?», «что после…?»). А также оценивается умение создания сравнительных степеней прилагательных (близко – ближе, темно – темнее). Оценивается правильность показа по инструкции взрослого с употреблением предлогов и слов, обозначающих пространственные отношения, называние ребёнком наиболее частотных (чаще употребляемых) предлогов, сформированность представлений ребёнка о некоторых временных соотношениях.

По результатам анализа качества различных сторон речи, посредством наблюдения, логопед намечает направления дальнейшего логопедического обследования. Обследование фонематического восприятия является обязательным направлением в процедуре обследования учащихся начальных классов при наличии у них специфических ошибок, выражающихся в виде смешений и замен оппозиционных согласных в сильной позиции, пропусков гласных и других проявлений, обусловленных недостаточностью фонематического восприятия и звуко-буквенного анализа.


III этап – проверка уровня сформированности навыка письма.

Задачи:

  • Выявить актуальный уровень развития устной и письменной речи младших школьников или школьников 5 – 9 классов.

  • Оценить степень выраженности нарушений разных сторон речевой функции.

  • Определить динамику речевого развития ребенка.

  • Оценить эффективность коррекционного воздействия.

Диагностический пакет включает в себя инструкции для проведения диагностики речи детей, стимульный материал (картинные приложения и письменные тестовые задания). На каждую возрастную группу (1кл., 2кл., 3кл, 4кл.) имеется свой диагностический пакет, разработанный с учетом единых критериев и инструкций и включающий в себя устные и письменные задания по разделам обследования.

Предусмотрено проведение исследования всех компонентов устной речи, всех видов письменной речи и находящихся во взаимосвязи с ними неречевых психических функций.

Для определения уровня сформированности речевых функций у учеников 1 классов используются устные речевые пробы. Во 2 классах помимо устных заданий оцениваются письменные работы (списывания, диктанты). В 3-4 классах диагностика включает изложения и письменные тестовые задания.

Серии проб могут быть использованы и самостоятельно для уточнения состояния какой-либо стороны речи.

Если в процессе анализа письменных работ были обнаружены ошибки, обусловленные несформированность языковых средств, необходимо провести углублённое обследование письменной речи. В качестве дополнительных тестов можно использовать различные виды записи, способствующие выявлению ведущего звена в структуре дефекта: письмо под диктовку, списывание и другое.

Может проводиться сравнение результатов диагностики письма данного года и предыдущего или с началом учебного года, делаться вывод о динамике развития письменной речи учащихся. Качественный анализ позволяет выявить причины трудностей в выполнении заданий, определить характер ошибок:

- неспецифические, т.е. нехарактерные, нестойкие, случайные, допущенные по невнимательности или забывчивости;

- специфические – замены, пропуски, перестановки букв, слогов и слов; не часто повторяющиеся грамматические и лексические ошибки;

- дисграфические ошибки – часто повторяющиеся специфические ошибки.


IV этап – проверка уровня сформированности навыка чтения. Как правило, нарушения письма и чтения выступают в комплексе. Поэтому после выполнения небольших по объёму письменных работ можно предложить для чтения текст. В ходе чтения логопед обращает внимание на: умение правильно показать печатные и прописные буквы; способность правильно называть буквы; способность чтения слогов, слов, предложений, текста и отмечается характер допускаемых ошибок (замены, искажения, пропуски, перестановки букв); характер чтения (побуквенное, по слоговое, слитное, выразительное); понимание прочитанного; отношение ребёнка к чтению.


V этап – информирование родителей.

По результатам экспресс-диагностики учитель-логопед формулирует логопедическое заключение. Даются рекомендации родителям. Этап проводится в виде беседы с родителями в отсутствие ребёнка на доступном для них уровне использования терминологии, чётко структурируя материал по результатам обследования. Необходимо подчёркивать достоинства и достижения даже самых тяжёлых детей, подробно разъяснять сущность дефекта и тут же давать конструктивные предложения по их преодолению.

Результаты диагностики являются точкой отсчёта для прогнозирования особенностей развития ребёнка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приёмов адекватного педагогического и коррекционного воздействия. Результаты индивидуальной диагностики заносятся в протокол.

Выводы, сделанные после качественного анализа результатов диагностики позволяют учителю-логопеду дать аргументированные рекомендации участникам образовательного процесса: администрации школы, педагогу, родителям.


Таким образом, данная программа помогает: учителю-логопеду своевременно прогнозировать нарушения речевого развития ребёнка, подобрать коррекционные программы с учетом полученных результатов; педагогу определить причины трудностей в обучении русскому языку у учеников начальных классов и оказать индивидуальную помощь; администрации отслеживать динамику учебных способностей учащихся начальной школы и принимать административные решения по подбору программы обучения, соответствующей возможностям ребенка; родителям понять проблемы и трудности ребенка, помочь их преодолеть.


Приложение 1. Логопедическое обследование устной речи ребёнка дошкольного возраста (3 – 7 лет).

Приложение 2. Логопедическое обследование устной и письменной речи младших школьников (1 – 4 классы).

Диагностический пакет для 1 класса (устная речь).

Исследуемые функции:

• сенсомоторное развитие (общая, ручная и речевая моторики, слухо-моторная координация, зрительный гнозис, пространственно-временные представления, просодические компоненты речи, звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова);

• фонематические процессы (восприятие, анализ, синтез, представления);

• языковой анализ и синтез на уровне слога, слова, предложения и текста;

• ЛГСР (качество словаря, функции словоизменения и словообразования сущ., прилаг. и глаголов);

• связная устная речь.

Диагностический пакет для 2-4 классов.

Исследуемые функции:

• сенсомоторное развитие (общая, ручная и речевая моторики, слухо-моторная координация, зрительный гнозис, пространственно-временные представления, просодические компоненты речи, звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова);

• фонематические процессы (восприятие, анализ, синтез, представления);

• языковой анализ и синтез на уровне слога, слова, предложения и текста;

• ЛГСР (качество словаря, функции словоизменения и словообразования сущ., прилаг. и глаголов);

• связная устная речь;

• исследование процесса письма (оптико-кинетические ошибки, ошибки языкового анализа и синтеза, ошибки фонемного распознавания, аграмматические ошибки, неспецифические ошибки);

• исследование процесса чтения.

Приложение 3. Логопедическое обследование устной и письменной речи школьников (5 – 9 классы).

Диагностический пакет для 5-9 классов.

Исследуемые функции:

• сенсомоторное развитие (пространственно-временные представления, просодические компоненты речи, звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова);

• фонематические процессы (восприятие, анализ, синтез, представления);

• языковой анализ и синтез на уровне предложения и текста;

• ЛГСР (качество словаря, функции словоизменения и словообразования);

• связная устная речь;

• исследование процесса письма (оптико-кинетические ошибки, ошибки языкового анализа и синтеза, ошибки фонемного распознавания, аграмматические ошибки, неспецифические ошибки);

• исследование процесса чтения.



Учебно-методический комплекс к программе

«Диагностика устной и письменной речи».


1. Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. «Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников». – Изд. Сфера, М., 2008.

2. Волкова Г.А. «Методика обследования нарушений речи у детей». – Спб, РГПУ, 1993.

3. Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: Айрис-Пресс, 2005.

4. Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда». – М: Владос, 1998.

5. Ковшиков В.А. «Материалы для выявления и коррекции нарушения произношения звуков». – СПБ, 1994.

6. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников». – С-Пб: Союз, 2001.

7. Мазанова Е.В. Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР. Москва, «Гном», 2014.

8. Мазанова Е.В. Обследование речи детей 4-5 лет с ЗРР. Москва, «Гном», 2014.

9. Мазанова Е.В. Обследование речи детей 5-6 лет с ЗРР. Москва, «Гном», 2014.

10. Мазанова Е.В. Обследование речи детей 6-7 лет с ЗРР. Москва, «Гном», 2014.

11. Нищева Н.В. Речевая карта ребёнка младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет). Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2004.

12. Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет: Наглядно-методическое пособие. Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2007.

13. Нищева Н.В. Речевая карта ребёнка с общим недоразвитием от 4 до 7 лет. Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2004.

14. Нищева Н.В. Речевая карта ребёнка младшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет). Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2004г., 23с.

15. Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка младшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет: Наглядно-методическое пособие. Санкт-Петербург. «Детство-Пресс»,2007г.

16. «Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья». Методическое пособие/ авт.-сост.: Л.И. Загляда, Г.А. Спирина, А.Н. Климова, А.В. Толкачёва – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2007.

17. Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М, 1995.

18. Смирнова И.А «Диагностика нарушений развития речи». – С-Пб.: Детство-Пресс, 2007.

19. Фотекова Т.А. «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников». – М.: Аркти 2007.

20. Шипицина Л.М. «Психолого-медико-педагогическая консультация». – С-Пб.: «Детство-Пресс» 2002.

21. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. «Как помочь детям с недостатками речевого развития» Пособие для учителя. – М.: Аркти 1999.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!