СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Мастерица"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа психокоррекции с использованием куклотерапии

Просмотр содержимого документа
«Программа "Мастерица"»



ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Моршанская общеобразовательная школа-интернат основного общего образования»









Программа

«МАСТЕРИЦЫ»

Для детей 10-15 лет

Срок реализации 1 год








Составили:

педагог-психолог М.Н.Гребенщикова

педагог дополнительного образования М.В.Исаева











Моршанск

2019 год



СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


1. Информационная карта…………………………………………

2. Пояснительная записка………………………………………….

3. Цель и задачи программы……………………………………...

4. Содержание программы………………………………………….

5. Планируемые результаты…………………………………….

6. Календарный учебный график………………………………….

7. Условия реализации программы……………………………......

8. Формы аттестации……………………………………………...

9. Оценочные результаты……………………………………….....

10. Методические материалы………………………………………...

11. Информационные источники…………………………………..


1.Информационная карта


1. Учреждение

Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Моршанская школа-интернат»

2.Полное название программы

«Мастерицы»

3. Сведения об авторах:

3.1. Ф.И.О., должность, стаж

Исаева Марья Валерьевна, педагог дополнительного образования, 1год

Гребенщикова Марина Николаевна, педагог-психолог,

9 лет.

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008;

Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации

от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

4.2.Образовательная область

Искусство

4.3. Направленность

художественная

4.4. Способ освоения содержания образования

практический, репродуктивный, креативный

4.5. Тип программы

Коррекционно-развивающая

4.6. Вид программы

Авторская или (адаптированная)

4.7. Способ освоения содержания образования

Углубленный

4.8.Уровень реализации программы

Основное общее образование

4.9.Форма реали-зации программы

Групповая, индивидуальная

4.10. Продолжительность реализации программы

1 год

4.11.Возраст обучающихся по программе

10-15 лет


  1. Пояснительная записка

В настоящее время все чаще психологами системы образования стали использоваться креативные методы коррекционно-развивающей работы, а в частности, технологии Арттерапии. Арттерапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения.

В психокоррекционной работе с детьми с особыми возможностями здоровья наиболее эффективным методом арттерапии является куклотерапия, использующая в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Кукла в глазах малыша – настоящая, живая. Ребенок создавая, обыгрывая, одушевляет игрушку. И часто именно кукла объяснит ребенку то, что не удается втолковать взрослым. Беря в руки куклу, малыш как бы сливается с ней, через нее переживает различные жизненные ситуации, может справиться со своими страхами, выплеснуть негативные эмоции или, наоборот, поделиться своей радостью. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Кукла или мягкая игрушка — заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков. Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Дети учатся планировать свою деятельность, владеть разными инструментами, подбирать необходимый материал, ответственно подходить к работе, развивают вкус. Таким образом, работа по изготовлению игрушек-кукол является творческой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового воспитания детей.

Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей с особыми возможностями здоровья.







Актуальность программы    

Для направленного улучшения психического здоровья детей необходимо опираться на концепцию, предполагающую использование средств организации внеучебной деятельности, психологически и психофизиологически обоснованные и отвечающие принципу природосообразности. Совершенствование существующих и создание новых средств и методов, повышающих резервные возможности организма человека, является актуальной проблемой. Выявленная проблема легла в основу содержания инновационной разработки. Это определило актуальность применения куклотерапии в эмоциональном речевом и интеллектуальном развитии учащихся с особыми возможностями здоровья.

Принципы построения программы:
 взаимосвязь теории и практики;
 личностно-ориентированный подход;
 дифференциация;
 свобода выбора.

Игрушка, кукла – одно из самых ярких отражений человеческой истории и культуры – близка и понятна каждому. Этот своеобразный вид художественного творчества в современной жизни приобретает всё больше поклонников, коллекционеров и любителей создавать авторскую куклу. Взрослые художники-кукольники России за последние 10 лет объединились в Международную Ассоциацию кукольников, проводят ежегодные конкурсы и выставки, открывают школы кукольного мастерства и музеи кукол, выпускают журналы – каталоги международных выставок, проводят мастер-классы.

Как оказалось, мастерство изготовления куклы дело серьёзное и очень увлекательное.

Однако программ по обучению детей и школьников технологии создания авторской текстильной куклы нет, либо они рассчитаны на детей старшего школьного возраста.

В этом ключе педагогически целесообразно создание программы по изготовлению авторской текстильной куклы, где ребёнок может выразить своё собственное «Я» в образе игрушки или куклы.

Особенность программы

Совместная деятельность педагога-психолога и педагога дополнительного образования предполагающая использование самодельной куклы начиная с этапа её изготовления, дальнейшего обыгрывания в коррекционно-развивающих целях. В ходе занятий ребенок получает знания о нескольких видах искусства, декоративно-прикладного творчества, а также о способах применения изготовленной куклы.

Педагогическая целесообразность программы направлена на раскрытие творческого потенциала, на творческую реализацию личности в области декоративно-прикладного творчества. Программа в зависимости от познавательных, психологических потребностей обучающихся имеет общекультурную и углубленную направленность, служит средством организации свободного времени, повышает интерес к познанию нового.

Все навыки и знания, полученные на занятиях, помогут ребенку с ОВЗ в будущем успешно социализироваться в обществе

Направленность программы – коррекционно-развивающая художественно-эстетическая.

Программа направлена на обучение и сохранение традиций искусства декоративно-прикладного творчества, на развитие и самореализацию в творчестве каждого ребенка.

Преимущества программы

Детям, имеющим различные психологические проблемы, трудно пойти на контакт. И именно кукла привлечет к себе внимание ребенка ,первой «заговорит» с ним, а ребенок сможет говорить от ее имени.

  1. Разрешение внутренних конфликтов - играя куклами, ребенок может более точно, чем словами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует по этому поводу, взаимоотношения с окружающими, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не ребенок. Другими словами - игра ребенка является его языком, а игрушки — словами.

  2. Развитие самосознания - изготовление и игра с куклами-героями сказок становится своеобразной школой социальных отношений, поскольку такие куклы несут в себе эталонность нравственного облика.

  3. Развитие коммуникативных навыков – куклы позволяют чувствовать себя защищенным при решении проблем и освоении новых способов поведения и коммуникации. Попробовав новый стиль межличностных отношений, манипулируя куклой и убедившись в его эффективности, легко перенести этот стиль в реальную жизнь.

  4. Профилактика и коррекция страхов.

  5. Развитие речи.

  6. Развитие и скоординирование общей и мелкой моторики.

Необходимость применения метода куклотерапии в работе с детьми с особыми возможностями здоровья была обусловлена рядом обстоятельств, которые связаны с особенностями этих детей, а именно:

- они недостаточно владеют навыками самоконтроля и организации и планирования своей деятельности;

- не определяют самостоятельно конечную цель своей деятельности, им трудно выполнить двух-трех-составные инструкции

- у них снижена познавательная активность;

- психические функции отличаются от нормы и по качественным характеристикам и по уровню их развития.

Особенно ярко выступают особенности их эмоционально-волевой сферы:

- эмоции детей маловыразительны, слабо дифференцированы, импульсивны;

- эмоциональная неадекватность на явления окружающего мира;

- снижен диапазон понимания и переживание эмоций;

-снижен уровень передачи эмоциональных состояний через мимику, пантомимику, движения, "вокальной мимики" и особенно в речевом плане;

- снижены проявления эмоций в коммуникативной деятельности;

- снижена самооценка и волевые усилия;

- отмечаются различные отклонения в поведении, граничащие с патологией (неврозы, страхи; агрессивность, негативизм и т.д.).






Срок реализации программы, возраст детей.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (2 занятия по 40- 45 мин.), всего 68 часов (с учетом праздничных дней). Практические занятия составляют большую часть программы.

Рекомендуемый состав каждой группы – до 8 человек.

Срок реализации программы один год.

Годовой курс программы рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).

Возраст детей 11-15 лет.

Цель программы

Укрепить психическое здоровье, помочь ликвидировать болезненные переживания, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Функции программы:

1.Коммуникативная  - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

2. Релаксационная – снятие эмоционального напряжения;

3.Воспитательная – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

4.Развивающая – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики;

5.Обучающая – обогащение информацией об окружающем мире.

Задачи программы:
Образовательные:

1.Формирование у учащихся знания об истории авторской куклы.

2. Приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для реализации декоративно-прикладной деятельности. 

3. Формирование индивидуального стиля при изготовлении куклы.
Коррекционно – развивающие:

  1. Развитие познавательной сферы ребенка.

  2. Развитие эмоционально-волевой сферы.

  3. Формирование коммуникативных навыков.

  4. Обогащение представления об окружающем мире.

  5. Развитие двигательной сферы, в том числе общей и мелкой моторики.

  6. Активизация и развитие речи.

  7. Профилактика страхов и отрицательных эмоций.
    Воспитательные:

  1. Воспитание личностно-значимых, коммуникативных качеств детей  через общение в коллективе, художественно-эстетического вкуса, аккуратности.

  2. Способствование приобретению опыта по координированию соей и групповой деятельности.

  3. Формирование у детей положительного отношения к труду и творчеству

  4. Стремление своим трудом доставить окружающим радость и получить от этого моральное удовлетворение.

Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством педагога можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

Разработанные этапы работы с младшими подростками и подростками определены с учетом их психолого-педагогических особенностей.

Практика работы показывает целесообразность такого подхода.

Структура занятия педагога-психолога:

1. Ритуал приветствия, выполняющего функции установления эмоционально-позитивного настроя на занятие. Приветствие может быть личностно-ориентированным (адресованным каждому участнику занятия, для выделения его значимости) и обращенным ко всей группе (объединяющим детей в единой целое), что способствует формированию чувства принадлежности к группе.

2. Разминка.  Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно к совместному творчеству, настроить детей на активную работу в партнерстве.

3. Основная часть. В основную часть занятия входит импровизация на тему какой-либо сказки. После распределения ролей дети в образах своих героев разыгрывают небольшие сценки, в предлагаемых педагогом обстоятельствах, что позволяет лучше понять характеры героев и найти более точные приемы для создания и раскрытия образа.

4. Рефлексия - закрепление приобретенного опыта и эмоционального состояния детей.

4. Содержание программы

В данной программе уроки технологии тесно связаны с занятиями психолога.

Раздел

Кол-во часов

Ответственный

Место проведения

1

Вводное занятие.

2

Педагог доп. обр.

Центр доп. обр.

2

Диагностика.

2

Педагог-психолог

Кабинет психолога

3

Работа с тканью, художест-венное моделирование.

5

Педагог доп. обр.

Центр доп. обр.

4

Отбор детей с повышен-ным уровнем тревожности для участия в спектаклях куклотерапии.

5

Педагог-психолог

Кабинет психолога

5

Создание авторской куклы.

5

Педагог доп. обр.

Центр доп. обр.

6

Отбор репертуара, обсуж-дение ситуаций повы-шенной тревожности. Введение в игровую ситуацию.

5

Педагог-психолог

Кабинет психолога

7

Коллективная творческая работа.

17

Педагог доп. обр

Центр доп. обр.

8

Обучение возможностям взаимодействия с куклой. Церемония «оживления» куклы.

17

Педагог-психолог

Кабинет психолога

9

Заключительное занятие.

5

Педагог доп. обр

Центр доп. обр.

10

Итоговая диагностика .

5

Педагог-психолог

Кабинет психолога

Итого

68




Таким образом процесс куклотерапии проходит следующие этапы:

Первый этап работы связан с выбором инсценировки. Что больше интересует детей? Что бы им хотелось пережить? На эти вопросы должны дать ответы сами дети в процессе совместной работы. Если вариантов много и нет единого мнения, тогда на помощь приходит психолог, который предлагает начало какого-то театрального действия. Необходимо найти то начало, которое бы заинтересовало всех детей, дало возможность проявить свою индивидуальность. Дальше этап фантазий, сочинений, разных идей. Будущую сказку можно рисовать, лепить, играть, петь, танцевать, то есть исполь­зовать разнообразные методы психокоррекции.

Второй этап предполагает деление сказки на эпизоды. Дети сами делятся на группы, сочиняют эпизоды, подби­рают себе роли.

Третий этап — это работа над отдельными эпизодами в фор­ме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участника­ми этюдов становятся самые активные дети, но постепенно в этот процесс вовлекаются все участники психологического те­атра. Сначала можно с помощью игрушек импровизировать по­ступки и диалоги героев. Детям может мешать сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет свободное веде­ние диалога. Но постепенно, чувствуя поддержку психолога, они действуют более естественно и уверенно, а их речь становится разнообразнее и выразительнее.

Четвертый этап состоит в работе с музыкальными произве­дениями, которые будут звучать в инсценировке. Яркие музыкаль­ные образы помогают детям найти соответствующее пластичес­кое решение. Сначала дети импровизируя просто двигаются под музыку, самостоятельно отмечая наиболее удачные находки.

Пятый этап — это постепенный переход к тексту сказки. На занятиях один и тот же отрывок повторяется разными ис­полнителями, то есть один и тот же текст звучит много раз, что позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных ис­полнителей, способны оценить, у кого это получается есте­ственнее и правдивее.

Шестой этап — работа над ролью. Ребенок в силу возраст­ных психологических особенностей всегда играет самого себя, он еще не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, он может вспомнить ситуацию из своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев сказки. Ни в коем случае нельзя навязывать логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения. Мизансцены заранее не придумываются психологом, они должны возникать по инициативе детей, опи­раться на их творческое воображение и лишь затем корректи­роваться психологом.

Седьмой этап — репетиция отдельных картин в разных со­ставах. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали собствен­ные варианты. Всякую находку, новое удачное решение необходимо отмечать и поощрять .

Содержание тематического плана из года в год может частично корректироваться. В план могут вноситься изменения, отражающие новые достижения в области декоративно-прикладного искусства, социальные запросы детей, а также методические рекомендации, базирующиеся на изучении и обобщении передового педагогического опыта.
В программе приведены основные критерии оценки, определен конкретный объём знаний, умений и навыков, которые дети должны освоить в конце года обучения.

Задачи обучения:

Предметные (образовательные):

  • формирование специальных знаний по предмету (основы цветоведения, материаловедения, машиноведения, дизайна);

  • формирование технических знаний, умений и навыков (подготовка материала к работе, стежки и машинные строчки);

  • формирование умения пользоваться законами цветоведения;

  • изучение основных законов композиции;

  • изучение основы различных техник декоративно-прикладного творчества;

Метапредметные:

  • формирование устойчивого интереса к дополнительным занятиям;

  • воспитание чувства уважения и бережного отношения к народной культуре и к истории своего Отечества;

  • воспитание аккуратности, стремления к качеству выполняемых изделий;

  • воспитание эстетического восприятия окружающего мира, эмоционально-ценностного отношения к нему;

  • воспитание внимания, уважения к людям, культуры поведения и общения в коллективе;

  • воспитание усидчивости, аккуратности, умения довести начатое дело до конца.

Личностные:

  • развитие моторных навыков;

  • развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиции;

  • развитие фантазии и художественного вкуса;

  • развитие визуально-пространственного мышления.

  • развитие художественного и эстетического вкусов;

  • развитие творческой активности, расширение кругозора творческой деятельности по созданию авторской куклы.








Учебно-тематический план

п/п

Название разделы, темы

Кол-во часов

Формы контроля

Ответственный

1

Вводный раздел

1.1

Вводное занятие. Мир игрушек. История кукол.

1

Беседа. Устный опрос.

Педагог доп.образования

1.2

Значение работы над текстильной куклой. Виды работ.

1

Беседа. Устный опрос.

Педагог доп.образования

2

Диагностика

2

Справки


Педагог-психолог

3

Основная часть


3.1

Материаловедение.

Выполнение различных видов швов. Знакомство с лекалами и количеством деталей

1

Оформление альбома с образ-цами тканей, определение свойства натуральных и синтетических тканей Выполнение образцов ручных стежков и швов

Педагог доп.образования

3.2.

Изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка

1

Протокол

Педагог-психолог

3.3.

Цветоведение. Аппликация Работа с чертежами и выкройками. Раскрой.

1

Изображение колориметрического круга

Педагог доп.образования

3.4.

Определение ситуаций «повышенной тревожности»

1

Справки

Педагог-психолог

3.5.

Поделки объемной формы Художественное моделирование. Сборка куклы. (Последовательность сборки). Декоративное оформление куклы. Кукольная одежда и аксессуары.

3

Перевод выкроек из журнала на ткань. Творческий проект


Педагог доп.образования

3.6.

Введение в игровую ситуацию

3

Протокол

Педагог-психолог

4

Создание авторской куклы

4.1.

Создание тематических композиций, авторской куклы.

5

Выставка

Педагог доп.образования

4.2.

Внутреннее самоопределение, анализ внутренних резервов самим ребенком, “примерка” к роли; “Я очень хочу сыграть”, “Я сделаю все, чтобы сыграть”.


5

Информационная справка

Педагог-психолог

4.3.

Выполнение коллективных работ

20

Творческий проект

Педагог доп.образования

4.4

Обучение взаимодействию с куклой, церемония «оживления» куклы, альтернативный выбор: “Кто бы кого хотел сыграть?”; распределение ролей с учетом изученных особенностей ребенка;

20

Информационная справка

Педагог-психолог

5

Итоговая часть

5.1

Заключительное занятие

2

подведение итогов полученных знаний

Педагог доп.образования


5.2

Итоговая диагностика

2

Мониторинг,

Педагог-психолог

Итого

68



Содержание программы обучения

  1. Вводный раздел

1.1. Вводное занятие. Мир игрушек. История кукол.

Формирование группы. Русская народная кукла. Знакомство детей с разнообразием русских народных кукол. Куклы-берегини. Традиции изготовления. Кукла Тильда Знакомство детей с современной куклой.

Показ слайдов. Зарисовка в альбоме.

1.2. Значение работы над текстильной куклой. Виды работ.

Первичный инструктаж на рабочем месте. Порядок расположения инструментов на рабочем столе. Освещение рабочего места. Правила посадки учащихся при работе. Правила работы с острыми, режущими и колющими предметами (ножницы, нож, шило, игла, циркуль), их хранение, передача другому лицу. Правила поведения учащихся во время занятий. Какие материалы и инструменты используются для изготовления кукол.

  1. Диагностика

2.1.Тест методика “Шкала тревожности” А.М. Прихожан (выявляет основные виды тревожности у детей);

2.2.Методика “Незаконченные предложения” (позволяет получить сведения о причинах страхов, беспокойства ребенка);

3.3. Методика “Оцени себя” (исследование самооценки);

3.4.Проективные рисуночные методы исследования: “ДДЧ” Дж. Бука, “Несуществующее животное”, “ Рисунок семьи” Р.Бернса, С.Кауфмана

3. Основная часть

3.1. Материаловедение. Основные приемы работы с тканью.

Разнообразие видов ткани. Изучение образцов различного вида текстиля. Основные приемы работы с тканью. Оформление альбома с образцами тканей, определение свойства натуральных и синтетических тканей. Виды швов, применяемые при пошиве мягкой игрушки: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», петельный шов, шов «через край», потайной шов.

3.2. Изучение индивидуальных особенностей ребенка. Выявление уровня развития воображения и творческого мышления. Определение начального уровня владения эмоциями. Выявление особенностей эмоционально-волевой сферы, сформированности навыков самоконтроля, навыков работы в коллективе.

3.3. Цветоведение. Аппликация.

Понятие о цвете. Свойства цвета: тон (светосила), цветовой оттенок, насыщенность. Тёплые и холодные цвета, ахроматические и хроматические. Цветовой спектр. Колориметрический круг. Основные и дополнительные цвета. Символическое значение цвета. Изображение колориметрического круга с обозначением основных, двойных (составных) цветов. Выбор наиболее удачных цветовых решений на основе сочетания основных и дополнительных цветов. Составление и анализ своего цветового круга. Конструирование поделок плоской формы – аппликация. Рекомендации по раскрою ткани.; Основные правила раскладки выкроек на ткани. Размещение лекал на ткани с учётом экономичности раскладки. Вырезание лекал.

3.4. Определение ситуаций повышенной тревожности, эмоционального напряжения. Формирование способности осознавать и выражать свои чувства и ощущения.

3.5 Конструирование поделок объемной формы.

Цветовое решение игрушек. Определение последовательности сборки куклы. Последовательность сборки. Оформление глаз и носа куклы.

Кукольная одежда и аксессуары. Разные способы украшения игрушек.

аксессуаров.

3.6.. Введение в игровую ситуацию. Отбор репертуара для инсценировки, анализ эмоционального состояния героев сказки. Беседа с детьми на тему «Кукла в моей голове». Чувства и эмоции. Осознание многогранности своего «Я», принятие различных его сторон. Повышение уверенности в себе. Развитие творческого мышления, креативности.

  1. Создание авторской куклы

    1. Создание тематических композиций, авторской куклы. Творческий проект.

    2. Внутреннее самоопределение, анализ внутренних резервов самим ребенком, “примерка” к роли; “Я очень хочу сыграть”, “Я сделаю все, чтобы сыграть”.Развитие способности выражать свои истинные чувства. Развитие ассоциативного мышления. Повышение компетентности в общении. Повышение уверенности в себе. Эмоциональная подзарядка детей.

4.3. Выполнение коллективных работ.

История кукольного театра. Просмотр документального фильма «Величие театрального искусства». Пошив кукол для кукольного театра. Выставка лучших работ.

4.4. Обучение взаимодействию с куклой, церемония «оживления» куклы, альтернативный выбор: “Кто бы кого хотел сыграть?”, распределение ролей с учетом изученных особенностей ребенка; Установление тесного эмоционального контакта между участниками, развитие фантазии, воображения. Умение конструктивно взаимодействовать. Снижение эмоционального напряжения. Формирование представлений о себе как о талантливых, уникальных, способных к личностному росту личностях.

5. Итоговая часть

5.1. Подведение итогов. Выставка изделий. Поощрение авторов лучших работ. Мониторинг, подведение итогов полученных знаний

5.2. Итоговая диагностика.

Предполагаемые результаты.

Эмоционально-волевая сфера:

1. Гармонизация эмоциональной сферы;

2. Коррекция поведенческих нарушений;

3.Развитие здоровых потребностей;

4.Развитие жизненных навыков, обеспечивающих успешное обучение и социализацию.

Технология изготовления кукол:

Знать:

Уметь:

основные ручные стежки и строчки, основные машинные швы

пользоваться швейной иглой, ножницами, наперстком

назначение и устройство швейной машины

владеть терминологией ручных и утюжильных работ

технологию узловой обработки деталей

выполнять технологический пошив куклы

технологию оформления предметов декорирования

с помощью педагога выполнять дополнения и украшения в различных видах рукоделия

свойства натуральных и синтетических тканей

определять свойства тканей лабораторным путем

правила раскроя изделий и расчета ткани

пользоваться лекалами, самостоятельно изготавливать выкройки для изделия

Диагностический инструментарий:

1. Тест-методика “Шкала тревожности” А.М. Прихожан (выявляет основные виды тревожности у детей);

2.Методика “Незаконченные предложения” (позволяет получить сведения о причинах страхов, беспокойства ребенка);

3. Методика “Оцени себя” (исследование самооценки);

4. Выявление особенностей темперамента (Р.Немов)

5.Проективные рисуночные методы исследования: “ДДЧ” Дж. Бука, “Несуществующее животное”, “ Рисунок семьи” Р.Бернса, С.Кауфмана



5. Планируемые результаты

Предметные:

  • сформированы умения самостоятельно выполнять изделия, подбирать ткань и изготавливать изделие;

  • сформированы расширенные знания в области пошива авторской куклы;

Метапредметные:

  • воспитаны потребности добросовестного отношения к общественно-полезному труду, аккуратности в работе;

  • привиты культура делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми.

Личностные:

  • развита познавательная и творческая активность, фантазия, образное и логическое мышления;

  • развита творческая самостоятельность;

  • сформировано умение проектировать своё будущее с позиции нравственно, эстетически и интеллектуально развитой личности.

Портрет выпускника

  • свободная, ответственная, уверенная в своих силах личность, нацеленная на самообразование, самореализацию в течение всей жизни;

  • обладающая основными компетентностями;

  • стремящаяся к творческой деятельности;

  • умеющая работать в коллективе и выстраивать позитивные отношения;

  • обладающая развитым эстетическим вкусом;

  • ориентированная на здоровый образ жизни.

Условия реализации программы

Создание терапевтической среды

Физическая безопасность (правила, запрет физической агрессии).

Психологическая безопасность (конфиденциальность, доверие, постоянство обстановки, гибкая структура занятия).

Создание терапевтических отношений: уважение, поддержка, невербальное общение.

Санитарно-гигиенические требования

Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет хорошо освещен и периодически проветривается. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Организацию рабочих мест следует организовать так, чтобы дети не стесняли друг друга.

Должно быть, повышенное требование к охране жизни и здоровья детей, в связи с использованием колюще-режущих инструментов.







Кадровое обеспечение

Педагог-психолог, имеющий высшее психологическое образование, без предъявления требований к стажу работы, должен владеть: знаниями теоретических основ психокоррекционной рабо­ты, конкретными методами и методиками коррекции. Обладать личностной готовностью психолога: умение и желание идти не от себя, а от ребенка и его проблем. Знать общие закономерности психического развития в онтогенезе, периодизации психического развития, знать про­блемы соотношения обучения и развития, основ­ные теории, модели и типы личности, соци­ально-психологические особенности группы, знать условия, обеспечивающие личностный рост и творческое развитие.


Педагог дополнительного образования , работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.


Используемые педагогические техники

  • Музыкотерапия

  • Драмтерапия

  • Игротерапия

  • Изотерапия

  • Сказкотерапия

  • Кинезетерапия

  • Развивающее обучение.

  • Коллективная творческая деятельность.

  • Игровые.

  • Здоровьесберегающие.

Формы обучения: объяснение педагога с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений, лекция, беседа, выставки детских работ, анализ работ, просмотр фильмов.

8. Формы аттестации

Выставки детских работ, анализ работ, просмотр фильмов.
Лучшие работы воспитанников коллектива  участвуют в выставке, что позволяет создать для каждого ученика  «ситуацию успеха», способствующую наиболее полному развитию творческой активности ребенка. Участие в различных  конкурсах позволит увидеть работы других авторов, сравнить со своими работами – это даёт импульс к творческому росту, развивает фантазию. 

9. Оценочные результаты

Критерии и показатели

Прямые:

  • теоретический уровень знаний;

  • степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;

  • применение полученных знаний на практике;

  • соблюдение технических и технологических требований;

  • качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;

  • изготовление изделия в установленные нормы времени;

  • соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Косвенные:

  • экономия материалов;

  • желание трудиться;

  • познавательная активность и творческий подход;

  • самостоятельность;

  • партнёрские отношения при совместной работе.

На заключительном этапе пройдет повторная диагностика эмоционально-волевой сферы с последующим сравнительным анализом результатов и выявлением статистически значимых различий. Логическим завершением проекта станет составление творческого отчета, раскрывающего положительные и отрицательные результаты, а также определение дальнейших перспектив данного проекта.


10. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Раздел

Формы

занятий

Приемы и

методы

Дидактический материал

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

Вводное занятие Техника безопасности

теоретическое

обучающее занятие по ТБ

-объяснительно-иллюстративный

- наглядный;

-презентация;


-плакаты

видеоматериа-лы.

-анкетирование

собеседование;

- тесты по разделам программы

Авторское творчество

самоанализ практической деятельности

занятие творческая мастерская;

- занятие по усвоению новых знаний

- практический;

- наглядный; взаимообучения;

-взаимо-консультирования

ситуации успеха;


- выставки работ обучающихся;

- видеомате-риалы.

- карточки с заданиями; - контрольные задания;

Заключительное занятие

самоанализ практической деятельности


- наглядный;

-презентация;

- выставки работ обучающихся;

-плакаты

видеоматериа-лы.

-анкетирование


Методические рекомендации к реализации программы:

Специальный набор форм, методов и приемов коррекции, обучения, воспитательных средств определяется совокупностью психолого-педагогических установок, используемых в работе специалистов. В реализации учебно–
воспитательных задач, а так же в повышении результативности процесса
обучения решающее значение играет умелое использование и оптимальное
сочетание этих составляющих обучения.

Каждое технологическое занятие определяется темой Программы и состоит из
теоретической и практической части. Теоретическая часть состоит из
объяснения нового материала, сопровождающаяся показом соответствующих
теме схем и таблиц, а так же образцов изделий, выполненных педагогом, а так же детьми предыдущих смен. Объяснение целесообразно сопровождать
демонстрацией образцов и в сборе и в деталях для более полного представления ребёнка об операциях по изготовлению.

Наличие популярных изданий вызывает интерес ребёнка и расширяет
его представление о творчестве в предлагаемом направлении, заставляет
заниматься самообразованием. Педагог не добивается точного выполнения
образца детьми, а стремится вызвать интерес к творчеству, изменяя и
усовершенствуя изделия в соответствии с правилами композиции и цветового решения.

Практическая часть включает в себя преобразующее начало
элементарного творчества. Полученные сведения, а также навыки, умения и
фантазия ребёнка способны сотворить великолепные изделия, которые
удивляют и восхищают, дают ощущение самореализации, уверенности в себе.

Приёмы и методы организации занятий позволяют вызвать стойкий
интерес ребёнка к занятиям. Приём удивления и новизны вдохновляет ребёнка на выполнение той или иной задачи. Особенно важен этот приём на первом занятии, где много теоретического материала: беседа по ТБ, правила работы, знакомство с планом работы и т.д., поэтому практическая часть должна быть яркой. Приём «фантазия» позволяет ребёнку проявить все свои способности, развить творческое мышление. Приём «свобода выбора» используется для более продуктивной работы и реализации потребностей ребёнка в творчестве.

Приём «переключение внимания» даётся в качестве разрядки, во избежание
переутомления. Приём «ситуация успеха» рождает у детей уверенность в себе, гордость за изготовленные работы и за всё творческое объединение в целом.

Создание спектакля с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовле­кает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю необходимо соблюдать несколько ос­новных правил:

1. Не перегружать детей.

2. Не навязывать своего мнения.

3. Не позволять одним детям вмешиваться в действия других.

4. Предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди способных.


11. Информационные источники

1. Нормативно-правовые документы.

1.1. Конституция Российской Федерации(12.12.1993)

1.2. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г.№273-ФЗ.
1.3. Конвенция ООН о правах ребёнка.

1.4. Национальная стратегия действий в интересах детей РФ до 2017 г.,
утверждённая Указом Президента РФ от 01.06.2012 №761.
1.5. Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020
годы», утверждённая Постановлением Правительства РФ 27.12.2012№2567.
1.6. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ №1726-р от 04.09.2014 г.)
1.7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам 745 (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 29августа2013г. №1008)
1.8. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-

2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мягкая игрушка своими руками. – М.: Рольф, 2001. – 240 с. +8 с. цв. вклейка, с илл. – (Внимание: дети!).

3. АнтоначчоМара Шьем игрушки для детей / Пер. с итал. М.С. Меньшиковой. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 96 с.

4. Белова Н. Мягкая игрушка: Веселая компания. – М.: Изд-во «ЭКСМО – Пресс»; СПб.: «Валерии СПД», 2002. – 224 с; ил. (Серия:«Академия умелые руки».)

5. Т.О. Фролова Мягкая игрушка / Т.О. Фролова. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006. – 62, {2} с.: ил. – (Подарок своими руками).

6. Джанна Берти Вали, РоссанаРиколфи Лоскутное шитье. – Пер. с итал. ООО «Мир книги». – М.: Мир книги, 2002. – 80 с., ил.

7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии, СПб: Речь, 2001 г.

8. Гузаирова Е.Н., Гузаиров Р.Г. Школа Белошвейки. – М.: Педагогика – Пресс, 1994. – 192 с.: ил.

9. Кочетова С. Мягкая игрушка: Игрушки для всех. – М.: Изд-во ЭКСМО; СПб.: Валерии СПД, 2003. – 240 с., илл. (Серия «Академия «Умелые руки».)

10. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутные подушки и покрывала. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. – 96 с., илл.

11. Слабинский В.Ю., Воищева Н.М. Арт-терапевтическая методика «Позитивная куклотерапия» Методическое руководство. Иматон, 2015 25.Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. «Детские страхи. Куклотерапия в помощь детям», СПб.: Речь, 2007 г.

12. Столярова А.М. Игрушки-подушки Редактор О.В. Ермолаева Технический редактор Г.Г. Гаврилова Издательство «Культура и традиции»

13. Фролова Т.О. Мягкая игрушка / Т.О. Фролова. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006. – 62, {2} с.: ил. – (Подарок своими руками).

14. Игрушки- подушки / ред-сост. Е.А. Бойко. – М.: РИПОЛ классик, 2007. – 192 с.: ил.

15. Е. Берстенева. Н. Догаева. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. М.: Белый город, 2010. – 112с.

16. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей.- СПб.: Речь,2006.-224с.

17. Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям.- СПб.: Речь, 2008г.-218с.

18. Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста (текст)/Фаустова И.В.//Управление ДОУ.-2008.-№5-С.100-107-с.2008

19. Якушева Г.И. Народная кукла как современное педагогическое средство (текст) Якушева Г.И.// начальная школа(журнал).-2004.-№12-с.54-56.-с.2004

20.Чеснокова О.Б. Яромчук М.Ф., Феномен "воображаемого партнёра в детском возрасте"// Вопросы психологии.2002 № 2

22. Смирнова С.А. Традиционная игра как культурно-психологический феномен: дис. канд.псих.наук: 19.00.07.М., 2000

23. Слабинский В.Ю. Характер ребёнка. Диагностика, формирование, методы коррекции. СПб: Наука и техника 2012 г.




Литература для детей:

1. Антипова М.А. Солёное тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. – Ростов н/Д: Издательский дом «Владис»; - М.: Издательский дом «РИПОЛ Классик», 2008. -192 с., с илл.
2. Литвиненко В.М. Учимся рисовать.- СПб.: Издательский Дом «Кристалл», -2001.
3. Румянцева Е.А. Делаем игрушки сами. – М.: Айрис-пресс, 2004.
4. Сделай сам. Авторы-составители: Хазенбанк В., Хёниш Э./ изд. Фольк
унд Биссен Берлин,2003.-176с.





Бюджет проекта

Наименование

статьи

Кол-во единиц

Стоимость

единицы (руб)

Общая стоимость

проекта

Софинансирование проекта

Запрашиваемая сумма

1.

Швейная машина

2

10 000

20 000

-

20 000

2.

Оверлок

1

15 000

15 000

-

15 000

3

Мебельный степлер и скобы

1

700

700

-

700

4

Синтепон

20 м.

200

2000

-

2000

5

Клеевой пистолет

2

100

200

-

200

6

Ткань портьерная для ширмы

10 м

200

2000

-

2000

7

Тесьма отделочная

10 м.

20

200

-

200

8

Кружево

10 м

30

300

-

300

9

Бусины, бисер

20 пак.

50

1000

-

1000

Итого к проекту

41400

В т.ч. из привлеченных средств

-

В т.ч. и средств гранта

41400



Добин А. Д., директор школы-интерната _______________ М.П.

(подпись)


Смольянинова Л.Н. гл. бухгалтер ___________________

(подпись)












Приложение 1


Развернутый план – конспект занятия по художественному моделированию текстильной куклы


Вступительная часть

Организационный момент

Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Моими помощниками сегодня будут (назначение дежурных). Все вместе мы снова отправимся с вами в волшебную страну – страну Кукол.

Тема  занятия «Технология раскроя и пошива текстильной куклы»

Чтобы не заблудиться, не потеряться, все успеть узнать и сделать, мы будем держаться дружно – работать коллективно.

Основная часть.

Повторение пройденного материала

Во все исторические эпохи кукла была связана с процессом игры - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Сегодня я хотела бы напомнить вам, что  история куклы  своими корнями уходит в глубокую древность, она связана с магическими обрядами. Созданные руками человека фигурки из глины, дерева, камня, лоскутов ткани и кусочков пряжи играли большую роль в обрядах, служили оберегами и талисманами.

Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи.

Самые ранние, известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные фигурки коров. В Древнем Египте мы впервые встречаем игрушки с несложным механизмом движения. Это "Крокодил" и "Тигр". Древние мастера изображали их с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть.

Кукла-игрушка обычно изображает человека или животное. Однако кукла-игрушка может не изображать, а только обозначать какое-либо настоящее или воображаемое (фантастическое) существо. Например, для ребенка, который скачет верхом на прутике (палке), этот прутик обозначает его коня.

Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений.

  • Первое – детская игрушка в виде фигурки человека.

  • Второе – в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом)

  • Третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост (словарь С.И. Ожегова).

  • Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства.

Куклы как детские игрушки возникли (вернее превратились в кукол из изображений духов, божков и т. д. или наоборот) еще в доисторические времена. По форме они были довольно примитивными, а изображали и/или обозначали внешность людей или иных живых существ.

В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Так же в некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Кукле рисовали глаза и рот, делая ее тем самым подобием человека, нарекали определенным именем.Авторская кукла - это уникальное создание, которое является единственным в своем роде, и неповторимым произведением автора. У каждого мастера свой почерк, который легко узнается по совокупности характерных черт его произведений.

У каждой куклы свой характер, определенная роль, часто дополнительные аксессуары и даже место действия.

Тряпичная кукла ручной работы - это игрушка или украшение интерьера, а чаще всего и то и другое одновременно, которая несет в себе теплоту человеческих рук. Каждая из них имеет свои особенности, и изготавливаются с применением различных техник, средств и материалов.

Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь из глины, кости и металла. На миниатюрном античном сосуде, хранящемся в Эрмитаже, находим изображение детской двухколесной каталки с длинной ручкой и маленьким четырехугольным кузовом на оси, куда мог сесть ребенок.

Особую роль как в жизни детей, так и взрослых играли куклы-марионетки. Платон в "Законах" сравнивал человека с игрушкой, а наши страсти с нитями, которые приводят ее в движение.

Со временем изображения утрачивали магический смысл, идол переходил в разряд игрушки, а талисманы и амулеты – в разряд украшений и сувениров.

На прошлых уроках мы уже начали работать над изготовлением мягкой игрушки.

Давайте вспомним:

  • К какому виду работ относится изготовление игрушек?

  • Какие инструменты и материалы необходимы при изготовлении игрушек?

  • Какие правила ТБ вы знаете?

  • Какая подготовительная работа нужна для изготовления игрушки (Технологическая последовательность)?

А теперь подумайте и скажите: что предстоит делать дальше?

Изложение нового материала

Следующий этап технологической последовательности изготовления игрушки  -

раскрой.

При раскрое формируется внимательность, аккуратность, точнось движений. Также формируется пространственное мышление, развитие мелкой моторики положительно влияет на развитие логического мышления, речи и письма. Все это ведет к более полному развитию личности.

Раскрой - наиболее ответственный момент во всей работе над игрушкой.

Прежде всего – это наиболее опасный этап работы, так как вы на протяжении всей работы пользуетесь ножницами.

История возникновения ножниц уходит корнями в глубокую древность. «Два конца, два кольца, посередине гвоздик». Что это такое? Правильно, ножницы. Сейчас эту загадку каждый ребенок отгадает, а ведь было время, когда даже взрослые не то что загадки — самих ножниц не знали. Потому что их еще не изобрели. Когда требовалось что-нибудь разрезать, брали нож. Но вот приблизительно три с половиной тысячи лет назад кто-то соединил ручки двух ножей пружинящим мостиком. Получились первые ножницы — для стрижки овец. И до сих пор их называют «овечьи». А больше тысячи лет назад другой человек придумал заменить мостик гвоздиком. И родился замечательный инструмент, про который сложена загадка.

Самые первые упоминания о ножницах достоверно известны приблизительно с 3 века до нашей эры, тогда ножницы имели еще несколько другую конфигурацию - их изготавливали в виде 2-х ножей, скрепленных между собой пластиной  из металла.

После 13 века кольцевые петли на концах ножниц сменились кольцами, рукоятки ножниц  стали украшать художественной ковкой и «автографами» кузнецов - клеймами.

Более привычные нашему глазу ножницы с шарнирным механизмом и кольцеобразными петлями на концах появились позднее.

Первоначально все виды одежды шили дома, но постепенно это стало делом специалистов – портных. Название «портновские» ножницы произошло от названия профессии - портной- человек шьющий порты. Слово «порты» в России изначально означало одежду вообще.

Во многом, качество сшитых Вами изделий будет зависеть от правильного выбора ножниц. Существует несколько видов ножниц, они отличаются углом заточки, конструкцией, размерами и назначением. Не следует использовать одни и те же ножницы на разных этапах шитья- если Вы будете резать кальку своими великолепными портновскими ножницами, то они очень быстро затупятся. Для прорезания петель и других мелких работ, лучше использовать маленькие швейные ножницы. Полезно иметь "под рукой" вспарыватель и нож для прорезания петель.

Так как ножницы являются постоянно используемым инструментом, необходимо соблюдать основные правила ухода- это срок службы Вашим ножницам. Правила просты и соблюдение их не составит Вам особого труда. Итак:

- храните ножницы чистыми и сухими;

- регулярно чистите ножницы и смазывайте трущиеся части, особенно после чистки.

Регулярное соблюдение этих правил продлит жизнь Вашим ножницам.

Мы только что повторили правила безопасной работы с ножницами  и, надеюсь, что все будут очень внимательными и аккуратными. Давайте еще раз повторим правила поведения на занятиях. Хочу еще раз напомнить вам о том, что от точности кроя зависит весь внешний вид вашей куклы. Недаром говорится:  «семь раз отмерь – один раз отрежь». Раскрой для различных тканей разный:

  • Если вы шьете игрушку из тонкой ткани по изнаночной стороне, то детали раскраиваются по внешней линии обводки.

  • Если игрушка шьется по лицевой стороне, то раскраивать надо по линии контура, без запаса на шов.

  • При раскрое деталей из меха лучше пользоваться маленькими ножницами, стараться не повредить ворс.

После того, как все основные детали игрушки будут вырезаны, мы перейдем к следующему этапу работы – сшиванию деталей

Выполнение  практической  работы

  • Текущий контроль усвоения нового материала.

Устный опрос по правилам ТБ и основным этапам  раскроя мягкой игрушки.

  • Подготовка рабочего места к раскрою,  раскрой.

Демонстрация педагогом приёмов раскроя различных тканей. Самостоятельная практическая работа детей. Консультация, оказание практической помощи, если ребёнок в ней нуждается

  • Раскрой деталей игрушки.

В ходе практической работы педагог следит за посадкой учащихся за машиной, выполнением правил безопасного труда, правильностью выполнения работы.

Изложение нового материала

Сшивание деталей

Сшивание деталей куклы относится к ручным работам и выполняется при помощи ручной иглы и наперстка.

Что появилось раньше — иголка или одежда? Многих этот вопрос, наверное, удивит: разве можно без иголки сшить одежду? Оказывается, можно. Первобытный человек сшивал звериные шкуры, прокалывая их костями животных или рыб. Это были древние шила. Когда же осколками кремня (очень твердого камня) в шилах высверлили ушки, получились иглы. Через много тысячелетий на смену костным иголкам пришли бронзовые, потом железные. На Руси, случалось, ковали и серебряные иглы. Около шестисот лет назад арабские купцы завезли в Европу первые стальные иглы.  Нитки вдевали в их загнутые колечками концы.

Кстати, где у иголки ушко? Смотря у какой. У обычной — с тупого конца, у машинной — с острого. Впрочем, некоторые новые швейные машины прекрасно обходятся и без иголок, и без ниток — они склеивают ткань. А вот люди без иголки обойтись не могут. Игла — это настоящая помощница, и поэтому славят ее в стихах и песнях, не забывают в пословицах, поговорках и загадках.

Наперсток тоже  существовал не  всегда. Был такой момент, когда безызвестного портного, исколовшего себе все пальцы, вдруг осенило. Но когда это произошло, никто не может сказать. Известно только, что в средние века уже были мастера, занятые исключительно изготовлением этих вещиц. Значит, их требовалось много, и они широко использовались. От тех времен до нас дошли изящные, украшенные эмалью, инкрустацией и гравировкой шедевры. Старейшие сохранившиеся до наших дней наперстки изготавливались из золота. Потом их стали выполнять из позолоченного серебра или бронзы, но цвет традиционно оставался желтым, чтобы на его фоне легче было разглядеть движение серебристо-белой стальной иглы.

В 1824 году владелец фабрики металлических изделий в Германии изобрел универсальный станок для изготовления наперстков любого вида и размера. Изобретение было запатентовано, и вскоре началось массовое производство наперстков.
В конце XIX века наперстки стали столь широко популярными, что их продавали и в качестве сувениров. Более того, их стали использовать в коммерческих целях: граверы стали наносить на них рекламные названия фирм и отдельных изделий.

Перед тем, как приступить к шитью,  вспомните, какие ручные швы вы знаете.

(проверка работы, выполненной на предыдущих уроках)

Скажите пожалуйста,

  • Легко ли было выполнять стежки одинаковой величины?

  • Легко ли было выполнять прочную, ровную строчку?

  • Сколько времени вы тратили на ручные работы?

  • Легко ли уколоть палец иглой?

Работа по сшиванию куклы также требует от вас внимательности, аккуратности, точности действий и безупречного выполнения правил ТБ.  Такая работа выполняется за довольно длительное время и  очень важно помнить о правильной посадке.

Выполнение  практической  работы

  • Текущий контроль усвоения нового материала.

Устный опрос по правилам ТБ и основным этапам  пошива куклы.

  • Подготовка рабочего места к шитью, пошив деталей.

Демонстрация педагогом приёмов шитья различных тканей. Самостоятельная практическая работа детей. Отработка приемов ручных работ на примере изготовления куклы. Консультация, оказание практической помощи, если ребёнок в ней нуждается.

  1. Заключительная часть

Анализ допущенных ошибок, оценка проделанной работы, уборка рабочих мест.

Мы сегодня очень хорошо потрудились. Вы уже   много знаете о куклах и технологии их изготовления. Сегодня мы еще раз убедились, как важно быть внимательным и аккуратным, уметь слушать и слышать. Постарайтесь хорошо запомнить правила безопасной работы – они потребуются нам еще и на следующем занятии по сборке и оформлению куклы. До скорой встречи!





















Приложение 2

Спустился вечер за окном,

Затушевал дневные краски,

Окутал город нежным сном,

Вновь наступило царство Сказки...

И мама, отложив заботы,

За сказкой время забывает,

И для нее, как в детства годы,

Волшебный мир вдруг оживает.

Сон убаюкал малыша,

Его отважная душа

Слилась с героем в славном царстве,

Волшебном, чудном государстве.

Уснул малыш. Но и во сне

Он примеряет на себе

Роль Золушки, Кота, Руслана,

Жизнь эльфов и царя Салтана.

Он с Куклой вырастет мудрей

И духом тверже и добрей.

Ведь тот, кто с детства Сказку любит,

Тот в жизни злым уже не будет!

(Н.А.Сакович)


ЗАНЯТИЕ 1. «Сказка начинается»

Задачи:

1)создание мотивации на совместную работу;

2) развитие творческих способностей;

3) знакомство с чувствами и эмоциями.

Ритуал входа в сказку

На входе в комнату ставится большое зеркало. Дети под­ходят к нему, смотрятся в него, после чего оказываются в комнате, где будет происходить занятие.

Ритуал повторяется в начале каждого занятия.

«Мы с вами благодаря волшебному зеркалу попали в стра­ну под названием Фантазия. Кто из вас знает, что такое фанта­зия и что значит «фантазировать»? (Детям дается возможность как можно полнее ответить на этот вопрос.)

Да, это действительно удивительная страна. Она существу­ет потому, что мы мечтаем, фантазируем, воображаем. Стоит нам только придумать что-то необычное, не существующее в реальном мире, как оно сейчас же появляется в стране Фанта­зия и начинает жить своей жизнью. В этой стране живут все сказочные герои всех стран мира, все сны, все мечты различных людей и каждого из вас. Чем чаще мы мечтаем и фантазируем, тем богаче мир страны Фантазии. Здесь могут сбыться все ваши желания, сколько бы вы их ни загадывали. Давайте с помощью своей фантазии и изобразительных материалов, которые для вас приготовлены, оживим эту страну. Постарайтесь вложить в эту работу все свои самые сокровенные мечты и желания».

«Страна Фантазия» (групповой коллаж)

Необходимые материалы. Бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, карандаши.

Ход работы. На листе ватмана, который размещается в центре стола или на полу, ребята с помощью предложенных материалов изображают страну Фантазию. Важно участие каж­дого ребенка. В это время звучит приятная музы­ка. Ведущий помогает детям выбирать картинки из журналов, вырезать их, приклеивать, размещать на ватмане. Хорошо, если будут заранее приготовлены картинки на различные темы, что позволит сократить время их поиска в журналах.

Обсуждение. Когда коллаж готов, необходимо провести обсуждение, во время которого каждому ребенку предлагает­ся рассказать о том, какие свои фантазии, мечты и желания он отобразил в коллективной работе.

Ход работы. «Мы с вами попали в Фантазию в очень не­простое для этой страны время. Ей угрожает ужасное Ничто — ничто больше не радует, ничто больше не интересует, ничто больше не привлекает ее жителей. Здесь, уже многие тысячи лет живет мудрая Тарла громадная древняя черепаха. Ей одной ведомо все неведомое. Она подскажет нам, что мы должны сделать, чтобы спасти стра­ну Фантазию от гибели».

«Встреча с Тарлой»

Необходимые материалы. Кукла черепахи Тарлы.

Ход работы.

Появляется Тарла: «Я рада видеть вас в Фантазии. Сейчас мало кто из детей сюда заглядывает. Разучились мечтать и верить в свои мечты, в себя, и поэтому нашей стране грозит опасность уничтожения. Но вы, я знаю, нам поможете. Я очень давно живу здесь и знаю, спасти Фантазию не может ни один из ее жителей. Это подвластно только детям из реального мира. Они должны пройти через три двери: Магического Стекла, Двери Странствий и Двери Без Ключа и обрести в пути семь чудесных умений:

• Уметь любить себя.

• Уметь любить других.

• Уметь слышать.

• Уметь видеть.

• Уметь говорить.

• Уметь дружить.

• Уметь творить добрые дела».

Тарла исчезает. После этого психолог обращается к детям: «Тарла ничего не объяснила нам. Что значит— уметь лю­бить себя? Давайте постараемся разобраться». (И так по всем семи умениям. Необходимо стараться включить в обсуждение всех ребят.)

«Волшебный Лес» (разминка)

Необходимые материалы. Магнитофон и аудиозапись звуков природы, леса.

Ход работы. «Дальше наш путь идет через Волшебный Лес. Он населен различными сказочными существами. И каждый из вас сейчас имеет возможность превратиться в такое сказоч­ное существо. Прислушайтесь к музыке и превращайтесь. По­двигайтесь, как оно двигается, можете издавать какие-либо зву­ки. Постарайтесь превратиться в самое невероятное существо и передать в движении его характер, способности, его отличия от других (3-4 минуты).

А теперь мы сядем, и каждый по очереди нам покажет свое существо. Наша задача отгадать, что это за сказочный герой. Если такого героя раньше не существовало, мы попробуем рассказать о том, какой он, что он любит. И т. д.»

Постарайтесь выделить в этом упражнении положительные стороны каждого ребенка (через выделение важности его ска­зочного существа).

Ритуал выхода из сказки

Ритуал выхода из сказки такой же, как и ритуал входа. Этот ритуал должен повторяться в начале и в конце каждого занятия всю программу.









































Приложение 3

Самооценка успешности учащихся

Фамилия, Имя ____________________________________________


Всегда

Иногда

Редко

Я участвовал (а) в разработке плана работы своей группы




В ходе работы я выполнял (а) свои обязанности в группе




Я следовал рекомендациям своих педагогов




Я принимал (а) участие во всех сопроводительных мероприятиях проекта




Я подобрал (а)

нужные рисунки, фотографии к презентации группы




Я изучил найденные источники информации.




Я использовал(а) сведения, полученные из источников сети Интернет




Я участвовал(а) в создании устной защиты презентации