I. Пояснительная записка.
-
Рабочая программа разработана по основам безопасности жизнедеятельности для 11класса, составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Приказ Министерства образования России № 241 от 20 августа 2008 года «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
-
Приказ Министерства образования России № 1994 от 3 июня 2011 года «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312;
-
Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
3. Предметной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы («Программа для общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности 10-11 классы.» Под общей редакцией А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова; М:. «Просвещение» 2009 г».)
-
В курсе ОБЖ для 11 классов завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В соответствии с Федеральным законом № 53 ФЗ от 28.03.1998г "О воинской обязанности и военной службе ", письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14. 07. 98 г. №1133/14-12 в программу курса ОБЖ для обучающихся 10-11 классов введен раздел "Основы военной службы". Раздел «Основы военной службы" органически связан с другими разделами курса и направлен прежде всего на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно-патриотическое воспитание) старшеклассников В ходе изучения предмета юноши формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее прохождения.
Цели и задачи рабочей программы
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней (полной) общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы, об обязанностях граждан по защите государства;
-
овладение умением оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии;
-
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
-
воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; личностных качеств, необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.
Программа предусматривает формирование у обучающихся следующих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
-
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
-
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
-
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;
-
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
-
оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
-
умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;
-
осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.
Место предмета в базисном учебном плане
Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 11 классах в программе предусмотрены 34 часа в год, 1 час в неделю.
Планируемые образовательные результаты обучающихся.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
-
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
-
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
-
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;
-
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
-
оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
-
умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;
-
осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.
В результате изучения программы обучающийся должен:
Знать:
-
основы Российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
-
состав и предназначение Вооруженных Сил РФ;
-
порядок призыва на военную службу;
-
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу,во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
-
тактико-технические характеристики и боевые возможности вооружения и боевой техники;
-
предназначение .структуру и задачи Гражданской обороны РФ.
уметь:
-
практически использовать необходимые навыки в области Гражданской обороны;
-
действовать в составе отделения,взвода в основных видах боя;
-
оказывать первую медицинскую помощь при ранениях и различных видах травм;
-
владеть стрелковым оружием.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни и устойчивой психологической невосприимчивости к вредным привычкам;
-
владения навыками в области гражданской обороны;
-
оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
-
формирования психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву;
-
формирования психологической, физической и профессиональной готовности к обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования;
-
выбора военного образовательного учреждения профессионального образования и военной профессии для подготовки к трудовой деятельности.
II. Содержание учебной программы
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства(6ч)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (4ч)
Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни(4ч)
Пожарная безопасность. Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
Правила личной безопасности при пожаре. Профилактика пожаров в повседневной жизни. Соблюдение мерпожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Обеспечение личной безопасности на водоемах. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и не оборудованных местах. Безопасный отдых у воды.
Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях.Опасности, возникающие при нарушении правил эксплуатации различных бытовых приборов и систем жизнеобеспечения жилища. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (2 ч)
Тема 2.Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (2 ч)
Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура. Основные задачи комитета. Мероприятия по совершенствованию государственной системы противодействия терроризму.
Контртеррористическая операция, ее предназначение и условияпроведения, состав группировки сил и средств, включаемых в контртеррористическую операцию. Правовой режим контртеррористической операции. Окончание контртеррористической операции.
Правовой режим контртеррористической операции.Меры и временные ограничения во время контртеррористической операции.
Роль и место ГО в противодействии терроризму. Гуманитарная помощь пострадавшему населению. Руководство ГО.Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.
Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.
Применение ВС РФ в борьбе с терроризмом. Пресечение террористических актов. Концепция противодействия терроризму в РФ. Участие Вооружённых Сил Российской Федерации в пресечении международной террористической деятельности за пределами страны.
Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства (20 ч)
Раздел 6. Основы обороны государства (7 ч)
Тема 5 . Вооружённые Силы Российской Федерации – основа обороны государства (1 ч)
Основные задачи современных Вооружённых Сил России. Задачи ВС и других войск в мирное время. Задачи ВС и других войск в период непосредственной угрозы агрессии. Задачи ВС и других войск в военное время. Военная доктрина РФ.
Международная (миротворческая) деятельность Вооружённых Сил Российской Федерации. Участие Вооруженных Сил РФ в миротворческих операциях, как средство обеспечения национальной безопасности России.
Нормативно-правовые основы участия России в миротворческих операциях. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента.
Тема 6. Символы воинской чести (1 ч)
Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы.
Боевое Знамя воинской части — особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части.
Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе
История государственных наград России за военные заслуги перед Отечеством.
Военная форма одежды. Предназначение военной формы одежды и знаков различия
военнослужащих, их воспитательное значение.
Тема 7. Воинская обязанность (5 ч)
Основные понятия о воинской обязанности. Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Организация воинского учета. Основное предназначение воинского учета. Государственные органы, осуществляющие воинский учет. Категория граждан, не подлежащих воинскому учету. Сведения о гражданине, которые содержатся в документах по воинскому учету.
Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Время первоначальной постановки граждан на воинский учет. Состав комиссии по первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение профессионально-психологического отбора при
первоначальной постановке граждан на воинский учет.
Основные обязанности граждан по воинскому учету до призыва их на военную службу и при увольнении с военной службы.
Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной
службе, определенное Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». Периоды обязательной подготовки к военной службе и их основное предназначение.
Общие требования к качествам военнослужащих, исполняющих обязанности на должностях связи и наблюдения, водительские должности, технические и прочие воинские должности.
Подготовка граждан по военно-учетным специальностям
Предназначение подготовки по военно-учетным специальностям.
Порядок осуществления отбора граждан для подготовки по военно-учетным специальностям. Льготы, предоставляемые гражданину при призыве на военную службу, прошедшему подготовку по военно-учетной специальности.
Добровольная подготовка граждан к военной службе
Основное направление добровольной подготовки граждан к военной службе
Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет. Основное предназначение и порядок проведения медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет. Категории годности к военной службе по состоянию здоровья граждан. Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих поступить на учебу в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования.
Профессиональный психологический отбор и его предназначение.
Критерии по определению профессиональной пригодности призывника к военной службе.
Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. Предназначение запаса, разряды запаса в зависимости от возраста граждан. Военные сборы.
Раздел 7. Основы военной службы (13ч)
Тема 8. Особенности военной службы (4ч)
Правовые основы военной службы. Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», определяющие правовые основы военной службы.
Статус военнослужащего. Общие понятия о статусе военнослужащего. Основные права и льготы военнослужащих. Обоснование некоторых ограничений прав и свобод военнослужащего. Время, с которого граждане приобретают статус военнослужащего.
Военные аспекты международного права. Общие понятия о «Праве войны». Международные правила, которые необходимо соблюдать военнослужащим в бою. Категории лиц и объектов, которым международным правом войны предоставлена особая защита.
Общевоинские уставы — это нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих.
Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации
Предназначение Устава внутренней службы Вооруженных Сил
Российской Федерации и его общие положения.
Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации
Основное предназначение Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения.
Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации
Основное предназначение Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения.
Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации
Основное предназначение Строевого Устава Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения.
Тема 9. Военнослужащий — вооруженный защитник Отечества. (4 ч)
Основные виды воинской деятельности. Основное предназначение и обусловленность воинской деятельности военнослужащего. Учебно-боевая подготовка; служебно-боевая деятельность; реальные боевые действия.
Основные особенности воинской деятельности. Зависимость воинской деятельности от вида Вооруженных Сил и рода войск, от воинской должности и класса сходных воинских должностей. Общие виды и основные элементы воинской деятельности.
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуальным качествам гражданина. Общие требования воинской деятельности, устойчивость, внимание, быстрота и гибкость мышления, самостоятельность, ответственность, способность принимать решения. Морально-психологические требования, психологическая совместимость военнослужащих.
Военнослужащий — патриот. Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание — защитник Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости, конституционного строя России, народа и Отечества.
Честь и достоинство военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская честь и достоинство — неотъемлемые качества военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации. Гуманность и человеколюбие — это неотъемлемое качество российского воина во все времена. Чувство глубокой ответственности за защиту Родины, готовность к преодолению трудностей при исполнении воинского долга.
Военнослужащий — специалист своего дела. Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения. Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство, быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя.
Военнослужащий — подчиненный, выполняющий требования воинских уставов и приказы.
Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, — постоянно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу.
Основные обязанности военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Сущность основных обязанностей военнослужащих и чем они определяются.
Тема 10. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации (2 ч)
Порядок вручения Боевого Знамени воинской части. Когда, кем, от имени кого вручается Боевое Знамя воинской части.
Порядок приведения к Военной присяге(принесения обязательства). Военная присяга и ее роль и значение для каждого военнослужащего. Порядок приведения к Военной присяге солдат и матросов, прибывших на пополнение в воинскую часть. Текст Военной присяги.
Порядок вручения стрелкового оружия. Порядок закрепления военной техники и вооружения.
Ритуал подъема и спуска Государственного флага РФ. Предназначение ритуала подъема и спуска Государственного флага РФ порядок его проведения.
Тема 11. Прохождение военной службы по призыву (2 ч)
Призыв на военную службу. Порядок осуществления призыва на военную службу. Ответственность за уклонение от военной службы
Порядок прохождения военной службы по призыву. Внутренняя служба. Перечень составов и воинских званий военнослужащих ВС РФ.
Размещение и быт военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
Распределение времени и повседневный порядок жизни в воинской части. Книга почета воинской части (корабля).
Тема 12. Прохождение военной службы по контракту (1 ч)
Особенности военной службы по контракту. Основные условия прохождения военной службы по контракту.
Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту.
Материальное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Альтернативная гражданская служба, порядок её прохождения, увольнение с альтернативной гражданской службы.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни(8 ч)
Раздел 4. Основы здорового образа жизни(3ч )
Тема 3.Нравственность и здоровье (3 ч)
Правила личной гигиены и здоровье. Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.
Нравственность и здоровый образ жизни. Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи.
Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), формы передачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.
ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.
Законодательство и семья. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанность родителей.
Раздел 5.Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.(5 ч)
Тема 4. Первая помощь при неотложных состояниях.(5ч)
Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.
Сердечная недостаточность и причины ее возникновения. Общие правила при оказании первой помощи. Инсульт, основные причины его возникновения, признаки возникновения. Первая помощь при инсульте.
Первая помощь при ранениях. Понятие о ране, разновидности ран. Последовательность оказания первой помощи при ранении. Понятие об асептике и антисептике.
Основные правила оказания первой помощи. Действия первой помощи. Передвижения пострадавшего. Понятие о травматическом шоке.
Правила остановки артериального кровотечения. Признаки артериального кровотечения, методы временной остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки, правила наложения жгута.
Способы иммобилизации и переноска пострадавшего. Цель иммобилизации, возможные средства для иммобилизации. Способы переноски пострадавшего.
Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Основные виды травм опорно-двигательного аппарата и причины их возникновения. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Основные правила в оказании первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.
Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота
Черепно-мозговые травмы, основные причины их возникновения и возможные последствия. Травма груди, причины ее возникновения, возможные последствия, первая помощь.Травма живота, причины ее возникновения, возможные последствия, первая помощь.
Первая помощь при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины.
Травмы тазовой области, причины их возникновения, возможные последствия, первая помощь.
Травма позвоночника, спины, основные виды травм позвоночника, спины, их возможные последствия. Правила оказания первой помощи.
Первая помощь при остановке сердца. Реанимация. Правила проведения сердечно-легочной реанимации.Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких способом «изо рта в рот» или «изо рта в нос». Сочетание проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.
III. Календарно-тематическое планирование в 11 классе
№ | Раздел.Тема урока | Количество часов | Тип урока | Планируемые результаты | Формы организации познавательной деятельности | Домаш-нее задание | Дата |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (6 часов) |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (4 часа) |
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни(4 часа) |
1 урок | Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: Причины пожаров, права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Уметь: Соблюдать правила пожарной безопасности в быту | Фронтальный опрос | 1 | |
2 урок | Правила личной безопасности при пожаре | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: правила поведения при пожаре Уметь: правильно себя вести во время пожара | Индивидуальный опрос | 2 | |
3 урок | Обеспечение личной безопасности на водоемах | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: правила поведения во время отдыха на водоемах Уметь: проводить безопасный отдых на водоемах, спасение утопающего. | Индивидуальный опрос | 3 | |
4 урок | Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: правила безопасного поведения в быту, порядок вызова спасательных служб. Уметь: безопасно вести себя в быту вызывать службы спасения | Индивидуальный опрос | 4 | |
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ. (2 часа) |
Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ. (2 часа) |
5 урок | Национальный антитеррористический комитет(НАК), его предназначение, структура и задачи.Контртеррористическая операция и условия ее проведения | 1 | Урок изучения и первичного усвоения новых знаний | Обучающиеся должны Знать: понятие о НАК, его задачи, проводимые им мероприятия, понятие о контртеррористической операции и условия ее проведения,. Уметь: работать с учебником, в сети интернет, вести себя во время контртеррористической операции | Индивидуальный опрос | 5-6 | |
6 урок | Правовой режим контртеррористи-ческой операции. Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму Применение Вооруженных сил РФ в борьбе с терроризмом | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: меры и временные ограничения во время контртеррористической операции, роль и место ГО в противодействии терроризму, Роль ВС РФ и их применение для пресечения террористических актов в РФ, посредством чего ВС РФ осуществляют пресечение террористической деятельности за пределами страны Уметь: работать с учебником, в сети интернет, проводить операции анализа | Индивидуальный опрос | 7-9 | |
Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства. (20 часов) |
Раздел 6. Основы обороны государства. (7часов) |
Вооруженные силы Российской Федерации – основа обороны государства (1 час) |
7 урок | Основные задачи современных Вооруженных сил России Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил РФ | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: задачи ВС и других войск в мирное время, в период непосредственной агрессии, в военное время, мероприятия международной миротворческой деятельности ВС РФ. Уметь: работать с учебником, документами, производить анализ прочитанного. | Индивидуальный опрос | 25-26 | |
Символы воинской чести (1 час) |
8 урок | Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе Военная форма одежды | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: историю боевого знамени, статус боевого знамени, государственные награды разных времен в России, виды военной формы одежды, знаки различия. Уметь работать с дополнительным материалом, анализировать, делать выводы, различать воинские звания, виды и рода войск, используя знаки различия. | Фронтальный опрос | 27-29 | |
Воинская обязанность(5 часов) |
9 урок | Учебные заведения ВС РФ. Порядок поступления в учебные заведения ВС РФ. | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: ВУЗы ВС РФ, порядок поступления в них. Уметь работать с дополнительным материалом, анализировать, делать выводы. | Фронтальный опрос | | |
10 урок | Основные понятия о воинской обязанности Организация воинского учета Первоначальная постановка граждан на воинский учет | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: основные понятия, связанные с воинской обязанностью, организацию воинского учета в РФ, правила постановки на первоначальный воинский учет. Уметь: работать с дополнительным материалом, делать выводы, работать в сети интернет, подготавливать документы для постановки на воинский учет, выполнять требования по постановке на первоначальный воинский учет. | Индивидуальный опрос | 30-32 | |
11 урок | Обязанности граждан по воинскому учету Обязательная подготовка граждан к военной службе | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: обязанности граждан по воинскому учету, содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. Уметь: выполнять данные обязанности, вести подготовку к военной службе | Индивидуальный опрос | 33-34 | |
12 урок | Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям Подготовка граждан по военно-учетным специальностям Добровольная подготовка граждан к военной службе | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: требования воинских должностей, условия подготовки по военно-учетным специальностям, как осуществляется добровольная подготовка граждан к военной службе. Уметь: формировать качества, согласно требованиям воинских должностей, осуществлять допризывную подготовку, осуществлять добровольную подготовку граждан к военной службе. | Составление таблицы, индивидуальный опрос | 35-37 | |
13 урок | Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет Профессиональный психологический отбор и его предназначение Увольнение с военной службы и пребывание в запасе | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: как организуется медицинское освидетельствование, как проводится профотбор, условия увольнения в запас, состав запаса, предназначение военных сборов. Уметь: определять причины, которые оказывают отрицательное влияние на здоровье, устранять их, пройти профотбор, определять состав запаса | Индивидуальный опрос | 38-40 | |
Раздел 7. Основы военной службы (13 часов) |
Особенности военной службы (4 часа) |
14 урок | Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего | 1 | Урок изучения и первичного усвоения новых знаний | Обучающиеся должны Знать: правовые основы военной службы, понятия о статусе военнослужащих, их права и свободы. Уметь: использовать в случае необходимости законы, касающиеся военной службы | Индивидуаль-ный опрос | 41-42 | |
15 урок | Военные аспекты международного права | 1 | Урок изучения и первичного усвоения новых знаний | Обучающиеся должны Знать: военные аспекты международного права. Уметь: использовать изученные правила, в случае необходимости | Индивидуальный опрос | 43 | |
16 урок | Общевоинские уставы Устав внутренней службы ВС РФ Дисциплинарный устав ВС РФ | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: что определяют общевоинские уставы ВФ РФ, основные положения устава, основные положения Дисциплинарного устава ВС РФ. Уметь: работать с уставами при выполнении заданий | Индивидуальный опрос | 44-46 | |
17 урок | Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб ВС РФ Строевой устав ВС РФ | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: основные положения Устава гарнизонной, комендантской и караульной служб ВС РФ, строевого устава. Уметь: работать с документами, использовать их при выполнении заданий | Индивидуальный опрос | 47-48 | |
Военнослужащий – вооруженный защитник Отечества (4 часа) |
18 урок | Основные виды и особенности воинской деятельности | 1 | Урок изучения и первичного усвоения новых знаний | Обучающиеся должны Знать: общие виды и основные элементы воинской деятельности Уметь: различать основные виды воинской деятельности, сравнивать сходные воинские должности по трем видам ВС РФ | Индивидуальный опрос | 49-50 | |
19 урок | Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуальным качествам гражданина Военнослужащий - патриот | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: общие требования воинской деятельности. Морально-психологические требования. Понятие о патриотизме. Уметь: вырабатывать в себе качества, соответствующие требованиям воинской деятельности | Индивидуальный опрос | 51-52 | |
20 урок | Честь и достоинство военнослужащего ВС РФ. Военнослужащий – специалист своего дела | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: понятия о чести и достоинстве. Требования к уровню профессиональной подготовки военнослужащих. Уметь: на основе примеров доказать, что военнослужащим ВС РФ присущи качества: честь и воинское достоинство, готовиться к выполнению воинских должностей, производить неполную сборку и разборку автомата Калашникова | Индивидуальный опрос | 53-54 | |
21 урок | Военнослужащий – подчиненный, выполняющий требования воинских уставов и приказы. Основные обязанности военнослужащих | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: значение воинской дисциплины, поощрений и наказаний, их сущность, обязанности военнослужащих, их содержание. Уметь: соблюдать дисциплину в повседневной деятельности, готовить сообщения, | Индивидуальный опрос | | |
Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации (2часа) |
22 урок | Порядок вручения Боевого знамени воинской части. Порядок приведения к Военной присяге (принесение обязательства) | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: порядок вручения Боевого знамени воинской части, порядок приведения к военной присяге, текст военной присяги. Уметь: проводить ритуал вручения Боевого знамени воинской части, читать военную присягу наизусть | Индивидуальная проверка практич. умений | 57-58 | |
23 урок | Порядок вручения личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия. Ритуал подъема и спуска Государственного флага РФ | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: порядок вручения личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия, ритуал подъема и спуска Государственного флага РФ. Уметь: использовать дополнительный материал для подготовки сообщений | Индивидуальный опрос | 59-60 | |
Прохождение военной службы по призыву (2часа) |
24 урок | Призыв на военную службу. Порядок прохождения военной службы | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: порядок осуществления призыва на военную службу, ответственность за уклонение от военной службы, порядок прохождения военной службы, перечень составов и воинских званий военнослужащих ВС РФ. Уметь: различать состав и воинские звания военнослужащих по погонам. | Индивидуальный опрос | 61-62 | |
25 урок | Размещение и быт военнослужащих | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: порядок размещения и быта военнослужащих. Уметь: готовить сообщения, используя дополнительный материал. | Провер. работа | 63 | |
Прохождение военной службы по контракту (1 час) |
26 урок | Особенности военной службы по контракту. Альтернативная гражданская служба | 1 | Урок изучения и первичного усвоения новых знаний, комбинированный | Обучающиеся должны Знать: порядок прохождения военной службы по контракту, порядок и правила прохождения альтернативной гражданской службы. Уметь: готовить сообщения, используя дополнительный материал. | Индивидуальный опрос | 64-65 | |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (8 часов) |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (3 часа) |
Нравственность и здоровье. (3часа) |
27 урок | Правила личной гигиены. Нравственность и здоровый образ жизни | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: правила личной гигиены, их значении в укреплении здоровья, понятие о нравственности, факторы, оказывающие вредное воздействие на гармонию семейной жизни Уметь: соблюдать правила личной гигиены, правильно формировать нравственное поведение | Фронтальный опрос | 11-12 | |
28 урок | Инфекции, передаваемые половым путем. Меры профилактики. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ-инфекции. | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: понятия об ИППП, их признаки, меры профилактики, понятие о ВИЧ-инфекции СПИДе, мерах профилактики и ответственности за заражение ВИЧ-инфекцией. Уметь: предупреждать заражение ИППП, проводить профилактику ВИЧ-инфекции. | Индивидуальный опрос | 13-14 | |
29 урок | Семья в современном обществе. Законодательство и семья | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать понятия о браке и семье, положения Семейного кодекса РФ. Уметь работать с документами, проводить анализ прочитанного | Тест | 15 | |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (5 часов) |
Первая помощь при неотложных состояниях (5часов) |
30 урок | Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте, Первая помощь при ранениях | 1 | Урок изучения и первичного усвоения новых знаний | Обучающиеся должны Знать: понятия об острой сердечной недостаточности и инсульте, виды ран. кровотечения, меры асептики и антисептики. Уметь оказывать первую помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте, оказывать первую помощь при ранениях | Индивидуальный опрос | 16-17 | |
31 урок | Основные правила оказания первой помощи. Правила остановки артериального кровотечения | 1 | Практическое занятие | Обучающиеся должны Знать: последовательность в оказании ПП, виды кровотечения, их признаки. Уметь: последовательно и правильно оказывать ПП, накладывать жгут, давящую повязку, закрутку | Индивидуальная проверка умений | 18-19 | |
32 урок | Способы иммобилизации и переноски пострадавшего. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата | 1 | Практическое занятие | Обучающиеся должны Знать правила иммобилизации и транспортировки пострадавшего, виды травм опорно-двигательного аппарата, меры профилактики. Уметь: оказывать ПП при переломах, транспортировать пострадавших, оказывать ПП при травмах опорно-двигательного аппарата | Индивидуальная проверка умений | 20-21 | |
33 урок | Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота, при травмах в области таза, при повреждении позвоночника. | 1 | Практическое занятие | Обучающиеся должны Знать: виды черепно-мозговой травмы, травмы груди, живота, признаки, причины, последствия возникновения травм тазовой области, позвоночника, спины. Уметь: оказывать ПП при данных травмах. | Индивидуальная проверка умений | 22-23 | |
34 урок | Первая помощь при остановке сердца | 1 | Практическое занятие | Обучающиеся должны Знать: признаки и причины клинической смерти. Уметь проводить сердечно-легочную реанимацию | Индивидуальная проверка умений | 24 | |
IV. Учебно- методическое обеспечение рабочей программы
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекса:
«Основы безопасности жизнедеятельности», учебник для 11 класса/А.Т. Смирнов ,Б.О. Хренников .,М.: Просвещение, 2012г.
«Основы безопасности жизнедеятельности», учебник для 11 класса/А.Т. Смирнов ,Б.И. Мишин, В.А. Васнев.- М.: Просвещение, 2009г.
Методическая литература:
«Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации». Министерство обороны РФ.-М.:Воениздат,2007.-362с.
Раздаточные материалы по ОБЖ. 10-11 классы. М. «Дрофа», 2006г.
«Боевой устав сухопутных войск»,часть3(взвод, отделение, танк).Министерство обороны РФ.-М.:Воениздат,2008.-320с .
«Курс стрельб(КС СО БМ и Т ВС РФ-2007)М.:Воениздат,2007-215с..
«Военная топография для курсантов учебных подразделений» /авт. сост. Б.Е. Бызов , А.Н.Коваленко,А.Ф.Лахин.-М.:Воениздат,2008.-224с.
Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: тестовый контроль.10-11 класс. М.: Просвещение, 2010 г.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: сборник ситуационных задач.10-11 класс. М.: Просвещение, 2010 г
Средствами оснащения являются:
-
Учебно-методическая литература.
-
Аудио-видеоаппаратура, проекционная аппаратура.
-
Тренажеры.
-
Плакаты.
-
Средства индивидуальной защиты.
-
Аудиовизуальные пособия.
-
Использование Интернета для подготовки уроков ОБЖ
Для обучения используется учебно-методический комплект, который включает в себя:
-
программа образовательных учреждений по ОБЖ для 10-11 классов, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; Москва, Просвещение, 2012г.
-
«Основы безопасности жизнедеятельности», учебник для 11 класса/А.Т. Смирнов ,Б.О. Хренников .,М.: Просвещение, 2012г.
-
«Основы безопасности жизнедеятельности», учебник для 11 класса/А.Т. Смирнов ,Б.И. Мишин, В.А. Васнев.- М.: Просвещение, 2009г
Методическая литература:
-
Общевоинские уставы ВС РФ.
-
Инновационные технологии в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности»:
-
Федеральные законы РФ «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности» и в/сл.», «О ГО», «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
-
Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: тестовый контроль.10-11 класс. М.: Просвещение, 2010 г.
-
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: сборник ситуационных задач.10-11 класс. М.: Просвещение, 2010 г.
Учебные пособия:
-
Шойгу С.К., Воробьев Ю.Л., Фалеев М.И. Основы безопасности жизнедеятельности – 10 класс /Мультимедийный учебник TeachProтм, - М., Федеральный центр науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС МЧС России, 2005;
-
Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;
-
Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;
-
ОБЖ. Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал.2004-2008 - №№ 1-12;
-
Основы безопасности жизнедеятельности: Информационно-методическое издание для преподавателей. 2004-2008 - №№ 1-12;
-
Библиотека журнала «Основы безопасности жизнедеятельности». 2006-2010;
Список литературы (дополнительной)
-
Андрейчук В.И. Как себя защитить. – Л.: ГДОИФК. 1990.
-
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. – М.: Провящение,1985.
-
Витренко Н.С., Костров А.М., Подготовка учащихся общеобразовательных школ по гражданской обороне: Учебное пособие по гражданской обороне. –М.: Энергоатомиздат,1986.
-
Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М. Мысль, 1983.
-
Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. -М: Зеркало, 1994.
-
На службе Отечеству: Кн. для чтения по общественно государственной подготовке солдат(матросов), сержантов(старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Русь РКБ, 1998.
-
Никифоров Ю.Б. Аутотренинг + физкультура. – М.: Советский спорт, 1989.
-
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М: Воениздат 1994.
-
Основы медицинских знаний учащихся: Пробный учебник для средних учебных заведений / Под редакцией М.И. Гоголева. – М.: Просвещение,1991.
-
Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. –М.: Медицина, 1989.
-
Сорокин Ю.К. Атлетическая подготовка допризывника. –М.: Советский спорт, 1990.
-
Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для преподавателей. СПб., 1992.
-
Топоров И.К. Окружающий мир и Основы безопасности жизнедеятельности. Учеб для учащихся 10-11 кл. –М.: Просвещение, 1999.
-
Цивилюк Г.Е. Азы личной безопасности. –М: Просвещение, 1997.
-
Чеурин Г.С. Школа экологического выживания: Пособие по курсу ОБЖ. – Алматы. Рауан. 1994.
Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура
-
Компьютер
-
Проектор
-
Экран настенный
Плакаты
-
Безопасность дорожного движения
-
Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
-
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
-
«Правила поведения в ЧС природного характера»
-
«Правила поведения в ЧС техногенного характера»
-
«Основы безопасности жизнедеятельности»
-
«Факторы, разрушающие здоровье человека»
-
«Правила оказания первой медицинской помощи»
-
«Поведение в криминогенных ситуациях»
-
Материальная часть автомата Калашникова
-
«Пожарная безопасность
Средства индивидуальной защиты
Средства защиты органов дыхания:
-
Ватно-марлевые повязки
-
Противопыльные тканевые маски
-
Респираторы
-
Противогазы (ГП-5 )
Средства защиты кожи:
-
Фильтрующие средства защиты кожи (типа КИП-8 и др.)
Средства медицинской защиты:
-
Аптечка индивидуальная (типа АИ-2 и т.п.)
-
Индивидуальный перевязочный пакет
-
Противохимический пакет (типа ИПП-8 и т.п.)
Аудиовизуальные пособия
-
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
-
Пожарная безопасность
-
Серия материалов «Уроки тетушки Совы»
-
Серия материалов «Азбука Здоровья»
-
Серия материалов «Азбука безопасности»
-
В/К. «Первая помощь»
-
В/К «Улица полна неожиданностей»
-
В/К «Основы противопожарной безопасности»
-
В/К «Первая медицинская помощь»
-
В/К «Безопасность на воде»
-
ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.
-
Пособие для проведения занятий по ОБЖ. «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы»,ч.1-4 ( 91 ТЕМА по ОБЖ).,Видеостудия МЧС России,2009г.
-
Электронное пособие «Охрана жизнедеятельности в школе»,изд. «Учитель»,2007г
Использование Интернета для подготовки уроков ОБЖ
Сайты с нормативными документами по образованию и методическими материалами:
-
http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;
-
http: //www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ Министерства образования и науки РФ;
-
http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования;
-
http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты;
-
http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании;
-
http: //www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»;
-
http: //www.vestniknews.ru – Журнал «Вестник образования России»;
-
http: //www.fio.ru – Сайт Федерации Интернет-образования России;
-
http: //www.sputnik.mto.ru – Спутниковый канал единой образовательной информационной среды;
-
http: //www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть;
-
http: //www.mediaeducation.ru – Лаборатория ТСО и медиаобразования института содержания и методов образования РАО;
-
http: //www.pedlib.ru – Сайт педагогической библиотеки;
-
http: //www.profile-edu.ru – Профильное обучение в старшей школе;
-
http: //www.int-edu.ru – Каталог образовательных ресурсов, методические материалы.
Ссылки на образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности:
-
http: //www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=108&pg=1 – Каталог ресурсов по ОБЖ Российского общеобразовательного портала;
-
http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности;
-
http://www.сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности;
-
http://www.school-obz.org – Основы безопасности жизнедеятельности, информационно-методическое издание для преподавателей МЧС России;
-
http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ;
-
http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам;
-
http://www.obzh.info – Личная безопасность в различных условиях;
-
http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ;
-
http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов;
-
http://www.edu-navigator.ru/cat/11500/1 - Каталог ресурсов по ОЬЖ;
-
http://www.znakcomplect.ru/school/school7.php - Охрана труда в образовании;
-
http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
-
http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;
-
http://www.4students.ru/search.asp?id_subject=20 – Рефераты по безопасности жизнедеятельности;
-
http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 – Материалы журнала «Основы безопасности жизни»;