Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 7 класса составлена на основе:
1.Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г;
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
3.Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 17» для 5,6,7 классов на 2015-2020 учебный год;
4.Предметной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы («Программа для общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы.» Под общей редакцией А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова; М:. «Просвещение» 2014 г».)
Общие цели учебного предмета
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
-
безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-
понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
-
принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
-
антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
-
отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ;
-
готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
-
формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
-
выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Место предмета в базисном учебном плане
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 5 по 9 класс, что и предусмотрено в рабочей программе и учебниках под редакцией А.Т. Смирнова. На его изучение в 7 классе выделяется 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Планируемые образовательные результаты обучающихся.
На конец 7 класса ученик научится и получит возможность научиться.
Предметные результаты обучения:
-
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
-
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
-
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
-
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
-
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
-
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
-
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
-
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
-
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
-
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
-
умение оказать первую помощь пострадавшим;
-
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
-
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными результатами обучения курса «Безопасности жизнедеятельности является (УУД).
-
Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
-
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
-
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Основное содержание
Раздел 1 Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях 3 ч
Общие понятия о об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера 3ч
Различные природные явления и причины их возникновения. Общая характеристика природных явлений Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера
Раздел 2. Чрезвычайные ситуации природного характера 21 ч
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (7 ч). Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия. Защита населения от последствий землетрясений. Правила безопасного поведения населения при землетрясении.
Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на земле. Последствия извержения вулканов. Защита населения. Оползни, их последствия. защита населения.
Обвалы и снежные лавины.
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (3 ч).
Ураганы и бури , причины их возникновения, возможные последствия. Защита населения от последствий ураганов и бурь. Смерчи.
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (7ч).
Наводнения. Виды наводнения и их причины. Защита населения от последствий наводнения Рекомендации населению по действиям при угрозе и вовремя наводнения. Сели и их характеристика. Защита населения от последствий селевых потоков. Цунами и их характеристика. Защита населения от цунами
Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социально происхождения (4ч)
Лесные и торфяные пожары и их характеристика. Профилактика лесных, торфяных пожаров. Защита населения. Эпидемии. Эпизоотии и эпифитотии.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч)
Здоровый образ жизни его значения для гармоничного развития человека (6ч)
Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека
Анатомо- физиологические особенности человека в подростковом возрасте
Формирование личности подростка при взаимоотношениях со взрослыми
Формирование личности во взаимоотношениях со сверстниками
Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола.
Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних.
Первая медицинская помощь и правила ее оказания (4 ч)
Общие правила оказания первой помощи. Оказание первой помощи при наружном кровотечение. Оказание первой помощи при ушибах и переломах. Общие правила транспортировки пострадавшего
Календарно-тематическое планирование в 7 классе
№ | Раздел. Тема урока | Количество часов | Тип урока | Планируемые результаты | Формы организации познавательной деятельности | Домашнее задание | Дата |
предметные | метапредметные | личностные |
Раздел 1 Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях 3 ч |
Общие понятия о об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера 3ч |
1 | Различные природные явления и причины их возникновения. | 1 | Усвоение новых знаний | 1.Формирование ответственного отношения к обучению; 2.Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; 3.Формирование навыков поведения в чрезвычайных ситуациях. 4. Моделировать выполнения правил безопасного поведения при ЧС. | Обучающиеся должны научиться: 1. Анализировать в чем сходство и различия опасной чрезвычайной ситуации. 2. Объяснять причины ситуаций геологического метеорологического, гидрологического происхождения | 1.Обучающиеся должны знать и различать природные явления которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности человека 2.Учащиеся должны характеризовать и анализировать основные природные явления геологического метеорологического, гидрологического происхождения. 3 Учащиеся должны уметь объяснять опасные чрезвычайные ситуации. | Индивидуальная, фронтальная, работа в группах, работа с учебником, дополнительной литературой. | 1.1 | |
2 | Общая характеристика природных явлений | 1 | Усвоение новых знаний | 1.2 | |
3 | Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера | 1 | Актуализация новых знаний им умений. | 1.3 | |
Раздел 2. Чрезвычайные ситуации природного характера 21 ч |
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (7 ч) |
4 | Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия | 1 | Актуализация новых знаний им умений. Усвоение новых знаний | 1.Формирование ответственного отношения к обучению; 2.Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; 3.Формирование навыков поведения при ЧС геологического характера. | Обучающиеся должны научиться: 1.объяснять причины возникновения ЧС геологического происхождения 2. выполнять правила безопасного поведения при ЧС геологического характера характерных для региона проживания учащихся | Обучающиеся должны знать характеристику ЧС геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни и обвалы). | Самостоятельная работа по теме 1 Индивидуальная, фронтальная, работа в группах, работа с учебником, дополнительной литературой. | 2.1 | |
5 | Защита населения от последствий землетрясений. | 1 | Усвоение новых знаний | 2.2 | |
6 | Правила безопасного поведения населения при землетрясении. | 1 | Усвоение новых знаний | 2.3 | |
7 | Вулканы, извер-жение вулканов, расположение вулканов на земле. | 1 | Усвоение новых знаний | 2.4 | |
8 | Последствия извержения вулканов. Защита населения | 1 | Усвоение новых знаний | 2.5 | |
9 | Оползни, их последствия. защита населения | 1 | Усвоение новых знаний | 2.6 | |
10 | Обвалы и снежные лавины | 1 | Систематизация знаний и умений | 2.7 | |
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (3 ч) |
11 | Ураганы и бури , причины их возникновения, возможные последствия | 1 | Актуализация новых знаний им умений. Усвоение новых знаний | 1.Формирование ответственного отношения к обучению; 2.Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; 3.Формирование навыков поведения при ЧС метеорологического характера | Обучающиеся должны научиться: 1.Объясчнять причины возникновения ЧС метеорологического происхождения | Обучающиеся должны знать: 1.характеристику ЧС метеорологического происхождения ( ураганы, бури, смерчи) | Индивидуальная, фронтальная, работа в группах, работа с учебником, дополнительной литературой. | 3.1 | |
12 | Защита населения от последствий ураганов и бурь | 1 | Систематизация знаний и умений | 3.2 | |
13 | Смерчи | 1 | Усвоение новых знаний | 3.3 | |
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (7ч) |
14 | Наводнения. Виды наводнения и их причины | 1 | Усвоение новых знаний | 1.Формирование ответственного отношения к обучению; 2.Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; 3.Формирование навыков поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций гидрологического характера. | Обучающиеся должны научиться: 1.Объяснять причины возникновения ЧС гидрологического происхождения. 2.Выполнять рекомендации населению по безопасному поведению во время ЧС. | Обучащиеся должны знать: 1.Характеристику причин возникновения ЧС гидрологического происхождения(наводнения, сели, цунами, снежные лавины) 2. Должны знать правила безопасного поведения при ЧС гидрологического характера. | Индивидуальная, фронтальная, работа в группах, работа с учебником, дополнительной литературой. | 4.1 | |
15 | Защита населения от последствий наводнения | 1 | Усвоение новых знаний | 4.2 | |
16 | Рекомендации населению по действиям при угрозе и вовремя наводнения. | 1 | Усвоение новых знаний | 4.3 | |
17 | Сели и их характеристика. | 1 | Усвоение новых знаний | 4.4 | |
18 | Защита населения от последствий селевых потоков | 1 | Усвоение новых знаний | 4.5 | |
19 | Цунами и их характеристика | 1 | Усвоение новых знаний | 4.6 | |
20 | Защита населения от цунами | 1 | Систематизация знаний и умений | 4.7 | |
Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социально происхождения (4ч) |
21 | Лесные и торфяные пожары и их характеристика | 1 | Усвоение новых знаний | 1.Формирование ответственного отношения к обучению; 2.Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; 3.Формирование навыков поведения при природных пожарах и ЧС биолого- социального происхождения | Обучающиеся должны научиться: 1. анализировать Причины возникновения природных пожаров и ЧС биолого – социального происхождения | Обучающиеся должны знать: 1.Правила безопасного поведения при природных пожарах и ЧС биолого- социального происхождения характерных для региона проживания учащихся. | фронтальная, работа в группах, работа с учебником, дополнительной литературой. | 5.1 | |
22 | Профилактика лесных, торфяных пожаров. Защита населения | 1 | Усвоение новых знаний | 5.2 | |
23 | Эпидемии | 1 | Усвоение новых знаний | 5.3 | |
24 | Эпизоотии и эпифитотии | 1 | Усвоение новых знаний. Систематизация знаний и умений | 5.4 | |
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 10 ч |
Здоровый образ жизни его значения для гармоничного развития человека 6ч |
25 | Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека | 1 | Усвоение новых знаний. | 1.Формирование ответственного отношения к обучению; 2.Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; | Обучающиеся должны научиться: 1. Вырабатывать отрицательное отношения к вредным привычкам. 2. Вырабатывать привычки, способствующие профилактике здорового образа жизни | Обучающиеся должны знать: 1.что такое здоровый образ жизни | фронтальная, работа в группах, работа с учебником, дополнительной литературой. | 6.1-6.2 | |
26 | Анатомо- физиологические особенности человека в подростковом возрасте | 1 | Усвоение новых знаний. | 6.3 | |
27 | Формирование личности подростка при взаимоотношениях со взрослыми | 1 | Усвоение новых знаний. | 6.4 | |
28 | Формирование личности во взаимоотношениях со сверстниками | 1 | Усвоение новых знаний. | 6.5 | |
29 | Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. | 1 | Усвоение новых знаний. | 6.6 | |
30 | Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних. | 1 | Усвоение новых знаний. | 6.7 | |
Первая медицинская помощь и правила ее оказания 3 ч |
31 | Общие правила оказания первой помощи. | 1 | Систематизация знаний и умений | 1.Формирование ответственного отношения к обучению; 2.Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; 3.Формирование навыков оказания первой помощи и транспортировки пострадавших. | Обучающиеся должны научиться: 1.отрабатывать в паре приемы оказания первой помощи при наружном кровотечении, при ушибах и переломах. 2. отрабатывать втроем (впятером) правила транспортировки пострадавшего. | Обучающиеся получат возможность научиться оказывать: 1.первую помощь при кровотечении, ушибах и переломах. 2. транспортировку пострадавших. | Индивидуальная, фронтальная, работа в группах, работа с учебником, дополнительной литературой. | 7.1 | |
32 | Оказание первой помощи при наружном кровотечение. | 1 | Актуализация новых знаний им умений. | 7.2 | |
33 | Оказание первой помощи при ушибах и переломах. | 1 | Актуализация новых знаний им умений. | 7.3 | |
34 | Общие правила транспортировки пострадавшего | 1 | Усвоение новых знаний. Систематизация знаний и умений | 7.4 | |
Учебно- методическое обеспечение рабочей программы
Учебно-методический комплект по ОБЖ, реализующий программу.
Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения: Учеб. наглядное пособие для учащихся: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл. . / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2013.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2013.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2013.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2013.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2013.
Средствами оснащения ОБЖ являются:
1. Учебно-методическая литература:
-
Конституция Российской Федерации
-
Правила дорожного движения Российской Федерации
-
Семейный кодекс Российской Федерации
-
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020.
-
Уголовный кодекс Российской Федерации
-
Федеральный закон «О гражданской обороне»
-
Закон «Об образовании»
-
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
-
Федеральный закон «О пожарной безопасности»
-
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
-
Федеральный закон «О противодействии терроризму»
-
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»
Периодические издания
-
Подшивки журналов и газет «Гражданская защита», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Служба спасения 01», «Спасатель» и др.
Учебная литература
-
Пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движения. 5—9 классы»
-
Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5—11 классы»
-
Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 5—9 классы»
-
Справочник для учащихся «Основы безопасности жизнедеятельности»
-
Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5—9 классов
-
Электронные образовательные издания (ЭОИ) по предмету ОБЖ на магнитных и оптических носителях
2. Технические средства обучения
-
Мультимедиапроектор
-
Экран
3. Средства программного обучения и контроля знаний
-
Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций»
-
Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи»
-
Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях
-
Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах»
-
Компьютерная обучающая программа «Действия при авариях на химически опасных объектах»
-
4. Стенды, плакаты
-
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
-
Безопасность на улицах и дорогах
-
Криминогенные ситуации
-
Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи
-
Правила поведения при землетрясениях
-
Пожары, взрывы
-
Наводнения и затопления
-
Правила оказания первой помощи
-
Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации
-
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
-
Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации
-
Плакаты (демонстрационные таблицы с методическими рекомендациями)
-
Дорожные знаки
-
Пожарная безопасность
-
Безопасность в быту
-
Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
-
Активный отдых на природе
-
Опасные ситуации в природных условиях
-
Безопасность на воде
-
Классификация чрезвычайных ситуаций по характеру источника возникновения
-
Классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по масштабу их распространения и тяжести последствий
-
Правила безопасного поведения при землетрясении
-
Правила безопасного поведения при наводнении
-
Правила безопасного поведения при аварии на радиационно опасном объекте
-
Правила безопасного поведения при аварии на химически опасном объекте
-
Первая помощь при массовых поражениях
-
Правила транспортировки пострадавших
-
Безопасность дорожного движения
-
Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
-
Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи
6. Средства индивидуальной защиты
-
Средства защиты дыхания
-
Ватно-марлевые повязки
-
Противопылевые тканевые маски
-
Противогазы (типа ГП-5) Средства защиты кожи
-
Аптечка индивидуальная (типа АИ-2 и т. п.)
-
Пакеты перевязочные (типа ППИ и т. п.)
-
Пакеты противохимические индивидуальные (типа ИПП-8, ИПП-11 и т. п.)
-
Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой помощи
-
Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х 14 см
-
Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х 10 см
-
Шина фанерная длиной 1 м
-
Жгут кровоостанавливающий эластичный
7. Аудиовизуальные пособия
-
Учебные видеофильмы на цифровых носителях
-
Действия учащихся по сигналам ГО
-
Средства индивидуальной защиты
-
Средства коллективной защиты (убежища, укрытия, порядок устройства простейшего укрытия)
-
Гидродинамические аварии
-
Автономное существование человека в природных условиях
-
Оползни, сели, обвалы
-
Ураганы, бури, смерчи
-
Наводнения
-
Лесные и торфяные пожары
-
Безопасность на улицах и дорогах
-
Безопасность на воде
-
Безопасность на природе
-
Правила безопасного поведения в быту
-
Поведение при ситуации криминогенного характера
-
Правила безопасного поведения при землетрясениях
-
Правила поведения при угрозе возникновения