Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса составлена на основе:
1.Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г;
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
3.Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 17» для 5,6,7, 8 классов на 2015-2020 учебный год;
4.Предметной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы («Программа для общеобразовательных учреждений.Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы.» Под общей редакцией А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова; М:. «Просвещение» 2014 г».)
Общие цели учебного предмета
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
-
безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-
понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
-
принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
-
антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
-
отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ;
-
готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
-
формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
-
выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Место предмета в базисном учебном плане
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 5 по 9 класс, что и предусмотрено в рабочей программе и учебниках под редакцией А.Т. Смирнова. На его изучение в 8 классе выделяется 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Планируемые образовательные результаты обучающихся.
На конец 8 класса ученик научится и получит возможность научиться.
Предметные результаты обучения:
-
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
-
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
-
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
-
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
-
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
-
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
-
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
-
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
-
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
-
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
-
умение оказать первую помощь пострадавшим;
-
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
-
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными результатами обучения курса «Безопасности жизнедеятельности является (УУД).
-
Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
-
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
-
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Содержание учебного предмета.
I. Основы комплексной безопасности.
1. Пожары в жилых помещениях и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров.
Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
1.2 Безопасность на дорогах.
Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах, пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедистов и водителя мопеда.
1.3 Безопасность на водоёмах.
Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасного поведения при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.
1.4 Экология и безопасность.
Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о ПДК загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
II. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера и безопасность населения.
Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты. Аварии на радиационно-опасных объектах, химических, взрывопожароопасных на гидротехнических сооруженьях, их причины и возможные последствия. Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.
III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Основные понятия здорового образа жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье, как общая составляющая здоровья человека и общества. Социально-демографические процессы России и безопасность государства. Особенности физического и психического развития человека, развития и укрепление волевых чувств, зрелости. Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми.
Вредные привычки и их влияние на здоровье. Основные вредные привычки. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и её отрицательные последствия на здоровье человека. Профилактика инфекций передаваемых половым путем. Основные инфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни. Профилактика инфекционных заболеваний. Пути передачи инфекции. Первая медицинская помощь при отравлениях АХОВ. Первая помощь при утоплении.
Раздел (тема) | Количество часов | к/р, л/р, п/р, экскурсии | Общее количество часов |
Модуль1. Основы безопасности личности, общества и государства | 23 | | 23 |
Основы комплексной безопасности | 16 | | 16 |
Пожарная безопасность | 3 | | 3 |
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия | 1 | | 1 |
Профилактика пожаров в повседневной жизни организация защиты населения | 1 | | 1 |
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах | 1 | | 1 |
Безопасность на дорогах | 3 | | 3 |
Причины дорожно-транспортных происшествий травматизм людей | 1 | | 1 |
Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров | 1 | | 1 |
Велосипедист, водитель транспортного средства | 1 | | 1 |
Безопасность на водоемах | 3 | | 3 |
Безопасное поведение на водоемах в разных условиях | 1 | | 1 |
Безопасный отдых на водоемах | 1 | | 1 |
Оказание помощи терпящим бедствие на воде. | 1 | | 1 |
Экология и безопасность | 2 | | 2 |
Загрязнение окружающей среды и безопасность человека | 1 | | 1 |
Правила безопасного поведения при неприятной экологической обстановке | 1 | | 1 |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия. | 5 | | 5 |
Классификация ЧС техногенного характера | 1 | | 1 |
Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия | 1 | | 1 |
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия | 1 | | 1 |
Пожары и взрывы на взропожароопасных объектах экономике и их возможные последствия | 1 | | 1 |
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия | 1 | | 1 |
Защита населения РФ от ЧС | 7 | | 7 |
Обеспечение защиты населения от ЧС | 4 | | 4 |
Обеспечение радиационной безопасности населения. | 1 | | 1 |
Обеспечение химической защиты населения | 1 | | 1 |
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах | 1 | | 1 |
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях | 1 | | 1 |
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | 3 | | 3 |
Организация оповещения населения о ЧС техногенного характера | 1 | | 1 |
Эвакуация населения | 1 | | 1 |
Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера | 1 | | 1 |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 12 | | 12 |
Основы здорового образа жизни | 8 | | 8 |
Здоровье как основная ценность человека | 1 | | 1 |
Индивидуальное здоровье человека, его физическое, духовная и социальная сущность. | 1 | | 1 |
Репродуктивное здоровье- составляющее здоровье человека и общества | 1 | | 1 |
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества | 1 | | 1 |
Здоровый образ жизни и профилактика основных не инфекционных заболеваний | 1 | | 1 |
Вредные привычки и их влияние на здоровье | 1 | | 1 |
Профилактика вредных привычек | 1 | | 1 |
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | 1 | | 1 |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. | 3 | | 3 |
Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение | 1 | 1 | 1 |
Первая медицинская при отравлениях аварийно- химически опасными веществами | 1 | | 1 |
Первая медицинская помощь при травмах.Первая медицинская помощь при утоплении | 1 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 34 | 2 | 34 |
Общее количество часов: 34
Календарно-тематическое планирование в 8 классе
№ | Раздел. Тема урока | Количество часов | Тип урока | Планируемые результаты | Формы организации познавательной деятельности | Домашнее задание | Дата |
предметные | метапредметные | личностные |
Модуль1. Основы безопасности личности, общества и государства 23 ч |
Основы комплексной безопасности 16 ч |
Пожарная безопасность 3ч |
1 | Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия | 1 | Усвоение новых знаний | 1.Формирование ответственного отношения к обучению; 2.Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; 3.Формирование навыков поведения в чрезвычайных ситуациях. 4. Моделировать выполнения правил безопасного поведения при ЧС. | Обучающиеся должны научиться: 1. Анализировать причины возникновения пожаров в общественных жилых зданиях 2. Характеризовать основные мероприятия проводимые МЧС России по совершенствованию пожарной безопасности в стране. 3 Составлять планы своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дома, общественном месте (стадион, кинотеатр) и записывать их в тетрадь | 1. Обучающиеся должны выбирать правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения возгорания. 2. Обучающиеся должны уметь оказывать помощь младшим, престарелым. | Индивидуальная, фронтальная, работа в группах, работа с учебником, дополнительной литературой. | 1.1 | |
2 | Профилактика пожаров в повседневной жизни, и организация защиты населения | 1 | Усвоение новых знаний | 1.2 | |
3 | Права, обязанности ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах. | 1 | Актуализация новых знаний им умений. | 1.3 | |
Безопасность на дорогах (3 ч) |
4 | Причины ДТП и травматизм людей. | 1 | Актуализация новых знаний и умений. Усвоение новых знаний | 1.Формирование ответственного отношения к обучению; 2.Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению. | Обучающиеся должны научиться: 1.Составлять алгоритм безопасного поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда. | 1. Обучающиеся должны знать причины ДТП 2. должны знать правила дорожного движения, знать дорожные знаки | Самостоятельная работа по теме 1 Индивидуальная, фронтальная, работа в группах, работа с учебником, дополнительной литературой. | 2.1 | |
5 | Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров | 1 | Усвоение новых знаний | 2.2 | |
6 | Велосипедист -водитель транспортного средства | 1 | Усвоение новых знаний | 2.3 | |
Безопасность на водоемах (2 ч) |
7 | Безопасное поведение на водоемах в различных условиях | 1 | Актуализация новых знаний им умений. Усвоение новых знаний | 1.Формирование ответственного отношения к обучению; 2.Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению. | Обучающиеся должны научиться: 1.Сравнивать способы обеззараживания воды. 2.Уметь объяснять правила безопасного поведения на воде. 3.Работать в парах по правилам оказания само- и взаимопомощи, терпящим бедствия на воде. | Обучающиеся должны знать: 1.Характеристику состояний водоемов в различное время года 2. Правила безопасного поведения на водоемах | Самостоятельная работа по теме 2 Индивидуальная, фронтальная, работа в группах, работа с учебником, дополнительной литературой. 1-2 тема Зачет | 3.1 | |
8 | Безопасный отдых на водоемах. | 1 | Усвоение новых знаний | 3.2 | |
9 | Оказание помощи, терпящим бедствие на воде. | 1 | Усвоение новых знаний. Систематизация знаний и умений | 3.3 | |
Экология и безопасность 2 ч |
10 | Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. | 1 | Усвоение новых знаний | 1.Формирование ответственного отношения к обучению; 2.Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; 3.Формирование навыков поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций экологического характера. | Обучающиеся должны научиться: 1.Анализировать состояния окружающей среды. 2.Выполнять рекомендации по безопасному поведению во время ЧС экологического характера. 3.Запоминать приемы по защите личного здоровья в местах с неблагоприятной экилогической обстановкой. | Обучающиеся должны знать: 1.Об экологической обстановке в месте проживания. 2. Должны знать правила безопасного поведения при ЧС экологического характера. | Индивидуальная, фронтальная, работа в группах, работа с учебником, дополнительной литературой. | 4.1 | |
11 | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке | 1 | Усвоение новых знаний | 4.2 | |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия 5 ч |
12 | Классификация ЧС техногенного характера | 1 | Усвоение новых знаний | 1.Формирование ответственного отношения к обучению; 2.Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; 3.Формирование навыков поведения при ЧС техногенного характера. | Обучающиеся должны научиться: 1. Различать ЧС техногенного характера в соответствии с их классификацией 2.Составлять алгоритм своего поведения во время характерной ЧС техногенного характера, возможной в регионе своего проживания. | Обучающиеся должны знать: 1.Причины возникновения ЧС техногенного характера и их возможные последствия по масштабу распространения. 2.Расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей. | Самостоятельная работа фронтальная, работа в группах, работа с учебником, дополнительной литературой. | 5.1 | |
13 | Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия | 1 | Усвоение новых знаний | 5.2 | |
14 | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия | 1 | Усвоение новых знаний. | 5.4 | |
15 | Пожары и взрывы на взропожароопасных объектах экономике и их возможные последствия | 1 | Усвоение новых знаний | 5.6 | |
16 | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия | 1 | Усвоение новых знаний. Систематизация знаний и умений | 5.8 | |
Защита населения РФ от ЧС 7 ч |
Обеспечение защиты населения от ЧС 4 ч |
17 | Обеспечение радиационной безопасности населения. | 1 | Усвоение новых знаний | 1.Формирование ответственного отношения к обучению; 2.Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; 3.Формирование навыков поведения ЧС техногенного характера. | Обучающиеся должны уметь: 1.Анализировать рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в ЧС техногенного характера 2. Уметь отрабатывать в паре (группе) правила безопасного поведения в условия различных ЧС техногенного характера. | Обучающиеся должны знать: 1. Характеристику основных мероприятий, проводимых в РФ, по обеспечению радиационной безопасности населения, его химической защите и защите от последствий аварий на взрывапожароопасных объектах и гидротехнических сооружениях. | Зачёт по темам 1-15. Индивидуальная, фронтальная, работа в группах, работа с учебником, дополнительной литературой. | 5.3 | |
18 | Обеспечение химической защиты населения | 1 | Усвоение новых знаний | 5.5 | |
19 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах | 1 | Усвоение новых знаний | 5.7 | |
20 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях | | Усвоение новых знаний. Систематизация знаний и умений | 5.9 | |
Организация защиты населения от ЧС техногенного характера 3 ч |
21 | Организация оповещения населения о ЧС техногенного характера | 1 | Усвоение новых знаний | 1.Формирование ответственного отношения к обучению; 2.Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; 3. Формирование навыков поведения при ЧС техногенного характера (при эвакуации, оповещение населения, поведение в защитных сооружениях). | Обучающиеся должны научиться: 1.Моделировать действия населения по сигналам оповещения о ЧС техногенного характера. 2. Выписывать в дневник безопасности рекомендации специалистов МЧС России по правилам поведения во время ЧС техногенного характера 3. Записывать в дневник безопасности порядок своего поведения при угрозе возникновении ЧС техногенного характера 5.Составлять план личной безопасности при возникновении ЧС техногенного характера | Обучающиеся должны знать: 1. Порядок оповещения населения и организацию его эвакуации (в комплексе с другими мероприятиями ЧС техногенного характера) 2.Основные мероприятия, проводимые в стране, по инженерной защите населения (укрытие людей в защитных сооружениях ГО). | Самостоятельная работа по теме «Обеспечение защиты населения от ЧС». Индивидуальная, фронтальная, работа в группах, работа с учебником, дополнительной литературой. | 6.1 | |
22 | Эвакуация населения | 1 | Усвоение новых знаний | 6.2 | |
23 | Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера | 1 | Усвоение новых знаний. Систематизация знаний и умений | 6.3 | |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 12 ч |
Раздел 4 Основы здорового образа жизни 8 ч |
Здоровый образ жизни и его составляющие 8 ч |
24 | Здоровье как основная ценность человека | 1 | Актуализация новых знаний им умений. | 1.Формирование ответственного отношения к обучению; 2.Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; 3.По итогам изучения раздела «Основы здорового образа жизни» Пишут реферат на одну из тем предложенных в учебнике. | Обучающиеся должны научиться: 1 Анализировать собственные поступки и их влияние на личное благополучие. 2.Форулировать правила соблюдения норм здорового образа жизни для профилактике неинфекционных заболеваний и вредных привычек. 3.Записывать правила в дневник безопасности 4.Формулировать кратко свое понимание понятия «здоровье человека», указывать критерии, по которым можно оценить его уровень. | Обучающиеся должны знать 1.Особенности индивидуального здоровья его духовную, физическую и социальную составляющее. 2.Общее понятия о репродуктивном здоровье как общее составляющей здоровья человека и общества. 3.Обоснованное значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья человека и общества | Индивидуальная, фронтальная, работа в группах, работа с учебником, дополнительной литературой. | 7.1 | |
25 | Индивидуальное здоровье человека, его физическое, духовная и социальная сущность. | 1 | Усвоение новых знаний | 7.2 | |
26 | Репродуктивное здоровье- составная часть здоровья человека и общества | 1 | Усвоение новых знаний | 7.3 | |
27 | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества | 1 | Усвоение новых знаний. Систематизация знаний и умений | 7.4 | |
28 | Здоровый образ жизни и профилактика основных не инфекционных заболеваний | 1 | Усвоение новых знаний | 7.5 | |
29 | Вредные привычки и их влияние на здоровье | 1 | Актуализация новых знаний им умений. | 7.6 | |
30 | Профилактика вредных привычек | 1 | Усвоение новых знаний. Систематизация знаний и умений | 7.7 | |
31 | Здоровый образ жизни и безопасность жиз-недеятельности | 1 | Систематизация знаний и умений | 7.8 | |
Раздел 5 .Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 3ч |
Первая помощь при неотложных состояниях 3 |
32 | Первая помощь пострадавшем и ее значение | 1 | Актуализация новых знаний им умений. | 1.Формирование ответственного отношения к обучению; 2.Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; 3.Формирование навыков поведения при при отравлениях АХОВ, травмах и утоплениях | Обучающиеся должны научиться: 1.Составлять план действий в каждой конкретной ситуации. 2. Применять рекомендации специалистов МЧС по правилам поведения при отравлениях АХОВ, травмах и утоплениях 3. Отрабатывать в парах приемы оказания первой помощи при отравлениях АХОВ, травмах и утоплениях | Обучающиеся должны знать: 1.Возможные последствия неотложных состояний и значений своевременного оказания первой помощи. 2.Правила оказания первой помощи | Самостоятельная работа по теме «Здоровый образ жизни и его составляющие». Индивидуальная, фронтальная, работа в группах, работа с учебником, дополнительной литературой. | 8.1 | |
33 | Первая помощь при отравлениях аварийно- химически опасными веществами | 1 | Усвоение новых знаний | 8.2 | |
34 | Первая помощь при травмах. Первая помощь при утоплении | 1 | Усвоение новых знаний. Систематизация знаний и умений | 8.3-8.4 | |
Учебно- методическое обеспечение рабочей программы
Учебно-методический комплект по ОБЖ, реализующий программу.
Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения: Учеб.наглядное пособие для учащихся: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл. . / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2013.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2013.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2013.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2013.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2013.
Средствами оснащения ОБЖ являются:
1. Учебно-методическая литература:
-
Конституция Российской Федерации
-
Правила дорожного движения Российской Федерации
-
Семейный кодекс Российской Федерации
-
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020.
-
Уголовный кодекс Российской Федерации
-
Федеральный закон «О гражданской обороне»
-
Закон «Об образовании»
-
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
-
Федеральный закон «О пожарной безопасности»
-
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
-
Федеральный закон «О противодействии терроризму»
-
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»
Периодические издания
-
Подшивки журналов и газет «Гражданская защита», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Служба спасения 01», «Спасатель» и др.
Учебная литература
-
Пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движения. 5—9 классы»
-
Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5—11 классы»
-
Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 5—9 классы»
-
Справочник для учащихся «Основы безопасности жизнедеятельности»
-
Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5—9 классов
-
Электронные образовательные издания (ЭОИ) по предмету ОБЖ на магнитных и оптических носителях
2. Технические средства обучения
-
Мультимедиапроектор
-
Экран
3. Средства программного обучения и контроля знаний
-
Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций»
-
Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи»
-
Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях
-
Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах»
-
Компьютерная обучающая программа «Действия при авариях на химически опасных объектах»
4. Стенды, плакаты
-
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
-
Безопасность на улицах и дорогах
-
Криминогенные ситуации
-
Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи
-
Правила поведения при землетрясениях
-
Пожары, взрывы
-
Наводнения и затопления
-
Правила оказания первой помощи
-
Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации
-
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
-
Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации
-
Плакаты (демонстрационные таблицы с методическими рекомендациями)
-
Дорожные знаки
-
Пожарная безопасность
-
Безопасность в быту
-
Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
-
Активный отдых на природе
-
Опасные ситуации в природных условиях
-
Безопасность на воде
-
Классификация чрезвычайных ситуаций по характеру источника возникновения
-
Классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по масштабу их распространения и тяжести последствий
-
Правила безопасного поведения при землетрясении
-
Правила безопасного поведения при наводнении
-
Правила безопасного поведения при аварии на радиационно опасном объекте
-
Правила безопасного поведения при аварии на химически опасном объекте
-
Первая помощь при массовых поражениях
-
Правила транспортировки пострадавших
-
Безопасность дорожного движения
-
Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
-
Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи
6. Средства индивидуальной защиты
-
Средства защиты дыхания
-
Ватно-марлевые повязки
-
Противопылевые тканевые маски
-
Противогазы (типа ГП-5) Средства защиты кожи
-
Аптечка индивидуальная (типа АИ-2 и т. п.)
-
Пакеты перевязочные (типа ППИ и т. п.)
-
Пакеты противохимические индивидуальные (типа ИПП-8, ИПП-11 и т. п.)
-
Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой помощи
-
Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х 14 см
-
Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х 10 см
-
Шина фанерная длиной 1 м
-
Жгут кровоостанавливающий эластичный
7. Аудиовизуальные пособия
-
Учебные видеофильмы на цифровых носителях
-
Действия учащихся по сигналам ГО
-
Средства индивидуальной защиты
-
Средства коллективной защиты (убежища, укрытия, порядок устройства простейшего укрытия)
-
Гидродинамические аварии
-
Автономное существование человека в природных условиях
-
Оползни, сели, обвалы
-
Ураганы, бури, смерчи
-
Наводнения
-
Лесные и торфяные пожары
-
Безопасность на улицах и дорогах
-
Безопасность на воде
-
Безопасность на природе
-
Правила безопасного поведения в быту
-
Поведение при ситуации криминогенного характера
-
Правила безопасного поведения при землетрясениях
-
Правила поведения при угрозе возникновения