3
Рассмотрено и принято Утверждаю
на заседании Зам директора по УПР Стальнова С И
методической комиссии ___________
Протокол № ______ «__»______________2011 г.
от «__»_______2011 г.
Методист ________ Е. Б. Тихомирова
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИКА
для обучающихся по профессии
110800.02 ТРАКТОРИСТ-МАШИНИСТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
ТОРОПЕЦ
2011
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО) 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.
Организация-разработчик: ФГУ «Федеральный институт развития образования»
Разработчики:
Гапонова Светлана Ильинична, преподаватель ГОУ НПО ПУ № 1, г. Торопец
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________200__ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 7 |
- условия реализации учебной дисциплины
| 13 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 15 |
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИКА
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) физика в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
При освоении профессий НПО и специальностей СПО технического профиля в учреждениях НПО и СПО физика изучается как базовый учебный предмет в объеме 176 часов
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Программа ориентирована на достижение следующих целей
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
В программе по физике, реализуемой при подготовке обучающихся по профессиям и специальностям технического профиля, профильной составляющей является раздел «Электродинамика», так как большинство профессий и специальностей, относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой.
Программа, реализуемая при подготовке обучающихся по профессиям и специальностям естественно-научного профиля, не имеет явно выраженной профильной составляющей, так как профессии и специальности, относящиеся к этому профилю обучения, не имеют преимущественной связи с тем или иным разделом физики. Однако в зависимости от получаемой профессии в рамках естественно-научного профиля повышенное внимание может быть уделено изучению раздела «Молекулярная физика. Термодинамика», отдельных тем раздела «Электродинамика» и особенно тем экологического содержания, присутствующих почти в каждом разделе.
В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными и практическими работами.
1.5 Требования к результатам обучения
В результате изучения учебной дисциплины «Физика» обучающийся должен:
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий;
делать выводы на основе экспериментальных данных;
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
применять полученные знания для решения физических задач*;
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле*;
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей*;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
1.6 Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
176 часов, из них на 1 курсе 72 часов
на 2 курсе 104 часа
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 270 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 180 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 90 |
контрольные работы | 90 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
индивидуальное проектное задание | |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Введение | | 2 | 1 |
Механика | | 72 | |
| Относительность механического движения. Движение точки и тела. Векторные величины. Действие над векторами | 2 | 2 |
ЛПЗ №1Решение задач по теме | 2 | |
Равномерное прямолинейное движение | 2 | 2 |
ЛПЗ №2 Решение задач по теме Равномерное прямолинейное движение | 2 | |
ЛПЗ №3 Решение задач по теме Равномерное прямолинейное движение | 2 | |
Движение с постоянным ускорением | 2 | 2 |
ЛПЗ №4 Решение задач по теме Движение с постоянным ускорением | 2 | |
ЛПЗ №5 Решение задач по теме Движение с постоянным ускорением | 2 | |
Свободное падение тел. Движение с постоянным ускорением свободного падения | 2 | 2 |
ЛПЗ №6 Решение задач по теме Движение с постоянным ускорением свободного падения | 2 | |
Равномерное движение точки по окружности | 2 | 3 |
ЛПЗ №7 Решение задач по теме Равномерное движение точки по окружности | 2 | |
Динамика. Законы динамики Ньютона. | 2 | 2 |
ЛПЗ №8 Решение задач по теме 1 закон Ньютона | 2 | |
ЛПЗ №9 Решение задач по теме 2 закон Ньютона | 2 | |
ЛПЗ №10 Решение задач по теме 3 закон Ньютона | 2 | |
Сила Всемирного тяготения | 2 | 2 |
ЛПЗ №11 Решение задач по теме Сила Всемирного тяготения | 2 | |
Силы упругости. Сила трения. Силы сопротивления при движении твёрдых тел в жидкостях и газах. | 2 | 3 |
ЛПЗ №12 Решение задач по теме Сила трения | 2 | |
Законы сохранения в механике | 2 | 3 |
ЛПЗ №13 Решение задач по теме Законы сохранения в механике | 2 | |
Работа силы. Мощность. | 2 | 3 |
ЛПЗ №14 Решение задач по теме Работа силы. Мощность. | 2 | |
Энергия. Кинетическая энергия и её изменение | 2 | 3 |
ЛПЗ №15 Решение задач по теме Кинетическая энергия | 2 | |
ЛПЗ №16 Решение задач по теме Измерение кинетической энергии | 2 | |
Работа силы тяжести. Работа силы упругости | 2 | 2 |
ЛПЗ №17 Решение задач по теме Работа силы тяжести. Работа силы упругости | 2 | |
Потенциальная энергия. Законы сохранения энергии в механике | 2 | 3 |
ЛПЗ №18 Решение задач по теме Потенциальная энергия. Законы сохранения энергии в механике | 2 | 3 |
Равновесие тел | 2 | 3 |
ЛПЗ №19 Решение задач по теме Равновесие тел | 2 | 3 |
Момент сил. | 2 | 3 |
ЛПЗ №20 Решение задач по теме Момент сил. | 2 | 3 |
Контрольная работа | 2 | 3 |
| 2 | 3 |
2..Молекулярная физика. Термодинамика | | 40 | |
| Основные положения молекулярно-кинетической теории. Масса молекул. Количество вещества. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. | 2 | 2 |
ЛПЗ №21 Решение задач по теме | 2 | 3 |
Строение газообразных, жидких и твёрдых тел. Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. | 2 | 3 |
ЛПЗ №22 Решение задач по теме Строение газообразных, жидких и твёрдых тел. | 2 | 2 |
ЛПЗ №23 Решение задач по теме Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. | | |
Температура. Абсолютная температура. Измерение скоростей молекул газа. | 2 | 3 |
ЛПЗ №24 Решение задач по теме Абсолютная температура. Измерение скоростей молекул газа. | 2 | 2 |
ЛПЗ №25 Решение задач по теме Температура. Измерение скоростей молекул газа. | 2 | |
Газовые законы | 2 | 3 |
ЛПЗ №26 Решение задач по теме Газовые законы | 2 | |
ЛПЗ №27 Решение задач по теме Газовые законы | 2 | |
ЛПЗ №28 Решение задач по теме Газовые законы | 2 | |
Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Влажность воздуха и её измерение. Строение и свойства кристаллических и аморфных тел. | 2 | 3 |
ЛПЗ №29 Решение задач по теме Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. | 2 | 1 |
ЛПЗ №30 Решение задач по теме Влажность воздуха и её измерение | 2 | |
Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Первый закон термодинамики | 2 | 3 |
ЛПЗ №31 Решение задач по теме | 2 | 2 |
Применение первого закона термодинамики к различным процессам. Принцип действия тепловых двигателей | 2 | 2 |
ЛПЗ №32 Решение задач по теме | 2 | |
Контрольная работа | 2 | 3 |
Электродинамика | | 72 | |
| Электрический заряд и элементарные частицы. Закон Кулона | 2 | 3 |
Электрическое поле. Принцип суперпозиции полей | 2 | 2 |
ЛПЗ №33 Решение задач по теме Электрическое поле. Принцип суперпозиции полей | 2 | 3 |
Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле | 2 | 3 |
ЛПЗ №34 Решение задач по теме Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле | 2 | 3 |
Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле | 2 | 3 |
ЛПЗ №35 Решение задач по теме Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле | 2 | 3 |
Связь между напряжённостью электростатического поля и напряжением | 2 | 3 |
Электроёмкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора | 2 | 3 |
ЛПЗ №36 Решение задач по теме | 2 | 2 |
Электрический ток. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников | 2 | 3 |
ЛПЗ №37 Решение задач по теме Электрический ток. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников | 2 | 3 |
Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила | 2 | 3 |
ЛПЗ №38 Решение задач по теме Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила | 2 | 2 |
Закон Ома для полной цепи | 2 | 2 |
ЛПЗ №39 Решение задач по теме Закон Ома для полной цепи | 2 | 3 |
Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Электрический ток в полупроводниках | 2 | 2 |
Электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей. Полупроводниковый диод. Транзистор. | 2 | 3 |
ЛПЗ №40 Решение задач по теме Электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей | 2 | 2 |
Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка. | 2 | 3 |
ЛПЗ №41 Решение задач по теме Электрический ток в вакууме. | 2 | 2 |
Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза | 2 | 2 |
Электрический ток в газах | 2 | 3 |
Плазма. | 2 | 3 |
ЛПЗ №42 Решение задач по теме Плазма. | 2 | 3 |
Строение атома и квантовая физика | | 16 | |
| Гипотеза Планка о квантах | 2 | 2 |
Фотоэффект. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта | 2 | 2 |
ЛПЗ №43 Решение задач по теме Фотоэффект. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света | 2 | 3 |
Строение атома. Планетарная модель и модель Бора. Квантовые энергии. Принцип действия и использование лазера | 2 | 3 |
ЛПЗ №44 Решение задач по теме Строение атома. | 2 | 2 |
Строение атомного ядра Энергия связи. Связь массы и энергии | 2 2 | 3 2 |
ЛПЗ №45 Решение задач по теме Энергия связи. Связь массы и энергии | 2 | 2 |
Контрольная работа | 2 | 3 |
Эволюция Вселенной | | 4 | |
| Строение Солнца и звёзд. Бесконечность Вселенной | 2 | 3 |
Понятие о космологии. Развитие Вселенной. | 2 | 2 |
| 2 | 2 |
| | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории «Физика»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Физика»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
-компьютер
-проектор
-интер активная доска
-
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Для обучающихся
Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2005.
Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2005.
Громов С.В. Физика: Механика. Теория относительности. Электродинамика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
Громов С.В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. – М., 2003.
Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. – М., 2003.
Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005.
Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2003.
Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. – М., 2003.
Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): учебник. – М., 2003.
Для преподавателей
Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10—11: Книга для учителя. – М., 2004.
Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9—11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006.
Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2002.
Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10—11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2006.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования РФ. – М., 2004.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания Умения: 1 | 2 |
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная; | Собеседование. Тест. |
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд | Самостоятельная работа. |
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта | Контрольная работа |
уметь: описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; | Деловая игра |
| Творческое задание |
| Самостоятельная работа |
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; | Кейс-задание |
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров; | Круглый стол |
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях. | Диспут |
*