СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по дисциплине "физика"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО)

 

Организация-разработчик: ФГУ «Федеральный институт развития образования»

 

Разработчики:

Гапонова Светлана Ильинична, преподаватель ГОУ НПО ПУ №  1, г. Торопец

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).

Просмотр содержимого документа
«Программа по дисциплине "физика"»

3





Рассмотрено и принято Утверждаю

на заседании Зам директора по УПР Стальнова С И

методической комиссии ___________

Протокол № ______ «__»______________2011 г.

от «__»_______2011 г.

Методист ________ Е. Б. Тихомирова










ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ФИЗИКА


для обучающихся по профессии


110800.02 ТРАКТОРИСТ-МАШИНИСТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА















ТОРОПЕЦ


2011




Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО) 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.


Организация-разработчик: ФГУ «Федеральный институт развития образования»


Разработчики:

Гапонова Светлана Ильинична, преподаватель ГОУ НПО ПУ № 1, г. Торопец

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).

Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________200__ г.

номер


©

©

©

©

©


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации учебной дисциплины

13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15



  1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЗИКА

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) физика в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

При освоении профессий НПО и специальностей СПО технического профиля в учреждениях НПО и СПО физика изучается как базовый учебный предмет в объеме 176 часов

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

Программа ориентирована на достижение следующих целей

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;


  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.



    1. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

В программе по физике, реализуемой при подготовке обучающихся по профессиям и специальностям технического профиля, профильной составляющей является раздел «Электродинамика», так как большинство профессий и специальностей, относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой.

Программа, реализуемая при подготовке обучающихся по профессиям и специальностям естественно-научного профиля, не имеет явно выраженной профильной составляющей, так как профессии и специальности, относящиеся к этому профилю обучения, не имеют преимущественной связи с тем или иным разделом физики. Однако в зависимости от получаемой профессии в рамках естественно-научного профиля повышенное внимание может быть уделено изучению раздела «Молекулярная физика. Термодинамика», отдельных тем раздела «Электродинамика» и особенно тем экологического содержания, присутствующих почти в каждом разделе.

В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными и практическими работами.


1.5 Требования к результатам обучения


В результате изучения учебной дисциплины «Физика» обучающийся должен:

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий;

  • делать выводы на основе экспериментальных данных;

  • приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.



  • применять полученные знания для решения физических задач*;

  • определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле*;

  • измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей*;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.





1.6 Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

176 часов, из них на 1 курсе 72 часов

на 2 курсе 104 часа



2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

270

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

180

в том числе:


лабораторные работы

90

контрольные работы

90

Самостоятельная работа обучающегося (всего)


в том числе:


индивидуальное проектное задание


тематика внеаудиторной самостоятельной работы


Итоговая аттестация в форме зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Введение


2

1

  1. Механика


72



Относительность механического движения. Движение точки и тела. Векторные величины. Действие над векторами

2

2

ЛПЗ №1Решение задач по теме

2


Равномерное прямолинейное движение

2

2

ЛПЗ №2 Решение задач по теме Равномерное прямолинейное движение

2


ЛПЗ №3 Решение задач по теме Равномерное прямолинейное движение

2


Движение с постоянным ускорением

2

2

ЛПЗ №4 Решение задач по теме Движение с постоянным ускорением

2


ЛПЗ №5 Решение задач по теме Движение с постоянным ускорением

2


Свободное падение тел. Движение с постоянным ускорением свободного падения

2

2

ЛПЗ №6 Решение задач по теме Движение с постоянным ускорением свободного падения

2


Равномерное движение точки по окружности

2

3

ЛПЗ №7 Решение задач по теме Равномерное движение точки по окружности

2


Динамика. Законы динамики Ньютона.

2

2

ЛПЗ №8 Решение задач по теме 1 закон Ньютона

2


ЛПЗ №9 Решение задач по теме 2 закон Ньютона

2


ЛПЗ №10 Решение задач по теме 3 закон Ньютона

2


Сила Всемирного тяготения

2

2

ЛПЗ №11 Решение задач по теме Сила Всемирного тяготения

2


Силы упругости. Сила трения. Силы сопротивления при движении твёрдых тел в жидкостях и газах.

2

3

ЛПЗ №12 Решение задач по теме Сила трения

2


Законы сохранения в механике

2

3

ЛПЗ №13 Решение задач по теме Законы сохранения в механике

2


Работа силы. Мощность.

2

3

ЛПЗ №14 Решение задач по теме Работа силы. Мощность.

2


Энергия. Кинетическая энергия и её изменение

2

3

ЛПЗ №15 Решение задач по теме Кинетическая энергия

2


ЛПЗ №16 Решение задач по теме Измерение кинетической энергии

2


Работа силы тяжести. Работа силы упругости

2

2

ЛПЗ №17 Решение задач по теме Работа силы тяжести. Работа силы упругости

2


Потенциальная энергия. Законы сохранения энергии в механике

2

3

ЛПЗ №18 Решение задач по теме Потенциальная энергия. Законы сохранения энергии в механике

2

3

Равновесие тел

2

3

ЛПЗ №19 Решение задач по теме Равновесие тел

2

3

Момент сил.

2

3

ЛПЗ №20 Решение задач по теме Момент сил.

2

3

Контрольная работа

2

3


2

3

2..Молекулярная физика. Термодинамика


40



Основные положения молекулярно-кинетической теории. Масса молекул. Количество вещества. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул.

2

2

ЛПЗ №21 Решение задач по теме

2

3

Строение газообразных, жидких и твёрдых тел. Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов.

2

3

ЛПЗ №22 Решение задач по теме Строение газообразных, жидких и твёрдых тел.

2

2

ЛПЗ №23 Решение задач по теме Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов.



Температура. Абсолютная температура. Измерение скоростей молекул газа.

2

3

ЛПЗ №24 Решение задач по теме Абсолютная температура. Измерение скоростей молекул газа.

2

2

ЛПЗ №25 Решение задач по теме Температура. Измерение скоростей молекул газа.

2


Газовые законы

2

3

ЛПЗ №26 Решение задач по теме Газовые законы

2


ЛПЗ №27 Решение задач по теме Газовые законы

2


ЛПЗ №28 Решение задач по теме Газовые законы

2


Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Влажность воздуха и её измерение. Строение и свойства кристаллических и аморфных тел.

2

3

ЛПЗ №29 Решение задач по теме Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры.

2

1

ЛПЗ №30 Решение задач по теме Влажность воздуха и её измерение

2


Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Первый закон термодинамики

2

3

ЛПЗ №31 Решение задач по теме

2

2

Применение первого закона термодинамики к различным процессам. Принцип действия тепловых двигателей

2

2

ЛПЗ №32 Решение задач по теме

2


Контрольная работа

2

3

  1. Электродинамика


72



Электрический заряд и элементарные частицы. Закон Кулона

2

3

Электрическое поле. Принцип суперпозиции полей

2

2

ЛПЗ №33 Решение задач по теме Электрическое поле. Принцип суперпозиции полей

2

3

Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле

2

3

ЛПЗ №34 Решение задач по теме Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле

2

3

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле

2

3

ЛПЗ №35 Решение задач по теме Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле

2

3

Связь между напряжённостью электростатического поля и напряжением

2

3

Электроёмкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора

2

3

ЛПЗ №36 Решение задач по теме

2

2

Электрический ток. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников

2

3

ЛПЗ №37 Решение задач по теме Электрический ток. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников

2

3

Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила

2

3

ЛПЗ №38 Решение задач по теме Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила

2

2

Закон Ома для полной цепи

2

2

ЛПЗ №39 Решение задач по теме Закон Ома для полной цепи

2

3

Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Электрический ток в полупроводниках

2

2

Электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей. Полупроводниковый диод. Транзистор.

2

3

ЛПЗ №40 Решение задач по теме Электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей

2

2

Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка.

2

3

ЛПЗ №41 Решение задач по теме Электрический ток в вакууме.

2

2

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза

2

2

Электрический ток в газах

2

3

Плазма.

2

3

ЛПЗ №42 Решение задач по теме Плазма.

2

3

  1. Строение атома и квантовая физика


16



Гипотеза Планка о квантах

2

2

Фотоэффект. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта

2

2

ЛПЗ №43 Решение задач по теме Фотоэффект. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света

2

3

Строение атома. Планетарная модель и модель Бора. Квантовые энергии. Принцип действия и использование лазера

2

3

ЛПЗ №44 Решение задач по теме Строение атома.

2

2

Строение атомного ядра

Энергия связи. Связь массы и энергии

2

2

3

2

ЛПЗ №45 Решение задач по теме Энергия связи. Связь массы и энергии

2

2

Контрольная работа

2

3

  1. Эволюция Вселенной


4



Строение Солнца и звёзд. Бесконечность Вселенной

2

3

Понятие о космологии. Развитие Вселенной.

2

2


2

2





Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории «Физика»


Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Физика»;

- объемные модели металлической кристаллической решетки;

- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

-компьютер

-проектор

-интер активная доска

-

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:


Для обучающихся


Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2005.

Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2005.

Громов С.В. Физика: Механика. Теория относительности. Электродинамика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.

Громов С.В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.

Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. – М., 2003.

Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. – М., 2003.

Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005.

Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2003.

Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. – М., 2003.

Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): учебник. – М., 2003.


Для преподавателей


Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10—11: Книга для учителя. – М., 2004.

Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9—11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2001.

Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006.

Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2002.

Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10—11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2006.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования РФ. – М., 2004.




4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания Умения: 1

2

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

Собеседование. Тест.

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд

Самостоятельная работа.

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта

Контрольная работа

уметь:

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом;

Деловая игра

  • отличать гипотезы от научных теорий;


Творческое задание

  • делать выводы на основе экспериментальных данных;


Самостоятельная работа

  • приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;


Кейс-задание

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;


Круглый стол

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.




Диспут



*