РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
ДЛЯ 9 КЛАССА
НА 2017 /2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по физической культуре для обучающихся 9 класса
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для 9 класса разработана на основе Примерной государственной программы по физической культуре и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В.И.Лях, А.А.Зданевич.- Москва.: Просвещение, 2008). Данная программа допущена Министерством образования Российской Федерации, соответствует федеральному компоненту стандарта образования.
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся основной и подготовительной медицинских групп. Обучающиеся, освобождённые от уроков физической культуры, присутствуют на уроках в сменной обуви и выполняют отдельные поручения учителя.
Обучающимся подготовительной группы по физкультуре разрешается заниматься вместе с классом с учётом ограничений в интенсивности и объёме нагрузок. Подготовительная группа по физкультуре предполагает недопущение учащихся, которые находятся в её составе, к интенсивным физическим нагрузкам, а также упражнениям состязательного характера.
Образовательная область «Физическая культура» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической куль туры в организации здорового образа жизни.
Образовательная область «Физическая культура» имеет своим учебным предметом один из видов культуры человека и общества, в системном основании которого лежит физкультурная деятельность. Данная деятельность характеризуется целенаправленным развитием и совершенствованием духовных и природных сил человека и выступает как цель и условие развития физической культуры личности.
Учебный предмет физической культуры является ведущим, но не единственным основанием образовательной области «Физическая культура» в основной школе. Его освоение обучающимися осуществляется в единстве с содержанием таких важных организационных форм целостного педагогического процесса и самодеятельности обучающихся, как физкультурные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных кружках и секциях.
Цели рабочей программы
. Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха
Задачи рабочей программы
Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» в основной школе направлен на решение следующих задач:
содействие гармоничному физическому развитию, за крепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей; воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в средней школе, на его преподавание отводится 102 часа в год.
УМК
1.Программа: «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов», В.И.Лях, А.А.Зданевич; Москва: «Просвещение», 2008.
2.Учебник: Виленский М.Я. Физическая культура. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Я. Виленский, Т.Ю. Торочкова, И.М. Туревский; под общ. ред. М.Я. Виленского. – М.: Просвещение, 2011.
Содержание рабочей программы
В программе В.И. Ляха, А.А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральный компонентом учебного плана региональный компонент (лыжная подготовка заменяет кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе уже ранее пройденных. В 7-9 классах единоборства заменяются легкой атлетикой и кроссовой подготовкой. Для прохождения теоретических сведений можно выделять время как в процессе уроков, так и отдельно один час в четверти.
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание обучающихся. Оценивание обучающихся предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков. По окончании основной школы обучающийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования. По окончании основной школы обучающийся сдает дифференцированный зачет.
Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре (5-9 классы)
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
Класс |
V | VI | VII | VIII | IX |
1 | Базовая часть | 75 | 75 | 75 | 75 | 63 |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока |
1.2 | Спортивные игры (баскетбол) | | | | | 15 |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики | | | | | 12 |
1.4 | Легкая атлетика | | | | | 20 |
1.5 | Лыжная подготовка | | | | | 10 |
1.6 | Футбол. | | | | | 6 |
2 | Вариативная часть | 27 | 27 | 27 | 27 | 39 |
2.1 | Волейбол | | | | | 12 |
2.2 | Кроссовая подготовка | | | | | 12 |
2.3 | Плавание | | | | | 4 |
2.4 | Самбо | | | | | 5 |
2.5 | Русская лапта | | | | | 6 |
| Итого | 102 | 102 | 102 | 102 | 102 |
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки; приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля.
Естественные основы.
5-6 классы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.
7-8 классы. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровоснабжения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.
9 класс. Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно действующих на совершенствование соответствующих физических функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Социально-психологические основы
5-6 классы. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма.
7-8 классы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физической способностей, влияние этих процессов на физические развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно значимых свойств и качеств. Анализ техники упражнений, их освоение и выполнение по объяснению. . Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма и физической подготовленностью.
9 класс. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма и физической подготовленностью. Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности.
Культурно-исторические основы.
5-6 классы. Основы истории возникновения и развития Олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.
7-8 классы. Физическая культура и ее значение в формирование здорового образа жизни современного человека.
9 класс. Изложение взглядов и отношений к физической культуре, к ее материальным и духовным ценностям.
Приемы закаливания.
5-6 классы. Воздушные ванны (теплые, безразличные, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка).
7-8 классы. Водные процедуры (обтирание, душ), купание в открытых водоемах.
9 класс. Пользование баней.
Спортивные игры (27ч).
Волейбол (11ч).
5-9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Стойки и передвижения игрока. Передача мяча двумя руками сверху двумя руками от груди в движении, в парах. Эстафеты. Передача мяча двумя руками сверху двумя руками в парах и тройках в одной зоне и через зону, над собой, через сетку. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнёром. Техника безопасности при игре в волейбол. Передача мяча двумя руками над собой и вперёд. Позиционное нападение (6-0). Комбинации из разученных элементов в парах. Передача мяча двумя руками сверху на месте и после передачи вперёд. Приём мяча снизу двумя руками в парах в зоне и через зону, после подачи. Приём мяча снизу двумя руками в парах через зону и через сетку. Нижняя прямая подача мяча. Нижняя прямая подача мяча в заданную зону. Тактика свободного нападения. Игра в мини-волейбол.
Баскетбол (16ч).
5-9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Стойки и передвижения игрока. Ведение мяча в высокой стойке на месте. Передача мяча двумя руками от груди в движении. Сочетание приёмов ведения передачи, броска. Ведение мяча в средней стойке на месте. Остановка двумя шагами. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей. Правила игры в баскетбол. Передача мяча одной рукой от плеча на месте. Ведение мяча в низкой стойке на месте. Передача мяча одной рукой от плеча на месте. Ведение мяча с разной высотой отскока. Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ловли мяча. Игра (2 на 2, 3 на 3). Терминология баскетбола. Передача мяча двумя руками от груди в парах с пассивным сопротивлением. Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ведения мяча. Передача мяча двумя руками от головы в парах. Передачи мяча двумя руками от груди в тройках в движении. Позиционное нападение 5 против 0. Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника. Перехват мяча. Бросок одной рукой от плеча после остановки. Передача мяча в тройках в движении со сменой места. Позиционное нападение через заслон. Нападение быстрым прорывом.
Гимнастика с элементами акробатики (18ч).
5-7 классы. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.
8-9 классы. Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Страховка и самостраховка во время занятий. Техника безопасности во время занятий.
Висы. Строевые упражнения (6ч).
Строевой шаг, размыкание, смыкание на месте. Подъём переворотом в упор. Сед ноги врозь (м.). Вис лёжа. Вис присев (д.). ОРУ с гимнастической палкой, на месте без предметов. Выполнение подтягивания в висе. Развитие силовых способностей. ТБ.
Опорный прыжок. Строевые упражнения (6ч).
Прыжок ноги врозь (козёл в ширину, высота 100-110 см). ОРУ в движении. Эстафеты. Упражнения на гимнастической скамейке. ОРУ без предметов, с обручем. Выполнение комплекса упражнений с обручем. Развитие скоростно-силовых способностей.
Акробатика. Лазание (6ч).
Кувырки вперёд, назад, стойка на лопатках – выполнение комбинации. Два кувырка вперёд слитно. Лазание по гимнастической стенке в три приёма. Два кувырка вперёд слитно. Мост из положения стоя (с помощью). Комбинации из различных приёмов. ОРУ с мячом. Выполнение комбинаций из разученных элементов. ОРУ с мячом. Развитие координационных способностей.
Легкоатлетические упражнения (30ч).
5-9 классы. Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Спринтерский бег, эстафетный бег (10ч)
Высокий старт (15-30 м), стартовый разгон. Бег с ускорением (40-50 м.). Бег с ускорением (40-50 м.). Линейная эстафета. ОРУ. Встречные эстафеты. Специальные беговые упражнения; развитие скоростных качеств. Подвижная игра. Высокий старт (15-30). Финиширование. Бег (3 по 50 м.). Старты из различных положений. Бег 60 метров на результат. Правила соревнований в спринтерском беге. Инструктаж по ТБ. Определение результатов в спринтерском беге.
Прыжок в длину способом «согнув ноги». Метание малого мяча (4ч).
Прыжок в длину с 7-9 шагов. Подбор разбега, отталкивание. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 8-10 метров. Приземление. Метание теннисного мяча на заданное расстояние. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. Терминология метания. Правила соревнований в прыжках. Правила соревнования в метании.
Бег на средние дистанции (2ч).
Бег (1000м.). Бег по дистанции. Подвижные игры. Развитие выносливости.
Прыжок в высоту. Метание малого мяча (5ч).
Прыжок в высоту с 7-9 шагов разбега способом «перешагивание». Подбор разбега и отталкивание. Метание теннисного мяча с 3-5 шагов на заданное расстояние. Переход через планку. Приземление. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств.
Кроссовая подготовка (9ч).
5-9 классы. Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.
Бег по пересечённой местности, преодоление препятствий ( ч).
Равномерный бег (12 минут, 14мин, 15мин, 16мин, 17мин, 18мин,19мин). Бег в гору. Бег под гору. Бег по пересечённой местности. Преодоление препятствий. ОРУ. Спортивная игра. Развитие выносливости. Терминология кроссового бега. Бег 2000 метров. Инструктаж по ТБ.
Демонстрировать.
Физические способности | Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
Скоростные | Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, сек | 9,2 | 10,2 |
Силовые | Прыжок в длину с места, см | 195 | 185 |
Поднимание туловища, лежа на спине, руки за головой, количество раз | - | 18 |
К выносливости | Бег 2000 м, мин | 8,50 | 10,20 |
К координации | Последовательное выполнение пяти кувырков, сек | 10,0 | 14,0 |
Броски малого мяча в стандартную мишень, м | 12,0 | 10,0 |
Уровень физической подготовленности учащихся 11 – 16лет
№ п/п | Физические способности | Контрольное упражнение (теcт) | Возраст | Уровень | | | | | |
| | | | Мальчики | | | девочки | | |
| | | | Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий |
1 | Скоростные | Бег 30 м, c | 11 12 13 14 15 16 | 6,3 и выше 6,0 5,9 5,8 5,5 5,6 | 6,1—5,5 5,8—5,4 5,6—5,2 5,5—5,1 5,3—4,9 5,2---4,8 | 5,0 и ниже 4,9 4,8 4,7 4,6 | 6,4выше 6,3 6,2 6,1 6,0 5,9 | 6,3—5,7 6,2—5,5 6,0—5,4 5,9—5,4 5,8—5,3 5,7---5,5 | 5,1 и ниже 5,0 5,0 4,9 4,9 |
2 | Координацион ные | Челночный бег 3x10 м, с | 11 12 13 14 15 16 | 9,7 и выше 9,3 9,3 9,0 8,6 8,4 | 9,3—8,8 9,0—8,6 9,0—8,6 8,7—8,3 8,4—8,0 8,3---8,0 | 8,5ниже 8,3 8,3 8,0 7,7 7,6 | 10,1выше 10,0 10,0 9,9 9,7 9,6 | 9,7—9,3 9,6—9,1 9,5—9,0 9,4—9,0 9,3—8,8 9,3---8,8 | 8,9 и ниже 8,8 8,7 8,6 8,5 |
| | | | | | | | | |
3 | Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места, см | 11 12 13 14 15 16 | 140 и ниже 145 150 160 175 180 | 160—180 165—180 170—190 180—195 190—205 | 195 и выше 200 205 210 220 220 | 130 и ниже 135 140 145 155 155 | 150—175 155—175 160—180 160—180 165—185 | 185 и выше 190 200 200 205 210 |
4 | Выносливость | 6-минутный бег, м | 11 12 13 14 15 16 | 900 и менее 950 1000 1050 1100 | 1000—1100 1100—1200 1150—1250 1200—1300 1250—1350 | 1300 и выше 1350 1400 1450 1500 2000 | 700 и ниже 750 800 850 900 | 850—1000 900—1050 950—1100 1000—1150 1050—1200 | 1100 и выше 1150 1200 1250 1300 |
5 | Гибкость | Наклон вперед из положения сидя, см | 11 12 13 14 15 16 | 2 и ниже 2 2 3 4 | 6—8 6—8 5—7 7—9 8—10 | 10 и выше 10 9 11 12 | 4 и ниже 5 6 7 7 | 8—10 9—11 10—12 12—14 12—14 | 15 и выше 16 18 20 20 |
6 | Силовые | Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (мальчики) | 11 12 13 14 15 16 | 1 1 1 2 3 | 4—5 4—6 5—6 6—7 7—8 | 6 и выше 7 8 9 10 | | | |
| | на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девочки) | 11 12 13 14 15 16 | | | | 4 и ниже 4 5 5. 5 | 10—14 11—15 12—15 13—15 12—13 | 19 и выше 20 19 17 16 |
Рабочая программа составлена с учетом следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ (ред. От 21.04.2011 г.);
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 (ред. От 30.08.2010 г.);
- Обязательный минимум содержания начального образования. Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. № 1235;
- Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. Распоряжение правительства РФ от 07.08.2009 г. № 1101-р;
- О проведении мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010 г. № 06-499;
- О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 163-р.
Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса
В результате изучения физической культуры ученик должен:
знать/понимать:
- роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;
- основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
- способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
уметь:
- составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
- выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения, технические действия в спортивных играх;
- выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;
- осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и индивидуальной физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимом физической нагрузки;
- соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;
- осуществлять судейство школьных соревнований по одному из базовых видов спорта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
- включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
Демонстрировать
Физические способности | Физические упражнения | мальчики | девочки |
Скоростные | Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с | 9,2 | 10,2 |
Силовые | Лазанье по канату на расстояние 6 м, с Прыжок в длину с места, см Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз | 12 195 — | — 185 18 |
К выносливости | Кроссовый бег 2 км | 8 мин 50 с | 10 мин 20 с |
К координации | Последовательное выполнение пяти кувырков, с Бросок малого мяча в стандартную мишень, м | 10,0 12,0 | 14,0 10,0 |
Двигательные умения, навыки и способности
В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание».
В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10—15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м.
В гимнастическах и акробатическах упражнениях: выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в полушпагат, мост и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).
В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).
Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей обучающихся.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Календарно-тематический план по физической культуре в 9 классах
Учитель: _____________________
№ п/п | Дата | Тема урока, раздел | Примерные результаты. |
| | Легкая атлетика 12ч. | |
1 | | Легкая атлетика Низкий старт (до 30 м). Стартовый разгон. Бег по дистанции (70–80 м). Эстафетный бег. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростных качеств. Инструктаж по ТБ. | Уметь бегать с низкого старта с максимальной скоростью (60 м) |
2 | | Легкая атлетика Низкий старт (до 30 м). Бег по дистанции (70–80 м). Эстафетный бег. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростных качеств. Основы обучения двигательным действиям. | Уметь бегать с низкого старта с максимальной скоростью (60 м) |
3 | | Легкая атлетика Низкий старт (до 30 м). Финиширование. Эстафетный бег. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростных качеств | Основные этапы развития физической культуры в России. |
4 | | Легкая атлетика Бег на результат (60 м). Специальные беговые упражнения. Эстафетный бег. Развитие скоростных качеств. | Основные этапы развития физической культуры в России. |
5 | | Легкая атлетика Прыжок в длину способом «согнув ноги» с 11–13 беговых шагов. Отталкивание. | Уметь прыгать в длину с 13–15 шагов разбега; метать мяч на дальность с места и с разбега |
6 | | Легкая атлетика Метание мяча на дальность с места. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. История отечественного спорта. | Основные этапы развития физической культуры в России. |
7 | | Легкая атлетика Совершенствование Метание мяча на дальность с разбега. | Уметь метать мяч на дальность с места и с разбега |
8 | | Легкая атлетика Прыжок в длину на результат. Метание мяча на дальность. Развитие скоростно-силовых качеств. | Уметь прыгать в длину с 13–15 шагов разбега; метать мяч на дальность с места и с разбега. |
9 | | Легкая атлетика Бег (2000 м – м. и 1500 м – д.). ОРУ. Специальные беговые упражнения. Развитие выносливости. | Уметь бегать на дистанцию 2000 м. |
10 | | Легкая атлетика Тройной прыжок в длину. Метание мяча в цель. Развитие скоростно - силовых качеств. Эстафета. | Уметь прыгать тройным прыжком, метать в цель. Роль физической культуры в профилактике вредных привычек. |
11 | | Легкая атлетика. Совершенствовать тройной прыжок в длину. Метание мяча в цель. | Уметь прыгать тройным прыжком, метать в цель. |
12 | | Легкая атлетика. Совершенствовать тройной прыжок в длину. Метание мяча в цель. | Уметь прыгать тройным прыжком, метать в цель. |
| | Кроссовая подготовка 6 часов | |
13 | | Кроссовая подготовка Бег в равномерном темпе (15 мин). ОРУ. Специальные беговые упражнения. Преодоление горизонтальных препятствий. Бег под гору. Спортивная игра «Лапта». Развитие выносливости. | Уметь бегать в равномерном темпе (20 мин) |
14 | | Кроссовая подготовка Бег в равномерном темпе (15 мин). ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Преодоление вертикальных препятствий прыжком. Бег по песку. Спортивная игра «Лапта». Развитие выносливости. | Уметь бегать в равномерном темпе (20 мин) |
15 | | Кроссовая подготовка Бег в равномерном темпе (17 мин). Бег в гору. Специальные беговые упражнения. Преодоление горизонтальных препятствий. Спортивная игра «Лапта». Развитие выносливости. | Уметь бегать в равномерном темпе (20 мин). |
16 | | Кроссовая подготовка Бег на результат (3000 м – м., 2000 м – д.). Развитие выносливости. | Уметь бегать в равномерном темпе (20 мин). |
17 | | Кроссовая подготовка Бег по пересеченной малой местности. | Уметь бегать по пересеченной местности соблюдая технику Т.Б. |
18 | | Кроссовая подготовка Бег с вертикальными и горизонтальными препятствиями. | Уметь бегать в равномерном темпе. |
| | Баскетбол 9ч | |
19 | | Баскетбол Вводный урок. | Знать историю возникновения баскетбола. |
20 | | Баскетбол Техника безопасности на уроках баскетбола. Сочетание приемов передвижения и остановок приемов передач, ведения и бросков. | Выполнять Т.Б. на уроке. |
21 | | Баскетбол Бросок двумя руками от головы в прыжке. Позиционное нападение со сменой мест. Учебная игра. | Уметь играть в баскетбол, Применять в игре технические приемы. |
22 | | Баскетбол Сочетание приемов передвижения и остановок. Бросок двумя руками от головы в прыжке. Штрафной бросок. Учебная игра. | Уметь играть в баскетбол, Применять в игре технические приемы. |
23 | | Баскетбол Позиционное нападение со сменой мест. Штрафной бросок. Учебная игра. | Уметь выполнять штрафной бросок. |
24 | | Баскетбол Бросок одной рукой от плеча в прыжке. Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях. Учебная игра. | Уметь выполнять штрафной бросок. |
25 | | Баскетбол. Бросок одной рукой от плеча в прыжке. Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях. Учебная игра. | Уметь выполнять бросок одной рукой от плеча |
26 | | Баскетбол. Бросок одной рукой от плеча в прыжке. Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях .учебная игра. | Уметь выполнять бросок одной рукой от плеча |
27 | | Баскетбол Бросок одной рукой от плеча в прыжке. Личная защита в игровых взаимодействиях 2*2. Учебная игра. | Уметь играть по упрощенным правилам. |
| | гимнастика с элементами акробатики. 12 ч | |
28 | | Гимнастика Вводный урок. | Знать возникновение гимнастики, виды гимнастики, спортсменов чемпионов. |
29 | | Гимнастика Инструктаж по технике безопасности. Подтягивание в висе. Упражнения на гимнастической скамейке. | Уметь подтягиваться в висе, знать технику безопасности. |
30 | | Гимнастика Переход с шага на месте на ходьбу в колонне. Подтягивания в висе. Подъем переворотом силой (м.) Подъем переворотом махом (д.). ОРУ на месте. Упражнения на гимнастической скамейке. | Уметь перестраиваться, уметь делать подъем, перевороты. |
31 | | Гимнастика Подтягивания в висе. Подъем переворотом силой (м.) Подъем переворотом махом (д.). ОРУ на месте. | Уметь подтягиваться, выполнять упражнения на гимнастической скамейке. |
32 | | Гимнастика Переход с шага на месте на ходьбу в колонне. Подтягивания в висе. Подъем переворотом силой (м.) Подъем переворотом махом (д.). ОРУ на месте. Упражнения на гимнастической скамейке. Развитие силовых способностей. | Уметь подтягиваться, выполнять упражнения на гимнастической скамейке. |
33 | | Гимнастика Перестроение из колонны по одному в колонну по два, четыре в движении. Прыжок ноги врозь (м.). Прыжок боком (д.). ОРУ с предметами. Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей. | Уметь прыгать через козла. |
34 | | Гимнастика Перестроение из колоны по одному в колону по два в движении. Прыжок ноги врозь. | Уметь выполнять комплексы с гимнастической скалкой и прыгать через козла боком и ноги врозь. |
35 | | Гимнастика Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей. | Развивать скорость силовых способностей. |
36 | | Гимнастика Перестроение из колонны по одному в колону по четыре в движении. Прыжок ноги врозь (м.). Прыжок боком (д.). ОРУ с обручами. Эстафеты. | Развивать скорость силовых способностей. |
37 | | Гимнастика. Из упора присев стойка на руках и голове (м.). Равновесие на одной ноге. Кувырок назад в полу шпагат (д.). ОРУ в движении. Развитие координационных способностей. | Уметь выполнять упражнения с обручами и выполнять опорный прыжок. |
38 | | Гимнастика Совершенствование кувырка вперед, кувырок вперед прыжком. | Уметь групироваться. |
39 | | Гимнастика Совершенствование кувырка назад, стойка на голове. | Уметь держать равновесие. |
| | Самбо 5ч | |
40 | | Самбо вводный урок. | Знать историю спорта «самбо» |
41 | | Самбо Техника безопасности на уроках самбо. Зарождение игры самбо в России. Специально-подготовительные упражнения Самбо. | Уметь выполнять кувырок назад, равновесие на одной ноге. |
42 | | Самбо Приемы само страховки. Само страховка на спину перекатом через партнера. | Уметь выполнять броски изученными способами. |
43 | | Самбо Повторение специально-подготовительных упражнений для бросков изученных ранее: выведение из равновесия захватом ног. | Уметь выполнять броски изученными способами. |
44 | | Самбо Передняя и задняя подножки, подсечек. | Уметь выполнять броски изученными способами. |
| | Плавание (сухое) 4ч. | |
45 | | Плавание Вводный урок. | Знать Российских пловцов. Олимпийских чемпионов. |
46 | | Плавание Имитационные упражнения для закрепления и совершенствование техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов. | Уметь выполнять повороты. |
47 | | Плавание Упражнения для углубленного изучения техники стартов и поворотов. | Уметь применять технику стартов и поворотов. |
48 | | Плавание Разучивание техники плавания баттерфляй. | Знать и демонстрировать технику плавания баттерфляй. |
| | Лыжная подготовка 10ч | |
49 | | Лыжная подготовка Техника безопасности на уроках лыжной подготовки. Первая помощь при травмах и обморожениях. Техника лыжных ходов. | Знать технику безопасности, уметь оказывать первую помощь при травмах и обморожениях. |
50 | | Лыжная подготовка Освоение техники попеременного четырех шажного хода. Спуски и подъемы. | Уметь выполнять технику хода, спусков и подъемов. |
51 | | Лыжная подготовка Освоение техники попеременного четырехшажного хода. | Уметь перемещаться четырехшажным ходом. |
52 | | Лыжная подготовка Повторение техники попеременного четырехшажного хода. | Уметь перемещаться четырехшажным ходом. |
53 | | Лыжная подготовка Закрепление техники попеременного четырехшажного хода. | Уметь переходить с одного шага на другой. |
54 | | Лыжная подготовка Совершенствование техники попеременного четырехшажного хода. | Уметь переходить с одного шага на другой. |
55 | | Лыжная подготовка Техника перехода с попеременных ходов на одновременные. | Уметь выполнять ходы. |
56 | | Лыжная подготовка Повторение техники перехода с попеременных ходов на одновременные. | Уметь спускаться, подниматься на гору. |
57 | | Лыжная подготовка Закрепление техники перехода с попеременных ходов на одновременные. | Уметь спускаться, подниматься на гору. |
58 | | Лыжная подготовка Техника прохождения контруклона. | Соблюдать тб. |
| | Футбол 6ч | |
59 | | Футбол Техника безопасности на уроках футбола. Физическая подготовка. Воспитание ловкости, быстроты, общей выносливости, спец физ. подготовки. | Уметь различать общую и специальную физическую подготовку и применять в учебной и Повседневной жизни. |
60 | | Футбол Техника передвижения .Сочетание приемов бега с прыжками., с техникой владения мяча. Игра в футбол. | Уметь сочетать приемы бега и прыжков. Владеть техникой ведения мяча. |
61 | | Футбол Ведение мяча всеми изученными способами с выполнением рывков.и умением контролировать мяч. Передача мяча в парах. | Уметь вести мяч изученными способами и технично передавать мяч в парах. |
62 | | Футбол Выполнение обманных движений в единоборстве с пассивным и активным сопротивлением. Отбор мяча при единоборстве. Вбрасывание мяча. | Уметь выполнять обманные движения, отбирать и вбрасывать мяч. |
63 | | Футбол Тактика игры. Формирование тактических умений в процессе обучения техническим приемам. Игра в футбол. | Уметь выполнять тактические комбинации полевого игрока и вратаря. |
64 | | Футбол Групповые взаимодействия двух, трех и более игроков. Развитие творческих способностей: подвижные игры и эстафеты. | Уметь взаимодействовать с другими игроками и организовывать подвижные игры с элементами футбола. |
| | Баскетбол 6 ч. | |
65 | | Баскетбол Техника безопасности на уроках баскетбола. Сочетание приемов передвижения и остановок приемов передач, ведения и бросков. | Знать технику безопасности. Уметь применять различные приемы игры. |
66 | | Баскетбол Бросок двумя руками от головы в прыжке. Позиционное нападение со сменой мест. Учебная игра. | Уметь играть в баскетбол, Применять в игре технические приемы. |
67 | | Баскетбол Сочетание приемов передвижения и остановок. Бросок двумя руками от головы в прыжке. Штрафной бросок. Учебная игра. | Уметь играть в баскетбол. Применять в игре технические приемы. |
68 | | Баскетбол Позиционное нападение со сменой мест. Штрафной бросок. Учебная игра. | Уметь бросать штрафной. |
69 | | Баскетбол Бросок одной рукой от плеча в прыжке. Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях. Учебная игра. | Уметь выполнять штрафной бросок. |
70 | | Баскетбол Бросок одной рукой от плеча в прыжке .позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях .Учебная игра. | Уметь выполнять бросок одной рукой от плеча. |
| | Волейбол 8ч | |
71 | | Волейбол Техника безопасности на уроке волейбола. Стойка и передвижение игрока. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке, в парах. | Уметь выполнять нападающий удар. |
72 | | Волейбол Стойки и передвижения игрока. Нападающий удар при встречных передачах. Учебная игра. | Уметь выполнять нападающий удар при встречных передачах.. Владеть нижней подачей. |
73 | | Волейбол Стойка и передвижения игрока. Нападающий удар при встречных передачах. Нижняя прямая подача. Учебная игра. | Уметь выполнять нападающий удар при встречных передачах.. Владеть нижней подачей. |
74 | | Волейбол Стойка и передвижения игрока. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Учебная игра. | Стойка и передвижения игрока. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Учебная игра. |
75 | | Волейбол Стойка и передвижение игрока. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке, в парах через зону. Нападающий удар при встречных передачах. Учебная игра. | Стойка и передвижения игрока. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Учебная игра. |
76 | | Волейбол Нападающий удар при встречных передачах. Нижняя прямая подача. Учебная игра. | Уметь выполнять нападающий удар при встречных передачах. |
77 | | Волейбол Передача мяча сверху двумя руками., в тройках. Игра в нападении через зону. Развитие координационных способностей. | Уметь передавать мяч в нападении через зону. |
78 | | Волейбол игра по упрощенным правилам. | Нижняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой. Игра в нападении через третью зону. Учебная игра. |
| | волейбол 4 часа | |
79 | | Волейбол Нижняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой. Игра в нападении через третью зону.. Учебная игра. | Уметь подавать нижнюю прямую подачу. |
80 | | Волейбол Перемещение игрока. Передача мяча сверху двумя руками, стоя спиной к сетке. Прием мяча снизу в группе. Учебная игра. | Уметь перемещаться и передавать мяч сверху двумя руками стоя спиной к сетке. |
81 | | Волейбол Стойки и передвижения игрока. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Нападающий удар при встречных передачах. | Уметь передавать и принимать мяч. |
82 | | Волейбол Стойки и передвижения игрока. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Учебная игра. Развитие координационных способностей. | Уметь передвигаться и передавать мяч в прыжке. |
| | Легкая атлетика 8ч. | |
83 | | Легкая атлетика Техника безопасности на уроках легкой атлетики. Низкий старт до 30 м. Бег по дистанции 70 80 м. Эстафетный бег. | Уметь бегать с низкого старта.. Знать технику безопасности. |
84 | | Легкая атлетика Низкий старт до 60м. Бег по дистанции 70 80 м. Финиширование. Эстафетный бег. Основы обучения двигательным действиям. | Уметь пробегать 60 м с низкого старта. |
85 | | Легкая атлетика Высокий старт. Бег по дистанции, Передача эстафетной палочки. Развитие скоростных качеств. | Уметь выполнять высокий старт, передавать эстафетную палочку. |
86 | | Легкая атлетика Бег 100 м. Специальные беговые упражнения. Эстафетный бег. Развитие скоростных качеств. | Уметь передавать эстафетную палочку, Финишировать на 100 м. |
87 | | Легкая атлетика Прыжок в высоту способом «перешагивания» с 11-13 беговых шагов. Метание мяча на дальность в коридоре 1м .с разбега. | Уметь прыгать в высоту, метать на дальность. |
88 | | Легкая атлетика Прыжок в высоту способом перешагивания с 11-13 беговых шагов, метание мяча на дальность в коридоре 10 м. с разбега. | Уметь прыгать в высоту, метать на дальность. |
89 | | Легкая атлетика Метание мяча в цель. Передача эстафетной палочки. Развитие скоростно- силовых качеств. | Уметь метать в цель и выполнять эстафетный бег. |
90 | | Легкая атлетика Метание в цель, на заданное расстояние Эстафетный бег. Специально беговые упражнения. Развитие скоростно- силовых качеств. | Уметь метать в цель и выполнять эстафетный бег. |
| | Кроссовая подготовка 6ч. | |
91 | | Кроссовая подготовка Бег 12мин. | Уметь пробегать в равномерном темпе. |
92 | | Кроссовая подготовка Бег 15 мин. С преодолением вертикальных препятствий. | Уметь пробегать в равномерном темпе. |
93 | | Кроссовая подготовка Бег по пересеченной месности. | Уметь пробегать в равномерном темпе. |
94 | | Кроссовая подготовка Бег 1500м на результат. | Уметь пробегать в равномерном темпе. |
95 | | Кроссовая подготовка Бег 17 мин. | Уметь пробегать в равномерном темпе. |
96 | | Кроссовая подготовка Закрепление бег с препятствиями. | Уметь пробегать в равномерном темпе. |
| | Русская лапта 6ч. | |
97 | | Русская лапта Вводный урок. | Знать возникновение игры «Русская лапта» |
98 | | Русская лапта Техника безопасности. Современные правила игры в лапту. Составление и проведение индивидуальных занятий, интерпретирующих игру лапта. | Уметь составлять индивидуальный план занятий и знать правила игры. |
99 | | Русская лапта Специальные имитационные передвижения. Прыжки, шаги, выпады по сигналу. Работа с теннисным мячом индивидуально, в парах, тройках. Игра лапта. | Уметь выполнять различные передвижения и работа с теннисным мячом. |
100 | | Русская лапта Жонглирование несколькими мячами. Упражнения с битой. Удары мяча битой. | Уметь жонглировать мячами и владеть битой. |
101 | | Русская лапта Удары мяча на точность и дальность. Передача и ловля мяча с перемещением. Игра лапта. | Упражнения для совершенствования тактики игры в защите. Игра лапта. |
102 | | Русская лапта Пространственные упражнения. Выбор позиции в поле и согласованность действий в игре. Двусторонняя игра. | Уметь организовать игру и судейство на открытом воздухе во внеурочной деятельности. |
Литература для учащихся
Физическая культура. 5-11 классы / под ред. Г. И. Мейксона. – М.: Просвещение, 2005.
Литература для учителя
1.«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2011).
2.Физическая культура. 9-х классы / под. ред. Г. И. Мейксона. – М.: Просвещение, 2005.
3.Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л. Б. Кофмана. - М., 2000.
4.Физкультура: методика преподавания. Спортивные игры / под ред. Э. Найминова. - М, 2001.
5.Методика преподавания гимнастики в школе. - М, 2000.
6.Макаров, А. Н. Лёгкая атлетика. - М., 1990.
7.Практикум по лёгкой атлетике / под ред. И. В. Лазарева, В. С. Кузнецова, Г. А. Орлова. - М., 1999.
8.Лёгкая атлетика в школе / под ред. Г. К. Холодова, В. С. Кузнецова, Г. А. Колодницкого. - М., 1998.
9.Спортивные игры на уроках физкультуры / ред. О. Листов. - М., 2001.
10.Кузнецов. В. С, Колодницкий, Г. А.Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М., 2003.
11.Урок в современной школе / ред. Г. А. Баландин, Н. Н. Назаров, Т. Н. Казаков. - М., 2004.
12.Спорт в школе / под ред. И. П. Космина, А. П. Паршикова, Ю. П. Пузыря. - М., 2003.
13.Журнал «Физическая культура в школе"
14. Методика физического воспитания / под.ред. В.И. Ляха.-2002г./
Электронные ресурсы
Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: http://window.edu.ru
Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: http://school-collection.edu.ru
Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: http://fcior.edu.ru
Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: http://katalog.iot.ru
Сайт «Сеть творческих учителей»: http://www.it-n.ru
Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»: http://standart.edu.ru
Сайт Министерства образования и науки РФ: http://mon.gov.ru
Сайт Учителей физкультуры : http://fizkultura-na5.ru/