СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Программа по информатике"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Программа по информатике"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья №7»

г. Курчатова, Курской области.

УТВЕРЖДАЮ

ИО Директора МКОУ «Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья №7»

г. Курчатова, Курской области

Приказ №_____________

от «___»__________20____г.


____________Л.А. Высовень

(Ф.И.О.)




РАССМОТРЕНО

На МО учителей обучения на дому

Протокол № ________

От «____»___________20___г.

Руководитель МО

_______________Л.А. Высовень

(Ф.И.О.)














СОГЛАСОВАНО

На методическом совете школы

Протокол №_________

От «____»___________20___г.

Руководитель методического совета

_________В.В. Маслова

( Ф.И.О.)














АООП профессионального обучения «Цветоводство» для обучающихся на дому

Сорокина Дмитрия, Переверзевой Глафиры, Горбачёва Дмитрия

на 2024-2026 г


Класс 10-11



Рабочую программу разработали : Лапковская Инна Геннадиевна






г. Курчатов

2024 г


Нормативные документы:



- Закон РФ №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»)
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023
«Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2024 № 495
"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ"
(Зарегистрирован 15.08.2024 № 79163).
- "Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

Программа предусматривает возможность организации дистанционного и электронного обучения, обеспечивающего освоение учащимися данной программы в полном объеме независимо от их места нахождения.
С целью обеспечения непрерывного эффективного обучения по данной программе организовано:
- дистанционное и электронное обучение как средство реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся с ОВЗ и учащихся, находящихся на домашнем обучении;
- комбинированное электронное обучение, включающее обучение учащегося в школе с дистанционным и электронным обучением в случае длительного отсутствия учащегося на занятиях по уважительной причине (длительное заболевание, лечение в санатории и т.д.);
- временное дистанционное и электронное (удаленное) обучение учащихся, основанное на распоряжениях Комитета по образованию.
Дистанционное и электронное обучение имеет тот же компонентный состав: цели, задачи, содержание.
Расписание уроков в процессе временного электронного обучения для класса остается прежним, без каких-либо изменений.
Длительность онлайн-занятий составляет 20–30 мин.
Учитель определяет средства коммуникации, набор электронных ресурсов, приложений для организации электронного обучения и формат электронного обучения, удобный для всех участников и эффективный для конкретного ученика, группы учащихся или темы; предоставляет информацию об электронном обучении, о возможности осуществления обратной связи с учителем родителям (законным представителям), администрации школы.
Варианты использования средств коммуникации
1. При реализации адаптированных основных образовательных программ начального общего, основного общего образования с применением электронного обучения, ДОТ Школа использует средства обучения, цифровой образовательный контент и ДОТ, предусмотренные ФГИС «Моя школа» (myschool.edu.ru).
2. При реализации адаптированных основных образовательных программ начального общего, основного общего образования с применением электронного обучения Школа также использует электронные образовательные ресурсы, входящие в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего образования



















Пояснительная записка


Учебный предмет «Основы информационных технологий» введен в учебный план МКОУ «Школа № 7», 10-11 класс, 1 час в неделю.

Программа курса «Основы информационных технологий» составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы», изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009» с учетом психофизических особенностей учащихся с ОВЗ.



Актуальность

В настоящее время сфера человеческой деятельности в технологическом плане быстро меняется. Новые технологии в современном обществе требуют от человека новых знаний, навыков и умений, в том числе и при решении традиционных задач, возникающих в повседневной жизни. Адаптация к быстро меняющимся условиям внешнего мира представляет определенную сложность у любого человека, но особенно это характерно для учащихся коррекционных школ в силу их психофизических особенностей.

Современное состояние общества характеризуется интенсивным проникновением компьютерной техники во все сферы человеческой жизни, все возрастающим потоком информации и совершенствованием технологий получения, переработки и использования информации. Информационные процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации. В целом, изучение информатики, информационных и коммуникационных технологий оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека, расширяет его возможности к адаптации в социуме.

Данный курс формирует у учащихся с ограниченными возможностями здоровья многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами.





Новизна

Компьютеризация специального коррекционного образования.

В коррекционной школе только начинается применение компьютеров и информационных технологий при изучении отдельных предметов. Однако для овладения компьютерной техникой и компьютерными технологиями этого явно недостаточно. Необходимо, так же как и в общеобразовательной школе, развивать направление, в котором объектом изучения является сама информатика.

В базисном учебном плане специальных (коррекционных) школ не предусмотрены учебные часы на формирование компьютерной грамотности обучающихся специальных (коррекционных) школ. Кроме того, в типовой программе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья («Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы» под редакцией В.В. Воронковой) курс ознакомления с информационными ресурсами не представлен, что не соответствует требованиям современности.

Предлагаемый курс «Основы компьютерной грамотности» знакомит учащихся с основами информационных ресурсов. Функционирование компьютерного класса в коррекционной школе позволяет обновить содержание, методы и организационные формы учебной работы в специальном учреждении.

Коррекционная направленность курса

Данный курс является коррекционным, так как способствует развитию личности каждого ребенка.

В соответствии с типовой программой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с требованиями к организации обучения детей с нарушениями интеллектуального развития в представленном варианте программы учтены и сохранены принципы коррекционной направленности:

- обеспечение каждому ребенку адекватного лично для него темпа и способов усвоения знаний;

- доступность материала;

- научность;

- осуществление дифференцированного и индивидуального подхода;

- концентрический принцип размещения материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сложности. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения раннее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий путем систематического повтора и усложнения тренинга. С учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся в программе выделяются две ступени обучения:

1. Подготовительно-ознакомительная

  1. Основная

Основная цель курса

Ознакомление учащихся с ограниченными возможностями здоровья с компьютерными ресурсами и овладение техникой их практического применения.

Общие задачи курса

1. Дать учащимся с ограниченными возможностями здоровья доступную для них систему знаний о компьютерных ресурсах.

2. Развивать познавательный интерес к использованию информационных и коммуникационных технологий.

3. Расширять кругозор учащихся путем формирования знаний и представлений о компьютерных технологиях и способах их практического применения.

4. Повышать адаптивные возможности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их социальную ориентировку за счет дополнительно приобретенных навыков и умений.


Специальные задачи коррекционной школы

Обучение по программе «Основы информатике» направлено на коррекцию недостатков мышления, речи, памяти, внимания, восприятия:

- активизировать мыслительную деятельность (развитие процессов анализа, синтеза, обобщения, классификации);

- учить наблюдать, выделять главное, ориентироваться в ситуации, усматривать связи и отношения между объектами;

- обогащать активный и пассивный словарь, формировать грамматический строй речи;

- развивать анализаторы (кинестетический, слуховой, зрительный).

Отбор материала в программе осуществлен с целью создания условий для познания и понимания учащимися с ограниченными возможностями здоровья информационных процессов и компьютерных ресурсов.

Курс ИкТ рассчитан на два года обучения.

Программа разделена на 2 части:

I часть - подготовительно-ознакомительная включает изучение следующих разделов:

- правила техники безопасности работы на компьютере;

- устройство компьютера;

- периферийные устройства компьютера;

- приемы работы на компьютере;

- виды информации;

- программа Paint;

- программа Word;

- программа Excel;

- программа Power Point.

II часть - основная, включает изучение:

- программа Paint;

- программа Word;

- программа Excel;

- программа Power Point;

- сеть Интернет;

- электронная почта.


Практическая значимость

Проводя параллель с обычной грамотностью, под компьютерной грамотностью понимают умение считать, писать, читать, рисовать, находить информацию с помощью компьютера. Кроме того, формирование элементов компьютерной грамотности предполагает развитие у учащихся основ алгоритмического мышления. В педагогическом плане процесс обучения алгоритмически мыслить означает умение представить сложное действие в виде организованной последовательности простых действий. Использование компьютерных технологий расширяет возможности учащихся с проблемами здоровья в овладении алгоритмическим мышлением и, наоборот, отсутствие таких технологий, с учетом возросших требований современной действительности, создает дополнительные сложности в социальной адаптации учащихся. Работа по формированию алгоритмического мышления и соответствующих ему фундаментальных знаний, умений и навыков, с использованием компьютерных технологий, в специальной школе – веление времени.

При этом условии алгоритмическое мышление может органично войти в систему знаний, умений и навыков учащегося. Повысится эффективность самостоятельной работы, возникнут новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков.

В целом, изучение основ компьютерной грамотности оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья будут успешнее адаптироваться в современном обществе, в котором всё более решающую роль играют компьютерные технологии.

Планируемые результаты:

К концу изучения курса «Основы информатики» учащиеся с ограниченными возможностями здоровья должны знать:

- устройство компьютера;

- правила техники безопасности работы на компьютере;

- программы Paint, Word, Excel, Power Point;

- компьютерную сеть Интернет, поиск нужной информации в сети;

- основные понятия и термины электронной почты, получение, подготовку и отправление сообщений;

уметь:

- использовать полученные знания в практической деятельности.

Выпускники специальной (коррекционной) школы должны уметь пользоваться компьютерными ресурсами.

Формы обучения:

  • Передача информации от учителя к ученику - устное изложение материала: рассказ, беседа, объяснение, пояснения. Это позволяет раскрыть основные теоретические положения и ключевые понятия содержания программы.

  • Слово учителя в сочетании со зрительным рядом - демонстрация картин, таблиц, слайдов, фильмов, видеоматериалов – оказывает эмоционально-эстетическое воздействие на учащихся, создает определенный настрой, мотивирующий школьников к дальнейшей познавательной деятельности.

  • Организация практических работ учащихся под руководством учителя: выполнение самостоятельных и практических работ позволит закрепить полученный материал.

Формы организации учебного процесса:

- фронтальные

- групповые

- индивидуальные

Формы работы должны варьироваться в зависимости от темы, от способностей и возможностей учащихся:

  • диктант;

  • работа по индивидуальным карточкам;

  • цифровой диктант;

  • работа по опорным схемам;

  • ребусы, загадки, кроссворды, развивающие игры.


Коррекционно-развивающие задания:

  • Развитие аналитико-синтетической деятельности (составь целое из частей, найти отсутствующую часть, определить по характерным признакам предмет).

  • Развитие зрительно-мыслительных операций (найди 10 предметов на картине, найди 6 отличий).

  • Словарная работа (терминология).

  • Развитие слухового и зрительного восприятия (работа по схемам, опорным карточкам, по плану, по таблицам, по словарным словам и иллюстрациям, игра «Чего не стало?»).

  • Развитие памяти (игры: «Кто больше запомнит», «Кто больше знает», «Кто хочет стать отличником»)

  • Развитие связной речи (рассказ по образцу, плану, описанию, объяснению, по наводящим вопросам, игра «Вопросы задает компьютер»).

  • Развитие мелкой моторики (клавиатурные тренажёры, развивающие игры).

Методическое обеспечение

  1. «Информатика: Учебник для 5 класса» под редакцией Л.Л.Босовой.

  2. «Информатика: Учебник для 6 класса», под редакцией Л.Л.Босовой.

Учебник содержит необходимый теоретический материал. В данном учебнике имеются разделы: «Материал для любознательных», «Компьютерный практикум», «Терминологический словарик», «Справочные материалы».

  1. «Информатика для 7 класса» под редакцией Н.Д. Угринович.

  2. «Информатика: для 8 класса» под редакцией Н.Д. Угринович.

  3. «Информатика и ИКТ для 9 класса» под редакцией Н.В. Макаровой.

  4. Методическое пособие для учителя «В помощь учителю информатики» под редакцией Н.Л. Югова, Р.Р. Камалов.

  5. «Раздаточные материалы по информатике 7-9 классы». Издательство «Дрофа» под редакцией Ю.А Меньшовой.

  6. Компьютерные программы и видео уроки с сайта http://videouroki.net

  1. «Электронный практикум» для 6-9 классов.

  2. «Программа Графика» для 5-7 классов.

  3. «Электронный учебник по информатике» для 5-7 классов.

  4. «Программа «Хвост» 5 класс.

  5. Клавиатурный тренажер 5-9 классов

  6. Видео уроки.











Календарно-тематическое планирование

10 класс

(33 часа, 1 час в неделю)

п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Корректировка

1

Техника безопасности при работе с компьютером. Сведения из истории развития компьютерных технологий.

03.09



2

Техника безопасности при работе на ПК.

10.09



3

Совершенствование ПК, современные компьютерные технологии.

17.09





4

Что такое компьютер.

24.09



5

Что умеют компьютеры.

01.10



6

Устройство компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

08.10



7

Устройство компьютера

15.10



8

Знакомство с клавиатурой. Алфавитные клавиши.


22.10



9

Обучение работе с манипулятором «мышь» (левая и правая кнопка).


05.11



10

Заглавные и прописные символы русского алфавита. Цифровые клавиши.


12.11



11

Числа и цифры. Знаки и символы: «+»; «-»; «=».


19.11



12

Клавиши управления курсором.


26.11



13

Клавиши: пробел, Shift, Enter, Backspace, Delete.

03.12



14

Системный блок: процессор, жёсткий диск, оперативная память, карта памяти.


10.12



15

Графический редактор

17.12



16

Запуск программы Paint.


24.12



17

Окно графического редактора Paint: название файла, панель инструментов, строка меню, палитра, полосы прокрутки.


14.01



18

Работа с инструментами (карандаш, кисть, прямая и кривая линии, эллипс, прямоугольник, многоугольник, ластик).


21.01



19

Отмена внесённых изменений.


28.01



20

Сохранение, копирование, раскрашивание рисунка.


04.02



21

Текстовый редактор

11.02



22

Запуск программы Word. Окно текстового редактора: название документа, строка меню, панель инструментов, панель форматирования.


25.02



23

Кнопка свернуть. Кнопка закрыть.


04.03



24

Курсор, текстовое поле, линейки, полосы прокрутки.


11.03



25

Набор текста. Исправление ошибок.

18.03



26

Выделение фрагментов текста. Шрифт. Размер шрифта.


01.04



27

4 кнопки для выравнивания текста: по левому, правому краю; по центру; по ширине страницы.

08.04



28

Кнопка, для выделения текста более жирным, наклонным шрифтом.

15.04



29

Кнопка для подчёркивания выделенного фрагмента текста. Изменение цвета текста

22.04



30

Курсор, текстовое поле, линейки, полосы прокрутки.

29.04



31

Набор текста. Исправление ошибок.

06.05



32

Выделение фрагментов текста. Шрифт. Размер шрифта.

13.05



33

Повторение

20.05



Итого


33





























Содержание разделов программы

10-11 класс

Техника безопасности при работе с компьютером. Сведения из истории развития компьютерных технологий (2 ч.).

Техника безопасности при работе на ПК. Совершенствование ПК, современные компьютерные технологии.

Что такое компьютер (2ч).

Что умеют компьютеры. Устройство компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

Устройство компьютера(13ч). Знакомство с клавиатурой. Алфавитные клавиши. Обучение работе с манипулятором «мышь» (левая и правая кнопка).Заглавные и прописные символы русского алфавита. Цифровые клавиши. Числа и цифры. Знаки и символы: «+»; «-»; «=». Клавиши управления курсором. Клавиши: пробел, Shift, Enter, Backspace, Delete.Системный блок: процессор, жёсткий диск, оперативная память, карта памяти.

Графический редактор(9ч.):

Запуск программы Paint. Окно графического редактора Paint: название файла, панель инструментов, строка меню, палитра, полосы прокрутки. Работа с инструментами (карандаш, кисть, прямая и кривая линии, эллипс, прямоугольник, многоугольник, ластик). Отмена внесённых изменений.

Сохранение, копирование, раскрашивание рисунка.

Текстовый редактор (8ч.)

Запуск программы Word. Окно текстового редактора: название документа, строка меню, панель инструментов, панель форматирования. Кнопка свернуть. Кнопка закрыть. Курсор, текстовое поле, линейки, полосы прокрутки. Набор текста. Исправление ошибок. Выделение фрагментов текста. Шрифт. Размер шрифта.4 кнопки для выравнивания текста: по левому, правому краю; по центру; по ширине страницы. Кнопка, для выделения текста более жирным, наклонным шрифтом. Кнопка для подчёркивания выделенного фрагмента текста. Изменение цвета текста.