СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по истории для 7 класса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование к учебникам под редакцией А. Юдовской по новой истории и А. Торкунова по истории России

Просмотр содержимого документа
«Программа по истории для 7 класса»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоенисейская основная общеобразовательная школа»


Рассмотренно на ШМО: Согласовано: Утверждено:

Руководитель ШМО Зам.директора Директор школы


Дьячук В.Ю________ М.В. Старовойтова________ Е.В.Шульковская__________


« » ____________2018г « »____________2018 г. « » ______________ 2018г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УРОКОВ Истории


КЛАССЫ 7


КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ГОД 70


ВСЕГО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ 2










РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ СОСТАВИЛА _____________ Дьячук Виктория Юрьевна

(подпись) (расшифровка)















с. Новоенисейка, 2018





Аннотация


Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:

1. Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г;

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г. с изменениями и дополнениями.

3. Рабочей программы и тематического планирования курса «История России». 6—9 классы (основная школа): учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М. : Просвещение, 2016.

4. Рабочей программы и тематического планирования по Всеобщей истории. Предметная линия учебников А. А. Вигасина – О. С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы (основная школа): учебное пособие для учителей общеобразоват. организаций /[А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др. ]. – 2-е изд., доработ. – М.: Просвещение, 2014 - 144 с.

5. Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2018-2019 уч год, приказ №_22 от __05.02.2018 г.

6. Положения о рабочей программе МБОУ «Новоенисейская ООШ», приказ №74а от 29.08.2013

7. Учебного плана МБОУ «Новоенисейская ООШ», приказ №101от03 сентября 2018г.

Данное тематическое планирование предназначено для учащихся 7 класса основной общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 70часов учебного времени (2 часа в неделю). Изучается история России – 40 часов; Новая история - 28 часов.

2 часа резервных.

В основу данной рабочей программы положен комплексный подход к изложению событий мировой истории. В программе не выделяется в качестве приоритетной какая-либо из сторон общественной жизни, а предлагается рассматривать их в совокупности и взаимосвязи.

В рабочей программе отражены цели и задачи изучения истории России на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по истории. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями учащихся.

Изменения. С целью синхронизации учебных курсов «История России» и «Всеобщая история» в программу внесены следующие изменения: в курсе «Всеобщая история. История Нового времени»в 7 классе преподаются темы: «Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. Первые революции Нового времени. Международные отношения в XVI-XVIIвв». Темы: «Эпоха Просвещения. Время преобразований» и «Традиционные общества востока. Начало европейской колонизации», переносятся в 8 класс.

 Изучение истории в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • формировать историческое мышление;

  • формировать представление учащимся об общих и особенных чертах при характеристике общества в эпоху Нового времени;

  • показать отличия Всеобщей истории Нового времени от современной мировой истории.

Для реализации целей решаются задачи:

  • воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям народов, правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, толерантное отношение к представителям других народов и стран;

  • формирование представлений о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение элементарными методами исторического познания,

  • формирование умения работать с различными источниками исторической информации, участию в межкультурном взаимодействии;

  • формирования ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

  • обучение применению знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира. В цели курса входят: освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества в изучаемый период; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории изучаемого периода; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.


Методы и формы организации учебного процесса: активные и пассивные.


Основные виды деятельности:

Работа с текстом учебника, иллюстрациями; Работа с исторической картой, чтение карты;

Работа со схемами и таблицами, составление хронологических, сравнительных, синхронистических таблиц;

Работа с документами; Установление причинно-следственных связей;

Характеристика исторических деятелей, событий; определение исторического значения событий;

Различные виды пересказа: краткий, с содержанием выводов, характеристик; Работа с контурными картами, решение задач.

Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источни­ков и умения работать с ними.


При составлении рабочей программы учитывались спецификация и кодификатор подготовки к ОГЭ по истории.




























I. Планируемые результаты

Личностные:

(7ЛР1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, представлений о прошлом Отечества (период XVI- до XVII в.),

(7ЛР2) усвоение базовых национальных ценностей российского общества: (период XVI- XVII в.),уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов разных культур;

(7ЛР3) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в  поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

(7ЛР4) формирование гражданской позиции, патриотических чувств и чувство гордости за свою страну;

(7ЛР5) формирование способности принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

(7ЛР6) воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам

(7ЛР7) уважение к другим народам России и мира и принятие их, формирование межэтнической толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству;

(7ЛР8) формирование умения строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

(7ЛР9) развитие устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

(7ЛР10) формирование готовности к выбору профильного образования.

следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

(7ЛР11) формирование эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны.

(7ЛР12) Развитие умений обсуждать и оценивать собственные достижения, а также достижения других ЛР обучающихся (под руководством педагога);

Метапредметные:

(7МР1) формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане,

(7МР2) формирование навыков контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

(7МР3) формирование способности к проектированию; практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

(7МР4) формирование умений работать в группе;

(7МР5) формированию навыков по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

(7МР6) формирование умений действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми дляприобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности;

(7МР7) создание условий для практического освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

(7МР8) формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией; умения работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты;

- формирование умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

(7МР9) усовершенствование умения передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами), критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

(7МР10) формирование умения использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования;

(7МР11) формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

(7МР12) формирование умения адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

(7МР13) формирование стремления  устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

(7МР14) формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

(7МР15) формирование умения планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

(7МР16) формирование умения распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

(7МР17) формирование умения использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

(7МР18) формирование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

(7МР19) формирование умения отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

(7МР20) формирование умения видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

(7МР21) формирование умения преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

(7МР22) формирование умения связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;

(7МР23) формирование умения подвергать сомнению достоверность имеющейся информации на основе имеющихся знаний, жизненного опыта, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

(7МР24) формирование умения выявлять противоречивую, конфликтную информацию в работе с одним или несколькими источниками;

(7МР25) формирование умения давать определения понятиям;

(7МР26) формирование умения обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию;

(7МР27)формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

(7МР 28)использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

Предметные:

(7ПРБ1) характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в XVI-XVII в.;

(7ПРБ2) объяснять значение понятий приказ, Земский собор, стре­лецкое войско, заповедные лета;

(7ПРБ3) характеризовать основные мероприятия и значение ре­форм 1550-х по 1689 гг.;

(7ПРБ4) объяснять причины, сущность и последствия опричнины;

(7ПРБ5) составлять характеристику Ивана IV Грозного;

(7ПРБ6) использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака и др.;

(7ПРБ7) объяснять, какие цели преследовал Иван IV Грозный, орга­низуя походы и военные действия на южных, западных и вос­точных рубежах Московской Руси;

(7ПРБ8) раскрывать, каковы были последствия Ливонской войны для Русского государства;

(7ПРБ 9) объяснять значение учреждения патриаршества;

(7ПРБ 10) систематизировать материал об основных процессах соци­ально-экономического и политического развития страны в XVI в. (закрепощении крестьян, укреплении самодержавия и др.);

(7ПРБ11) характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в Московской Руси XVI в.;

(7ПРБ12) рассказывать о нравах и быте русского общества XVI в., ис­пользуя информацию из источников (отрывков из «Домостроя», изобразительных материалов и др.);

(7ПРБ13) раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце XVI в.

(7ПРБ14) характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова;

(7ПРБ15) объяснять смысл понятий Смута, самозванец, интервенция. Раскрывать, в чем заключались причины Смуты начала XVI в.;

(7ПРБ16) показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия, отрядов под предводительством И. Болотникова и др.;

(7ПРБ17) систематизировать исторический материал в хронологичес­кой таблице «Смутное время в России»;

(7ПРБ18) рассказывать о положении людей разных сословий в годы Смуты, используя информацию учебника и исторических источников (возможны ролевые высказывания);

(7ПРБ 19) характеризовать последствия Смуты для Российского госу­дарства;

(7ПРБ20) показывать на исторической карте направления походов польских и шведских интервентов, движения отрядов Второго ополчения. Высказывать и обосновывать оценку действий участников освободительных ополчений;

(7ПРБ21) объяснять смысл понятия Новое время с привлечением зна­ний из курса всеобщей истории. Излагать содержащиеся в учебниках суждения историков о хронологических рамках Нового времени в России. Использовать историческую карту для характеристики гео­политического положения России в XVII в.;

(7ПРБ22) объяснять смысл понятия абсолютизм (с привлечением зна­ний из курса всеобщей истории);

(7ПРБ23) разъяснять, в чем заключались функции отдельных предста­вительных и административных органов в системе управления государством;

(7ПРБ24) характеризовать личность и деятельность царя Алексея Ми­хайловича;

(7ПРБ25) использовать информацию исторических карт при рассмот­рении экономического развития России в XVII в.;

(7ПРБ26) объяснять значение понятий мелкотоварное производство, мануфактура, крепостное право;

(7ПРБ27) обсуждать причины и последствия новых явлений в эконо­мике России;

(7ПРБ28) составлять таблицу «Основные сословия в России XVII в.» и использовать ее данные для характеристики изменений в со­циальной структуре общества;

(7ПРБ29) показывать на карте территории расселения народов в Рос­сийском государстве XVII в., маршруты отрядов первопроход­цев в Сибири и на Дальнем Востоке;

(7ПРБ30) объяснять смысл понятий церковный раскол, старообрядцы;

(7ПРБ31) раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола;

(7ПРБ32) характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума (в том числе в форме высказывания в ролевой ситу­ации);

(7ПРБ33) показывать территории и характеризовать масштабы на­родных движений, используя историческую карту;

(7ПРБ34) раскрывать причины народных движений в России XVII в. Систематизировать исторический материал в форме табли­цы «Народные движения в России XVII в.»;

(7ПРБ35) показывать на карте территорию России и области, присоеди­ненные к ней в XVII в.; ход войн и направления военных походов. Объяснять, в чем заключались цели и результаты внешней политики России в XVII в.;

(7ПРБ36) объяснять, в чем заключались новые веяния в отечествен­ной культуре XVII в.;

(7ПРП 37 ) изучать исторические документы (отрывки из Судебника 1550 г.. Стоглава, царских указов и др.) и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, по­литике власти;

(7ПРП 38) определять свое отношение к опричному террору на осно­ве анализа документов, отрывков из работ историков;

(7ПРП39) участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов, вос­создающих образ Ивана IV Грозного, а также в обмене мнени­ями о нем как правителе и человеке;

(7ПРП40) представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана IV Грозного;

(7ПРП41) составлять описание памятников материальной и художест­венной культуры, объяснять, в чем состояло их назначение, оценивать их достоинства;

(7ПРП42) осуществлять поиск информации для сообщений о памят­никах культуры XVI в. XVII в и их создателях (в том числе связанных с историей своего региона); также для учас­тия в ролевых играх (например, «Путешествие по русскому го­роду XVII в.»).

(7ПРП43) анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян;

(7ПРП44) составлять рассказ (презентацию) о народах, живших в Рос­сии в XVII в., используя материалы учебника и дополнительную информацию (в том числе по истории края).

Требования к уровню подготовки обучающихся:

  • работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;

  • определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

  • изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

  • анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравни­вая явления и события, определяя их основные характеристики;

  • давать оценку отдельным явлениям культуры;

  • составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам зна­ний (на основе простого плана);

  • участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.

  • на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма;

  • работать над формированием умения работать с литературой, документами, исторической картой;

  • работать над формированием умения характеризовать исторических деятелей, умения рассказывать, составлять план, работать с таблицами.



II. Содержание учебного курса.


I). «Новая история. 1500-1800» (28 ч.)

Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация (18 ч)

Введение. Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории.

Эпоха Великих Географических открытий

 Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк.

 Эпоха Возрождения. Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт.    Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании.

 Реформация. Утверждение абсолютизма

Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны.   Европейские государства в XVI-XVII вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Генрих VIII. Елизавета I. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V.  Тридцатилетняя война и Вестфальская система.

  Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)  (7 ч)

Первые буржуазные революции. Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики.   Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция».Международные отношения в XVI – XVII вв.

Повторительно-обобщающий урок (1ч)

Урок контроля знаний (1ч)

Резерв (1 ч)

Основные понятия курса

Новая история, Возрождение, гуманизм, великие географические открытия, колониальные империи, Реформация, лютеранская церковь, протестантизм, кальвинистская церковь, англиканская церковь, Контрреформация, религиозные войны, меркантилизм, протекционизм, «революция» цен, биржи, мануфактуры, буржуазия, «новое дворянство», наемные рабочие, капитализм, социальная революция, аграрный переворот, огораживание, абсолютизм, протекторат, реставрация, конституционная монархия, гражданское общество, правовое государство, политические партии, экспансия.


II). «Россия В XVI—XVII вв.» (40 ч)

Россия в XVI

Россия в XVI в. Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства. Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники. Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа. Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства.

Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в. Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война. Полиэтнический характер населения Московского царства. Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий. Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.

Культурное пространство. Культура народов России в XVI в. Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий. Политическое устройство на территории Хакасии. Княжества – улусы: Алтысарский, Алтырский, Тубинский, Исарский. Управление. Занятия населения. Торговля. Этнополитическое объединение на территории Хакасии: историография вопроса. Отношения между енисейскимикыргызами и государством Алтын-ханов. Культурные традиции населения Хакасии.

Россия в XVII в.

Россия и Европа в начале XVII в. Смутное время, дискуссия о его причинах. Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени. Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества. Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Социальные движения второй половины XVII в. Соля- ной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина. Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя полити- ка России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири. Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв.

Культурное пространство

Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические открытия XVII в. Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири.

Территория Хакасии – объект притязания Российского и Монгольского государств. Столкновения енисейскихкыргызов с русскими войсками. Культура Хакасии в ХVII в. Быт и обычаи населения.

Основные события и даты

1505—1533 гг. — княжение Василия III

1510 г. — присоединение Псковской земли

1514 г. — включение Смоленской земли в состав Московского государства

1521 г. — присоединение Рязанского княжества

1533—1584 гг. — княжение (с 1547 г. — царствование) Ивана IV Васильевича (Ивана Грозного)

1533—1538 гг. — регентство Елены Глинской

1538—1547 гг. — период боярского правления

1547 г. — принятие Иваном IV царского титула

1549 г. — первый Земский собор

1550 г. — принятие Судебника Ивана IV

1552 г. — взятие русскими войсками Казани

1556 г. — присоединение к России Астраханского ханства

1556 г. — отмена кормлений; принятие Уложения о службе

1558—1583 гг. — Ливонская война

1564 г. — издание первой датированной российской печатной книги

1565—1572 гг. — опричнина

1581—1585 гг. — покорение Сибирского ханства Ермаком

1584—1598 гг. — царствование Фёдора Ивановича

1589 г. — учреждение в России патриаршества

1598—1605 гг. — царствование Бориса Годунова

1604—1618 гг. — Смутное время в России

1605—1606 гг. — правление Лжедмитрия I

1606—1610 гг. — царствование Василия Шуйского

1606—1607 гг. — восстание Ивана Болотникова

1607—1610 гг. — движение Лжедмитрия II

1611—1612 гг. — Первое и Второе ополчения; освобождение Москвы от польско-литовских войск

1613—1645 гг. — царствование Михаила Фёдоровича Романова

1617 г. — Столбовский мир со Швецией

1618 г. — Деулинское перемирие с Речью Посполитой

1632—1634 гг. — Смоленская война

1645—1676 гг. — царствование Алексея Михайловича

1648 г. — Соляной бунт в Москве

1648 г. — поход Семёна Дежнёва

1649 г. — принятие Соборного уложения; оформление крепостного права в центральных регионах страны

1649—1653 гг. — походы Ерофея Хабарова

1653 г. — реформы патриарха Никона; начало старообрядческого раскола в Русской православной церкви

8 января 1654 г. — Переяславская рада; переход под власть России Левобережной Украины

1654—1667 гг. — война с Речью Посполитой

1656—1658 гг. — война со Швецией

1662 г. — Медный бунт

1667 г. — Андрусовское перемирие с Речью Посполитой

1670—1671 гг. — восстание под предводительством Степана Разина

1676—1682 гг. — царствование Фёдора Алексеевича

1682 г. — отмена местничества


Основные понятия и термины

Местничество. Избранная рада. Реформы. Челобитная. Самодержавие. Государев двор. Сословно-представительная монархия. Земские соборы. Приказы. Опричнина.

«Заповедные лета», «урочные лета». Крепостное право. Соборное уложение. Казачество, гетман. Засечная черта. Самозванство. Посад. Слобода. Мануфактура. Ярмарка. Старообрядчество. Раскол. Парсуна. Полки нового (иноземного) строя. Стрельцы. Ясак


Основные источники

Лицевой летописный свод. «Новый летописец». «Повесть о Казанском царстве». Судебник 1550 г. «Государев родословец». Писцовые и переписные книги. Посольские книги. Таможенные книги. Челобитные И. С. Пересветова. «Уложение о службе». «Стоглав». «Домострой». Послания Ивана Грозного. Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Указ о «заповедных летах» и указ об «урочных летах». «Сказание» Авраамия Палицына. «Временник» Ивана Тимофеева. Столбовский мирный договор со Швецией. Деулинское перемирие с Речью Посполитой. Челобитные русских купцов. Соборное уложение 1649 г. Торговый устав. Новоторговый устав. Андрусовское перемирие и «вечный мир» с Речью Посполитой. «Калязинская челобитная». «Повесть об Азовском осадном сидении». Газета «Вести-Куранты». Сочинения иностранных авторов о России XVI—XVII вв. (Сигизмунда Герберштейна, Джона Флетчера, Исаака Массы, Адама Олеария).


Основные исторические персоналии

Государственные и военные деятели: А. Ф. Адашев, И. И. Болотников, Василий III, Е. Глинская, Борис Фёдорович Годунов, Ермак Тимофеевич, Иван IV Грозный, А. М. Курбский, хан Кучум, Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, А. С. Матвеев, К. М. Минин, Д. М. Пожарский, Б. И. Морозов, А. Л. Ордин-Нащокин, Алексей Михайлович Романов, Михаил Фёдорович Романов,






Фёдор Алексеевич Романов, М. В. Скопин-Шуйский, Малюта Скуратов, Фёдор Иванович, Б. М. Хмельницкий, В. И. Шуйский.

Общественные и религиозные деятели, деятели культуры, науки и образования: протопоп Аввакум, Иосиф Волоцкий, патриарх Гермоген, С. И. Дежнёв, К. Истомин,

Сильвестр (Медведев), И. Ю. Москвитин, патриарх Никон, Симеон Полоцкий, В. Д. Поярков, С. Т. Разин, протопоп Сильвестр, ЕпифанийСлавинецкий, С. Ф. Ушаков, Иван Фёдоров, патриарх Филарет, митрополит Филипп (Колычев), Е. П. Хабаров, А. Чохов.




Тематическое планирование

Раздел

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Кол-во творческих работ

1

Новая история. XVI-XVII вв.

28

1

2

2

Тема I. Россия в XVI в.

20

1

2

3

Тема II. Смутное время. Россия при первых Романовых

20

1

1

4

Резерв

2



5

Всего

70

3

5































III. Календарно-тематическое планирование.

Всеобщая история. История Нового времени XVI-XVII вв.

7 класс (28 ч)


Темы

Кол-во часов, дата

Планируемые результаты

Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация (18 часов)


1

Введение. От Средневековья к Новому времени.

1

4.09

Объяснять смысл понятия Новое время. Использовать знание хронологии и этапов Нового времени при анализе событий. Рассказывать о технических открытиях и их социально-экономических последствиях. Показывать по карте морские пути мореплавателей-первопроходцев. Характеризовать открытие и его значение

2

Технические открытия и выход к Мировому океану.

1

7.09

3-4

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия.

2

11.09

14.09

Оценивать открытия Х. Колумба, Ф. Магеллана, Э. Кортеса. Рассказывать о значении Великих географических открытий. Находить на карте путь первооткрывателей

5

Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе

1

18.09

Выделять в тексте условия складывания абсолютизма в европейских государствах. Характеризовать политику Генриха VIII Тюдора, Елизаветы Тюдор, Якова I Стюарта, Людовика XIV Бурбона. Объяснять причины появления республик в Европе

6

Дух предпринимательства преобразует экономику

1

21.09

Рассказывать об условиях развития предпринимательства. Объяснять, как изменилось производство с появлением мануфактуры. Сравнивать труд ремесленника и работника мануфактуры

7

Европейское общество в раннее Новое время.

Повседневная жизнь

1

25.09

Рассказывать о социальных изменениях. Сравнивать положение буржуазии и джентри в раннее Новое время. Оценивать действия властей по от- ношению к нищим и их последствия. Рассказывать об основных «спутниках» европейца в раннее Новое время. Объяснять положение женщины в Новое время. Рассказывать о складывающейся культуре домовладения

8

Великие гуманисты Европы

1

28.09

Объяснять смысл новых представлений о человеке и обществе. Составлять развёрнутый план параграфа. Готовить доклад-презентацию о Т. Море, Ф. Рабле, М. Монтене

9-10

Мир художественной культуры Возрождения.

2

2.10

5.10

Приводить аргументы из текста произведений У. Шекспира в пользу идей и идеалов Нового времени и человека. Выявлять и обозначать гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. Составлять сообщения, презентации о титанах Возрождения

11

Рождение новой европейской науки.

1

9.10

Готовить сообщение на тему «Жизнь и научное открытие Николая Коперника». Раскрывать сущность открытий Дж. Бруно, Г. Галилея, И. Ньютона. Объяснять влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека

12-13

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.

2

12.10

16.10

Раскрывать смысл и формулировать содержание понятия Реформация. Называть причины и сущность Ре- формации. Показывать особенности протестантизма. Обсуждать идею М. Лютера о «спасении верой». Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к событиям и процессам Реформации

14

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.

1

19.10

Объяснять эффект учения Кальвина. Называть причины, цели, средства и идеологов Контрреформации. Сравнивать учение Лютера и Кальвина по самостоятельно найденному основанию

15

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море

1

23.10

Рассказывать о религиозно-социальном движении в Англии. Объяснять, почему власть встала на защиту церкви. Сравнивать пуритан с лютеранами, кальвинистами

16-17

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.

2

26.10

II ч

9.11

Сравнивать позиции католиков и гугенотов. Рассказывать о назначении, методах и результатах реформы Ришелье. Объяснять причины укрепления Франции. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника

18

Повторительно-обобщающий урок «Мир в начале нового времени»

1

13.11

Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы. Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи.

Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)

7

19-20


Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций.

2

16.11

20.11

Называть причины революции в Нидерландах. Характеризовать особенности Голландской Республики. Рассказывать о лесных и морских гёзах, их идеалах. Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к революционным событиям

21-23

Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии.


3

23.11

27.11

Объяснять причины начала противостояния короля и парламента в Англии. Рассказывать об основных событиях гражданской войны, о политическом курсе О. Кромвеля. Сравнивать причины нидерландской и английской революций. Составлять сообщение об О. Кромвеле и его роли в изменении Англии. Объяснять особенности парламентской системы в Англии. Составлять словарь понятий темы урока и комментировать его

24-25

Международные отношения в XVI – XVII вв.


2

30.11

4.12

Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (по выбору). Показывать на карте основные события международных отношений. Соотносить влияние войн, революций на развитие отношений между странами. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной лавы учебника

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

2


26

Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Нового времени. XVI-XVII вв.»

1

7.12

Выявлять основные общественные и культурные процессы Нового времени. Отмечать уроки Нового времени. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса учебника

27

Контрольная работа по теме «Новая история XVI-XVII вв.»

1

11.12

Применять полученные знания на практике

28

Резерв

1

14.12





История России XVI-XVII вв. ( 40 ч)



Тема I. Россия в XVI в. (20 ч)


1.

18.12

Мир и Россия в начале

эпохи Великих географических открытий. Россия в XVI в. Мир после

Великих географических открытий.

Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование

централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма

Составляют хронологическую таблицу. Самостоятельно работают с текстом. Анализируют историче­ские явления, выявляют причинно-следственные связи и дают свою оценку. Выясняют и понимают разницу между различ­ными формами правле­ния, дают на это свою оценку. Работают с картой (показывают маршруты путешествий);


7ПРБ1,2,3,4,5,6,7,8

7ПРП 37,38,39,40,41,4

7МР1-28

7ЛР1,2,3,4,6,9,1

2.

21.12

Территория, население и

хозяйство России в начале XVI в. Завершение объединения русских

земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства.

Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной

системы. Начало закрепощения крестьянства.


Отмечают основные тенденции развития государства. Работают с картой и текстом.

Сравнивают со­циально-экономическое развитие.


7ПРБ1,2,3,4,5,6,7,8

7ПРП 37,38,39,40,41,4

7МР1-28

7ЛР1,2,3,4,6,9,1

3.

25.12

Формирование единых государств в Европе и России. Центральные органы государственной власти.

Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники.


Актуализировать знания из курсов всеобщей истории. Работа с текстом учебника, источником и исторической картой. Выявлять последствия исторических событий.

7ПРБ1,2,3,4,5,6,7,8

7ПРП 37,38,39,40,41,2

7МР1-28

7ЛР1,2,3,4,6,9,1

4.

28.12

Российское государство в первой трети XVI в. Условия развития страны: территория, население, характер

экономики.


Анализируют историче­ские явления, выявляют причинно-следственные связи и дают свою оценку.

7ПРБ1,2,3,4,5,6,7,8

7ПРП 37,38,39,40,41,2

7МР1-28

7ЛР1,2,3,4,,9,11

5.

3 ч


11. 01

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в. Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война.

Полиэтнический характер населения

Показывают по карте основные направления внешней по­литики. Называют причины войн, показывают на карте театр военных действий.


7ПРБ1,2,3,4,5,6,7,8

7ПРП 37,38,39,40,41,42

7МР1-28

7ЛР1,2,3,4,6,9,11

6-7

15.01


18.01

Начало правления Ива на IV. Реформы Избранной рады. Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа.


Анализируют историче­ские явления, выявляют причинно-следственные связи и дают свою оценку реформам Избранной рады, направленных на централизацию страны и согласование интересов государства с интересами населения. Дают анализ Судебника 1550 г.

7ПРБ1,2,3,4,5,6,7,8

7ПРП 37,38,39,40,41,42

7МР1-28

7ЛР1,2,3,4,6,9,11

8-9


22.01


25.01

Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой.

Анализируют исторические факты, раскрывают причинно-следственные связи, сравнивают события, определяя их основные характеристики. Работают с исторической картой

7ПРБ1,2,3,4,5,6,7,8

7ПРП 37,38,39,40,41,42

7МР1-28

7ЛР1,2,3,4,6,9,11

10-11


29.01

31.01

Внешняя политика России во второй половине XVI в. Внешняя политика России в XVI в. Присоединение

Казанского и Астраханского ханств, Ливонская война.

Показывают по карте основные направления внешней по­литики. Называют причины войн, показывают на карте театр военных действий.


7ПРБ1,2,3,4,5,6,7,8

7ПРП 37,38,39,40,41,42

7МР1-28

7ЛР1,2,3,4,6,9,11

12-13


5.02


8.02

Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в. Полиэтнический характер населения Московского царства.


Работа с текстом учебника, схемой: выделять главное из текста, объяснять и применять новые термины и понятия, описывать с опорой на схему социальную структуру русского общества, определять характерные признаки категорий населения


7ПРБ1,2,3,4,5,6,7,8

7ПРП 37,38,39,40,41,42

7МР1-28

7ЛР1,2,3,4,6,9,11

14-15


12.02


15.02

Опричнина. Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.

Работая с текстом, различать достоверную и вымышленную информацию. Определять мотивы и поступки людей, давать им оценку с гуманистических позиций. Давать характеристику личности. Создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему, выступать с подготовленными сообщениями, презентациями, оценивать выступления товарищей.


7ПРБ1,2,3,4,5,6,7,8

7ПРП 37,38,39,40,41,42

7МР1-28

7ЛР1,2,3,4,6,9,11

16.

19.02

Россия в конце XVI в. Россия в

системе европейских международных

отношений в XVI в.

Показывают по карте основные направления внешней по­литики. Называют причины войн, показывают на карте театр военных действий.


7ПРБ1,2,3,4,5,6,7,8

7ПРП 37,38,39,40,41,42

7МР1-28

7ЛР1,2,3,4,6,9,11


17.

21.02

Церковь и государство в XVI в. Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества.

Сосуществование религий.


Характеризовать взаимоотношение церкви с великокняжеской властью. Объяснять значение понятий «ересь», «Москва – Третий Рим». Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей в истории Московской Руси.


7ПРБ1,2,3,4,5,6,7,8

7ПРП 37,38,39,40,41,42

7МР1-28

7ЛР1,2,3,4,6,9,11

18-19


26.02

28.02

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. Культурное пространство Культура народов России в XVI в. Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.

Политическое устройство на территории Хакасии. Княжества – улусы:Алтысарский, Алтырский, Тубинский, Исарский. Управление. Занятия населения. Торговля. Этнополитическое объединение на территории Хакасии: историография вопроса. Отношения между енисейскимикыргызами и государством Алтын-ханов. Культурные традиции населения Хакасии.


Составлять систематическую таблицу о достижениях культуры Руси. Проводить поиск исторической информации для сообщений об отдельных памятниках культуры изучаемого периода. Описывать памятники культуры, предметы быта на основе иллюстраций учебника, материалов, найденных в Интернете

7ПРБ1,2,3,4,5,6,7,8

7ПРП 37,38,39,40,41,42

7МР1-28

7ЛР1,2,3,4,6,9,11

20.

5.03.

Повторительно-обобщающий урок или контрольно-оценочный урок по теме I (по усмотрению учителя)


Анализируют исторические факты, раскрывают причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работают с исторической картой.

7ПРБ1,2,3,4,5,6,7,8

7ПРП 37,38,39,40,41,42

7МР1-28

7ЛР1,2,3,4,6,9,11

Тема II. Смутное время. Россия при первых Романовых (20 ч)

21

7.03.

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в.Россия и Европа в начале XVII в.


Показывают по карте основные направления внешней по­литики. Называют причины войн, показывают на карте театр военных действий.


7ПРБ13,14,15,16,17,1,19,20, 21-36

7ПРП41,42,43,44

7МР1-28

7ЛР1-12

22-23


12.03


14.03


Смута в Российском Государстве. Смутное время, дискуссия о его причинах. Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения.

Народные ополчения. Прокопий Ляпунов.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Опреде­ляют причины Смутного времени. Показывают по карте города, охва­ченные гражданской войной, узнают основных действующих лиц периода. Опреде­ляют причины Смутного времени. Показывают по карте города, охва­ченные гражданской войной, узнают основных действующих лиц периода.


7ПРБ13,14,15,16,17,1,19,20, 21-36

7ПРП41,42,43,44

7МР1-28

7ЛР1-12

24.

19.03

Окончание Смутного времени. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы.

Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.


Делают выводы о причинах и итогах экспансии. Работают с текстом, выступают публично Делают выводы о том, почему в России не реализовалась западная модель государственного устройства, а выбор был сделан в пользу самодержавной власти. Выделяют главное из текста, формулируют и доказывают свое мнение.

7ПРБ13,14,15,16,17,1,19,20, 21-36

7ПРП41,42,43,44

7МР1-28

7ЛР1-12

25.

21.03

Экономическое развитие

России в XVII в. Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур.


Устанавливают меж­курсовые связи с исто­рией Нового времени, сравнивают экономиче­ское положение России с периодом Смуты и странами Европы. Объясняют объектив­ные причины отстава­ния России.


7ПРБ13,14,15,16,17,1,19,20, 21-36

7ПРП41,42,43,44

7МР1-28

7ЛР1-12

26.4 ч

2.04

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления:

развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения.

Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества.


Называют существенные черты политического устройства России; характеризуют систему управления в России, раскрывают причины падения роли Земских соборов и Боярской думы; соотносят факты и общие процессы становления российского абсолютизма

Учатся работать с до­кументом, анализируют источники.


7ПРБ13,14,15,16,17,1,19,20, 21-36

7ПРП41,42,43,44

7МР1-28

7ЛР1-12

27.

4.04

Изменения в социальной структуре

российского общества. Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые

иноземцы, казаки, крестьяне, холопы


Описывают положение основных сословий России; раскрывают изменения, происшедшие в их положении; сравнивают положения разных слоёв одного сословия, систематизируют исторический материал. Объясняют объектив­ные причины сложившейся сословной структуры российского общества 17 в. Составляют схему

7ПРБ13,14,15,16,17,1,19,20, 21-36

7ПРП41,42,43,44

7МР1-28

7ЛР1-12

28.

9.04

Народные движения в XVII в. Социальные движения второй половины XVII в. Соля- ной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.


Выделяют причины и итоги выступлений.

Показывают на карте основные территории, охваченные движениями


7ПРБ13,14,15,16,17,1,19,20, 21-36

7ПРП41,42,43,44

7МР1-28

7ЛР1-12

29-30

11.04

16.04

Россия в системе международных отношений. Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война.


Подготовка и презентация проектов: самостоятельно планировать (с использованием различных источников информации). Самооценка и оценка итогов проектной деятельности. Составлять хронологическую таблицу основных событий

7ПРБ13,14,15,16,17,1,19,20, 21-36

7ПРП41,42,43,44

7МР1-28

7ЛР1-12

31.

18.04

«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России. Левобережной Украины.

Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью

Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири


Показывают по карте основные направления внешней по­литики. Называют причины войн, показывают на карте театр военных действий.

Составлять устный рассказ о вхождении Украины в состав России.

7ПРБ13,14,15,16,17,1,19,20, 21-36

7ПРП41,42,43,44

7МР1-28

7ЛР1-12

32.

23.04

Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. Раскол в Русской православной церкви.

Объясняют причины конфликта власти и церкви. Дают сравнительные характеристики Никону и Аввакуму. Приводят примеры, подтверждающие, что раскол православной церкви есть продолже­ние общеевропейской Реформации.

7ПРБ13,14,15,16,17,1,19,20, 21-36

7ПРП41,42,43,44

7МР1-28

7ЛР1-12

33.

25.04

Русские путешественники и первопроходцы XVII в. Русские географические открытия XVII в.


Анализируют значение экспедиций для России, раскрывают причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работают с исторической картой

7ПРБ13,14,15,16,17,1,19,20, 21-36

7ПРП41,42,43,44

7МР1-28

7ЛР1-12

34.

30.04

Культура народов России

в XVII в. Культурное пространство Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты»


Составлять систематическую таблицу о достижениях культуры Руси. Проводить поиск исторической информации для сообщений об отдельных памятниках культуры изучаемого периода. Описывать памятники культуры, предметы быта на основе иллюстраций учебника, материалов, найденных в Интернете

7ПРБ13,14,15,16,17,1,19,20, 21-36

7ПРП41,42,43,44

7МР1-28

7ЛР1-12

35-36

7.05

14.05

Народы России в XVII в.Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. Межэтнические отношения

Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири. Территория Хакасии – объект притязания Российского и Монгольского государств. Столкновения енисейскихкыргызов с русскими войсками. Культура Хакасии в ХVII в. Быт и обычаи населения


Работа с текстом учебника, схемой: выделять главное из текста, объяснять и применять новые термины и понятия, описывать с опорой на схему социальную структуру русского общества, определять характерные признаки категорий населения. Характеризовать политический строй хакасов в XVII в., особенности хозяйственного развития.

7ПРБ13,14,15,16,17,1,19,20, 21-36

7ПРП41,42,43,44

7МР1-28

7ЛР1-12

37-38

16.05

21.05

Повторительно-обобщающие уроки или контрольно-оценочные уроки по теме II (по усмотрению учителя)


Анализируют исторические факты, раскрывают причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работают с исторической картой

7ПРБ13,14,15,16,17,1,19,20, 21-36

7ПРП41,42,43,44

7МР1-28

7ЛР1-12

39-40

23.05

28.05

30.05

Резерв (по усмотрению учителя)

Проектная деятельность





Контрольно-измерительные материалы

Новая история


тема

вид работы

сроки

время

1

Реформация

тест

ноябрь

20 мин

2

Первые буржуазные революции.

тест

ноябрь

20 мин

3

Итоговая контрольная работа по курсу

Контрольная работа

декабрь

45 мин


История России


тема

вид работы

сроки

время

1

Тема I. Россия в XVI

Контрольная работа.

март

45 мин

2

Тема II. Смутное время. Россия при первых Романовых

Контрольная работа.

май

45мин





1. История Нового времени: 7 класс: контрольно-измерительные материалы. ФГОС/ Е. Н. Калачёва. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.(Серия «Контрольно-измерительные материалы)

2. История России. Контрольные работы. 8 класс, учеб пособие для общеобразоват. организаций /И. А. Артасов. – М.: просвещение, 2016.