Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Коршевская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО зам. директора по УВР Директор школы
Протокол № 1 В.С.Плесовских______ А.П.Кривых
от 28.08.2018 г. Принято на заседании _______________
педагогического совета Приказ № 55/14
Протокол № 1 от 31.08.2018 г. от 01.09. 2018г.
Рабочая программа
по химии
8 класс
Учитель Лосева Любовь Викторовна
Квалификационная категория: высшая
с. Коршево
2018 год
Пояснительная записка.
Количество недельных часов 2
Количество часов в год 68
Уровень программы: базовый
Классификация рабочей программы: типовая
Рабочая программа по химии для 8 класса составлена на основе нормативно - правовых документов:
• Закона Российской Федерации «Об образовании».
• Федерального Государственного образовательного стандарта по химии
• Примерной образовательной программы по химии и авторской программы О.С.Габриеляна.
• Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
• Санитарно – эпидемиологических правил и норм СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно -эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
• Материалов УМК для 8 класса.
• Учебного плана МБОУ Коршевская СОШ на 2018-2019 учебный год.
• Годового календарного учебного графика МБОУ Коршевская СОШ на 2018-2019 учебный год.
• Положения о рабочей программе по учебному предмету МБОУ Коршевская СОШ.
• Положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Цели и задачи курса:
- сформировать у учащихся понимание ценности знаний о своеобразии мира и значении химии как науки в жизни человека;
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- сформировать основополагающие понятия о строении атомов химических элементов и молекул;
- сформировать понятия о химических явлениях и изменениях, происходящих с веществами во время химических процессов;
- дать учащимся понимание скорости химических реакций, химического равновесия, ионных и окислительно-восстановительных реакций;
-дать учащимся возможность проведения химического практикума, с целью выработки навыков самостоятельной работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами.
• овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
• воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 8 классе являются следующие умения:
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
- определять роль различных веществ в природе и технике;
- объяснять роль веществ в их круговороте.
- приводить примеры химических процессов в природе;
- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
– объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства химических веществ;
– различать основные химические процессы;
- определять основные классы неорганических веществ;
- понимать смысл химических терминов.
- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;
- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;
– различать опасные и безопасные вещества.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода. Это достигается путем вычленения дидактической единицы – химического элемента - и дальнейшем усложнении и расширении ее: здесь таковыми выступают формы существования (свободные атомы, простые и сложные вещества). В программе учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики (7 класс) и биологии (6-7 классы), где дается знакомство с строением атома, химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Преобладающей формой контроля выступают письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).
Источник курса, автор:
Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного образовательного стандарта по химии и на основе Примерной программы основного общего образования по химии, а также рабочей программы курса химии автора О.С.Габриеляна для учащихся 8 класса общеобразовательного учреждения. Учебник Химия 8 класс О.С. Габриелян – Москва, Дрофа 2014г.
Обоснование выбора.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования - атомах, изотопах, ионах; простых веществах и важнейших соединениях элементов (оксидах, основаниях, кислотах и солях); о строении вещества, некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
В основу построения базового курса химии 8-го класса по¬ложены такие темы как: атомы химических элементов, простые вещества, соединения химических элементов, изменения, происходящие с веществами, скорость химических реакций, химическое равновесие, растворение, растворы, реакции ионного обмена, окислительно-восстановительные реакции, два химических практикума.
Информация о внесенных изменениях
Программа рассчитана на 68 часов. В соответствии с Учебным планом МБОУ Коршевская СОШ на изучение курса выделено 2 часа в неделю, 68 часов в год. Из них предусмотрено: на контрольные работы – 5 часов, на практические работы - 9 часов.
Формы организации образовательного процесса:
Программный курс проводится в форме лекционных и практических занятий, а также занятий с лабораторными опытами.
Виды и формы контроля:
Оценка знаний умений учащихся проводится с помощью самостоятельной работы, работы по карточкам, тематической контрольной работы и итоговой контрольной работы.
Виды контроля: текущий, итоговый.
Формы контроля: фронтальный, устный, письменный, индивидуальный.
Учебно-тематический план
№ п/п | ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
Теория | Практические занятия | Контрольные работы | Всего |
1. | Введение. | 4 | - | - | 4 |
2. | Атомы химических элементов. | 8 | - | 1 | 9 |
3. | Простые вещества. | 6 | - | 1 | 7 |
4. | Соединения химических элементов. | 10 | - | 1 | 11 |
5. | Изменения, происходящие с веществами. | 9 | - | 1 | 10 |
6. | Практикум №1. «Простейшие операции с веществом». | - | 5 | - | 5 |
7. | Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции | 14 | - | 1 | 15 |
8. | Практикум №2. «Свойства электролитов». | - | 3 | - | 3 |
9. | Повторение и итоговый контроль | 3 | | 1 | 4 |
| ИТОГО: | 54 | 8 | 6 | 68 |
Содержание тем курса.
№ п/п | Тема | Элементы содержания |
1. | Введение. | Простые и сложные вещества, химические элементы, символика, формулы, индексы, коэффициенты. ПСХЭ Д.И.Менделеева. |
2. | Атомы химических элементов. | Строение атомов химических элементов. Виды химической связи. |
3. | Простые вещества. | Металлы, неметаллы, число Авогадро, количество вещества, молярный объём газов. |
4. | Соединения химических элементов. | Важнейшие классы химических соединений, качественные реакции, индикаторы. |
5. | Изменения, происходящие с веществами | Физические и химические явления в химии, химические уравнения. |
6. | Практикум №1. «Простейшие операции с веществом». | Пр. работа№1. « Правила ТБ при работе в кабинете химии». Пр. работа№2. «Наблюдения за изменениями происходящими, с горящей свечой и их описания». Пр. работа№3. «Анализ почвы и воды», Пр. работа№4. «Признаки химических рекций». Пр. работа №5. «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе». |
7. | Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции | Электролитическая диссоциация. Основные положения теории электролитической диссоциации. Гидраты и кристалло-гидраты. Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы. |
8. | Практикум №2. «Свойства электролитов». | Пр. работа №6. Ионные реакции». Пр. работа №7. «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца» Пр. работа №8. «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей». |
9. | Повторение и итоговый контроль | Повторение «Атомы химических элементов. Простые вещества» |
Повторение «Типы Химических реакций» |
Повторение ««Свойства кислот, оснований, оксидов и солей». |
Итоговая контрольная работа за курс 8 класса |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения курса учащиеся 8 класса должны
знать/понимать/уметь:
1. Называть:
1.1. Химические элементы по символам.
1.2. Вещества по их химическим формулам.
1.3. Свойства неорганических и органических веществ.
1.4. Признаки и условия осуществления химических реакций.
1.5. Факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции.
2. Определять (распознавать, вычислять):
2.1. Качественный и количественный состав вещества.
2.2. Простые и сложные вещества.
2.3. Принадлежность веществ к определенному классу.
2.4. Валентность и (или) степень окисления химических элементов в бинарных соединениях.
2.5. Вид химической связи между атомами элементов в простых веществах и типичных соединениях:
а) щелочной металл — галоген; б) водород — типичные неметаллы.
2.6. Типы химических реакций: а) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; б) по выделению или поглощению теплоты; в) по изменению степеней окисления химических элементов; г) по признаку обратимости и необратимости химических реакций.
2.7. Продукты химической реакции по формулам исходных веществ.
2.8. Исходные вещества по формулам продуктов химической реакции.
2.9. Кислород, водород, углекислый газ, растворы кислот и щелочей.
2.10. Хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы в растворах.
2.11. Массовую долю химического элемента по формуле вещества; количество вещества (массу) по количеству вещества (массе) одного из вступивших в реакцию или полученных веществ.
3. Характеризовать (описывать):
3.1. Химические элементы малых периодов, а также калий и кальций по положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строению их атомов.
4. Объяснять (составлять):
4.1. Физический смысл порядкового (атомного) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
4.2. Закономерности изменения свойств химических элементов в пределах: а) малых периодов; б) главных подгрупп.
4.3. Сходство и различие в строении атомов химических элементов, составляющих: а) один период; б) одну главную подгруппу периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.
4.4. Причины многообразия веществ: а) различие в качественном составе; б) различие в строении молекул.
4.5. Отличие химических явлений от физических явлений.
4.6. Сущность реакции нейтрализации.
4.7. Формулы веществ различных классов неорганических соединений (по валентности или степени окисления химических элементов).
4.8. Схемы строения атомов химических элементов (№ 1—20) с указанием числа электронов в электронных слоях.
4.9. Уравнения химических реакций различных типов.
4.10. Уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей.
4.11. Полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена.
5. Следовать правилам:
5.1. Пользования химической посудой и лабораторным оборудованием (пробирками, химическими стаканами, воронкой, лабораторным штативом, нагревательными приборами).
5.2. Работы с концентрированными кислотами и их растворами, щелочами и негашеной известью, водородом.
5.3. Нагревания, отстаивания, фильтрования и выпаривания.
5.4. Получения и собирания кислорода, водорода, оксида углерода (IV).
5.5. Оказания помощи пострадавшим от неумелого обращения с веществами.
Календарно – тематическое планирование по химии 8 класс.
О.С. Габриелян. Базовый уровень. 2 часа в неделю
№ п/п | Тема урока | Дата проведения |
По плану | По факту |
1 | Инструктаж по технике безопасности. Предмет химии. Вещества. | | |
2 | Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни. Краткий очерк истории развития химии. | | |
3 | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. | | |
4 | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. | | |
| ГЛАВА ПЕРВАЯ. Атомы химических элементов. 9 часов. | | |
1/5 | Основные сведения о строении атомов. Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы. | | |
2/6 | Строение электронных оболочек атомов. | | |
3/7 | Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов. | | |
4/8 | Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой. Ионная связь. | | |
5-6/ 9- 10 | Ковалентная химическая связь. | | |
7/11 | Металлическая связь. | | |
8/12 | Урок – упражнение | | |
9/13 | Контрольная работа№ 1 | | |
| ГЛАВА ВТОРАЯ. Простые вещества. 7 часов. | | |
1/14 | Простые вещества – металлы. | | |
2/15 | Простые вещества – неметаллы. | | |
3/16 | Количество вещества. | | |
4/17 | Молярный объем газов. | | |
5/18 | Решение задач | | |
6/19 | Урок – упражнение | | |
7/20 | Контрольная работа№2 | | |
| ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Соединения химических элементов. 11 час. | | |
1/21 | Степень окисления. | | |
2/22 | Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения. | | |
3/23 | Основания. | | |
4-5/ 24-25 | Кислоты. | | |
6-7/ 26-27 | Соли. | | |
8/28 | Кристаллические решетки. | | |
9/29 | Чистые вещества и смеси. | | |
10/30 | Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора). | | |
11/31 | Контрольная работа № 3 | | |
| ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Изменения, происходящие с веществами. 10 часов. | | |
1/32 | Физические явления в химии. Разделение смесей | | |
2/33 | Химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций | | |
3/34 | Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ. | | |
4/35 | Реакции разложения. Понятие о скорости химической реакции и актализаторах | | |
5/36 | Реакции соединения. Цепочки переходов | | |
6/37 | Реакции замещения. Ряд активности металлов. | | |
7/38 | Реакции обмена. Правило Бертолле. | | |
8/39-9/40 | Расчеты по химическим уравнениям. | | |
10/41 | Контрольная работа № 4 | | |
| ГЛАВА ПЯТАЯ. Простейшие операции с веществом (химический практикум). 5 часов. | | |
1/42 | ПР. раб № 1. «Приемы обращения с лабораторным оборудованием». | | |
2/43 | ПР. раб № 2. «Наблюдение за горящей свечой». | | |
3/44 | ПР. раб № 3. «Анализ почвы и воды» | | |
4/45 | ПР. раб № 4 «Признаки химических реакций». | | |
5/46 | ПР. раб № 5. «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе» | | |
| ГЛАВА ШЕСТАЯ. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно – восстановительные реакции. (15 часов) | | |
1/47 | Растворение. Растворимость веществ в воде. | | |
2/48 | Электролитическая диссоциация. | | |
3/49 | Основные положения теории электролитической диссоциации. | | |
4/50 | Ионные уравнения. | | |
5-6 /51-52 | Кислоты, их классификация и свойства. | | |
7-8/ 53-54 | Основания, их классификация и свойства. | | |
9-10/ 55-56 | Соли, их классификация и свойства. | | |
11/57 | Генетическая связь между классами веществ. | | |
12-13/ 58-59 | Окислительно – восстановительные реакции. | | |
14/60 | Урок – упражнение | | |
15/61 | Контрольная работа № 5 | | |
| ГЛАВА ВОСЬМАЯ. Свойства электролитов (химический практикум). 2 часа. | | |
1/62 | Пр. работа №6. Ионные реакции». | | |
2/63 | Пр. работа №7. «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца» | | |
3/64 | Пр. работа №8. «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей». | | |
| Повторение и итоговый контроль | | |
1/65 | Повторение «Атомы химических элементов. Простые вещества» | | |
2/66 | Повторение «Типы Химических реакций» | | |
3/67 | Повторение ««Свойства кислот, оснований, оксидов и солей». | | |
4/68 | Итоговая контрольная работа за курс 8 класса | | |
Учебно-методический комплект для учащихся:
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Габриелян О.С. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2014.
Дополнительная литература для учащихся:
1.Допротин Д.Ю., Каверина А.А. Экзамен в новой форме: Химия:
9 класс. М.: Астрель, 2011.
2.Доронькин В.Н., Бережная А.Г., Сажнева Т.В., Февралева В.А. Химия.
9 класс. Подготовка к ГИА – 2012. Ростов н/Д: Легион,2011.
3.Троегубова Н.П. Контрольно – измерительные материалы.
Химия: 8 класс. М.: «Вако», 2010.
4. Маршанова Г.Л. 500 задач по химии. М.: Школа ХХI век, 2005.
Учебно – методическое обеспечение для учителя:
1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. -V Дрофа, 2008.
2. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия 8. М.: Дрофа, 2008.
3. Новошинский Н.Н., Новошинская Н.С. Типы химических задач и способы их решения. 8 - 11 классы. М.: Русское слово, 2007.
4. Троегубова Н.П. Контрольно – измерительные материалы. Химия: 8 класс. М.: Вако, 2010.
5. Хомченко И.Г. Решение задач по химии. 8-11 класс. М.: Новая волна, 2004.
6. Чернобельская Г.М. Основа методики обучения химии. М.: Просвещение, 2008.
7. Штремплер Г.И., Хохлова А.И. Методика решения расчётных задач по химии. 8-11 класс. М.: Просвещение, 2006.
Материально – техническое и информационно-техническое обеспечение
www.pms.ru/programmyi/15.html
http://1september.ru материалы сайта «Фестиваль педагогических идей».
Учебное электронное издание «Химия 8-11классы », издательство
электронное учебное пособие «Интерактивная химия 8-11», издательство ;
цифровые ресурсы сети Интернет сайта портала http://it-n.ru, сайта ИД «Первое сентября», http://portfolio/1september.ru
MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая химия»