Пояснительная записка
Программа курса «Художественная вышивка» составлена в соответствии с требованиями: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данный курс является программой общекультурного направления, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, время реализации – 1 год.
Народная художественная вышивка - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства.
Актуальность программы «Художественная вышивка» в том, что новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, оригинальными и вырабатывать свои новые оригинальные решения. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Ребенок с творческими способностями – активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Предполагаемый курс позволит расширить кругозор учащихся, углубит их познания и творческую активность в области традиционной культуры родного края. Дети могут применить полученные знания и опыт в дальнейшей жизни. Квалифицированное руководство со стороны педагога должно способствовать активности детей при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию детской одаренности.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит декоративно-прикладному искусству, которое развивает в ребенке: умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Знания, умения, навыки обучающиеся демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы на выставке по итогам пройденного курса.
Программа курса «Художественная вышивка» способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Сроки реализации образовательной программы рассчитаны на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, 34 часа в учебный год.
Цель, задачи изучения учебного предмета
Цель:формирование творческих способностей обучающихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности обучающихся.
Задачи:
совершенствовать навыки и умения, получаемые обучающимися на уроках технологии;
развиватьу обучающихся творчество, выдумку, фантазию и чувство прекрасного;
воспитывать чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других;
развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер.
Целью «ПЛ №24» г. Рубцовскаявляется гражданское воспитание, социализация учебно-воспитательного процесса. Поэтому данная рабочая программа направлена на
– создание условий для формирования у учащихся качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава;
– овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.
Общая характеристика учебного предмета технология
Основные дидактические принципы курса: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по курсу, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Курсом предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами декоративного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения декоративному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил декоративного искусства у школьников развиваются творческие начала.
В структуру курса входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения о материале и его истории), воспитывающую часть: (понимание значения декоративно прикладного искусства, его эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей.
Формы занятий. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Методы. Для качественного развития творческой деятельности курсом предусмотрено:
- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности, что обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;
- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий, так как наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- творческие работы обучающихся имеют значимость для них самих и для общества;
- традиционно соблюдается правило - замысел, эскиз, выбор материала и практическая работа.
Теоретические знания по всем разделам курса даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в курсе, в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, выставки, а также групповые, комбинированыи практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Результаты освоения учебной программы «Художественнаявышивка»
При освоении курса «Художественная вышивка» в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
Метапредметные результаты:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательной и трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
Предметные результаты:
в трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально энергетических ресурсов;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
в мотивационной сфере:
- оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
- овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
- рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
- умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
- участие в оформлении класса и школы, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
- в сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстныхвысказываний;
в физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований;
Содержание учебного материала
Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов | Основное содержание материала темы | Характеристики основных видов деятельности учащихся |
Вводное занятие (1 ч.) |
Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности. Организация рабочего места. | Знакомство детей с особенностями занятий. Требования к поведению учащихся во время занятия. Организация рабочего места. Соблюдение правил по технике безопасности при работе с ручными инструментами для вышивки. | Овладевать правильной посадкой и постановкой рук во время вышивания. Соблюдать правила технике безопасности с ручными инструментами. |
Раздел 1. Вышивка крестом (9 ч.) |
Тема 1. Инструменты, материалы и приспособления для вышивания; Тема 2. Технологическая последовательность вышивания крестом; Тема 3. Виды схем для вышивания крестом; Тема 4. Вышивка крестом при смене цвета; Тема 5. Вышивка вертикальных рядов швом крест; Тема 6. Вышивка швом крест по диагонали; Тема 7.Вышивка двойным (болгарским) крестом; Тема 8. Выполнение образцов вышивки крестом по схеме; Тема 9. Изготовление игольницы в технике вышивания крестом. | Материалы и инструменты для вышивки. Приёмы подготовки ткани к вышивке. Закрепление ткани в пяльцах. Технология выполнения крестообразных ручных стежков. Закрепление конца нитки. Схемы для вышивки в технике крест. Чтение схем. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахрономические и хроматические цвета. Техника вышивания швом крест различными цветами. Замена цвета. Техника вышивания швом крест вертикальными рядами. Выполнение образцов вышивки. Техника вышивания швом крест по диагонали. Выполнение образцов вышивки. Техника выполнения двойного креста. Выполнение образцов болгарского креста.Техника выполнения шва крест по схеме. Выполнение образца вышивки. Выкраивание основных деталей игольницы.Подбор рисунка и схемы для вышивки игольницы. Изготовление игольницы в технике вышивания крестом. | Находить и представлять информацию о народных промыслах своего региона. Выполнять эскизы орнаментов. Зарисовывать наиболее интересные образцы рукоделия. Изучать особенности вышивки крестом. Находить и подбирать схемы для вышивки крестом. Изучать характеристики различных материалов и инструментов для вышивки крестом. Овладевать безопасными приёмами работы с ручными инструментами. Находить и представлять информацию о применении вышивки в современной одежде. Закреплять нити разными способами. |
Раздел 2. Вышивка гладью (13 ч.) |
Тема 1. Виды вышивки гладью. История вышивки; Тема 2. Подготовка к вышивке гладью. Перевод рисунка на ткань; Тема 3. Технология выполнения простейших ручных швов; Тема 4. Вышивка монограммы на салфетке; Тема 5. Схемы для вышивания гладью; Тема 6. Техника владимирского шитья; Тема 7. Белая гладь; Тема 8. Атласная и штриховая гладь; Тема 9. Швы «узелки» и «роккоко»; Тема 10. Двусторонняя гладь; Тема 11. Художественная гладь; Тема 12. Вышивание натюрморта; Тема 13. Вышивание пейзажа. | История вышивки. Традиционные и современные виды вышивки гладью. Приёмы украшения одежды вышивкой в старину. Материалы и приспособления для перевода рисунка на ткань. Подготовка к вышивке гладью. Виды материалов и инструментов для вышивки гладью. Технология выполнения прямых, петельных и косых ручных стежков. Технология вышивания букв.Выполнение монограммы на салфетке.Обработка срезов салфетки. Виды схем для вышивки гладью. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета.Технология вышивания владимирской гладью. Выполнение вышивки «Ветка» в технике владимирского шитья. Технология вышивания белой гладью. Выполнение вышивки «Букет» в технике белой глади. Технология вышивания атласной и штриховой гладью. Повторение петлеобразных и стебельчатых стежков. Выполнение вышивки «Ветка мимозы» в технике штриховой глади.Применение швов «узелки» и «роккоко» в вышивке гладью. Нитки и инструменты для вышивания швов. Выполнение цветов в технике «узелки» и «роккоко». Особенности и технология вышивания двусторонней гладью. Выполнение листьев и лепестков цветов в технике двусторонней гладью. Технология вышивания художественной глади. Светотень и переход в вышивании. Выполнение вышивки «Шиповник» в технике художественная гладь. Понятие «натюрморт». Особенности и технология вышивания натюрморта.Современные вышивальные машины. Выполнение наброска и вышивка натюрморта гладью. Ткань, нитки и инструменты, необходимые для вышивания пейзажа. Технология вышивания пейзажа. Использование в пейзаже различных видов глади. Вышивание переднего и дальнего плана пейзажа. Перенос рисунка на ткань. Выполнение пейзажа гладью. | Подбирать материалы и инструменты для ручной вышивки. Выполнять образцы вышивки прямыми, петельными и косыми стежками. Изучать особенности вышивки владимирской, белой, атласной и штриховой глади, а так же швами узелок и рококо. Выполнять эскизы вышивки гладью. Подбирать схемы для вышивки гладью из журналов. Выполнить пейзаж или натюрморт гладью. Знакомиться с профессией вышивальщица. Знать свойства цвета и элементы построения вышивки. Уметь выбирать материалы и технику выполнения вышивки по рисунку. |
Раздел 3. Вышивка атласными лентами (5 ч.) |
Тема 1. Инструменты, материалы и приспособления для вышивания лентами; Тема 2. Технологическая последовательность вышивания лентами; Тема 3. Вышивка цветов лентами; Тема 4. Вышивка листьев лентами; Тема 5. Выполнение образцов вышивки лентами по схеме. | Виды атласных лент. Ткань и инструменты, необходимые для вышивки лентами. Схемы для вышивки.Украшение атласными лентами современной одежды. Закрепление конца ленты в ткани. Виды стежков, основные приёмы вышивания. Технологическая последовательность вышивания атласными лентами. Выбор рисунка, подбор цвета лент для изготовления вышивки лентами.Использование различных видов стежков для вышивания цветов атласными лентами. Вышивание цветов. Использование различных видов стежков для вышивания листьев. Вышивание листьев атласными лентами. Этапы создания картины, вышитой атласными лентами. Изготовление вышивки лентами на косметичке. | Находить и представлять информацию об истории вышивки лентами в России и за рубежом. Уметь подбирать материалы и инструменты для вышивки лентами. Анализировать виды атласных лент, давать им сравнительную характеристику. Выполнять эскизы вышивки атласными лентами. Знать способы изменения величины рисунка и перевода его на ткань. |
Раздел 4. Вышивка бисером (5 ч.) |
Тема 1. Инструменты, материалы и приспособления для вышивания бисером; Тема 2. Вышивка бисером в современной одежде; Тема 3. Способы вышивания бисером. Подбор бисера по схеме; Тема 4. Выполнение образцов вышивки бисером по схеме; Тема 5. Вышивка пейзажа бисером. | История вышивки бисером. Виды бисера. Материалы и инструменты для вышивки бисером.Использование бисера в современной одежде.Основные законы композиции. Выбор главного композиционного центра. Основы цветоведения. Цветовой контраст, смешение цветов. Традиционные способы вышивки бисером « вперед иголкой», «крест», «назад иголкой». Вышивание бисером по схеме. Выполнение цветов и листьев. Подбор схемы, материала и бисера для вышивки. Выполнение пейзажа вышивкой бисером. | Находить и представлять информацию об истории бисера. Уметь подбирать материалы и инструменты для вышивки бисером. Читать и подбирать схемы для вышивки бисером. Выполнять эскизы разными способами вышивки бисером. Уметь закреплять нити разными способами. Знать свойства цвета и элементы построения вышивки. |
Итоговое занятие (1 ч.) |
Тема 1.Выставка работ обучающихся «Художественная вышивка». | Оформление работы в рамки, паспарту. Выставка работ обучающихся «Художественная вышивка». | Уметь правильно оформить готовое изделие, подобрать рамку и паспарту. Представлять вышивку на выставке. Посещать городскую выставку декоративно-прикладного творчества. Обсуждать наиболее удачные работы. |
Календарно-тематический план
№ урока | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
Вводное занятие (1 ч) |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. Организация рабочего места | 05.09 | |
Раздел 1. Вышивка крестом (9 ч) |
2 | Инструменты, материалы и приспособления для вышивания | 12.09 | |
3 | Технологическая последовательность вышивания крестом | 19.09 | |
4 | Виды схем для вышивания крестом | 26.09 | |
5 | Вышивка крестом при смене цвета | 03.10 | |
6 | Вышивка вертикальных рядов швом крест | 10.10 | |
7 | Вышивка швом крест по диагонали | 17.10 | |
8 | Вышивка двойным (болгарским) крестом | 24.10 | |
9 | Выполнение образцов вышивки крестом по схеме | 07.11 | |
10 | Изготовление игольницы в технике вышивания крестом | 14.11 | |
Раздел 2. Вышивка гладью (13 ч) |
11 | Виды вышивки гладью. История вышивки. | 21.11 | |
12 | Подготовка к вышивке гладью. Перевод рисунка на ткань | 28.11 | |
13 | Технология выполнения простейших ручных швов | 05.12 | |
14 | Вышивка монограммы на салфетке | 12.12 | |
15 | Схемы для вышивания гладью | 19.12 | |
16 | Техника владимирского шитья | 26.12 | |
17 | Белая гладь | 16.01 | |
18 | Атласная и штриховая гладь | 23.01 | |
19 | Швы «узелки» и «роккоко» | 30.01 | |
20 | Двусторонняя гладь | 06.02 | |
21 | Художественная гладь | 13.02 | |
22 | Вышивание натюрморта | 20.02 | |
23 | Вышивание пейзажа | 27.02 | |
Раздел 3. Вышивка атласными лентами (5 ч) |
24 | Инструменты, материалы и приспособления для вышивания лентами | 06.03 | |
25 | Технологическая последовательность вышивания лентами | 13.03 | |
26 | Вышивка цветов лентами | 20.03 | |
27 | Вышивка листьев лентами | 03.04 | |
28 | Выполнение образцов вышивки лентами по схеме | 10.04 | |
Раздел 4. Вышивка бисером (5 ч) |
29 | Инструменты, материалы и приспособления для вышивания бисером | 17.04 | |
30 | Вышивка бисером в современной одежде | 24.04 | |
31 | Способы вышивания бисером. Подбор бисера по схеме. | 08.05 | |
32 | Выполнение образцов вышивки бисером по схеме | 15.05 | |
33 | Вышивка пейзажа бисером | 22.05 | |
Итоговое занятие (1 ч) |
34 | Выставка работ обучающихся «Художественная вышивка» | 29.05 | |
Раздел рабочей программы включает требования к оценке учебных достижений учащихся согласно Положения о системе оценки достижений планируемых результатов освоения основных образовательных программ
Норма оценки знаний, умений навыков учащихся по технологии.
Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда.
Нормы оценок теоретических знаний.
При устном ответе обучаемый должен использовать «технический язык», правильно применять и произносить термины.
Отметка «5» ставится, если обучаемый:
полностью усвоил учебный материал;
умеет изложить его своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» ставится, если обучаемый:
в основном усвоил учебный материал;
допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «3» ставится, если обучаемый:
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «2» ставится, если обучаемый:
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить его своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Отметка «1» ставиться, если обучаемый:
полностью не усвоил учебный материал;
не может изложить знания своими словами;
не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Нормы оценок выполнения учащимися практических работ.
Учитель выставляет отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом труда школьников, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.
Отметка «5» ставится, если обучаемым:
тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
изделие изготовлено с учетом установленных требований;
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «4» ставится, если обучаемым:
допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
в основном правильно выполняются приемы труда;
работа выполнялась самостоятельно;
норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «3» ставится, если обучаемым:
имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
самостоятельность в работе была низкой;
норма времени недовыполнена на 15-20 %;
изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «2» ставится, если обучаемым:
имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
неправильно выполнялись многие приемы труда;
самостоятельность в работе почти отсутствовала;
норма времени недовыполнена на 20-30 %;
изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
не соблюдались многие правила техники безопасности.
Отметка «1» ставится, если обучаемым:
не планировался труд, неправильно организованно рабочее место;
неправильно выполнились приемы труда;
отсутствует самостоятельность в работе;
крайне низкая норма времени;
изделие изготовлено с грубыми нарушениями требований;
не соблюдались правила техники безопасности.