СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по курсу внеурочной деятельности "Человек и профессия", 1 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности в 1 классе "Человек и профессия".

Просмотр содержимого документа
«Программа по курсу внеурочной деятельности "Человек и профессия", 1 класс»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО

курсу внеурочной деятельности

«Человек и профессия»

1 класс

на _____учебный год



Составила учитель

высшей квалификационной категории

Сухорукова

Галина Алексеевна


















Содержание

  • Пояснительная записка

  • Планируемые результаты освоения учебного предмета

  • Содержание образования

  • Учебно-тематическое планирование (с указанием количества часов , отводимых на освоение каждой темы); календарно тематическое планирование.


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире профессий" для 1 класса на 2020-21 учебный год составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН  2.4.2.2821-10…».

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (второго поколения);

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;

  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ;

  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».

Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит двуединая увлекательная и сложная задача: сохранив природную детскую любознательность, направить её в русло устойчивой, последовательно развивающейся учебно-познавательной деятельности; помочь преобразовать импульсивный, ситуативный, неустойчивый характер естественной детской любознательности в целостную мотивационную систему личности. Процесс преобразования стихийного интереса к миру, свойственного каждому живому существу, в специфически человеческий интерес к самому содержанию системного знания и познания мира и есть, по сути, развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая  системного знания.   

Программа данной внеурочной деятельности рассчитана на реализацию среди учащихся начальной школы и призвана формировать учебно-познавательные мотивы младших школьников,  дать  возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации. Предполагается средствами материала программы формировать целостное знание, потребность в творческой деятельности, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на начальной стадии образования.

Введение данного раздела  в курс начальной школы направлено на достижение следующих целей:

- развитие интереса учащихся к исследовательской деятельности, познавательных сил и творческих способностей младших школьников, коммуникативной культуры, умение оформлять результаты работ и обрабатывать собранные материалы, интереса к миру профессий, их особенностям и истории.

- освоение знаний, представлений о различных профессиях, орудиях труда, условиях труда, требованиям к освоению профессии.

- воспитание уважения к людям труда, чувства осознания ценности и важности профессии в современном мире, качеств, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей, потребности участвовать в поисково – исследовательской деятельности.

Задачи:

1) формирование добросовестного и ценностного отношения к труду;

2) понимание его роли в жизни человека и общества;

3) развитие интереса к выбору будущей профессии.

Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов  и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

По структуре занятия будут проводиться по следующей схеме (существует возможность варьировать структуру конкретного занятия  в пределах обозначенной нормы):

1.  Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).

2.  Знакомство с профессией, которой посвящён урок (коллективное обсуждение):

  • что ты знаешь об этой профессии;

  • что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;

  • какие предметы, изучаемые в школе, помогут обрести эту профессию;

  • что нового ты узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач.

3.  Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.

4.  Рефлексия. Самостоятельная оценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).

 Набор развивающих упражнений определяется особенностями той профессии, с которой дети знакомятся на данном занятии.

Таким образом, занятия внеурочной деятельности состоят, как правило, из следующих элементов:    

- разминка;  

- дискуссия;  

- работа в тетрадях;  

- беседа или обсуждение;

- работа на участке, в классе, с подсобным материалом;

- представление и разбор (анализ) проектов;

- развитие воображения через творческие и практические  задания;

- домашнее задание и т.д.  

Учитель оставляет за собой право выбора видов работ на очередное занятие.

Курс каждого года обучения, являясь частью целого, знакомит учащихся с определённым кругом предметных знаний, обеспечивает формирование различных метапредметных умений – умение наблюдать и исследовать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы и обобщения. Создаются условия для самопознания и саморазвития ребёнка. Знания, формируемые в рамках данного учебного раздела курса, имеют личностный смысл и тесно связаны с исследовательской деятельностью младшего школьника.

 Следует иметь в виду качественно разные уровни в раскрытии тем раздела курса для учащихся 1-го и последующих классов. Для первоклассников это уровень конкретно – образных представлений, эмоциональных впечатлений и игровой деятельности. Все мероприятия направлены на знакомство с профессиями.

 Программа рассчитана на 33 часа (1 ч в неделю).

Изучение программы внеурочной деятельности «В мире профессий» тесно связано с такими дисциплинами как «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка», «Окружающий мир».

 

Формы занятий:

- беседы- экскурсии- сюжетно-ролевые игры- элементы занимательности и состязательности- конкурсы- праздники

 


 

2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:

когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;

мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности «В мире профессий» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

 Регулятивные УУД:

- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.             

- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Планируемые результаты:

В результате изучения курса у младших школьников формируются:

  • первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • элементарные представления об основных профессиях;

  • ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий;

  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе,  небережливому отношению к результатам труда людей.

Результаты первого уровня:

- приобретение школьником социальных знаний,    понимания социальной реальности и повседневной жизни:

- участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой  деятельности;

- расширение кругозора о мире профессий,

- заинтересованность в развитии своих способностей, участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии, возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности;

- способность  добывать новую информацию из различных источников.

 

 3.Содержание внеурочной деятельности

 

Название раздела, темы

Виды деятельности

1

Введение в мир профессий

 (5 ч)

Игра «Собери пословицу о труде» Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях.

Игра «Угадай профессию!», Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак?

Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»

2

Знакомство с  различными  профессиями   (24 ч)

Инсценировка,  

работа, в группах, просмотр мультфильмов, беседа, устные высказывания, рисование, анализ, дискуссия,   моделирование ситуаций, обсуждение

3

Итоговые занятия  (3 ч)

Работа в группах

 

 4.Учебно-тематическое планирование

Тема занятия

Дата проведения

исходная

корр

 

Введение в мир профессий (5 ч)

1

Зачем человек трудится?



 

2

Какие профессии ты знаешь?



 

3

Мир интересных профессий



 

4

Чем пахнут ремесла?



 

5

Кем я хочу стать?



 

Знакомство с  различными  профессиями (24 ч)

 

6

Профессии в школе



 

7

Каких профессий не хватает в школе?



 

8-9

Профессии  в моей семье



 

10

Мама – домохозяйка



 

11

Семейные династии



 

12

Профессия «Воспитатель детского сада»



 

12

Профессия «Архитектор»



 

13

Коллективная разработка проекта дома



 

14

Представление и разбор проектов



 

15

Профессия «Следователь»



 

16

Следствие ведут первоклассники!

 


 

17

Профессия «Биолог»



 

18-19

 

Изучение живой природы


 

20-21

Угадай представителя флоры и фауны


 

22

Профессия «Водитель автомобиля»


 

23

Я -  водитель, а ты -  пешеход



 

24

Ты – водитель, а я – пешеход



 

25

Профессия «Бухгалтер»



 

26

Бюджет семьи, мои карманные деньги



 

27

Профессия «Мастер сельскохозяйственного производства (фермер)»


 

28

Профессия «Мастер-цветовод»



 

29

Профессия «Юрист»



 

Итоговые занятия (4 ч)

30

Викторина «Что мы узнали?»



 

31

Подготовка к празднику «Все профессии важны, все профессии нужны!»


 

32

Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»