СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по литературе для 10 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа по литературе для 10 класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Русиной Н. С., Нартова К. М. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Просмотр содержимого документа
«Программа по литературе для 10 класса»

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 10 класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Русиной Н. С., Нартова К. М. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цели обучения:

Изучение литературы в 10 классе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста , понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно – творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко – литературных сведений и теоретико - литературных понятий; создание общего представления об историко – литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно – художественных стилей;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно – сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Для реализации задач литературного образования изучение историко-литературного материала будет проводиться «линейно», что предполагает следование хронологии литературного процесса, и опираться на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой XIX века. Выбор писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям обязательного минимума содержания образовательной программы по литературе.

Литература первой половины XIX века представлена в начале курса обзором творчества ведущих русских классиков, углубляющим и расширяющим курс 9 класса (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь). Более широко освещен литературный процесс второй половины столетия (творчество А.Н.Островского, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета). Особая роль отводится изучению русской литературной критики при знакомстве с творчеством А.Н.Островского, И.А.Гончарова и др.

Процесс усвоения теоретико-литературных явлений представлен в виде обогащения уже усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введения новейшей терминологии. Основными видами деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий являются: осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение, заучивание наизусть, различные виды пересказа; определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду, жанру, художественному методу; анализ текстов; устные и письменные интерпретации художественных произведений; выявление языковых средств художественной образности и их роль; самостоятельный поиск ответа на проблемных вопрос; участие в дискуссиях; подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских и проектных работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.


Календарно-тематическое планирование.


урока

Дата по плану

Дата фактически

Тема урока. Основное содержание

Планируемый результат освоения материала

Введение (1 час)

1



Введение. Культура и общественная жизнь России 60-70-х годов XIX века. Краткий обзор.

Знать основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе XIX века

2



Резерв


Творчество Тютчева ( 1час)

3



Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике.

1.Знать биографию поэта, показать значение его творчества для русской поэзии.

2.Уметь анализировать лирические произведения.

Творчество А.К. Толстого (3 часа)

4



А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого.

Знать основные факты жизненного и творческого пути А.К. Толстого

5



Любовная лирика А.К. Толстого. «Средь шумного бала, случайно…», «Коль любить, так без рассудку», «Уж ты нива моя, нивушка», «То было раннею весной».

Показать особенности лирики А.К.Толстого

6



Анализ одного стихотворения русского поэта середины XIX века (по выбору учащихся)


Творчество А.Н.Майкова (1 час)

7



А.Н.Майков. Стихотворения «Сон», «Октава», «Весна! Выставляется первая рама», «Под дождем», «Возвышенная мысль достойной хочет брони».

Знать биографию поэта, показать значение его творчества для русской поэзии

Творчество А.А.Фета (2 часа)

8



А.А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.

1. Знать особенности творчества Фета

2. Показать особенности лирики Фета.

9



Любовная лирика А.А. Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета.

1. Знать способы передачи красоты и поэтичности любовного чувства в лирике Ф.

2. Понять о мелодике стиха.

Творчество Гончарова (4 часа)

10



Жизненный и творческий путь И.А.Гончарова.

Знать место романа «Обыкновенная история» в творчестве писателя.

Уметь сделать обзор романа «Обыкновенная история»

Формировать у учащихся навыки сопоставления.

Знать понятие «антипод».

Уметь определить авторскую позицию в романе

Показать любовь О.И и И.Об; её несостоятельность.

11



Обломов и обломовщина.

12



Роман«Обыкновенная история» (Обзор)

13



Штольц или Обломов? Обломов и О.Ильинская

14



«Роман «Обломов» в русской критике

Творчество Островского (9 часов)

15



Жизнь и судьба А.Н.Островского. Театр Островского.

Знать основные вехи жизни и драматургической деятельности Островского.

Понять интерес к драматургии и к театру.

Расширить знания учащихся по изучению творчества писателя.

Углубить знания о драматургии. Подготовить уч-ся к восприятию драмы «Гроза».

Сформировать умения выделять ключевые сцены в драматическом произведении.

Развивать навыки критического оценивания поступков героев.


16



Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев.

17



Драма «Гроза». История создания.

18



Изображение «затерянного» мира города в драме «Гроза»

19



Трагедия совести и её разрешение в пьесе Островского «Гроза»

20



Р.р. Анализ эпизода «Прощание Катерины с Тихоном» (Д. 2, явл. 4 и 5)

21



Образ Катерины в свете литературной критики.

22



Споры критиков вокруг драмы «Гроза».

23



Пьеса Островского «Бесприданница»

Творчество Н.А.Некрасова( 10 часов)

24



Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта.

Знать биографию поэта, показать значение его творчества для русской поэзии

Уметь анализировать лирическое произведение

25



Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца.

26



Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу.

27



Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация.

28



«Кому на Руси жить хорошо»; замысел, история создания и композиция поэмы.

Уметь проследить за развитием и воплощением некрасовских замыслов.

Уметь раскрыть идейно – художественное своеобразие поэмы.

Уметь раскрыть богатство, сложность и противоречивость русского крестьянства.

Уметь показать значимость и важность темы женской судьбы.

Уметь углубить навыки работы с текстом.

Уметь показать паразитический образ жизни помещиков.

Уметь показать, чем привлекает автора Г.Добросклонов.

Уметь показать роль песен в раскрытии образа Гриши.

Совершенствовать знания учащихся по изученным произведениям


29



Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства

30



Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

31



Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме.

32



Итоговое тестирование по творчеству Некрасова.

33



Сочинение по творчеству Некрасова

Творчество Чернышевского (6 часов)

34



Н.Г. Чернышевский. Жизнь, творчество, эстетические взгляды. «Что делать?». Система образов романа. Идеал будущего общества.

Знать основные положения эстетической теории Чернышевского

Формировать навык комплексного анализа

Углубить навыки работы с текстом

Сны и их роль в произведении.

35



Чернышевский в Вилюйской ссылке.

36



Роман «Что делать?»

37



Художественное своеобразие романа

38



Смысл снов, иллюзий и утопий в художественной структуре романа

39



Рахметов особенный человек

Творчество Тургенева (11 + 1Р = 12 часов)

40



И.С. Тургенев. Жизнь и творчество.

Знать биографию поэта, показать значение его творчества для русской поэзии

Понять содержание рассказа

Уметь анализировать текст, сравнивать и сопоставлять героев.

Развивать навыки комментированного чтения.

Уметь акцентировать внимание на исторической ситуации в романе.

41



И.С. Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»

42



Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя

43



Идейные споры «отцов» и «детей»

Раскрыть социальную, нравственно - философскую основу романа.

Развивать умения анализа соответствующих эпизодов романа.

Совершенствовать умения анализировать эпизоды.

Дать понятие «социально – психологический роман», «тайный психологизм».

Определить идейные позиции героев.

Рассмотреть любовную линию в романе и её место в общей проблематике произведения.

44



Любовь в романе «Отцы и дети»

45



Базаров и родители

46



Дуэль Базарова и Кирсанова

47



Анализ эпизода «Смерть Базарова».

48



Трагическое одиночество Базарова

49



Споры критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению

50



Тестирование формата ЕГЭ (часть В)


51



Стихотворение в прозе

Знать особенности жанра стихотворения в прозе

Творчество Толстого (22 часов + 1Р = 23 часов)

52



Л.Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы великой жизни

Иметь представление о личности Толстого.

Уметь обобщить ранее изученный материал.

Уметь совершенствовать навыки анализа литературного произведения.

Познакомить уч-ся с историей создания романа «В. и м.».

Уметь определить жанровые и композиционные особенности романа.

Уметь показать срывание «всех и всяческих масок» с великосветского общества.

Уметь раскрыть конфликт А.Болконского и П.Безухова с обществом.

Уметь развивать навыки литературоведческого анализа.

1. Охарактеризовать семьи Ростовых и Болконских. Сопоставить их с другими дворянскими семьями.

2. Выявить контраст как основной композиционный принцип построения романа.

53



История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе

54



В салоне А.П.Шерер

55



Именины Н.Ростовой

56



Изображение войны 1805 г. Батарея Тушина.

57



Изображение войны 1805-1807 гг.

58



Путь исканий князя А.Болконского

59



Природа в жизни людей с точки зрения Толстого

60



Женские образы в романе «Война и мир»

61



Первый бал Наташи Ростовой

62



Семья Ростовых и семья Болконских

63



Изображение Отечественной войны 1812 г.

64



Тема народа в романе «Война и мир»

65



Кутузов – представитель народной войны

66



Наполеон –олицетворение антинародных интересов.

67



Военный совет в Филях

68



Изображение партизанской войны

69



Путь исканий А.Болконского и П.Безухова

70



В чем красота души Н.Ростовой.

71



Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир».

72



Итоговое тестирование.

73



Художественные особенности романа. Подготовка к домашнему сочинению

Иметь навыки творческого мышления учащихся

74



РР Классное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Уметь анализировать тексте


Творчество Достоевского (7 часов)

75



Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды

Знать жизнь и творчество писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества.

Иметь представление об истории создания романа и его замыслом.

Знать о романе «П. и н.» как психологическом и философском исследовании человека.

Помочь уч-ся раскрыть влияние на человека страшного мира Петербурга.

Подвести уч-ся к пониманию и осмыслению того, что может толкнуть человека на обочину жизни.

Рассмотреть тему «маленького человека».

Уметь раскрыть образ Раскольникова и причины зарождения теории.

Уметь формировать способности высказывать собственное мнение (теория Раскольникова)

Уметь раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в мотивах преступления.


76



Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского

77



История создания романа «Преступление и наказание».

78



«Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя

79



Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. теория Раскольникова. Истоки его бунта

80



«Двойники» Раскольникова

81



Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.

Поэзия второй половины ХIX века(2 часа)

82



В.С.Курочкин «Семейная встреча 1862 года»,Д.Д. Минаев «Отцы или дети»,И.И.Пальмин «Гуманный проект», С.Д.Дрожжин «В избе», «Вечерняя песня»

Знать основные вехи биографии

Углубить навыки анализа произведения

83



И.З. Суриков «Как в сумерки легко дышать на берегу», «Не корите, други», В.С.Соловьев «Бедный друг! Истомил тебя путь» С.Я. Надсон «Наше поколенье юности не знает», М.А.Лоховицкая «И ветра сто, и шепот мрачных дум.»

Знать биографию поэта, показать значение его творчества для русской поэзии.

Углубить навыки анализа лирического произведения

Творчество Салтыкова-Щедрина (5 часов)

84



М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество.

1. Показать особенности художественного времени и пространства в «Истории одного города».

2. Показать, в чём заключается логика глав, посвящённых глуповским градоначальникам.

1. Познакомить уч-ся с тематическим многообразием «Сказок…»

2. Раскрыть художественное своеобразие сказок.

1. Продолжить работу над осмыслением сатирических сказок.


85



Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

86



М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа.

87



Образы градоначальников

88



Особенности стиля М.Е. Салтыкова-Щедрина. Подготовка к домашнему сочинению по анализу эпизода

Творчество Лескова (3 часа)

89



Н.С.Лесков. Жизнь и творчество

Уметь найти информацию о жизни и творчестве А.П.Чехова.

Раскрыть идею и художественные особенности рассказа

Формирование умений обобщать, систематизировать, высказывать своё мнение

90



Рассказ «Левша»

Творчество Чехова (6 часов)

91



Особенности драматургии А.П. Чехова

Иметь представление о жизни и творчестве

Уметь разъяснить важнейшие теоретико - литературные понятия в рамках статьи учебника.

Уметь раскрыть идею и художественные особенности рассказов, показать мастерство писателя в изображении мира футлярного человека.


92



А.П. Чехов. «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои.

93



Разрушение дворянского гнезда

94



Символ сада в комедии «Вишневый сад». Подготовка к домашнему сочинению

95



Своеобразие чеховского стиля

96


1

Р.р. Сочинение по творчеству А.П.Чехова.

Уметь раскрыть характеры главных героев.

Формировать умения анализировать и делать выводы.

Зарубежная литература(4)

97



Омар Хайям «Рубаи»

Иметь представление о жизни и творчестве О.Хайяма

Уметь раскрыть идею и художественные особенности произведения

98



Джордж Гордон Байрон «Паломничество Чайльд -Гарольда»

Иметь представление о жизни и творчестве Д.Г.Байрона

Уметь раскрыть идею и художественные особенности произведения

99



Оноре де Бальзак «Гобсек»

Знать основные мотивы творчества О.Бальзака

100



Иоганн Вольфганг Гете «Фауст»

Знать основные факты жизни и творчества Гете


101



Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века

Уметь находить нужную информацию в источниках разного типа, систематизировать её и выступать на созданную тему


102



Резерв



6