СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по литературе для 6 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 6 класса.  Данная программа расчитана на 85 часов - 2,5 часа в неделю (для классов физико-математического профиля).

Просмотр содержимого документа
«Программа по литературе для 6 класса»

I. Планируемые результаты освоения обучающимися предмета «Литература» 6 класс 1. Личностные результаты освоения:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания .

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.



2. Метапредметные результаты:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  • определять свое отношение к природной среде;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;



3. Предметные результаты

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

  • восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

  • анализировать литературные произведения разных жанров;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии;

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя/ выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (в каждом классе – на своем уровне).

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.

- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.

- Оценивать свои и чужие поступки.

- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Ученик получит возможность научиться:

- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Регулятивные универсальные учебные действия

 

Ученик научится:

- Планированию пути достижения цели.

- Установлению целевых приоритетов.

- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Ученик получит возможность научиться:

- Учитывать условия выполнения учебной задачи.

- Выделять альтернативные способы достижения цели.

- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.

- Аргументировать свою точку зрения.

- Задавать вопросы.

- Осуществлять контроль.

- Составлять план текста.

Ученик получит возможность научиться:

- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Предметные результаты обучения

Ученик научится:

- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

Ученик получит возможность научиться:

- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;

- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;

- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


II. Cодержание рабочей программы 6 класс

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

Устное народное творчество

Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Из древнерусской литературы

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Из литературы XVIII века

Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

Из русской литературы XIX века

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.

«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе.

Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

Из русской литературы XX века

Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»; Д.С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора гак одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе, рассказы «Чудик», и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.

Из литературы народов России

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ….». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы.Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

Из зарубежной литературы

Мифы народов мира

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид »

Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин.

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Обобщение и систематизация изученного в VI классе. Итоговый контроль по результатам изучения курса.




III. Тематическое планирование


п/п

Наименование раздела, блока

Количество часов

Формы текущего контроля

Содержание НРЭО

1

Введение

1 ч

Устный опрос, творческая работа.


2

Устное народное творчество

3 ч.

Устный опрос, творческая работа.

УНТ Южного Урала

3

Древнерусская литература

2 ч.

Устный опрос.


4

Литература 18 века

5 ч.

Устный опрос, сочинение, доклад, письменная работа.


5

Литература 19 века

36 ч.

Устный опрос, письменные работы, доклад,

Пушкинские места в г. Челябинск.


6


Писатели улыбаются

2 ч.

Устный опрос.


7

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

3 ч.

Устный опрос, сочинение, доклад, письменная работа.

Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях уральских писателей.

8

Произведения русских писателей XX века

7 ч.

Устный опрос.


9

Произведения о Великой Отечественной войне

8 ч.

Устный опрос.

Стихи и песни поэтов Челябинской области о Великой Отечественной войне

10

Писатели улыбаются

4 ч.

Устный опрос.


11

Родная природа в стихотворениях поэтов XX века

3 ч.

Устный опрос, письменные работы, доклад, сочинение, контрольная работа, письменный анализ, чтение произведений наизусть, творческая работа.

Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях уральских писателей.

12

Из литературы народов России

2 ч.

Устный опрос, письменный анализ, чтение произведений наизусть, творческая работа.

Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях уральских писателей.

13

Из зарубежной литературы

2 ч.

Диспут, устный опрос, сочинение, конференция, сообщение, урок-концерт.


14

Произведения зарубежных писателей

6 ч.

Устный опрос, доклад, письменные работы, творческие работы.


15

Промежуточная аттестация

1 ч.




Итого:

85 ч.





















Приложение 1

Календарно-тематическое планирование в 6д классе (85 часов - 2,5 часа в неделю)

Название раздела. Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Содержание НРЭО

план

факт

1

Введение. Писатели – создатели, хранители и любители книг

1



.

Устное народное творчество (3 часа)

2

Обрядовый фольклор. Произведения календарно-обрядового цикла. Эстетическое значение обрядового фольклора.

1



+

3

Пословицы и поговорки — малые жанры устного народного творчества. Многообразие тем. Загадки как малый жанр фольклора.

1



+

4

Р.Р. В чём мудрость русского фольклора?

1



+

Древнерусская литература (2 часа)

5

Русская летопись. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе».

1




6

«Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе».

1




Произведения русских писателей XVIII века (5 часов)

7

Русская басня. И.И. Дмитриев. Слово о писателе. Басня «Муха»: противопоставление труда и безделья, смех в басне. Особенности языка XVIII века

1




8

И.А. Крылов. Слово о писателе. Басня «Осёл и Соловей». Понятие об аллегории

1




9

И. А. Крылов. Басня «Листы и Корни».

1




10

И.А. Крылов. Басня «Ларчик»

1




11

Контрольная работа по теме: «Басни»

1




Произведения русских писателей XIX века (36 часов)

12

А. С. Пушкин. Лицейские годы. Послание «И. И. Пущину». Эпитет. Метафора.

1



+

13

А.С. Пушкин. Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Антитеза

1




14

А. С. Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро». Двухсложные размеры стиха.

1




15

А. С. Пушкин. История создания романа «Дубровский». Изображение русского барства (I гл.)

1




16

Дубровский - старший и Троекуров. Суд и его последствия (II,III гл.)

1




17

Владимир Дубровский против беззакония и несправедливости (IV,V гл.)

1




18

Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в повести (VI, VII гл.)

1




19

Учитель (VIII-X гл.)

1




20

Романтическая история любви В. Дубровского и М. Троекуровой. Авторское отношение к героям (XI-XVI гл.)

1




21

Два мальчика (XVII гл.)

1




22

Развязка романа «Дубровский» (XVIII, XIX гл.)Композиция произведения.

1




23

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по повести А. С. Пушкина «Дубровский».

1




24


А. С. Пушкин. «Повести Белкина»: проблемы и герои. А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»: сюжет и герои. Особенности композиции.

1





25

Тестирование по творчеству А. С. Пушкина.

1




26

М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. Стихотворение «Тучи». Композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций.

1




27

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы»

1




28

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Утёс». Антитеза. Тема одиночества.

1




29

Итоговый урок по лирике М.Ю. Лермонтова.

1




30

И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг»: образы автора и рассказчика.

1




31

Природа и ее роль в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

1




32

И.С. Тургенев. «Хорь и Калиныч» и другие рассказы из «Записок охотника».

1




33

Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. «Неохотно и несмело», «С поляны коршун…», роль антитезы.

1




34

Ф. И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения. Природа как воплощение прекрасного.

1




35

А. А. Фет: страницы биографии. «Ель рукавом мне тропинку завесила…».

1




36

А.А. Фет. «Еще майская ночь». «Учись у них – у дуба, у берёзы»

1




37

Контрольная работа по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета

1




38

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Главная тема творчества.

1




39

Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя.

1




40

Своеобразие композиции стихотворения «Железная дорога».

1




41

Трёхсложные размеры стиха

1




42

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Сказ «Левша»: определение жанра.

1




43

Характеристика персонажей сказа Н.С. Лескова «Левша».

1




44

«Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба Левши

1




45

Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша». Понятие об иронии.

1




46

Р.р. Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в произведениях Н. А. Некрасова и Н.С. Лесков.

1




47

Вн. чт. Н.С. Лесков. Рассказ «Человек на часах».

1




Писатели улыбаются (2 часа)

48


А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Толстый и тонкий». Особенности юмора в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

1





49

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы А.П. Чехова.

1




Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (3часа)

50

Образ природы в стихотворениях Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Чудный град порой сольется…»

1




51

Образ родной природы в стихотворениях Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри - какая мгла…» и А. К. Толстого « Где гнутся над омутом лозы…»

1




52

Контрольная работа по литературе XIX века

1




Произведения русских писателей XX века (7 часов)

53

А.И. Куприн. «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Понятие «рождественский рассказ»

1




54

А. С. Грин. Слово о писателе. Феерия «Алые паруса». Автор и его герои.

1




55

А. С. Грин. «Алые паруса».

Победа романтической мечты над реальностью жизни

1




56

Душевная чистота героев книги А.А.Грина «Алые паруса». Авторская позиция.

1




57

М. .М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти

1




58

Образ природы в Сказке-были М. .М. Пришвина «Кладовая солнца».

1




59

А.П. Платонов. Слово о писателе. Сказка-быль «Неизвестный цветок».

1




Произведения о Великой Отечественной войне (8 часов)

60

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

1



+

61

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Д.С. Самойлов. «Сороковые».

1




62

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои.

1




63

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев.

1




64

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе.

1




65

В. Г. Распутин «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники.Уроки доброты.

1




66

Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».

1




67

Смысл названия рассказа «Уроки французского».

1




Писатели улыбаются (4 часа)

68

В. М. Шукшин «Критики». Особенности героев Шукшина.

1




69

Образ «странного» героя в творчестве Шукшина. Рассказы «Чудик», «Срезал».

1




70

Ф.А.Искандер. Слово о писателе. Рассказ «Три­надцатый подвиг Геракла». Герой рассказа и его сверстники.

1




71

Юмор и его роль в рассказе Ф.А. Искандера «Три­надцатый подвиг Геракла». Смысл названия рассказа.

1




Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века (3 часов)

72

Родная природа в русской поэзии XX века. Стихи А. А. Блока, С. А. Есенина.

1



+

73

А. А. Ахматова. Н.М.Рубцов. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие», «Звезда полей

1




74

Учимся читать выразительно. Элементы интонации

1



+

Из литературы народов России (2 часа)

75

К. Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда». Тема Родины и народа.

1




76

Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Роль книги в жизни человека.



1



+

Из зарубежной литературы (2 часа)

77

Мифы Древ­ней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»

1




78

Геродот. Слово о писателе. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки

1




Произведения зарубежных писателей (6+1час на промежуточную аттестацию)

79

Гомер. Слово о Гомере и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея»

1




80

Вн. чт. Мигель де Сервантес Сааведра. Слово о писателе. Роман «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы..

1




81

И.Ф. Шиллер «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести

1




82

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества.

1




83

А. де Сент-Экзюпери. Философская сказка «Маленький принц»

1




84

Марк Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях.

1




85

Промежуточная аттестация за 6 класс

1







Приложение 2
Контрольно-измерительные материалы Аннотация к книге "Литература. 6 класс. Контрольно-измерительные материалы. ФГОС"

https://www.labirint.ru/books/329423/



В пособии представлены контрольно-измерительные материалы (КИМы) по литературе для 6 класса. Тесты тематически сгруппированы, соответствуют школьной программе и требованиям ФГОС. Структура КИМов аналогична структуре тестов в формате ЕГЭ, что позволит постепенно подготовить учащихся к работе с подобным материалом. В конце пособия предложены ключи к тестам, а также самостоятельные работы и работы по развитию речи.
Издание адресовано учителям, школьникам и их родителям.
Составитель: Наталья Станиславовна Королева
5-е издание.

Подробнее: https://www.labirint.ru/books/329423/

Книга имеется в наличии у учителя





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!