СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по литературе для 7 класса (ОВЗ)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена для обучающихся с нарушениями слуха.

Просмотр содержимого документа
«Программа по литературе для 7 класса (ОВЗ)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по литературе в 7-в классе (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие), составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 26.07.2019 года);

  2. Адаптированной образовательной программы ГБОУ РО Азовской школы-интерната, утвержденной приказом директора школы от 30.08.2016 года № 237 с изменениями от 30.08.2019 года.

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81, в ред. изменений, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2019 года № 8).

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

  5. Учебного плана ГБОУ РО Азовской школы-интерната на 2019-2020 учебный год.

  6. Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу ГБОУ РО Азовской школы-интерната.


  1. Учебно-методического комплекса (авторская программа по литературе для 7 класса под ред. В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2015.) (учебно-методический комплекс, используемый для обучения литературе, включён в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО РФ на 2019-2020 учебный год (приказ Министерства образования РФ от 27.12.2011г. №2885)). Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по литературе и программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений В.Я.Коровиной и др.











МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

- осознание литературы как величайшей духовно-эстетической ценности; научиться анализировать и оценивать литературные произведения.

ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Образовательные:

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;


Воспитательные:

- воспитание духовно развитой личности;

- формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;


Развивающие:

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

- формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

-развитие устной и письменной речи учащихся;


Коррекционные:

- развивать слуховое восприятие изучаемого материала;

- корректировать словесную речь, т.е. следить за соблюдением норм орфоэпии, словесного и логического ударения, темпом речи;

- закреплять навык чтения с губ.



ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Предмет «Литература» является составной частью предметной области «Филология». Федеральный базисный учебный план предусматривает изучение литературы в 7 классе в объеме 70 часов, 2 раза в неделю (в 7-в классе (обучающиеся с ОВЗ) в объёме 140 часов, 4 часа в неделю).

В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГБОУ РО Азовской школы-интерната на 2019-2020, утвержденным приказом №____ от 30.08.2019, на изучение литературы в 7-в классе отводится 4 часа в неделю. Рабочая программа составлена на 134 часа с учетом праздничных дней.


СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ

В связи со сложностью усвоения материала, особенностями восприятия, памяти, мышления слабослышащих и глухих, в программу внесены изменения (сложные для восприятия темы даются в ознакомительном порядке, использованы экранизации произведений)


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»


Предметные результаты

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Устное народное творчество


• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;

рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;


Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя свое отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации.

  • выделять смысловые части текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий, формулировать вопросы;

  • выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

  • различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приёмов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

  • выразительно читать произведение (или фрагменты) в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;


дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект);

видеть индивидуальное, национальное, общечеловеческое в характере героя произведения;

  • видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

  • сравнивать эпизод произведения и его экранизацию, иллюстрации художников;






СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

п/п

Раздел (тема) программы

Количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

I. РАЗДЕЛ. Введение

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема литературы.

2

Выразительное чтение, эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Характеристика форм проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы (лирика, эпос, драма).



II. РАЗДЕЛ. Устное народное творчество.


2

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Гроз­ного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Афористи­ческие жанры фольклора

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославле­ние мирного труда.

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятель­ного чтения). Своеобразие былины.

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос.

12

Толкование прямого и переносного смысла пословиц и поговорок, загадок. Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Устный монологический ответ по плану.


III. РАЗДЕЛ. Из древнерусской литературы.


3

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и вер­ности. Народно-поэтические мотивы в повести.

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг».



6

Выразительное чтение произведения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Поиск незнакомых слов и определение их значения.

Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Подбор цитат по заданной теме

Участие в коллективном диалоге. Устное рецензирование выразительного чтения. Формирование традиции уважительного отношения к книге.

IV.РАЗДЕЛ. Из литературы XVIII века.


4

Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Теория литературы. Понятие о жанре оды (начальные представления). Особенности литературного языка XVIII столетия.

4

Устный рассказ о баснописце.

Формулирование вопросов к тексту.

Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Составление плана ответа на проблемный вопрос. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.


V. РАЗДЕЛ. Из литературы XIX века.


5

Александр Сергеевич Пушкин (3 часа). Краткий рассказ о писа­теле.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мас­терство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности компози­ции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение чело­веческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений). Повесть (развитие представ­лений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опрични­ка и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирую­щим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (раз­витие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о жизни и творчестве писа­теля.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобож­дение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отно­шение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изоб­ражении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нрав­ственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историче­ская основа поэмы. Величие духа русских женщин, отпра­вившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Ху­дожественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трех­сложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).

Алексей Константинович Толстой. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», про­тивостоящего самовластию.

Теория литературы. Историческая баллада (развитие представления)

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представ­ления). Ирония (развитие представлений)

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрос­лых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, ана­лиз собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художест­венное произведение (развитие понятия). Герой-повество­ватель (развитие понятия).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фами­лии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность коми­ческого в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуж­дения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

52

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление в стихотворениях их жанровых особенностей. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «антитеза» в стихотворениях. Составление плана анализа стихотворения. Анализ сюжетно-композиционных особенностей прозаических произведений. Выделение этапов развития сюжета. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Составление сравнительной характеристики героев. Составление плана анализа эпизода. Письменный ответ на проблемный вопрос. Подбор цитат из текста повестей по заданной теме. Работа со словарём литературоведческих терминов. Обсуждение киноверсий повестей. Составление письменного ответа на проблемный вопрос. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя.

Подбор примеров, иллюстрирующих двусложные и трёхсложные размеры стиха (на примере изучаемых стихотворений). Составление плана устного и письменного рассказа о герое, сравнительной характеристики героев. Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ отрывков. Устное рецензирование выразительного чтения.

Решение тестов. Устная и письменная характеристика героев. Составление викторины на знание текстов. Составление плана письменного высказывания.



VI. РАЗДЕЛ. « Край ты мой, родимый край…»


6

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной при­роде.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изобра­жение родной природы и выражение авторского настрое­ния, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений)


3

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов. Составление плана письменного высказывания. Обсуждение пейзажных картин русских художников и пейзажных полотен, созвучных стихам и романсам. Составление устного и письменного сопоставительного анализа стихотворений. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в произведениях. Письменный ответ на проблемный вопрос сопоставительного плана. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

VII. РАЗДЕЛ. Из русской литературы XX века.

7

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изоб­ражение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яр­кое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произ­ведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя.

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим мень­шим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произве­дения.

Теория литературы. Герой эпического произведения (развития представлений). Средства характеристики героя

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Ма­яковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой. Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости со­страдания и уважения к человеку. Неповторимость и цен­ность каждой человеческой личности.

Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...».Картины природы, преобра­женные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Теория литературы. Сравнение. Метафора.А. Т. Твардовский.

«Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета…», «На дне моей жизни…».

24


Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Поиск в тексте черт рождественского рассказа и подбор цитатных примеров, иллюстрирующих жанровые особенности рождественского рассказа. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции. Составление устного рассказа о герое и его прототипе. Характеристика идейно-эмоционального содержания рассказа, нравственная оценка героев. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Составление плана устного и письменного высказывания.

Поиск цитатных примеров к понятию «образ-символ». Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции в рассказах. Создание собственных иллюстраций к рассказам.


VIII. РАЗДЕЛ. Час мужества.

8

Интервью с поэтом — участником Великой Отече­ственной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Си­монов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о пи­сателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нрав­ственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь при­роды и человека.

Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений).

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго по­ступка.

Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие понятий). Герой повествования (развитие понятия).


10

Устные рассказы о поэтах-фронтовиках. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различение образов лирического героя и автора. Выявление роли изобразительно-выразительных средств в стихотворениях. Характеристика героев рассказа и их нравственная оценка. Составление планов речевых характеристик героев. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиций. Выразительное чтение по ролям и наизусть. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.



IX. РАЗДЕЛ. Писатели улыбаются.


9

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Теория литературы. Юмор. Приёмы комического (развитие представлений).


2

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказов (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выделение этапов развития сюжета. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Устная и письменная характеристика героев и их нравственная оценка. Составление плана и создание письменного высказывания на проблемный вопрос. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

X. РАЗДЕЛ. «Тихая моя Родина…».


10

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есе­нин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выра­жение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий).

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие.,.», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о нераздели­мости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие по­нятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие пред­ставлений). Мемуары как публицистический жанр.

4

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских писателей. Различение образов лирического героя и автора.

Устный и письменный анализ стихотворений. Составление плана и письменный сопоставительный анализ стихотворений. Презентация и защита собственных иллюстраций.



XI. РАЗДЕЛ. Песни на стихи русских поэтов XX века.


11

А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А.Гофф «Русское поле», С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоц­кий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смолен­ской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства

2

Прослушивание песен, выразительное чтение и анализ стихотворений русских поэтов. Устные ответы на вопросы.

XII. РАЗДЕЛ. Из литературы народов России.

12

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дру­жеского расположения к окружающим людям разных на­циональностей. Особенности художественной образности да­гестанского поэта.

Теория литературы. Мировосприятие. Лирический герой. Средства выразительности

2

Устный рассказ о писателе на основе поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Выразительное чтение фрагментов произведений.

XIII. РАЗДЕЛ. Из зарубежной литературы.

13

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справед­ливости и честности. Народно-поэтический характер про­изведения.

Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Дж.Г.Байрона. Дж.Г. Байрон и русская литература. «Ты кончил жизни путь, ге­рой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни при­роды и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нари­сованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Теория литературы. Рождественский рассказ.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).

8

Устные рассказы о писателях на основе поиска материалов о них с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Выразительное чтение фрагментов произведений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Различные виды пересказов. Сопоставительный анализ произведений. Поиск общего и различного в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества. Поиск и анализ «вечных» образов мифологии и мировой литературы в произведениях русских писателей, использование знаний об основных характеристиках этих образов при анализе художественного произведения. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев. Работа со словарём литературоведческих терминов. Презентация и защита собственных иллюстраций.


XIV. РАЗДЕЛ. Повторение, обобщение.


14

Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.

3

Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретённых в 7 классе. Составление плана и текста собственного высказывания. Письменный ответ на вопрос. Решение тестов. Отчёт о выполнении самостоятельных учебных проектов


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.

Основной формой учебной деятельности в школе является урок.
Цель урока по литературе – усвоение знаний о системе языка, выработка
умений применять теоретические знания в устной и письменной речи в
различных сферах общения.

В работе используются разные формы организации деятельности обучающихся на уроке – индивидуальная, групповая, фронтальная, поточная, круговая, дифференцированная и варьируются виды деятельности в рамках одного урока.

С точки зрения основных дидактических целей и стадий процесса учебного познания выделяют такие уроки:

- Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.

- Урок овладения новыми знаниями или формирование первоначальных навыков.

- Урок комплексного применения знаний и умений.

- Урок актуализации знаний и умений.

- Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

- Урок контроля знаний и умений.

- Урок коррекции знаний, умений и навыков.

- Урок комбинированный.

- Урок решения практических задач.

- Урок – учебная экскурсия.

- Урок - презентация.

- Урок деловая игра

ПЕРЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


п/п

Название контрольных работ

Дата проведения

1

Тест по теме: «Древнерусская литература. Литература XVШ века»

11.10

2

Контрольная работа №1 по творчеству А.С.Пушкина.


15.11

3

Контрольная работа №2 по творчеству М.Ю.Лермонтова


25.11

4

Контрольная работа № 3. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

18.12

19.12

5

Контрольная работа №4 по произведениям русской литературы XX века.

19.03


Контрольная работа №5. Итоговый тест.


28.05

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7-В КЛАССЕ


урока

Содержание учебного материала


Форма организации учебных занятий

Кол-во часов

Дата проведения



по плану


по факту

I четверть

I. РАЗДЕЛ. (2 ч)


1,2

День знаний. Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства.

Урок комбинированный.

2

02.09

04.09


II. РАЗДЕЛ. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (12 Ч).


3,4

Предания и былины. Художественные особенности жанров.

усвоение новых знаний

2

05.09

06.09


5,6

Былина «Вольга и Микула Селянинович». Художественные особенности .

усвоение новых знаний

2

09.09

11.09


7,8

Былина «Садко» - героическая песня эпического характера.

Урок комбинированный.

2

12.09

13.09


9

Карело-финский мифологический эпос «Калевала».

Урок овладения новыми знаниями

1

16.09



10

Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций и обычаев

Урок комбинированный.

1

18.09


11,12

Мудрость народа. Пословицы и поговорки.

Урок комбинированный.

2

19.09

20.09


13,14

Мои любимые произведения УНТ.

Урок контроля знаний

2

23.09

25.09


III. РАЗДЕЛ. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 Ч).


15

16

«Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха». Жанр и композиция.

Урок овладения новыми знаниями

2

26.09

27.09


17

18

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Тема любви и верности в произведении.

Урок комбинированный.

2

30.09

02.10


19

20

Нравственный облик человека в древнерусской литературе.

Урок развития речи

2

03.10

04.10


IV.РАЗДЕЛ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА ( 4 Ч).

21

22

М.В.Ломоносов – учёный, поэт и общественный деятель. Отрывок из «Оды на день восшествия…»

Урок овладения новыми знаниями

2

07.10

09.10


23


Г.Р.Державин – поэт и гражданин. Анализ стихотворений «Признание», «На птичку», «Река времён».

Урок овладения новыми знаниями

1

10.10



24

Тестирование по теме: «Древнерусская литература. Литература XVШ века»

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

1

11.10


V. РАЗДЕЛ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (52 ч).

25

26

А. С. Пушкин. Поэма «Полтава» ". Мастерство поэта в изображении Полтавской битвы русских воинов

Урок овладения новыми знаниями

2

14.10

16.10


27

28

А. С. Пушкин. «Медный всадник». Вступление к поэме. Образ Петербурга в поэме.

Урок овладения новыми знаниями

2

17.10

18.10


29

30

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Баллада и ее

летописный источник.

Урок овладения новыми знаниями

2

21.10

23.10


31

32

А. С. Пушкин - драматург. «Борис Годунов» (отрывок).

Власть и народ .

Урок комбинированный.

2

24.10

25.10


II четверть

33

34

А.С.Пушкин. «Повести Белкина». «Станционный смотритель». Образ С. Вырина и тема «маленького человека»

Урок овладения новыми знаниями

2

06.11

07.11


35

36

А.С.Пушкин. «Повести Белкина». «Станционный смотритель». Образ повествователя. Нравственные проблемы в повести.

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

2

08.11

11.11


37

38

Вн. чт. «Повести Белкина». Выразительность и лаконизм пушкинской прозы.

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

2

13.11

14.11


39

Контрольная работа №1 по творчеству А.С.Пушкина.

Урок контроля знаний.

1

15.11


40

41

М.Ю.Лермонтов. Очерк жизни и творчества. «Песня про купца Калашникова...» Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ И. Грозного и тема власти.

Урок комбинированный.

2

18.11

20.11


42

43

М.Ю.Лермонтов. «Песня про купца Калашникова». Лирическое и эпическое в поэме. Нравственная проблематика и история конфликта.

Урок комбинированный.

2

21.11

22.11


44

Контрольная работа №2 по творчеству М.Ю.Лермонтова

Урок контроля знаний

1

25.11



45

46

М.Ю.Лермонтов. «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется…». Лирический герой стихотворений.

Урок комбинированный.

2

27.11

28.11


47

48

Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества. Историческая и фольклорная основа повести.

Урок комбинированный.

2

29.11

02.12


49

50

«Тарас Бульба». Героико-патриотический пафос повести. Запорожская Сечь, её нравы и обычаи

Урок комбинированный.

2

04.12

05.12


51

52

«Тарас Бульба». Героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и его товарищей в борьбе за родную землю

Урок комбинированный.

2

06.12

09.12


53

54

«Тарас Бульба». Сыновья Тараса. Принцип контраста в изображении героев. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга

Урок комбинированный.

2

11.12

12.12


55

56

«Тарас Бульба». Отношение автора к героям повести. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства

Урок контроля знаний и умений.

2

13.12

16.12


57

58

Контрольная работа № 3. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Урок развития речи.

2

18.12

19.12


59

60

Вн. чт. по сборнику Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Художественное своеобразие повестей.

Урок овладения новыми знаниями

2

20.12

23.12


61

62

И.С.Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника» - книга о России.

Урок овладения новыми знаниями

2

25.12

26.12


63


«Бирюк »Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали.


1

27.12



III четверть

64

«Бирюк »Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали.

Урок комбинированный.

1

13.01


65


И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе» Философские раздумья автора.

Урок комбинированный.

1

15.01


66

67

Н.А.Некрасов. Очерк жизни и творчества. Поэма «Русские женщины». Подвиг любви и долга.

Урок комбинированный.

2

16.01

17.01


68

Н. А. Некрасов. "Размышления у парадного подъезда".

Урок овладения новыми знаниями

1

20.01


69

70

А.К.Толстой . Очерк жизни и творчества. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин».Худ. своеобразие баллад.

Урок комбинированный.

2

22.01

23.01


71

72

М. Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества». Сатира и юмор в «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил.

Урок комбинированный.

2

24.01

27.01


73

74

Л.Н.Толстой .Биографический очерк . Повесть «Детство» Нравственная проблематика повести.

Урок комбинированный.

2

29.01

30.01


75

76

А.П. Чехов - писатель и человек. Рассказы "Хамелеон", «Злоумышленник». Смешное и грустное в рассказах.

Урок комбинированный.

2

31.01

03.02


VI. РАЗДЕЛ. «КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ…» (3 ч )

77

78

Стихотворения о родной природе «Край ты мой, родимый край…»

Урок овладения новыми знаниями

2

05.02

06.02


79

Стихотворения о родной природе.


Урок комбинированный.

1

07.02



VII. РАЗДЕЛ. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (24 ч)

80

81

И.А.Бунин. Воспитание детей в рассказе «Цифры».

Урок овладения новыми знаниями

2

10.02

12.02


82

83

М.Горький. Литературный портрет писателя. Автобиографический характер повести «Детство»

Урок комбинированный.

2

13.02

14.02


84

85

М.Горький. «Детство». «Свинцовые мерзости» и «яркое, здоровое, творческое» в русской жизни.

Урок комбинированный.

2

17.02

19.02


86

87

М.Горький. «Детство». Вера писателя в творческие силы народа.

Урок комбинированный.

2

20.02

21.02


88

89

М.Горький. «Старуха Изергиль». Легенда о Данко. Представление писателя об истинной красоте человека

Урок комбинированный.

2

26.02

27.02


90

91

Л.Андреев. Очерк жизни и творчества. «Кусака». Нравственные проблемы в рассказе

Урок овладения новыми знаниями

2

28.02

02.03


92

93

В.В. Маяковский "Необычайное приключение..." Роль поэта и поэзии. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

2

04.03

05.03


94

95

А.П. Платонов. Рассказ "Юшка". Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни.

Урок комбинированный.

2

06.03

11.03


96

97

А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Приемы раскрытия характеров. Значение детали в рассказе.

Урок комбинированный.

2

12.03

13.03


98

99

Б.Л.Пастернак. Очерк жизни и творчества. Лирика.

Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.


Урок комбинированный.

2

16.03

18.03


100

101

Контрольная работа №4 по произведениям русской литературы XX века.


Урок контроля знаний и умений.

2

19.03

20.03


IV четверть

102

103

А. Т. Твардовский. Очерк жизни и творчества. Лирика. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...».

Урок комбинированный.

2

30.03

01.04


VIII. РАЗДЕЛ. ЧАС МУЖЕСТВА. (10 ч)



104

105

Героизм, патриотизм грозных лет войны в стихотворениях А.А.Ахматовой, К.М.Симонова,

Урок комбинированный.

2

02.04

03.04


106

107

Фёдор Александрович Абрамов "О чём плачут лошади". Проблематика рассказа.

Урок овладения новыми знаниями

2

06.04

08.04


108

109

Евгений Иванович Носов "Кукла". Нравственные проблемы, поднимаемые писателем в рассказе.

Урок комбинированный.

2

09.04

10.04


110

111

Юрий Павлович Казаков. Рассказ "Тихое утро". Способы раскрытия характера героя.

Урок овладения новыми знаниями

2

13.04

15.04


112

113

Д.С.Лихачёв. Научная и творческая деятельность. «Земля родная ».

Урок овладения новыми знаниями

2

16.04

17.04


IX. РАЗДЕЛ. ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ. (2 ч)

114

115

М.Зощенко. «Беда». Зощенко - верный последователь гоголевского направления в литературе.

Урок овладения новыми знаниями

2

20.04

22.04



X. РАЗДЕЛ. «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА…». (4 ч)

116

117

Урок-концерт. Родина, родная природа, собственное восприятие окружающего в стихотворениях русских поэтов XX века.

Урок овладения новыми знаниями

2

23.04

24.04


118

119

Вн.чт. по произведениям советских поэтов о Родине и природе.

Урок овладения новыми знаниями

2

27.04

29.04



XI. РАЗДЕЛ. ПЕСНИ НА СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ XX ВЕКА. (2 ч)

120

121

Музыка и поэзия. Творчество И. Гофф, Б. Окуджавы, А. Вертинского. Лирические размышления о жизни.

Урок комбинированный.

2

30.04

06.05



XII. РАЗДЕЛ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИ. (2 ч)

122

123

Р.Гамзатов. Возвращение к истокам, основам жизни в стихах поэта.

Урок овладения новыми знаниями

2

07.05

08.05


XIII. РАЗДЕЛ. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (8 ч).

124

125

Роберт Бёрнс «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности. Дж.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..»

Урок овладения новыми знаниями

2

13.05

14.05


126

127

Японские хокку (хайку). Особенности жанра

Урок комбинированный.

2

15.05

18.05


128

129

Сила любви и преданности в рассказе О.Генри «Дары волхвов».


Урок комбинированный.

2

20.05

21.05


130

131

Зарубежная фантастика. Р.Д. Брэдбери «Каникулы».

Урок овладения новыми знаниями

2

22.05

25.05


XIV. РАЗДЕЛ. ПОВТОРЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ. (3 ч)

132

Повторение и обобщение изученного. Подготовка к контрольной работе

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

1

27.05


133

Контрольная работа № 5. Итоговый тест.

Урок контроля знаний и умений.

1

28.05



134

Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

1

29.05







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!