СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по литературе для 7 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по литературе для 7 класса»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Жирятинская средняя общеобразовательная школа

имени А.Ф.Возликова



Рассмотрено на заседании ШМО « Согласовано» «Утверждено»

Руководитель ШМО Зам. дир. по УР Директор МБОУ Жирятинская СОШ

_______/_Борщевская И.А. __________/Григорьева Л.И. ____________/Ященко А.И.

Протокол № _____ от ____________________ Приказ № ______ ____________________ 2018г. ____________________ 2018 г.









Предмет - литература



Класс - 7



Составил учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Борщевская Ирина Анатольевна





С.Жирятино

2018 - 2019 учебный год


Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

• Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и чело-вечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского обще-ства, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучаю-щихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

• Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

• Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, обще-ственно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

• Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружаю-щей среде;

• Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

• Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернатив-ные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познава-тельных задач;

• Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ-ствии с изменяющейся обстановкой;

• Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифици-ровать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавли-вать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;

• Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

• Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуника-ции для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

• Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

• Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления зало-женных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нрав-ственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

• Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

• Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

• Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

• Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

• Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;

• Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения.

Содержание учебного предмета

Введение (1 ч.)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч.)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях.»Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)

ЭПОС НАРОДОВ МИРА (3 ч)

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и соловей-разбойник».Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость,чувство собственного достоинства-основные черты характера Ильи Муромца.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала»-карело-финский мифологический эпос.Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.

«Песнь о Роланде».(фрагменты).Французский средневековый героический эпос.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч.)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления). «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (28 ч.)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой.Слово о поэте.Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящее самовластию.

Теория литературы. Историческая баллада (развитие представлений)

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...». «Дикий помещик». Для внеклассного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).Ирония.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (24 ч.)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок,Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления)

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для внеклассного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.»Июль», «Никого не будет дома».Картины природы , преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Теория литературы. Сравнение. Метафора.

На дорогах войны.(Обзор)

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»(Обзор) Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются,или Смех Михаила Зощенко

М.Зощенко. Слово о писателе.Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века

А Вертинский. «Доченька».И Гофф «Русское поле». Б Окуджава . «По Смоленской дороге...»Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени.Светлая грусть переживаний.

Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1ч)

Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте. «Опять за спиною родная земля...»,» Я вновь пришел сюда и сам не верю...» ,» О моей родине».

Возвращение к истокам , основами жизни.Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч.)

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра

Теория литературы. Фантастика в художественной литературе.



Название раздела

Количество часов

Сочинения

Тесты

1.

Введение

1

-

-

2.

Устное народное творчество

2

-

-

3

Эпос народов мира

3

-

1

3.

Из древнерусской литературы

2

-

-

4.

Из литературы 18 века

2

-

-

5.

Из русской литературы 19 века

28

2

1

6.

Из русской литературы 20 века

24

2

-

7.

Из литературы народов России

1

-

-

8.

Из зарубежной литературы

5

-

1


Итого

68

4

3























Тематическое планирование по литературе

7 класс (68 часов)

п/п

Дата проведения урока

Тема урока

Количество часов

Примечание



I четверть (18 часов)





Введение

1


1


Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблематика литературы.

1




Устное народное творчество

2


2


Понятие о предании. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».

1


3


Народная мудрость пословиц и поговорок. Афористические жанры фольклора.

2




Эпос народов мира.

3


4


Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович».Микула-носитель лучших человеческих качеств.

1


5


Вн.чт. Киевский и Новгородский циклы былин.Своеобразие былины «Садко». Вводное контрольное тестирование

2

Т №1

6


Французский и карело-финский мифологический эпос. «Калевала», «Песнь о Роланде».

3




Из древнерусской литературы

2


7


Русские летописи. «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок).Нравственные заветы Древней Руси.

1


8


Гимн любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

2




Из русской литературы XVIII века

2


9


М.В. Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок)

1


10


Г.Р. Державин. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи..», «На птичку», «Признание».

2




Из русской литературы XIX века

28


11


А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» (отрывок). Сопоставление полководцев Петра I и Карла XII

1


12


А. С. Пушкин. Образ Петра I в поэме «Медный всадник».

2


13


А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».Смысл сопоставления Олега и волхва.

3


14


А.С. Пушкин. Драма «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре.

4


15


А.С.Пушкин. «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека».

5


16


Р.р. Подготовка к сочинению по повести «Станционный смотритель»А.С.Пушкина

6

С№1

17


Р.р. Написание сочинения по повести «Станционный смотритель»А.С.Пушкина

7


18


М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Защита Калашниковым человеческого достоинства.


8






II четверть (14 часов)



19


М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва»

9


20


Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства.

10


21


Героизм и самоотверженность Тараса и товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

11


22


Противопоставление Остапа Андрию в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

12


23


Патриотический пафос повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя

13


24


Р.р. Подготовка к сочинению по повести «Тарас Бульба»

Н.В. Гоголя

14

С№2

25


Р.р. Написание сочинения по повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя

15


26


И.С.Тургенев «Бирюк»: изображение быта крестьян.

16


27


И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

17


28


Н.А.Некрасов. Историческая основа поэмы «Русские женщины»(«Княгиня Трубецкая»).

18


29


Вн.чт.Н.А. Некрасов. Боль поэта за судьбу народа в стихотворении «Размышления у парадного подъезда»

19


30


А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин».

20


31


Контрольное тестирование за I полугодие

21


32


М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

22

Т№2




III четверть (20 часов)



33


Вн. чт. Обличение социальных пороков в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»

23


34


Л.Н.Толстой. «Детство»(главы). Взаимоотношения детей и взрослых.

24


35


Нравственный смысл поступков в повести Л.Н.Толстого «Детство»

25


36


А.П. Чехов.Живая картина нравов в рассказе «Хамелеон».

26


37


Вн.чт. Многогранность комического в рассказах А.П. Чехова «Злоумышленник», «Размазня»

27


38


«Край ты мой, родимый край...». Стихи русских поэтов XIX века о родной природе

28




Из русской литературы XX века

24


39


И.А.Бунин. «Цифры» Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

1


40


Вн. чт Душевное богатство простого крестьянина в рассказе И.А. Бунина «Лапти»

2


41


М.Горький. Автобиографический характер повести

«Детство»(главы)

3


42


М.Горький. Изображение быта и характеров в повести

«Детство»(главы)

4


43


Р.р. Подготовка к сочинению по повести М.Горького «Детство»

5

С№3

44


Р.р. Написание сочинения по повести М.Горького «Детство»

6


45


Вн.чт. Романтические рассказы М. Горького «Старуха Изергиль» (легенда о Данко), «Челкаш»

7


46


Л.Н. Андреев. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев в рассказе Л.Н. Андреева « Кусака»

8


47


В.В. Маяковский. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

9


48


Два взгляда на мир в стихотворениях В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

10


49


Сострадание и уважение к человеку в рассказе А.П.Платонова «Юшка»

11


50


Р.р. Подготовка к сочинению по рассказу А.П.Платонова «Юшка»

12


51


Р.р. Написание сочинения по рассказу А.П.Платонова «Юшка»

13

С№4

52


Вн.чт. А.П.Платонов . «В прекрасном и яростном мире»

14




IV четверть (16 часов)



53


Б.Л.Пастернак. Стихотворения «Никого не будет в доме», «Июль». Картины природы, преображенные поэтическим зрением поэта.

15


54


А.Т.Твардовский. Стихотворения «Снега потемнеют синие...», «Июль-макушка лета», «На дне моей жизни»

16


55


Вн.чт. Час мужества. Стихотворения о Великой Отечественной войне.

17


56


Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе.

18


57


Сила внутренней, духовной красоты человека в рассказах

Е.И. Носова «Кукла» («Акимыч»),»Живое пламя».

19


58


Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро»

20


59


Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего В.Я. Брюсова, Ф.К. Сологуба, С.А. Есенина, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова

21


60


Д.С. Лихачев. Духовное напутствие молодежи в главах книги «Земля родная»

22


61


Смешное и грустное в рассказах М. Зощенко. Рассказ «Беда»

23


62


А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний

24




Из литературы народов России

1


63


Расул Гамзатов. Стихотворения «Опять за спиною родная земля». «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Возвращения к истокам, основам жизни

1




Из зарубежной литературы

5


64


Представления народа о справедливости и честности «Честная бедность» Роберта Бернса.

1


65


Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!» Дж. Г. Байрона

2


66


Японские трехстишия (хокку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве. Сила любви и преданности О. Генри «Дары волхвов»

3


67


Фантастические рассказы Р. Бредбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. «Каникулы»

4


68


Итоговое тестирование.

5

Т№3











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!