Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская средняя общеобразовательная школа»
671325, РБ, Заиграевский р-он, с. Новая Брянь, ул. Пирогова,20, 83013653597, novbrsosh@yandex.ru
Программа рассмотрена и одобрена на заседании МО учителей начальных классов МБОУ «Новобрянская сош» ___________/И.Г.Кожевникова Протокол № _____ от «___» _________ 2021г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Новобрянская сош» ________ / С.Н.Грищёва «_____»_________2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Новобрянская сош» ________ / Н.С.Чернышова Приказ № ______ от «___» _________ 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
для учащихся 4 «в» класса
учителя Кондратьевой Светланы Валерьевной
2021- 2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена для учащихся 4 «в» класса общеобразовательной школы на основе следующих нормативно правовых документов «Об образовании в Российской Федерации»:
- ФГОС НОО (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО», зарегистрирован Минюст № 15785 от 22 .12. 2009); (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576, Приказа Минпросвещения России от 11.12.2020 № 712);
-Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Новобрянская сош»;
- Учебный план МБОУ «Новобрянская средняя общеобразовательная школа» на 2021-2022 уч.год;
Рабочая программа составлена и на основе авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», УМК «Школа России».
В учебном плане на изучение математики в 4 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, 34 учебные недели, всего – 136 часов.
Программа обеспечивает достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Основными формами организации учебных занятий являются: коллективный диалог, работа в группах, работа в парах, фронтальная, индивидуальная. Используются нетрадиционные формы обучения (урок-конкурс, урок-КВН, проектная работа в группах), которые позволяют выявить одаренных детей, открыть образовательные перспективы для исследовательской деятельности в области математики, нацеленные на реализацию деятельностного подхода к обучению математики.
Промежуточная аттестация
№ урока | Форма | Тема | Дата |
10 | Входная диагностическая работа | Числа от 1 до 1000. Повторение. | |
13 | Контрольная работа | Числа от 1 до 1000. Повторение. | |
20 | Проверочная работа | Числа, которые больше 1000. Нумерация | |
24 | Контрольная работа | Числа, которые больше 1000. Нумерация | |
36 | Контрольная работа | Величины | |
47 | Контрольная работа | Сложение и вычитание | |
65 | Проверочная работа | Умножение и деление на однозначное число | |
67 | Контрольная работа | Умножение и деление на однозначное число | |
73 | Проверочная работа | Скорость. Время. Расстояние | |
80 | Проверочная работа | Умножение на числа, оканчивающиеся нулями | |
90 | Проверочная работа | Деление на числа, оканчивающиеся нулями | |
93 | Контрольная работа | Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями | |
106 | Контрольная работа | Умножение на двузначное и трёхзначное число | |
116 | Проверочная работа | Письменное деление на двузначное число | |
118 | Контрольная работа | Письменное деление на двузначное число | |
124 | Проверочная работа | Письменное деление на трёхзначное число | |
126 | Контрольная работа | Письменное деление на трёхзначное число | |
Итоговая аттестация
№ урока | Форма | Тема | Дата |
10 | Контрольная работа | Входная | |
30 | Контрольная работа | Итоговая за I четверть | |
61 | Контрольная работа | Итоговая за I полугодие | |
102 | Контрольная работа | Итоговая за III четверть | |
133 | Контрольная работа | Итоговая за год | |
Содержание учебного предмета (136 часов)
Числа от 1 до 1000. Повторение (13часов)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 — 4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000 (113 часов)
Нумерация (11 часов)
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины (12 часов)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание (11 часов)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
х+312=654+79
729-х=217+163
х- 137 = 500 -140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин
Умножение и деление (79 часов)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 · х = 429 + 120, х · 18 = 270- 50, 360: х = 630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
В течение всего года проводится:
- вычисление значений числовых выражений в 2 — 4действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
- решение задач в одно действие, раскрывающих смысл арифметических действий;
- нахождение неизвестных компонентов действий;
отношения больше, меньше, равно;
взаимосвязь между величинами;
решение задач в 2 — 4 действия;
решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;
разбиение фигуры па заданные части; составление заданной фигуры из 2 — 3 ее частей;
построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
Итоговое повторение (10 часов)
Числа больше 1000. Нумерация чисел. Арифметические действия: сложение и вычитание, умножение, деление чисел больше 1000. Порядок выполнения действий.
Решение задач изученных видов.
Величины.
Геометрические фигуры.
Календарно-тематическое планирование по математике
(4 час в неделю, 34 учебные недели, всего 136 часов)
№ п\п | Тема урока | Количество часов | Дата по плану | Фактическая дата | Примечание |
|
Числа от 1 до 1000. Повторение (13 часов) |
1 | Нумерация. Счёт предметов. Разряды | 1 | | | |
2 | Числовые выражения. Порядок выполнения действий | 1 | | | |
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых | 1 | | | |
4 | Вычитание трёхзначных чисел | 1 | | | |
5 | Умножение трёхзначного числа на однозначное | 1 | | | |
6 | Свойства умножения | 1 | | | |
7 | Алгоритм письменного деления | 1 | | | |
8 | Приёмы письменного деления | 1 | | | |
9 | Приёмы письменного деления | 1 | | | |
10 | Входная диагностическая работа.Приёмы письменного деления | 1 | | | |
11 | Анализ входной диагностической работы. Работа над ошибками.Диаграммы | 1 | | | |
12 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | | | |
13 | Контрольная работа по теме « Числа от 1 до 1000. Повторение» | 1 | | | |
Числа, которые больше 1000 (113 часов) Нумерация (11 часов) |
14 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Класс единиц и класс тысяч | 1 | | | |
15 | Чтение многозначных чисел | 1 | | | |
16 | Запись многозначных чисел | 1 | | | |
17 | Разрядные слагаемые | 1 | | | |
18 | Сравнение многозначных чисел | 1 | | | |
19 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз | 1 | | | |
20 | Закрепление изученного по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация» Проверочная работа | 1 | | | |
21 | Класс миллионов. Класс миллиардов. | 1 | | | |
22 | Проект «Числа вокруг нас». Создание математического справочника «Наше село» | 1 | | | |
23 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 1 | | | |
24 | Контрольная работа по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация» | 1 | | | |
Величины (12 часов) |
25 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Единицы длины. Километр. Таблица единиц длины | 1 | | | |
26 | Соотношение между единицами длины | 1 | | | |
27 | Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр | 1 | | | |
28 | Таблица единиц площади | 1 | | | |
29 | Определение площади с помощью палетки | 1 | | | |
30 | Итоговая контрольная работа за I четверть | 1 | | | |
31 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Единицы массы. Тонна. Центнер. Таблица единиц массы. | 1 | | | |
32 | Единицы времени. Определение времени по часам. | 1 | | | |
33 | Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда. | 1 | | | |
34 | Век. Таблица единиц времени. | 1 | | | |
35 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | | |
36 | Контрольная работа по теме «Величины» | 1 | | | |
Сложение и вычитание (11 часов) |
37 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Устные и письменные приёмы вычислений | 1 | | | |
38 | Письменные приёмы вычислений | 1 | | | |
39 | Нахождение неизвестного слагаемого | 1 | | | |
40 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого | 1 | | | |
41 | Нахождение нескольких долей целого | 1 | | | |
42 | Решение задач на нахождение долей целого | 1 | | | |
43 | Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий | 1 | | | |
44 | Сложение и вычитание величин | 1 | | | |
45 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. | 1 | | | |
46 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | | | |
47 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» | 1 | | | |
Умножение и деление (79 часов) |
48 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Умножение и его свойства. | 1 | | | |
49 | Письменное умножение многозначного числа на однозначное | 1 | | | |
50 | Умножение на 0 и 1 | 1 | | | |
51 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. | 1 | | | |
52 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя | 1 | | | |
53 | Деление многозначного числа на однозначное. Деление с числами 0 и 1 | 1 | | | |
54 | Письменное деление многозначного числа на однозначное | 1 | | | |
55 | Письменное деление многозначного числа на однозначное, когда первая цифра в делимом меньше делителя | 1 | | | |
56 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме. | 1 | | | |
57 | Письменное деление многозначного числа на однозначное | 1 | | | |
58 | Решение задач на пропорциональное деление. | 1 | | | |
59 | Деление многозначного числа на однозначное | 1 | | | |
60 | Решение задач на пропорциональное деление | 1 | | | |
61 | Итоговая контрольная работа за I полугодие | 1 | | | |
62 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками Деление многозначного числа на однозначное | 1 | | | |
63 | Деление многозначного числа на однозначное | 1 | | | |
64 | Закрепление изученного по теме «Умножение и деление на однозначное число» | 1 | | | |
65 | Закрепление изученного по теме «Умножение и деление на однозначное число» Проверочная работа | 1 | | | |
66 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | | | |
67 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число» | 1 | | | |
68 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Решение текстовых задач | 1 | | | |
69 | Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | 1 | | | |
70 | Решение задач на движение | 1 | | | |
71 | Решение задач на движение | 1 | | | |
72 | Решение задач на движение | | | | |
73 | Закрепление изученного по теме «Скорость. Время. Расстояние» Проверочная работа | | | | |
74 | Умножение числа на произведение | | | | |
75 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | | | | |
76 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | | | | |
77 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями | | | | |
78 | Решение задач на одновременное встречное движение | | | | |
79 | Перестановка и группировка множителей | | | | |
80 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа по теме «Умножение на числа, оканчивающиеся нулями» | | | | |
81 | Деление числа на произведение. | | | | |
82 | Деление числа на произведение | | | | |
83 | Деление с остатком на 10, 100, 1 000 | 1 | | | |
84 | Составление и решение задач, обратных данной | 1 | | | |
85 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | | | |
86 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | | | |
87 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | | | |
88 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | | | |
89 | Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях | 1 | | | |
90 | Закрепление изученного по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями». Проверочная работа | 1 | | | |
91 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | | | |
92 | Проект: «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий | 1 | | | |
93 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями» | 1 | | | |
94 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Умножение числа на сумму | 1 | | | |
95 | Умножение числа на сумму | 1 | | | |
96 | Письменное умножение на двузначное число | 1 | | | |
97 | Письменное умножение на двузначное число | 1 | | | |
98 | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям | 1 | | | |
99 | Решение текстовых задач | 1 | | | |
100 | Письменное умножение на трёхзначное число | 1 | | | |
101 | Письменное умножение на трёхзначное число | 1 | | | |
102 | Итоговая контрольная работа за III четверть | 1 | | | |
103 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Письменное умножение на трёхзначное число | 1 | | | |
104 | Письменное умножение на трёхзначное число | 1 | | | |
105 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | | | |
106 | Контрольная работа по теме «Умножение на двузначное и трёхзначное число» | 1 | | | |
107 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Письменное деление на двузначное число | 1 | | | |
108 | Письменное деление с остатком на двузначное число | 1 | | | |
109 | Алгоритм письменного деления на двузначное число | 1 | | | |
110 | Письменное деление на двузначное число | 1 | | | |
111 | Письменное деление на двузначное число | 1 | | | |
112 | Закрепление изученного по теме «Письменное деление на двузначное число» | 1 | | | |
113 | Закрепление изученного по теме «Письменное деление на двузначное число». Решение задач | 1 | | | |
114 | Закрепление изученного по теме «Письменное деление на двузначное число» | 1 | | | |
115 | Письменное деление на двузначное число, когда в частном есть нули | 1 | | | |
116 | Закрепление изученного по теме «Письменное деление на двузначное число». Проверочная работа | 1 | | | |
117 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | | |
118 | Контрольная работа по теме «Письменное деление на двузначное число». | 1 | | | |
119 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками Письменное деление на трёхзначное число | 1 | | | |
120 | Письменное деление трёхзначное число | 1 | | | |
121 | Письменное деление на трёхзначное число | 1 | | | |
122 | Письменное деление на трёхзначное число | 1 | | | |
123 | Деление с остатком | 1 | | | |
124 | Закрепление изученного по теме «Письменное деление на трёхзначное число».Проверочная работа | 1 | | | |
125 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | | |
126 | Контрольная работа по теме «Письменное деление на трёхзначное число» | 1 | | | |
Повторение (10 часов) |
127 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Повторение по теме «Нумерация» | 1 | | | |
128 | Повторение по теме «Выражения и уравнения» | 1 | | | |
129 | Повторение по теме «Арифметические действия: сложение и вычитание» | 1 | | | |
130 | Повторение по теме «Арифметические действия: умножение и деление» | 1 | | | |
131 | Повторение по теме «Правила о порядке выполнения действий» | 1 | | | |
132 | Повторение по теме «Величины» | 1 | | | |
133 | Итоговая контрольная работа за год | 1 | | | |
134 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Повторение по теме «Геометрические фигуры» | 1 | | | |
135 | Повторение по теме «Задачи» | 1 | | | |
136 | Повторение по теме «Задачи» | 1 | | | |