СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа подходит к учебнику Петерсон

Просмотр содержимого документа
«Программа по математике»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Физико-математическая школа №56 г. Улан-Удэ»

«рассмотрено на заседании МО»

Руководитель МО

____/Битуева Т.А./

Протокол №____ от

«___» _________ 2021__г.



«согласовано»

заместитель директора по УВР

____ /Свобода И.М./

Протокол №____ от

«___» _________ 2021__г

«утверждено»

Директор школы

_______/Перинова В.В/


Приказ № ______ от

«___» ________2021__г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Бархатовой Александры Петровны,

учителя начальных классов,

высшей квалификационной категории




по математике для 3 «з» класса

















2021 – 2022 учебный год



Пояснительная записка


Рабочая программа начального общего образования по математике    для 3 класса составлена в соответствии с:

  1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ (с изменениями и дополнениями);

  2. Федеральным образовательным стандартом начального общего образования (2009 год), Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;

  3. Примерной программой по математике с учетом авторской программы «Математика» (для четырёхлетней начальной школы), авторы: М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М.: Просвещение, 2018.

  4. Приказом Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 года № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;

  5. Учебным планом МАОУ «ФМШ №56» 2021-22уч.год

  6. Положением о рабочей программе МАОУ «Физико-математическая школа №56».

Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

7.«Школа России», учебник для 3 кл. нач. шк. В 3 ч. Ч. 1-3ч Л.Г.Петерсон ,2-е издание «Бином» 2019 г.)

Учебник для 3кл. нач. шк. В 3 ч. Ч. 1-3.,2-е издание «Бином» 2019 г.)

Л.Г. Петерсон «Самостоятельные и контрольные работы к учебнику «Математика» 3 класс На учебник получены положительные заключения Российской академии наук(№10106-5215/481 от 01.11.2010) и Российской академии образования (№01-5/7д-530 от 20.10.2010)


Адресность

Программа составлена для учащихся 3 класса. 

Цели и задачи курса

Основными целями начального обучения математике являются:

  • Математическое развитие младших школьников.

  • Формирование системы начальных математических знаний.

  • Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения); 

— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; 

— развитие пространственного воображения;

— развитие математической речи;

— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

— развитие познавательных способностей;

— воспитание стремления к расширению математических знаний;

— формирование критичности мышления;

— развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.


Общая характеристика предмета

Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.

Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся. В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

  • понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);

  • математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

  • владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.

Место учебного предмета в учебном плане

           В учебном плане на изучение курса «Математика» в 3 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю).

Формы организации учебного процесса.

          Программа предусматривает проведение:

  • традиционных уроков;

  •  интегрированных;

  • обобщающих уроков;

  •  уроков с дидактической игрой;

  •  уроков развития речи;

  • контрольных уроков. 

  

Планируемые результаты изучения курса «Математики» в 3 классе

Личностные УУД

  • Ценить и принимать следующие базовые ценности:

  • «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»;

  • уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов;

  • освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу;

  • оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Регулятивные УУД

  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

  • Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях

  • Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.

  • Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

  • Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

  • Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе

  • Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

  • Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Познавательные УУД

  • Проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы.

  • Проводить несложные обобщения и использовать матема­тические знания в повседневной жизни.

  • Понимать базовые межпредметные понятия: число, величина, геометрическая фигура.

  • Осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами.

Коммуникативные УУД

  • Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно- популярных книг, понимать прочитанное

  • Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

  • Критично относиться к своему мнению

  • Понимать точку зрения другого

  • Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом

Предметные результаты:

Ученик научится: образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1000;

  • сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых, мелкие единицы счёта крупными и наоборот;

  • устанавливать закономерность - правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз), продолжать её или восстанавливать про­пущенные в ней числа;

  • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному либо нескольким признакам;

  • читать, записывать и сравнивать значения площади, массы, времени, используя изученные единицы этой величины и соотношения между ними;

  • выполнять табличное умножение и деление чисел; умно­жение на 1 и на 0;

  • выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком, проверку арифметических действий умножение и деление;

  • выполнять письменно действия сложение и вычитание, а также умножение и деление на однозначное число в пределах 1000;

  • вычислять значение числового выражения в два-три дей­ствия (со скобками и без скобок);

  • сравнивать задачи на увеличение(уменьшение) числа на несколько единиц и в несколько раз;

  • составлять план решения задачи;

  • вычислять площадь прямоугольника разными способами

  • обозначать геометрические фигуры буквами;

  • различать круг и окружность;

  • чертить окружность заданного радиуса с помощью цирку­ля;

  • анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;

  • устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;

  • самостоятельно оформлять в таблице связи между пропор­циональными величинами;


Содержание курса

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (10 ч).

Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.

Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании.

Обозначение геометрических фигур буквами.

Табличное умножение и деление (29ч).

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0. Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.). Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х : 4 = 9, 27 : х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата).

Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (26 ч).

Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; чётные и нечётные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость.

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.

Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предме​тов, расход ткани на все предметы.

Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел.

Задачи на нахождение четвёртого пропорционального.

Таблица умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Сводная таблица умножения.

Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.

Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь пря​моугольника (квадрата).

Текстовые задачи в три действия.

Составление плана действий и определение наиболее эффективных способов реше​ния задач.

Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружности с помощью циркуля.

Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. За​дачи на нахождение доли числа и числа по его доле.

Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.

Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (26 ч).

Умножение суммы на число. Приёмы умножения для случаев вида 23 • 4, 4 • 23. Приё​мы умножения и деления для случаев вида 20 • 3, 3 • 20, 60 : 3, 80 : 20.

Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления.

Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. Проверка умножения делением.

Выражения с двумя переменными вида а + b, а - b, а Ь, с : d (d ≠0), вычисление их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.

Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.

Приёмы нахождения частного и остатка. Проверка деления с остатком.

Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального.

Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч).

Устная и письменная нумерация. Разряды счётных единиц. Натуральная последовательность трёхзначных чисел.

Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз.

Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых.

Сравнение трёхзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе.

Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 ч).

Приёмы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Письменные приемы сложения и вычитания.

Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.

Решение задач в 1-3 действия на сложение.

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (16 ч).

Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.

Решение задач в 1-3 действия на умножение и деление.

Знакомство с калькулятором.

Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе» (6 ч).

Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий. Решение уравнений.

Решение задач изученных видов


Примерный график проведения контроля


Период обучения

Дата

(план)

Вид работы

Темы

1 четверть

18.09

Входная диагностическая работа

Повторение

30.09

Контрольная работа по разделу

Алгоритмы письменного умножения и деления многозначных чисел. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема).

23.10

Контрольная работа по разделу

Операции над числами

2 четверть

18.11

Контрольная работа по разделу

Умножение и деление

18.12

Административный контроль

Умножение и деление многозначных чисел

19.12

Контрольная работа по разделу

3 четверть

06.02

Контрольная работа по разделу

Меры времени

12.03

Контрольная работа по разделу

Формулы. Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения

4 четверть

14.04

Контрольная работа по разделу

Письменное умножение многозначных чисел

14.05

Административный контроль

Повторение

19.05

Переводная контрольная работа

21 – 22.05

Контрольная работа по итогам года



Тематическое планирование

по математике

Класс 3 «з»

Учитель: Бархатова А.П.

Количество часов

Всего 136 час; в неделю 4 час.

Плановых контрольных уроков 7 ч., проектов 4 ч.;

Административных контрольных уроков 4 ч.

Планирование составлено на основе авторской программы С.В.Савиновой, допущено в образовательном процессе Приказом Министерства образования и науки РФ №16 от 16.01.2012 г.

Учебник: Математика. 3 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: в 3 ч./ Л.Г.Петерсон. [и др.]. М.: Бином, 2019г.




п/п

Тема урока

Кол-во часов

Повторение

1

Устная и письменная нумерация в пределах тысячи. Повторение.

1

2

Умножение суммы на число. Умножение двузначного числа на однозначное

1

3

Умножение числа на сумму. Умножение однозначного числа на двузначное.

1

4

Единицы длины. Миллиметр.

1

5

Деление суммы на число

1

6

Внетабличное деление 72:6

1

7

Входная контрольная работа.

1

8

Внетабличное деление 36: 12

1

9

Единицы длины. Километр. Проверочная работа.

1

10

Деление с остатком

1

11

Контрольная работа "Умножение и деление суммы на число"

1

Множество


12

Работа над ошибками. Множество и его элементы

1

13

Способы задания множеств

1

14

Равные множества. Пустое множество

1

15

Диаграммы Эйлера-Венна

1

16

Диаграммы Эйлера-Венна

1

17

Подмножества.

1

18

Решение задач. Проверочная работа.

1

Пересечение и объединение множеств


19

Самостоятельная работа. Пересечение множеств

1

20

Свойства пересечения множеств

1

21

Свойства пересечения множеств

1

22

Решение задач

1

23

Арифметический диктант. Объединение множеств.

1

24

Самостоятельная работа. Решение задач.

1

25

Объединение множеств.

1

26

Объединение множеств.

1

Классификация

27

Разбиение множеств на части по свойствам

1

28

Разбиение множеств на части по свойствам

1

29

Как люди научились считать

1

30

Контрольная работа по итогам 1 четверти.

1

Нумерация

31

Многозначные числа

1

32

Многозначные числа.

1

33

Закрепление изученного. Контроль знаний по таблице умножения.

1

34

Умножение круглых чисел.

1

35

Умножение и деление круглых чисел

1

Единицы длины

36

Единицы длины

1

37

Единицы массы. Граммы

1

38

Самостоятельная работа. Единицы массы. Тонна, центнер.

1

39

Закрепление изученного.

1

40

Анализ контрольной работы

1

Деление и умножение многозначных чисел


41

Умножение многозначного числа на однозначное

1

42

Алгоритм умножения многозначного числа на круглое число

1

43

Решение составных задач на нахождение величин по их сумме и разности

1

44

Деление на однозначное число

1

45

Деление многозначного числа на однозначное

1

46

Деление многозначного числа на однозначное

1

47

Деление круглого числа на однозначное

1

48

Деление чисел, оканчивающихся нулями

1

49

Деление многозначных чисел

1

50

Деление многозначных чисел

1

51

Деление с остатком. Среднее значение чисел

1

52

Деление с остатком. Среднее значение чисел

1

53

Проверка деления умножением

1

54

Проверка деления умножением

1

55

Преобразование фигур

1

56

Преобразование фигур

1

57

Симметрия

1

58

Повторение и закрепление изученного

1

59

Контрольная работа

1

60

Работа над ошибками

1

Меры времени

61

Меры времени. Календарь

1

62

Дни недели

1

63

Таблица мер времени

1

64

Часы

1

65

Сравнение, сложение и вычитание единиц времени

1

66

Сравнение, сложение и вычитание единиц времени

1

67

Обобщение знаний по теме «Единицы времени»

1

Переменная

68

Переменная

1

69

Выражения с переменной

1

70

Выражения с переменной

1

71

Высказывания

1

72

Равенства и неравенства

1

73

Равенства и неравенства

1

74

Уравнения

1

75

Решение составных уравнений

1

76

Решение составных уравнений

1

77

Контрольная работа

1

78

Анализ контрольной работы

1

Геометрические задачи

79

Формулы периметра и площади прямоугольника

1

80

Формулы периметра и площади прямоугольника

1

81

Формула объема прямоугольного параллелепипеда

1

82

Формула объема прямоугольного параллелепипеда

1

83

Формула деления с остатком

1

84

Формула деления с остатком

1

Задачи на скорость


85

Решение задач

1

86

Решение задач

1

87

Скорость, время, расстояние

1

88

Скорость, время, расстояние

1

89

Формула пути

1

90

Формула пути

1

91

Решение задач на движение

1

92

Решение задач на движение

1

93

Контрольная работа

1

94

Анализ контрольной работы

1

Умножение на двузначные числа

95

Умножение на двузначное число

1

96

Умножение на двузначное число

1

97

Формула стоимости

1

98

Формула стоимости

1

99

Умножение многозначного числа на двузначное

1

100

Умножение многозначного числа на двузначное

1

101

Умножение многозначного числа на круглое число

1

102

Умножение многозначного числа на двузначное

1

103

Умножение многозначного числа на двузначное

1

104

Самостоятельная работа.

1

Умножение на трехзначное число

105

Умножение на трехзначное число

1

106

Умножение на трехзначное число

1

107

Умножение многозначного числа на трехзначное

1

108

Умножение многозначного числа на трехзначное

1

109

Решение задач.

1

110

Решение задач.

1

111

Умножение на трехзначное число, у которого в разряде десятков стоит нуль

1

112

Умножение на трехзначное число, у которого в разряде десятков стоит нуль

1

113

Умножение на трехзначное число, в котором отсутствует разряд десятков

1

114

Умножение на трехзначное число, в котором отсутствует разряд десятков

1

115

Формула работы

1

116

Решение задач

1

117

Решение задач

1

118

Контрольная работа

1

119

Формула произведения

1

120

Решение задач

1

121

Решение задач

1

Умножение многозначных чисел

122

Умножение многозначных чисел

1

123

Умножение многозначного числа на многозначное

1

124

Умножение многозначного числа на многозначное

1

125

Умножение на многозначное число

1

126

«Геометрический турнир»

1

127

. Повторение изученного. Задачи на повторение

1

128

Административная контрольная работа

1

129

Работа над ошибками

1

Повторение за год

130

Повторение изученного. Решение задач

1

131

Переводная контрольная работа

1

132

Работа над ошибками. Повторение изученного

1

133

Повторение изученного. Решение задач

1

134

Итоговая контрольная работа за 3 класс

1

135

Работа над ошибками. Решение задач

1

136

Повторение изученного.

1



Приложение 1.

Оценочные средства (оценочные материалы) и методические материалы рабочей

программы по _математике для 3 класса

(указать наименование предмета)



Класс/Программа

Перечень используемых оценочных средств (оценочных материалов)/КИМы*

Перечень используемых методических материалов

3/Рабочая программа. Математика

УМК «Школа России»

1.Петерсон Л.Г.

«Самостоятельные и контрольные работы к учебнику «Математика» 3 класс

2-е издание «Бином» 2020 г.




1Математика. Методические рекомендации. 3 класс

Петерсон Л.Г..- М.: Просвещение, 2020.

2. Петерсон Л.Г. Поурочные разработки по математике. 3 класс – М.Просвещение 2021г.