Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Физико-математическая школа №56 г. Улан-Удэ»
«рассмотрено на заседании МО» Руководитель МО ____/Битуева Т.А./ Протокол №____ от «___» _________ 2021__г. | «согласовано» заместитель директора по УВР ____ /Свобода И.М./ Протокол №____ от «___» _________ 2021__г | «утверждено» Директор школы _______/Перинова В.В/ Приказ № ______ от «___» ________2021__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Бархатовой Александры Петровны,
учителя начальных классов,
высшей квалификационной категории
по математике для 3 «з» класса
2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа начального общего образования по математике для 3 класса составлена в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ (с изменениями и дополнениями);
Федеральным образовательным стандартом начального общего образования (2009 год), Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;
Примерной программой по математике с учетом авторской программы «Математика» (для четырёхлетней начальной школы), авторы: М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М.: Просвещение, 2018.
Приказом Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 года № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
Учебным планом МАОУ «ФМШ №56» 2021-22уч.год
Положением о рабочей программе МАОУ «Физико-математическая школа №56».
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
7.«Школа России», учебник для 3 кл. нач. шк. В 3 ч. Ч. 1-3ч Л.Г.Петерсон ,2-е издание «Бином» 2019 г.)
Учебник для 3кл. нач. шк. В 3 ч. Ч. 1-3.,2-е издание «Бином» 2019 г.)
Л.Г. Петерсон «Самостоятельные и контрольные работы к учебнику «Математика» 3 класс На учебник получены положительные заключения Российской академии наук(№10106-5215/481 от 01.11.2010) и Российской академии образования (№01-5/7д-530 от 20.10.2010)
Адресность
Программа составлена для учащихся 3 класса.
Цели и задачи курса
Основными целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Общая характеристика предмета
Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся. В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение курса «Математика» в 3 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю).
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение:
Планируемые результаты изучения курса «Математики» в 3 классе
Личностные УУД
Ценить и принимать следующие базовые ценности:
«добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»;
уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов;
освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу;
оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
Регулятивные УУД
Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях
Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе
Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.
Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
Познавательные УУД
Проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы.
Проводить несложные обобщения и использовать математические знания в повседневной жизни.
Понимать базовые межпредметные понятия: число, величина, геометрическая фигура.
Осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами.
Коммуникативные УУД
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно- популярных книг, понимать прочитанное
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
Критично относиться к своему мнению
Понимать точку зрения другого
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом
Предметные результаты:
Ученик научится: образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1000;
сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых, мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
устанавливать закономерность - правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз), продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному либо нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения площади, массы, времени, используя изученные единицы этой величины и соотношения между ними;
выполнять табличное умножение и деление чисел; умножение на 1 и на 0;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком, проверку арифметических действий умножение и деление;
выполнять письменно действия сложение и вычитание, а также умножение и деление на однозначное число в пределах 1000;
вычислять значение числового выражения в два-три действия (со скобками и без скобок);
сравнивать задачи на увеличение(уменьшение) числа на несколько единиц и в несколько раз;
составлять план решения задачи;
вычислять площадь прямоугольника разными способами
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с помощью циркуля;
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице связи между пропорциональными величинами;
Содержание курса
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (10 ч).
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Табличное умножение и деление (29ч).
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0. Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.). Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х : 4 = 9, 27 : х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата).
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (26 ч).
Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; чётные и нечётные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость.
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.
Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы.
Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел.
Задачи на нахождение четвёртого пропорционального.
Таблица умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Сводная таблица умножения.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.
Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата).
Текстовые задачи в три действия.
Составление плана действий и определение наиболее эффективных способов решения задач.
Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружности с помощью циркуля.
Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (26 ч).
Умножение суммы на число. Приёмы умножения для случаев вида 23 • 4, 4 • 23. Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 • 3, 3 • 20, 60 : 3, 80 : 20.
Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления.
Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. Проверка умножения делением.
Выражения с двумя переменными вида а + b, а - b, а Ь, с : d (d ≠0), вычисление их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Приёмы нахождения частного и остатка. Проверка деления с остатком.
Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч).
Устная и письменная нумерация. Разряды счётных единиц. Натуральная последовательность трёхзначных чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз.
Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых.
Сравнение трёхзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе.
Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 ч).
Приёмы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы сложения и вычитания.
Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.
Решение задач в 1-3 действия на сложение.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (16 ч).
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.
Решение задач в 1-3 действия на умножение и деление.
Знакомство с калькулятором.
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе» (6 ч).
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий. Решение уравнений.
Решение задач изученных видов
Примерный график проведения контроля
Период обучения | Дата (план) | Вид работы | Темы |
1 четверть | 18.09 | Входная диагностическая работа | Повторение |
30.09 | Контрольная работа по разделу | Алгоритмы письменного умножения и деления многозначных чисел. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема). |
23.10 | Контрольная работа по разделу | Операции над числами |
2 четверть | 18.11 | Контрольная работа по разделу | Умножение и деление |
18.12 | Административный контроль | Умножение и деление многозначных чисел |
19.12 | Контрольная работа по разделу |
3 четверть | 06.02 | Контрольная работа по разделу | Меры времени |
12.03 | Контрольная работа по разделу | Формулы. Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения |
4 четверть | 14.04 | Контрольная работа по разделу | Письменное умножение многозначных чисел |
14.05 | Административный контроль | Повторение |
19.05 | Переводная контрольная работа |
21 – 22.05 | Контрольная работа по итогам года |
Тематическое планирование
по математике
Класс 3 «з»
Учитель: Бархатова А.П.
Количество часов
Всего 136 час; в неделю 4 час.
Плановых контрольных уроков 7 ч., проектов 4 ч.;
Административных контрольных уроков 4 ч.
Планирование составлено на основе авторской программы С.В.Савиновой, допущено в образовательном процессе Приказом Министерства образования и науки РФ №16 от 16.01.2012 г.
Учебник: Математика. 3 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: в 3 ч./ Л.Г.Петерсон. [и др.]. М.: Бином, 2019г.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Повторение |
1 | Устная и письменная нумерация в пределах тысячи. Повторение. | 1 |
2 | Умножение суммы на число. Умножение двузначного числа на однозначное | 1 |
3 | Умножение числа на сумму. Умножение однозначного числа на двузначное. | 1 |
4 | Единицы длины. Миллиметр. | 1 |
5 | Деление суммы на число | 1 |
6 | Внетабличное деление 72:6 | 1 |
7 | Входная контрольная работа. | 1 |
8 | Внетабличное деление 36: 12 | 1 |
9 | Единицы длины. Километр. Проверочная работа. | 1 |
10 | Деление с остатком | 1 |
11 | Контрольная работа "Умножение и деление суммы на число" | 1 |
Множество | |
12 | Работа над ошибками. Множество и его элементы | 1 |
13 | Способы задания множеств | 1 |
14 | Равные множества. Пустое множество | 1 |
15 | Диаграммы Эйлера-Венна | 1 |
16 | Диаграммы Эйлера-Венна | 1 |
17 | Подмножества. | 1 |
18 | Решение задач. Проверочная работа. | 1 |
Пересечение и объединение множеств | |
19 | Самостоятельная работа. Пересечение множеств | 1 |
20 | Свойства пересечения множеств | 1 |
21 | Свойства пересечения множеств | 1 |
22 | Решение задач | 1 |
23 | Арифметический диктант. Объединение множеств. | 1 |
24 | Самостоятельная работа. Решение задач. | 1 |
25 | Объединение множеств. | 1 |
26 | Объединение множеств. | 1 |
Классификация |
27 | Разбиение множеств на части по свойствам | 1 |
28 | Разбиение множеств на части по свойствам | 1 |
29 | Как люди научились считать | 1 |
30 | Контрольная работа по итогам 1 четверти. | 1 |
Нумерация |
31 | Многозначные числа | 1 |
32 | Многозначные числа. | 1 |
33 | Закрепление изученного. Контроль знаний по таблице умножения. | 1 |
34 | Умножение круглых чисел. | 1 |
35 | Умножение и деление круглых чисел | 1 |
Единицы длины |
36 | Единицы длины | 1 |
37 | Единицы массы. Граммы | 1 |
38 | Самостоятельная работа. Единицы массы. Тонна, центнер. | 1 |
39 | Закрепление изученного. | 1 |
40 | Анализ контрольной работы | 1 |
Деление и умножение многозначных чисел | |
41 | Умножение многозначного числа на однозначное | 1 |
42 | Алгоритм умножения многозначного числа на круглое число | 1 |
43 | Решение составных задач на нахождение величин по их сумме и разности | 1 |
44 | Деление на однозначное число | 1 |
45 | Деление многозначного числа на однозначное | 1 |
46 | Деление многозначного числа на однозначное | 1 |
47 | Деление круглого числа на однозначное | 1 |
48 | Деление чисел, оканчивающихся нулями | 1 |
49 | Деление многозначных чисел | 1 |
50 | Деление многозначных чисел | 1 |
51 | Деление с остатком. Среднее значение чисел | 1 |
52 | Деление с остатком. Среднее значение чисел | 1 |
53 | Проверка деления умножением | 1 |
54 | Проверка деления умножением | 1 |
55 | Преобразование фигур | 1 |
56 | Преобразование фигур | 1 |
57 | Симметрия | 1 |
58 | Повторение и закрепление изученного | 1 |
59 | Контрольная работа | 1 |
60 | Работа над ошибками | 1 |
Меры времени |
61 | Меры времени. Календарь | 1 |
62 | Дни недели | 1 |
63 | Таблица мер времени | 1 |
64 | Часы | 1 |
65 | Сравнение, сложение и вычитание единиц времени | 1 |
66 | Сравнение, сложение и вычитание единиц времени | 1 |
67 | Обобщение знаний по теме «Единицы времени» | 1 |
Переменная |
68 | Переменная | 1 |
69 | Выражения с переменной | 1 |
70 | Выражения с переменной | 1 |
71 | Высказывания | 1 |
72 | Равенства и неравенства | 1 |
73 | Равенства и неравенства | 1 |
74 | Уравнения | 1 |
75 | Решение составных уравнений | 1 |
76 | Решение составных уравнений | 1 |
77 | Контрольная работа | 1 |
78 | Анализ контрольной работы | 1 |
Геометрические задачи |
79 | Формулы периметра и площади прямоугольника | 1 |
80 | Формулы периметра и площади прямоугольника | 1 |
81 | Формула объема прямоугольного параллелепипеда | 1 |
82 | Формула объема прямоугольного параллелепипеда | 1 |
83 | Формула деления с остатком | 1 |
84 | Формула деления с остатком | 1 |
Задачи на скорость | |
85 | Решение задач | 1 |
86 | Решение задач | 1 |
87 | Скорость, время, расстояние | 1 |
88 | Скорость, время, расстояние | 1 |
89 | Формула пути | 1 |
90 | Формула пути | 1 |
91 | Решение задач на движение | 1 |
92 | Решение задач на движение | 1 |
93 | Контрольная работа | 1 |
94 | Анализ контрольной работы | 1 |
Умножение на двузначные числа |
95 | Умножение на двузначное число | 1 |
96 | Умножение на двузначное число | 1 |
97 | Формула стоимости | 1 |
98 | Формула стоимости | 1 |
99 | Умножение многозначного числа на двузначное | 1 |
100 | Умножение многозначного числа на двузначное | 1 |
101 | Умножение многозначного числа на круглое число | 1 |
102 | Умножение многозначного числа на двузначное | 1 |
103 | Умножение многозначного числа на двузначное | 1 |
104 | Самостоятельная работа. | 1 |
Умножение на трехзначное число |
105 | Умножение на трехзначное число | 1 |
106 | Умножение на трехзначное число | 1 |
107 | Умножение многозначного числа на трехзначное | 1 |
108 | Умножение многозначного числа на трехзначное | 1 |
109 | Решение задач. | 1 |
110 | Решение задач. | 1 |
111 | Умножение на трехзначное число, у которого в разряде десятков стоит нуль | 1 |
112 | Умножение на трехзначное число, у которого в разряде десятков стоит нуль | 1 |
113 | Умножение на трехзначное число, в котором отсутствует разряд десятков | 1 |
114 | Умножение на трехзначное число, в котором отсутствует разряд десятков | 1 |
115 | Формула работы | 1 |
116 | Решение задач | 1 |
117 | Решение задач | 1 |
118 | Контрольная работа | 1 |
119 | Формула произведения | 1 |
120 | Решение задач | 1 |
121 | Решение задач | 1 |
Умножение многозначных чисел |
122 | Умножение многозначных чисел | 1 |
123 | Умножение многозначного числа на многозначное | 1 |
124 | Умножение многозначного числа на многозначное | 1 |
125 | Умножение на многозначное число | 1 |
126 | «Геометрический турнир» | 1 |
127 | . Повторение изученного. Задачи на повторение | 1 |
128 | Административная контрольная работа | 1 |
129 | Работа над ошибками | 1 |
Повторение за год |
130 | Повторение изученного. Решение задач | 1 |
131 | Переводная контрольная работа | 1 |
132 | Работа над ошибками. Повторение изученного | 1 |
133 | Повторение изученного. Решение задач | 1 |
134 | Итоговая контрольная работа за 3 класс | 1 |
135 | Работа над ошибками. Решение задач | 1 |
136 | Повторение изученного. | 1 |
Приложение 1.
Оценочные средства (оценочные материалы) и методические материалы рабочей
программы по _математике для 3 класса
(указать наименование предмета)
Класс/Программа | Перечень используемых оценочных средств (оценочных материалов)/КИМы* | Перечень используемых методических материалов |
3/Рабочая программа. Математика УМК «Школа России» | 1.Петерсон Л.Г. «Самостоятельные и контрольные работы к учебнику «Математика» 3 класс 2-е издание «Бином» 2020 г. | 1Математика. Методические рекомендации. 3 класс Петерсон Л.Г..- М.: Просвещение, 2020. 2. Петерсон Л.Г. Поурочные разработки по математике. 3 класс – М.Просвещение 2021г. |