СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система дополнительных занятий является важным фактором, влияющим на развитие и на выявление скрытых возможностей и способностей у обучающихся с пониженным уровнем мотивации

Просмотр содержимого документа
«Программа по математике»


Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»







Программа

коррекционной работы

по математике с обучающимися

с заниженным уровнем мотивации.




для обучающихся 3 классов















Выполнила: Логунова Е.С., учитель начальных классов МОУ СОШ №4 г. Луги


г. Луга





Содержание.

  1. Пояснительная записка ………………………………………………….

  2. Учебно-тематический план ……………………………………………...

  3. Содержание изучаемого курса …………………………………………

  4. Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.

  5. Литература ……………………………………………………………...

































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Курс рассчитан на 68 часов (1 год обучения).

Участники: дети с заниженным уровнем мотивации по математике из 3 классов


Отличительные особенности детей с заниженным уровнем мотивации по математике

1.Имеют более низкие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие воз­можности и проявления.

2.Имеют пассивную познавательную потреб­ность.

3. Не испытывают радость от умственного труда.

Категории детей

1.Дети с низким общим уровнем умственного развития.

2.Дети с признаками умственного недоразвития в оп­ределенной области.

3.Обучающиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, не об­ладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственными резервами.

Стратегия работы с детьми с заниженным уровнем мотивации по математике
Успешность работы с такими детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией обучающихся в системе в начальной школе.
При выявлении этой категории обучающихся учитываются их учебные проблемы в какой- либо деятельности ( в данном случае в области математики)

Этот этап (3 год обучения) характеризуется тем, что мотивированные дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно для детей с заниженным уровнем мотивации по математике организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы обучающийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах. Это является основным принципом коррекционной работы.

Важным фактором, влияющим на развитие не мотивированной группы обучающихся по математике и на выявление скрытых возможностей и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе и система дополнительных занятий, отслеживание результатов коррекционной деятельности в личных листах мониторинга.

Условия успешной работы с обучающимися с заниженным уровнем мотивации по математике
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенство методической системы работы с указанной выше группой обучающихся.

Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.

Работа с родителями:

Оказывается консультационная помощь.

По материальной обеспеченности семья: со средним и низким материальным достатком.

 По социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семья: 

Социально неблагополучная в воспитательном отношении.

 По взаимоотношениям: негармоничная.

 По семейным ориентациям: не ориентированная на взаимно успешную деятельность, общение и сотрудничество.

 Позиция семьи

Отношение родителей

Последствия в формировании личности

 Проблемная с педагогической точки зрения.

Безразличие или чрезмерная агрессивность по отношению к своим и чужим детям, к педагогическому составу школы, деформированное представление о родительской любви в сочетании с неразумной требовательностью, зачастую враждебные, отношения, построенные на отсутствии доверия к своему ребёнку, не продуманное поощрение самостоятельности

 Заторможенное развитие личности, неадекватная самооценка (чрезмерно завышенная или заниженная)

 

Содержательный уровень представлен двумя математическими линиями: «Мир чисел» и «В мире задач», которые не выделены в отдельные разделы, так как переплетаются между собой основным содержанием. Реализуются через формирование умений комбинировать, анализировать, планировать и рассуждать.

 

Способность комбинировать проявляется в возможности создавать разные сочетания предметов или их элементов. Развитие способности комбинировать характеризуется с двух сторон: количественной и качественной. В первом случае предполагается, что ребёнок пытается составить как можно больше сочетаний из данных, приведенных в условиях задачи. Например, если при решении задачи ребенок сможет найти только один какой-нибудь вариант сочетания слагаемых, то это свидетельствует, скорее всего, о недостаточном количественном развитии способности комбинировать. Во втором случае, при рассмотрении развития способности комбинировать с качественной стороны предполагается, что чем лучше развита у ребенка эта способность, тем он более планомерно и упорядоченно проводит комбинирование данных.

 

Способность анализировать проявляется в возможности выделять в явлении разные стороны, в умении вычленять в предмете конкретные особенности. Способность ребенка анализировать проявляется при разборе условий задания и его требований, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой. Развитие способности анализировать характеризуется с двух сторон – количественной и качественной. В первом случае имеется в виду, что чем лучше у ребенка развита способность анализировать, тем лучше он разберется в задаче с большим числом данных, тем легче справится с вычислением этих данных и их отношений, обозначенных в условии задач. Например, успешное или неуспешное решение арифметических задач с большим количеством действий выступает достаточно ясным показателем степени развития способности у ребенка анализировать. Если он путается в условии такой задачи, то это свидетельствует, скорее всего, о невысоком уровне сформированности у него способности анализировать. Во втором случае, чем лучше у ребенка развита способность анализировать, тем он точнее выделяет отношения данных, более четко отличает необходимые данные от необязательных, избыточных.

 

Способность планировать проявляется у ребенка в его возможности намечать шаги для получения результата и разрабатывать последовательность своих действий для достижения поставленной цели. Ребенку можно предложить рассказать, как он будет срисовывать какое-нибудь изображение. По тем действиям, которые ребенок будет предпринимать, в каком порядке их осуществлять во время рисования, можно судить о том, как он планирует свои шаги для достижения требуемого результата. Способность планировать при этом проявляется в последовательности действий: какие будут выполняться раньше, какие позже. Чем лучше развита у ребенка способность к планированию, тем легче ему решать задачи, в которых для получения результата требуется выполнить много действий, тем у него больше возможностей намечать последующие действия до выполнения предыдущих. Однако у детей с недостаточным развитием этой способности наблюдается обратная картина: последующие действия намечаются после выполнения предыдущих.

 

Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени. При решении задачи способность рассуждать проявляется в понимании отношений между данными. Чем лучше у ребенка развита эта способность, тем ему легче выполнить умозаключение, тем реже он допускает логические ошибки и противоречия в рассуждении.

 Специальные задания, которые систематизированы в методических материалах, формируют приемы рационального запоминания, развивают абстрактное мышление, пространственное воображение, тренируют внимание, приучают детей быть собранными, готовыми в любой момент к неожиданному повороту событий, что дает им уверенность в собственных силах и ведет к повышению эффективности обучения в целом, способствуют планомерной корректировки знаний. Эти занятия побуждают детей к активности, самостоятельности, воспитывают взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу. Чтобы выполнить задание, ученик учится делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявляет закономерности, учится фантазировать. Каждый ребенок работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, ему посильную ступеньку. На занятии, где используется данный материал, у ребенка больше возможности подумать, поразмышлять, попробовать разные пути решения задач. Во время занятий происходит становление у детей более развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

 


Актуальность программы:

Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на развитие личности, способной проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие детей (включая детей, чья мотивация к обучению на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто детей, у которых есть серьезные проблемы в дальнейшем качественном развитии их способностей.

Проблема работы с обучающимися с заниженным уровнем мотивации по математике чрезвычайно актуальна для современного российского общества.

К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»?

  • это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко адаптируются в современном обществе

  • в этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

  • в школе должны быть свои традиции.

  • школа должна давать современное образование.

  • в хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с детьми с заниженным уровнем мотивации по математике в системе дополнительного образования.


Способы достижения обучающимися соответствующего уровня образованности:

1) индивидуальный образовательный маршрут;

2) изучение материала в определённой последовательности;

3) проведение практических работ;

4) преемственность;

5) логичность;

6) учёт возрастных особенностей.


Общие принципы отбора содержания материала:

  • Системность

  • Целостность

  • Объективность

  • Научность

  • Реалистичность

  • Практическая направленность


Принципы педагогической деятельности в работе с детьми с заниженным уровнем мотивации по математике.

  1. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.

  2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

  3. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

  4. Принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя.

  5. Принцип педагогической помощи, наставничества.

  6. Принцип гуманного отношения к детям через выстраивание субъект-субъектного взаимодействия в процессе общения.

  7. Принцип преемственности в воспитательных воздействиях.

  8. Принцип природосообразности и соответствия технологий, методов взаимодействия индивидуальным особенностям детей.

В курсе переработано большое количество подобной литературы, в том числе и новинок.

Практически все они представляют собой набор отдельных упражнений, не выстроенных в отдельную цельную систему. Программа работы с детьми с заниженным уровнем мотивации по математике - это системно организованная программа. Работать с ней удобно – ведь это подробная разработка годового курса с расширенным тематическим набором рекомендаций.



Ведущая идея курса:

Представленный материал ориентирован на то, чтобы методические объединение начальной школы могло выстроить собственную программу коррекционной работы по математике для следующего этапа развития обучающихся (возраст 4-5 классы). Таким образом, появляется возможность эффективно выявлять и развивать интеллектуальный потенциал личности каждого ребенка и помочь детям с проблемами в области математики, при этом не направляя их в особую школу или специальный класс.

Концепция программы построена с учетом особенностей отечественной системы образования и, сохраняя традиции отечественной педагогики, позволяет сделать образовательную деятельность более гибкой, более ориентированной на индивидуальные, личностные особенности обучающихся.


Основная цель курса:


Создание системы деятельности педагогического коллектива для выявления, развития способностей обучающихся, имеющих проблемы в изучении программного материала по математике.


Задачи курса:


   1. Реализовать принцип личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании обучающихся с заниженным уровнем интереса к математике.

2. Ак­тивизировать интеллектуальные качества обучающихся в целях гар­монического развития человека как субъекта творческой деятель­ности;

    3. Создать оптимальные условия для выявления поддержки и развития детей с проблемами в области математики.

    3. Совершенствовать систему подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование.

     4. Внедрять в учебно-воспитательный процесс все виды и формы успешной коррекционной творческой работы с детьми в области математики.

5.Установить сотрудничество в работе с немотивированными детьми в области математики с заинтересованными структурами.


Наша гипотеза:

 

  • если работа по данной программе позволит обучающимся овладеть способами мыслительной деятельности, навыками самостоятельной творческой работы, расширить кругозор, проявить себя в учебной деятельности, повысить мотивацию к обучению в целом (в частности к математике), то программа является эффективной.

Ожидаемые результаты:

1.Формирование системы работы с обучающимися   с заниженным уровнем мотивации по математике.

2.  Повышение мотивации детей к учёбе и, как следствие, повышение успеваемости обучающихся по предмету.

3. Обеспечение преемственности в работе начальной и основной школы.

4. Повышение педагогического мастерства учителей по работе с детьми с заниженным уровнем мотивации по математике.


Наблюдение, контроль над  выполнением программы.

1. Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы соотстающими по основной программе по математике детьми.

2. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования обучающихся выделенной группы.

3. Проведение школьных и районных конференций, творческих отчетов об эффективности внедрения новых подходов к коррекционной деятельности.

Требования к изучению курса:

В результате коррекционной работы обучающийся должен

знать/понимать:

  • осознавать необходимость собственного развития

  • понимать необходимость совершенствования своих познавательных способностей

  • знать основные способы работы в командах, группах;

  • понимать конструктивную необходимость точной передачи собственных рассуждений собеседнику

  • знать основные логические и математические термины: алгоритм, классификация, упорядочивание, систематизация, закономерность

  • уметь:

  • использовать изученные понятия для решения задач по математике программного характера

  • определять правила сравнения; нужный алгоритм для решения поставленной задачи

  • выявлять закономерности в изученных числах и фигурах

  • выявлять ошибки в рассуждениях

  • характеризовать: правила построения и закономерности

  • объяснять: природу и способы образования программных алгоритмов

  • проводить расчеты по предложенным программным алгоритмам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • формирования независимой адаптированной к постоянно меняющимся требованиям жизни личности

  • объяснения простейших математических операций из реального мира окружающей среды

  • грамотного выражения своих мыслей в области математики

  • более быстрого счёта предметов и выявления предпочтительных алгоритмов вычислений

  • оценки влияния неправильно развитой личности на развитие и сосуществование всего коллектива;

  • правильной работы с предоставляемым для изучения программным материалом;

  • определения своих возможностей в области точных наук

  • для оценки последствий неправильных умозаключений

  • распознавания и идентификации важнейших понятий математического цикла


План мероприятий по работе с обучающимися 3 «А» класса из «группы риска» с пониженной мотивацией к обучению.


Направления работы:

  1. Изучение нормативных документов, определяющих критерии выявления обучающихся с пониженной мотивацией.

  2. Диагностика уровня знаний обучающихся.

  3. Составление индивидуальных маршрутов устранения пробелов знаний и консультирование учащихся.

  4. Работа с родителями (информирование, сотрудничество).

Формы работы:

  • урочная

  • внеурочная

  • индивидуальная



План дополнительных занятий по математике.



№ п/п

Дата проведения


Название темы

Количество часов

план

факт

1



Числа от 1 до 100. Нумерация. Ознакомление по демонстрационному материалу.

1

2



Числа от 1 до 100. Нумерация. Работа с абаком.

1

3



Сложение и вычитание чисел от 1 до 100. Устные приёмы.

1

4



Сложение и вычитание чисел от 1 до 100. Письменные приёмы.

1

5



Решение уравнений на сложение и вычитание. Название компонентов действий.


1

6



Решение уравнений на умножение и деление. Название компонентов действий.

1

7



Табличное умножение.

1

8



Табличное деление.

1

9



Задачи на конкретный смысл умножения.

1

10



Задачи на конкретный смысл деления.

1

11



Порядок выполнения арифметических действий в примерах без скобок.

1

12



Порядок выполнения арифметических действий в примерах со скобками.

1

13



Умножение числа на 1 и 1 на число.

1

14



Умножение числа на 0 и 0 на число.

1

15



Деление нуля на число и числа на 0.

1

16



Деление единицы на число и числа на единицу.

1

17



Периметр фигур: треугольник, прямоугольник, квадрат.

1

18



Формулы для вычисления периметра квадрата и прямоугольника.

1

19



Площадь фигуры. Формулы для нахождения площади прямоугольника и квадрата.

1

20



Единицы измерения площади.

1

21



Вычисление площади геометрических фигур. Формулы для вычисления площади прямоугольника и квадрата.

1

22



Вычисление площади геометрических фигур при помощи палетки.

1

23



Доли. Практическое ознакомление.

1

24



Определение доли от целого.

1

25



Определение целого по его доле.

1

26



Задачи на нахождение доли от целого и целого по его доли. Практическое сопоставление.

1

27



Единицы времени. Практическое ознакомление.

1

28



Перевод одних единиц в другие.

1

29



Задачи на разностное сравнение чисел.

1

30



Задачи на краткое сравнение чисел.

1

31



Внетабличное умножение. Приёмы устных вычислений. Ознакомление.

1

32



Внетабличное умножение. Приёмы устных вычислений. Закрепление.

1

33



Внетабличное умножение. Приёмы письменных вычислений. Ознакомление.

1

34



Внетабличное умножение. Приёмы письменных вычислений. Закрепление.

1

35



Внетабличное деление. Приёмы устных вычислений. Ознакомление.

1

36



Внетабличное деление. Приёмы устных вычислений. Закрепление.

1

37



Внетабличное деление. Приёмы письменных вычислений. Ознакомление.

1

38



Внетабличное деление. Приёмы письменных вычислений. Закрепление.

1

39



Деление с остатком. Практическое ознакомление.

1

40



Деление с остатком. Проверка.

1

41



Нумерация чисел от 1 до 1000. Практическое ознакомление. Работа с абаком.

1

42



Нумерация чисел от 1 до 1000. Самостоятельная работа с абаком по образованию чисел.

1

43



Представление чисел от 1 до 1000 в виде суммы разрядных слагаемых. Практическое ознакомление. Работа с абаком.

1

44



Представление чисел от 1 до 1000 в виде суммы разрядных слагаемых.Самостоятельная работа с абаком по образованию чисел.

1

45



Компоненты действий сложения и вычитания.

1

46



Решение составных уравнений на сложение и вычитание.

1

47



Компоненты действий умножения и деления.

1

48



Решение составных уравнений на умножение и деление.

1

49



Решение составных задач на нахождение периметра фигур.

1

50



Решение составных задач на нахождение площади фигур.

1

51



Решение геометрических задач, связанных с построением фигур. Практическое ознакомление.

1

52



Решение геометрических задач, связанных с построением фигур. Закрепление.

1

53



Решение составных задач на нахождение суммы.

1

54



Решение составных задач на нахождение неизвестного третьего слагаемого.

1

55



Решение составных задач на разностное сравнение чисел.


1

56



Решение составных задач на краткое сравнение чисел.

1

57



Решение задач на нахождение цены, количества и стоимости. Ознакомление.

1

58



Решение задач на нахождение цены, количества и стоимости. Практическое закрепление.

1

59



Повторение. Таблица умножения и деления.

1

60



Умножение и деление (960:3, 960:6)

1

61



Деление двузначного числа на двузначное.

1

62



Умножение на однозначное число. Практическая отработка навыка.

1

63



Умножение на однозначное число. Закрепление

1

64



Деление трёхзначного числа на однозначное. Ознакомление.

1

65



Деление трёхзначного числа на однозначное. Практическое закрепление.

1

66



Порядок выполнения действий. Закрепление.

1

67



Повторение. Некоторые буквы латинского алфавита.

1

68



Повторение основных вопросов из пройденного. Обобщение.

1

Итого:

68




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику. – М. Ось-89,2005

  2. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники. –М.: Рольф, 2000

  3. Черемушкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997

  4. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. М. «Просвещение», 1977

  5. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия. Игровые задания. М. «Первое сентября», 2004

  6. Ирина Асеева «Если хочешь научиться…» Школьный портал http://sonnet.ee/