МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ″ШКОЛА № 13″ ГОРОДА САРОВА
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол № 1 от 30.08.2018г.
УТВЕРЖДЕНО Приказ № 222п от 30.08.2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по мировой художественной культуре 9 класс
Количество часов – 9 класс – 34 часа
Автор: Агафонова Е. Т., учитель истории
Программа разработана на основе программы «Мировая художественная культура», входящей в образовательную область «Искусство», предназначена для 9 класса. Составитель Г. И. Данилова, Министерство образования РФ, 2014г.
УМК: Мировая художественная культура: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных
учреждений / Г.И.Данилова. – М.: Дрофа, 2008
Срок реализации программы 2018-2019 гг.
РАССМОТРЕНА на методическом объединении учителей гуманитарного цикла протокол от 19.06.2018г. №15
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора, курирующий учебную работу, С.А.Свотина
г. Саров
1
Содержание рабочей программы
-
Пояснительная записка по курсу «Мировая художественная культура» 9 кл…..3-4 стр.
-
Планируемые результаты освоения учебного курса ……………………… ..……4-6 стр
3. Основное содержание курса «Мировая художественная культура» ………… 7 стр
4. Тематическое планирование по курсу:
«Мировая художественная культура» - 8 класс .……………………………… 8- стр
2
-
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», а также «Мировая художественная культура» входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназначена для 8- 9 класса. Составитель Г. И. Данилова, Министерство образования РФ, 2014).
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству
Данная рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта Г. И. Даниловой для 7 – 9 классов. На основании Базисного учебного плана курс «Мировая художественная культура» изучается в 9 классах, рассчитанного на 1 час в неделю. Изучение «Мировой художественной культуры» направлено на формирование устойчивого интереса и знаний отечественной и мировой художественной культуры; знания и понимания культурных доминант различных исторических эпох и стилей, по которым можно определить время создания шедевров в различных видах искусства, национальных школ; на развитие художественно-эстетического вкуса и чувств; ассоциативно-образного мышления; творческих способностей; адекватного восприятия и критической оценки произведений искусства; толерантного отношения к культурным традициям и поведенческой мотивации различных народов. Изучение мировой художественной культуры предполагает приобретение необходимых навыков для осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора.
Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства. На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, архитектуры, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление меж предметных связей с уроками литературы, истории, музыки, технологии.
Механизмы формирования ключевых компетенций, обучающихся: Курс МХК предполагает формирование следующих ключевых компетенций, обучающихся:
общекультурные компетенции (через знакомство с национальной и общечеловеческой культурой; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов);
-
информационные компетенции (через владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудиовидеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет); Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача);
Приобретенные на базе предмета «Мировая художественная культура» компетенции в комплексе могут стать основой для духовного и гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.
3
-
условиях современной жизни, где остро сталкиваются ценности традиционной классической культуры и культуры массовой, в том числе подростковых субкультур, связь содержания предмета «Искусство и мировая художественная культура» с возрастными особенностями и потребностями современного подростка становится наиболее актуальной.
Виды и формы контроля.
-
зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки данная программа предполагает использование предварительного (перед изучением раздела, курса), текущего (по окончанию урока), тематического, итогового контроля. По форме проведения эти виды контроля могут быть устными, письменными и комбинированными. Наиболее приемлемые формы контроля на уроках МХК - это тестирование по изученной теме, зачет, контрольные работы, защита рефератов, дискуссии по теме урока, взаимоопрос.
-
Планируемые результаты освоения учебного курса
Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
знать/понимать
·основные виды и жанры искусства и их классификацию;
·изученные направления и стили мировой художественной культуры;
·шедевры мировой художественной культуры;
·особенности языка различных видов искусства;
уметь
· узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
· устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
· пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
·выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·выбора путей своего культурного развития;
·организации личного и коллективного досуга;
· выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества.
Требования к результатам обучения и воспитания:
4
Личностные:
— формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах бытия искусства;
— развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;
— накопление разнообразного и неповторимого опыта эстетического переживания;
— формирование творческого отношения к проблемам;
— развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
— гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности;
— подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Метапредметные:
— Анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства; - понимать истоки, взаимосвязь и специфику музыки и литературы как временных искусств;
- анализировать специфику воплощения жизненных проблем во временных искусствах; - воспринимать слово и звук как «первоэлемент» образного смысла; - участвовать в коллективной художественной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций;
- эмоционально воплощать отдельные литературные и музыкальные образы в различных видах художественного творчества; - находить в сети Интернет или выбирать из собственной коллекции музыку,
раскрывающую или дополняющую литературные образы; участвовать в разработке и оформлении коллективного проекта с применением ИКТ; - воплощать творческие идеи с помощью современных компьютерных технологий;
- самостоятельно применять отдельные компьютерные программы для подготовки презентаций, оформления иллюстрированных журналов и пр.;
Предметные:
- Осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, - природе, явлениям, в воспитании эстетического вкуса, в морально-нравственной позиции личности;
-
рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве;
-
эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства;
-
уметь анализировать и интерпретировать произведения искусства;
— ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства;
— владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса;
— высказывать собственное отношение к произведению искусства;
— использовать древние символические образы в собственной творческой деятельности, уметь наделять их смыслом, передавать информацию;
— понимать специфику восприятия различных визуальных произведений;
— оценивать произведения искусства с позиции восполнения мировой художественной культуры;
— различать в общих чертах специфику и виды храмовой живописи и архитектуры;
— создавать в рисунке, живописи, художественном конструировании образы храмов разных религий;
— исполнять отдельные образцы музыки народов мира в соответствии с их жанровой основой;
5
— собирать и классифицировать художественную коллекцию песен, танцев, обрядовых действ, музыкальных инструментов народов мира, предметов быта, интерьера;
— воспринимать оперу как вид музыкально-театрального искусства;
— осмысливать основные выразительные средства хореографического искусства;
— самостоятельно определять разновидности народного танца;
— изучать с помощью сети Интернет разнообразие народных, классических, современных и бальных танцев.
Нормы оценок по предмету «Мировая художественная культура».
«5» -знание программных произведений; знание названий, имен, биографических сведений, проявление умений, связанных с установлением различных взаимосвязей по МХК; умение доказать собственную точку зрения, обосновывая свое высказывание относительно искусства.
«4» - знание программных произведений; неуверенность в знании некоторых названий,
имен; недостаточно уверенно сопоставляются различные художественные явления; умение делать выводы.
«3» -слабое знание программного материала, неспособность обосновать свое высказывание относительно искусства.
«2» -незнание теоретического материала в области МХК.
6
Основное содержание
курса «Мировая художественная культура.» 9 класс
Виды искусства (2 ч)
Понятие о видах искусства. Классификация видов искусства. Тестирование.
II. Мир и человек в художественных образах (5ч.)
Человек в мире природы. (3 ч)
Отношение Человека к природе в эпоху Возрождения.
Пейзаж в произведениях русских художников. Защита докладов, сообщений. Человек. Общество. Время. – (2ч.)
Пространство и время в зеркале мифов. Человек эпохи Римской империи. Человек «в центре мира» (эпоха Возрождения). Человек нового времени.
III.Художественные традиции народов мира (25ч.)
Героический эпос народов мира – (2ч.)
Понятие о героическом эпосе. Герои и темы народного эпоса.
Своеобразие архитектурных традиций - (4ч.)
Особенности храмового зодчества. Дом – жилище человека. Архитектурные традиции (обобщающий урок).
Изобразительное искусство народов мира – (7ч.)
Искусство византийской мозаики. Древнерусская иконопись. Искусство книжной миниатюры Востока. Скульптура Тропической и Южной Африки. Декоративно-прикладное искусство. Искусство дизайна. Защита докладов, сообщений. Праздники и обряды народов мира – (3ч.)
Всякая душа празднику рада. Религиозные праздники и обряды народов мира. Ах,
карнавал! Удивительный мир.
Своеобразие музыкальной культуры – (2ч.)
Музыка в храме. В песне – душа народа. У истоков народной американской музыки. Театр народов мира – (3ч.)
Рождение русской народной драмы. В музыкальных театрах мира. Искусство кукольного театра.
Самобытность танцевальной культуры – (4ч.)
Страстные ритмы фламенко. Радуга русского танца. Искусство индийского танца. Под
звуки тамтамов (танцы народов Африки).
Обобщающий урок – (1ч.)
7
Тематическое планирование по курсу «Мировая художественная культура»
9 класс
№ урока | Название темы | Количество часов |
| Раздел 1 Символы культуры | |
1 | Язык культуры | 1 |
2 | Орнамент | 2 |
3-4 | Что такое гербы и эмблемы | 2 |
| Раздел 2 Художественные промыслы России | |
5-6 | Народное искусство.Вышивка | 2 |
7-8 | Поиграем в куклы всерьез.(Народное куколь- ное искусство) | 2 |
9-10 | Игрушка. Возникновение промысла. Особен ности производства | 2 |
11-12 | Благородный металл и народные промыслы | 2 |
13 | Декоративное искусство Кубачи | 1 |
14-15 | Праздник о народных промыслах России «Доб рым людям на загляденье» | 2 |
16-17 | Ярмарка народных промыслов России | 2 |
18 | Художественные промыслы России | 1 |
| Раздел 3 Своеобразие музыкальной культуры | |
19 | Музыка в храме | 1 |
20 | В песне- душа народа | 1 |
21-22 | Модная «тусовка». (История хип-хоп культу ры и рэпа ,ритм энд-блюза ,рок-н-ролл) | 2 |
| Раздел 4 Театр народов мира | |
23-24 | В театрах народов мира | 2 |
25 | Искусство кукольного театра | 1 |
| Раздел 5 Самобытность танцевальной культуры | |
26 | Страстные ритмы фламенко | 1 |
27-28 | Радуга русского танца | 2 |
29-30 | Искусство индийского танца | 2 |
31-32 | Танцы народов мира | 2 |
33-34 | Самобытность музыкальной культуры | 2 |
8