СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по предмету "Живопись"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Живопись" подготовительны класс ДХШ

Просмотр содержимого документа
«Программа по предмету "Живопись"»



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность программы– художественно-эстетическая.

Живопись – наиболее распространенный вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок (акварель, гуашь, масло, акрил), наносимых на какую-либо поверхность (бумага, картон, холст). В художественных произведениях, создаваемых

живописцами, используют рисунок, цвет, светотени, выразительность мазков, фактура и композиции. Это позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объемность предметов, пространственную глубину и световоздушную среду.

Содержание предмета ориентированно на органичное единство ученияи творчества, учебные задачи не отделяются от творческих задач. Созданиеребенком художественного образа является целью, а знания, умения, навыкисредством для достижения цели.

Данная программа по живописи опирается не только на опытпредыдущих десятилетий, но и на достижения всей русской реалистической школы в области методики обучения рисунку, учитывает приемы и методы работы педагогического коллектива художественной школы в современной социально-экономической и культурно-исторической ситуации.

Программа составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки Российской Федерации от 11.12. 2006 г. № 06-1844 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».


Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Новизнаданной программы заключается в сбалансированностивыполнения творческих и академических заданий.

Актуальность.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент. Она составлена с учетом новых тенденций в изобразительном искусстве нашего времени и соответствует уровню развития современной аудитории. В нее включены задания, которые выполняются в различных

живописных техниках, направленных на развитие различных видов мышления и памяти.

Программные задания располагаются в методической последовательности по принципу от простого к сложному. Учебные заданияпостепенно усложняются, повышаются требования, предъявляемые к качеству работы. Таким образом, осуществляется систематическое

накопление обучающимися профессиональных знаний и навыков.


Педагогическая целесообразность.

При определении педагогической целесообразности в основу программы были положены следующие компоненты:

креативный, формирующий опыт творческой поисковой деятельности обучающихся (обученность, готовность учеников к творческому освоению мира, развитие мотивации к выбору профессиональной деятельности)

когнитивный, формирующий знания обучающихся о природе, обществе (гармоничное развитие личности, формирование воспитанности, овладение богатствами мировой и российскойкультур).


Цель и задачи.

Цель– способствовать самовыражению и развитию личности посредством творческой и академической живописи.

Реализация данной цели возможна через решение следующих задач:

Образовательные задачи:

дать теоретические знания по цветоведению;

дать первоначальные знания о живописных техниках;

обучить первоначальным навыкам поэтапной работы над натюрмортом;

научить применять полученные знания, умения и навыки на практике.

Развивающие задачи:

развить творческое и ассоциативное мышление;

развить восприятие цвета;

развить потребность в общении с искусством;

развить художественный вкус.

Воспитательные задачи:

воспитать на основе приобщения к искусству неотчужденное, бескорыстное отношение к миру, чувство красоты;

воспитать потребность в постоянном развитии себя как творческой личности;

способствовать формированию творческой индивидуальности;

способствовать приобщению к наследию отечественного и мирового искусства;

снимать нервно-психические перегрузки учащихся.


Отличительные особенности данной программы.

Отличительные особенности данной программы от примерных программ для ДХШ и художественных отделений ДШИ (Министерства культуры РФ, Москва, 1999) заключается в выполнении не только академических, но и творческих заданий по живописи.


Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной

программы.

Данная программа предназначена для обучающихся подготовительной группы в возрасте от 8 до 10 лет независимо от пола ребенка.


Срок реализации программы.

Срок реализации программы – 1 год. На предмет «Живопись» отведено 72 учебных часа в год. Максимальная нагрузка в неделю составляет 2 учебных часа, 36 учебныхнедель в год, согласно учебным планам, на курс – 72 часа.


Формы и режим занятий.

Занятия проводятся в группах по 10 - 20 человек. Урок является основной формой организации учебной деятельности, продолжительность каждого урока 40 минут с перерывом 10 минут. Сопутствующими формами являются выход на натурные зарисовки, посещение выставок, мастерских художников, мастер-классы.


Способами проверки являются:

  • текущий контроль на уроках;

  • четвертные просмотры работ обучающихся подготовительныхгрупп.


Критерии оценки.

Основными критериями оценки работ обучающихся по итогам курса обучения являются:

  • начальное умение компоновать предметы в формате листа;

  • начальное построение предметов с учетом законов перспективы ипостановка их на плоскости стола;

  • начальная передача основных цветовых отношений;

  • первоначальные навыки работы акварелью и гуашью.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема программы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2.

Чудесный мир красок

8

2

6

3.

Выполнение упражнений «Цветоведение»

16

2

14

4.

«Времена года»

14

2

12

5.

Природные зоны

12

2

10

6.

Натюрморт

10

2

8

7.

Пейзаж

10

2

8


Итого:

72

13

59



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1 четверть – 18 учебных часов


  1. Вводная беседа. Чудесный мир красок.

Задача: знакомство с видами ИЗО, особенностями живописи, ее средствам художественной выразительности (цвет,колорит) .

Материал: репродукции, детские фондовые работы, книги и т.п.,гуашь, бумага формат: А 4

Время: 2 часа.

  1. «Радуга радости» .Мазок в живописи. Композиция «Пейзаж».

(Упражнение насмешивание красок и на выполнение мазков разной формы и

направления).

Задача: приобретение навыков работы с палитрой, выполнение разнообразных мазков, смешение трех основных цветов

Материал: гуашь, палитра.

Формат: А 4

Время: 2 часа

  1. Основные и производные цвета. Светлые и темные цвета.

Задача: знакомство с основными и вспомогательными цветами, получение многообразных цветовых оттенков, в результате смешиванияосновных цветов между собой и с добавлением белой и черной краски (понятие тона в цвете).

Материал: гуашь, палитра.

Формат: А 4.

Время: 2 часа.

  1. Осенний лес. Гуашь печать.

Задача:знакомство с новым способом рисования – печать, получение многообразных цветовых оттенков, в результате смешиванияосновных цветов между собой .

Материал: гуашь, палитра, бумага для печати.

Формат: А 4.

Время: 2 часа.

  1. Цвет контраст. Сказочные образы фруктов и овощей.

Задача: познакомить с цветовым кругом, научит правильно подбирать цвет контраст.

Материал: гуашь, палитра, бумага для печати.

Формат: А 4.

Время: 2 часа.

  1. Цветовая композиция. Теплые и холодные цвета.

Задача: составление палитры теплых и холодных оттенков.

Материал: гуашь.

Формат: А 4.

Время: 8 часов.


2 четверть –16 учебных часов


  1. Этюд букета цветов.

Задача: передать богатство цветовых оттенков.

Материал: акварель.

Формат: А 4.

Время: 2 часа.

  1. Первый снег ( пейзаж)

Задача: приобретение навыков работы с палитрой, выполнение разнообразных мазков, показать правильность передачи цвета.

Материал: гуашь, палитра.

Формат: А 4.

Время: 2 часа.

  1. Зимний пейзаж без предварительного прорисовывания.

Задача: знакомство с основными и вспомогательными цветами, получение многообразных цветовых оттенков, в результате смешиванияосновных цветов между собой и с добавлением белой и черной краски (понятие тона в цвете).

Материал: гуашь, палитра.

Формат: А 4.

Время: 2 часа.

  1. «Царство снежной королевы»

Задача:развитие эмоционального восприятия цвета , композиция в холодной гамме.

Материал: гуашь, палитра.

Формат: А 4.

Время: 2 часа.

  1. «Зима в городе» (городской пейзаж)

Задача:передача тонально-цветными сочетаниями образов зимнего временигода, знакомство с понятием цветовой гаммы.

Материал: гуашь, палитра.

Формат: А 4.

Время: 2 часа.

  1. Зимний пейзаж в технике гроттаж

Задача: знакомство с техникой гроттаж.

Материал: гуашь, свеча, зубочистка.

Формат: А 3.

Время: 2 часа.

  1. Зимние забавы.

Задача:изображение правильных пропорций человека в движении, развитие эмоционального восприятия цвета.

Материал: гуашь, свеча, зубочистка.

Формат: А 4.

Время: 2 часа.

  1. Зимние виды спорта.

Задача: изображение правильных пропорций человека в движении, развитие эмоционального восприятия цвета.

Материал: акварель.

Формат: А 4.

Время: 2 часа.


3 четверть – 22 учебных часа


  1. Натюрморт в теплой гамме.

Задача: дальнейшее освоение понятия тепло-холодности в живописи.

Материал: гуашь.

Формат: А 4.

Время: 2 часа.

  1. Натюрморт в холодной гамме.

Задача: дальнейшее освоение понятия тепло-холодности в живописи.

Материал: гуашь.

Формат: А 4.

Время: 2 часа.

  1. Натюрморт «Моя любимая игрушка».

Задача: создание образа художественно-изобразительными средствами.

Материал: гуашь.

Формат: А 3.

Время: 4 часа.

  1. Природные зоны.

Задача: использование основныхи вспомогательных цветов, получение многообразных цветовых оттенков, в результате смешиванияосновных цветов между собой, развитие эмоционального восприятия цвета.

Материал: акварель, палитра.

Формат: А 4.

Время:10 часов(по 2 часа на каждую зону).

  1. Весна идет. Пробуждение природы.

Задача: закрепление навыков работы с палитрой, выполнение разнообразных мазков, показать правильность передачи цвета.

Материал: гуашь, палитра.

Формат: А 4.

Время: 2 часа.

  1. «Труд взрослых».

Задача: изображение правильных пропорций человека в движении, развитие эмоционального восприятия цвета.

Материал: акварель.

Формат: А 4.

Время: 2 часа.


4 четверть –16 учебных часов


  1. «Времена года»

Задача: передача тонально-цветными сочетаниями образов четырех

времен года. Знакомство с понятием цветовой гаммы.

Материал: гуашь.

Формат: А 4.

Время: 2 часа.

  1. Эмоциональная характеристика цвета. (Составлениеотвлеченных, конкретных форм, цветовых или цветныхкомпозиций: радость, печаль, гнев, тишина)

Задача: развитие эмоционального восприятия цвета.

Материал: гуашь

Формат: А 4

Время: 2 часа (2-3 работы).

  1. Натюрморт «Весенний букет».

Задача: выявление полученных знаний.

Материал: акварель, гуашь (по выбору обучающегося)

Формат: А 3.

Время: 2 часа.

  1. Постановка из чучела белки.

Задача: развитие колористического видения, передать богатство цветовых оттенков.

Материал: акварель.

Формат: А 4.

Время :4 часа.

  1. «Пейзаж». Знакомство с окрашиванием 2 способами: посырому и сухому.

Задача: освоение техники акварели, заполнение силуэта

Материал: акварель.

Формат: А 4.

Время: 2 часа.

  1. Первые цветы.

Задача: развитие эмоционального восприятия цвета.

Материал: акварель.

Формат: А 4.

Время: 2 часа.

  1. «Ура каникулы».

Задача: изображение правильных пропорций человека в движении, развитие эмоционального восприятия цвета.

Материал: акварель.

Формат: А 4.

Время: 2 часа.














МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Формы занятий

Программа предполагает индивидуальные, фронтальные формы обучения в группе.

Урок является основной формой организации учебной деятельности. В течение урока происходит самоанализ деятельности с целью представления промежуточных и конечных результатов своей работы, для самокоррекции и коррекции деятельности. В конце урока проводиться коллективный анализ и самоанализ созданной работы (просмотр работ).

Занятия по живописи состоят из теоретической части и практических заданий. Теоретическая часть состоит из вводной беседы, проводимой в начале каждого года обучения и бесед, предваряющих выполнение каждого задания, в ходе которых преподаватель разъясняет обучающимся содержание задания и указывает методы его выполнения. Беседы

сопровождаться показом иллюстративного материала. Практическая часть состоит из самостоятельной работы обучающихся.

Интересным и содержательным видом учебно-воспитательной работы являются внеклассные экскурсии и мастер-классы. Они углубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активизируют самостоятельную работу над рисунком. Мастер-класс -демонстрация художником, имеющим высокие достижения в определенной области, уникальных, присущих только ему способов взаимодействия с обучающимися.


Приемы и методы организации учебного процесса (по характеру познавательной деятельности).

Методическое обеспечение осуществляется по основным, традиционным для системы образования методикам, а также опирается на новые образовательные технологии (метод проблемного обучения).

Объяснительно-иллюстрированный метод.

Проведение практических занятий по рисунку требует наглядногопоказа методов выполнения работы. Изобразительное искусство связано созрительными ощущениями и восприятием, поэтому занятия рисункомтребуют наглядности обучения. В распоряжении педагога имеютсяразличные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомов,

репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, таблицы, рисунки, плакаты и педагогические рисунки. Средства обучения применяются по усмотрению преподавателя в зависимости от темы и задач урока. Наглядность на уроке играет первостепенную роль, является одним из главных средств информации о предмете. Опираясь на зрительное впечатление, обучающиеся получают более полное представление об изучаемом материале. Объяснительно-иллюстрированный метод включает в себя следующие приемы: рассматривание, наблюдение, педагогический рисунок, беседа, рассказ.

Педагогический рисунок производится попутно с устным объяснением, что позволяет ускорить восприятие обучающимися нового материала и усилит педагогический эффект.


Функции педагогических рисунков:

  • иллюстрация устного объяснения;

  • демонстрация методической последовательности работы наднатюрмортом;

  • показ практических стадий выполнения живописного этюда;

  • показ принципов композиционного решения;

  • демонстрация технических приемов и возможностей различныхживописных материалов;

  • наглядный анализ правильных и неправильных решенийизобразительных задач.

Репродуктивный метод- обучающийся выполняет действия по образцуучителя. Здесь используется индивидуальный подход. Преподаватель надетском рисунке показывает технические приемы работы живописнымиматериалами. Правка ученических работ проводится с целью пониманияобучающимися принципов и методов выполнения заданий, а не для

внешнего улучшения качества рисунков.

Проблемное изложение наиболее уместно, когда обучающиеся необладают достаточным объемом знаний, впервые сталкиваются с тем илииным явлением. Преподаватель демонстрирует обучающимся путьисследования, открытия и поиска новых знаний, готовя тем самым каналогичной самостоятельной работе в дальнейшем (применяется взависимости от уровня подготовленности обучающихся при изучении темы«Цветоведение» и др.)

Информационным средством обучения является использование на уроках компьютерных технологий, с показом на уроках мастер-классов ведущих российских преподавателей, художников, творческих и учебных работ обучающихся УДОД, экскурсий по музеям мира и др.


Техническое оснащение занятий

Для проведения занятий по живописи имеется натурный фонд (натурная утварь, чучела птиц

и мелких животных, драпировки), натюрмортные столики, лампы для направленного освещения постановки. ТСО: мультимедийный проектор, экран, ноутбук

.

Формы подведения итогов по предмету «Живопись» включают в себя:

участие лучших работ обучающихся в выставках и конкурсах общешкольного, областного, всероссийского уровней.

просмотры работ обучающихся.


























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ.


1. Алексеев С. О цвете и красках - М.; 1964

2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты - М.; 1989

3. Волков Н.Н. Цвет в живописи - М.; 1965

4. Волков Ю.А. Работа над живописным этюдом - М.;1984

5. Живопись. Учебное пособие для вузов - М.; 2004

6. Кальнинг А.К. Акварельная живопись - М.; 1986

7. Кузин В.С. Изобразительное искусство.- М.; 2000

8. КумбзП.Пастельная живопись - М.; Кристина, 2002

9. Мерцалова М. Дети в мировой живописи - М.; Искусство, 1968

10. Ньютон У. Акварельная живопись. - М.; Кристина, 2002

11. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита - М.; 1980

12. Унковский А.А. Цвет в живописи - М.; 1983


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.


1. Арнхейм Р.Л. Искусство и визуальное восприятие. - М.; 1974

2.Атанов В.С. Акварельная живопись на пленэре. – М.; 2006

3.Бабанский Ю.К. Педагогический процесс. - М.; 1989

4.Большаков М. В. Декор и орнамент в книге.- М.; 1990

5.Бычков В.В. Эстетика. - М.; 2003

6.Визер В. Живописная грамота. Основы искусства изображения. – С-Пб.; Питер, 2006

7.Визер В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – С-Пб.; Питер, 2006

8.Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.; 1984

9.Выготский А.С. Психология искусства. - М.; 1997

10.Жабинский В.И. Рисунок. - М.; 2008

11.Зайцев Е.А. Наука о цвете и живописи. - М.; 1986

12.Канн-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.;1990

13.Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М.; 1998

14.Курочкина Н. Знакомство с пейзажной живописью – С-Пб.; 2000

15.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.; 1981

16.Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. - М.; 2008

17.Меерович М.И. Технология творческого мышления. - М.; 1989

18.Немцов Г.М. Искусство – школа формирования личности.- М.; 2004

19.Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. - М.; 2000

20.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под. ред. Полат.Е.С. - М.; 2001

21.Огородников Ю.А. Особенности воздействия искусства на человека.-М.; 199225.

Педагогика. Учебное пособие/Под ред. Пидкасистого П.И. - М.; 1998

22.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная

деятельность. - М.; 1997

23.Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ.- М.; 2003