
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы– художественно-эстетическая.
Живопись – наиболее распространенный вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок (акварель, гуашь, масло, акрил), наносимых на какую-либо поверхность (бумага, картон, холст). В художественных произведениях, создаваемых
живописцами, используют рисунок, цвет, светотени, выразительность мазков, фактура и композиции. Это позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объемность предметов, пространственную глубину и световоздушную среду.
Содержание предмета ориентированно на органичное единство ученияи творчества, учебные задачи не отделяются от творческих задач. Созданиеребенком художественного образа является целью, а знания, умения, навыкисредством для достижения цели.
Данная программа по живописи опирается не только на опытпредыдущих десятилетий, но и на достижения всей русской реалистической школы в области методики обучения рисунку, учитывает приемы и методы работы педагогического коллектива художественной школы в современной социально-экономической и культурно-исторической ситуации.
Программа составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки Российской Федерации от 11.12. 2006 г. № 06-1844 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Новизнаданной программы заключается в сбалансированностивыполнения творческих и академических заданий.
Актуальность.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент. Она составлена с учетом новых тенденций в изобразительном искусстве нашего времени и соответствует уровню развития современной аудитории. В нее включены задания, которые выполняются в различных
живописных техниках, направленных на развитие различных видов мышления и памяти.
Программные задания располагаются в методической последовательности по принципу от простого к сложному. Учебные заданияпостепенно усложняются, повышаются требования, предъявляемые к качеству работы. Таким образом, осуществляется систематическое
накопление обучающимися профессиональных знаний и навыков.
Педагогическая целесообразность.
При определении педагогической целесообразности в основу программы были положены следующие компоненты:
креативный, формирующий опыт творческой поисковой деятельности обучающихся (обученность, готовность учеников к творческому освоению мира, развитие мотивации к выбору профессиональной деятельности)
когнитивный, формирующий знания обучающихся о природе, обществе (гармоничное развитие личности, формирование воспитанности, овладение богатствами мировой и российскойкультур).
Цель и задачи.
Цель– способствовать самовыражению и развитию личности посредством творческой и академической живописи.
Реализация данной цели возможна через решение следующих задач:
Образовательные задачи:
дать теоретические знания по цветоведению;
дать первоначальные знания о живописных техниках;
обучить первоначальным навыкам поэтапной работы над натюрмортом;
научить применять полученные знания, умения и навыки на практике.
Развивающие задачи:
развить творческое и ассоциативное мышление;
развить восприятие цвета;
развить потребность в общении с искусством;
развить художественный вкус.
Воспитательные задачи:
воспитать на основе приобщения к искусству неотчужденное, бескорыстное отношение к миру, чувство красоты;
воспитать потребность в постоянном развитии себя как творческой личности;
способствовать формированию творческой индивидуальности;
способствовать приобщению к наследию отечественного и мирового искусства;
снимать нервно-психические перегрузки учащихся.
Отличительные особенности данной программы.
Отличительные особенности данной программы от примерных программ для ДХШ и художественных отделений ДШИ (Министерства культуры РФ, Москва, 1999) заключается в выполнении не только академических, но и творческих заданий по живописи.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы.
Данная программа предназначена для обучающихся подготовительной группы в возрасте от 8 до 10 лет независимо от пола ребенка.
Срок реализации программы.
Срок реализации программы – 1 год. На предмет «Живопись» отведено 72 учебных часа в год. Максимальная нагрузка в неделю составляет 2 учебных часа, 36 учебныхнедель в год, согласно учебным планам, на курс – 72 часа.
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся в группах по 10 - 20 человек. Урок является основной формой организации учебной деятельности, продолжительность каждого урока 40 минут с перерывом 10 минут. Сопутствующими формами являются выход на натурные зарисовки, посещение выставок, мастерских художников, мастер-классы.
Способами проверки являются:
Критерии оценки.
Основными критериями оценки работ обучающихся по итогам курса обучения являются:
начальное умение компоновать предметы в формате листа;
начальное построение предметов с учетом законов перспективы ипостановка их на плоскости стола;
начальная передача основных цветовых отношений;
первоначальные навыки работы акварелью и гуашью.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема программы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2. | Чудесный мир красок | 8 | 2 | 6 |
3. | Выполнение упражнений «Цветоведение» | 16 | 2 | 14 |
4. | «Времена года» | 14 | 2 | 12 |
5. | Природные зоны | 12 | 2 | 10 |
6. | Натюрморт | 10 | 2 | 8 |
7. | Пейзаж | 10 | 2 | 8 |
| Итого: | 72 | 13 | 59 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 четверть – 18 учебных часов
Вводная беседа. Чудесный мир красок.
Задача: знакомство с видами ИЗО, особенностями живописи, ее средствам художественной выразительности (цвет,колорит) .
Материал: репродукции, детские фондовые работы, книги и т.п.,гуашь, бумага формат: А 4
Время: 2 часа.
«Радуга радости» .Мазок в живописи. Композиция «Пейзаж».
(Упражнение насмешивание красок и на выполнение мазков разной формы и
направления).
Задача: приобретение навыков работы с палитрой, выполнение разнообразных мазков, смешение трех основных цветов
Материал: гуашь, палитра.
Формат: А 4
Время: 2 часа
Основные и производные цвета. Светлые и темные цвета.
Задача: знакомство с основными и вспомогательными цветами, получение многообразных цветовых оттенков, в результате смешиванияосновных цветов между собой и с добавлением белой и черной краски (понятие тона в цвете).
Материал: гуашь, палитра.
Формат: А 4.
Время: 2 часа.
Осенний лес. Гуашь печать.
Задача:знакомство с новым способом рисования – печать, получение многообразных цветовых оттенков, в результате смешиванияосновных цветов между собой .
Материал: гуашь, палитра, бумага для печати.
Формат: А 4.
Время: 2 часа.
Цвет контраст. Сказочные образы фруктов и овощей.
Задача: познакомить с цветовым кругом, научит правильно подбирать цвет контраст.
Материал: гуашь, палитра, бумага для печати.
Формат: А 4.
Время: 2 часа.
Цветовая композиция. Теплые и холодные цвета.
Задача: составление палитры теплых и холодных оттенков.
Материал: гуашь.
Формат: А 4.
Время: 8 часов.
2 четверть –16 учебных часов
Этюд букета цветов.
Задача: передать богатство цветовых оттенков.
Материал: акварель.
Формат: А 4.
Время: 2 часа.
Первый снег ( пейзаж)
Задача: приобретение навыков работы с палитрой, выполнение разнообразных мазков, показать правильность передачи цвета.
Материал: гуашь, палитра.
Формат: А 4.
Время: 2 часа.
Зимний пейзаж без предварительного прорисовывания.
Задача: знакомство с основными и вспомогательными цветами, получение многообразных цветовых оттенков, в результате смешиванияосновных цветов между собой и с добавлением белой и черной краски (понятие тона в цвете).
Материал: гуашь, палитра.
Формат: А 4.
Время: 2 часа.
«Царство снежной королевы»
Задача:развитие эмоционального восприятия цвета , композиция в холодной гамме.
Материал: гуашь, палитра.
Формат: А 4.
Время: 2 часа.
«Зима в городе» (городской пейзаж)
Задача:передача тонально-цветными сочетаниями образов зимнего временигода, знакомство с понятием цветовой гаммы.
Материал: гуашь, палитра.
Формат: А 4.
Время: 2 часа.
Зимний пейзаж в технике гроттаж
Задача: знакомство с техникой гроттаж.
Материал: гуашь, свеча, зубочистка.
Формат: А 3.
Время: 2 часа.
Зимние забавы.
Задача:изображение правильных пропорций человека в движении, развитие эмоционального восприятия цвета.
Материал: гуашь, свеча, зубочистка.
Формат: А 4.
Время: 2 часа.
Зимние виды спорта.
Задача: изображение правильных пропорций человека в движении, развитие эмоционального восприятия цвета.
Материал: акварель.
Формат: А 4.
Время: 2 часа.
3 четверть – 22 учебных часа
Натюрморт в теплой гамме.
Задача: дальнейшее освоение понятия тепло-холодности в живописи.
Материал: гуашь.
Формат: А 4.
Время: 2 часа.
Натюрморт в холодной гамме.
Задача: дальнейшее освоение понятия тепло-холодности в живописи.
Материал: гуашь.
Формат: А 4.
Время: 2 часа.
Натюрморт «Моя любимая игрушка».
Задача: создание образа художественно-изобразительными средствами.
Материал: гуашь.
Формат: А 3.
Время: 4 часа.
Природные зоны.
Задача: использование основныхи вспомогательных цветов, получение многообразных цветовых оттенков, в результате смешиванияосновных цветов между собой, развитие эмоционального восприятия цвета.
Материал: акварель, палитра.
Формат: А 4.
Время:10 часов(по 2 часа на каждую зону).
Весна идет. Пробуждение природы.
Задача: закрепление навыков работы с палитрой, выполнение разнообразных мазков, показать правильность передачи цвета.
Материал: гуашь, палитра.
Формат: А 4.
Время: 2 часа.
«Труд взрослых».
Задача: изображение правильных пропорций человека в движении, развитие эмоционального восприятия цвета.
Материал: акварель.
Формат: А 4.
Время: 2 часа.
4 четверть –16 учебных часов
«Времена года»
Задача: передача тонально-цветными сочетаниями образов четырех
времен года. Знакомство с понятием цветовой гаммы.
Материал: гуашь.
Формат: А 4.
Время: 2 часа.
Эмоциональная характеристика цвета. (Составлениеотвлеченных, конкретных форм, цветовых или цветныхкомпозиций: радость, печаль, гнев, тишина)
Задача: развитие эмоционального восприятия цвета.
Материал: гуашь
Формат: А 4
Время: 2 часа (2-3 работы).
Натюрморт «Весенний букет».
Задача: выявление полученных знаний.
Материал: акварель, гуашь (по выбору обучающегося)
Формат: А 3.
Время: 2 часа.
Постановка из чучела белки.
Задача: развитие колористического видения, передать богатство цветовых оттенков.
Материал: акварель.
Формат: А 4.
Время :4 часа.
«Пейзаж». Знакомство с окрашиванием 2 способами: посырому и сухому.
Задача: освоение техники акварели, заполнение силуэта
Материал: акварель.
Формат: А 4.
Время: 2 часа.
Первые цветы.
Задача: развитие эмоционального восприятия цвета.
Материал: акварель.
Формат: А 4.
Время: 2 часа.
«Ура каникулы».
Задача: изображение правильных пропорций человека в движении, развитие эмоционального восприятия цвета.
Материал: акварель.
Формат: А 4.
Время: 2 часа.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Формы занятий
Программа предполагает индивидуальные, фронтальные формы обучения в группе.
Урок является основной формой организации учебной деятельности. В течение урока происходит самоанализ деятельности с целью представления промежуточных и конечных результатов своей работы, для самокоррекции и коррекции деятельности. В конце урока проводиться коллективный анализ и самоанализ созданной работы (просмотр работ).
Занятия по живописи состоят из теоретической части и практических заданий. Теоретическая часть состоит из вводной беседы, проводимой в начале каждого года обучения и бесед, предваряющих выполнение каждого задания, в ходе которых преподаватель разъясняет обучающимся содержание задания и указывает методы его выполнения. Беседы
сопровождаться показом иллюстративного материала. Практическая часть состоит из самостоятельной работы обучающихся.
Интересным и содержательным видом учебно-воспитательной работы являются внеклассные экскурсии и мастер-классы. Они углубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активизируют самостоятельную работу над рисунком. Мастер-класс -демонстрация художником, имеющим высокие достижения в определенной области, уникальных, присущих только ему способов взаимодействия с обучающимися.
Приемы и методы организации учебного процесса (по характеру познавательной деятельности).
Методическое обеспечение осуществляется по основным, традиционным для системы образования методикам, а также опирается на новые образовательные технологии (метод проблемного обучения).
Объяснительно-иллюстрированный метод.
Проведение практических занятий по рисунку требует наглядногопоказа методов выполнения работы. Изобразительное искусство связано созрительными ощущениями и восприятием, поэтому занятия рисункомтребуют наглядности обучения. В распоряжении педагога имеютсяразличные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомов,
репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, таблицы, рисунки, плакаты и педагогические рисунки. Средства обучения применяются по усмотрению преподавателя в зависимости от темы и задач урока. Наглядность на уроке играет первостепенную роль, является одним из главных средств информации о предмете. Опираясь на зрительное впечатление, обучающиеся получают более полное представление об изучаемом материале. Объяснительно-иллюстрированный метод включает в себя следующие приемы: рассматривание, наблюдение, педагогический рисунок, беседа, рассказ.
Педагогический рисунок производится попутно с устным объяснением, что позволяет ускорить восприятие обучающимися нового материала и усилит педагогический эффект.
Функции педагогических рисунков:
иллюстрация устного объяснения;
демонстрация методической последовательности работы наднатюрмортом;
показ практических стадий выполнения живописного этюда;
показ принципов композиционного решения;
демонстрация технических приемов и возможностей различныхживописных материалов;
наглядный анализ правильных и неправильных решенийизобразительных задач.
Репродуктивный метод- обучающийся выполняет действия по образцуучителя. Здесь используется индивидуальный подход. Преподаватель надетском рисунке показывает технические приемы работы живописнымиматериалами. Правка ученических работ проводится с целью пониманияобучающимися принципов и методов выполнения заданий, а не для
внешнего улучшения качества рисунков.
Проблемное изложение наиболее уместно, когда обучающиеся необладают достаточным объемом знаний, впервые сталкиваются с тем илииным явлением. Преподаватель демонстрирует обучающимся путьисследования, открытия и поиска новых знаний, готовя тем самым каналогичной самостоятельной работе в дальнейшем (применяется взависимости от уровня подготовленности обучающихся при изучении темы«Цветоведение» и др.)
Информационным средством обучения является использование на уроках компьютерных технологий, с показом на уроках мастер-классов ведущих российских преподавателей, художников, творческих и учебных работ обучающихся УДОД, экскурсий по музеям мира и др.
Техническое оснащение занятий
Для проведения занятий по живописи имеется натурный фонд (натурная утварь, чучела птиц
и мелких животных, драпировки), натюрмортные столики, лампы для направленного освещения постановки. ТСО: мультимедийный проектор, экран, ноутбук
.
Формы подведения итогов по предмету «Живопись» включают в себя:
участие лучших работ обучающихся в выставках и конкурсах общешкольного, областного, всероссийского уровней.
просмотры работ обучающихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ.
1. Алексеев С. О цвете и красках - М.; 1964
2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты - М.; 1989
3. Волков Н.Н. Цвет в живописи - М.; 1965
4. Волков Ю.А. Работа над живописным этюдом - М.;1984
5. Живопись. Учебное пособие для вузов - М.; 2004
6. Кальнинг А.К. Акварельная живопись - М.; 1986
7. Кузин В.С. Изобразительное искусство.- М.; 2000
8. КумбзП.Пастельная живопись - М.; Кристина, 2002
9. Мерцалова М. Дети в мировой живописи - М.; Искусство, 1968
10. Ньютон У. Акварельная живопись. - М.; Кристина, 2002
11. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита - М.; 1980
12. Унковский А.А. Цвет в живописи - М.; 1983
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.
1. Арнхейм Р.Л. Искусство и визуальное восприятие. - М.; 1974
2.Атанов В.С. Акварельная живопись на пленэре. – М.; 2006
3.Бабанский Ю.К. Педагогический процесс. - М.; 1989
4.Большаков М. В. Декор и орнамент в книге.- М.; 1990
5.Бычков В.В. Эстетика. - М.; 2003
6.Визер В. Живописная грамота. Основы искусства изображения. – С-Пб.; Питер, 2006
7.Визер В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – С-Пб.; Питер, 2006
8.Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.; 1984
9.Выготский А.С. Психология искусства. - М.; 1997
10.Жабинский В.И. Рисунок. - М.; 2008
11.Зайцев Е.А. Наука о цвете и живописи. - М.; 1986
12.Канн-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.;1990
13.Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М.; 1998
14.Курочкина Н. Знакомство с пейзажной живописью – С-Пб.; 2000
15.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.; 1981
16.Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. - М.; 2008
17.Меерович М.И. Технология творческого мышления. - М.; 1989
18.Немцов Г.М. Искусство – школа формирования личности.- М.; 2004
19.Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. - М.; 2000
20.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под. ред. Полат.Е.С. - М.; 2001
21.Огородников Ю.А. Особенности воздействия искусства на человека.-М.; 199225.
Педагогика. Учебное пособие/Под ред. Пидкасистого П.И. - М.; 1998
22.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная
деятельность. - М.; 1997
23.Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ.- М.; 2003