СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по речевой практике 1-3 класс ФГОС ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по речевой практике 1-3 класс ФГОС ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Программа по речевой практике 1-3 класс ФГОС ОВЗ»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Починковская коррекционная школа-интернат».






Утверждено приказом

МКОУ

«Починковская школа-интернат»

136 от 31.08.2018 г









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Речевая практика»

Классы: 1- 3

Учитель: Конончук Ольга Александровна, высшая квалификационная категория

Учитель: Серебрякова Людмила Анатольевна, высшая квалификационная категория

Учитель: Ларькина Екатерина Валерьевна, первая квалификационная категория.



Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» для 1-3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью





Починки 2018 год

1.Пояснительная записка

Программа создана на основе:

1. Учебного плана МКОУ «Починковская школа- интернат» на 20182019 учебный год.

2.Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант 1-4класс на 2016-2020 годы.

Рабочая программа разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей, обучающихся с ОВЗ.

Рабочая программа ориентирована на учебники:

1. С.В. Комарова Устная речь. Учебник для 1класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2016

2. Речевая практика. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ С.В. Комарова. – М.: Просвещение 2018

3. Речевая практика. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ С.В. Комарова. – М.: Просвещение 2018

Обучение детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) представляет для педагогов значительную проблему, так как при поступлении в школу такие дети значительно отстают в развитии от детей с нормальным интеллектом. В значительной степени это обусловлено несовершенством речевой практики, данной категории детей, недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом. Поэтому для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) на I этапе обучения (1 – 4 классы) вводится курс «Речевая практика».

Основная цель обучения речевой практики:

- формирование и развитие коммуникативных и речевых умений в различных социальных ситуациях, подготовка обучающихся к жизни в современном обществе.

Задачи обучения речевой практики:

- совершенствование речевого опыта;

- коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний;

- формирование выразительной стороны речи;

- формирование и развитие устной коммуникации;

- обучение построению устных связных высказываний;

- воспитание культуры речевого общения.

Содержание курса «Речевая практика» как учебного предмета на I этапе обучения (1 – 4 классы) представлено в АООП следующими разделами: аудирование и понимание речи, общение и его значение в жизни, дикция и выразительность речи, организация речевого общения. Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы речевой практики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе

Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика. Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых дошкольников и младших школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов.

Срок реализации рабочей программы: 2018-2019 учебный год.


2. Общая характеристика учебного предмета.


Обучение речевой практике для детей с интеллектуалами нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений. Ведущим коррекционным принципом, объединяющим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи первоклассников, особенно ее коммуникативной функции.

Владение устной речью - важнейшее умение, которое спонтанно формируется в детстве и помогает человеку жить в мире людей. К сожалению, есть дети, для которых знакомиться, благодарить, спрашивать, просить, отвечать отказом на просьбу оказывается весьма сложным. Эти и многие другие действия, сопряженные с речевым общением, часто становятся для них невозможными без специального обучения.

Урок устной речи должен строится с учётом специфики обучения. На уроках устной речи обучающиеся учатся понимать и чётко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу, а также участвовать в мини-диалогах, которые знакомы им по бытовым ситуациям. Кроме того, на занятиях необходимо создавать условия для развития интонационной выразительности речи детей, совершенствования их лексики, грамматического строя речи, а также формировать простейшие умения в части построения связного монологического высказывания.

На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.

Подраздел «Аудирование и понимание речи» направлен на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения той информации, которая заложена в устном высказывании. Воспитание этого умения влияет на выразительность речи обучающихся, развивает внимательное отношение к слову, а в дальнейшем способствует правильному восприятию и лучшему пониманию информации по любому учебному предмету.

Материал, включенный в подраздел «Аудирование и понимание речи», реализуется на каждом уроке речевой практики в виде самостоятельных тренировочных упражнений (в т.ч. артикуляционной гимнастики) или сопровождает задания других подразделов. Например, выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка – миска); выбор картинки по ее описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции, слушание и понимание текста, читаемого учителем и т.д.

Подраздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на выработку у школьников четкости произносительной стороны говорения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.

Подразделы «Базовые формулы речевого общения» и «Примерные темы речевых ситуаций» являются ведущими с точки зрения организации работы по развитию собственно устной разговорной речи. В содержание подразделов включен перечень базовых формул речевого этикета, над формированием которых осуществляется работа в дополнительном классе, а также примерные темы речевых ситуаций, связанных с учебной жизнью и бытом детей. Обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя таким образом различные варианты речевого поведения в типичных сферах коммуникации людей.

Предлагаемая в программе проблематика речевых ситуаций является примерной и может изменяться учителем в зависимости от особенностей жизни и интересов школьников. Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений обучающихся определяет необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются структурные варианты предложений. К связному высказыванию дети готовятся всей предшествующей работой. В их речевом арсенале накапливается достаточный объем словаря по теме, разные модели предложений, отдельные фрагменты речи (микротемы), являющиеся частью целого связного высказывания. Продуцирование обучающимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д.

В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации. Урок речевой практики строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, в связи с которой из каждого подраздела отбираются и реализуются в пределах урока программные направления. Речевой материал, подготовленный учителем, должен подчиняться единой теме, определяемой заданной ситуацией. В выполняемых учениками упражнениях последовательно отрабатываются отдельные речевые задания, которые затем реализуются детьми в речевых ситуациях.


3. Место учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане

На основании учебного плана МКОУ «Починковская школа- интернат» на 20182019 учебный год и адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант 1-4класс на 2016-2020 годы, нагрузка :1 класс - 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.

2 класс - 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.

3 класс - 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.

Учебный предмет «Речевая практика» входит в образовательную область «Язык и речевая практика».


4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Решение поставленных задач по предмету «Речевая практика» позволяет совершенствовать у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) навыки устной коммуникации, произносительной стороны речи, расширяет представления об окружающей действительности, обогащает их словарный запас, формирует начальные представления о культуре общения.

5. Результаты освоения учебного предмета.


АООП по речевой практике определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

1 класс

Планируемые предметные результаты усвоения после 1 года обучения

Достаточный уровень:

  • выполнять задания по словесной инструкции;

  • называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками;

  • внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;

  • соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;

  • уметь сообщить свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома;

  • уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы;

  • слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.


Минимальный уровень:

  • выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;

  • называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками;

  • употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;

  • правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;

  • знать имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя, имена ближайших родственников и товарищей по классу;

  • слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием


Личностные результаты, ожидаемые после обучения в первом классе по программе «Речевая практика»:

  • формирование представления о себе;

  • самостоятельное перемещение доступными маршрутами в школьном здании (в туалет, в столовую, в кабинеты специалистов, педагогов дополнительного образования и т.п.);

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 1 года обучения – умение доброжелательно вести себя в диалоге, отвечать на вопросы собеседника и т.д. в соответствии с предусмотренными предметными результатами);

  • проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нем, практическое понимание своих социальных ролей – сын (дочь), воспитанник, ученик, одноклассник и т.д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении;

  • проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей с использованием полученных на уроках знаний и умений (интонационных, жестово-мимических умений, использование этикетных речевых оборотов в повседневной жизни);

  • положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих


2 класс

АООП по речевой практике определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика» в конце 2 класса

Обучающиеся должны уметь:

  • Выполнять задания словесной инструкции.

  • Различать громкую и шепотную речь, менять темп речи, использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях.

  • Называть предметы и действия, соотносить их с картинками.

  • Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые слова».

  • Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании.

  • Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей.

  • Называть свою улицу.

  • Участвовать в ролевых играх.

  • Слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстрационный материал.

Минимальный уровень:

  • выполнять простые инструкции учителя;

  • выбирать картинку, соответствующую слову и предложению из 2-3 слов с помощью учителя;

  • отвечать на простые вопросы с помощью учителя;

  • применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя;

  • уметь употреблять базовые формулы речевого общения с помощью учителя;

  • использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях помощью учителя.

Достаточный уровень:

  • выполнять инструкции учителя;

  • выбирать картинку, соответствующую слову и предложению из 3-4 слов;

  • отвечать на вопросы;

  • знать правила речевого общения;

  • уметь употреблять базовые формулы речевого общения;

  • использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.


Личностные результаты

  • формирование представления о себе;

  • формирование представлений о собственных возможностях;

  • овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;

  • овладение элементарными социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  • формирование начальных навыков коммуникации и знакомство с принятыми нормами социального взаимодействия;

  • формирование способности к принятию социального окружения, формирование умения определить свое место в нем, принятие ценностей и социальных ролей, соответствующих индивидуальному развитию ребенка;

  • формирование социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • формирование эстетических потребностей, чувств;

  • формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;

  • формирование элементарных навыков готовности к самостоятельной жизни;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты.

Формирование следующих универсальных действий:

Регулятивные БУД:

  • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные БУД:

  • выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

  • читать;

  • наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Коммуникативные БУД:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • доброжелательноотноситься,сопереживать,конструктивновзаимодействовать с людьми;

  • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

3 класс

АООП по речевой практике определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

  • выполнять простые инструкции учителя;

  • выбирать картинку, соответствующую слову и предложению из 2-4 слов с помощью учителя;

  • отвечать на вопросы с помощью учителя;

  • применять элементарные правила речевого общения;

  • уметь употреблять базовые формулы речевого общения с помощью учителя;

  • использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях помощью учителя.

Достаточный уровень:

  • выполнять инструкции учителя;

  • выбирать картинку, соответствующую слову и предложению;

  • отвечать на вопросы;

  • знать правила речевого общения;

  • уметь употреблять базовые формулы речевого общения;

  • использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.


Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению.

Личностные учебные действия

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

  • развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях;

  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  • овладение навыками коммуникации;

  • дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;

  • осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей

Коммуникативные учебные действия

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;

  • оформлять свои мысли в устной речи;

  • соблюдать нормы речевого этикета;

  • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими;

  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми

Регулятивные учебные действия

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  • работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

Познавательные учебные действия

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • устанавливать видородовые отношения предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • использовать знако-символические средства с помощью учителя;

  • читать, писать;

  • наблюдать за предметами и явлениями окружающей действительности;

  • ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;

  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу);

  • уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя

6. Содержание учебного предмета «Речевая практика»

Содержание курса «Речевая практика» как учебного предмета на I этапе обучения (1 – 4 классы) представлено в АООП следующими разделами: аудирование и понимание речи, общение и его значение в жизни, дикция и выразительность речи, организация речевого общения.

1 класс

Аудирование и понимание речи

Выполнение простых устных инструкций учителя. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению из 2 слов). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов.

Слушание небольших текстов в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на простые вопросы по прослушанному тексту с помощью учителя.

Дикция и выразительность речи

Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни

Речевое и неречевое общение. Элементарные правила речевого общения. Условные знаки в общении людей.

Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

Организация речевого общения


Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»).

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?».

Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!»)

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «Привет», «пока».

Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю».

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.

Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)». Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Как красиво!» и др.

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.

Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …».

Благодарность. Формулы «спасибо», «пожалуйста. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо»).

Замечание, извинение. Формулы «Извините» без обращения. Правильная реакция на замечания.

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.

Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

Ответы на вопросы учителя по теме.

Повторение

2 класс

Аудирование и понимание речи

Выполнение простых устных инструкций учителя. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители.

Чтение и выполнение простых словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.

Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению из 3-4 слов).

Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти слогов, слов, предложений из 2 слов.

Слушание небольших текстов в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.

Дикция и выразительность речи

Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни

Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение: афиши, реклама, открытки. Условные знаки в общении людей.

Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

Организация речевого общения

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»).

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …».

Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник).

Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «Привет», «Пока».

Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?» и др.

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «Алло», «Да».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.

Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно я …», «Разрешите…».

Благодарность. Формулы «Спасибо», «Пожалуйста. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо…имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы.

Ответные реплики на поздравление («Спасибо…»).

Замечание, извинение. Формулы «Извините» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно..» и др.) Извинение перед старшим, ровесником.

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.

Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

Составление предложений по теме ситуации (2-3 предложения). Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме речевой ситуации. Выбор атрибутов к ролевой игре.

Ответы на вопросы учителя по теме.

Повторение

Раздел

Содержание

Аудирование

Развитие у детей у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь.

Слушание и запоминание ряда речевых комплексов и слов (2 слога, 2 – 3 слова).

Слоги и слова с рядом свистящих и шипящих звуков, дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Слоги и односложные слова со стечением двух – трех согласных.

Слова, близкие по звучанию.

Дикция и выразительность речи

Отработка у школьников четкости произношения, эмоциональной выразительности речи. Голос, сила голоса. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса. Мимика и жесты. Лицо, выражение лица. Практическое использование мимики в речевых ситуациях.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими.

Тематика речевых ситуаций: игры детей, моя семья, доктор Айболит, Мойдодыр, юный художник, разговор по секрету, я в зеркале, разговор с игрушкой, в гостях у бабушки, на школьной перемене, любимое занятие и др.

Рассказ и не рассказ, тема рассказа, ее обсуждение.

Заголовок к речевой ситуации.

Активизация, обогащение, уточнение словаря по теме.

Составление предложений с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. Фиксация символами каждого предложения.

Составление из символов связного высказывания из 3 – 5 предложений.

Использование личных местоимении вместо существительного для связи предложений в тексте.

Использование известных, новых слов в ролевой игре по теме.

Культура общения.

Проведение специальной работы по обогащению речи обучающихся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия. Выражение благодарности. Вежливые слова. Тон речи. Речевое внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе беседы. Тренировочные упражнения на готовом речевом материале.




3 класс

Аудирование и понимание речи

Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.

Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).

Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.

Дикция и выразительность речи

Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни

Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.

Общение на расстоянии: кино, телевидение, радио. Виртуальное общение. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

Организация речевого общения

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …».

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «Привет», «Пока».

Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те)», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «Алло», «Да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.

Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне …», «Можно я …».

Мотивировка отказа. Формулы «Извините…».

Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «Извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Как красиво!»

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.

Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

Составление предложений по теме ситуации, в т. ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации.

Моделирование речевой ситуации.




7. Тематическое планирование

1 класс

Тема

Количество часов

Количество экскурсий

1

Школьная жизнь

7

1

2

Я и мои товарищи

3


3

Играем в сказку

10


4

Я дома

15


5

Мир природы

4

1

6

Игры и игрушки

8


7

Мы встречаем Новый год.

5

1

8

Зимняя прогулка

6

1

9

В магазине игрушек

4


10

Мойдодыр

4



Всего

66

4

2 класс

Тема

Количество часов

Количество экскурсий

1.

Школьная жизнь

6

1

2.

Игры для детей

6

 

3.

Играем в сказку

11

 

4.

Я дома

6

 

5.

Я и мои товарищи

18

 

6.

Мир природы

10

1

7.

Любимое занятие

6

 

8.

Я за порогом дома

6

1

 

Всего

68ч

3


3 класс

п/п

Наименование разделов

Количество часов


Повторение пройденного материала.

8

1

Школьная жизнь

11

2

Я и мои товарищи

4

3

Я дома

4

4

Я за порогом дома

16

5

Играем в сказку

10

6

Мир природы

10

7

Это я!

5


Итого:

68 часов (2 часа в неделю)


Календарно - тематическое планирование «Речевая практика»

1 класс

пп

Название раздела,

темы урока

Кол-во
часов

Дата

план

факт

1 четверть, 16 часов




Школьная жизнь

4



1

Давайте познакомимся. Выявление представлений по ситуации

1

06.09


2

Давайте познакомимся. Приветствие в школе.

1

07.09


3

Давайте познакомимся. Использование выразительных средств речи и помощников речи. Экскурсия

1

13.09


4

Я на уроке. Выполнение одночленных инструкций

1

14.09


Я и мои товарищи

3



5

Знакомство во дворе. Выявление представлений по теме ситуации с опорой на иллюстративный материал. Воспроизведение слоговых комплексов

1

20.09


6

Знакомство во дворе. Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации.

1

21.09


7

Знакомство во дворе. Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации

1

27.09


Играем в сказку

6



8

Репка. Слушание сказки в устном изложении учителя

1

28.09


9

Репка. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей.

1

04.10


10

Репка. Выражение лица. Ролевая игра.

1

05.10


11

Теремок. Слушание сказки в устном изложении учителя

1

11.10


12

Теремок. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей.

1

12.10


13

Теремок. Ролевая игра.

1

18.10


Я дома.

3



14

Знакомство в гостях. Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на иллюстративный материал

1

19.10


15

Использование новых слов и предложений в ролевой игре по новой ситуации.

1

25.10


16

Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации.

1

26.10


2 четверть, 16 часов




Мир природы

4



17

Характеристика предметов по цвету, величине, форме, вкусу. (Овощи)

1

08.11


18

Характеристика предметов по цвету, величине, форме, вкусу. (Фрукты)

1

09.11


19

Сравнение двух предметов по заданному признаку.

1

15.11


20

Составление предложений по вопросам с включением отработанной лексики. Экскурсия

1

16.11


Школьная жизнь

3



21

Готовимся к празднику. Разучивание стихотворения.

1

22.11


22

Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации.

1

23.11


23

Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации.

1

29.11



Игры и игрушки

5




24

Характеристика школьных предметов. Выражение просьбы.

1

30.11



25

Покупка школьных принадлежностей. Сравнение двух предметов.

1

06.12


26

Ролевая игра.

1

07.12


27

Отгадай, что в моем ранце? Составление предложений по вопросам с включением в ответы отработанной лексики.

1

13.12


28

Отгадай, что в моем ранце? Коллективное составление рассказа с использованием рисунка на доске.

1

14.12



Мы встречаем Новый год.

5



29

Новогодние чудеса. Выбор из двух картинок соответствующей предложению.

1

20.12


30

Использование силы голоса в упражнениях.

1

21.12


31

Разучивание стихотворения. Воспроизведение его в ролевой игре.

1

27.12


32

Новогодние чудеса. Экскурсия

1

28.12


3 четверть, 18 часов




33

Новогодние чудеса. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации.

1

11.01.

2019



Зимняя прогулка

6



34

Зимняя прогулка. Выражение просьбы. Ролевая игра. Экскурсия

1

17.01


35

Выбор из двух картинок соответствующей предложению.

1

18.01


36

Коллективное составление рассказа с использованием картинно-символического плана

1

24.01


37

Произнесение стихотворения в сопровождении движений.

1

25.01


38

Прогулка в машине. Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с ситуацией

1

31.01


39

Прогулка в машине. Разучивание мини-диалога. Воспроизведение в ролевой игре

1

01.02


Играем в сказку

4



40

Колобок. Слушание сказки в устном изложении учителя

1

07.02


41

Колобок. Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевой ситуации.

1

08.02


42

Колобок. Рассматривание атрибутов. Распределение ролей.

1

21.02


43

Колобок. Выражение лица. Ролевая игра.

1

22.02


В магазине игрушек

4



44

В магазине игрушек. Сравнение двух предметов по заданному признаку.

1

28.02


45

В магазине игрушек. Называние предметов и действий с ними.

1

01.03


46

В магазине игрушек. Ролевая игра.

1

07.03


47

В магазине игрушек. Коллективное составление рассказа с использованием картинно-символического плана.

1

14.03


Я дома

12



48

Помощники. Слушание стихотворения А.Барто «Помощница», выбор картинок.

1

15.03


49

Помощники. Выражение просьбы и желания.

1

21.03


50

Помощники. Использование выразительных средств и помощников речи.

1

22.03


4 четверть, 16 часов




51

Спокойной ночи. Слушание отрывка из «Сказки о глупом мышонке», выкладывание картинок.

1

04.04


52

Спокойной ночи. Рассматривание атрибутов, распределение ролей. Ролевая игра.

1

05.04


53

Спокойной ночи. Разучивание колыбельной, воспроизведение ее в ролевой игре.

1

11.04


54

Спокойной ночи. Коллективное составление рассказа с опорой на картинно-символический план.

1

12.04


55

Доброе утро! Различение громкой и тихой речи в игре.

1

18.04


56

Доброе утро! Разучивание мини-диалога, воспроизведение его в ролевой игре.

1

19.04


57

Доброе утро! Практическое использование восклицательной и вопросительной интонации в речевых ситуациях.

1

25.04


58

Мой адрес. Выявление представлений по теме с помощью вопросов.

1

26.04


59

Мой адрес. Сравнение двух предметов и их изображение по заданному признаку.

1

02.05


Мойдодыр

4



60

Слушание сказки «Мойдодыр». Выбор картинок по мере изложения.

1

03.05


61

Называние предметов (по теме) и действий с ними, характеристика предметов.

1

10.05


62

Разучивание стихотворения. Выражение лица. Соотнесение выражения лица с символическим рисунком.

1

16.05


63

Мое утро. Коллективное составление рассказа с опорой на картинно-символический план.

1

17.05


Игры и игрушки

3



64

Веселый оркестр. Называние предметов и действий с ними.

1

23.05


65

Веселый оркестр. Выражение просьбы.

1

24.05


66

Веселый оркестр. Коллективное составление рассказа с опорой на картинно-символический план.

1

30.05


2 класс

п/п

Название раздела и темы

Кол-во часов

Дата

план

факт


I четверть

18




Школьная жизнь

6



1

Добро пожаловать!

1

4.09


2

Конструирование и моделирование диалогов на основе иллюстраций.

1

7.09


3

Ролевые игры по теме «Добро пожаловать»

1

11.09


4

Составление рассказа «День знаний»

1

14.09


5

Повторение по теме «Добро пожаловать!»

1

18.09


6

Повторение по теме: «Добро пожаловать!»

1

21.09



«Игры для детей»

6



7

Составление рассказа по теме «Истории о лете»

1

24.09


8

Моделирование диалогов на основе сюжетных картинок.

1

28.09


9

Беседа «Любимые игры»

1

2.10


10

Составление индивидуального рассказа с опорой на план

1

5.10


11

Повторение по теме: «Истории о лете»

1

9.10


12

Повторение по теме: «Истории о лете»

1

12.10



«Играем в сказку»

6



13

Сказка «Три поросёнка».

1

16.10


14

Закрепление содержания сказки. Выборочный пересказ.

1

19.10


15

Закрепление содержания сказки. Выборочный пересказ.

1

23.10


16

Закрепление содержания сказки. Выборочный пересказ.

1

26.10


17

Повторение по теме: «Три поросёнка».

1

6.11


18

Повторение по теме: «Три поросёнка».

1

9.11



II четверть

14




« Я и мои товарищи»

6



19

Расскажи мне о школе.

1

13.11


20

Моделирование диалогов на основе иллюстраций с опорой на имеющиеся знания

1

16.11


21

Помещения школы. Составление рассказов об отдельных местах в школе (библиотека, классные кабинеты, столовая)

1

20.11


22

Составление рассказов из личного опыта по теме «Расскажи мне о школе»

1

23.11


23

Повторение по теме : «Расскажи мне о школе»

1

27.11


24

Повторение по теме: «Расскажи мне о школе»

1

30.11



«Я и мои товарищи»

6



25

Выявление представлений детей по теме «Алло! Алло!». Характеристика признаков предметов

1

4.12


26

Моделирование телефонных разговоров

1

7.12


27

Правила ведения телефонного разговора

1

11.12


28

Моделирование типового диалога с диспетчером

1

14.12


29

Повторение по теме: «Алло! Алло!»

1

18.12


30

Повторение по теме: «Алло! Алло!»

1

21.12



« Я дома»

6



31

Выявление и расширение знаний о традициях празднования дня рождения

1

25.12


32

Конструирование поздравлений и ответных реплик. Дифференциация поздравлений

1

28.12



III четверть

20



33

Моделирование диалогов поздравлений. Использование в речи тона голоса.

1

11.01


34

Составление рассказа о праздновании дня рождения.

1

15.01


35

Повторение по теме: « С Днем рождения!»

1

18.01


36

Повторение по теме: « С Днем рождения!»

1

22.01



«Я и мои товарищи»

6



37

Введение в ситуацию «Дежурство». Помощники устной речи.

1

25.01


38

Конструирование возможных реплик в диалогах: просьба, предложение, отказ, согласие.

1

29.01


39

Моделирование диалогов по теме «Дежурство».

1

1.02


40

Составление рассказа по теме «План дежурства»

1

5.02


41

Повторение по теме: «Дежурство».

1

8.02


42

Повторение по теме: «Дежурство».

1

12.02



«Мир природы»

10



43

Весенняя прогулка. Экскурсия на природу (наблюдение за сезонными изменениями в природе).

1

15.02


44

Весна пришла. Составление рассказа о весне

1

19.02


45

Мы в ответе за тех, кого приручили. Домашние животные

1

22.02


46

Конструирование предложений на тему «У меня появился щенок»

1

26.02


47

Составление рассказа-описания «Мой питомец»

1

1.03


48

Моделирование телефонных разговоров «Мой щенок»

1

5.03


49-50

Составление рассказа о происшествии с домашним питомцем (на основе личного опыта)

2

12.03

15.03


51-52

Повторение по теме: «У меня появился щенок»

2

19.03

22.03



IV четверть

16




«Играем в сказку»

5



53

Знакомство со сказкой «Красная Шапочка»

1

2.04


54

Закрепление содержания сказки. Пересказ с опорой на иллюстрации

1

5.04


55

Инсценирование сказки. Выбор роли и атрибутов к ней.

1

9.04


56

Обобщающая беседа по сказке «Красная шапочка»

1

12.04


57

Повторение по теме: «Красная Шапочка»

1

16.04



«Любимое занятие»

6



58

Обсуждение темы «Я записался в кружок!» Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации.

1

19.04


59

Моделирование возможных диалогов между руководителем кружка и учеником.

1

23.04


60

Конструирование предложений на заданную синтаксическую конструкцию.

1

26.04


61

Составление рассказов о занятиях в кружках и секциях.

1

30.04


62

Повторение по теме: «Я записался в кружок!»

1

7.05


63

Повторение по теме: «Я записался в кружок!»

1

10.05



«Я за порогом дома»

6



64

Введение в ситуацию по теме «Скоро лето!»

1

14.05


65

Моделирование диалогов на основе сюжетных картинок.

1

17.05


66-67

Коллективное составление рассказа по иллюстрации с опорой на план

2

21.05-24.05


68

Повторение по теме: «Скоро лето!»

2

28.05-31.05




3 класс

Название раздела и темы

Кол-во часов

Календарные сроки


план

факт



I четверть

16





Школьная жизнь

7



1

1

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации «Снова в школу!»

1

4.09


2

2

Конструирование диалогов: речевая ситуация «Снова в школу!»

1

7.09


3

3

Моделирование речевых ситуаций «Снова в школу!»

1

11.09


4

4

Составление рассказов: вспоминаем каникулы

1

14.09


5

5

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации «Я в классе!»

1

18.09


6

6

Конструирование диалогов: речевая ситуация «Я в классе!»

1

21.09


7

7

Моделирование речевых ситуаций «Я в классе!»

1

25.09




Я и мои товарищи

4



8

1

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации «Мы собрались поиграть»

1

28.09


9

2

Конструирование диалогов: речевая ситуация «Мы собрались поиграть»

1

2.10


10

3

Моделирование речевых ситуаций «Мы собрались поиграть…»

1

5.10


11

4

Разучивание правил игры «Рыбаки»

1

9.10




Школьная жизнь

4



12

1

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации «В библиотеке»

1

12.10


13

2

Конструирование диалогов: речевая ситуация «В библиотеке»

1

16.10


14

3

Моделирование речевых ситуаций «В библиотеке»

1

19.10


15

4

Экскурсия в школьную библиотеку

1

23.10




Играем в сказку




16

1

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации «Сказки про Машу»

1

26.10




II четверть

16





Играем в сказку

5



17

1

Конструирование диалогов: речевая ситуация «Сказки про Машу»

1

9.11


18

2

Упражнения в использовании интонационных, жестово-мимических умений учащихся. Речевая ситуация «Сказки про Машу»

1

13.11


19

3

Инсценировка одной из сказок про Машу

1

16.11


20

4

Коллективное составление новой сказки про Машу

1

20.11


21

5

Подведение итогов. Игра «Живые загадки»

1

23.11




Я за порогом дома

7



22

1

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации «Отправляюсь в магазин»

1

27.11


23

2

Конструирование диалогов: речевая ситуация «Отправляюсь в магазин»

1

30.11


24

3

Моделирование речевых ситуаций «Отправляюсь в магазин»

1

4.12


25

4

Экскурсия в магазин. Осуществление покупок в различных отделах по заранее составленному списку

1

7.12


26

5

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации «Телефонный разговор»

1

11.12


27

6

Конструирование диалогов: речевая ситуация «Телефонный разговор»

1

14.12


28

7

Моделирование речевых ситуаций «Телефонный разговор»

1

18.12


29-30

8

Повторение пройденного материала

2

21.12




Я за порогом дома

9



31

1

Телефон. К.И. Чуковский

1

25.12


32

2

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации «Я - зритель»

1

28.12




III четверть

20



33

3

Разучивание игры «Я дарю тебе билет»

1

11.01


34

4

Конструирование диалогов: речевая ситуация «Я - зритель»

1

15.01


35

5

Моделирование речевых ситуаций «Я - зритель»

1

18.01


36

6

Составление памятки «Правила вежливого зрителя»

1

22.01


37

7

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации «Я - пассажир»

1

25.01


38

8

Конструирование диалогов: речевая ситуация «Я - пассажир»

1

29.01


39

9

Моделирование речевых ситуаций «Я - пассажир»

1

1.02




Мир природы

4



40

1

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации «Какая сегодня погода?»

1

5.02


41

2

Конструирование диалогов: речевая ситуация «Какая сегодня погода?»

1

8.02


42

3

Моделирование речевых ситуаций «Какая сегодня погода?»

1

12.02


43

4

Составление рассказов: речевая ситуация «Какая сегодня погода?»

1

15.02




Играем в сказку

4



44

1

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации «Снегурочка»

1

19.02


45

2

Конструирование диалогов: речевая ситуация «Снегурочка»

1

22.02


46

3

Упражнения в использовании интонационных, жестово-мимических умений учащихся. Речевая ситуация «Снегурочка»

1

26.02


47

4

Инсценировка сказки «Снегурочка»

1

1.03




Я дома

1



48

1

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации «Весёлый праздник»

1

5.03


49-50

2

Повторение пройденного материала

2

12.03

15.03




Я дома

3



51

1

Конструирование диалогов: речевая ситуация «Весёлый праздник»

1

19.03


52

2

Моделирование речевых ситуаций «Весёлый праздник»

1

22.03




IV четверть

16



53

3

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации «Учимся понимать животных»

1

2.04




Мир природы

3



54

1

Конструирование диалогов: речевая ситуация «Учимся понимать животных»

1

5.04


55

2

Моделирование речевых ситуаций «Учимся понимать животных»

1

9.04


56

3

Моделирование поведения животных в различных ситуациях

1

12.04




Это я!

5



57

1

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации «Узнай меня!»

1

16.04


58

2

Конструирование диалогов: речевая ситуация «Узнай меня!»

1

19.04


59

3

Моделирование речевых ситуаций «Узнай меня!»

1

23.04


60

4

Составление и описание внешности человека

1

26.04


61-62

5

Составление коллажа «Знакомьтесь: наш класс»

2

30.04

7.05




Мир природы

3



63

1

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации «У меня есть котенок»

1

14.05


64

2

Конструирование диалогов: речевая ситуация «У меня есть котенок»


1

17.05


65

3

Составление рассказов: речевая ситуация «У меня есть котенок»

1

21.05


66-68

4-6

Повторение пройденного по теме: Я дома»

3

24.05

28.05

31.05


8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для реализации программного содержания используются следующие учебно - методические и технические средства обучения:

Учебно - методические

1.Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (вариант I)

2. Комарова С.В. «Методические рекомендации к урокам «Речевая практика». Пособие для учителя

Демонстрационные и дидактические средства обучения

Иллюстрации, таблицы

Презентации

Трафареты 

Раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр)

Наборы предметных и сюжетных картинок

Учебные модели

DVD-фильмы

Мультимедийные образовательные программы

Ноутбук

Интерактивная доска