Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Приказа от 19 декабря 2014 г. N 1598 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Приказа от 19 декабря 2014 г. N 1599 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)»
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).
Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка, планируемые личностные результаты, планируемые предметные результаты, планируемые базовые учебные действия, краткий учебный курс, календарно-тематическое планирование учебного курса,
формы текущего контроля и промежуточной аттестации, контрольно-измерительные материалы, систему оценки предметных результатов, сформированности базовых учебных действий, учебно-методический комплекс.
Цель обучения речевой практики у обучающихся c РАС - формирование и развитие элементарных коммуникативных и речевых умений в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.
Задачи обучения:
совершенствование речевого опыта;
коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний;
формирование выразительной стороны речи;
формирование и развитие устной коммуникации;
обучение построению элементарных устных связных высказываний;
воспитание культуры речевого общения.
Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации, произносительной стороны речи, расширяет представления об окружающей действительности, обогащает их словарный запас, формирует начальные представления о культуре общения.
Характеристика учебного предмета.
«Речевая практика» как учебного предмета на I этапе обучения представлено в АООП следующими разделами: аудирование и понимание речи, общение и его значение в жизни, дикция и выразительность речи, организация речевого общения. Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы речевой практики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.
Место курса в учебном плане.
На изучение речевой практики в 1 классе отводится 1 час в неделю, курс рассчитан на 33 часа (33 учебные недели), т.к. часы выпадают на праздничные дни (4.11, 24.02, 9.03, 1.05, 4.05, 5.05, 11.05) программа предполагает 28 часов и будет выполнена за счет уплотнения учебного материала.
Планируемые результаты изучения курса.
Предметные результаты АООП по речевой практике включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП по речевой практике определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
выполнять простые инструкции учителя;
выбирать картинку, соответствующую слову с помощью учителя;
отвечать на простые вопросы с помощью учителя;
применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.
Достаточный уровень:
выполнять простые инструкции учителя;
выбирать картинку, соответствующую слову;
отвечать на простые вопросы с помощью учителя;
знать и применять элементарные правила речевого общения;
уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);
участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;
понимать содержание небольших по объёму сказок, рассказов, детских теле- и радиопередач; отвечать на простые вопросы по их содержанию;
использовать изученные речевые алгоритмы при общении;
принимать участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинный или картинно-символический план.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:
1) развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с
ними;
2) развитие мотивации к обучению;
3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; способность
осуществлять элементарный речевой самоконтроль в процессе использования речи;
Основное содержание учебного предмета.
№ | Разделы курса | Темы |
1. | Аудирование и понимание речи | Выполнение простых устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. |
2. | Дикция и выразительность речи | Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного физиологического дыхания. Использование мимики и жестов в общении. |
3. | Общение и его значение в жизни | Речевое и неречевое общение. |
4. | Организация речевого общения | Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Меня зовут …», «Это …». Приветствие и прощание.Формулы «здравствуй», «до свидания». Жесты приветствия и прощания. Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Благодарность. Формулы «спасибо», «пожалуйста». |
| | Замечание, извинение. Правильная реакция на замечания. Формулы «извините, простите» без обращения. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому, используя жесты, сопряженно с действиями взрослого. Алгоритм работы над темой речевой ситуации Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации. Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам. Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности. Моделирование речевой ситуации. Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебники, учебные пособия | Учебно-методический комплект: С. В. Комарова Речевая практика. Учебник. М.: Просвещение, 2019. рабочая тетрадь к учебнику. |
Методические пособия для педагога | - Методические рекомендации для учителя |
| -Практический материал к занятиям "Утренний круг" для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие / Кондратьева С. Ю., Лебедева Н. В., Федотова Л. В., Ященко А. В. - Санкт-Петербург. - Коммуникативная игра как средство формирования положительных отношений между участниками образовательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра / Л. Н. Демьянчук, Н. В. Лебедева, Т. Н. Мирзоева. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ. |
Дополнительные средства | Наглядный материал (слоги, слова), предметные и сюжетные картинки, пальчиковый театр «Теремок», «Колобок», плоскостные игрушки, настольные игры |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Цвета. Описание и сравнение предметов по цвету. | 1 | 7.09 |
2 | Динамическая игра «Животные» | 1 | 14.09 |
3 | Формирование правильного выдоха «Одуванчик» Коммуникативная игра «Дружба» Приветствие. Слова «привет» и «здравствуйте» | 1 | 21.09 |
4 | Части суток. Утро. Коммуникативное упражнение «Доброе утро» | 1 | 28.09 |
5 | Упражнение «Мы одноклассники» Дидактическое упражнение на приветствие в кругу Комплекс артикуляционной гимнастики | 1 | 5.10 |
6 | Наша школа. Кто пришёл сегодня в школу? Ролевая игра «Покачай куклу Олю» | 1 | 12.10 |
7 | Дидактическая игра «Задай вопрос другу» Дидактическое упражнение «Я люблю. Он любит» Ролевая игра «Я заблудился в лесу» | 1 | 19.10 |
8 | Дидактическая игра «Найди пару» Музыкально-коммуникативная игра Волшебные песенки: «Жа-жа» | 1 | 26.10 |
9 | Дидактическая игра «Цветочек: утро- вечер» Формирование речевого выдоха «Листопад» Коммуникативная игра «Я люблю…» | 1 | 9.11 |
10 | Утренний круг «Осень» Комплекс артикуляционной гимнастики Дидактическая игра «Дай мне…» | 1 | 16.11 |
11 | Повторение чистоговорок «Листопад» Волшебные песенки: «Ку-ку» Игра на развитие речи «Пчёлкины песни» | 1 | 23.11 |
12 | Музыкально-коммуникативная игра Коммуникативная игра «Дрозд» Правила поведения. «Праздник. Гости на пороге» | 1 | 30.11 |
13 | Правила поведения: «Праздник. За столом» Ролевая игра День рождения Степашки» Слушание сказки «Теремок» | 1 | 7.12 |
14 | «Наша сказка» . Пальчиковый театр Дидактическая игра «Покажи нос…» Коммуникативная игра | 1 | 14.12 |
15 | Комплекс артикуляционной гимнастики Игра на координацию речи с движением «Солнышко» Волшебные песенки: «Ли-ли» | 1 | 21.12 |
16 | Формирование плавного выдоха «Ветерок» Игра на координацию речи с движением «Медведь» Дидактическая игра «Возьми» (на примере игрушек) | 1 | 28.12 |
17 | Ролевая игра «Встреча куклы» Музыкально-коммуникативная игра Комплекс артикуляционной гимнастики | 1 | 11.01 |
18 | Музыкально-коммуникативная игра по Е.Железновой «Хлопаем-шлёпаем» Игра на координацию речи с движением «Снежок» Волшебные песенки: «Са-са» | 1 | 18.01 |
19 | Коммуникативная игра Слушание сказки «Колобок» Дидактическая игра «Дай мне» (на примере игрушек) | 1 | 25.01 |
20 | Слова при прощании Ролевая игра «Кукла уходит» Комплекс артикуляционной гимнастик | 1 | 1.02 |
21 | Коммуникативная игра Формирование речевого выдоха «Снег идёт» Игра на координацию речи с движением «Снежки» | 1 | 15.02 |
22 | «Наша сказка». Пальчиковый театр Игра на координацию речи с движением «Машина» Музыкально-коммуникативная игра по Е. Железновой | 1 | 1.03 |
23 | Утренний круг «Зима» Ролевая игра «Кукла спит» Комплекс артикуляционной гимнастики | 1 | 15.03 |
24 | Игра на координацию речи с движением «Шофёр» Повторение чистоговорок «Снежок»«Наша сказка». Пальчиковый театр Коммуникативная игра Музыкально- коммуникативная игра по Е. Железновой Ролевая игра «Мы пришли домой» | 1 | 5.04 |
25 | Дидактическая игра «Дай мне» (на примере игрушек) Игра на координацию речи с движением «Серые пёрышки»» Комплекс артикуляционной гимнастики Музыкально-коммуникативная игра по Е. Железновой «Топ-хлоп» | 1 | 12.04 |
26 | Коммуникативная игра Ролевая игра «Ученик» Формирование плавного выдоха «Лети, птичка» | 1 | 19.04 |
27 | Повторение чистоговорок «Петушок» Коммуникативная игра «Повтори за мной» Комплекс артикуляционной гимнастики | 1 | 26.04 |
28 | Игра на координацию речи с движением «Сад» Игра на музыкальных инструментах | 1 | 17.05 |