СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по речевой практике 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа 1 класс, для обучающихся с интелектуальными нарушениями, дети с РАС

Просмотр содержимого документа
«Программа по речевой практике 1 класс»


Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ

  • Приказа от 19 декабря 2014 г. N 1598 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

  • Приказа от 19 декабря 2014 г. N 1599 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)»

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).

Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка, планируемые личностные результаты, планируемые предметные результаты, планируемые базовые учебные действия, краткий учебный курс, календарно-тематическое планирование учебного курса,

формы текущего контроля и промежуточной аттестации, контрольно-измерительные материалы, систему оценки предметных результатов, сформированности базовых учебных действий, учебно-методический комплекс.

Цель обучения речевой практики у обучающихся c РАС - формирование и развитие элементарных коммуникативных и речевых умений в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.

Задачи обучения:

  • совершенствование речевого опыта;

  • коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний;

  • формирование выразительной стороны речи;

  • формирование и развитие устной коммуникации;

  • обучение построению элементарных устных связных высказываний;

  • воспитание культуры речевого общения.

Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации, произносительной стороны речи, расширяет представления об окружающей действительности, обогащает их словарный запас, формирует начальные представления о культуре общения.


Характеристика учебного предмета.

«Речевая практика» как учебного предмета на I этапе обучения представлено в АООП следующими разделами: аудирование и понимание речи, общение и его значение в жизни, дикция и выразительность речи, организация речевого общения. Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы речевой практики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.

Место курса в учебном плане.

На изучение речевой практики в 1 классе отводится 1 час в неделю, курс рассчитан на 33 часа (33 учебные недели), т.к. часы выпадают на праздничные дни (4.11, 24.02, 9.03, 1.05, 4.05, 5.05, 11.05) программа предполагает 28 часов и будет выполнена за счет уплотнения учебного материала.

Планируемые результаты изучения курса.

Предметные результаты АООП по речевой практике включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП по речевой практике определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

  • выполнять простые инструкции учителя;

  • выбирать картинку, соответствующую слову с помощью учителя;

  • отвечать на простые вопросы с помощью учителя;

  • применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);

  • использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.

Достаточный уровень:

  • выполнять простые инструкции учителя;

  • выбирать картинку, соответствующую слову;

  • отвечать на простые вопросы с помощью учителя;

  • знать и применять элементарные правила речевого общения;

  • уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);

  • участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;

  • выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;

  • понимать содержание небольших по объёму сказок, рассказов, детских теле- и радиопередач; отвечать на простые вопросы по их содержанию;

  • использовать изученные речевые алгоритмы при общении;

  • принимать участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

  • воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинный или картинно-символический план.


Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:

  • 1) развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с

ними;


  • 2) развитие мотивации к обучению;

  • 3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • 4) овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  • 5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; способность

осуществлять элементарный речевой самоконтроль в процессе использования речи;

    • 6) развитие положительных свойств и качеств личности;

    • 7) готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.



Основное содержание учебного предмета.



Разделы курса

Темы

1.

Аудирование и понимание

речи

Выполнение простых устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях.

2.

Дикция и выразительность

речи

Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного физиологического дыхания. Использование мимики и жестов в общении.

3.

Общение и его значение в

жизни

Речевое и неречевое общение.

4.

Организация речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Меня зовут …», «Это

…».

Приветствие и прощание.Формулы «здравствуй», «до свидания». Жесты приветствия и прощания.

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене.

Благодарность. Формулы «спасибо», «пожалуйста».



Замечание, извинение. Правильная реакция на замечания. Формулы

«извините, простите» без обращения.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому, используя жесты, сопряженно с действиями взрослого.

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.

Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности. Моделирование речевой ситуации.

Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение



Учебники, учебные пособия

Учебно-методический комплект:

С. В. Комарова

  • Речевая практика. Учебник. М.: Просвещение, 2019.

  • рабочая тетрадь к учебнику.

Методические пособия для педагога

- Методические рекомендации для учителя



-Практический материал к занятиям "Утренний круг" для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие / Кондратьева С. Ю., Лебедева Н. В., Федотова Л. В., Ященко А. В. - Санкт-Петербург.

- Коммуникативная игра как средство формирования положительных отношений между участниками образовательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра / Л. Н. Демьянчук, Н. В. Лебедева, Т. Н. Мирзоева. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ.

Дополнительные средства

Наглядный материал (слоги, слова), предметные и сюжетные картинки,

пальчиковый театр «Теремок», «Колобок», плоскостные игрушки, настольные

игры


Календарно-тематическое планирование.


Тема

Кол-во часов

Дата

1

Цвета. Описание и сравнение предметов по

цвету.

1

7.09

2

Динамическая игра «Животные»

1

14.09

3

Формирование правильного выдоха

«Одуванчик» Коммуникативная игра «Дружба» Приветствие. Слова «привет» и «здравствуйте»

1

21.09

4

Части суток. Утро. Коммуникативное упражнение «Доброе утро»

1

28.09

5

Упражнение «Мы одноклассники» Дидактическое упражнение на приветствие в кругу Комплекс артикуляционной гимнастики

1

5.10

6

Наша школа. Кто пришёл сегодня в школу?

Ролевая игра «Покачай куклу Олю»

1

12.10

7

Дидактическая игра «Задай вопрос другу» Дидактическое упражнение «Я люблю. Он любит» Ролевая игра «Я заблудился в лесу»

1

19.10

8

Дидактическая игра «Найди пару» Музыкально-коммуникативная игра Волшебные песенки: «Жа-жа»

1

26.10

9

Дидактическая игра «Цветочек: утро- вечер» Формирование речевого выдоха «Листопад» Коммуникативная игра «Я люблю…»

1

9.11

10

Утренний круг «Осень» Комплекс артикуляционной гимнастики Дидактическая игра

«Дай мне…»

1

16.11

11

Повторение чистоговорок «Листопад» Волшебные песенки: «Ку-ку» Игра на развитие речи «Пчёлкины песни»

1

23.11

12

Музыкально-коммуникативная игра Коммуникативная игра «Дрозд» Правила поведения. «Праздник. Гости на пороге»

1

30.11

13

Правила поведения: «Праздник. За столом» Ролевая игра День рождения Степашки» Слушание сказки «Теремок»

1

7.12

14

«Наша сказка» . Пальчиковый театр Дидактическая игра «Покажи нос…» Коммуникативная игра

1

14.12

15

Комплекс артикуляционной гимнастики Игра на координацию речи с движением

«Солнышко» Волшебные песенки: «Ли-ли»

1

21.12

16

Формирование плавного выдоха «Ветерок» Игра на координацию речи с движением

«Медведь» Дидактическая игра «Возьми» (на примере игрушек)

1

28.12


17

Ролевая игра «Встреча куклы» Музыкально-коммуникативная игра Комплекс артикуляционной гимнастики

1

11.01

18

Музыкально-коммуникативная игра по Е.Железновой «Хлопаем-шлёпаем» Игра на координацию речи с движением «Снежок» Волшебные песенки: «Са-са»

1

18.01

19

Коммуникативная игра Слушание сказки

«Колобок» Дидактическая игра «Дай мне» (на примере игрушек)

1

25.01

20

Слова при прощании Ролевая игра «Кукла уходит» Комплекс артикуляционной гимнастик

1

1.02

21

Коммуникативная игра Формирование речевого выдоха «Снег идёт» Игра на координацию речи с движением «Снежки»

1

15.02

22

«Наша сказка». Пальчиковый театр Игра на координацию речи с движением «Машина» Музыкально-коммуникативная игра по Е. Железновой

1

1.03

23

Утренний круг «Зима» Ролевая игра

«Кукла спит» Комплекс артикуляционной гимнастики

1

15.03


24

Игра на координацию речи с движением

«Шофёр» Повторение чистоговорок

«Снежок»«Наша сказка». Пальчиковый театр

Коммуникативная игра Музыкально- коммуникативная игра по Е. Железновой Ролевая игра «Мы пришли домой»

1

5.04

25

Дидактическая игра «Дай мне» (на примере игрушек) Игра на координацию речи с движением

«Серые пёрышки»» Комплекс артикуляционной гимнастики Музыкально-коммуникативная игра по Е. Железновой «Топ-хлоп»

1

12.04

26

Коммуникативная игра Ролевая игра

«Ученик» Формирование плавного выдоха «Лети, птичка»

1

19.04

27

Повторение чистоговорок «Петушок» Коммуникативная игра «Повтори за мной» Комплекс артикуляционной гимнастики

1

26.04

28

Игра на координацию речи с движением

«Сад» Игра на музыкальных инструментах

1

17.05




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!