СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по учебному предмету "Театр в танце"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по учебному предмету "Театр в танце" разработана для дополнительной общеразвивающей программы по хореографическому искусству "Современный танец".

Просмотр содержимого документа
«Программа по учебному предмету "Театр в танце"»

Детская музыкальная школа №1



Согласовано

Зам. директора по УВР

___________/ «____ » __________ 2024г.




Утверждено

Директор ДМШ №1

__________/Мубаракова Ф.Н.

« ___ » __________ 2013г

Рассмотрено на заседании ШМО

и рекомендовано к утверждению

решение педсовета протокол № ___

от года

_____________ /

подпись руководителя ШМО Ф.И.О.

«____» _________ 2024 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Театр в танце

(указать предмет, курс, модуль)



Количество часов 66 Уровень общеобразовательный


Преподаватель

Шаповалова Екатерина Анатольевна






2024-2025г.


Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом «ДМШ №1» на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

 - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета                                

- Сведения о затратах учебного времени;

 - Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

 - Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

 VI. Список учебной литературы

- Основная литература;

 - Дополнительная литература












I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета,   его место и роль в образовательном процессе

Программа  учебного предмета «Театр в танце»  разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к программе в области  хореографического  искусства.

В данной программе театрализованная деятельность в сочетании с хореографией помогают ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от какого – либо персонажа.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность в сочетании с хореографией в огромной степени является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает художественный вкус.

Учебный предмет «Театр в танце» направлен на формирование и развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование учащихся обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Данная программа для детей учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.

Отличительные особенности программы в том, что она интегрирует театральное искусство с искусством хореографии.

Содержание учебного предмета «Театр в танце» имеет межпредметные связи с содержанием учебных предметов «Партерная гимнастика», «Современный танец», «Эстрадный танец» «Подготовка концертных номеров», «Классический танец».

Хореография как сценическое искусство имеет свою специфику и, следовательно, свою систему воспитания и обучения, она очень актуальна в современном мире в силу того, что потребность в движении генетически заложена в человеческом организме и обусловлена всем ходом его эволюционного развития. Учебный предмет «Театр в танце» позволит реализовать творческие способности в хореографических постановках.





Срок реализации учебного предмета

Срок освоения предмета «Театр в танце» при 4-летней образовательной программе составляет 2 года (с 3 по 4 класс).

 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом «Детской музыкальной школой №1» на реализацию предмета «Театр в танце»:

Срок обучения - 4 года

Вид учебной работы,

учебной нагрузки

Классы

3-4



Максимальная нагрузка (в часах), в том числе:

66



аудиторные занятия (в часах)

66



Общее количество часов на аудиторные занятия

66



Форма проведения учебных аудиторных занятий:

мелкогрупповые занятия, численность группы от 10 до 15 человек, продолжительность урока - 45 минут.

Мелкогрупповая форма позволяет лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические особенности.


Цель и задачи учебного предмета

Цель:  формирование творческой личности владеющей пластикой собственного тела, развитие актерских способностей обучающихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для  исполнения хореографических постановок.


Задачи:

  • Развивать пластическую фантазию учащегося;

  • Развивать физические способности учащегося, легкость и координацию движений, ловкость и подвижность;

  • Развивать основные психофизические процессы и личностные качества учащихся (восприятие, память, внимание, наблюдательность, фантазию, воображение, коммуникабельность, чувство ритма, смелость публичного самовыражения).

  • Обогащать духовный мир ребёнка, формировать потребность в самореализации и самовыражении;

  • Развивать музыкальный вкус;

  • Способствовать укреплению здоровья учащихся;

  • Расширять круг общения учащихся, получать радость совместного творчества;

  • совместно организовать культурно-досуговую деятельность.



Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФЗ по учебным дисциплинам хореографического образования, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит  следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

-   словесный (объяснение, разбор, анализ);

-   наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего  движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, танцевальных коллективов, посещение концертов и спектаклей  для повышения общего уровня развития обучающегося);

- практический  (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);

- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);  

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.

Описание материально-технических условий реализации   учебного предмета

Для реализации программы «Театр в танце» имеются в наличии учебные аудитории, специализированные кабинеты и средства материально-технического обеспечения для занятий:

  • хореографический зал, пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол), балетные станки вдоль трёх стен, зеркала на трех стенах;

  • зал оборудован музыкальным инструментом (цифровое пианино);

  • имеется учебный класс для работы со специализированными материалами (фонотека, музыкальный центр, телевизор, компьютер);

  • костюмерная, располагающая необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;

  • раздевалки для обучающихся и преподавателей.  

Созданы все условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта хореографических залов,  костюмерной.


II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

             

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Театр в танце», на максимальную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Срок освоения программы                          «Современный танец», «Эстрадный танец» – 4 года


Распределение по годам обучения



1

2


Классы

1

1


Продолжительность учебных  занятий (в неделях)

33

33


Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

1

1


Общее количество часов на аудиторные занятия

33



Максимальное количество часов занятий в неделю (аудиторные)

1

1


Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные)

66

66


Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные)

66



Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.



Требования по годам обучения

В содержание программы входят следующие виды учебной работы:

-  изучение учебной терминологии;

- ознакомление с элементами и основными театральными принципами работы на сцене;

- ознакомление с особенностями взаимодействия с партнерами на сцене;

- ознакомление со средствами создания образа в театре.

Первый год обучения

    1. владение основными театральными принципами работы на сцене.

    2. Этюды: органическое молчание, ожидание, свяжи этюд.

Второй год обучения

  1. Владение с особенностями взаимодействия с партнерами на сцене.

  2. Постановка пластической миниатюры на свободную тему.

III.        Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень  подготовки  обучающихся  является  результатом  освоения    программы  учебного  предмета  «Театр в танце»,  который  определяется   формированием  комплекса  знаний,  умений  и  навыков,  таких,  как:

- знание особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;

- знание театральной терминологии;

- знание дыхательных практик;

- знание средств создания образа в хореографии;

- знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;

- умение исполнять на сцене пластические миниатюры;

- умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при танца;

- умение понимать и исполнять указания преподавателя;

- умение запоминать и воспроизводить «текст»;

- навыки музыкально-пластического  интонирования;

    А также:

- знание исторических основ танцевальной и театральной культуры;

- знание канонов исполнения упражнений и театральных движений в соответствии с учебной программой;

- использование и владение навыками коллективного исполнительского творчества;

- знание основных анатомо-физиологических особенностей человека;

- применение знаний основ физической культуры и гигиены, правил охраны здоровья.

IV.         Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации рабочей программы «Театр в танце» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Успеваемость обучающихся проверяется на различных выступлениях:  контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов.  

Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде   просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются «ДМШ №1» на основании ФЗ в области хореографии.

Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.

По итогам экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

2. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся созданы фонды оценочных средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.  

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на контрольном уроке и экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

методически правильное исполнение учебно-танцевальной пластической миниатюры

4 («хорошо»)

возможное допущение незначительных ошибок при исполнении пластических миниатюр, исполнение выразительное, грамотное, музыкальное, техническое

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученные движения, слабая техническая подготовка, малохудожественное исполнение

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием плохой посещаемости аудиторных занятий и нежеланием работать над собой

«зачёт» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Согласно стандартам, данная система оценки качества исполнения является основной. С учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даёт возможность более конкретно отметить ответ обучающегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы ученика;

  • оценка на  экзамене;

  • другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и учебного года.

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

В работе с обучающимися придерживается принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения построен от простого к сложному, где учитываются индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

При работе над программным материалом преподаватель опирается на следующие основные принципы:

-  целенаправленность учебного процесса;

-  систематичность и регулярность занятий;

-  постепенность в развитии танцевальных возможностей обучающихся;

- строгая последовательность в процессе освоения театральными приемами.

Урок состоит из трех частей:

    1. Речевой тренинг.

2. Упражнения по актерскому мастерству.

3. Работа над пластическими этюдами.


Обучение заключается в его поэтапном освоении, которое включает ознакомление с историей возникновения театра и ходом развития техники  театрального искусства, практической работой по созданию пластических этюдов, работой над этюдами и освоении методики танцевальных движений.


Список учебной литературы


1.Немеровский, А. Пластическая выразительность актера /А. Немеровский. – Москва. - 1986.

2.Зарембо, Т.В. Сборник статей: учебно-методическое пособие / Т.В. Зарембо. – Брест. – 2004. – 91с.

3.Голубовский, Б. Пластика в искусстве актера /Б. Немеровский. – Москва.- 1986.

4.Никитин, В.Н. Пластикодрама / В.Н.Никитин. – Москва.- 2004.

5.Герасимова, О. А. Импровизация шоумена / О.А. Герасимова. – Ростов Н/Д.- 2006.

6.Гиппиус, С. В. Гимнастика чувств. Актерский тренинг / С.В.Гиппиус. – Санкт-Петербург. - 2006.

7.Колченеев, Ю.В. Театрализованные игры в школе / Ю.В.Колченеев, Н.М.Колченеева. – Москва.- 2000.

8.Фирилева Ж.Е., Рябчиков А.И., Загрядская О.В. Ритмика в школе Ростов –на-Дону, 2014

9.Интернет ресурсы. https://shkolazhizni.ru/culture/articles/11260/Shcolazhizni.ru