Детская музыкальная школа №1
Согласовано
Зам. директора по УВР
___________/ «____ » __________ 2024г.
Утверждено
Директор ДМШ №1
__________/Мубаракова Ф.Н.
« ___ » __________ 2013г
Рассмотрено на заседании ШМО
и рекомендовано к утверждению
решение педсовета протокол № ___
от года
_____________ /
подпись руководителя ШМО Ф.И.О.
«____» _________ 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Театр в танце
(указать предмет, курс, модуль)
Количество часов 66 Уровень общеобразовательный
Преподаватель
Шаповалова Екатерина Анатольевна
2024-2025г.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом «ДМШ №1» на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список учебной литературы
- Основная литература;
- Дополнительная литература
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Театр в танце» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к программе в области хореографического искусства.
В данной программе театрализованная деятельность в сочетании с хореографией помогают ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от какого – либо персонажа.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность в сочетании с хореографией в огромной степени является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает художественный вкус.
Учебный предмет «Театр в танце» направлен на формирование и развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование учащихся обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Данная программа для детей учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
Отличительные особенности программы в том, что она интегрирует театральное искусство с искусством хореографии.
Содержание учебного предмета «Театр в танце» имеет межпредметные связи с содержанием учебных предметов «Партерная гимнастика», «Современный танец», «Эстрадный танец» «Подготовка концертных номеров», «Классический танец».
Хореография как сценическое искусство имеет свою специфику и, следовательно, свою систему воспитания и обучения, она очень актуальна в современном мире в силу того, что потребность в движении генетически заложена в человеческом организме и обусловлена всем ходом его эволюционного развития. Учебный предмет «Театр в танце» позволит реализовать творческие способности в хореографических постановках.
Срок реализации учебного предмета
Срок освоения предмета «Театр в танце» при 4-летней образовательной программе составляет 2 года (с 3 по 4 класс).
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом «Детской музыкальной школой №1» на реализацию предмета «Театр в танце»:
Срок обучения - 4 года
Вид учебной работы, учебной нагрузки | Классы |
3-4 | | |
Максимальная нагрузка (в часах), в том числе: | 66 | | |
аудиторные занятия (в часах) | 66 | | |
Общее количество часов на аудиторные занятия | 66 | |
Форма проведения учебных аудиторных занятий:
мелкогрупповые занятия, численность группы от 10 до 15 человек, продолжительность урока - 45 минут.
Мелкогрупповая форма позволяет лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические особенности.
Цель и задачи учебного предмета
Цель: формирование творческой личности владеющей пластикой собственного тела, развитие актерских способностей обучающихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения хореографических постановок.
Задачи:
Развивать пластическую фантазию учащегося;
Развивать физические способности учащегося, легкость и координацию движений, ловкость и подвижность;
Развивать основные психофизические процессы и личностные качества учащихся (восприятие, память, внимание, наблюдательность, фантазию, воображение, коммуникабельность, чувство ритма, смелость публичного самовыражения).
Обогащать духовный мир ребёнка, формировать потребность в самореализации и самовыражении;
Развивать музыкальный вкус;
Способствовать укреплению здоровья учащихся;
Расширять круг общения учащихся, получать радость совместного творчества;
совместно организовать культурно-досуговую деятельность.
Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФЗ по учебным дисциплинам хореографического образования, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, танцевальных коллективов, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Для реализации программы «Театр в танце» имеются в наличии учебные аудитории, специализированные кабинеты и средства материально-технического обеспечения для занятий:
хореографический зал, пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол), балетные станки вдоль трёх стен, зеркала на трех стенах;
зал оборудован музыкальным инструментом (цифровое пианино);
имеется учебный класс для работы со специализированными материалами (фонотека, музыкальный центр, телевизор, компьютер);
костюмерная, располагающая необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
раздевалки для обучающихся и преподавателей.
Созданы все условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта хореографических залов, костюмерной.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Театр в танце», на максимальную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Срок освоения программы «Современный танец», «Эстрадный танец» – 4 года
| Распределение по годам обучения | | |
1 | 2 | |
Классы | 1 | 1 | |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | 33 | 33 | |
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | 1 | 1 | |
Общее количество часов на аудиторные занятия | 33 | | |
Максимальное количество часов занятий в неделю (аудиторные) | 1 | 1 | |
Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные) | 66 | 66 | |
Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные) | 66 | | |
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Требования по годам обучения
В содержание программы входят следующие виды учебной работы:
- изучение учебной терминологии;
- ознакомление с элементами и основными театральными принципами работы на сцене;
- ознакомление с особенностями взаимодействия с партнерами на сцене;
- ознакомление со средствами создания образа в театре.
Первый год обучения
владение основными театральными принципами работы на сцене.
Этюды: органическое молчание, ожидание, свяжи этюд.
Второй год обучения
Владение с особенностями взаимодействия с партнерами на сцене.
Постановка пластической миниатюры на свободную тему.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Театр в танце», который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:
- знание особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
- знание театральной терминологии;
- знание дыхательных практик;
- знание средств создания образа в хореографии;
- знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
- умение исполнять на сцене пластические миниатюры;
- умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при танца;
- умение понимать и исполнять указания преподавателя;
- умение запоминать и воспроизводить «текст»;
- навыки музыкально-пластического интонирования;
А также:
- знание исторических основ танцевальной и театральной культуры;
- знание канонов исполнения упражнений и театральных движений в соответствии с учебной программой;
- использование и владение навыками коллективного исполнительского творчества;
- знание основных анатомо-физиологических особенностей человека;
- применение знаний основ физической культуры и гигиены, правил охраны здоровья.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации рабочей программы «Театр в танце» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Успеваемость обучающихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов.
Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются «ДМШ №1» на основании ФЗ в области хореографии.
Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.
По итогам экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся созданы фонды оценочных средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на контрольном уроке и экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | методически правильное исполнение учебно-танцевальной пластической миниатюры |
4 («хорошо») | возможное допущение незначительных ошибок при исполнении пластических миниатюр, исполнение выразительное, грамотное, музыкальное, техническое |
3 («удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученные движения, слабая техническая подготовка, малохудожественное исполнение |
2 («неудовлетворительно») | комплекс недостатков, являющийся следствием плохой посещаемости аудиторных занятий и нежеланием работать над собой |
«зачёт» (без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
Согласно стандартам, данная система оценки качества исполнения является основной. С учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даёт возможность более конкретно отметить ответ обучающегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
оценка годовой работы ученика;
оценка на экзамене;
другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и учебного года.
Методическое обеспечение учебного процесса
В работе с обучающимися придерживается принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения построен от простого к сложному, где учитываются индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
При работе над программным материалом преподаватель опирается на следующие основные принципы:
- целенаправленность учебного процесса;
- систематичность и регулярность занятий;
- постепенность в развитии танцевальных возможностей обучающихся;
- строгая последовательность в процессе освоения театральными приемами.
Урок состоит из трех частей:
2. Упражнения по актерскому мастерству.
3. Работа над пластическими этюдами.
Обучение заключается в его поэтапном освоении, которое включает ознакомление с историей возникновения театра и ходом развития техники театрального искусства, практической работой по созданию пластических этюдов, работой над этюдами и освоении методики танцевальных движений.
Список учебной литературы
1.Немеровский, А. Пластическая выразительность актера /А. Немеровский. – Москва. - 1986.
2.Зарембо, Т.В. Сборник статей: учебно-методическое пособие / Т.В. Зарембо. – Брест. – 2004. – 91с.
3.Голубовский, Б. Пластика в искусстве актера /Б. Немеровский. – Москва.- 1986.
4.Никитин, В.Н. Пластикодрама / В.Н.Никитин. – Москва.- 2004.
5.Герасимова, О. А. Импровизация шоумена / О.А. Герасимова. – Ростов Н/Д.- 2006.
6.Гиппиус, С. В. Гимнастика чувств. Актерский тренинг / С.В.Гиппиус. – Санкт-Петербург. - 2006.
7.Колченеев, Ю.В. Театрализованные игры в школе / Ю.В.Колченеев, Н.М.Колченеева. – Москва.- 2000.
8.Фирилева Ж.Е., Рябчиков А.И., Загрядская О.В. Ритмика в школе Ростов –на-Дону, 2014
9.Интернет ресурсы. https://shkolazhizni.ru/culture/articles/11260/Shcolazhizni.ru