СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Я-исследователь» составлена на основе  «Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011,

в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования

 

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Я-исследователь» составлена на основе  «Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011,

в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь"»

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Я-исследователь»

для 3 класса

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Я-исследователь» составлена на основе «Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011,

в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, 2011год.


Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российскойшколы находит все большее применение. Учителя все чащестремятся предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

Однако возможности использования методов проведениясамостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена – дело, требующее длительного времени,а также новых теоретических и методических решений.

Пока этого не произошло, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образованияна внеклассных и внеурочных занятиях.

Предлагаемый курс рассчитан на внеурочную работус детьми в начальной школе, но может использоваться такжев учреждениях системы дополнительного образования.

Цель курса – трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

Задачи курса:

_ развивать познавательные потребности младших школьников;

_ развивать познавательные способности младших школьников;

_ обучать детей младшего школьного возраста специальным

знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

_ формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;

_ формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.









II. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Программа курса «Проектная деятельность» носит развивающий характер.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Я - исследователь» имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

  • в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;

  • проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

  • проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

  • проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

  • в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности


Место курса в учебном плане

Учебная нагрузка определена из расчета 2 часа в неделюв школе. Общий объем занятий по программе 3 класса составляет 68 часов







Предполагаемые результаты освоения школьником курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

Первый уровень.

Усвоение школьником знаний. Усвоение школьником социально значимых знаний: народные нормы и традиции, сохранившиеся в современном мире. С помощью педагога планировать, формулировать познавательную цель, регулировать процесс достижения поставленной цели. Стремиться к сотрудничеству, координации различных позиций при обсуждении разных точек зрения.

Второй уровень.

Приобретение опыта. Развитие позитивного отношения к народным ценностям как основе духовной жизни общества. Относительно самостоятельно формулировать познавательную цель, планировать, регулировать процесс достижения цели, осуществлять поиск, отбор, творческое преобразование, обобщение и представление информации с использованием средств информационных технологий. Относительно самостоятельно и объективно оценивать свои достижения. Учитывать при обсуждении разные точки зрения. Стремиться к сотрудничеству в познавательной деятельности.

Третий уровень.

Самостоятельное осуществление действий. Возможность попробовать себя в реализации сохранения народных ценностей.. Планировать сотрудничество (определять цели, функции участников, способы взаимодействия). Обобщать, анализировать результаты деятельности. Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи. Активно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.



Метапредметные результаты


Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи;
Использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль.
Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать правильно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.



Содержание курса внеурочной деятельности



п/п

Содержание разделов

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)

1

Тренинг

21ч


Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений; представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

2

Исследовательская деятельность.

20 ч

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

3

Практическая деятельность

27 ч

Учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

5

ИТОГО

68 ч











III.Тематическое планирование кружка внеурочной деятельности



Тема раздела

Количество часов



Проекты



по примерной

программе

по рабочей

программе


фактически


по рабочей программе

фактически

1 триместр

1

Тренинг

21ч

20ч


Проект№1 «Экспресс-исследование»

Проект№2 «Экскурсия-исследование»


2 триместр

1

Тренинг


1 ч





2

Исследовательская деятельность.


20 ч


Проект№3

«Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»


3

Практическая деятельность

26 ч

4 ч




3 триместр

3

Практическая деятельность


23 ч


Проект№4 по выбору исследования





67 ч

68 ч











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «Я-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» (68 часов, 2 раза в неделю)


№ темы

п/п


Кол-во

часов


Дата по плану

Дата

фактически

Название темы

Содержание

Вид деятельности

1 триместр . 1. Тренинг 21 ч.

1

3.09


Техника безопасности. Проект? Проект!

Знакомство с понятием «исследование», «проект». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование».


определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

1

5.09


Откуда мы получаем информацию? Наблюдение и наблюдательность. Что такое исследование? Методы

Исследования.

Коллективное обсуждение вопросов о том, где человек использует свою способность исследовать окружающий мир:

Как и где человек проводит исследования в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

Что такое научные исследования?

Где и как люди используют результаты научных исследований?

Что такое научное открытие? Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т.п.).


устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений; представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

1

10.09


Игрушки и школьные принадлежности. Что такое эксперимент?


Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков наблюдения (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии). Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности. Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).


определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

1

12.09


Мы – волшебники. Учимся вырабатывать гипотезы.

Учимся высказывать суждения


Что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы? Практические задания на продуцирование гипотез.

Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения – практическая работа.


устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений; представлять информацию в ..виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

1

17.09


Зачем нужны буквы? Как правильно классифицировать.

Что такое определения?

Как давать определения понятиям?


Что такое классификация и что значит «классифицировать»? Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации – поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий.


Учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

1

19.10


Игрушки и школьные принадлежности. Учимся делать умозаключения и выводы (практика) Проект№1 «Экспресс-исследование»


Знакомство с умозаключением. Что такое вывод? Как правильно делать умозаключения – практические задания.


составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

1

24.09


Мы – волшебники. Учимся делать умозаключения и выводы. Как задавать вопросы? Учимся

выделять главное и второстепенное.

Знакомство с умозаключением. Что такое вывод? Как правильно делать умозаключения – практические задания.

устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений; представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

1

26.09


Зачем нужны цифры? Как задавать вопросы? Как задавать вопросы? Как делать схемы?

Какими бывают вопросы? Какие слова используются при формулировке вопросов? Как правильно задавать вопросы?

Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа – выявление логической структуры текста. Практические задания типа «Что сначала, что потом». Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т.п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание «Пиктограммы».


слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

1

01.10


Зачем нужны цифры? (практика)

Практическое задание «Пиктограммы».

Учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

1

03.10


Как работать с книгой? Зачем нужны цифры? (повт.) Как много интересного вокруг.

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными? Что такое справочник, энциклопедия, словарь и т.п.? С чего лучше начинать читать научные книги? Практическая работа по структурированию текстов.



1

15.10


Времена года. Что такое парадоксы? Проект№2 «Экскурсия-исследование»


Что такое парадокс? Какие парадоксы нам известны? Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа «Эксперименты по изучению парадоксальных явлений».


в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

12- 14

3

17.10

22.10

24.10



1.Осень на дворе. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

2. Осень на дворе. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

3. Осень на дворе. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

Что такое мысленный эксперимент? Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель? Наиболее известные и доступные эксперименты на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки как модели людей, техники и др.).



15-16

2

29.10

31.10


1.Как планировать исследования и проекты.

2.Как планировать исследования и проекты.

Чем исследование отличается от проекта? Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта.


слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

17-18

2

05.11

07.11


1.Как сделать сообщение о результатах

Исследования.

2. Как сделать сообщение о результатах

исследования



Что такое доклад? Как составлять план своего доклада? Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.

составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

19-20

3

12.11

14.11



1.Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных

исследований.

2.Тренировочное занятие по методике

проведения самостоятельных

исследований.




Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.


устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений; представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

2 триместр

21


26.11


3. Тренировочное занятие по методике

проведения самостоятельных

исследований.




2. Исследовательская деятельность. 20 ч.

22-23

1

28.11

03.12


1.Экспресс-исследование.

2. Экспресс-исследование

Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини конференция.


слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

2 триместр

24-25

2

05.12

10.12


1.Мини-конференция по итогам

экспресс-исследования.

2..Мини-конференция по итогам

экспресс-исследования.



С краткими сообщениями выступают только желающие.


Учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

26-28

3

17.12

19.12

24.12


1.Экскурсия-исследование.

2. Экскурсия-исследование.

3. Экскурсия-исследование.


Занятие посвящено изучению нового в процессе экскурсии. Тематика экскурсий варьируется в зависимости от возможностей и условий. Класс также целесообразно поделить на группы и предложить самостоятельно выбрать тему исследования и провести его.

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

29-30

2

26.12

31.12


1.Мини-конференция по итогам экскурсии.

2 Мини-конференция по итогам экскурсии.

Конференция по итогам исследования, выполненного на экскурсии, проводится через неделю. Каждой группе дается время на сообщение и ответы на вопросы.

в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

31-33

3

07.01

09.01

14.01


1.Коллективная игра-исследование.

2. Коллективная игра-исследование.

3. Коллективная игра-исследование


Методика проведения коллективных игр-исследований описана в методических рекомендациях. Нужно выбрать любую из описанных игр или разработать собственную.

в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

34-35











36-37

2











2

16.01

21.01.









23.01

28.01


1.Экспресс-исследование «Какие коллекции

собирают люди».

2.Проект №3 «Какие коллекции

собирают люди.





1.Коллекционирование

2. Коллекционирование



Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.

Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и собирает материал.

составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

38-39

2

30.01

04.02


1.Сообщения о собранных коллекциях.

2. Сообщения о собранных коллекциях.

Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнение собственного исследовательского задания на летние каникулы.

Мониторинг исследовательской деятельности

Учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

40-41

2

06.02

11.02


1.Сообщения о собранных коллекциях.

2.Сообщения о собранных коллекциях

Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнение собственного исследовательского задания на летние каникулы.

Мониторинг исследовательской деятельности

Учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

3. Практическая деятельность 27 ч.

42-43

2

13.02

18.02


1.Выбор и формулирование темы будущего проекта. Подбор литературы.

2. Выбор и формулирование темы будущего проекта. Подбор литературы.


Дети с помощью учителя делают подбор литературы для будущего проекта, а также определяются с выбором темы

устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений; представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

44-45

2

18.02

20.02


1.Отбор и систематизация материала, составление плана

2. Отбор и систематизация материала, составление плана.


Дети с помощью учителя делают подбор литературы для будущего проекта, а также составляют план работы

составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

3 триместр

46

1

03.03


3. Отбор и систематизация материала, составление плана



47-49

3

05.03

10.03

12.03


1. Отбор и систематизация материала.

2. Составление плана.

3. Отбор и систематизация материала, составление плана

Дети с помощью учителя делают подбор литературы для будущего проекта, а также составляют план работы

составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

50-52

3

17.03

19.03

24.03


1.Определение методов исследовательской деятельности (анализ литературы по данной теме, наблюдение, анкетирование).

2. Определение методов исследовательской деятельности (анализ литературы по данной теме, наблюдение, анкетирование).

3. Определение методов исследовательской деятельности (анализ литературы по данной теме, наблюдение, анкетирование)

Дети производят анализ выбранной литературы для проекта

Учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

53-55

3

26.03

31.03

02.04











  1. Работа над проектом:
    Обработка, анализ и систематизация материалов по теме исследования.

  2. Работа над проектом:
    Обработка, анализ и систематизация материалов по теме исследования.
    3. Определение способов оформления результатов исследования.

Первоначальная работа над будущим проектом.

устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений; представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

56

1

14.04


1.Работа над проектом:
Обработка, анализ и систематизация материалов по теме исследования.
Определение способов оформления результатов исследования.

Продолжение работы над будущим проектом. Сбор информации.

устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений; представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

57-59

3

16.04

21.04

23.04


1.Оформление результатов исследования.
2.Подготовка доклада.

3. Подготовка доклада.

Собранная информация собирается детьми в одно целое, оформляясь в проект.

составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

60-62

3

28.04

30.04

05.05



1.Подготовка к защите проекта.

2. Подготовка к защите проекта.

Проверка, редактирование проделанной работы. Подготовка к выступлениям.

составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

63-66

4

07.05

12.05

14.05

19.05



1.Защита проекта №4 по выбору исследования.

2. Защита проекта.

3. Защита проекта

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований, о выполненных проектах, а также вопросы авторам.


устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений; представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

67-68

3

21.05

26.05

28.05


1.Мини-конференция по итогам

собственных исследований.

2. Мини-конференция по итогам

собственных исследований.

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.


устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений; представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.