ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Мой край – моя Родина
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности в 3 классе составлена на основе
- Закона «Об образовании Российской Федерации» от 1.09.12 № 273-ФЗ
- Закона «Об образовании Республики Бурятия» от 13 декабря 2013 года №240-V
- Федерального государственного образовательного стандарта от 17.12.10 №1897
Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры родного края, нашей Родины.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина; воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий в течение одного года обучения и предназначена для учащихся третьего класса начальной школы.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка «Мой родной край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:
- оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
- объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
- самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
- чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания, нацеленные на развитие школьников.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цель занятия после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему), составлять план решения задачи.
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий; делать выводы на основе обобщения знаний; составлять простой план текста.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания, нацеленные развитие.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
- слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения; договариваться, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные характеристики выпускника начальной школы: - любящий свой народ, свой край и свою Родину; - уважающий и принимающий ценности семьи и общества; - любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; - владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; - доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; - выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни (ФГОС начального общего образования, 2009).
Предметные результаты освоения курса
Ученик научится: - находить на карте России свой регион и его главный город; - приводить примеры народов, населяющих Мухоршибирский район; - различать по существенным признакам характерные природные явления Бурятии; - объяснять роль растений и животных в природе и жизни человека; - объяснять взаимосвязь растений и животных на примере местных видов; - узнавать природные сообщества Мухоршибирского района: лес, долина, луг, река, озеро; - приводить примеры съедобных, несъедобных и ядовитых грибов, культурных растений и домашних животных п.Саган-Нур; - различать по существенным признакам деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения поселка; - наблюдать сезонные изменения в жизни растений и животных района; - проводить наблюдения за погодой в различные сезоны года; - характеризовать особенности погоды в разное время года, типичные для района; - характеризовать факторы экологического риска в окружающей среде; - определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природу (вырубка лесов, распашка земель и др.), здоровье и безопасность человека; - находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения; - объяснять причины возникновения оврагов; - доказывать необходимость бережного отношения к природе в каждом уголке своей Родины; - приводить примеры редких и нуждающихся в охране видов животных Бурятии; - объяснять причины редкости некоторых растений и животных; - объяснять причины создания охраняемых территорий Бурятии; - приводить примеры заповедников и национальных парков, созданных в Бурятии; - приводить примеры ценных природных территорий своего населённого пункта; - ухаживать за растениями в классной комнате, растениями и животными уголка природы; - понимать необходимость соблюдения правил поведения в природной среде; - понимать необходимость соблюдения мер профилактики клещевого энцефалита; - оказывать первую помощь при травмах, обморожениях, ожогах, укусах таёжных клещей и ядовитых змей, отравлении ядовитыми растениями; - соблюдать правила поведения во время снегопада, низких температур, замерзания водоёмов, во время наводнений и землетрясений.
Ученик получит возможность научиться: - осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение; - узнавать о природе Бурятии в процессе общения со сверстниками и взрослыми, анализа своего личного опыта взаимодействия с природой и людьми; - самостоятельно формулировать правила экологически безопасного поведения как руководство к действию; - соблюдать правила экологически безопасного поведения в школе, быту и природе; - предвидеть опасности, которые необходимо учитывать при планировании отдыха.
Содержание учебного предмета.
Структура и содержание курса «Мой край – моя Родина»
Раздел I. Бурятия (9 ч.)
Тема: Введение. Цель и задачи курса «Мой край – моя Родина».
Тема: Бурятия. Географическое положение. Символика.
Тема: Мухоршибирский район, Тугнуйская долина.
Тема: Выдающиеся люди, оставившие свой след в истории Мухоршибирского района.
Тема: Неразрывная связь истории края с историей страны. Годы Великой Отечественной войны и вклад наших земляков в победу над врагом.
Тема: Малая Родина. Поселок Саган-Нур – Белое озеро. Происхождение названия поселка.
Тема: Предприятия. Черное золото.
Тема: Общественный транспорт, правила поведения в транспорте и на дорогах.
Тема: Культурные и образовательные учреждения поселка.
Раздел II. Моя семья (4 ч.)
Тема: Семья как традиционная ячейка общества. Роль семьи в общественной жизни.
Тема: Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо.
Тема: Фамилия, имя, отчество. Занятия членов семьи.
Тема: Взаимоотношения между членами семьи, соседями, сверстниками. Культура общения с людьми.
Раздел III. Пора золотой осени. (8 ч.)
Тема: Дары полей и огородов. Условия выращивания и хранения овощей. Сбор урожая на полях и дачах Бурятии.
Тема: Ягоды. Ягоды района, поселка. Ядовитые и несъедобные ягоды. Правила сбора ягод.
Тема: Грибы. Отличие грибов от растений. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Тема: Золотой наряд. Красота осени. Почему листья меняют свой цвет. Хвойные и лиственные деревья осенью.
Тема: Разнообразие растений района.
Тема: Разнообразие животных.
Тема: Перелетные птицы Бурятии. Взаимосвязь, цепь питания.
Тема: Первые заморозки. Влияние заморозков на растения и животных. Осторожно, гололед!
Раздел III. Зимушка - зима (26 ч.)
Тема: Подготовка природы к зиме. Значение листопада в жизни растений.
Тема: Белый ковёр. Особенности зимы в Бурятии. Зимняя погода.
Тема: Особенности погоды зимой в районе. Охрана здоровья в зимний период.
Тема: Что такое дым? Источники дыма. Влияние дыма на здоровье человека.
Тема: Зимние квартиры животных.
Тема: Запасливые звери. Зимние запасы животных.
Тема: Зимующие птицы. Испытание для птиц – зимние морозы. Питание птиц в зимний период. Кормушки.
Тема: Идём по следу. Страницы «белой книги природы». Следы разных животных.
Тема: Красная книга. Охрана редких и исчезающих животных Бурятии. Красная книга – сигнал бедствия.
Тема: Признаки приближающейся весны.
Тема: Народные праздники прощания с зимой и встречи весны у русского и бурятского народа.
Тема: Белый месяц Cагаалган.
Тема: Подготовительный период.
Тема: Обряды.
Тема: Традиции.
Тема: Что принято готовить на праздничный стол.
Тема: Что принято дарить.
Тема: Хадаки, значение, цвета.
Тема: Белый конь. Хии морин.
Тема: Масленица. (7ч)
Раздел IV. Долгожданная весна (12 ч.)
Тема: Жизнь подо льдом. Особенности жизни растений и животных подо льдом. Характеристика природных явлений: замор, нерест, ледоход.
Тема: Береги воду. Использование воды человеком. Загрязнение воды.
Тема: Подземная вода. Минеральные воды. Способы экономии воды. Источники района.
Тема: Весеннее пробуждение. Жизнь растений весной. Цветение деревьев и кустарников. Тема: Опасности для человека в лесу весной. Меры профилактики от укусов таёжными клещами.
Тема: Борьба с мусором. Вторичная переработка.
Тема: Поселок Саган-Нур – наш дом, мы должны соблюдать чистоту в нём.
Тема: Перелётные птицы Бурятии. Изучение птиц.
Тема: Первоцветы. Виды цветущих растений ранней весной. Сохранение первоцветов.
Тема: Пожар в лесу. Причины возникновения лесных пожаров. Вред и последствия пожаров.
Тема: Посадка деревьев. Значение озеленения городов и посёлков для жизни человека. Породы деревьев, используемых в озеленении в Бурятии.
Тема: Раны земли. Причины возникновения оврагов. Борьба с оврагами.
Раздел V. Пришло лето (9 ч.)
Тема: Птицы на гнёздах. Жизнь птиц летом. Забота о потомстве.
Тема: Правила поведения у обнаруженного гнезда.
Тема: Жизнь муравейника. Как живут муравьи. Наблюдения за деятельностью муравьёв. Тема: Охрана муравейников.
Тема: Твой летний отдых. Правила летнего отдыха на природе.
Тема: Забота о здоровье летом. Места отдыха в Бурятии.
Тема: Виды активного отдыха.
Тема: Забайкалье – моя Родина. Любовь к Родине начинается с охраны природы.
Тема: Итоговое занятие
Тематическое планирование.
Таблица календарно - тематического планирования по курсу
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Бурятия. Географическое положение. Символика | 1 |
3. | Мухоршибирский район | 1 |
4. | Неразрывная связь истории края с историей страны | 1 |
5. | Малая Родина. Поселок Саган-Нур – Белое озеро | 1 |
6. | Предприятия. Черное золото | 1 |
7. | Общественный транспорт | 1 |
8. | Культурные и образовательные учреждения поселка. | 1 |
9. | Семья как традиционная ячейка общества. | 1 |
10. | Родословная человека. | 1 |
11. | Фамилия, имя, отчество. Занятия членов семьи. | 1 |
12. | Взаимоотношения между членами семьи, соседями, сверстниками. Культура общения с людьми. | 1 |
13. | Дары полей и огородов | 1 |
14. | Ягоды | 1 |
15. | Грибы | 1 |
16. | Красота осени | 1 |
17. | Разнообразие растений района | 1 |
18. | Разнообразие животных | 1 |
19. | Перелетные птицы Бурятии. Взаимосвязь, цепь питания. | 1 |
20. | Первые заморозки | 1 |
21. | Подготовка природы к зиме. | 1 |
22. | Белый ковер | 1 |
23. | Особенности погоды зимой в районе. | 1 |
24. | Что такое дым? | 1 |
25. | Зимние квартиры животных. | 1 |
26. | Запасливые звери. | 1 |
27. | Зимующие птицы. | 1 |
28. | Идём по следу. | 1 |
29. | Красная книга. | 1 |
30. | Признаки приближающейся весны. | 1 |
31. | Народные праздники прощания с зимой и встречи весны у русского и бурятского народа. | 1 |
32. | Белый месяц Cагаалган. | 1 |
33. | Подготовительный период. | 1 |
34. | Традиции. | 1 |
35. | Обряды. | 1 |
36. | Что принято готовить на праздничный стол. | 1 |
37. | Что принято дарить. | 1 |
38. | Хадаки, значение, цвета. | 1 |
39. | Белый конь. Хии морин. | 1 |
40. | Масленица. Встреча | 1 |
41. | Заигрыши | 1 |
42. | Лакомка | 1 |
43. | Разгул | 1 |
44. | Тещины вечерни | 1 |
45. | Золовкины посиделки | 1 |
46. | Прощеный день | 1 |
47. | Жизнь подо льдом. | 1 |
48. | Береги воду. | 1 |
49. | Подземная вода. Минеральные воды. Способы экономии воды. Источники района. | 1 |
50. | Весеннее пробуждение. Жизнь растений весной. Цветение деревьев и кустарников. | 1 |
51. | Опасности для человека в лесу весной. Меры профилактики от укусов таёжными клещами. | 1 |
52. | Борьба с мусором. Вторичная переработка | 1 |
53. | Поселок Саган-Нур – наш дом, мы должны соблюдать чистоту в нём. | 1 |
54. | Перелётные птицы Бурятии. Изучение птиц. | 1 |
55. | Первоцветы. Виды цветущих растений ранней весной. Сохранение первоцветов. | 1 |
56. | Пожар в лесу. | 1 |
57. | Посадка деревьев. Значение озеленения городов и посёлков для жизни человека. | 1 |
58. | Раны земли. Причины возникновения оврагов. | 1 |
59. | Птицы на гнёздах. Жизнь птиц летом. Забота о потомстве. | 1 |
60. | Правила поведения у обнаруженного гнезда. | 1 |
61. | Жизнь муравейника. Как живут муравьи. Наблюдения за деятельностью муравьёв. | 1 |
62. | Охрана муравейников. | 1 |
63. | Твой летний отдых. Правила летнего отдыха на природе. | 1 |
64. | Забота о здоровье летом. | 1 |
65. | Места отдыха в Бурятии | 1 |
66. | Виды активного отдыха | 1 |
67. | Бурятия – моя Родина. Любовь к Родине начинается с охраны природы | 1 |
68. | Итоговое занятие | 1 |
Учебно-методическое обеспечение курса «Мой край – моя Родина»:
Алагуева В.П. “Золотая книга о бурятах” - У-Удэ: Респ. типография, 2006
Бабуева В.Д. “Материальная и духовная культура бурят” учебное пособие.- Улан-Удэ, 2004
Батоева Д.Б., Галданова Г.Р. и др. “Обряды в традиционной культуре бурят”- М.: Вост. Лит., 2002
Баирова Л.К. “Истоки и тайны бурятских улигеров” в 2 частях – Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2006
Галшиев Э-Х. “Зеркало мудрости”-Улан-Удэ: Бур. книжное изд-во, 2006
Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. “Традиционная культура бурят”- Улан-Удэ, 2000
Дашиева Л.Д. “Традиционная музыкальная культура бурят” Метод. пособие – Улан-Удэ: Респ. типография, 2005
Дугаров Б. и др. “ Бурятские народные сказки”. Сборник- М:, Современник 1990
Детский ежемесячный иллюстрированный журнал “Одон. Star.Звезда”- Улан-Удэ: Респ. типография
Календарные обычаи и обряды у народов Восточной Азии. Новый год.- М., 1985
“Костюмы народов Бурятии” Справочно-библиографический СD. Сост: Базарова Д.В. и др.: национ. Библиотека РБ, Улан-Удэ, 2006
Могоева Д.Д. “Амар сайн, ухибууд!”-Улан-Удэ: изд. Бэлиг-2002
Муханов И.Л. “Дождь из цветов” Бурятские буддийские притчи. Центр русско-азиатских исследований “Агирти”, 2005
Энциклопедия Байкала “Байкал. Флора и фауна” СD- Иркутск: Восьмое небо – 2005
Н.Т.Хабалов, Н.Г. Малеев «Тугнуйская долина-долина жизни и богатства».- Улан-Удэ -2001г.
Поступь угля – Улан-Удэ: ЭКОС, 2012 г.