СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности Мой край - моя Родина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности Мой край - моя Родина, 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности Мой край - моя Родина»

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности


Мой край – моя Родина


Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности в 3 классе составлена на основе

- Закона «Об образовании Российской Федерации» от 1.09.12 № 273-ФЗ

- Закона «Об образовании Республики Бурятия» от 13 декабря 2013 года №240-V

- Федерального государственного образовательного стандарта от 17.12.10 №1897

Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры родного края, нашей Родины.


Задачи программы:

образовательные: структура программы позволяет формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии;

развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные: воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина; воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий в течение одного года обучения и предназначена для учащихся третьего класса начальной школы.

Основные принципы, положенные в основу программы:

- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка «Мой родной край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.


Планируемые результаты освоения учебного предмета.


Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:

- оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

- объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.

- самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.

- чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания, нацеленные на развитие школьников.

Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать цель занятия после предварительного обсуждения.

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему), составлять план решения задачи.

- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий; делать выводы на основе обобщения знаний; составлять простой план текста.

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания, нацеленные развитие.

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.

- слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения; договариваться, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные характеристики выпускника начальной школы: - любящий свой народ, свой край и свою Родину; - уважающий и принимающий ценности семьи и общества; - любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; - владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; - доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; - выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни (ФГОС начального общего образования, 2009).

Предметные результаты освоения курса

Ученик научится: - находить на карте России свой регион и его главный город; - приводить примеры народов, населяющих Мухоршибирский район; - различать по существенным признакам характерные природные явления Бурятии; - объяснять роль растений и животных в природе и жизни человека; - объяснять взаимосвязь растений и животных на примере местных видов; - узнавать природные сообщества Мухоршибирского района: лес, долина, луг, река, озеро; - приводить примеры съедобных, несъедобных и ядовитых грибов, культурных растений и домашних животных п.Саган-Нур; - различать по существенным признакам деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения поселка; - наблюдать сезонные изменения в жизни растений и животных района; - проводить наблюдения за погодой в различные сезоны года; - характеризовать особенности погоды в разное время года, типичные для района; - характеризовать факторы экологического риска в окружающей среде; - определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природу (вырубка лесов, распашка земель и др.), здоровье и безопасность человека; - находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения; - объяснять причины возникновения оврагов; - доказывать необходимость бережного отношения к природе в каждом уголке своей Родины; - приводить примеры редких и нуждающихся в охране видов животных Бурятии; - объяснять причины редкости некоторых растений и животных; - объяснять причины создания охраняемых территорий Бурятии; - приводить примеры заповедников и национальных парков, созданных в Бурятии; - приводить примеры ценных природных территорий своего населённого пункта; - ухаживать за растениями в классной комнате, растениями и животными уголка природы; - понимать необходимость соблюдения правил поведения в природной среде; - понимать необходимость соблюдения мер профилактики клещевого энцефалита; - оказывать первую помощь при травмах, обморожениях, ожогах, укусах таёжных клещей и ядовитых змей, отравлении ядовитыми растениями; - соблюдать правила поведения во время снегопада, низких температур, замерзания водоёмов, во время наводнений и землетрясений.

Ученик получит возможность научиться: - осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение; - узнавать о природе Бурятии в процессе общения со сверстниками и взрослыми, анализа своего личного опыта взаимодействия с природой и людьми; - самостоятельно формулировать правила экологически безопасного поведения как руководство к действию; - соблюдать правила экологически безопасного поведения в школе, быту и природе; - предвидеть опасности, которые необходимо учитывать при планировании отдыха.

Содержание учебного предмета.

Структура и содержание курса «Мой край – моя Родина»

Раздел I. Бурятия (9 ч.)

Тема: Введение. Цель и задачи курса «Мой край – моя Родина».

Тема: Бурятия. Географическое положение. Символика.

Тема: Мухоршибирский район, Тугнуйская долина.

Тема: Выдающиеся люди, оставившие свой след в истории Мухоршибирского района.

Тема: Неразрывная связь истории края с историей страны. Годы Великой Отечественной войны и вклад наших земляков в победу над врагом.

Тема: Малая Родина. Поселок Саган-Нур – Белое озеро. Происхождение названия поселка.

Тема: Предприятия. Черное золото.

Тема: Общественный транспорт, правила поведения в транспорте и на дорогах.

Тема: Культурные и образовательные учреждения поселка.

Раздел II. Моя семья (4 ч.)

Тема: Семья как традиционная ячейка общества. Роль семьи в общественной жизни.

Тема: Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо.

Тема: Фамилия, имя, отчество. Занятия членов семьи.

Тема: Взаимоотношения между членами семьи, соседями, сверстниками. Культура общения с людьми.

Раздел III. Пора золотой осени. (8 ч.)

Тема: Дары полей и огородов. Условия выращивания и хранения овощей. Сбор урожая на полях и дачах Бурятии.

Тема: Ягоды. Ягоды района, поселка. Ядовитые и несъедобные ягоды. Правила сбора ягод.

Тема: Грибы. Отличие грибов от растений. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Тема: Золотой наряд. Красота осени. Почему листья меняют свой цвет. Хвойные и лиственные деревья осенью.

Тема: Разнообразие растений района.

Тема: Разнообразие животных.

Тема: Перелетные птицы Бурятии. Взаимосвязь, цепь питания.

Тема: Первые заморозки. Влияние заморозков на растения и животных. Осторожно, гололед!

Раздел III. Зимушка - зима (26 ч.)

Тема: Подготовка природы к зиме. Значение листопада в жизни растений.

Тема: Белый ковёр. Особенности зимы в Бурятии. Зимняя погода.

Тема: Особенности погоды зимой в районе. Охрана здоровья в зимний период.

Тема: Что такое дым? Источники дыма. Влияние дыма на здоровье человека.

Тема: Зимние квартиры животных.

Тема: Запасливые звери. Зимние запасы животных.

Тема: Зимующие птицы. Испытание для птиц – зимние морозы. Питание птиц в зимний период. Кормушки.

Тема: Идём по следу. Страницы «белой книги природы». Следы разных животных.

Тема: Красная книга. Охрана редких и исчезающих животных Бурятии. Красная книга – сигнал бедствия.

Тема: Признаки приближающейся весны.

Тема: Народные праздники прощания с зимой и встречи весны у русского и бурятского народа.

Тема: Белый месяц Cагаалган.

Тема: Подготовительный период.

Тема: Обряды.

Тема: Традиции.

Тема: Что принято готовить на праздничный стол.

Тема: Что принято дарить.

Тема: Хадаки, значение, цвета.

Тема: Белый конь. Хии морин.

Тема: Масленица. (7ч)

Раздел IV. Долгожданная весна (12 ч.)

Тема: Жизнь подо льдом. Особенности жизни растений и животных подо льдом. Характеристика природных явлений: замор, нерест, ледоход.

Тема: Береги воду. Использование воды человеком. Загрязнение воды.

Тема: Подземная вода. Минеральные воды. Способы экономии воды. Источники района.

Тема: Весеннее пробуждение. Жизнь растений весной. Цветение деревьев и кустарников. Тема: Опасности для человека в лесу весной. Меры профилактики от укусов таёжными клещами.

Тема: Борьба с мусором. Вторичная переработка.

Тема: Поселок Саган-Нур – наш дом, мы должны соблюдать чистоту в нём.

Тема: Перелётные птицы Бурятии. Изучение птиц.

Тема: Первоцветы. Виды цветущих растений ранней весной. Сохранение первоцветов.

Тема: Пожар в лесу. Причины возникновения лесных пожаров. Вред и последствия пожаров.

Тема: Посадка деревьев. Значение озеленения городов и посёлков для жизни человека. Породы деревьев, используемых в озеленении в Бурятии.

Тема: Раны земли. Причины возникновения оврагов. Борьба с оврагами.

Раздел V. Пришло лето (9 ч.)

Тема: Птицы на гнёздах. Жизнь птиц летом. Забота о потомстве.

Тема: Правила поведения у обнаруженного гнезда.

Тема: Жизнь муравейника. Как живут муравьи. Наблюдения за деятельностью муравьёв. Тема: Охрана муравейников.

Тема: Твой летний отдых. Правила летнего отдыха на природе.

Тема: Забота о здоровье летом. Места отдыха в Бурятии.

Тема: Виды активного отдыха.

Тема: Забайкалье – моя Родина. Любовь к Родине начинается с охраны природы.

Тема: Итоговое занятие


Тематическое планирование.


Таблица календарно - тематического планирования по курсу


Тема урока

Кол-во часов

1.

Введение

1

2.

Бурятия. Географическое положение. Символика

1

3.

Мухоршибирский район

1

4.

Неразрывная связь истории края с историей страны

1

5.

Малая Родина. Поселок Саган-Нур – Белое озеро

1

6.

Предприятия. Черное золото

1

7.

Общественный транспорт

1

8.

Культурные и образовательные учреждения поселка.

1

9.

Семья как традиционная ячейка общества.

1

10.

Родословная человека.

1

11.

Фамилия, имя, отчество. Занятия членов семьи.

1

12.

Взаимоотношения между членами семьи, соседями, сверстниками. Культура общения с людьми.

1

13.

Дары полей и огородов

1

14.

Ягоды

1

15.

Грибы

1

16.

Красота осени

1

17.

Разнообразие растений района

1

18.

Разнообразие животных

1

19.

Перелетные птицы Бурятии. Взаимосвязь, цепь питания.

1

20.

Первые заморозки

1

21.

Подготовка природы к зиме.

1

22.

Белый ковер

1

23.

Особенности погоды зимой в районе.

1

24.

Что такое дым?

1

25.

Зимние квартиры животных.

1

26.

Запасливые звери.

1

27.

Зимующие птицы.

1

28.

Идём по следу.

1

29.

Красная книга.

1

30.

Признаки приближающейся весны.

1

31.

Народные праздники прощания с зимой и встречи весны у русского и бурятского народа.

1

32.

Белый месяц Cагаалган.

1

33.

Подготовительный период.

1

34.

Традиции.

1

35.

Обряды.

1

36.

Что принято готовить на праздничный стол.

1

37.

Что принято дарить.

1

38.

Хадаки, значение, цвета.

1

39.

Белый конь. Хии морин.

1

40.

Масленица. Встреча

1

41.

Заигрыши

1

42.

Лакомка

1

43.

Разгул

1

44.

Тещины вечерни

1

45.

Золовкины посиделки

1

46.

Прощеный день

1

47.

Жизнь подо льдом.

1

48.

Береги воду.

1

49.

Подземная вода. Минеральные воды. Способы экономии воды. Источники района.

1

50.

Весеннее пробуждение. Жизнь растений весной. Цветение деревьев и кустарников.

1

51.

Опасности для человека в лесу весной. Меры профилактики от укусов таёжными клещами.

1

52.

Борьба с мусором. Вторичная переработка

1

53.

Поселок Саган-Нур – наш дом, мы должны соблюдать чистоту в нём.

1

54.

Перелётные птицы Бурятии. Изучение птиц.

1

55.

Первоцветы. Виды цветущих растений ранней весной. Сохранение первоцветов.

1

56.

Пожар в лесу.

1

57.

Посадка деревьев. Значение озеленения городов и посёлков для жизни человека.

1

58.

Раны земли. Причины возникновения оврагов.

1

59.

Птицы на гнёздах. Жизнь птиц летом. Забота о потомстве.

1

60.

Правила поведения у обнаруженного гнезда.

1

61.

Жизнь муравейника. Как живут муравьи. Наблюдения за деятельностью муравьёв.

1

62.

Охрана муравейников.

1

63.

Твой летний отдых. Правила летнего отдыха на природе.

1

64.

Забота о здоровье летом.

1

65.

Места отдыха в Бурятии

1

66.

Виды активного отдыха

1

67.

Бурятия – моя Родина. Любовь к Родине начинается с охраны природы

1

68.

Итоговое занятие

1





Учебно-методическое обеспечение курса «Мой край – моя Родина»:

  1. Алагуева В.П. “Золотая книга о бурятах” - У-Удэ: Респ. типография, 2006

  2. Бабуева В.Д. “Материальная и духовная культура бурят” учебное пособие.- Улан-Удэ, 2004

  3. Батоева Д.Б., Галданова Г.Р. и др. “Обряды в традиционной культуре бурят”- М.: Вост. Лит., 2002

  4. Баирова Л.К. “Истоки и тайны бурятских улигеров” в 2 частях – Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2006

  5. Галшиев Э-Х. “Зеркало мудрости”-Улан-Удэ: Бур. книжное изд-во, 2006

  6. Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. “Традиционная культура бурят”- Улан-Удэ, 2000

  7. Дашиева Л.Д. “Традиционная музыкальная культура бурят” Метод. пособие – Улан-Удэ: Респ. типография, 2005

  8. Дугаров Б. и др. “ Бурятские народные сказки”. Сборник- М:, Современник 1990

  9. Детский ежемесячный иллюстрированный журнал “Одон. Star.Звезда”- Улан-Удэ: Респ. типография

  10. Календарные обычаи и обряды у народов Восточной Азии. Новый год.- М., 1985

  11. “Костюмы народов Бурятии” Справочно-библиографический СD. Сост: Базарова Д.В. и др.: национ. Библиотека РБ, Улан-Удэ, 2006

  12. Могоева Д.Д. “Амар сайн, ухибууд!”-Улан-Удэ: изд. Бэлиг-2002

  13. Муханов И.Л. “Дождь из цветов” Бурятские буддийские притчи. Центр русско-азиатских исследований “Агирти”, 2005

  14. Энциклопедия Байкала “Байкал. Флора и фауна” СD- Иркутск: Восьмое небо – 2005

  15. Н.Т.Хабалов, Н.Г. Малеев «Тугнуйская долина-долина жизни и богатства».- Улан-Удэ -2001г.

  16. Поступь угля – Улан-Удэ: ЭКОС, 2012 г.