Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 41» им. В.В.Сизова
г. Курска
Утверждено
на заседании педсовета
протокол № _1_
от __31 08 2021___________
Введена в действие
приказом №_129 31 08 2021_
Директор _______Плохих О.В.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
общекультурного направления
«Весёлые нотки»
на 2021-2022 учебный год
в 9-х классах
Составитель
Полянская Наталья Валентиновна
Учитель музыки
Курск, 2021г.
Содержание
1 Пояснительная записка………………………………………………………3
2. Актуальность данной программы………………………………………….4
3. Результаты освоения курса внеурочной деятельности……………………6
4. Содержание программы…………………………………………………… .9
5. Тематическое планирование ………………………………………………11
6. Календарно-тематическое планирование………………………………….13
7. Список литературы для учителя…………………………………………..14
8. Список литературы для обучающихся……………………………………..15
9. Лист корректировки……………………………………………………….16
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности вокального кружка «Весёлые нотки» (направление деятельности – общекультурное для учащихся 9-х классов (срок реализации 1год) 3 час в неделю.
Программа составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта, на основе авторской программы «Мир вокального искусства. 5-9 классы: программа, разработки занятий, методические рекомендации» авт. Г. А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2009. Данная программа предполагает введение дополнительной деятельности подростков в сфере музыкального искусства.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников навыков восприятия музыки с точки зрения разных видов вокального музицирования с использованием музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации и бесспорно дополняет успешное художественно-эстетическое развитие ребёнка. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Актуальность данной программы связана с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся среднего звена в условиях ФГОС среднего общего образования, обусловлена возросшим интересом к вокальному исполнительству, ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности. Важная задача, которая стоит перед учителем - не только научить детей воспринимать красоту музыки, но и через музыкальные образы способствовать пониманию самой жизни и закономерностей общественного развития, с помощью музыкального искусства помогать становлению нравственной личности.
Цель данной программы – развитие и формирование общей музыкальной культуры детей в процессе творческого восприятия и исполнения музыкальных произведений, развитие их творческого потенциала.
Задачи:
формировать певческую установку; разносторонне развивать вокальный слух, способствовать накоплению музыкально-слуховых представлений;
формировать музыкальную память, навыки певческой эмоциональности, выразительности;
развивать вокальную артикуляцию, певческое дыхание;
развивать навыки музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации;
воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций;
воспитывать эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость.
Основные содержательные линии:
обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
усвоение изучаемых музыкальных произведений и воально-хоровых знаний;
обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит своё воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требования к уровню подготовки обучающихся.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса.
Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
В результате у школьников формируются духовно-нравственные основы. Программа данного курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Теоретическая часть программы включает в себя работу с текстом, знакомство с музыкальной литературой, музыкально-теоретические сведения, беседы о музыке. Практическая часть включает в себя вокально-интонационную работу, разучивание песенного материала, репетиции на сцене, концерты, фестивали, конкурсы, экскурсии, поездки.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты и способы определения их результативности
В результате прохождения программы, обучающиеся приобретут:
- правильную певческую установку
-пение в определенном диапазоне
-правильно формировать гласные, чётко произносить согласные
-умение петь выразительно, осмысленно естественным природным звуком
Формы подведения итогов реализации программы: кроссворды, ребусы,
загадки, музыкальные викторины, тестирование и анкетирование, конкурсы, смотры, творческие отчёты, школьные праздники.
Прохождение курса программы «Весёлые нотки» предусматривает приобретение следующих компонентов:
Правильную певческую позицию;
Правильную певческую установку;
Эмоциональное исполнение песен разного характера;
Знание терминологии вокального искусства
Программа рассчитана на детей 15лет. Набор детей в группу производится добровольно, по желанию детей и по заявлениям родителей.
Ожидаемые результаты:
В течение обучения ребенок должен научиться:
1. певческой установке;
2. рефлекторным навыкам дыхания и укрепления дыхательной мускулатуры;
3. работе гортани в пении;
4. пению легато, нон легато;
5. активной артикуляции;
6. развитию гармонического слуха;
7. чистому интонированию тона, полутона, интервалов;
8. пению форте и пиано;
9. пению в вокальном ансамбле в унисон.
Универсальные Учебные Действия:
Личностные УУД направлены на:
развитие художественного восприятия школьников, умение оценивать произведения разных видов искусства
формирование у обучающихся устойчивого интереса к музыке и разным видам музыкально - творческой деятельности
реализацию их творческого потенциала в процессе музицирования.
Познавательные УУД направлены на:
осознание обучающихся роли музыки в жизни человека, формирование их общего представления о музыкальной картине мира
освоение знаний об основных закономерностях и языке музыкального искусства
приобретение элементарных умений в различных видах музыкально- творческой деятельности
Коммуникативные УУД направлены на:
приобретение умения к сотрудничеству в процессе восприятия музыки, коллективного, группового и индивидуального музицирования
развития способности к продуктивному сотрудничеству со сверстниками при решении различных музыкально - творческих задач
формирование доброжелательности, умения слышать и слушать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию, обосновывать свое мнение.
Регулятивные УУД направлены на следующие компоненты:
Определять цель (проблему) и план действий
Действовать по плану, решая проблему
Оценивать результат действий
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Наименование раздела | Часы учебного времени | Содержание программы | Формы деятельности | Виды деятельности |
теория | практика |
1 | Распевание | 45 | Тема 1. «Вокальная работа в хоре » | Хоровое пение | 10 | 10 |
«Пение как вид музыкальной деятельности» | Хоровое пение | 4 | 4 |
Дикция | Вокально хоровая работа | 6 | 6 |
Тема 2.«Формирование детского голоса» | Вокальная работа | 10 | 15 |
«Формирование детского голоса» | Вокальная работа | 5 | 7 |
Дыхательная гимнастика. Распевки. | Работа над голосом | 5 | 8 |
2 | Вокальная работа | 54 | Тема3.«Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен» | Электронно музыкальное творчество | 8 | 7 |
Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен» | Электронно музыкальное творчество | 8 | 7 |
Тема 4. « Разучивание музыкальных произведений » | Вокально хоровая работа | 15 | 24 |
«Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры» | Музыкальный практикум | 4 | 6 |
Тренировка слухового внимания. | Вокальная работа | 4 | 6 |
Творчество в движениях, пантомиме и театрально-игровой деятельности | инсценирование | 3 | 6 |
Музыка России: песни, инструменты, композиторы | Музыкальный кругозор | 4 | 6 |
итого | | 43 | 56 |
Тематическое планирование для 9 класса
№ | Наименование тем и разделов | Кол-во часов |
Всего | Теория | Практика |
| РАЗДЕЛ 1. Распевание | 45 | 4 | 11 |
| Тема 1. «Вокальная работа в хоре » | 20 | 10 | 10 |
1-7 | «Пение как вид музыкальной деятельности» | 8 | 4 | 4 |
8-9 | Дикция | 12 | 6 | 6 |
| Тема 2.«Формирование детского голоса» | 25 | 10 | 15 |
10-13 | «Формирование детского голоса» | 12 | 5 | 7 |
14-17 | Дыхательная гимнастика. Распевки. | 13 | 5 | 8 |
| РАЗДЕЛ 2. Вокальная работа | 54 | 23 | 31 |
| Тема 3.«Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен» | 15 | 8 | 7 |
18-25 | Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен» | 15 | 8 | 7 |
| Тема 4. « Разучивание музыкальных произведений » | 39 | 15 | 24 |
26-27 | «Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры» | 10 | 4 | 6 |
28 | Тренировка слухового внимания. | 10 | 4 | 6 |
29-32 | Творчество в движениях, пантомиме и театрально-игровой деятельности | 9 | 3 | 6 |
33-34 | Музыка России: песни, инструменты, композиторы | 10 | 4 | 6 |
| Итого | 99 | 43 | 56 |
Методы и приёмы:
- Словесный (беседа, рассказ, пояснение);
- Наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный);
- Практический (пение, музыкально-ритмические движения, игра на ---музыкальных инструментах)
- Музыкально-дидактические игры («Музыкальный кубик», «Кто в домике живёт»), и т.д.
Современные педагогические технологии:
- игровая
-ИКТ
- технология сотрудничества
- дифференцированного обучения
- критического мышления
- информационные
- личностно-ориентированные
- здоровьесберегающие и групповые.
Календарно – тематическое планирование. 9 класс.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата планир. | Дата фактич. |
1. | Вокальная работа. Распевание. | 3 | | |
2. | Пение как вид музыкальной деятельности. | 3 | | |
3. | Особенности дикции. | 3 | | |
4. | Артикуляция. | 3 | | |
5. | Атака звука. | 1 | | |
6. | Дикция. Скороговорки. | 3 | | |
7. | Упражнения на артикуляцию. | 3 | | |
8. | Дикция. | 3 | | |
9. | Фонопедическая система В. Емельянова. | 1 | | |
10. | Формирование детского голоса. | 1 | | |
11. | Упражнения по системе Емельянова. | 3 | | |
12. | Система упражнений. | 3 | | |
13. | Вокально хоровые упражнения. | 3 | | |
14. | Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. | 3 | | |
15. | Пение в унисон. Распевки. | 3 | | |
16. | Элементы двухголосия в распевании. | 3 | | |
17. | Канон. Вокальная работа. | 3 | | |
18. | Слушание музыкальных произведений. | 3 | | |
19. | Работа над чистотой интонирования в партиях. | 3 | | |
20. | Строй. Элементы двухголосия. | 3 | | |
21. | Вокальные упражнения. Канон. | 3 | | |
22. | Разучивание вокальных упражнений. | 3 | | |
23. | Интонирование в партиях при пении двухголосия. | 3 | | |
24. | Разучивание музыкальных произведений. | 3 | | |
25. | Интонирование мелодии. | 3 | | |
26. | «Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры». | 3 | | |
27. | Работа над репертуаром. | 3 | | |
28. | Тренировка слухового внимания. | 3 | | |
29. | Творчество в движениях. | 3 | | |
30. | Пантомима и театрально-игровая деятельность. | 3 | | |
31. | Творчество в движениях. | 3 | | |
32. | Музыка России. Работа над репертуаром. | 3 | | |
33. | Работа над выразительностью мелодии. | 3 | | |
34. | Вокально-хоровые упражнения. | 3 | | |
35. | Работа с репертуаром. | 3 | | |
итого | | 99 | | |
Приложение 1
Список литературы для учителя
1.Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития: Пособие для музыкальных руководителей образовательных учреждений [Текст]–М., Просвещение, 2004.
2. Власенко О.П. Музыкально - эстетическое развитие школьников [Текст] - Волгоград, Учитель, 2007.
3. Кучер Н.И. Программы дополнительного художественного образования детей [Текст] – М. Просвещение, 2007.
4. Программа «Вокал». Под редакцией Т. Н. Овчинниковой [Текст] – М., Просвещение, 1986.
5. Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности 1-4 классы [Текст] – М., Академкнига,2011.
6.Программа «Сольное пение». Под редакцией В.И.Лейбсона. Сб. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ [Текст]– М., Просвещение, 1995.
7.Развитие голоса. Координация и тренаж. [Текст] – Санкт – Петербург,1997.
8.Развитие музыкальных способностей детей.[Текст] – Ярославль, 1997.
9.Суязова Г.А. Мир вокального искусства.1-4 классы: программа, разработки занятий, методические рекомендации [Текст] – Волгоград, Учитель, 2009.
10. Что надо знать о детском голосе. [Текст]– М., 1992.
11. Настольная книга, школьного учителя - музыканта. Ю.Б. Алиев [Текст] – М., «Владос», 2000.
Приложение 2.
Список литературы для обучающихся
Работа с детским хором. Под редакцией В.Г.Соколова. [Текст] - М., 1981.
Н.Л. Кряжева Развитие эмоционального мира детей. [Текст] – Ярославль, 1997г.
Э.Г. Чурилова Методика и организация театрализованной деятельности. [Текст] – М., 2001г.
Словари и справочники
А.Н. Должанский Краткий музыкальный словарь. [Текст] - М., 1966г.
И.С Кочнева, А.С. Яковлева Вокальный словарь [Текст] – Л., 1988г.
Л.В Михеева. Музыкальный словарь в рассказах [Текст] – М, 1986г.
Ю.Е Юцевич. Словарь музыкальных терминов [Текст] – Киев, 1988г.
Листок корректировки
(приложение к рабочей программе курса внеурочной деятельности «_____________________» в ________ классе)
№ п/п | Тема занятия | Примечание | Дата |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Учитель __________________________/ ФИО__________
30