Зам. директора
___________Г.Л. Полежаева
2021 г.
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности Участие в организация производственной деятельности структурного подразделения и соответствующие ему общие компетенции, и профессиональные компетенции, личностные результаты:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 64 часа; - самостоятельной работы обучающегося – 30 часов; - производственной практики по профилю специальности – 72 часа.
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
ПМ. 02 Организация производственной деятельности структурного подразделения | 132 |
МДК 02.01 Организация и планирование деятельности структурного подразделения | 96 |
Раздел 1 Участие в организации и планировании производственной деятельности структурного подразделения | 60 |
Тема 1.1 Предприятие как объект планирования. Экономический механизм функционирования предприятия | Содержание | 2 |
Лекционные занятия | 2 |
1 | Тема: Предприятие как объект планирования. 1. Сущность предприятия как объекта планирования 2. Экономический механизм функционирования предприятия | 2 |
Тема 1.2. Организационная структура подразделения | Содержание | 4 |
Лекционные занятия | 2 |
1 | Тема: Организационная структура подразделения. 1. Понятие организационной структуры 2. Типы организационных структур управления предприятием 3. Процедура создания структурного подразделения 4. Требования к построению оргструктуры 5. Документы, регламентирующие работу подразделения. | 2 |
Практические занятия | 2 |
1 | Практическая работа № 1: «Расчет численности персонала структурного подразделения и построение организационной структуры подразделения» | 2 |
Тема 1.3. Технико-экономическое планирование структурного подразделения | Содержание | 8 |
Семинарские занятия | 4 |
1 | Тема: Технико-экономическое планирование структурного подразделения. 1. Принципы планирования 2. Содержание внутрифирменного планирования | 2 |
2 | Тема: Годовой план работы предприятия. 1. Назначение годового плана предприятия 2. Основные разделы годового плана | 2 |
Практические занятия | 4 |
1 | Практическая работа №2 «Расчет потребного количества оборудования. Расчет производственной мощности и загрузки оборудования» | 2 |
2 | Практическая работа №3 «Планирование производственной программы структурного подразделения» | 2 |
Тема 1.4. Оперативно-производственное планирование | Содержание | 2 |
Лекционные занятия | 2 |
1 | Тема: Оперативно-производственное планирование 1. Задачи и содержание оперативно-производственного планирования 2. Этапы ОПП 3. Виды ОПП 4. Системы ОПП 5.Условия выбора системы ОПП 6. Планово - учетные единицы 7. Расчет календарно-плановых нормативов | 2 |
Тема 1.5. Организация труда и заработной платы | Содержание | 6 |
Семинарские занятия | 4 |
1 | Тема: Организация труда 1. Сущность организации труда 2. Задачи и содержание НОТ 3. Виды разделения труда 4. Формы организации труда 5. Обслуживание рабочих мест | 2 |
2 | Тема: Организация заработной платы на предприятии 1. Формы оплаты труда 2. Системы оплаты труда | 2 |
Практические занятия | 2 |
1 | Практическая работа №4 «Планирование фонда заработной платы структурного подразделения» | 2 |
Тема 1.6. Принципы организации производственного процесса | Содержание | 4 |
Лекционные занятия | 2 |
1 | Тема: Принципы организации производственного процесса 1. Сущность и разновидности производственных процессов 2. Принципы организации производства 3. Производственный цикл 4. Расчет параметров поточной линии | 2 |
Практические занятия | 2 |
1 | Практическая работа №5 «Расчет параметров поточных линий. Определение длительности производственного цикла» | 2 |
Тема 1.7. Организация технической подготовки и работы основного производства | Содержание | 4 |
Лекционные занятия | 2 |
1 | Тема: Организация технической подготовки и работы основного производства 1. Сущность технической подготовки производства 2. Основные направления по ускорению технической подготовки производства 3. Выбор наиболее эффективного варианта технологического процесса | 2 |
Практические занятия | 2 |
2 | Практическая работа№6 «Экономическое обоснование и выбор оптимального варианта технологического процесса» | 2 |
Тема 1.8 Организация подготовки вспомогательного производства и обслуживающих хозяйств | Содержание | 2 |
Лекционные занятия | 2 |
1 | Тема: Организация подготовки вспомогательного производства и обслуживающих хозяйств 1. Организация инструментального производства 2. Организация ремонтной службы 3. Организация энергетического хозяйства 4. Организация транспортного хозяйства 5. Организация материально-технического снабжения 6. Организация складского хозяйства | 2 |
Раздел 2 Участие в управлении деятельностью структурного подразделения | 26 |
Тема 2.1. Функции и задачи руководителя | Содержание | 2 |
Семинарские занятия | 2 |
1 | Тема: Функции и задачи руководителя 1. Классические функции и задачи руководителя 2. Авторитет менеджера | 2 |
Тема 2.2. Методы и инструменты управления | Содержание | 12 |
Лекционные занятия | 16 |
1 | Тема: Кадровая политика в рамках структурного подразделения 1. Сущность и основные направления кадровой политики организации 2. Разработка кадровой политики организации 3. Виды кадровой политики 4. Общие правила управления персоналом | 2 |
3 | Тема: Методы управления трудовым коллективом структурного подразделения 1. Стили управления 2. Методы управления | 2 |
Семинарские занятия | 10 |
1 | Тема: Принятие управленческих решений 1. Сущность понятия «Управленческое решение» 2. Стадии процесса принятия решений 3. Методы принятия решений 4. Качество управленческих решений 5. Роль маржинального анализа в принятии управленческих решений | 2 |
2 | Тема: Делегирование полномочий 1. Важность делегирования полномочий 2. Правила делегирования полномочий | 2 |
3 | Тема: Делегирование полномочий 1. Основные принципы делегирования 2. Основные ошибки при передаче полномочий | 2 |
4 | Тема: Инструменты эффективного управления 1. Принципы руководства персоналом 2. Методы оценки потенциала работников | 2 |
5 | Тема: Инструменты эффективного управления 3. Мотивация персонала 4. Система вознаграждения работников | 2 |
Практические занятия | 2 |
1 | Практическая работа № 7 «Анализ мотивации структурного подразделения. Разработка системы мотивации» | 2 |
Тема 2.3. Управленческое воздействие на подчиненных | Содержание | 4 |
Лекционные занятия | 4 |
1 | Тема: Методы управленческого воздействия на подчиненных 1. Сущность и уровни управленческого воздействия на подчиненных 2. Основные способы влияния на людей | 2 |
2 | Тема: Управление конфликтами в коллективе 1. Сущность конфликтов 2. Типы конфликтов 3. Методы разрешения конфликтов | 2 |
Раздел 3 Участие в анализе производственной деятельности структурного подразделения | |
Тема 3.1. Эффективность работы структурного подразделения | Содержание | 14 |
Лекционные занятия | 6 |
1 | Тема: Эффективность работы структурного подразделения 1. Прибыль предприятия 2. Система показателей рентабельности | 2 |
Семинарские занятия | 4 |
1 | Тема: Основные технико-экономические показатели эффективности деятельности структурного подразделения 1. Технико-экономические показатели структурного подразделения 2. Методика расчета основных ТЭП | 2 |
2 | Тема: Выявление резервов повышения эффективности 1. Сущность понятия «Резервы» 2. Классификация резервов 3. Примеры выявления резервов повышения эффективности | 2 |
Практические занятия | 4 |
1 | Практическая работа №8 «Расчет технико-экономических показателей деятельности структурного подразделения | 2 |
2 | Практическая работа№9«Оценка экономической эффективности деятельности подразделения» | 2 |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ. 02 | 30 |
| Тема 1.1 Предприятие как объект планирования. Экономический механизм функционирования предприятия | |
Подготовить конспект на тему: «Вертикальные и горизонтальные связи в организации (на предприятии)» | 2 |
Тема 1.2. Организационная структура подразделения | |
Составить организационную структуру электроремонтного цеха | 2 |
Тема 1.3. Технико-экономическое планирование структурного подразделения | |
Подготовить конспект на тему: «Содержание разделов годового плана предприятия» | 2 |
Тема 1.4. Оперативно-производственное планирование | |
Составить тестовые вопросы по теме «Оперативно-производственное планирование» | 2 |
Тема 1.5. Организация труда и заработной платы | |
Написать конспект на тему: «Аттестация рабочих мест» | 2 |
Тема 1.6. Принципы организации производственного процесса | |
Подготовить мультимедийную презентацию на тему: «Производственный цикл» | 4 |
Тема 1.7. Организация технической подготовки и работы основного производства | |
Составить тест по теме «Организация технической подготовки и работы основного производства» | 2 |
Тема 1.8 Организация подготовки вспомогательного производства и обслуживающих хозяйств | |
Разработать схемы организационных структур вспомогательного производства и обслуживающих хозяйств | 2 |
Тема 2.1. Функции и задачи руководителя | |
Написать конспект на тему: «Выбор и использование различных управленческих стилей в рамках решения конкретных задач» | 2 |
Тема 2.2. Методы и инструменты управления | |
Составить структуру организации кадровой службы предприятия | 2 |
Тема 2.3. Управленческое воздействие на подчиненных | |
Подготовить сообщение на тему: «Построение системы мотивации в соответствии с индивидуальными потребностями сотрудников» | 2 |
Составить мультимедийную презентацию на тему: «Виды конфликтов и пути их разрешения» | 4 |
Тема 3.1. Эффективность работы структурного подразделения | |
Подготовить конспект на тему: «Пути повышения эффективности работы структурного подразделения» | 2 |
Всего МДК 02. 01. | 94 |
Практика по профилю специальности | 72 |
Виды работ: Изучение характеристики предприятия. Ознакомление с организационной и производственной структурой предприятия и плановыми заданиями структурного подразделения. Изучение технического оснащения, характеристик работ, должностных инструкций мастера участка, бригадира на производственных участках и техника. Изучение организации рабочих мест: планировки, оснащения, обслуживания. Оценка социально-психологических показателей коллектива. Участие в производственных совещаниях и планерках. Анализ результатов деятельности предприятий. | |
Всего ПМ 02. | 166 |
Реализация профессионального модуля требует наличия Кабинета экономики отрасли и менеджмента.
- комплект учебно-наглядных пособий.
2. Основы экономики организации: учебник и практикум для СПО/ под ред. Л.А. Чалдаевой, А.В. Шарковой. – М.: Издательство Юрайт, 2019
1. Агарков А. П. Экономика и управление на предприятии: Учебник для бакалавров / А. П. Агарков, Р. С. Голов, В. Ю. Теплышев и др.; под ред. д.э.н., проф. А. П. Агаркова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 400 с.
2. Галай, А. Г. Экономика и управление предприятием [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. Г. Галай, В. И. Дудаков - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Альтаир-МГАВТ, 2013. - 180 с.
3. Кожевников Н. Н. , Басова Т. Ф. , Бологова В. В. Основы экономики: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Под ред. Н.Н. Кожевников. - 7-e изд., стер. Гриф МО РФ. - (Серия: «Среднее профессиональное образование - Экономика и управление») – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
4. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / С.М. Пястолов. – 11-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
5. Экономика организации (предприятия): учебник/ В.Д. Грибов и др.- М.: Кнорус, 2014.
1. Госкомстат России: Информация о социально-экономическом положении России (оперативная информация). Базы данных. Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.gks.ru
2. Журнал Маркетолог.ру. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.marketolog.ru/-маркетолог
3. Минфин России: Макроэкономика. Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.minfin.ru
4. Научно – образовательный портал «Экономика и управление на предприятиях». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://eup.ru/
5. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/
6. Информационные базы данных «Гарант», «Консультант+».
Код и наименование профессиональных и общих компетенции, формируемые в рамках модуля | Критерии оценки | Методы оценки |
ПК 2.1. Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения. | | Методы: - наблюдение за работой обучающихся; - устный опрос; - письменный опрос - тестирование (письменные дидактические тесты, компьютерное тестирование) - проверка практических занятий; - проверка контрольных работ; - проверка отчета (портфолио) по самостоятельной работе студента; - проверка выполненных заданий индивидуальной и групповой презентации. Критерием оценки результатов освоения профессионального модуля является способность выполнения конкретных профессиональных задач в ходе аудиторных занятий и самостоятельной работы, во время производственной практики: узнавание ранее изученных объектов и свойств, выполнение работ по образцу, инструкции или под руководством преподавателя; планирование и самостоятельное выполнение работ, решение проблемных задач. |
ПК 2.2. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения | |
ПК 2.3. Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения | - демонстрация участия в анализе процесса и результатов деятельности подразделения |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | – демонстрация понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | – демонстрация организации собственной деятельности, выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценки их эффективности и качества |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | – демонстрация принятия решения в стандартных и нестандартных ситуациях и готовности нести за них ответственность |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | - демонстрация осуществления поиска, анализа и оценки информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | - демонстрация использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | - демонстрация работы в коллективе и в команде, эффективного общения с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий | - демонстрация принятия на себя ответственности за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | - демонстрация самостоятельного определения задач профессионального и личностного развития, занятий самообразованием, осознанного планирования повышения квалификации |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | - демонстрация умения ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. | – демонстрация себя гражданином и защитником великой страны. |
ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. | – демонстрация активной гражданской позиции, принципов честности, порядочности, открытости, экономической активности и участия в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций |
ЛР 3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. | – демонстрация нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России; – демонстрация лояльности к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением; – демонстрация неприятия и предупреждения социально опасного поведения окружающих. |
ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». | – демонстрация уважения к людям труда, осознание ценности собственного труда; – демонстрация стремления к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» |
ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. | – демонстрация приверженности к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России |
ЛР 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. | – демонстрация уважения к людям старшего поколения и готовности к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях |
ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. | – демонстрация осознания приоритетной ценности личности человека; – демонстрация уважения собственной и чужой уникальности в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности |
ЛР 8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. | – демонстрация уважения к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп; – демонстрация сопричастия к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства |
ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. | – демонстрация соблюдения и пропаганды правил здорового и безопасного образа жизни, спорта; – демонстрация предупреждения либо преодоления зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. – демонстрация психологической устойчивости в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях |
ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. | – демонстрация заботы о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой |
ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. | – демонстрация уважения к эстетическим ценностям, обладание основами эстетической культуры |
ЛР 12 Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. | – демонстрация семейных ценностей, готовности к созданию семьи и воспитанию детей; – демонстрация неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания |
ЛР 13 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: активный, проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий и сотрудничающий с коллективом, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. | – демонстрация соответствия ожиданиям работодателей: активный, проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий и сотрудничающий с коллективом, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. |
ЛР 14 Оценивающий возможные ограничители свободы своего профессионального выбора, предопределенные психофизиологическими особенностями или состоянием здоровья, мотивированный к сохранению здоровья в процессе профессиональной деятельности. | – демонстрация оценки возможных ограничителей свободы своего профессионального выбора, предопределенные психофизиологическими особенностями или состоянием здоровья, мотивированный к сохранению здоровья в процессе профессиональной деятельности. |
ЛР 15 Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику. | – демонстрация готовности к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику. |
ЛР 16 Ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, гибко реагирующий на появление новых форм трудовой деятельности, готовый к их освоению, избегающий безработицы, мотивированный к освоению функционально близких видов профессиональной деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели) труда, либо иные схожие характеристики. | – демонстрация ориентации в изменяющемся рынке труда, гибкого реагирования на появление новых форм трудовой деятельности, готовности к их освоению, избегающий безработицы, мотивированный к освоению функционально близких видов профессиональной деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели) труда, либо иные схожие характеристики. |
ЛР 17 Содействующий поддержанию престижа своей профессии, отрасли и образовательной организации. | – демонстрация содействия поддержанию престижа своей профессии, отрасли и образовательной организации. |
ЛР 18 Принимающий цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного и социокультурного развития России, готовый работать на их достижение. | – демонстрация принятия цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного и социокультурного развития России, готовый работать на их достижение. |
ЛР 19 Управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности, признающий ценность непрерывного образования, | – демонстрация управления собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности, признающий ценность непрерывного образования, |
ЛР 20 Способный генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений. | - демонстрация генерирования новых идей для решения задач цифровой экономики, перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений. |
ЛР 21 Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством | – демонстрация самостоятельности и ответственности в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством | |