Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №
Рассмотрено и принято на педагогическом
совете
Протокол № от г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
___________
Приказ № от г.
Программа профориентационной работы
«Твой выбор»
2019
Содержание
| Паспорт Программы | 3 |
| Введение | 4 |
1 | Принципы реализации Программы | 6 |
2 | Цели и задачи Программы | 7 |
3 | Приоритетные направления Программы | 8 |
4 | Структура Программы | 9 |
5 | Содержание Программы | 10 |
6 | Специалисты, занимающиеся профориентационной работой | 16 |
7 | Механизмы реализации Программы | 19 |
8 | Этапы реализации Программы | 20 |
9 | Ожидаемые результаты | 22 |
Паспорт программы
Наименование Программы | Программа профориентационной работы «Твой выбор». |
Нормативно-правовая база | - Концепция Модернизации российского образования; - Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г. (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Конституция РФ; - Декларация прав ребенка; - Конвенция о правах ребенка; - ТКРФ; - ФГОС; - Устав школы. |
Цель Программы | Создание условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся |
Разработчики Программы | Дегенгарт А.В., социальный педагог. |
Сроки реализации | 2019 – 2024 гг. |
Ожидаемые результаты | Повышение мотивации обучающихся к трудовой деятельности. 2. Выбор профессионального пути учащимися с учетом своих индивидуальных особенностей, личностных качеств, склонностей. 3. Возможность профориентационного консультирования, исследование личности. 4. Учащиеся владеют знаниями об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности, связанных с выбором профессии. 5. Учащиеся знакомы с потребностями современного рынка труда, с особенностями деятельности специалистов на предприятиях города. 6. Учащиеся умеют составлять резюме, владеют информацией о профессиональной пригодности к разным видам труда. |
Исполнители Программы | Администрация школы, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, библиотекарь, учителя-предметники, медицинский работник, обучающиеся и их родители. |
Введение
«Человеку, у которого нет любимого труда,
никакие сокровища не принесут радости»
В. А. Сухомлинский
В настоящее время современная молодежь живет в условиях динамичного развития общества, которое оказывает многозначное воздействие на различные стороны ее жизнедеятельности. Социализация подрастающего поколения в XXI в. протекает под влиянием разнонаправленных факторов: политических перемен в стране; трансформации ценностно-нормативной системы; новой социальной дифференциации в обществе; изменения шкалы престижности профессий и т.д.
Одной из главных и острых проблем выпускников является выбор своего дальнейшего профессионального пути. Проблема профессионального самоопределения стояла перед молодёжью всегда, а сегодня она особенно актуальна, так как быстро изменяющиеся условия рынка труда ведут к тому, что большинство выпускников не имеют ясной жизненной перспективы, более 30% из них поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам. Отрицательные последствия данных процессов очевидны, наблюдаются проблемы, связанные с трудоустройством, то есть возникает несоответствие структуры подготовки кадров и потребностей в них народного хозяйства, противоречие между рынком труда и рынком специалистов.
Представления учащихся о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности, процесс принятия решений о выборе профессии у современных выпускников школ часто бывает продиктован приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей. Молодежь ориентируется на профессии, закрепившиеся в массовом сознании как «современные», «престижные», «выгодные». Тогда как в действительности экономика развивается таким образом, что потребность в рабочих профессиях, особенно квалифицированных, не уменьшается, а растет. Мобильность рыночной экономики, постоянно изменяющийся спрос на ту или иную профессию создают такие условия, в которых молодежь часто нуждается в квалифицированной помощи по профориентации.
Профессиональное самоопределение – это осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией.
Процесс профессионального самоопределения происходит длительное время, зачатки его зачастую формируются в детском возрасте, когда дети начинают в игровой форме познавать мир профессий. На протяжении этого периода происходит не только профессиональное и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности.
В связи с актуализацией профориентационной работы в образовательном учреждении была разработана программа «Твой выбор» для учащихся школы.
Спланированная система организационно-методических и практических занятий по профессиональной ориентации позволяет выявить не только интересы и склонности учащихся, смоделировать виды образовательной деятельности, соответствующие будущей профессии, но и обучить детей способам принятия решения. Мероприятия данной программы способствуют самоопределению учащихся и дальнейшему осознанному выбору ими профессиональной деятельности.
1. Принципы реализации Программы
Реализация данной программы включает в себя следующие принципы:
Программно-целевого и вариативного подходов, которые предполагают единую систему планирования и своевременную коррекцию планов;
Личностно-ориентированные принципы:
принцип адаптированности (каждый должен чувствовать свою значимость);
принцип развития (целостное развитие личности: физическое, духовное, интеллектуальное);
принцип психологической комфортности (организация благоприятной психологической обстановки).
Принцип личностно-деятельностного подхода к обучению, позволяющий развить не только трудовые, нравственные, коллективистские, интеллектуальные, познавательные компетенции учащегося, но также его личностные качества.
Принцип ответственности, предполагающий, что каждый специалист ответственен за последствия своего влияния на личность.
Принцип компетентности: каждый специалист решает проблему только в рамках своей компетентности.
Принцип конфиденциальности, полученная информация не подлежит разглашению посторонним лицам.
2. Цели и задачи Программы
Цель программы:
актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей исследование своих индивидуальных особенностей, склонностей, способностей; получение знаний о мире профессий с учетом социокультурной и экономической ситуации.
Задачи программы:
Изучение профессиональных предпочтений учащихся, диагностика индивидуальных особенностей.
Формирование положительного самовосприятия у обучающихся, осознание ими своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
Обеспечение учащихся средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию.
Формирование у подростков мотивов саморазвития, личностного роста.
Способствовать профессиональному и личностному самоопределению обучающихся.
Организовать консультирование детей по вопросам профессионального самоопределения.
Программа направлена на формирование у школьников:
умений осознанно осуществлять выбор дальнейшего профессионального пути, соответствующего индивидуальным особенностям, склонностям и интересам;
готовности нести ответственность за сделанный выбор.
3. Приоритетные направления программы
Данная программа ориентирована на создание оптимальных условий для формирования у учащихся ответственного отношения к выбору дальнейшего профессионального пути.
В связи с чем, выделены следующие направления деятельности в рамках программы:
Диагностическое и консультативное направление.
Цель: подбор диагностических методик, направленных на выявление личностных особенностей обучающихся.
Просветительское направление.
Цель: информирование учащихся, формирование у них умений и навыков, необходимых для дальнейшего самоопределения и построения личного профессионального плана.
Нравственно-правовое направление.
Цель: формирование нравственной культуры личности, опыта общественного поведения.
Коррекционное направление.
Цель: помощь в изменении профессиональных предпочтений согласно индивидуальным особенностям ребенка.
5) Посредническое направление.
Цель: объединение усилий заинтересованных ведомств, предприятий для создания эффективной системы профориентации в ОУ.
4
. Структура профориентационной деятельности в школе
5. Содержание Программы
Программа профориентационной работы «Твой выбор» представляет собой содержание необходимой и достаточной профессиональной деятельности педагогов и специалистов компетентных органов по достижению результата, заданного целью работы. Программа реализуется комплексно: в урочной, внеурочной, внеклассной деятельности и системе работы с родительской общественностью.
Система работы
по профессиональному самоопределению учащихся
В урочной и неурочной деятельности для каждой возрастной категории учащихся выбирается своя содержательная линия.
Ступени школы | Классы | Содержание деятельности | Контроль знаний | Ответственные за проведение мероприятий |
Урочная | Внеурочная | Внеклассная |
начальная | 1-4 классы | Уроки по предметам: окружающий мир, ИЗО, технология. | Тематические классные часы: «В мире профессий», «Мастерами славится Тагил», «Трудовая родословная моей семьи», «Известные люди нашего города». Гражданско-патриотическое воспитание. Занятия со специалистами психолого-педагогической службы. | Сюжетно-ролевые игры о профессиях. Веселая викторина о профессиях. Выставка рисунков «Профессия моей мечты». 3. Встречи детей с мастерами своего дела из родительской общественности; 4. Выставка детского творчества. 5. Презентация хобби. 6. Экскурсии на заводы и фабрики. 7. Участие в городских конкурсах, проектах. | 4 класс – защита портфолио | Заместитель директора по ВР, учителя начальных классов, социальный педагог, педагог-психолог, заведующий библиотекой, медицинский работник. |
средняя | 5-8 классы | Уроки по предметам: КБЖ, ИЗО, география, обществознание. | Тематические классные часы: «Все профессии важны - все профессии нужны!», «В мире профессий», «Знакомство с правилами выбора профессии», «Трудовые династии», «Мастерами славится Россия». Групповые занятия «Расту счастливым!». Групповые занятия, направленные на развитие коммуникативных качеств, сплочение коллектива. Уроки правовой грамотности. Гражданско-патриотическое воспитание. Занятия со специалистами психолого-педагогической службы. | Встречи с интересными людьми. Ролевые игры. Практическая, трудовая, общественно-значимая работа. Экскурсии на предприятия города. Походы. Участие в социальных акциях, конкурсах, проектах. Диагностичеcкая работа по выявлению склонностей, способностей, типа темперамента и т.д. Привлечение учащихся к посещению кружков и секций. Проведение профориентационных бесед. | 5 класс – презентация коллаж «В мире профессий»; 6 класс – разработка мультимедийных презентаций «Профессии моих родных»; 7 класс - разработка мультимедийных презентаций «Профессия моей мечты»; 8 класс – презентация коллажа « Я и мои планы на будущее». | Заместитель директора по ВР, учителя-предметники, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, медицинский работкник. |
старшая | 9-11 класс | 1.Уроки по предметам: ОБЖ, МХК, биология, обществознание, технология, основы профессионального самоопределения. | 1. Тематические классные часы: «Мои жизненные ценности», «Формула успеха - труд по призванию», «Проблемы профессионального самоопределения учащихся», «Моя стратегия жизни», «Дороги, которые мы выбираем», «Как подготовиться к сдаче экзаменов» (9. 11 классы). 2. Уроки правовой грамотности. 3. Проведение занятий в рамках курсах «Основы профессионального самоопределения» (36 часов). 4. Занятия со специалистами психолого-педагогической службы. 5. Индивидуальные консультации со специалистами психолого-педагогической службы. 6.Работа лекторских групп медицинских классов. 7. Гражданско-патриотическое воспитание. 8. Групповые занятия, направленные на развитие коммуникативных навыков, стабилизацию самооценки, отработку навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда. | 1. Взаимодействие военным комиссариатом. 2. Организация экскурсий старшеклассников на предприятия города. 3. Посещение профессиональных учебных заведений города, «Дней открытых дверей». 4. Участие в мастер-классах. 5. Организация временного трудоустройства убучающихся в каникулярное время. 6. Проведение групповых информационно-справочных консультаций профориентационной тематики при участии представителей организаций города. 7. Взаимодействие с Центром занятости населения. 8. Профориентационные встречи с представителями различных ведомств, учебных заведений, предприятий и организаций. 9. Участие в социальных акциях, конкурсах, проектах. 10. Диагностика учащихся: 1. Методика ДДО, Е.А.Климов. 2. «Карта интересов» А.Е. Голомштока. 3. «Тип темперамента» опросник Айзенка. 4. Методика Л.А. Йовайши. 5. «Профессиональный тип личности» опросник Дж. Голланда и т.д. . | 9 класс - защита плакатов «Это должен знать каждый!»; 10 класс – создание и защита мультимедийных презентаций, видеороликов «Выбери жизнь!»; 11 класс – разработка социального проекта «Здоровое поколение». | Заместитель директора по ВР, учителя-предметники, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, медицинский работник. |
Общие мероприятия в течение учебного года: | Создание информационных стендов профориентационной направленности, распространение буклетов о профессиональных учебных заведениях города и области среди обучающихся 9-11х классов и их родителей. Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9, 11 классов. Проведение социологического опроса (анкетирования) выпускников школы с целью выявления профессиональных намерений и их реализации. Выявление учащихся, не определившихся с выбором профессии. Организация работы внеурочной деятельности профориентационной направленности. Консультации психолога, специалистов различных ведомств по вопросам профориентации. Проведение родительских собраний, лекториев профориентационной тематики. Индивидуальные консультации для родителей по вопросам профориентации. Привлечение родителей к участию в профориентационной работе школы с учащимися (выступления перед обучающимися отдельных классов с рассказом о своей профессии). Проведение индивидуальных профконсультаций с обучающимися, не определившимися в выборе профессии, а также с опекаемыми и приемными детьми, и обучающимися, состоящими на всех видах профилактического учета, находящимися в трудной жизненной ситуации. Организация посещения учебных заведений, учреждений и предприятий, Центра занятости населения, ярмарок профессий. Привлечение школьников к участию в профориентационных мероприятиях, конкурсах, конференциях. Классные часы профориентационной направленности. Привлечение к участию детей в социальных пробах и социальных практиках. Встречи с представителями интересных профессий «История нашей профессии», «Трудовые династии», «Профессии наших родителей». Участие совместно с учащимися в проектах по профориентации. Содействие временному трудоустройству учащихся. |
6. Специалисты, занимающиеся вопросами профессиональной ориентации
№ п/п | Должность | Направление профориентационной деятельности |
1. | Классный руководитель | - организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; - оказывает содействие социальному педагогу, педагогу-психологу в проведении мероприятий и диагностики учащихся по проблеме профессионального самоопределения; - проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению; - организует встречи учащихся с представителями ВУЗов, ССУЗов. |
2. | Учителя-предметники | - способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенгазет, домашние сочинения и т.д.: - обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки; - способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; - проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся. |
3. | Библиотекарь | - подбирает литературу для учителей и учащихся по профориентационной работе; - обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий); - регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям. |
4. | Социальный педагог | - оказывает педагогическую помощь и поддержку детям «группы риска» в процессе их профессионального и жизненного самоопределения; - проводит диагностику индивидуальных особенностей учащихся; - организует экскурсии в техникумы, колледжи, ВУЗы, на предприятия; - провидит индивидуальные и групповые консультации по вопросам профессионального самоопределения для учащихся; - проводит занятия в 9-х классах по дисциплине «Основы профессионального самоопределения»; - проводит групповые занятия для учащихся совместно с педагогом-психологом по развитию личностных качеств. - организует и проводит защиту творческих работ «Мой профессиональный план», «Профессия моей мечты» (9 класс); - организует участие детей в конкурсах, конференциях, социальных проектах по профессиональной ориентации. |
5. | Педагог-психолог | - проводит психолого-педагогическое консультирование; - изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся; - проводит групповые занятия по профориентации учащихся; - осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся; - способствует формированию у школьников адекватной самооценки; - оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся. |
6. | Медицинскийработник | - способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства; - проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека; - организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру; - оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся. |
7 | Заместитель директора по ВР, УР. | - планирует работу педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения; - организует систему повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, социального педагога по проблеме самоопределения учащихся; - развивает личностные качества учащихся; - привлекает учащихся к занятиям в системе дополнительного образования; - привлекает к участию во внеклассных мероприятиях; - организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия; - проводит анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9, 11 классов. |
Система взаимодействия по профориентационной работе:
Военный комиссариат.
Центр занятости населения.
Пожарная часть, МВД.
Колледжи и ВУЗы.
7. Механизм реализации программы
Виды деятельности | Механизм реализации |
Урочная деятельность | Рабочие программы педагогов; Рабочая программа «Основы профессионального самоопределения» в 9-х классах. |
Внеурочная деятельность | План воспитательной работы школы; План работы социального педагога; План воспитательной работы классного руководителя |
Внеклассная деятельность | План воспитательной работы школы; План воспитательной работы классного руководителя |
8. Этапы реализации Программы
Взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения (условно выделены следующие этапы):
- начальная школа: через участие в различных видах познавательной, игровой, трудовой деятельности у младших школьников возникает понимание роли труда в жизни человека и общества, проявляется интерес к отдельным профессиям;
- среднее звено:
5-7 классы - в различных видах практической деятельности, среди которых ведущими являются познавательная и трудовая, подростки постепенно осознают свои интересы, способности и общественные ценности, связанные с выбором профессии;
8-9 классы - начало формирования профессионального самосознания. Школьники соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора будущей деятельности. На этом этапе они вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, одновременно им оказывается помощь в овладении методиками диагностики выбора профессии;
- старшее звено: профессиональная ориентация на базе углубленного изучения отдельных предметов, особое внимание уделяется формированию профессионально значимых качеств, коррекции профессиональных планов; учащимся оказывается помощь в самореализации и самоподготовке к избранной профессиональной деятельности.
№ п/п | наименование этапа | содержание этапа | сроки |
1 | Информационно-аналитический | | 2019 год |
2 | Проектировочный | разработка Программы | 2019 год |
3 | Внедренческий | внедрение и комплексное использование в воспитательном процессе основных направлений Программы; совершенствование работы по профориентации учащихся; сбор данных мониторинга работы. | 2019 – 2024 г.г. |
4 | Корректировочный | анализ данных мониторинга; корректировка задач по каждому из приоритетных направлений; внесение изменений в содержание программы. | 2020 – 2024г.г. |
5 | Аналитико-обобщающий | анализ результатов реализации программы; систематизация полученных данных; формулирование проблем и перспектив развития. | 2024 |
9. Ожидаемые результаты Программы
Реализация Программы будет содействовать осознанному выбору дальнейшего профессионального пути учащимися, соответствующему их индивидуальным особенностям, склонностям и интересам.
В рамках данной программы планируется получить следующий результат:
повышен интерес обучающихся к проблеме осознанного выбора профессии, мотивация молодежи к труду;
подростки ознакомлены с миром профессий;
подростки обучены основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
учащиеся сориентированы на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;
оказана адресная психологическая помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии.
В результате проведения профориентационной подготовки
учащиеся должны знать:
значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;
сущность основных понятий, относящихся к профориентации;
понятие о темпераменте, эмоционально-волевой сфере, способностях, стилях общения;
понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности, связанных с выбором профессии.
Учащиеся должны уметь:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
использовать диагностические методики, направленные на выявление личностных особенностей, необходимых для профессионального самоопределения;
составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;
использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;
анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;
классифицировать профессии, разделять понятия («профессия», «специальность» и др.);
использовать сведения о путях получения информации о профессиональных учебных заведениях.
10