Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственного казенного общеобразовательного учреждения
Ростовской области «Шахтинская специальная школа-интернат № 16»
«Утверждаю»
Директор школы-интерната № 16
____________________ Е.А. Нархова
«___» ____________2016 год
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
на 2016-2017 учебный год
г. Шахты
Актуальность программы:
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
В последние годы проблема психического просвещения педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе.
Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами у педагогов: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем и пр.
Посредством своих педагогических воздействий педагог формирует у обучающихся ценностное отношение к обучению, у родителей отношение к воспитанию ребенка. Для этого необходимо учитывать и психологические особенности обучающихся.
Данная программа направлена на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Все развиваемые в данной программе навыки необходимы в профессиональной деятельности как педагогам, воспитателям, руководителям образовательного учреждения.
Пояснительная записка
Цель программы состоит в том, чтобы обеспечить физическое и психологическое здоровье педагогов через использование здоровьесберегающих программ и технологий, что обуславливает следующие основные задачи: информационные, развивающие, исследовательские, коммуникативные, конструктивные, организационно-методические, диагностические, консультационные, коррекционные. Уделено большое внимание психологическим особенностям обучающихся школы, родителей, взаимоотношениям в педагогическом коллективе.
В программу включены такие виды работы как лекции, семинары, тренинги, консультации и др.
Цели и задачи:
- изучение психологической культуры педагогов;
- снижение эмоционального напряжения у педагогов;
- оказание психологической методической помощи;
- обучение педагогов эмоционально-чувственному восприятию, сотрудничеству;
- формировать у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности;
- формирование навыков уверенного поведения педагогов в сложных ситуациях;
- развитие педагогической рефлексии, эмпатии в отношениях с детьми;
- предупреждение развития стресса у педагогов школы;
- разработка программы повышения психологической культуры педагогов школы;
- обеспечение деятельности педагогических работников научно-методическими материалами и разработками.
Направления работы:
психопросвещение (консультации, выступления и сообщения на педсоветах, семинары, «круглые столы», наглядная информация);
психопрофилактика (групповая и индивидуальная работа с педагогами – тренинги, психологические игры, релаксация);
психоконсультирование (индивидуальные и подгрупповые консультации по запросам педагогов – личностные проблемы, проблемы взаимоотношений и др.).
психодиагностика педагогов.
Длительность программы 1 год
Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования.
Форма реализации программы:
Анкеты, беседы, опросы, тесты.
Диспуты, дискуссии.
Выступления на педагогических советах школы, методических объединениях.
Беседы.
Школьные лектории, тематические конференции.
Круглые столы, семинары, групповые и индивидуальные консультации.
Ожидаемый результат
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
Сроки | Форма проведения | Тема мероприятия | Цели и задачи |
сентябрь | Заседание МО воспитателей, учителей | «Ознакомление с программой психологических занятий с педагогическим коллективом на 2016-2017 учебный год» | оказания психологической, методической помощи. формирование мотивации к профессиональному самосовершенствованию |
Диагностика | «Профессиональное выгорание педагога» | |
октябрь | Консультация | «Ответственность лиц за жестокое обращение с детьми» | |
Психолого-педагогический практикум | «Стратегия работы с детьми» | |
Игра - тренинг | «В сказочном царстве моей души» | |
в теч. года | Тренинг | Аутогенные тренировки | |
ноябрь | Диагностика | «Психоэнергетическая опустошенность» | |
Деловая игра для воспитателей | «Развитие коммуникации» | развитие навыков невербального общения; развитие умения эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя жесты и мимику. |
декабрь | Семинар-практикум | «Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ОВЗ» | |
Тренинг | «Раскрытие индивидуальности и сплочение коллектива» | |
январь | Семинар-практикум | «Педагог и ребенок: барьеры в общении» | акцентировать внимание педагогов на неконструктивных способах педагогического общения с воспитанниками; показать значение индивидуального восприятия и его влияние на коммуникативный процесс; научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками; способствовать улучшению коммуникации между педагогами. |
февраль | Психолого-педагогический практикум | «Педагогическое общение, как форма осуществления педагогического процесса» | |
Игра - путешествие | «Моя вселенная» | |
март | Практический семинар-тренинг | «Агрессия. Пути коррекции» | |
апрель | Семинар-тренинг | «Наполни смыслом каждое мгновенье» | |
май | Релаксационный тренинг | «Бархатное поглаживание» | |