Программа работы с родителями детей с ОВЗ (с ЗПР) Название: «Вместе к развитию: родители и дети с ЗПР» Цель программы:
Создание системы взаимодействия между педагогами и родителями, направленной на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР и формирование позитивного воспитательного микроклимата в семье.
Задачи:
- Повышать педагогическую и психологическую компетентность родителей.
- Формировать у родителей позитивное принятие особенностей ребенка.
- Помогать семье в освоении методов воспитания, адекватных ЗПР.
- Обеспечить сотрудничество специалистов (педагога, психолога, логопеда) с родителями.
- Объединить усилия семьи и школы в развитии ребенка.
- Предоставлять родителям поддержку и возможность обмена опытом.
Целевая группа:
Родители (законные представители) учащихся начальной школы (1–5 классы) с ЗПР.
Форма организации работы:
- Индивидуальные консультации
- Тематические родительские собрания
- Семейные клубы, круглые столы
- Тренинги и мастер-классы
- Анкетирование, опрос
- Информационные буклеты, памятки
- Совместные мероприятия с детьми
Сроки реализации:
В течение учебного года (сентябрь–май)
Основные направления и примерные темы 1. Информационно-просветительская работа
• Родительское собрание «Кто такой ребенок с ЗПР?»
- Об особенностях психоэмоционального развития, поведения и восприятия.
- Срок проведения: Сентябрь
• Лекция-практикум «Как помочь ребенку дома»
- Игры, задания, распорядок дня, развитие речи и мышления в быту.
- Срок проведения: Октябрь
• Информационный буклет «Мой ребенок – не хуже, а другой»
- Распространение материала о правах, ресурсах, методиках.
- Срок проведения: В течение года
• Семинар «Ошибки родителей при воспитании детей с ЗПР»
- Обсуждение типичных затруднений, пути их решения.
- Срок проведения: Ноябрь
2. Консультативно-практическая поддержка
• Индивидуальные консультации
- С родителями по вопросам поведения, учебы, адаптации.
- Срок проведения: По запросу, ежемесячно
• Диагностическая беседа «Какие трудности испытывает мой ребенок?»
- Совместное наблюдение и анализ с родителями.
- Срок проведения: Октябрь, февраль
• Родительская гостиная «Слушаем – понимаем – поддерживаем»
- Эмоциональная поддержка, обмен опытом, тренинг общения.
- Срок проведения: Январь
3. Совместная деятельность
• Праздник «Я и моя семья»
- Игры, выступления, рисунки, совместное творчество.
- Срок проведения: Ноябрь
• Мастер-класс «Развиваем речь вместе»
- Артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, чтение.
- Срок проведения: Февраль
• Выставка «Мои достижения»
- Представление работ и успехов детей, участие родителей.
- Срок проведения: Апрель
• Заключительная встреча «Итоги года – успехи вместе»
- Подведение итогов, обмен мнениями, благодарности.
- Срок проведения: Май
4. Обратная связь
• Анкетирование «Что мне дала программа?»
- Оценка удовлетворенности, пожелания родителей.
- Срок проведения: Май
• Ящик доверия/форма обратной связи
- Анонимные вопросы, предложения, тревоги.
- Срок проведения: Постоянно
• Открытые занятия
- Родители посещают коррекционные и учебные занятия.
- Срок проведения: 1–2 раза в год
Ожидаемые результаты:
- Повышение осознанности родителей в вопросах ЗПР.
- Установление устойчивого сотрудничества «школа – семья».
- Улучшение психоэмоционального состояния родителей.
- Более продуктивная помощь ребенку дома.
- Рост мотивации у детей за счет поддержки семьи.
Ответственные:
- Классный руководитель
- Социальный педагог
- Педагог-психолог
- Учитель-дефектолог / логопед
- Администрация школы (куратор программы)