Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по речевой практике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Тематическое планирование рассчитано на 2 час в неделю, что составляет 68 учебных часа в год, согласно утвержденному учебно-календарному графику на 2023-2024 учебный год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для 3 класса «Речевая практика» для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, автор С.В.Комарова, Москва «Просвещение», 2018г.
Основная цель курса «Речевая практика» в начальных классах – развитие речевой коммуникации учащихся как способности использовать вербальные невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях;
- заложить основы интеллектуального, эмоционального, речевого, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устной и письменной речью. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных и предметных результатов освоения программы по «Речевой практике», а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Задачи курса «Речевая практика»:
- способствовать совершенствованию развития речевого опыта учащихся;
- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний;
- формировать выразительную сторону речи;
- учить строить связные устные высказывания;
- воспитывать культуру речевого общения
- совершенствование грамматически правильной речи, формирование разговорной (диалогической) и контекстной (монологической) форм речи;
- профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
- создание условий у учащихся для развития умений отвечать на вопросы учителя в процессе беседы;
- расширить представления детей о правилах поведения в обществе;
- развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценирования сказки;
- обогащать лексический запас обучающихся словами;
- научить строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план;
- научить составлять рассказы из личного опыта;
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»
Планируемые результаты освоения предмета «Речевая практика».
Предметные результаты.
Достаточный уровень:
- понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи;
- выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
- участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
- правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
- сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников;
- принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций;
- уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;
- слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.
Минимальный уровень:
— выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
— выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
— знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
— участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
— слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
— выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
— участвовать в беседе; — слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.
Личностные результаты, ожидаемые после 3-го года обучения по программе «Речевая практика»:
— уточнение представлений о праздниках личных и государственных, связанных с историей страны;
— расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.)
— собственных и окружающих людей; укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
— овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения);
— овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения).
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
Учебный план образовательного учреждения на 2023-2024 учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание курса
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Электронные учебно-методические материалы |
1. | Снова в школу! | 4 | |
2. | Мы собрались поиграть | 4 | https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_po_rechevoj_praktike_na_temu_mi_sobralis_poi_133240.html |
3. | В библиотеке | 6 | https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-rechevoj-praktike-v-biblioteke-3-klass-4418102.html |
4. | Сказки про Машу | 6 | https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-predmetu-rechevaya-praktika-tema-igraem-v-skazku-skazki-pro-mashu-6666327.html |
5. | Отправляюсь в магазин | 8 | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2020/02/01/uroka-po-predmetu |
6. | Телефонный разговор | 6 | https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-rechevoj-praktike-2-3-klass-variant-8-1-allo-allo-telefonnyj-razgovor-5544172.html |
7. | Я - зритель | 8 | https://uchitelya.com/pedagogika/181827-konspekt-provedennogo-uroka-rechevaya-situaciya-ya-zritel.html |
8. | Какая сегодня погода? | 6 | https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/01/09/urok-rechevoy-praktiki-kakaya-segodnya-pogoda |
9. | «Снегурочка» | 8 | https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-predmetu-rechevaya-praktika-russkaya-narodnaya-skazka-snegurochka-6430549.html |
10. | Весёлый праздник | 4 | https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-po-rechevoi-praktike-veselyi.html https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-rechevoi-praktike-vesiolyi-prazd.html |
11. | Учимся понимать животных | 4 | https://znanio.ru/media/rechevaya-praktika-prezentatsiya-uchimsya-ponimat-zhivotnyh-3-chast-4-klass-8-vid-2849450 https://multiurok.ru/files/urok-po-predmetu-rechevaia-praktika-dlia-obuchaius.html https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/konspekt_uroka_po_predmetu_rechevaya_praktika_na_090400.html |
12. | Узнай меня! | 4 | |
| Итого: | 68 | |
Основное содержание программы.
Общение и его значение в жизни
Речевое общение.
Подведение обучающихся к выводу о необходимости общения, чтобы сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чем-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т. д. Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения. Письменное общение. Использование письменного общения в жизни.
Аудирование
Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи, просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного. Повторение оппозиционных слоговых структур, предложений, различных по количеству слов. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию.
Дикция и выразительность речи
Совершенствование речевого дыхания. Четкое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Громкая, спокойная, тихая, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Различение на рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств.
Повествовательная, вопросительная, восклицательная интонации.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Это я!», «Мои друзья», «Мир природы».
Речевые ситуации: «Это моя школа», «Вместе после уроков», «Я тебе позвоню», «Обмениваемся бытовыми советами», «В гости на день рождения», «Я пешеход», «Я зритель», «Мой дом и моя семья», «На приеме у врача», «Привычки хорошие и не очень», «Вместе нам не скучно», «В зоопарке у зверей», «Погода и мы».
Культура общения
Выражение просьбы. Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией.
Речевое общение с малознакомыми людьми.
Инструмент учителя
№ п/п | Содержательная линия. Тема урока | Сроки | Кол-во часов | Планируемые результаты | Электронно-методические материалы |
минимальный | достаточный |
| I четверть | | 18 | | | |
1 2 3 4 | Снова в школу! | 01.09 05.09 08.09 12.09 | 1 1 1 1 | Знать правила приветствия. Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друг. | Знать правила приветствия. Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друг. Составление рассказов на тему летнего отдыха (рассматривание иллюстрации, анализ плана, составление предложений. | |
5 6 7 8 | Мы собрались поиграть. | 15.09 19.09 22.09 26.09 | 1 1 1 1 | Уметь соблюдать правила во время игры. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; Разучивание считалок. | Уметь соблюдать правила во время игры. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; Разучивание считалок; Подготовка и составление предложений, рассказов по тем к ситуации (коллективное составление рассказа по иллюстрации, игры «Рассказ по кругу», «Дополни предложение», индивидуальные рассказы с опорой на план). | https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_po_rechevoj_praktike_na_temu_mi_sobralis_poi_133240.html |
9 10 11 12 13 14 | В библиотеке. | 29.09 03.10 06.10 10.10 13.10 17.10 | 1 1 1 1 1 1 | Знать правила поведения в библиотеке. Умение выполнять учебные задания, поручения. Экскурсия в библиотеку; | Знать правила поведения в библиотеке. Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; Конструирование возможных диалогов с библиотекарем. Экскурсия в библиотеку; Ролевая игра «В библиотеке» | https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-rechevoj-praktike-v-biblioteke-3-klass-4418102.html |
15 16 17 18 | Сказки про Машу. | 20.10 24.10 27.10 31.10 | 1 1 1 1 | Знать названия сказок со сказочным героем Машей. Слушание аудиозаписей сказки «Маша и медведь» и «Три медведя» с опорой на иллюстрации; Игра «Живые загадки»; инсценирование сказки по выбору обучающихся. | Знать названия сказок со сказочным героем Машей. Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию. Слушание аудиозаписей сказки «Маша и медведь» и «Три медведя» с опорой на иллюстрации; Игра «Живые загадки»; инсценирование сказки по выбору обучающихся. | https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-predmetu-rechevaya-praktika-tema-igraem-v-skazku-skazki-pro-mashu-6666327.html |
| II четверть | | 16 | | | |
19 20 | Сказки про Машу. | 07.11 10.11 | 1 1 | Знать названия сказок со сказочным героем Машей. Слушание аудиозаписей сказки «Маша и медведь» и «Три медведя» с опорой на иллюстрации; Игра «Живые загадки»; инсценирование сказки по выбору обучающихся. | Знать названия сказок со сказочным героем Машей. Слушание аудиозаписей сказки «Маша и медведь» и «Три медведя» с опорой на иллюстрации; Игра «Живые загадки»; инсценирование сказки по выбору обучающихся. Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию. | https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-predmetu-rechevaya-praktika-tema-igraem-v-skazku-skazki-pro-mashu-6666327.html |
21 22 23 24 25 26 27 28 | Отправляюсь в магазин. | 14.11 17.11 21.11 24.11 28.11 01.12 05.12 08.12 | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Знать правила поведения в магазине; уметь вступать в диалог с продавцом. Ролевая игра «В магазине». Экскурсия в магазин. | Знать правила поведения в магазине; уметь вступать в диалог с продавцом. Конструирование возможных диалогов с продавцом: ролевая игра «В магазине». Экскурсия в магазин. | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2020/02/01/uroka-po-predmetu |
29 30 31 32 33 34 | Телефонный разговор. | 12.12 15.12 19.12 22.12 26.12 29.12 | 1 1 1 1 1 1 | Знать правила общения по телефону. Ролевые игры «Телефонный разговор» | Знать правила общения по телефону. Соблюдать правила этикета разговора по телефону. Прослушивание аудиозаписи фрагмента сказки К.Чуковского «Телефон»; Чтение фрагментов сказки по ролям; Ролевые игры «Телефонный разговор» | https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-rechevoj-praktike-2-3-klass-variant-8-1-allo-allo-telefonnyj-razgovor-5544172.html |
| III четверть | | 18 | | | |
35 36 37 38 39 40 41 42 | Я – зритель. | 16.01 19.01 23.01 26.01 30.01 02.02 06.02 09.02 | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Знать правила вежливого зрителя. сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; | Знать правила вежливого зрителя. сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; Моделирование и проигрывание возможных диалогов в кинотеатре. Составление «Правил вежливого зрителя». Ролевая игра «Кинотеатр». | Презентация https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-rechevoi-praktiki-ia-zritel.html https://uchitelya.com/pedagogika/181827-konspekt-provedennogo-uroka-rechevaya-situaciya-ya-zritel.html |
43 44 45 46 47 48 | Какая сегодня погода? | 13.02 16.02 20.02 27.02 01.03 05.03 | 1 1 1 1 1 1 | Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; Ролевая игра «Прогноз погоды». | Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; Конструирование предложений по теме с опорой на условные обозначения. Ролевая игра «Прогноз погоды». | https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/01/09/urok-rechevoy-praktiki-kakaya-segodnya-pogoda |
49 50 51 52 | «Снегурочка» | 12.03 15.03 19.03 22.03 | 1 1 1 1 | Знать содержание сказки «Снегурочка»; уметь отвечать на вопросы учителя; уметь пересказывать сказку. Знакомство со сказкой (прослушивание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации). | Знать содержание сказки «Снегурочка»; уметь отвечать на вопросы учителя; уметь пересказывать сказку. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; Знакомство со сказкой (прослушивание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации). Закрепление содержания сказки (рассказ по кругу, рассказ с эстафетой и др.). Инсценирование сказки. | https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-predmetu-rechevaya-praktika-russkaya-narodnaya-skazka-snegurochka-6430549.html |
| IV четверть | | 16 | | | |
53 54 55 56 | «Снегурочка» | 02.04 05.04 09.04 12.04 | 1 1 1 1 | Знать содержание сказки «Снегурочка»; уметь отвечать на вопросы учителя; уметь пересказывать сказку. Знакомство со сказкой (прослушивание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации). Закрепление содержания сказки (рассказ по кругу, рассказ с эстафетой и др.). Инсценирование сказки. | Знать содержание сказки «Снегурочка»; уметь отвечать на вопросы учителя; уметь пересказывать сказку. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; Знакомство со сказкой (прослушивание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации). Закрепление содержания сказки (рассказ по кругу, рассказ с эстафетой и др.). Инсценирование сказки. | https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-predmetu-rechevaya-praktika-russkaya-narodnaya-skazka-snegurochka-6430549.html |
57 58 59 60 | Весёлый праздник. | 16.04 19.04 23.04 26.04 | 1 1 1 1 | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. Беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций. Ролевая игра «Приём гостей». | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. Беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций. Ролевая игра «Приём гостей», в том числе обсуждение конкурсов и развлечений для детского праздника. Ролевая игра «Приём гостей». Составление рассказа по теме с опорой на сюжетные картинки, план из ключевых слов. | Презентация https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-po-rechevoi-praktike-veselyi.html https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-po-rechevoi-praktike-veselyi.html https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-rechevoi-praktike-vesiolyi-prazd.html |
61 62 63 64 | Учимся понимать животных. | 30.04 03.05 07.05 10.05 | 1 1 1 1 | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. Составление правил ухода за домашними животными. | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. Составление правил ухода за домашними животными. | https://znanio.ru/media/rechevaya-praktika-prezentatsiya-uchimsya-ponimat-zhivotnyh-3-chast-4-klass-8-vid-2849450 https://multiurok.ru/files/urok-po-predmetu-rechevaia-praktika-dlia-obuchaius.html https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/konspekt_uroka_po_predmetu_rechevaya_praktika_na_090400.html |
65 66 67 68 | Узнай меня! | 14.05 17.05 21.05 24.05 | 1 1 1 1 | Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; Составление описания внешности человека (игры «Наш портрет», «Рассказ по кругу» и др.). Составление рассказов-описаний о себе и товарищах. | Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; Составление описания внешности человека (игры «Наш портрет», «Рассказ по кругу» и др.). Составление рассказов-описаний о себе и товарищах. | |
| Итого: | | 68ч | | | |
Учебно - методическое обеспечение.
Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 3 класса / Комарова С.В. - М. :Просвещение, 2018.
1.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.
2.Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.
3.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.
4.Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.:Владос
Дидактические материалы
Раздаточные дидактические материалы по темам;
Демонстрационные материалы:предметные и сюжетные картинки по темам;
Мультфильмы;
Аудиосказки;
Стихи, загадки, чистоговорки по темам;
Настольные игры;
Пазлы.
Информационное обеспечение образовательного процесса
http://www.edu.ru -каталог образовательных интернет – ресурсов
http://www.profile-edu.ru –сайт по профильному обучению
http://www.auditorium.ru - Российское образование - сеть порталов
http://school.edu.ru - российский образовательный портал
http://www/fio.ru -Федерация Интернет-образования
http://som.fsio.ru - Сетевое объединение методистов
http://rus.1september.ru - Сайт газеты «Первое сентября. Русский язык» (методические
материалы)
http://www.km-school.ru - КМ-школа
http://it-n.ru -Сеть творческих учителей
http://www/lib.ru - Электронная библиотека
www.virlib.ru - Виртуальная библиотека
http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования
http://school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.academic.ru - словари и энциклопедии
Проект «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
http://www.ug.ru Сайт Учительской газеты
http://fsu-expert/ru -портал по
Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете
Сайты
www.school-collection.edu.ru
http://zavuch.info/forums.html
http://www.gramma.ru
http://www.openclass.ru
http://www.gramota.ru
Уроки Мудрой Совы - виртуальная школа (здесь можно в игровой форме приобретать знания, умения и навыки для успешного обучения в школе. http://www.logozavr.ru/1549/