СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "речевая практика" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

.

Просмотр содержимого документа
«Программа "речевая практика" 3 класс»

Пояснительная записка

Примерная адаптированная рабочая программа по речевой практике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Тематическое планирование рассчитано на 2 час в неделю, что составляет 68 учебных часа в год, согласно утвержденному учебно-календарному графику на 2023-2024 учебный год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для 3 класса «Речевая практика» для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, автор С.В.Комарова, Москва «Просвещение», 2018г.  

Основная цель курса «Речевая практика» в начальных классах – развитие речевой коммуникации учащихся как способности использовать вербальные невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях;

- заложить основы интеллектуального, эмоционального, речевого, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устной и письменной речью. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных и предметных результатов освоения программы по «Речевой практике», а также успешность изучения других предметов в начальной школе.


Задачи курса «Речевая практика»:

- способствовать совершенствованию развития речевого опыта учащихся;

- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний;

- формировать выразительную сторону речи;

- учить строить связные устные высказывания;

- воспитывать культуру речевого общения

- совершенствование грамматически правильной речи, формирование разговорной (диалогической) и контекстной (монологической) форм речи;

- профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.

- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соот­ветствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

- создание условий у учащихся для развития умений отвечать на вопросы учителя в процессе беседы;

- расширить представления детей о правилах поведения в обществе;

- развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценирования сказки;

- обогащать лексический запас обучающихся словами;

- научить строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план;

- научить составлять рассказы из личного опыта;




Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  • словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);

  • наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

  • практический метод (упражнения, практическая работа);

  • репродуктивный метод (работа по алгоритму);

  • коллективный, индивидуальный;

  • творческий метод;


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»

Планируемые результаты освоения предмета «Речевая практика».

Предметные результаты.

Достаточный уровень:

- понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи;

- выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;

- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;

- участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

- правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;

- сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников;

- принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций;

- уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;

- слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.


Минимальный уровень:

— выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;

— выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;

— знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);

— участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

— слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;

— выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;

— участвовать в беседе; — слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.


Личностные результаты, ожидаемые после 3-го года обучения по программе «Речевая практика»:

— уточнение представлений о праздниках личных и государственных, связанных с историей страны;

— расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.)

— собственных и окружающих людей; укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;

— овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения);

— овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения).


Нормативная база

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

  • Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

  • Основная образовательная программа начального общего образования;

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;

  • Учебный план образовательного учреждения на 2023-2024 учебный год, принятый педагогическим советом.


Содержание курса

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:


Тематическое планирование


п/п

Наименование

разделов и тем.

Кол-во

часов

Электронные учебно-методические

материалы

1.

Снова в школу!

4


2.

Мы собрались поиграть

4

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_po_rechevoj_praktike_na_temu_mi_sobralis_poi_133240.html

3.

В библиотеке

6

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-rechevoj-praktike-v-biblioteke-3-klass-4418102.html


4.

Сказки про Машу

6

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-predmetu-rechevaya-praktika-tema-igraem-v-skazku-skazki-pro-mashu-6666327.html


5.

Отправляюсь в магазин

8

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2020/02/01/uroka-po-predmetu


6.

Телефонный разговор

6

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-rechevoj-praktike-2-3-klass-variant-8-1-allo-allo-telefonnyj-razgovor-5544172.html


7.

Я - зритель

8

https://uchitelya.com/pedagogika/181827-konspekt-provedennogo-uroka-rechevaya-situaciya-ya-zritel.html


8.

Какая сегодня погода?

6

https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/01/09/urok-rechevoy-praktiki-kakaya-segodnya-pogoda


9.

«Снегурочка»

8

https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-predmetu-rechevaya-praktika-russkaya-narodnaya-skazka-snegurochka-6430549.html


10.

Весёлый праздник

4

https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-po-rechevoi-praktike-veselyi.html

https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-rechevoi-praktike-vesiolyi-prazd.html

11.

Учимся понимать животных

4

https://znanio.ru/media/rechevaya-praktika-prezentatsiya-uchimsya-ponimat-zhivotnyh-3-chast-4-klass-8-vid-2849450

https://multiurok.ru/files/urok-po-predmetu-rechevaia-praktika-dlia-obuchaius.html

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/konspekt_uroka_po_predmetu_rechevaya_praktika_na_090400.html

12.

Узнай меня!

4



Итого:

68




Основное содержание программы.


Общение и его значение в жизни

Речевое общение.

Подведение обучающихся к выводу о необходимости общения, чтобы сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чем-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т. д. Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения. Письменное общение. Использование письменного общения в жизни.

Аудирование

Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи, просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного. Повторение оппозиционных слоговых структур, предложений, различных по количеству слов. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию.

Дикция и выразительность речи

Совершенствование речевого дыхания. Четкое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Громкая, спокойная, тихая, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Различение на рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств.

Повествовательная, вопросительная, восклицательная интонации.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

Лексические темы: «Школьная жизнь», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Это я!», «Мои друзья», «Мир природы».

Речевые ситуации: «Это моя школа», «Вместе после уроков», «Я тебе позвоню», «Обмениваемся бытовыми советами», «В гости на день рождения», «Я пешеход», «Я зритель», «Мой дом и моя семья», «На приеме у врача», «Привычки хорошие и не очень», «Вместе нам не скучно», «В зоопарке у зверей», «Погода и мы».

Культура общения

Выражение просьбы. Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией.

Речевое общение с малознакомыми людьми.

Инструмент учителя


п/п

Содержательная линия.

Тема урока

Сроки

Кол-во часов

Планируемые результаты

Электронно-методические материалы

минимальный

достаточный


I четверть


18




1

2

3

4

Снова в школу!

01.09

05.09

08.09

12.09

1

1

1

1

Знать правила приветствия.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друг.


Знать правила приветствия.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друг.

Составление рассказов на тему летнего отдыха (рассматривание иллюстрации, анализ плана, составление предложений.


5

6

7

8

Мы собрались поиграть.

15.09

19.09

22.09

26.09

1

1

1

1

Уметь соблюдать правила во время игры.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

Разучивание считалок.


Уметь соблюдать правила во время игры.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

Разучивание считалок;

Подготовка и составление предложений, рассказов по тем к ситуации (коллективное составление рассказа по иллюстрации, игры «Рассказ по кругу», «Дополни предложение», индивидуальные рассказы с опорой на план).

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_po_rechevoj_praktike_na_temu_mi_sobralis_poi_133240.html


9

10

11

12

13

14

В библиотеке.

29.09

03.10

06.10

10.10

13.10

17.10


1

1

1

1

1

1

Знать правила поведения в библиотеке.

Умение выполнять учебные задания, поручения.

Экскурсия в библиотеку;


Знать правила поведения в библиотеке.

Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

Конструирование возможных диалогов с библиотекарем.

Экскурсия в библиотеку;

Ролевая игра «В библиотеке»

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-rechevoj-praktike-v-biblioteke-3-klass-4418102.html


15

16

17

18

Сказки про Машу.

20.10

24.10

27.10

31.10

1

1

1

1


Знать названия сказок со сказочным героем Машей.

Слушание аудиозаписей сказки «Маша и медведь» и

«Три медведя» с опорой на иллюстрации;

Игра «Живые загадки»; инсценирование сказки по выбору обучающихся.

Знать названия сказок со сказочным героем Машей.

Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

Слушание аудиозаписей сказки «Маша и медведь» и

«Три медведя» с опорой на иллюстрации;

Игра «Живые загадки»; инсценирование сказки по выбору обучающихся.

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-predmetu-rechevaya-praktika-tema-igraem-v-skazku-skazki-pro-mashu-6666327.html



II четверть


16




19

20


Сказки про Машу.

07.11

10.11

1

1

Знать названия сказок со сказочным героем Машей.

Слушание аудиозаписей сказки «Маша и медведь» и

«Три медведя» с опорой на иллюстрации;

Игра «Живые загадки»; инсценирование сказки по выбору обучающихся.

Знать названия сказок со сказочным героем Машей.

Слушание аудиозаписей сказки «Маша и медведь» и «Три медведя» с опорой на иллюстрации;

Игра «Живые загадки»; инсценирование сказки по выбору обучающихся. Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-predmetu-rechevaya-praktika-tema-igraem-v-skazku-skazki-pro-mashu-6666327.html


21

22

23

24

25

26

27

28



Отправляюсь в магазин.

14.11

17.11

21.11

24.11

28.11

01.12

05.12

08.12

1

1

1

1

1

1

1

1

Знать правила поведения в магазине; уметь вступать в диалог с продавцом.

Ролевая игра «В магазине».

Экскурсия в магазин.

Знать правила поведения в магазине; уметь вступать в диалог с продавцом.

Конструирование возможных диалогов с продавцом: ролевая игра «В магазине».

Экскурсия в магазин.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2020/02/01/uroka-po-predmetu


29

30

31

32

33

34


Телефонный разговор.

12.12

15.12

19.12

22.12

26.12

29.12

1

1

1

1

1

1


Знать правила общения по телефону.

Ролевые игры «Телефонный разговор»


Знать правила общения по телефону. Соблюдать правила этикета разговора по телефону.

Прослушивание аудиозаписи фрагмента сказки К.Чуковского «Телефон»;

Чтение фрагментов сказки по ролям;

Ролевые игры «Телефонный разговор»


https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-rechevoj-praktike-2-3-klass-variant-8-1-allo-allo-telefonnyj-razgovor-5544172.html



III четверть


18




35

36

37

38

39

40

41

42

Я – зритель.

16.01

19.01

23.01

26.01

30.01

02.02

06.02

09.02

1

1

1

1

1

1

1

1

Знать правила вежливого зрителя.

сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;


Знать правила вежливого зрителя.

сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

Моделирование и проигрывание возможных диалогов в кинотеатре. Составление «Правил вежливого зрителя». Ролевая игра «Кинотеатр».

Презентация

https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-rechevoi-praktiki-ia-zritel.html



https://uchitelya.com/pedagogika/181827-konspekt-provedennogo-uroka-rechevaya-situaciya-ya-zritel.html


43

44

45

46

47

48


Какая сегодня погода?

13.02

16.02

20.02

27.02

01.03

05.03

1

1

1

1

1

1


Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Ролевая игра «Прогноз погоды».

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Конструирование предложений по теме с опорой на условные обозначения. Ролевая игра «Прогноз погоды».

https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/01/09/urok-rechevoy-praktiki-kakaya-segodnya-pogoda


49

50

51

52

«Снегурочка»

12.03

15.03

19.03

22.03

1

1

1

1

Знать содержание сказки «Снегурочка»; уметь отвечать на вопросы учителя; уметь пересказывать сказку.

Знакомство со сказкой (прослушивание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации).




Знать содержание сказки «Снегурочка»; уметь отвечать на вопросы учителя; уметь пересказывать сказку.

Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

Знакомство со сказкой (прослушивание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации).

Закрепление содержания сказки (рассказ по кругу, рассказ с эстафетой и др.).

Инсценирование сказки.

https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-predmetu-rechevaya-praktika-russkaya-narodnaya-skazka-snegurochka-6430549.html



IV четверть


16




53

54

55

56

«Снегурочка»

02.04

05.04

09.04

12.04

1

1

1

1

Знать содержание сказки «Снегурочка»; уметь отвечать на вопросы учителя; уметь пересказывать сказку.

Знакомство со сказкой (прослушивание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации).

Закрепление содержания сказки (рассказ по кругу, рассказ с эстафетой и др.).

Инсценирование сказки.


Знать содержание сказки «Снегурочка»; уметь отвечать на вопросы учителя; уметь пересказывать сказку.

Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

Знакомство со сказкой (прослушивание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации).

Закрепление содержания сказки (рассказ по кругу, рассказ с эстафетой и др.).

Инсценирование сказки.


https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-predmetu-rechevaya-praktika-russkaya-narodnaya-skazka-snegurochka-6430549.html


57

58

59

60

Весёлый праздник.

16.04

19.04

23.04

26.04

1

1

1

1

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.

Беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций.

Ролевая игра «Приём гостей».

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.

Беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций.

Ролевая игра «Приём гостей», в том числе обсуждение конкурсов и развлечений для детского праздника.

Ролевая игра «Приём гостей».

Составление рассказа по теме с опорой на сюжетные картинки, план из ключевых слов.

Презентация

https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-po-rechevoi-praktike-veselyi.html



https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-po-rechevoi-praktike-veselyi.html


https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-rechevoi-praktike-vesiolyi-prazd.html

61

62

63

64

Учимся понимать животных.

30.04

03.05

07.05

10.05

1

1

1

1

Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Составление правил ухода за домашними животными.

Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Составление правил ухода за домашними животными.

https://znanio.ru/media/rechevaya-praktika-prezentatsiya-uchimsya-ponimat-zhivotnyh-3-chast-4-klass-8-vid-2849450


https://multiurok.ru/files/urok-po-predmetu-rechevaia-praktika-dlia-obuchaius.html


https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/konspekt_uroka_po_predmetu_rechevaya_praktika_na_090400.html

65

66

67

68

Узнай меня!

14.05

17.05

21.05

24.05

1

1

1

1

Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

Составление описания внешности человека (игры «Наш портрет», «Рассказ по кругу» и др.). Составление рассказов-описаний о себе и товарищах.

Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

Составление описания внешности человека (игры «Наш портрет», «Рассказ по кругу» и др.). Составление рассказов-описаний о себе и товарищах.



Итого:


68ч




















Учебно - методическое обеспечение.

Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 3 класса / Комарова С.В. - М. :Просвещение, 2018.

1.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.

2.Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.

3.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.

4.Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.:Владос

Дидактические материалы

Раздаточные дидактические материалы по темам;

Демонстрационные материалы:предметные и сюжетные картинки по темам;

Мультфильмы;

Аудиосказки;

Стихи, загадки, чистоговорки по темам;

Настольные игры;

Пазлы.



Информационное обеспечение образовательного процесса

http://www.edu.ru -каталог образовательных интернет – ресурсов

http://www.profile-edu.ru –сайт по профильному обучению

http://www.auditorium.ru - Российское образование - сеть порталов

http://school.edu.ru - российский образовательный портал

http://www/fio.ru -Федерация Интернет-образования

http://som.fsio.ru - Сетевое объединение методистов

http://rus.1september.ru - Сайт газеты «Первое сентября. Русский язык» (методические

материалы)

http://www.km-school.ru - КМ-школа

http://it-n.ru -Сеть творческих учителей

http://www/lib.ru - Электронная библиотека

www.virlib.ru - Виртуальная библиотека

http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования

http://school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.academic.ru - словари и энциклопедии

Проект «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»

http://www.ug.ru Сайт Учительской газеты

http://fsu-expert/ru -портал по

Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете

  1. Сайты

  • www.school-collection.edu.ru

  • http://zavuch.info/forums.html

  • http://www.gramma.ru

  • http://www.openclass.ru

  • http://www.gramota.ru

  • Уроки Мудрой Совы - виртуальная школа (здесь можно в игровой форме приобретать знания, умения и навыки для успешного обучения в школе. http://www.logozavr.ru/1549/