Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 116 (МБДОУ «Детский сад № 116»)
Принято на педагогическом совете Учреждения
№ ___ от «__» ______ 2017г.
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом №___от «__»_____2017
_______________М.Ф. Соколова
Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) педагога дополнительного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №116» (МБДОУ «Детский сад «116»)
Возраст детей на которых рассчитана программа: 5-6 лет
Срок реализации программы – 1 год
Автор программы: Розова А.А.
Нижний Новгород
2017г.
Структура программы
Пояснительная записка…………………………...……………………………3
Учебно-тематический план……………………………………………………7
Содержание изучаемого курса………………………………………………...8
Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы……………………………………………………………………..12
Список использованной программы………………………………………...13
Пояснительная записка.
Рабочая программа по оюпазовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) направлена на эстетическое освоение мира посредством искусства. Программа обеспечивает расширение возможностей по реализации основной общеразвивающей программы МБДОУ
Дополнительная общеразвивающая программа «Изобразительное творчество» основывается на Программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. с применением современных методик по обучению рисованию: Е.А. Аллаярова «Симфония красок», В.А. Баймашова В.А. «Как наЗакреплять умение рисовать», Д.Н. Колдина «Рисование с детьми»
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства. Образы детского изобразительного творчества рассматриваются, как художественные, если в них в них находят отражение жизненные обобщения. Художественные образы аккумулируют достижения детей в познавательной, эстетической, эмоциональной и социальной сферах. Основу художественного образа составляют «три кита» - эмоциональность, интерес, активность (Е.А. Флерина).
Согласно данным психолого-педагогических исследований, дошкольники открыты для восприятия и присвоения правил отношений с окружающим миром (Б.Т. Лихачев), главное из которых можно определить как «родственное внимание к миру», «не отделения себя от внешней среды», «слитость с нею» (А.А. Мелик-Пашев). Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения;
Специфика формирования эстетического отношения определяется в первую очередь способами восприятия мира ребёнком (А.В. Бакушинский) и обуславливается особенностями его внутреннего мира – такими, как повышенная эмоциональная отзывчивость, синкретичность мировосприятия, острота видения (О.Л. Некрасова-Каратаева); глубина художественных впечатлений. Обусловленная их первичностью и новизной (К.Д. Ушинский); искренность правдивость, содержательность, яркость, красочность воспринимаемых образов; стремление к экспериментированию при эстетическом освоении мира (Е.А. Флерина). Эстетическому чувству детей присущи особая зоркость и впечатлительность, отсутствие «иерархии» главного и второстепенного, стремление оживить и «очеловечить» (наделить душой) все окружающее.
Актуальность
Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.
Сегодня вопрос о детском художественном творчестве решается в смысле необычайной педагогической ценности. «Детское творчество научает ребенка овладевать своими переживаниями, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению» (Л.С. Выготский), следовательно, оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания. Овладение техникой понимается при этом как средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте (рисунке, коллаже, пластике, конструкции).
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.
Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основные задачи:
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
2. Создание условий для свободного экспериментирования художественными материалами и инструментами.
3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
4. Обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта: «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии; интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.
5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
7.Формирование эстетической картины мира.
Ожидаемые результаты:
К концу освоение программы:
У детей развиты художественно творческие способности:
- усовершенствованна техника рисования гуашевыми и акварельными красами (ребенок свободно экспериментирует, смешивает разные краски для получения задуманных цветов и оттенков);
- сформирован навык самостоятельного выбора художественных инструментов и материалов, в соответствии с характером и спецификой задуманного образа (для пейзажных рисунков – акварель, восковые мелки, для декоративного орнамента – гуашь, для предварительных набросков – простой карандаш)
- сформирован навык использования нетрадиционных художественных техник.
2. У детей сформированы знания о средствах художественно-образной выразительности.
3. У детей сформированы навыки свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
4. Сформировано эстетическое восприятие картины мира.
Способ определения результативности программы – педагогическое наблюдение с заполнением полученных данных в диагностические карты.
Форма подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы – организация выставки детских работ для родителей воспитанников.
Учебно – тематический план.
Для детей 5-6 лет
№ п/п | Содержание | Количество часов |
2 | Рисование с натуры | 7 |
3 | Рисование по замыслу | 30 |
4 | Рисование по представлению | 10 |
5 | Рисование декоративное | 13 |
6 | Художественное экспериментирование | 12 |
Содержание изучаемого курса 5-6 лет
№ п/п | Название | Содержание |
сентябрь |
1 | ВЕСЕЛОЕ ЛЕТО | [5] 20 | Рисование простых сюжетов с передачей движений, взаимодействий и отношений между персонажами |
2 | ЖУКИ СТЬРЕКОЗЫ ГУСЕНИЦЫ | [2] 20 | Закреплять умение передавать в рисунке форму, цвет, движение. Закреплять навыки рисования, используя отпечатки подушечек пальцев, ребра ладони, мизинчика. Развивать чувство формы, цвета, ритма. Воспитывать интерес и бережное отношение ко всему живому, развивать наблюдательность. |
3 | ЛЕТО КРАСНОЕ ПРОШЛО | [5] 26 | Закреплять умение детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о лете. Познакомить с новым способом создания абстрактной композиции – свободное, безотрывное движение карандаша или фломастера по бумаге (упражнение «линия на прогулке). Совершенствовать технику рисования акварельными красками. |
4 | ВЕСЕЛЫЕ КАЧЕЛИ | [4] 32 | Отражение в рисунке своих впечатлений о любимых забавах и впечатлениях. Самостоятельный поиск изобразително-выразительных средств. |
октябрь |
1 | ДЕРЕВЬЯ В НАШЕМ ПАРКЕ | [5] 32 | Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны. |
2 | КОШКИ НА ОКОШКЕ | [5] 38 | Создание композиций из окошек с симметричными силуэтами кошек и декоративными занавесками разной формы. |
3 | ЗАГАДКИ С ГРЯДКИ | [5] 44 | Рисование овощей по их описанию в загадках и шуточных стихотворениях. |
4 | ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ | [5] 50 | Закреплять умение детей рисовать листья разных пород деревьев, узнавать и называть их. Закреплять умение раскрашивать осенние листья акварельными красками, используя способ вливания одного цвета в другой. Знакомить с музыкой П.И. Чайковского из альбома «Времена года», стихами А.С. Пушкина. С.А. Есенина. Закреплять умение замечать выразительность произведений искусства. |
ноябрь |
1 | ЗОЛТЫЕ БЕРЕЗЫ | [5] 68 | Рисование осенних березок по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник. |
2 | ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА И ЗОЛОТОЙ ЛЕС | [5] 66 | Знакомство детей с «золотой хохломой», рисование узоров и растительных элементов (травка кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи. |
3 | ЛИСОНЬКА-КУМУШКА | [5] 74 | Создание парных иллюстраций к разным сказкам: создание контрастных по характеру образов одного и того же героя; поиск средств выразительности. |
4 | ЛИСОНЬКА ГОЛУБУШКА | [5] 74 | 2 занятие |
декабрь |
1 | СНЕГОВИКИ В ШАПОЧКАХ И ШАРФИКАХ | [5] 90 | Создание выразительных образов снеговика из кругов разной величины, декоративное оформление. |
2 | БЕЛАЯ БЕРЕЗА ПОД МОИМ ОКНОМ | [5] 92 | Изображение зимней (серебряной) березки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник. |
3 | ВОЛШЕБНЫЕ СНЕЖИНКИ | [5] 94 | Построение кругового узора из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или по концентрическим кругам. Развивать воображение. Координировать движение рук и глаз |
4 | ЕЛОВЫЕ ВЕТОЧКИ (зимний венок) | [5] 100 | Закреплять умение рисовать еловые ветки с натуры, передавая особенности ее строения окраски и размещения в пространстве. Показать способы обследования натуры. Пояснить необходимость соблюдения общих условий при выполнении коллективной работы. Развивать координацию в системе «глаз-рука»; |
январь |
1 | НАЧИНАЕТСЯ ЯНВАРЬ, ОТКРЫВАЕМ КАЛЕНДАРЬ… | [5] 106 | Составление гармоничных цветовых композиций, передающих впечатления о разных временах года |
2 | «ВЕСЕЛО КАЧУСЬ Я ПОД ГОРУ В СУГРОБ…» | [5] 116 | Развитие композиционных умений (рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений) |
3 | ГЖЕЛЬСКИЙ СЕРВИЗ | [1] 34 | Познакомить детей с новым видом декоративной росписи «Гжель». Показать особенности гжельского мазка. Развивать чувство цвета, формы, композиции. |
4 | ВЕСЕЛЫЙ КЛОУН | [5] 120 | Рисование выразительной фигуры человека в контрастном костюме – в движении и с передачей мимики (улыбка, смех). |
февраль |
1 | ЧЕРЕПАХИ И ЗМЕИ В ПУСТЫНЕ | [3] 76 | Вызвать интерес к изображению обитателей пустыни. Формировать умение определять и разрабатывать замысел (выбирать исходную форму и адекватный способ создания образа. Показать зависимость технического способа от формы животного и ракурса (вид сбоку, вид сверху). Изображение панциря черепахи в форме круга или полукруга. Инициировать поиск изобразительно выразительных средств для передачи движения черепахи и змеи. |
2 | КОРАБЛИ ПУСТЫНИ | [3] 78 | Закреплять умение детей отражать в рисунке представление о пустыне и ее обитателях. Вызвать интерес к рисованию каравана верблюдов на полосе бумаги. Уточнить представление о внешнем виде и способах его изображения. Развивать чувство цвета и композиции. |
3 | ПЕСТРЫЕ ПОПУГАИ | [3] 86 | Вызвать интерес к созданию коллективного панно из силуэтов разноцветных попугаев. Показать технику рисования восковыми мелками. Закреплять умение передавать графическими средствами строение птицы, движение и эмоциональное состояние(попугай с раскрытым клювом, приподнятыми крыльями, сидящий, летящий). Развивать чувство цвета и композиции. |
4 | ПАПИН ПОРТРЕТ | [5] 136 | Рисование мужского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди). |
март |
1 | МИЛОЙ МАМОЧКИ ПОРТРЕТ | [5] 142 | Рисование женского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (мамы, бабушки, сестры) |
2 | СОЛНЕЧНЫЙ ЦВЕТ | [5] 154 | Экспериментальное освоение цвета; расширение цветовой палитры «солнечных2 оттенков (жёлтый, золотой, янтарный, рыжий, огненный) |
3 | СОЛНЫШКО НАРЯДИСЬ | [5] 152 | Рисование солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам). |
4 | НЕЖНЫЕ ПОДСНЕЖНИКИ | [5] 170 | Воплощение в художественной форме своего представления о первоцветах (подснежниках, пролесках); поиск средств выразительности. |
апрель |
1 | ЗАРЯ АЛАЯ РАЗЛИВАЕТСЯ | [4] 176 | Рисование восхода солнца (заря алая) акварельными красками. Совершенствование техники рисования «по мокрому». |
2 | ДЕНЬ И НОЧЬ (контраст и нюанс) | [4] 178 | Ознакомление с явлением контраста в искусстве, пояснение специфики и освоение средств художественно-образной выразительности. |
3 | РОСПИСЬ ПАСХАЛЬНЫХ ЯИЦ | [4] 168 | Познакомить детей с историей праздника Пасхи, его особенностями и историей. Показать способы росписи пасхальных яиц (делать цветной набросок на бумажной форме) затем расписывать плоскую форму. Развивать чувство ритма и цвета в рисовании узоров, самостоятельность в выборе цвета. Воспитывать уважение к русской культуре, ее истокам. |
4 | МОРСКОЕ ДНО | [3] 104 | Продолжать знакомить детей с особенностями подводного мира и его обитателей. Познакомить детей с отрывком из оперы Н. Римского-Корсакого «Сладко», предложить детям изобразить морское дно на основе полученных впечатлений от прослушанной музыки. |
май |
1 | ЗЕЛЕНЫЙ МАЙ (краски весны) | [5] 196 | Экспериментальное освоение цвета; развитие творческого воображения, чувства цвета и композиции; расширение весенней палитры. |
2 | РАДУГА – ДУГА | [3] 190 | Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно – выразительными средствами |
3 | СИРЕНЬ ЦВЕТЕТ | [2] 8 | Продолжать Закреплять умение воспроизводить рисунок с натуры и на основе наблюдений в природе. Закреплять умение смешивать краски, получая новый цвет – сиреневый. Совершенствовать технические приемы рисования кистью: плашмя, концом, тычком. |
4 | ЖУКИ, СТРЕКОЗЫ, ГУСЕНИЦЫ | [2] 20 | Закреплять умение передавать в рисунке форму, цвет, движение. Закреплять навыки рисования. Используя отпечатки подушечек пальцев, ребра ладони, мизинчика. Развивать чувство формы, цвета, ритма. Воспитывать интерес и бережное отношение ко всему живому, развивать наблюдательность. |
4. Методическое обеспечение Рабочей программы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МАТЕРИАЛ, РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯЬТИЙ
Бумага для рисования
Краски акварельные 12 цветов
Краски гуашевые 12 цветов
Кисти «белка» № 3,4,5
Кисти «щетина» № 3,4
Палитры для смешивания красок
Восковые мелки
Уголь
Пастель
Цветные карандаши
Фломастеры
Простые карандаши
Ластики
Баночки для воды
х/б тряпочки для вытирания кистей
Подставки под кисточки
5. Список литературы.
Аллаярова И.Е. Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. – М.: «Издательство ГНОМ иД», 2007. – 80 с. [1]
Баймашова В.А. Как наЗакреплять умение рисовать.Цветы, ягоды, насекомые. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 24 с. [2]
Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗО студии. – М.: «КАРАПУЗ», 2008. – 192 с., 16 л. вкл. [3]
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. – 208с.,16 л.вкл., переиздание дораб. и доп. [4]
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ», 2009. – 208с., переиздание дораб. и доп. [5]
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. – М.: ТЦ Сфера, 2004.-128с. [6]
13