СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Русская роспись"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Русская роспись" рассчитана на 136 часов. По 2 часа, 2 раза в неделю. Программа является авторской. Список литературы прилагается.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Русская роспись"»



Структура дополнительной общеобразовательной

(общеразвивающей) программы

«Русская роспись»



  1. Пояснительная записка…………………………………………...…3

  2. Учебно-тематический план………………………………….…….. 10

  3. Содержание программы…………………………………………….12

  4. Методическое обеспечение …………………………………….…..16

  5. Список литературы ……………………………………………..…...20







































1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Русская роспись» расчитана на детей, желающих заниматься художественной росписью по дереву, и ориентирована на развитие изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, формирование духовной культуры. Обучающиеся знакомятся с техникой рисования, создания композиции, изучают правила сочетания цветов, выполняют работы с использованием различных красящих веществ: гуаши, акриловых красок. В процессе выполнения практических заданий осваивают навыки безопасной работы с различными инструментами и материалами. Занятия способствуют развитию у детей восприятия цветовой гармонии, эстетических чувств, творческих способностей, мотивации на поиск и создание собственной декоративной композиции. Произведения декоративно-прикладного искусства передают детям представление народа о красоте, добре, раскрывают перед учащимися разнообразные выразительные возможности сюжетной декоративной композиции. Освоение традиций народного искусства в его главных видах дает возможность приобщиться к многонациональной культуре прошлого и настоящего.

Роспись – это «почерк» народа, его живой образный язык. Сохраняя традиционные предпочтения, роспись всегда отражает время и даже подвержена моде. Для реализации данной программы необходимы бумага формата А4,А3, деревянные заготовки, кисти, акриловые и гуашевые краски. В программе раскрывается значение русского народного искусства как мощного средства эстетического и трудового воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест. За время обучения дети знакомятся с росписями - городецкой, пермогорской, мезенской, хохломской, авторской.

Дополнительная общеобразовательная программа «Русская роспись» имеет художественную направленность и разработана на основе программно-методических материалов в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Актуальность данной программы заключается в том, что развитие художественных способностей детей происходит в творческой деятельности, основываясь на традициях народного искусства; она открывает пути познания народного творчества, приобщает к духовным традициям России. Происходит обучение «искусству через искусство», что способствует гармоничному развитию личности в целом.

Ремесло художественной росписи, как любой вид художественной деятельности, подчиняется общим законам декоративно-прикладного искусства, но также имеет и свои специфические свойства, требующие специального изучения.

Программа позволяет освоить все виды кистевой и графической росписи, что представляет больше возможностей для творческой самореализации обучающихся.

Основные отличия дополнительной общеобразовательной программы «Русская роспись» от аналогичных или смежных по профилю деятельности программ заключаются в следующем:

- программа представляет собой комплекс занятий, включающих в себя

изучение истории промысла, техники росписи и основных композиционных

приемов;

- изучению подлежат не только технологии промыслов, но и быт наших

предков, взаимосвязь истории и народного творчества;

- реализуются технологии проблемного обучения, дифференцированного обучения, индивидуально-личностный подход.

Педагогическая целесообразность. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при изготовлении сувениров, поделок, подарков, участвовать в выставках, конкурсах. При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик как любознательность, способность к организации собственной деятельности, доброжелательность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития.

Роспись по дереву является связующим звеном между

изобразительным искусством, историей, литературой, музыкой и художественным трудом. Эта система межпредметных связей значима для формирования у обучающихся интереса к народному искусству, к культуре быта, традициям, к современному декоративно-прикладному искусству, повышения творческой активности в изготовлении декоративных изделий.

Цель программыразвитие личности ребенка по средствам приобщения к народной росписи и ее традициям.

Задачи программы.

Обучающие задачи:

-познакомить детей с историей возникновения русской народной росписи;

- научить самостоятельно, выполнять эскизы различных композиций;

-ознакомить с основными техниками и приемами городецкой, пермогорской, мезенской, хохломской, авторской росписи.

Развивающие задачи:

- развивать творческие способности каждого обучающегося;

- развивать интерес ребенка к творчеству через ознакомление с новыми

приемами и методами изобразительного искусства, с творчеством народных художников и детским творчеством, совмещая на занятиях разные виды творчества.

Воспитательные задачи:

-воспитывать аккуратность и настойчивость в работе;

-привить любовь к труду;

- воспитывать умение видеть черты национального своеобразия в

произведениях искусства.

Принципы составления программы:

- принцип целостности (достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса);

- принцип доступности – программы разработана таким образом, чтобы обучающиеся не испытывали интеллектуальных, моральных и физических нагрузок;

- принцип последовательности – предполагает логическое построение материала, где каждое последующее занятие является логическим продолжением предыдущего;

- принцип наглядности – использование на занятиях разнообразного наглядного материала;

- принцип природосообразности (педагогический процесс строится согласно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся);

- принцип ориентации на достижение успеха (создание условий для поддержания у детей веры в собственные силы и возможность достижения успеха).

Организация работы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Участниками учебного процесса являются дети в возрасте от 7 до 15 лет. В объединение принимаются все желающие, набор детей осуществляется без ограничений в плане мастерства и таланта. Набор производится с 1 по15 сентября. Начало учебных занятий  в группах не позднее 15 сентября, окончание – 31 мая. Продолжительность учебного часа – 40 минут, количественный состав групп – 10-12 человек. Учебные занятия проводятся 2 раза в неделю по два часа, 138 учебных часов.

В изучении данного курса применяются следующие типы занятий:

1. Вводные:

- первичное ознакомление с материалом;

- образование понятий;

- техника безопасности при работе.

2. Теоретические:

- установление законов и правил;

- усвоение новых знаний;

- повторение, закрепление изучаемого материала.

3. Практические:

- применение полученных знаний на практике;

- самостоятельная поисковая деятельность;

- повторение и закрепление практических навыков.

4. Комбинированные занятия, решающие различные дидактические задачи.

5. Занятия в форме игры-путешествия, праздника, ярмарки, викторины.

На учебных занятиях используются различные методы обучения: объяснительно-иллюстративные, словесные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, творческие, игровые. Основное время на учебных занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. На практических занятиях обучающиеся последовательно осваивают отдельные приемы и навыки декоративной росписи с учетом современной технологии.

Ожидаемые результаты.

К концу обучения учащиеся должны знать:

- названия основных художественных росписей;

- изобразительные основы декоративных элементов;

должны уметь:

- моделировать узоры декоративных росписей;

- расписывать готовые изделия на основе приёмов Городецкой, Пермогорской, Мезенской, Хохломской росписи;

- отличать по основным признакам различные виды художественной росписи;

- самостоятельно подбирать и подготавливать объект для росписи (знать особенности структуры дерева, отличать пороки дерева, уметь тонировать деревянную поверхность и иметь представлении о грунтовке и окончательной обработке деревянной поверхности);

- творчески использовать полученные знания;

- участвовать в смотрах и конкурсах;

- уметь использовать полученные знания.

Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов.

Подведение итогов работы является необходимым методом в работе детского творческого объединения. Наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий. Их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.

На учебных занятиях целесообразно применять вводный, промежуточный и итоговый контроль. Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении практических упражнений и творческих заданий. В течение года ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого ребенка. Подведение итогов по тематическим разделам проводится в форме творческой работы по определенному заданию (по модели или в стиле), авторской творческой работе по самостоятельно изготовленному эскизу. Важным показателем успешности освоения программы являются: развитие интереса детей к народному искусству, их участие в мероприятиях, конкурсах, выставках, что является одним из показателей успешной реализации программы.

Область применения программы. Программа может быть реализована в учреждениях дополнительного образования, в детских объединениях декоративно-прикладного творчества, организованных с учетом уровня подготовки и специализации педагога и потребностей образовательного учреждения.








2. Учебно-тематический план

ДОП «Русская роспись»



Название разделов и тем

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

1

1

2

2

Цветоведение

5

5

10

2.1 Основные цвета.

1

1

2

2.2 Дополнительные цвета.

1

1

2

2.3 Теплые цвета.

1

1

2

2.4 Холодные цвета.

1

1

2

2.5 Контрастные цвета.

1

1

2

3

Композиция

4

4

8

3.1 Законы композиции.

1

1

2

3.2 Основы орнамента.

1

1

2

3.3 Основные схемы композиции.

1

1

2

3.4 Особенности композиции.

1

1

2

4

Техники и виды росписи.

1

1

2

5

Основные элементы народной росписи.

2

2

4

6

Городецкая роспись.

1

21

22

6.1 История росписи. Основные элементы.

1

1

2

6.2 Элементы росписи. (птицы, кони, люди)

-

6

6

6.3 Эскиз деревянного изделия.

-

4

4

6.4 Роспись деревянного изделия.

-

10

10

7

Пермогорская роспись.

1

21

22

7.1 История росписи. Основные элементы.

1

1

2

7.2 Элементы росписи, орнамент.

-

6

6

7.3 Эскиз деревянного изделия.

-

4

4

7.4 Роспись деревянного изделия.

-

10

10

8

Мезенская роспись.

1

23

24


8.1 История росписи. Основные элементы.

1

1

2

8.2 Эскиз деревянного изделия.

-

8

8

8.3 Роспись деревянного изделия.

-

14

14

9

Хохломская роспись.

1

23

24


9.1 История росписи. Основные элементы.

1

3

4

9.2 Эскиз. Верховое письмо.

-

2

2

9.3 Эскиз. Фоновое письмо.

-

4

4

9.4 Роспись деревянного изделия.

-

14

14

10

Авторская роспись.

1

17

18


10.1 История росписи. Выбор сюжета. Наброски.

1

1

2

10.2 Эскиз деревянного изделия.

-

4

4

10.3 Роспись деревянного изделия.

-

12

12

11

Итоговое занятие.

2

-

2

Всего:

20

118

138




















3. Содержание программы





1. Вводное занятие (2 часа).

Теория (1час). Знакомство с планом работы детского творческого объединения. Инструктаж по технике безопасности.

Практика (1час). Рисование осеннего листа.


2. Цветоведение (10 часов).

2.1 Основные цвета.

Теория (1 час). Понятие о цветоведение. Основные цвета.

Практика (1час). Зарисовки пейзажа основными цветами.

2.2 Дополнительные цвета.

Теория (1 час). Понятие о дополнительных цветах.

Практика (1 час). Цветовой спектр.

2.3 Теплые цвета.

Теория (1 час). Понятие о теплых цветах.

Практика (1 час).Пейзаж знойной пустыни.

2.4 Холодные цвета.

Теория (1 час). Понятие о холодных цветах.

Практика (1 час).Морской пейзаж.

2.5 Контрастные цвета.

Теория (1 час). Понятие о контрастных цветах.

Практика (1 час). Зарисовки простых узоров.


3. Композиция (8 часов).

3.1 Законы композиции.

Теория (1 час). Понятие о композиции.

Практика (1 час). Составление композиции из предложенных фигур.

3.2 Основы орнамента.

Теория (1 час). Понятие об орнаменте, виды орнамента.

Практика (1 час). Составление орнамента из предложенных фигур.

3.3 Основные схемы композиции.

Теория (1 час).Основные схемы композиции.

Практика (1 час). Составление натюрторта.

3.4 Особенности композиции.

Теория (1 час). Особенности композиции .

Практика (4 часа). Композиция портрета, сюжетная композиция.


4. Техники и виды росписи. (2 часа).

Теория (1час). Русские народные росписи и ремесла.

Практика (1 час). Зарисовка элементов.


5. Основные элементы народной росписи. (4 часа).

Теория (2часа). Беседа о народной росписи. Подготовка к работе. Технология работы с деревянной поверхностью.

Практика (2 часа).Отработка техники письма.


  1. Городецкая роспись. (22 часа).

6.1 История росписи. Основные элементы.

Теория (1 час). История росписи.

Практика (1 час). Элементы росписи (цветы, листья).

    1. Элементы росписи. (птицы, кони, люди)

Практика (6 часов). Элементы росписи (птицы, кони, люди). Отработка техники письма.

6.3 Эскиз деревянного изделия.

Практика (4 часа). Выбор сюжета. Выполнение эскиза.

    1. Роспись деревянного изделия.

Практика (10 часов). Роспись деревянного изделия по эскизу.



  1. Пермогорская роспись. (22 часа).

7.1 История росписи. Основные элементы.

Теория (1час). История возникновения росписи.

Практика (1 час). Основные элементы.

7.2 Элементы росписи, орнамент.

Практика (6 часов). Элементы росписи, орнамент. Отработка техники письма.

7.3 Эскиз деревянного изделия.

Практика (4 часа). Выбор сюжета. Выполнение эскиза.

7.4 Роспись деревянного изделия.

Практика (10 часов). Роспись деревянного изделия по эскизу.



  1. Мезенская роспись. (24 часа).

8.1 История росписи. Основные элементы.

Теория (1час). История возникновения росписи.

Практика (1 час). Основные элементы.

8.2 Эскиз деревянного изделия.

Практика (8 часов). Выбор сюжета. Выполнение эскиза.

8.3 Роспись деревянного изделия.

Практика (14 часов). Роспись деревянного изделия по эскизу.

9. Хохломская роспись. (24 часа).

9.1 История росписи. Основные элементы.

Теория (1час). История возникновения росписи.

Практика (3 часа). Основные элементы.

9.2 Эскиз. Верховое письмо.

Практика (2 часа).Отработка техники письма.

9.3 Эскиз. Фоновое письмо.

Практика (4 часа).Отработка техники письма.

9.4 Роспись деревянного изделия.

Практика (14 часов). Роспись деревянного изделия по эскизу.

10. Авторская роспись. (18 часов).

10.1 История росписи. Выбор сюжета. Наброски.

Теория (1час). Знакомство с видами авторской росписи.

Практика (1 час). Выполнение эскиза. Наброски, зарисовки.

10.2 Эскиз деревянного изделия.

Практика (4 часа). Выполнение эскиза.

10.3 Роспись деревянного изделия.

Практика (12 часов). Роспись деревянного изделия по эскизам(на выбор).

11. Итоговое занятие (2часа).

Теория (2часа). Подведение итогов, анализ работ.







4. Методическое обеспечение

Учебные занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Русская роспись» строится по принципу «Занимательного общения». При этом значимым являются: готовность детей включаться в диалог с педагогом и сверстниками, желание и способность проявлять свои познания в области росписи. В ходе работы на учебных занятиях создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми (единомышленниками) и педагогом. У всех единая цель, что способствуем наиболее эффективному образовательному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка.

В программе используются следующие методы обучения:

- словесный – рассказ, беседа, обсуждения, анализ, сравнения;

- наглядный - показ иллюстраций, демонстрация работ, что усиливает и дополняет словесные методы обучения;

- создание ситуации успеха – посредством поощрения на учебных занятиях создается атмосфера для роста способностей обучающихся, их эстетического развития;

- стимулирование – оценка качества работы детей, разные критерии оценки в зависимости от возраста воспитанника и этапа обучения, аккуратности и правильности выполнения изделия и сложности сюжета;

- мотивация, ее особенность заключается в том, что ребенок не столько находит удовольствие в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе.

Основной формой обучения по программе является учебное занятие, которое может быть следующих типов: занятие-упражнение, занятие-импровизация, интегрированное занятие, бинарное занятие (народные промыслы и народная музыка, народные промыслы и художественный труд, народные промыслы и история, народные промыслы и художественная литература, народные промыслы и устное народное творчество), занятие-путешествие, занятие-экскурсия.

Учебное занятие имеет следующие этапы:

- организация рабочего места;

- постановка темы занятия;

- изучение нового материала или повторение пройденного раннее;

- объяснение практического задания, распределение заданий;

- самостоятельная работа обучающихся;

- закрепление пройденного материала;

- подведение итогов работы.

Для получения прочных и глубоких знаний по программе разработаны и оформлены наглядные пособия, различный иллюстрированный материал, который объединяет в себе фотографии, иллюстрации, таблицы, схемы, открытки, лучшие работы воспитанников, видеоматериалы.

Каждое произведение русской росписи рассматривается и оценивается воспитанниками. Так, уже в самом начале освоения содержания курса обучающиеся смогут показать свои способности и возможности видеть, понимать, анализировать, говорить об искусстве.

Подобная организация позволяет педагогу постоянно получать обратную связь, диагностировать уровень восприятия художественного материала и, что особенно важно, поддерживать и направлять его.

Начиная с первого дня обучения, на каждом теоретическом занятии знания даются воспитанникам постепенно, небольшими порциями. От занятия к занятию происходит постепенное их углубление и наполнение конкретным смыслом. Суть данной методики заключается в том, что занятия с детьми строятся по принципу последовательного усвоения знаний, «разбитых» на определенные темы.

Для правильной выработки навыков работы в программе используются следующие виды деятельности: рисование с образца, декоративное (стилизованное) рисование, беседы по истории искусства, художественное конструирование и моделирование, самостоятельная работа.

Чтобы определить эффективность обучения по данной программе проводятся различные конкурсы и выставки в рамках детского творческого объединения, где дети, родители, педагог видят результат детского творчества, что создает хороший психологический климат в коллективе. Кроме этого работы воспитанников принимают участие в выставках и конкурсах разного уровня.



Материально-техническое оснащение.

Для занятий по дополнительной общеобразовательной программе «Русская роспись» необходимы следующие материалы и инструменты:

- альбом для рисования или плотные листы бумаги, для выполнения зарисовок и эскизов;

- краски гуашевые 12 цветов (в наборе необходимо присутствие красок красного, белого, черного, зеленого, синего цвета);

- краски акварельные, акриловые;

- кисти колонковые №1, 2, 4, 6 (их можно заменить беличьими);

- банка для воды;

- ластик;

- карандаши Т, ТМ, М;

- мягкая салфетка для снятия лишней краски с кисти;

- деревянные изделия для росписи (разделочные доски, яйца, шкатулки и т.д.);

- наждачная бумага № 0, 1;

- лак яхтный для покрытия готового изделия.


























5. Список литературы



1. Величко Н.К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: энциклопедия. – М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2010.

2. Горяева Н.А. ИЗО. Декоративно-прикладное искусство Методика преподавания в 5 классе. Под руководством Неменского Б.М. - М.: Просвещение, 2007 г.

3. Горяева Н.А. ИЗО. Декоративно-прикладное искусство. Рабочая тетрадь для 5 класса. Под руководством Неменского Б.М. -М.Просвещение, 2008г.

4. Горяева Н.А. ИЗО. Декоративно-прикладное искусство. Учебник для 5 класса. Под руководством Неменского Б.М. -М.:Просвещение, 2009г.

5. Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. - М.: Мозаика-Синтез.2007г.

6. Дрожжин Г.А. Сохранить традиции народного искусства. Ассоциация «Народные художественные промыслы России», Родина. 2002г.

7. Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994г.

8. Изобразительное искусство 1-9 классы: учебное издание. – М.: АГАР, 1996.

9.Неменский Б.М. Программы Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс. М. -Просвещение, 2009г.









Список литературы для родителей и детей

1. Величко, Н.К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: энциклопедия. – М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА.

2. Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М. :Мозаика-Синтез.2007г.

3. Дрожжин Г.А. Сохранить традиции народного искусства. Ассоциация «Народные художественные промыслы России», Родина. 2002г.

4. Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994г.