СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Самоделкин" 72 часа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Самоделкин" 72 часа»

31



Министерство образования Московской области

Управление образования администрации Орехово-Зуевского г.о.

Муниципальное учреждение дополнительного образования

Центр технического творчества г. Ликино-Дулёво




Согласовано

Педагогическим советом

Протокол № 01 от 26.08.2020г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МУДО ЦТТ _________________

Л.В. Попкова


Приказ № 01-08/ 66-01-од от 28.08.2020 г.





Дополнительная общеразвивающая программа

технической направленности

«Самоделкин»


«Стартовый уровень»


срок реализации программы - 1 год

для детей 5 - 7 лет




Составитель Бочарова Алла Владимировна

педагог дополнительного образования







г. Ликино – Дулёво, 2020


Оглавление

1. Пояснительная записка 3

1.1. Направленность дополнительной образовательной программы 3

1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы 4

1.3. Цели и задачи дополнительной образовательной программы 5

1.4. Отличительные особенности дополнительной образовательной программы 6

1.5. Адресат программы 6

1.6. Объем и срок освоения программы 7

1.7. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий 7

1.8. Формы обучения 7

1.9. Планируемые результаты 8

1.10. Формы аттестации 9

1.11. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов 9

1.12. Материально-техническое обеспечение 12

1.13.Информационное обеспечение 12

2. Учебный план 14

3. Содержание программы 15

4. Методическое обеспечение 20

Приложения

Календарный учебный график 24

Оценочный материал…………………………………………………………………………………………………………………29







1. Пояснительная записка



1.1. Направленность дополнительной образовательной программы



Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет техническую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступным для детей старшего дошкольного возраста, начальное техническое моделирование, обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью, целым рядом уникальных возможностей для распознавания, развития общих и творческих способностей, для обогащения внутреннего мира. Ребенок учится обдумывать и создавать схему будущей поделки, подбирать материал с учетом возможности его использования, придумывать оформление, приемы изготовления. Он познает основы графической грамоты, учится производить разметку и измерение, пользуется чертежами, выкройками, схемами, шаблонами. У ребенка активно развиваются пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. Программа позволяет сформировать гибкость мышления, навыки работы в коллективе, формирует культуру здорового и безопасного образа жизни.

В настоящее время искусство работы с бумагой, картоном и другим несложным поделочным материалом в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, а применение разнообразного поделочного материала, способствует развитию воображения и созидательного творчества. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком.

1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы

Актуальность дополнительной образовательной программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современной технике. Она является социально значимой, так как ориентирована на решение важных задач по воспитанию личности современной, гуманной, духовно богатой, технически грамотной. Она связана с использованием комплексного метода обучения, направленного на развитие во взаимосвязи и взаимодействии: общих способностей (способность к обучению и труду); творческих способностей (воображение, креативность мышления, художественное восприятие и др.).

Развивающий характер обучения ориентирован на развитие фантазии, воображения, памяти, наблюдательности, ассоциативного и образного мышления обучающихся.


1.3. Цели и задачи дополнительной образовательной программы

Цель дополнительной образовательной программы - создать условия для выявления и развития творческих способностей обучающихся посредством знакомства и вовлечения их в занятия начальным техническим моделированием.

Задачи дополнительной образовательной программы

Обучающие:

  • формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

  • отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

  • формировать знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении, как простейших технических изделий, так и конструировании объемных макетов транспортных средств, мебели или зданий;

  • научить распознавать и использовать основные виды отделки, применяемые при окончательном изготовлении изделия;

  • осваивать навыки организации и планирования работы;

  • формировать представление о геометрических фигурах, их элементах и свойствах;

  • формировать знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении, как простейших технических изделий, так и конструировании объемных макетов транспортных средств, мебели или зданий.

Развивающие:

  • развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;

  • формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;

  • развивать аналитическое мышление и самоанализ;

  • развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;

  • развивать конструкторские способности, техническое мышление, творческий подход к работе;

  • предоставлять возможность выражать свои творческие замыслы в практической деятельности;

  • развивать навык нахождения применения выполненного изделия в игровой деятельности;

  • предоставить дополнительную возможность каждому ребёнку проявить способности организатора, лидера, руководителя.

Воспитательные:

  • формировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками;

  • развивать терпение и упорство;

  • заложить основы культуры труда;

  • привить бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию;

  • прививать навыки проведения самостоятельного контроля качества во время работы.

  • формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

  • создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.


1.4. Отличительные особенности дополнительной образовательной программы

Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ.


1.5. Адресат программы

Дошкольники (5 - 7 лет) отличаются остротой восприятия действительности и окружающего мира в целом. Характерная особенность этого возраста — ярко выраженная эмоциональность восприятия. Они лучше запоминают все яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик, и пытаются это воспроизвести своими руками.

Аналитическая деятельность находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предмета. Наглядно-образное мышление опирается на восприятие или представление. Поэтому для занятий моделированием оптимальными являются демонстрационные, иллюстративные методы.

В тесной связи с развитием мышления происходит и развитие речи. У детей совершенствуется умение длительно и внимательно слушать другого человека, не отвлекаясь и не перебивая его. Поэтому именно через интересную, познавательную беседу на занятиях педагог развивает мышление детей.

Непроизвольное внимание развито значительно лучше. Их привлекает все новое, неожиданное. Именно с этой целью в программе запланированы посещения выставок декоративно-прикладного творчества и проведение мастер-классов по «ноу-хау» техникам и технологиям.

К возрастной особенности внимания относится и его сравнительно небольшая устойчивость, поэтому во время занятий необходимы небольшие паузы для отдыха. С этой целью программой предусмотрен цикл физкультминуток и релаксирующих пауз.

Дети 5-7лет еще не могут всесторонне обдумывать свои решения, принимают их торопливо, наспех, импульсивно. Поэтому педагог берет на себя роль наставника. В целом, так как в этом возрасте дети очень эмоциональны, то успешно происходит художественно-эстетическое развитие.

Одной из основных целей деятельности педагога должна являться деятельность по обеспечению эмоционального благополучия ребенка в группе.


1.6. Объем и срок освоения программы

Данная программа рассчитана на один год обучения, на занятия с детьми 5-7лет. Предусматривает общую годовую нагрузку 72 часа, и состоит из двух модулей, в каждом по 36 часов.


1.7. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Еженедельно проводится 2 занятия по 1 академическому часу (по 30 минут) в неделю. Каждое занятие рассчитано на 15-20 минут практической и 10-15 минут познавательной, соревновательной или игровой деятельности.


1.8. Формы обучения

Форма обучения – очная. В сформированных группах дети одного возраста. Состав группы постоянный.

Формы обучения организации деятельности обучающихся на занятии: индивидуальная, групповая, фронтальная, индивидуально-групповая.

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия: словесные, наглядные, практические, устное изложение, беседа, объяснение, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приёмов исполнения, тренировочные упражнения, работа по образцу и др.

Основными формами организации образовательного процесса являются групповая. Она ориентирует обучающихся на создание «творческих пар», которые выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы. Групповая форма организации деятельности в конечном итоге приводит к разделению труда в «творческой паре», имитируя пооперационную работу любой ремесленной мастерской. Здесь оттачиваются и совершенствуются уже конкретные профессиональные приемы, которые первоначально у обучающихся получались быстрее и (или) качественнее.

Фронтальная предполагает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся детей через беседу или лекцию. Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе.

Индивидуальная предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори».

Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества обучающегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и четкость исполнения. Данная организационная форма позволяет готовить обучающихся к участию в выставках и конкурсах.

Занятия по программе проводятся в группе обучающихся по 10-12 человек. В детское творческое объединение принимаются все желающие дети дошкольного возраста (5 - 7 лет), без какого-либо отбора и конкурса.


1.9. Планируемые результаты

В конце полугодия дети должны

знать:

  • правила ТБ;

  • требования к организации рабочего места;

  • чертежные инструменты и приспособления;

  • геометрические фигуры;

  • свойства бумаги, картона и способы их обработки;

  • названия основных частей изготовляемых макетов и моделей;

  • нормы поведения в быту и обществе;

  • нормы общения;

уметь:

  • владеть практическими навыками и приёмами художественной обработки бумаги;

  • уметь планировать выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ;

  • работать аккуратно, бережно, опираясь на правила техники безопасности;

  • уметь четко работать с ножницами, линейкой, циркулем;

  • уметь самостоятельно выполнять простые фигуры в техниках оригами, бумагопластики;


1.10. Формы аттестации

Уровень освоения обучающимися программы «Самоделкин» определяется путем отслеживания не только практических и теоретических результатов деятельности обучающегося, но и динамики личностного развития. Отслеживание результативности выполнения данной программы проходит в несколько этапов:

1. входной контроль (проводится в начале учебного года). Определяется общий уровень подготовки каждого обучающегося (нормативный, компетентный) в форме наблюдений, собеседований с родителями.

2. промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проводится в формах, определенных данной программой.

Формы аттестации разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы: конкурсы, соревнования, наблюдение, викторины, выставки, открытые занятия и т.д.


1.11. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка.


Параметры

Критерии

Образовательные результаты


Освоение детьми содержания образования.

1. Разнообразие умений и навыков.

2. Глубина и широта знаний по предмету.

Детские практические и творческие достижения.

3. Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности.

4. Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы их масштаб).

5. Развитие общих познавательных способностей (моторика, воображение, память, речь, внимание).

Эффективность воспитательных воздействий

1. Культура поведения ребенка.

2. Стремление к аккуратности в выполнении задания, и порядку на рабочем месте.

3. Наличие стремления доводить начатое дело до конца

Социально-педагогические результаты

1. Выполнение санитарно-гигиенических требований.

2. Выполнение требований техники безопасности.

3. Характер отношений в коллективе.

4. Отношение к преподавателю.




Показатели критериев определяются уровнем: высокий; средний; низкий.

Мониторинг образовательных результатов

    1. Разнообразие умений и навыков.

Высокий: имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).

Средний: имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.

Низкий: имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.

    1. Глубина и широта знаний по предмету.

Высокий: имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название геометрических фигур, форм...) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.

Средний: имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.

Низкий: недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.

    1. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности.

Высокий: проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности, самостоятельно занимается дома, помогает другим, активно участвует в соревнованиях.

Средний: проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.

Низкий: присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.

    1. Разнообразие творческих достижений.

Высокий: регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе города.

Средний: участвует в выставках внутри кружка, учреждения.

Низкий: редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.

    1. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики.

Высокий: точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.

Средний: ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества, воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.

Низкий: не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слабо, воображение репродуктивное.

Мониторинг эффективности воспитательных воздействии

  1. Культура поведения ребенка.

Высокий: имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина).

Средний: имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.

Низкий: моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения.

  1. Характер отношений в коллективе.

Высокий: высокая коммуникативная культура, принимает активное заинтересованное участие в делах коллектива.

Средний: имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива.

Низкий: низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе.

Мониторинг социально-педагогических результатов.

  1. Выполнение санитарно-гигиенических требований.

Высокий уровень: без напоминания преподавателя перед началом занятий и после использования клея или красок моет руки, аккуратно с осторожностью пользуется клеем, красками и фломастерами.

Средний: выполняет санитарно-гигиенические требования не постоянно или после напоминания преподавателя.

Низкий: отказывается полностью или очень редко соглашается выполнять санитарно-гигиенические требования.

  1. Выполнение требований техники безопасности.

Высокий уровень: выполняет все правила техники безопасности при работе с ножницами, шилом, другими инструментами.

Средний: выполняет правила техники безопасности после напоминания преподавателя.

Низкий: выполняет правила техники безопасности только под строгим контролем преподавателя.

  1. Характер отношений в коллективе.

Высокий уровень: постоянно доброжелательное отношение к другим учащимся, стремление помочь или подсказать, поделиться материалом или инструментами, желание выполнять коллективные работы или руководить их выполнением.

Средний: нет склонности к конфликтам, но нет стремления к активному сотрудничеству с товарищами.

Низкий: стремится к обособлению, отказывается сотрудничать с другими учащимися при выполнении заданий

4. Отношение к преподавателю.

Высокий уровень: внимательно слушает преподавателя, старательно выполняет все требования, может обратиться за необходимой помощью в различных вопросах.

Средний: выполняет требования преподавателя, но держится независимо.

Низкий: игнорирует требования преподавателя, отвечает на вопросы и выполняет задания только по принуждению.

1.12. Материально-техническое обеспечение

Занятия кружка проводятся в отдельном кабинете. Имеются все образцы для работы: модели автомобилей, летающие, плавающие модели, модели транспортной техники. В кабинете имеются шкафы для хранения инструментов и материалов, мультимедиа-проекторы, доска, планшет, музыкальный центр,  Столы и стулья рассчитаны для занятий учащихся данного возраста. Имеются наборы чертежей, шаблонов для изготовления различных моделей, образцы моделей (судо, авиа , и автомодели), выполненные учащимися и педагогом, чертежная бумага, картон, чертежные инструменты, комплект режущего инструмента, кисти, клей ПВА, клей-карандаш, водорастворимые краски.


1.13.Информационное обеспечение

Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, экскурсии в музеи, на выставки прикладного творчества.

Используются специализированная литература по истории судостроения, развитию авиации, космонавтики и автомобилестроения, подборка журналов («Левша», «Юный техник», «Моделист-конструктор») фото и видеоматериалы.

Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, кроссвордов, пословиц, загадок, рассказов. Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.

Сборники: бесед; стихов; пословиц; загадок; рассказов; кроссвордов.

Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, решение кроссвордов, соревнования среди обучающихся объединения, тематические вопросы также помогают при творческой работе.

В первом полугодии у детей происходит знакомство с технологическим процессом создания изделий из бумаги. Особое внимание следует уделять развитию у детей способности слушать, рассказывать, смотреть. На занятиях необходимо предлагать вопросы, задания, активизирующие творческую активность ребенка.

Этот год обучения знакомит с историей возникновения бумаги. На примере практической работы детям даются знания о свойствах бумаги.

Необходимо организовать занятия так, чтобы дети могли свободно общаться, чувствовать себя комфортно и уверенно.

Во втором полугодии, прежде всего, повышается творческий потенциал ребенка. Содержание обучения направленно на углубление и закрепление первоначальных знаний, умений, навыков, но на этом этапе в первую очередь реализуются задачи творческого развития. Итогом работы обучения является создание выставки детских творческих работ.

Наглядные пособия:

Стенды

  • правила техники безопасности;

  • коллекция бумаги;

  • базовые схемы оригами,

  • цветовая карта,

  • схема сочетания цветов,

  • геометрические фигуры,

  • геометрические тела;

  • детские работы;

  • демонстрационные работы и образцы.

Иллюстрационный материал к тематическим праздникам:

  • Новый год,

  • Рождество,

  • День Защитника Отечества,

  • Пасха,

  • Праздник весны,

  • День Победы.


Дидактические материалы:

  • загадки по теме «Техника», «Природа», «Животные», «Загадки-обманки»

  • кроссворды «Самоделкин», «Инструменты и материалы», «Техника» и др.;

  • шаблоны и трафареты для изготовления моделей;

  • распечатки фигур для аппликации;

  • настольные, игры: «Ездим, плаваем, летаем», «Танграм», «Собери квадрат», «Геометрическое лото», «Геометрическая мозаика» и др.


2. Учебный план

1 модуль


Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

Наблюдение

2

Тема 1. «Техника безопасности. Инструменты»

2

1

1

Викторина

3

Тема 2. «Материалы - бумага, картон»

2

1

1

Конкурс

4

Тема 3. «Основы цветоведения»

2

1

1

Выставка

5

Тема 4. «Аппликация»

4

1

3

Выставка

6

Тема 5. «Оригами»

4

1

3

Открытое занятие

7

Тема 6. «Работа с природным материалом»

2

1

1

Выставка

8

Тема 7. «Бумагопластика и техническое моделирование»

6

2

4

Конкурсы.

9

Тема 8. «Конструирование»

2

1

1

Соревнование.

10

Тема 9. «Пластический материл»

3

1

2

Открытое занятие

11

Тема 10. «Народные промыслы»

2

1

1

Выставка

12

Тема 11. «Праздники. Соревнования»

5

1

4

Оформление стенда для родителей

13

Заключительное занятие

1

-

1

Выставка

Итого:

36

13

23




2 модуль

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

Наблюдение

2

Тема 1. «Техника безопасности. Инструменты»

2

1

1

Викторина

3

Тема 2. «Материалы - бумага, картон»

2

1

1

Конкурс

4

Тема 3. «Основы цветоведения»

2

1

1

Выставка

5

Тема 4. «Аппликация»

4

1

3

Выставка

6

Тема 5. «Оригами»

3

1

2

Открытое занятие

7

Тема 6. «Работа с природным материалом»

2

1

1

Выставка

8

Тема 7. «Бумагопластика и техническое моделирование»

6

2

4

Конкурсы.

9

Тема 8. «Конструирование»

2

1

1

Соревнование.

10

Тема 9. «Пластический материл»

3

1

2

Открытое занятие

11

Тема 10. «Народные промыслы»

2

1

1

Выставка

12

Тема 11. «Праздники. Соревнования»

6

2

4

Оформление стенда для родителей

13

Заключительное занятие

1

-

1

Выставка

Итого:

36

14

22



3. Содержание программы


Вводное занятие

Цель: создать устойчивую мотивацию к занятию начальным техническим моделированием, познакомить с историей развития моделирования и современным моделированием.

Теория

История и современное развитие техники; современное моделирование и технологии постройки моделей. Начальное техническое моделирование - один из видов технического творчества Моделирование, как составная часть технического конструирования. Модели кораблей, самолетов и автомобилей.

Форма занятий: беседа о технике, её истории и современном развитии; рассказ об истории моделирования; рассказ о современном моделировании и технологиях постройки моделей с использованием фотографий; конкурс отгадывания загадок по теме «Техника».


Тема 1. «Техника безопасности. Инструменты»

Цель: познакомить с правилами техники безопасности, основными санитарно-­гигиеническими нормами, основными инструментами и материалами для работы с бумагой.

Теория

Инструктаж по технике безопасности при работе с режущими и колющими инструментами. Демонстрация инструментов необходимых для работы, описание и назначение. Рассказ о санитарно-гигиенических нормах и правилах поведения на занятиях по НТМ.

Практическая работа

Складывание и сгибание бумаги; поделки из мятой бумаги. «Моя любимая игрушка» «Фрукты», «Четвероног».

Формы занятий: демонстрация инструментов, необходимых для занятий, описание их назначения и правил ТБ при пользовании ими; рассказ о санитарно-гигиенических нормах и правилах поведения на занятиях по НТМ, практическая работа, викторина. выставка для родителей.


Тема 2. «Материалы — бумага, картон»

Цель: Практическим путем познакомить со свойствами бумаги. Познакомить с видами картона и способами его обработки. Показать его многофункциональность.

Теория

Свойства бумаги и картона. История возникновения бумаги. Разница между бумагой и картоном. Разнообразие бумаги, ее виды. Сходства и различия между различными видами картона. Способы обработки бумаги и картона.

Практическая работа

Игрушки «Султанчик», «Веселая гусеница», «Волшебная палочка», «Вырезалки из бумаги».

Формы занятий: Рассказ об истории происхождения бумаги, ее фактуре и свойствах, практическая работа по исследованию механических свойств бумаги и картона. Создание коллекции бумаги и оформление ее в творческой форме, практическая работа.


Тема 3. «Основы цветоведения»

Цель: Дать общее представление о цвете, как о главном средстве восприятия окружающего мира. Развитие фантазии и воображения.

Теория

Цветовой круг. Основные цвета, составные цвета и дополнительные цвета. Понятие о холодных и теплых цветах. Цветовое сочетание. Цветовой контраст. Понятие о композиции.

Практическая работа

Панно «Радуга-дуга», «Золотая осень», игрушки «Змейка», «Улитка», «Петушок», открытка «Весенний букет».

Формы занятия: Наблюдение, объяснение, подбор ассоциаций и образов, практическая работа, конкурс на лучшую поделку.


Тема 4. «Аппликация»

Цель: Познакомить с разными видами аппликации, научить построению многопредметных композиций.

Теория

История аппликации. Виды аппликации (предметная, декоративная, сюжетная). Аппликация плоская, объемная и полуобъемная. Техника работы с бумагой (скручивание, сминание, обрывание)

Практическая работа

Плоские композиции: «Смешная гусеница», «СмеШАРики», «Веселый хоровод», «Волшебные бабочки» (симметричное вырезание), «Яхта в море»; «Корзина с тюльпанами», «Мальчик и девочка» (многослойная аппликация), «Ваза с фруктами», «Корзина с овощами» (объемная аппликация из мятой бумаги).

Формы занятий: рассказ- беседа, практическая работа - создание творческих работ на основе демонстрационного материала, практическая работа-игра «Подумай и наклей» (логическая аппликация), аппликация на схематические рисунки (аппликационное раскрашивание),работа с шаблонами, выставка детских работ.


Тема 5. «Оригами»

Цель: Формировать интерес к искусству оригами. Развивать пространственное воображение, творческие способности, память, внимательность и аккуратность.

Теория

Понятие оригами, способы и приемы складывания бумаги, базовые формы оригами, оригами с элементами аппликации, условные знаки.

Практическая работа

Игрушки «Стаканчик с шариком», «Белые кораблики», «Лягушка», «Тюльпан», «Золотая рыбка», «Щенок», «Букашка на ромашке», «Утенок», «Собачка», «Котенок», «Дед Мороз».

Формы занятий: открытое занятие с родителями, демонстрация иллюстраций, образцов, выставка работ, игры, соревнования, упражнения на разминку пальцев.


Тема 6. «Работа с природным материалом»

Цель: Показать возможность применения природного материала, научить составлять образ из частей (природного материала).

Теория

Природный материал и его свойства. Разновидность природного материала. Эстетические качества природного материала. Композиции из сухих растений. Правила подбора природного материала для получения выразительного образа.

Практическая работа

Панно «Морское дно», «Одуванчики», «Ежик», «Подсолнух», «Вертолет», «Петушок», «Бабочка», «Жучок».

Формы занятий: рассказ, беседа, подбор материала, демонстрация иллюстраций, образцов, практическая работа, выставка работ,


Тема 7. «Бумагопластика и техническое моделирование»

Цель: научить выполнять объемные модели на основе свойств бумаги и картона с использованием других материалов; воплощать в жизнь свои задумки, фантазировать, увлеченно работать, видя конечный результат.

Теория

Техническое моделирование; понятие о разметке, способы разметки деталей на бумаге; шаблоны и трафареты, работа с ним; способы скрепления деталей из бумаги и картона; транспорт (наземный, воздушный и водный).

Практическая работа

Создание моделей самолётов, кораблей, автомобилей, здания, мебель: «Слон», «Крокодил», «Жираф», «Паровоз», «Легковой автомобиль», «Грузовик», «Автобус», «Самолет», «Ракета», «Парусник», «Катер», «Дом», «Стол и стул», «Детская площадка».

Формы занятий: иллюстрированные рассказы, беседы, игры, викторины, кроссворды, практическая работа, соревнования, участие в конкурсах, выставки детских работ.


Тема 8. «Конструирование»

Цель: закрепить названия геометрических фигур и объемных геометрических тел, научить сравнивать, правильно комбинировать фигуры, классифицируя их по форме, размеру, цвету.

Теория

Простейшие геометрические фигуры; объемные геометрические тела; понятие о точке, линии, плоскости; линия прямая и кривая; угол, сторона, диагональ. Вертикальный и горизонтальный ряд. Расположение фигур (высоко, низко, в центре, слева, справа). Геометрическая форма в окружающих предметах

Практическая работа

Построение узоров и орнаментов из геометрических фигур в полосе, круге квадрате, изготовление геометрического конструктора, аппликация из геометрических фигур «Мозаика», панно «Поляна сказок», «Мой город», моделирование из конструктора (мост, автомобиль, самолет, катер, ракета, дом, мебель).

Формы занятий: рассказы, беседы, игры, отгадывание загадок, практическая работа с конструктором, соревнования и др.


Тема 9. «Пластический материал»

Цель: Вызвать у ребенка интерес к лепке. Развивать мелкую моторику. Развивать координацию пальцев. Научить аккуратности в работе с пластилином. Стимулировать воображение и фантазию ребенка.

Теория

Свойства пластилина ( имеет свойства мяться, скатываться, расплющиваться, рваться, приобретать разную степень мягкости в зависимости от температуры); техника работы с пластилином; основные элементы лепки; рисунки жгутами из пластилина; лепка из целого куска; узоры из пластилина; пластилинография или рисование пластилином.

Практическая работа

Сувениры «Петушок», «Шкатулка», «Веселые собачки»; пластилинография «Яркое лето», «Зимушка - зима», «Розы»; игрушки «Хитрая лиса», «Самолет», «Вертолет», «Машина» «Подсолнух».

Формы занятий: практическая работа, рассказ, демонстрация образцов, беседа, выставка детских работ, дид. игры, упражнения на разминку пальцев.


Тема 10. «Народные промыслы»

Цель: Формирование интереса к истории и культуре своего народа. Создание представления о характерных особенностях народных промыслов.

Теория

Истоки народных промыслов и ремёсел. Дымковская игрушка. Жостовские подносы. Городецкая и Хохломская роспись. Гжель. Дулевский фарфор.

Практическая работа

Посуда «Дулёвский сервиз»; «Снегурочка», «Мишка» (Дулёвская скульптура) «Дымковская барышня»; « Петушок» (Гжель).

Формы занятий: Игра «Путешествие на ярмарку народных промыслов», посещение музеев прикладного творчества, викторины, выставки для родителей.


Тема 11. Праздники. Соревнования.

Цель: сформировать эстетические чувства, повысить самооценку ребенка, воспитать доброжелательное отношение к окружающим.

Теория

Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками

Практическая работа

Открытки, подарки и сувениры к праздникам. Изготовление выставочных работ, практическое оформление интерьера к праздникам. Соревнования ко Дню космонавтики и Дню защитника Отечества и др.

Формы занятий: Посещение музеев, памятников, оформление интерьера к праздникам, использование стихов, поговорок, пословиц ,музыкальных композиций.


Заключительное занятие

Практическая работа

Подведение итогов работы за год. Подготовка к итоговой выставке детского творчества. Экскурсия на отчетную выставку.


4. Методическое обеспечение


Программа «Самоделкин» реализуется для обучающихся в очной форме.

При организации образовательного процесса в объединении используются следующие методы: обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, проблемный, репродуктивный, игровой); воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, мотивация).

Занятия в объединении «Самоделкин» проводятся в групповой форме. Основные виды групповых занятий: рассказ - беседа с показом иллюстраций, практическое занятие, занятие-игра, занятие-сказка и др.

При реализации программы используются следующие педагогические технологии:

  • технология индивидуализации обучения;

  • технология группового обучения;

  • коммуникативная технология обучения;

  • технология дифференцированного обучения;

  • технология проблемного обучения;

  • технология проектного обучения;

  • здоровьесберегающая технология


Алгоритм подготовки учебного занятия в учреждениях дополнительного образования может быть следующим:

I этап.   Анализ предыдущего учебного занятия.

2этап. Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия
строится модель будущего учебного занятия;

  • определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса
    обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий);

  • обозначение задач учебного занятия;

  • определение темы и ее потенциала, как обучающего, гак и воспитательного;
    определение вида занятия, если в этом есть необходимость;

  • продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы на каждом этапе занятия.

3 этап.   Обеспечение учебного занятия.

  • Самоподготовка, подбор информации познавательного материала.

  • Обеспечение учебной деятельности учащихся; подбор, изготовление дидактического, наглядного материала, раздаточного материала; подготовка заданий.

  • Хозяйственное обеспечение: подготовка кабинета, зала, местности, инвентаря, оборудования и т. д.

Алгоритм будет изменяться, уточняться, детализироваться в каждом  конкретном случае. Важна сама логика действий, прослеживание последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а построение системы обучения, которая позволит достигать высоких образовательных результатов и полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал учебного предмета.


Необходимо помнить, что для достижения эффективности занятия необходимо соблюдение некоторых условий, к примеру:

  • комплексность целей (обучающие, воспитывающие, общеразвивающие задачи, оздоровительные);

  • адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям
    детского коллектива;

  • соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;

  • наличие чётко продуманной логики занятия, преемственности этапов;

  • четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;

  • наличие благоприятной психологической атмосферы;

  • активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности,
    включая каждого ребенка в деятельность);

  • полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами.


5. Список литературы

Для педагогов

  1. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.

  2. Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.

  3. Афонькин. С, Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. — М.: Рольф Аким, 1999.

  4. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение,

1999.

  1. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. - М.: Издательский дом МС, 2001.

  2. Глушенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе.— М.:

Просвещение, 1985.

  1. Горичева B.C., Филиппова ТВ. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. —

Ярославль: Академия развития, 2000.

  1. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.

  2. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного

образования детей. — Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002.

  1. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. - Ярославль: «Академия

развития», 1997.

  1. Кобитина И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. - М.: Творческий центр «Сфера», 2000.

  2. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. - М.: ЗАО «ИД КОН - Лига Пресс», 2002.

  3. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. - Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.

  4. Майорова И.Г. Трудовое обучение в начальных классах. — М.: «Просвещение», 1978.

  5. Максимова Н.М., Колобова Т.Г. Аппликация. - М.: ООО фирма «Издательство ACT»,

1998.

  1. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. — Ярославль: «Академия

развития», 2001.

  1. Сергеева Н., Модель деятельности педагога по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников и младших школьников № 4, 2003.

  2. Сократов Н., Багирова О., Манакова С., Мотивационные основы здоровьесберегающего воспитания детей .№9, 2003 г.

  3. Троицкая И., Формирование саморегуляции у младших школьников . № 6 2003

  4. Хелен Блисс. Твоя мастерская. Бумага. / Перевод: Беловой Л.Ю. – Санкт-Петербургург: «Норинт», 2000.

  5. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей – Ярославль: «Академия развития», 1997.

  6. Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить. М.: Просвещение, 1990.

  7. Яшнова О. Успешность обучения и воспитания старших дошкольников, младших школьников № 8, 2002.


Литература для обучающихся и родителей


  1. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома, - М.: Рольф Аким, 1999.

  2. Васильева Л., Гангнус. Уроки. Уроки занимательного труда. – М.: Педагогика, 1987.

  3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2002.

  4. Коллекция идей. Журнал для не скучной жизни. – М.: ЗАО «ИД КОН» - Лига Пресс», 2002.

  5. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. – М.: ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004.

  6. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, - Ярославль: Академия развития, 2001.

  7. Чернова Н. Н. – Волшебная бумага.- М.: АСТ, 2007.- 207 с.

  8. Самолеты мира / ред. группа: О. Мироненко, Л. Ковальчук, Е Сучкова и др.


Приложение №1

Календарный учебный график


Дополнительная общеобразовательная программа

«Самоделкин»

(стартовый уровень)

Модуль 1

Месяц

Число

Время провед.

занятия

Форма занятия

Кол-во час

Тема занятия

Место проведения

Форма

контроля

Сентябрь

1

09.00 -09.30

групповая

1

Введение. История и современное развитие техники.

П\р. Бумажные фантазии из мятой бумаги «Четвероног».


МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Выставка.

Сентябрь

6

09.00 -09.30

групповая

1

Инструктаж по технике безопасности при работе с режущими и колющими инструментами.

П\р. «Забавный слоник»

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.


Наблюдение.

Сентябрь

8

09.00 -09.30

групповая

1

Санитарно-гигиенические нормы и правила поведения на занятиях НТМ.

П\р. Коллективная работа:

«Вырезалки из бумаги».

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.


Наблюдение.

Сентябрь

13

09.00 -09.30

групповая

1

История возникновения бумаги. Свойства бумаги Разнообразие бумаги, ее виды.

П\р. «Веселая гусеница».


МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.


Викторина

Сентябрь

15

09.00 -09.30

групповая

1

Расположение фигур (высоко, низко, в центре, слева, справа).

П\р. Моделирование из конструктора «Многоэтажный дом».


МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.


Выставка.

Сентябрь

20

09.00 -09.30

групповая

1

Свойства картона. Сходства и различия между различными видами картона.

П\р. «Султанчик»

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.


Наблюдение.

Сентябрь

22

09.00 -09.30

групповая

1

История аппликации .Плоская аппликация

Конкурс «Ромашковое лето».

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Конкурс.

Сентябрь

27

09.00 -09.30

групповая

1

Аппликация. Техника работы с бумагой (сминание).

П\р. «Ваза с фруктами», «Корзина с овощами»

Выставка детских работ «Салфетки на любой вкус».

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.


Выставка.

Сентябрь

29

09.00 -09.30

групповая

1

Понятие оригами.

П\р. Игрушка «Стаканчик с шариком».

Игра-соревнование «Кто больше раз поймает шарик».

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Соревнование

Октябрь

4

09.00 -09.30

групповая

1

Историческое происхождение праздников.

Выставка ко дню пожилого человека.

П\р. «Моя бабушка». «Мой дедушка» (портрет- аппликация)

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Выставка.

Октябрь

6

09.00 -09.30

групповая

1

Оригами. Способы и приемы складывания бумаги

П\р. «Рыбки в аквариуме» (коллективная работа).

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение.

Октябрь

11

09.00 -09.30

групповая

1

Природный материал и его свойства.

П\р. Панно «Морское дно» (коллективная работа).

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение.

Октябрь

13

09.00 -09.30

групповая

1

Эстетические качества природного материала.

П\р. «Бабочка» (из листьев).

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Выставка.

Октябрь

18

09.00 -09.30

групповая

1

Простейшие геометрические фигуры;

П\р. Построение узоров и орнаментов из геометрических фигур в полосе.

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение.

Октябрь

20

09.00 -09.30

групповая

1

Цветовой круг

П\р.Досугово-игровая программа «Веселый листопад»

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Оформление стенда.

Октябрь

25

09.00 -09.30

групповая

1

Техника работы с бумагой (скручивание).

П\р. «Плот Винни Пуха».

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение.

Октябрь

27

09.00 -09.30

групповая

1

Техника работы с бумагой (обрывание)

П\р. «Осеннее дерево»

Загадки про осень

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Конкурс.

Ноябрь

1

09.00 -09.30

групповая

1

Понятие о холодных и теплых цветах.

П\р. «Мой город».

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение.

Ноябрь


3

09.00 -09.30

групповая

1

Волшебный мир бумаги.

П\р. «Крокодил».

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Викторина.

Ноябрь

8

09.00 -09.30

групповая

1

Техника бумажной пластики.

П\р. «Слон».


МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Выставка.

Ноябрь

10

09.00 -09.30

групповая

1

Пластический материал. Свойства пластилина.

П\р. «Роза».

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение

Ноябрь

15

09.00 -09.30

групповая

1

Конкурс «Превращение бумажной коробки».

П\р. «Мебель для куклы».

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение.

Ноябрь

17

09.00 -09.30

групповая

1

Способы и приемы складывания бумаги

П\р. «Веселый щенок».

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Конкурс

Ноябрь

22

09.00 -09.30

групповая

1

Объемные геометрические тела

П\р. Построение узоров и орнаментов из геометрических фигур в круге.

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение.

Ноябрь

24

09.00 -09.30

групповая

1

Шаблоны и трафареты.

Способы применения шаблонов и трафаретов.

П\р. «Зеленый попугай» (подвеска 3D).


МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение.

Ноябрь

29

09.00 -09.30

групповая

1

П\р. Подарок маме «Корзина

с тюльпанами» (объемная аппликация).


МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Выставка

Декабрь

1

09.00 -09.30

групповая

1

Вырезание по контуру.

П\р. «Жираф»

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Конкурс.

Декабрь

6

09.00 -09.30

групповая

1

Техника работы с пластилином.

П\р. «Вертолет».

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение.

Декабрь

8

09.00 -09.30

групповая

1

Наземный транспорт.

П\р. «Легковой автомобиль».

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Конкурс

Декабрь

13

09.00 -09.30

групповая

1

Свойства пластилина.

П\р. «Веселый снеговик».

Выставка для родителей «Проказы матушки зимы».

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Оформление стенда.

Декабрь

15

09.00 -09.30

групповая

1

Пластилинография или рисование пластилином.

П\р. «Зимушка-зима».

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение.

Декабрь

20

09.00 -09.30

групповая

1

Наземный транспорт

П\р. «Грузовик».


МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение.

Декабрь

22

09.00 -09.30

групповая

1

Конкурс «Мастерская Деда Мороза». П\р. «Елочные игрушки».

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Выставка для малышей.

Декабрь

27

09.00 -09.30

групповая

1

Базовые формы оригами,

П\р. «Дед Мороз».

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение.

Декабрь

29

09.00 -09.30

групповая

1

Лепки из целого куска.

П\р. Сувенир «Тигр - символ года».

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение.

Декабрь

31

09.00 -09.30

групповая

1

Истоки народных промыслов и ремёсел.

П\р. «Снегурочка» (скульптура ДФЗ ).

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Конкурс.


Модуль 2

Месяц

Число

Время провед.

занятия

Форма занятия

Кол-во час

Тема занятия

Место проведения

Форма

контроля

Январь

11

09.00 -09.30

групповая

1

Санитарно-гигиенические нормы и правила поведения на занятиях НТМ.

Инструктаж по технике безопасности при работе с режущими и колющими инструментами.


МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение.

Январь

13

09.00 -09.30

групповая

1

Виды аппликации (предметная, декоративная, сюжетная).

П\р. «Новогодняя сказка».

(аппликация)


МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение.

Январь

18

09.00 -09.30

групповая

1

Цветовое сочетание. Цветовой контраст.

П\р. «Змейка» (из цветных полос).

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Соревнование

Январь

20

09.00 -09.30

групповая

1

Базовые формы оригами,

П\р. «Лягушата».

Соревнование «Чья лягушка дальше прыгнет».

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Соревнование

Январь

25

09.00 -09.30

групповая

1

Правила подбора природного материала для получения выразительного образа..

Творческий конкурс «В гостях у жителей подводного царства».

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Конкурс.

Январь

27

09.00 -09.30

групповая

1

Продолжение занятия.

Работа с природным материалом.

Творческий конкурс «В гостях у жителей подводного царства».

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Конкурс

Февраль

1

09.00 -09.30

групповая

1

Понятие о композиции.

П\р. «День веселых валентинок».

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Оформление стенда для родителей.

Февраль

3

09.00 -09.30

групповая

1

Воздушный транспорт

П\р. «Самолет».

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение.

Февраль

8

09.00 -09.30

групповая

1

Аппликация плоская, объемная и полуобъемная

П\р. «Веселый хоровод» (симметричное вырезание).

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение.

Февраль

10

09.00 -09.30

групповая

1

Работа с природным материалом.

П\р. Композиции из сухих растений

«Старик Лесовик» (из хвои и шишек).


МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Выставка.

Февраль

15

09.00 -09.30

групповая

1

Линия прямая и кривая;

П\р. Моделирование из конструктора «Мост».

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение.

Февраль

17

09.00 -09.30

групповая

1

Вертикальный и горизонтальный ряд.

П\р. Моделирование из конструктора

«Ракета»


МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение.

Февраль

22

09.00 -09.30

групповая

1

Подготовка к празднику

День защитника отечества.

П\р. « Поздравительная открытка» (объемная аппликация)


МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение.

Февраль

24

09.00 -09.30

групповая

1

Народные промыслы

Дымковская игрушка.

«Дымковская барышня»;

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение.

Март

1

09.00 -09.30

групповая

1

Водный транспорт.

П\р. Кораблик с пассажирами.(4 поделки и одного листа бумаги).


МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Соревнование

Март

3

09.00 -09.30

групповая

1

Международный Женский

День 8 Марта .

Выставка детских работ «Подари улыбку маме».

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Выставка.

Март

10

09.00 -09.30

групповая

1

Угол, сторона.

П\р. Панно «Мой город» (из геометрических фигур).

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение.

Март

15

09.00 -09.30

групповая

1

Оригами с элементами аппликации

П\р.«Веселый утенок».

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение.

Март

17

09.00 -09.30

групповая

1

Способы крепления деталей из бумаги и картона.

П\р. Конкурс фантастических проектов (из мятой бумаги).

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Конкурс

Март

22

09.00 -09.30

групповая

1

Композиции из сухих растений

П\р. «Подсолнух» ( из семян подсолнуха).

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение.

Март

24

09.00 -09.30

групповая

1

Способы скрепления деталей из бумаги и картона. П\р. «Домик».

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Викторина.

Март

29

09.00 -09.30

групповая

1

Оригами с элементами аппликации

П\р. «Букашка на ромашке».


МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Конкурс.

Апрель

5

09.00 -09.30

групповая

1

Лепка из целого куска.

П\р. «Светофор».


МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение.

Апрель

7

09.00 -09.30

групповая

1

Понятие о точке, линии, плоскости.

П\р. Коллективная работа «Поляна сказок»(из геометрических фигур)


МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Соревнование.

Апрель

12

09.00 -09.30

групповая

1

Знакомимся с солнечной системой.

П\р. «Ракета» (норигами).


МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение.

Апрель

14

09.00 -09.30

групповая

1

Народные промыслы

Гжель. Дулевский фарфор.

П\р. «Дулёвский сервиз» (коллективная работа)

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение.

Апрель

19

09.00 -09.30

групповая

1

Народные промыслы.

Жостовские подносы.

П\р. Аппликация «Жостовские подносы».

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение.

Апрель

21

09.00 -09.30

групповая

1

Понятие о разметке способы разметки деталей на бумаге

П\р. «Мебель для куклы».

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение.

Апрель

26

09.00 -09.30

групповая

1

Диагональ.

П\р. Панно «Мой город» (из геометрических фигур).

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Оформление стенда.

Апрель

28

09.00 -09.30

групповая

1

Лепка из соленого теста.

П\р. Сувенир «Мышка»,

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Выставка.

Май

5

09.00 -09.30

групповая

1

Подготовка к празднику 9 Мая

П\р. «Солдатская пилотка» (оригами)


МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение.

Май

12

09.00 -09.30

групповая

1

Водный транспорт.

П\р. «Спасательный катер».


МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение.

Май

17

09.00 -09.30

групповая

1

Базовые формы оригами, условные знаки.

П\р. «Белый кораблик».

Конкурс на самый быстрый кораблик.

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Конкурс.

Май

19

09.00 -09.30

групповая

1

Выполнение разметки несложных объектов при помощи чертежных инструментов.

П\р. «Пчелка на ветке».

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение.

Май

24

09.00 -09.30

групповая

1

Рисунки жгутами из пластилина.

П\р. «Белая береза».

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Оформление стенда.

Май

26

09.00 -09.30

групповая

1

Расположение фигур (высоко, низко, в центре, слева, справа).

П\р. Моделирование из конструктора «Многоэтажный дом».

Заключительное занятие

Итоговая выставка для родителей «Юный Самоделкин». «Детская площадка» (коллективная работа)

МБДОУ ЦРР д\с №17 г. Л-Дулево.

Наблюдение.





Приложение №2



Промежуточная аттестация (декабрь)


Для проверки теоретических знаний обучающимся предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Что такое композиция в аппликации? (Композиция – это взаимосвязь между размерами и расположением основных фигур на выбранном формате в сюжетной аппликации.)

  2. Что такое колорит в аппликации? ( Колорит – это сочетание цветовых соотношений в аппликации.)

  3. Что такое орнамент? (Орнамент – ритмически построенный узор, составленный из растительных, животных, геометрических фигур – элементов.)

  4. Что такое шаблон? (Шаблон – это образец из картона, по которому размечают и вырезают фигуры.)

  5. Что такое фон в аппликации? (Фон в аппликации – это цвет основного материала, на котором она выполняется.)

  6. Что такое паспарту? ( Паспарту – картонная (или плотная) бумага, на которую наклеивают аппликацию.)

  7. Сколько существует способов складывания фигурок-оригами? ( Существует три способа складывания фигурок – оригами.

  8. Назовите способы складывания фигурок – оригами. (Первый способ складывания – это складывание фигурок из одного листа квадратной формы без надрезов, второй способ предполагает складывание фигурок из листа прямоугольной формы, третий способ заключается в изготовлении фигурок из трех и более модулей.)

  9. Назовите главное правило складывания фигурок-оригами. (Главное правило складывания оригами: тщательно продавливайте линии сгибов, иначе ваше изделие развернется и будет нечетким. Работать необходимо на твердой плоской поверхности).


Для проверки практических знаний текущего контроля первого полугодия обучающимся предлагается выполнить новогоднюю аппликацию с использованием оригами.







После изготовления снеговика обучающиеся проявляют фантазию и воображение и дополняют аппликацию другими.

При этом будут оцениваться следующие умения и навыки:


  • Соблюдение правил техники безопасности;

  • Соблюдение порядка на рабочем месте;

  • Умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги;

  • Умение сделать из квадрата базовую форму оригами «Двойной треугольник»;

  • Умение правильно наносить клей на детали аппликации;

  • Умение проявить фантазию и воображение и дополнить аппликацию другими элементами.

Итоговая аттестация (конец года)


Для проверки теоретических знаний обучающимся предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Назовите виды транспорта? (Воздушный, речной, наземный, подземный).

  2. К какому виду транспорта относятся автомобили? (Автомобили относятся к наземному виду транспорта)

  3. Как делятся автомобили по их назначению? (Автомобили делятся по назначению на легковые, грузовые, пассажирские, спортивные, военные, специальные).

  4. Назовите пассажирские виды транспорта. (Автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси).

  5. Как правильно необходимо обходить пассажирские виды транспорта (Автобус, троллейбус, маршрутное такси обходим сзади, а трамвай обходим спереди.)

  6. Назовите первого изобретателя планера. (Первым изобретателем планера был немецкий инженер Отто Лилиенталь.)

  7. Что такое самолет? (Самолет – летательный аппарат тяжелее воздуха, который приводится в движение двигателем)

  8. Кто осуществил первый в истории авиации полет? (Американские инженеры братья Орвил и Уилбер Райт)

  9. Из какого материала изготавливались первые самолеты? (Первые самолеты были деревянные, обтянутые тканью.)


Для проверки практических знаний обучающимся предлагается изготовить танк с использованием спичечных коробков




При этом будут оцениваться следующие умения и навыки:


  • Соблюдение правил техники безопасности;

  • Соблюдение порядка на рабочем месте;

  • Умение правильно пользоваться линейкой;

  • Умение вырезать по нарисованным линиям;

  • Умение соединить спичечные коробки между собой;

  • Умение правильно наносить клей на детали танка;

  • Умение проявить фантазию и воображение, чтобы дополнить предложенный вариант танка элементами, не входящими в основное задание.